Неделя истории
материал по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Пояснительная записка

 

                                                               Так уж устроена юность. Дай ей самое серьёзное

                                                        дело – она непременно приправит его шуткой. Иначе

                                                              не воспринимается действительность. Без шутки

                                                             весь мир кажется постылым. Не любит  молодёжь

                                                                                                   сухомятки. Всё надо раскрасить.

                                                                                                                      Анатолий Евтушенко

 

 

Неделя истории - это одна из многочисленных форм внеурочной работы.

Внеурочная работа – это такая деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.

Задачи проведения Недели истории:

- усиление интереса к истории в целом, истории нашей Родины, родного края, понимание закономерностей, связь их с современностью;

- сочетание различных составляющих ее элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу учителя;

- развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.

 

План проведения недели истории

Дата

Мероприятие

Класс

08.10-09.10

Конкурсная программа  «Юный историк»

5-9

10.10

Историческая игра «Брейн - ринг»

6-9

11.10

Игра «Морской бой»

7-9

12.10

Подведение итогов

5-9

13.10

Награждение

5-9

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_istorii.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Волковичская основная школа»

Материал

для проведения недели истории

Подготовила:

учитель истории и обществознания

Туркова Н.В.

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

                                                               Так уж устроена юность. Дай ей самое серьёзное

                                                        дело – она непременно приправит его шуткой. Иначе

                                                              не воспринимается действительность. Без шутки

                                                             весь мир кажется постылым. Не любит  молодёжь

                                                                                                   сухомятки. Всё надо раскрасить.

                                                                                                                      Анатолий Евтушенко

Неделя истории - это одна из многочисленных форм внеурочной работы.

Внеурочная работа – это такая деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.

Задачи проведения Недели истории:

- усиление интереса к истории в целом, истории нашей Родины, родного края, понимание закономерностей, связь их с современностью;

- сочетание различных составляющих ее элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу учителя;

- развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.

План проведения недели истории

Дата

Мероприятие

Класс

08.10-09.10

Конкурсная программа  «Юный историк»

5-9

10.10

Историческая игра «Брейн - ринг»

6-9

11.10

Игра «Морской бой»

7-9

12.10

Подведение итогов

5-9

13.10

Награждение

5-9

Юный историк

Конкурсная программа

Мероприятие предназначено для учащихся 5-7 классов.

Оформление: плакат с текстом «Клио-муза соскучилась с богами сидеть на высоком Олимпе. На землю решила спуститься премудрая Клио и конкурс «Юный историк» здесь, в школе, устроить для всех, кто желает!»

Ход мероприятия

Учащиеся делятся на две команды, выбирают капитана, название. Звучит музыка. К командам выходит Клио (девочка-старшеклассница), приветствует гостей и участников.

Клио: Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,

Слово привета своё я обращаю.

Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:

Честно сражайтесь под сводами храма науки

И благородством блистайте не меньше,

                                                                      чем жаждою схватки!

Пусть же дарует великая Ника победу

Тем, кто достойнее будет и знанья покажет искусней.

Муза истории Клио вас приглашает. Идёмте!

Команды занимают свои места. Проходит представление участников и жюри.

Конкурс «Разминка»

Вопросы:

  1. Титул татарских и монгольских властителей со времён Чингисхана. (Хан.)
  2. Земельное владение средневековых феодалов. (Феод.)
  3. Поборы, взимавшиеся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённых. (Дань.)
  4. Продукт, предназначенный для продажи. (Товар.)
  5. Культовое здание, где совершаются религиозные обряды. (Храм.)
  6. Знаменитый мореплаватель, открывший Америку. (Христофор Колумб.)
  7. Остров, открытый Колумбом в 1494 году. (Ямайка.)

Полуостров, у которого российский флот одержал победу над шведским флотом во время Северной войны 1700-1721 годов. (Полуостров Гангут. Гангутское сражение 1714 года.)

