Программа Раннее средневековье
рабочая программа по истории (6 класс)

Дагбаева Вера Данзановна

Автор в своей работе использует инновационную технологию исторического образования Ю.Л.Троицкого. Цель исторического образования в рамках настоящей технологии - формирование культуры исторического мышления, под которой понимается набор мыслительных стратегий школьников. Во-первых, это способность выделять в потоке событий исторические события, во-вторых, описывать событие как минимум с двух различных точек зрения и, как минимум, двумя различными жанрово-стилистическими системами, в-третьих, способность выстраивать мотивированную авторскую версию события, в-четвертых, порождать авторские историографические метафоры. Данная технология не имеет разработанной, как принято в традиционной системе, методической базы, поэтому способствует вариативности применения источниковой и методической основы как самим учителем, так и учащимися.  

Основу урока по данной технологии составляет работа с документально-методическим комплексом (ДМК), который формируется по принципам: исторического противоречия (документы, тексты должны выражать различные точки зрения, различные ролевые позиции: «очевидец», «иностранец», «потомок»); историографического противоречия (документы, тексты должны содержать различные историографические подходы); семиотического противоречия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx43.82 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОГРАММА РАЗДЕЛА «РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»  

Курс: «Россия и мир в средние века»

Объяснительная записка

Раздел «Раннее средневековье» курса Всеобщей истории соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе ООО. Курс изучается в 6классе. Именно в этот период закладываются основы нравственности, духовного развития личности, совершенствуется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятия, интеллект. Главная идея обучения - всестороннее развитие ребенка.

Основной смысл исторического образования в проблемной технологии Ю.Л. Троицкого заключается в формировании исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, дающих возможность школьнику самостоятельно интерпретировать события. Необходимо обучить школьников 6-го класса ориентироваться в исторической информации, носителем которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, архивные материалы, энциклопедии, словари и т.д.

Курс обладает развивающим характером, во ФГОС – развитие метапредметных, личностных компетенций:

- активизации мыслительной деятельности школьников;

- развитию навыков анализа;

- формированию образного мышления;

- эмоциональному восприятию окружающего мира.

Если иметь ввиду, что основная задача гуманитарного образования - формирование мнений, то на уроках истории с использованием ДМК (документально-методический комплекс) - это задача выполняется за счет сопоставления трех позиций и точек зрения. Максимально будут использованы первоисточники. Настоящее воспитание историей заключается в предоставлении школьнику реальной возможности самовоспитания, которое состоит в «примеривании на себя» исторических костюмов, масок, ситуаций. Кроме того, данная программа позволяет преодолеть монологизм мышления, постоянно сталкиваясь с несовпадением точек зрения и позиций. К документально-историческим комплексам разработаны вопросы и задания на репродуктивном и креативном уровнях. В данной технологии основной корпус заданий носит творческий характер. В программу заложены творческие работы:

1. Письменная «история»

2. Авторские стилизации

3. Детские рисунки и предметные реконструкции.

Школьнику предоставляется возможность занять авторскую позицию, самому написать свою историю. Учащиеся имеют возможность осуществлять контроль и самооценку различных видов работ (письменная «история» на заданную тему, авторская стилизация, историческая параллель) по существующей системе оценивания.

Типология творческих работ должна быть разнообразной и направленной на развитие креативных способностей и коммуникативных умений школьников:

  1. Письменная «история» на заданную тему.

Эссе – прозаические этюды, содержащие общие или предварительные соображения о каком-либо предмете в произвольной, непринужденной форме. Этот вид творческой работы школьников является результатом освоения ролевой позиции «потомок» и должен содержать эмпирический материал. Парадоксальный исторический факт, чье-либо высказывание или альтернатива решения – только повод, толчок к самостоятельным размышлениям учащихся о прошлом, о своем отношении к предмету описания.

Система оценивания «истории» (Эссе).