  1. Царь в России, правивший между династиями Рюриковичей и Романовых. (Борис Годунов.)
  2. Название направления в культуре эпохи Возрождения, прославляющего человека. (Гуманизм.)
  3. Укреплённое жилище феодала. (Замок.)
  4. Татарский хан, потерпевший поражение в битве с русскими войсками у реки Непрядвы. (Мамай.)
  5. Русский купец, ходивший «за три моря». (Афанасий Никитин.)

Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Знаешь ли ты богов?»

Задания командам:

  1. Вспомнить и записать имена древнегреческих богов и указать, чему покровительствовал каждый.
  2. Перечислить имена героев древнегреческих мифов, указать их подвиги.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Задания выполняются письменно в течение заранее обговорённого времени (3-5 минут).

Конкурс «Исторические деятели»

На доске висят портреты исторических деятелей: спартанского царя Леонида, афинского политического деятеля Солона, предводителя восстания рабов Спартака.

Задание: определить, кому из них принадлежат следующие выражения:

1.«Приди и возьми!» (Ответ спартанского царя Леонида послам персидского царя Ксеркса.)

2. «Мать чёрная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы, рабыня раньше, а теперь свободная». (Архонт Солон, отменивший рабство.)

3. «Лучше умереть от железа, чем от голода!»  (Спартак, предводитель восстания рабов в Древнем Риме.)

Общий балл – 3 (если команда правильно называет автора фразы, получает 1 балл; если при этом называет ещё и род деятельности исторического персонажа, получает дополнительно 2 балла).

Конкурс «Крылатые выражения»

 

Командам предлагаются различные предметы (или их изображения).

Задание: вспомнить, какое образное, крылатое  выражение связано с этим предметом, объяснить его происхождение и смысл употребления сегодня.

Предметы:

  1. Меч.  (Дамоклов меч, т. е. постоянно угрожающая опасность при видимом благополучии. По древнегреческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший (конец 5-4 веков до н. э.) предложил своему фовориту Дамоклу, считавшему его счастливейшим из смертных, на один день  свой престол. Почувствовав себя самым счастливым из людей, Дамокл внезапно во время пира увидел над своей головой обнажённый меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия.)
  2. Хитро завязанный узел. (Гордиев узел, то есть сложный запутанный вопрос. Согласно преданию, легендарный основатель Фригийского царства Гордий, землепашец, был избран царём по указанию оракула как первый встречный, которого фригийцы увидели ехавшим на телеге. Став царём, Гордий построил город Гордион, принёс в дар Зевсу телегу и, установив её в храме, привязал при этом ярмо к дышлу таким сложным узлом, что никто не мог его развязать. Предсказание оракула якобы гласило, что тот, кто развяжет этот узел, получит господство над миром. Согласно легенде, Александр Македонский в 334 году до н. э. посетил Гордион и на предложение распутать узел разрубил его мечом.)
  3. Яблоко. (Яблоко раздора, то есть предмет спора. В греческой мифологии золотое яблоко с надписью «прекраснейшей» послужило предметом спора между Герой, Афиной и Афродитой, которые за разрешением его обратились к Парису. И он присудил первенство Афродите.)
  4. Щит. (Поднять на щит, то есть возвеличить, расхвалить кого-либо. Есть две версии происхождения фразы. Возможно, выражение восходит к ритуалу провозглашения императора воинами Древнего Рима. Титул верховного начальника войск, императора, первоначально присваивался полководцу, одержавшему важную для римлян победу. При этом военачальника поднимали на щите. Возможно, фразеологизм возник на основе обычая древних германцев поднимать на щит новоизбранного вождя, чтобы его все видели.)

Если команда правильно называет фразеологизм, получает 1 балл. Дополнительно можно получить: 1 балл, если правильно объяснить смысл выражения сегодня, и 3 балла, если рассказать, откуда пошло указанное выражение.

Конкурс «Шарады»

Задания: 

  1. Первая часть слова – название священной горы греков, вторая – соединительный союз, третья – самая хвастливая буква алфавита, а целое слово – древнегреческий город. (Олимп – и – я.)
  2. Первая часть слова – слово «народ» на греческом языке, вторая – прибор для сушки и укладки волос, а целое слово – знаменитый оратор Древней Греции. (Демос – фен.)
  3. Первый слог – морское животное, второй – междометие, а целое слово – родина фарфора. (Кит – ай.)
  4. Первая часть слова – деталь автомобиля для освещения дороги, вторая – местоимение, а целое слово – правитель Египта в древности. (Фараон.)
  5. Первая часть слова – нагруженная телега, вторая – процесс появления ребёнка на свет, а целое слово – эпоха в культурном развитии ряда стран Европы. (Воз – рождение.)
  6. Первая часть слова – нота, вторая – установленный образец одежды, а целое слово – изменение в обществе, преобразование. (Ре – форма.)

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Конкурс «Анаграммы»

Задание: переставить буквы таким образом, чтобы получились известные исторические имена, персонажи, названия.

Слова:

  1. Н Д И Е Л О  (Леонид).
  2. Р А М А Ф Н О  (марафон).
  3. О Л К У А Р  (оракул).
  4. П О И М Л  (Олимп).
  5. Ф Ы И А Н  (Афины).
  6. А Е Г А Ф К Н Р  (Карфаген).

Конкурс «Историческая оранжерея»

Задания:

  1. Судьба этого растения трагична в истории человечества, как и поверья, связанные с ним. В Древнем Египте называли его «деревом смерти»: в дни скорби люди носили в руке его ветку, мумии фараонов клали в саркофаги из этого дерева. Эти печальные обычаи прошли сквозь века и страны. И не случайно. Стойкость его древесины поразительна: в одном из швейцарских озёр были найдены кремневые топоры с рукояткой из этого дерева, пролежавшие в воде – ни много ни мало! – с каменного века. Благодаря этому дереву возникло название ремесла – «краснодеревщик», то есть резчик по красному, или по красивому, дереву. Однако, благородное в отделке, это дерево далеко не безвредно для мастера: древесина, хвоя, ростки, семена его ядовиты. О смертельном действии этого дерева упоминал в своих трудах римский полководец Гай Юлий Цезарь. Назовите это дерево. (Тисс.)
  2. В Древнем Египте этому растению приписывалось божественное происхождение. По преданию, оно выросло из крови убитого Гора, сына Осириса и Исиды. В память об этом событии устраивались религиозные празднества, и их участники надевали венки из этого растения. По той же причине это растение с незапамятных времён считалось символом тяжкого горя и печали, с его помощью выражали соболезнование близким умерших. Назовите это растение. Предположите, почему зелень этого растения вплетали в букеты лилий и роз. (Петрушка. Зелень петрушки вплетали в букеты лилий и роз, чтобы напомнить людям, что веселье и радость не вечны.)

За правильный ответ команда получает 5 баллов.

Брейн-ринг

                                           Вопросы I тура:

  1. Когда была издана первая печатная книга на территории нашей страны? Как она называлась?   (В 1564 году, «Апостол».)
  2. Где находятся трофеи Отечественной войны 1812 года и могила М.И.Кутузова?   (В Санкт-Петербурге в Казанском соборе.)
  3. Кому рыцарь отдаёт своё сердце, душу, честь?    (Сердце – даме, душу – Богу, честь – никому.)
  4. Какого вероисповедания цыгане?
  5. В годину лихих испытаний новгородцы на своём вече принимают решение: «Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в великий Новгород». Объясните, что такое «чело»?     ( Лоб.  В данном случае – низко кланяться.)
  6. Кто мог отправить телеграмму следующего содержания «Лёд тонкий, но нас он выдержит. Надеюсь одержать победу»?    (Александр Невский.)
  7. Сегодня из него шьют нарядные платья, а в странах Древнего Востока на нём писали тушью. Что это?    (Шёлк.)
  8. Внимание! Чёрный ящик!