1. Письменная работа представляет фантазийную версию школьника либо написана по другой теме……………………………………………..………………………….…………..0

2. Работа представляет пересказ документов по заданной теме……………………………………………………………………………………………….3

3. Работа содержит эмпирический материал, добытый школьником, но имеет логические сбои или отсутствует отношение к описываемым событиям самого школьника………………………………………………………………………………………...4

4. Каждое положение работы опирается на эмпирический материал, логически выдержано, содержит авторское начало (отношение к событию), эмоциональную составляющую……………………………………………………………………………..….….5

2. Авторские стилизации.

Этот вид творческих работ школьников является результатом освоения ролевой позиции «современник» или «иностранец». Смысл этой работы заключается в следующем: если школьник может написать текст стилизации со своим содержанием, но не отличимый от подлинного текста документа, под который пишется стилизация, то это означает, что ученик сумел трансформировать внешние значения текста в свои внутренние смыслы. Другими словами, школьник удачной стилизацией как бы воссоздает ментальную основу автора стилизуемого текста. Этот вид работы требует диалогичности и напряжения «понимающих» усилий ученика.

Система оценивания стилизаций:

1. Текст стилизации не отличается от текста «истории»………………………….………………………………………………………....….0

2. Текст стилизации, хотя и содержит заимствования из стилизуемого текста, но своего содержания не имеет………………………………………………………………………..…..3

3. Текст стилизации использует словесные формы стилизуемого текста, но имеет свое содержание, но иногда «проговаривается» о своем времени и авторе (использует позднейшую лексику или авторские обороты)………………………………………………..4

4. Текст стилизации совершенно не отличим от стилизуемого, но имеет свое собственное содержание…………………………………………………………………………….…………5

3. Исторические параллели.

Данный вид творчества работы старших школьников является показателем сформированного исторического мышления. Смысл этой работы состоит в способности ученика подобрать к указанному историческому событию или (биографии) историческую параллель, т.е. подобное событие, имевшее место в прошлом. Такая работа заставляет школьника, во-первых, актуализировать весь событийный, поступочный и биографический корпус, во-вторых, обнаружить и эксплицировать основание для проводимой параллели. Чем более будут внешне непохожи сопоставляемые события или биографии, обнаруживая свое внутренне единство, тем больше мыслительная работа должна быть проделана школьником.

Система оценивания:

1. Сопоставляемое событие не имеет никаких (внешних, сущностных) пересечений с сопоставимым ………………..………………………………………………………..……. 0

2. Сопоставляемое событие (или биография или поступок) имеет определенные внешние пересечения (похоже)……….. ……………………………………………………………..3

3. Сопоставляемое событие совпадает с предложенным по внешним приметам (принцип исторического двойничества)…………….……………………………………..………… 4

4. Сопоставляемое событие может внешне не совпадать с сопоставляемым, но обнаруживает глубокую внутреннюю общность, а само сопоставление порождает новые смыслы, которых не имело каждое из этих событий в отдельности………………………………….……………………………………………..… 5

Таким образом, в данной инновационной технологии алгоритм коммуникативно-познавательной совместной деятельности учителя и учащихся дает возможность выйти на новый уровень методики преподавания истории, свободной от догм и жестких  рамок ведения урока.

Предметными результатами являются: освоение обучающимися новых знаний в рамках учебного курса, знакомство с подлинными текстами средневековья, преобразование их и применение в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. А также формирование представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений. Суть концепции состоит в том, что вместо привычного учебника учащимся предлагается ДМК. ДМК функционирует, как квази-произведение, то есть имеет не одно, а целое поле разных, но равноправных интерпретаций и прочтений. Именно это свойство документального пакета позволяет выстроить в классе реальный учебный диалог.

Урок-диалог меняет речевые жанры: вместо объяснения или рассказа возникает беседа, главным видом высказывания становится реплика. В разделе «Раннее средневековье» дети прикасаются к истории Западной Европы через подлинные тексты XII, XIII, XIV веков.