Это может быть в рыболовной сети, это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домохозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода. Что скрывается под словом это?    (Береста. Из неё делают поплавки для рыболовной сети, туристы и охотники используют её для разжигания костра, грибники и ягодники плетут из неё короба, домохозяйки растапливают ею печи, о Новгороде рассказывают берестяные грамоты.)

  1. Какое отношение имеет свинья к войне?    («Свинья» - боевой порядок построения немецких рыцарей.)
  2. Кому посвящались Олимпийские игры в древности?
  3. Что в Греции дороже золота и серебра?    (Железо.)
  4. День «новолетия» до определённого времени отмечался на Руси 1 сентября. Когда и по указу какого монарха «по примеру всех христианских народов» это день был перенесён на 1 января?    (Пётр I . 20 декабря 1699 года.)
  5. Среди русских крестьян часто можно было услышать такое выражение: «Полюби Андреевну – будешь с хлебом». Какую Андреевну нужно было любить, чтобы с хлебом быть?     (Андреевной крестьяне ласково называли соху.)
  6. Кому принадлежат слова: «Я не краду победу»?    (Александру Македонскому.)
  7. Волшебный конь из русских народных сказок.    (Каурка.)
  8. Родной остров Одиссея.    (Итака.)
  9. Кого, во время всемирного потопа, взял Ной в свой ковчег?    («Всякой твари по паре».)
  10. Когда, кем и по чьему указу был построен в Москве на Красной площади собор Василия Блаженного?    (В 1555-1560 гг. в память о завоевании русскими войсками Казани. Зодчими Постником и Бармой по указу Ивана Грозного.)
  11. Как звали фараона, установившего власть в Палестине?    (Рамсес.)
  12. Кем был былинный богатырь Илья Муромец до того, как стать легендарной личностью? (Сидень.)

                                         Вопросы II тура:

  1. В какой стране впервые стали выращивать чай и пить его из фарфоровых чашек? (Китай.)
  2. Сколько звёзд на американском флаге?    (Пятьдесят.)
  3. Эту длинноклювую птицу можно часто увидеть летом на берегу озера, на болоте. Если вспомните название птицы, то сразу же вспомните одну из героических страниц русского народа в далёком прошлом. О каком событии я прошу вас вспомнить?    (О Куликовской битве.)
  4. В чём суть закона «О кухаркиных детях»?    (Закон запрещал посещение гимназий детям кухарок, прачек, кучеров и т. д.)
  5. Кто совершил второе после Магеллана кругосветное путешествие?     (Пират Френсис Дрейк.)
  6. Где появился первый компас и какую сторону света он показывал?    (Китай. Юг.)
  7. Что не сходит с лица героини картины Леонардо да Винчи «Джоконда»?    (Улыбка.)
  8. Назовите напиток олимпийских богов.    (Нектар.)
  9. Из чего Бог создал Еву?    (Из ребра Адама.)
  10. О ком писал А.С.Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»?             (О Петре Первом.)
  11. На каком музыкальном инструменте играл былинный герой новгородец Садко?              (На гуслях.)
  12. Не первый раз в игру с вами вступает А.С.Пушкин. О ком говорил поэт: Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»?                                 (О М.В.Ломоносове.)
  13. Назовите ёмкость для горячительных напитков в рыцарские времена.    (Кубок.)
  14. В нашей сегодняшней игре участвуют многие исторические лица. Вот ещё один просит слова и обращается к вам: «Да как я скажу: братья, ударим вместе! А сам лицо своё начну скрывать. Я хочу как словом, так и делом наперёд всем быть». Кто произнёс перед вами речь?    (Дмитрий Донской.)
  15. Как звали первого мужчину, изгнанного из рая?
  16. А сейчас с вами в игру вступает ещё одно историческое лицо. Кто и когда мог выслать такую депешу: «Москва пылает. Холодно. Голодно»?    (Наполеон Бонапарт.)
  17. Как называлось деревенское кушанье из хлеба и лука, масла и воды?    (Тюря.)
  18. Кто является автором картины «Утро стрелецкой казни»?    (В.И.Суриков.)
  19. «Не было крепости крепче, не было обороны отчаяннее обороны Измаила, но Измаил взят». На памятнике какому полководцу отлиты эти слова?    (На памятнике А.В.Суворову.)
  20. И ещё одно историческое лицо вступает с вами в игру: «Мою фамилию носит далёкий областной город в нашей стране, а железнодорожная станция названа моим именем и отчеством». Назовите мою фамилию, имя, отчество.    (Ерофей Павлович Хабаров.)

                                         Вопросы III тура:

  1. Кем был по роду занятий отец Наполеона Бонапарта?    (Адвокат.)
  2. Из древесины какого дерева, по преданию, легендарный Робин Гуд вырезал свой удивительный лук?    (Из тиса.) 
  3.    Стоит в тихом московском переулке не то сказочная изба, не то старинный терем. За деревянным забором поднимается потемневший бревенчатый сруб. А дом не так стар. Его построил известный русский художник и прожил в нём 30 лет. Дом-терем по-прежнему рад гостям. Сейчас в нём находится музей.

О каком художнике идёт речь?    (О Викторе Михайловиче Васнецове.)

  1. С каким светилом ассоциировался блин у языческих славян?    (С Солнцем.)
  2. Назовите имя княгини, которая жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа – князя Игоря.    (Ольга.)
  3. Какую фамилию носил Пётр Первый?
  4. Как называется меч, с помощью которого можно отрубить все головы Змею Горынычу из русских народных сказок?    (Кладенец.)
  5. Вспомните, какой напиток больше всего любили употреблять пираты?    (Ром.)
  6. Их воины умирали с улыбкой на устах, радуясь переходу в другой мир. Назовите мне этот древний народ.    (Даки.)
  7. В какой азиатской стране изобрели порох и бумагу?    (В Китае.)
  8. Внимание! Чёрный ящик!

За нюхание этого растения английский король Яков приказывал бить палками и изгонять из Лондона. Что находится в ящике?    (Табак.)

  1.  В каких существ, согласно славянской мифологии, превращаются девушки-утопленницы?    (В русалок.)
  2. В древности были такие меры длины, как пядь, локоть, сажень, верста. Многие из них существовали очень долго, по 500-600 лет и даже более. Что же обозначали эти меры длины? Самая мелкая из них – это пядь. Она определялась расстоянием между вытянутыми большим и указательным пальцами руки. Иногда пядь обозначала меру, равную ширине ладони. Её название сохранилось до наших дней: «семь пядей во лбу», «бороться за каждую пядь земли».

Другая мера длины – локоть. Это расстояние от локтевого сустава до вытянутого среднего пальца.

Размахом рук человека в стороны определялась сажень. Она не имела строго определённой длины. Самая большая сажень была так называемая косая.

Внимание! Изобразите косую сажень.

  1. Какой напиток пили по утрам на Руси, ещё не знавшей чая?    (Взвар.)
  2. Назовите имя древнеримского императора, последними словами которого были: «Какой артист умирает!»     (Нерон.)
  3. Какой день древние славяне посвящали нечистой силе?    (Вторник.)
  4. Этому драгоценному камню на Востоке приписывали свойство давать женщинам плодородие и усиливать природную жестокость. Что это за камень?    (Рубин.)
  5. Кому принадлежат эти слова: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» С какими событиями они связаны?    (Князь Владимир. Крещение Руси.)
  6. Кто мог отправить следующую телеграмму: «Собрал отряд на средства Строгановых и отправился в путь. Красива и сильна река Тобол».     (Ермак.)
  7. Древнегреческие студенты обычно в экзаменационную пору носили душистые венки. Назовите растение, из которого плели эти венки.     (Мята.)