Тема

Основные проблемы темы

Документально-исторический комплекс (ДИК)

Мыслительные и поведенческие стратегии

Образ мира средневекового человека. 1ч.

1. Как жили средневековые люди?

2. Взгляд средневекового человека на природу, человека, вселенную.

3. Основная черта средневекового миросозерцания – религиозность.

4. Образное и эмоционально-насыщенное восприятие мира.

1. Гуревич А.Я. – «потомок». «Средневековый мир». Культура безмолвствующего большинства.

2.Гонорий Августодунский – «современник».

3. Св. Брендан – ирландский монах – «иностранец».

Переход от пересказа к анализу текста.

Освоение позиций «современник», «иностранец», «потомок».

Добывание фактов и складывание из них внутренне непротиворечивого исторического описания.

Средневековое монашество. 1ч.

1. Церковь и духовенство – посредник между Богом и человеком.

2. Монастырь – часть «мира». Влияние монастырей на религиозную, культурную, общественную, экономическую жизнь.

3. Воины Христовы: отказ от собственной воли и смирение монахов.

4. Монахи – мыслители средневековья.

1. Св. Бенедикт Нурситский «Правила жизни монашеской».

2. Цезарий Гейстербахский «Диалог о чудесах».

3. Бонавентур «Путеводитель ума к богу».

4. Карсавин П. «Монашество в средние века».

Формирование мнений за счет сопоставления трех позиций и точек зрения – современника событий, потомка, самого монаха.

Переход к анализу текстов.

Построение авторской версии.

Средневековое рыцарство. 2ч.

1. Тройственная модель средневекового общества.

2. «Германское начало» средневековой культуры.

3. Доктрина ведения войны в христианстве.

1. трувер Жан 1212г.

2. Гер фон Берлиханген XIIIв.

3. Рауль Камбрэ.

4. Франсуа Рабле.

Систематизирование знаний: переход от пересказа к анализу; сравнительный анализ разнотипных текстов; освоение ролевых позиций «современник», «иностранец».

Средневековый крестьянин. 1ч.

1. Средневековое общество – аграрное общество.

2. Правовое положение свободных крестьян, сервов (рабов), министериалов (слуг).

3. Сельскохозяйственный труд крестьян.

4. Самобытная народная культура крестьянства.

1. «Унибос» - повесть XIв.

2. «Молот ведьм» - 1486г.

3. Марк Блок «Крестьянство: 1 период феодализации».

4. Гуревич А.Я. «Культура безмолвствующего большинства».

Систематизация фактов.

Добывание фактов и складывание исторического описания.

Освоение позиций «современник», «иностранец».

Средневековый город и его жители. 2ч.

1. Предыстория.

2. Зарождение муниципальной власти.

3. Правовое положение городов.

4. Архитектурный облик и интеллектуальная жизнь.

1. Гвиберт Нотанский – немецкая хроника XIVв.

2. Церковная хроника 1179г.

3. Дживелегов А.К. «Средневековые города» в 3х частях.

Сравнительный анализ разнотипных текстов по одной теме.

Вычленение из текста авторской точки зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Раннее Средневековье" . 6 класс

Представляю вариант контрольной работы в 6 классе по 1 разделу "Раннее Средневековье". Содержит тестовые задания, задания по датам и понятиям....

Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.

Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе...

Олимпиада "Раннее средневековье"

Обобщение знаний в нетрадиционной форме...

Контрольная работа по теме "Раннее средневековье" 6 класс

Контрольная работа включает в себя тестовые задания, задания на соотношения, работу с понятиями....

Контрольная работа "Раннее средневековье"

контольная работа включает тестовые задания, работу с понятиями, с текстом...

"Славяне в раннем средневековье. Образование Киевской Руси."

ОТкрытый урок по истории по теме: "Славяне в раннем средневековье. Образование Киевской Руси." Подготовила учитель истории Надёжкина Марина Юрьевна....

Культура раннего Средневековья

конспект урока в 6 классе по культуре раннего средневековья...