                              Дополнительные вопросы:

  1. Как называлось дерево, из которого древние египтяне делали саркофаги для своих фараонов?     (Сикомор.)
  2. Родная сестра стратегии.    (Тактика.)
  3. Чьё это изречение: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»    (Александр Невский.)
  4. О каком событии сообщает летописец: «И пришли татары, начали в наших стрелять, а наши в них… Наши стреляли и из пищалей многих татар убили, а их стрелы среди наших падали и никого не ранили»?    (Стояние на Угре.)
  5. Кто был первым царём на Руси?    (Иван IV, около 50 лет.)
  6. Что означают слова «толмач», «хамовник»?
  7. При Иване Грозном в XVI веке на монетах изображался всадник с копьём в руке. Как назывались эти монеты?     («Копейные деньги» или копейки.)
  8. Что такое «мутовка», «курная изба»?
  9. Кого А.С.Пушкин назвал «вечным работником»?
  10. Роль денег на Руси выполняли тяжёлые слитки серебра – гривны. Весили они 170-200 грамм и были прямоугольной и шестиугольной формы. От названия гривны произошло слово «гривенник». Оно стало означать монету в 10 копеек. Чтобы уплатить половину гривны, её рубили на части. Как эти части назывались?     (Рубль.)

Игра «Морской бой»

                                          По истории России (7 класс)

Морской бой – интеллектуально-творческая игра, разработанная ещё в начале 90-х годов ленинградскими учителями по сказкам, но принцип этой игры можно использовать для активизации знаний учащихся в любой области. Основой игры является детская игра «Морской бой», поле с проставленными на нём очками является игровым для данного конкурса.

Игровое поле выглядит так: 5 * 5 клеток с цифрами.

Участники игры: 2 команды учащихся, учитель-ведущий.

                                                   Ход игры

Играющие распределяют на своём поле одинаковые корабли: 2 двухпалубных                     , 2 однопалубных         , 1 трёхпалубный               и по очереди ходят, то есть называют координаты выстрела, а ведущий отмечает на доске, на поле соперника. Если на этой клетке стоит корабль, то команда получает столько баллов, сколько стоит в этой клетке, а команда соперников может попробовать, если хочет, ответить на вопросы той сложности, сколько баллов стоит в этой клетке, на размышление даётся столько же секунд, сколько очков. Если команда отвечает правильно, то баллы-очки засчитываются и им тоже. Если на этой клетке нет корабля, то сама играющая команда получает задание такой сложности, сколько написано очков, и если правильно отвечает за это время (секунды), то зарабатывает эти баллы, а если неправильно, то это же количество баллов у них вычитается. Каждый раз ход передаётся по очереди другой команде.

Команда выбывает из игры, если «потоплены» все её корабли. Выигрывает та команда, которая к моменту, когда «сбиты» все корабли, набирает больше очков.

Реквизит: 2 игровых поля (для играющих и для ведущего на доске тоже два поля), табло для очков, мел, цветные мелки, призы.

Примечание. Очень важно учесть при составлении вопросов, что их должно быть в два раза больше, чем вы отметили баллов на игровом поле, так как у вас 2 команды. Например, у вас на поле 6 отметок по 10 баллов, значит, вопросов должно быть не 6, а 12, и всего значит не 25 вопросов, а 50.

2 больших поля на доске. Ведущий отмечает на доске ходы команд.

А

Б

В

Г

Д

1

50

30

40

10

30

2

20

50

30

20

10

3

10

20

50

30

20

4

20

30

10

50

30

5

40

20

30

10

40

Вопросы:

10 баллов

  1. Что называют летописями?   (Записи важнейших событий по годам.)
  2. В каком году Русь приняла христианство?   (В 988 году.)
  3. Кто первым принял летоисчисление на Руси от Рождества Христова?   (Пётр I. 1 января 1700 года.)
  4. Какой праздник проводов зимы сохранился от язычества до сих пор?   (Масленица.)
  5. Что означает слово пергамент?   (Специально обработанная кожа животного, на которой писали.)
  6. Что означает слово чайки?   (Казачьи лодки.)
  7. Что означает слово береста?   (Кора берёзы, на которой писали.)
  8. Имя Лжедмитрия I.   (Григорий Отрепьев.)
  9. Назовите имена основоположников книгопечатания на Руси?   (Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец.)
  10. Кто построил Покровский собор?   (Барма и Постник.)
  11. Кто построил Успенский собор?   (Аристотель Фиораванти.)
  12. Что называется мануфактурой?   (Крупное предприятие с разделением ручного труда.)

20 баллов

  1. Назовите первых русских святых.   (Сыновья Владимира – Борис и Глеб, убитые братом Святополком, почитаются как защитники родной земли.)
  2. Как называется первый свод законов на Руси? Кто его принял?   («Русская Правда», сыновья Ярослава Мудрого – Изяслав, Святослав и Всеволод, 1072 г.)
  3. Назовите имя княгини, которая очень жестоко отомстила за смерть своего мужа.   (Княгиня Ольга за смерть Игоря в 945 г.)
  4. Назовите имя князя, который ввёл христианство на Руси.   (Князь Владимир Красно Солнышко.)
  5. «Иссекли их русские и гнали по льду 7 вёрст». Эти слова из летописи, но о каком событии?   (1242 г. Ледовое побоище.)
  6. В какой языческий праздник люди ищут ночью заветный цветок? И что это за цветок?       (Цветок папоротника, праздник Ивана Купалы.)
  7. Что называется писалом?   (Деревянная, костяная или металлическая палочка для письма.)
  8. Что такое фреска?   (Картина, написанная специальными красками по сырой штукатурке.)
  9. Почему Иван II вошёл в историю как Иван Калита?   (Кошель с деньгами.)
  10. Чьи это слова: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»?   (Александр Невский.)
  11. Кто написал икону «Троица»?   (Андрей Рублёв.)
  12. Что означает слово засеки?   (Укрепления.)

                30 баллов

  1. «И когда стало смеркаться, приказала она своим воинам пустить голубей и воробьёв. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда; голуби в голубятни, а воробьи под крыши, и там загорелись – где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы ни горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы». Откуда эти строки? Что это за событие?   (Летопись о мести княгини Ольги древлянам за убийство Игоря.)
  2. К какому русскому князю обращены эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь»?   (Святославу.)
  3. Кто является автором славянской азбуки?   (Кирилл и Мефодий, создали в 9 веке на основе греческой азбуки и назвали Кириллицей.)
  4. Что такое уния?   (Объединение двух монархических государств общим монархом.)
  5. Что такое ирригация?   (Орошение земли с помощью каналов и трубопроводов.)
  6. Что такое полюдье?   (Круговой объезд по землям славян, плативших дань.)
  7. В каком году произошло разделение христианской церкви на православную и католическую?   (1054 год.)
  8. Какой город монголо-татары прозвали злым городом?   (Козельск, оборонялся 7 недель.)
  9. После какой великой битвы река была красной в течение 8 дней, и что это за река?   (Дон, 1380 год, Куликовская битва.)
  10. Когда впервые были применены пушки?   (1382 год, защита Москвы от Тохтамыша.)
  11. Что означает слово пожилое?   (Денежная плата, которую крестьянин отдавал землевладельцу в случае своего перехода к другому землевладельцу.)
  12. Что означает слово кормление?   (В XIII-XVI вв. система вознаграждения бояр, осуществлявших судебно-административные функции.)

40 баллов

  1. Откуда эти строки: «Пусть не застанет вас солнце в постели». «Что умеете хорошо не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того ведь душа погибает и тело»?   («Поучение» Владимира Мономаха.)
  2. Кто первым написал историю Руси, и как называется его труд?   (Монах Нестор, «Повесть временных лет».)
  3. Назовите первого русского митрополита.   (Илларион, он автор «Слова о законе и благодати».)
  4. Чьи это слова: «Накормите просящего. Не позволяйте никому пакости делать, чтобы вас не проклинали»?   (Владимир Мономах.)
  5. Что означает слово граффити?   (Выцарапывание на стенах церквей.)
  6. Когда впервые появились первые женские школы?  (В XI веке при монастырях, сестра Владимира Мономаха – Янка.)
  7. О ком митрополит Кирилл сказал: «Знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской»?   (Об  Александре Невском.)
  8. Откуда эти строки: «Вступите, господа, во златстремень за землю русскую!»?   («Слово о полку Игореве».)

50 баллов

  1. У древних славян среди языческих богов была богиня земли Берегиня. Как она изображалась?   (С поднятыми к небу руками. В христианской религии на Руси сохранился образ Богородицы Оранты, изображавшейся также.)
  2. О ком это: «Отличался он добрыми чертами, злых казнил, а добрых миловал. Ведь князь не зря меч носил, но в месть злодеям и для похвалы, защиты творящим добро. Суд он правил истинный и нелицемерный, не боясь сильных бояр, которые обижали меньших и закабаляли беззащитных и творили насилие. И покарал бог под нож всех врагов его»?   (Всеволод Большое Гнездо.)
  3. Живописное изображение Бога называют…   (Иконами.)
  4. Что означает слово потир?   (Чаша с поддоном.)
  5. «Иду на вы!». Чьи это слова?  ( Святослав.)
  6. «Да не осрамим земли русской, но ляжем костьми, мёртвые бо срама не имут… Станем крепко! Аз (я) же перед вами пойду. Аще (если) моя голова ляжет – то промыслите собою». Чьи это слова?     (Святослава.)   
  7. Откуда эти строки: «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей. Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья? Пусть устоится Русская земля»?     (Афанасий Никитин «Хождение за три моря».)     
  8. Откуда эти строки: «О, светло-светлая, украсно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси… Всего еси исполнена земля Русская»?   («Слово о погибели Русской земли».)                        

Вопросы для чёрного ящика:

  1. О каком предмете идёт речь?

Форму квадрата этого предмета установил французский король Людовик XVI, издав указ 23 сентября 1784 года. Согласно приказу, «длина этого предмета должна равняться его ширине», так как прежняя овальная форма была очень не экономичной. А самые первые сведения об этом предмете относятся к III веку до нашей эры. Уже тогда греческие и римские патриции пользовались ими довольно широко. В 13-14 веках эта вещь пользовалась огромным спросом у парижских модниц, превратившись в разновидность веера. А очень часто этот предмет пропитывался духами.      (Носовой платок.)

  1. Это один из самых древних напитков: впервые он упоминался в рукописи, относящейся к 2700 году до нашей эры. В Россию он попал из Монголии в 1638 году, когда Атлын-хан прислал  в подарок царю Михаилу Фёдоровичу 4 пуда «этого».

       Напиток приготовляется из листьев кустарникового растения, однако дикие сорта представляют собой деревья высотой до 15 метров. В Китае и Японии «это» употребляют и как приправу к блюдам, а в Бирме для приготовления салата. Плоды его богаты маслом, которое вполне может заменить оливковое.       (Чай.)

      Восточная мудрость: «Свежий чай подобен бальзаму, оставленный на ночь – подобен ядовитой змее!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, посвященная открытию недели истории. 2012 год - Год Российской истории.

Презентация, посвященная открытию недели истории. 2012 год - Год Российской истории....

Исторический конкурс в рамках недели истории (история России)

Разработка урока в рамках предметной недели, можно использовать  в 7 -10-х классах....

неделя истории на тему "История Родного края"

содержит план и разработки мероприятий недели истории...

Неделя истории (материалы предметной недели в школе)

Материалы предметной недели истории в КГКСКОУСКОШ VIII вида № 3, проведенной 20-25 января 2014 года с учениками старших классов (8-11 классы)....

Методическая разработка к недели истории "Колесо истории "

Мероприятие может быть использовано как для недели истории, так и для внеклассного мероприятия...