Главные вкладки

    Методическая разработка. Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс) Тема урока: «Культура Византии»
    план-конспект урока по истории (6 класс)

    Ивашова Наталья Николаевна

    Цели урока: знакомство с культурой Византии

    Задачи

    – сформирование у учащихся представление о Византии, как наследнице античной культуры, развитии образования, научных знаниях, архитектуре.

    Результаты : продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками, картами, текстом учебника, систематизировать материал по заданным параметрам;

    Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_kursu_istorii.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс)

    Преподаватель: Ивашова Наталья Николаевна

    Тема урока «Культура Византии»

    Тип урока: урок рефлексии

    Вид урока: комбинированный

    Цели урока: знакомство с культурой Византии

    Задачи

    – сформирование у учащихся представление о Византии, как наследнице античной культуры, развитии образования, научных знаниях, архитектуре.

    Результаты : продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками, картами, текстом учебника, систематизировать материал по заданным параметрам;

    Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

    Этапы урока

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2.Проверка знаний

    3. Мотивация

    учебной деятельности

    4.Усвоение новых знаний

    5.Физкльтмиутка

    6.Закрепление

    7. Рефлексия

    8. Подведение итогов, д/з

    Приветствие учеников;

    Проверка отсутствующих;

    Готовность учащихся к уроку;

    На экране  сканированная карта из учебника стр.52

    -Скажите, пожалуйста, историю какого государства мы с вами начали изучать на прошлом уроке?

    - На каком континенте оно находилось?

    - Вспомните, при каком условии появляется государство?

    - Ответы на вопросы стр.53 с 1-5

    Нам на уроках предстоит познакомиться с культурой этого государства.

    - Как вы считаете: могла ли античная культура оказать влияние на Византию? Мнение обоснуйте.

    - Что такое культура?

    Открываем учебник стр.53, тетрадь и пишем тему урока.

    Кто забыл определение культуры, записывает в тетрадь.

    Культура – это достижения людей в материальной и духовной жизни

    Первый вопрос, который нам с вами предстоит разобрать – это первый пункт плана

    1.Развитие образования.

    Прочитав 1 статью параграфа, попробуйте сравнить образование в Византии и странах  Западной Европы. А вопросами для сравнения могут быть: (учитель пишет на доске):

    Где открывались школы? Кому они принадлежали? Что в них изучали? Где было больше школ и почему?

    2. Научные знания

    Прочитав вторую статью, заполните таблицу.

    Научные области

    Применение, полученных знаний

    Механика

    Медицина

    Химия

    География

    История

    3. Архитектура и живопись

    Вспомните, пожалуйста, какие храмовые постройки Древней Греции и Рима  вы знаете?

    Как они были устроены?

    Отличительной особенностью христианских храмов было то, что богослужение проводилось не снаружи,  а внутри и поэтому и убранство храмов и их строительство имели существенные отличия. Внимательно прослушайте мой рассказ, сделайте записи в тетради и в конце урока, надеюсь, ответите на этот вопрос.

    Понятия в тетради:

    Притвор – помещение у входа в храм

    Неф - вытянутая, основная часть храма для прихожан

    Алтарь -  место для священников, где проходит богослужение.

    Рассказ учителя о строительстве храма св.Софии.

    Многие прихожане были не грамотны, поэтому внутренне убранство храма иллюстрировало сюжеты Библии.

    Мозаика - изображение из цветных кусочков стекла.

    Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке.

    Икона – изображение святых

    Канон - строгие правила

    Учитель разбивает класс на 2 группы и дает задание.

    - Прочитайте свой раздел параграфа или ист.документ и ответьте на вопросы

    4. Повседневная жизнь византийцев.

    Что заимствовали ромеи из жизни древних греков и римлян?

    5.Культурные связи с Европой.

    Кого и почему приглашали правители государств Западной и Восточной Европы из Византии

    Скажите, пожалуйста, сохранилась ли античная культура после разгрома варварами Западной Европы?

    Какие научные знания распространялись в Византии?

    Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно …. Я еще хотел бы узнать о …….

    - Как вы считает, кто сегодня был особенно активен на уроке? Какие оценки им можно поставить?

    Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

    Д/з & 7.задания стр.59 (устно)

    Технологическая карта урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс)

    Преподаватель:  Ивашова Наталья Николаевна

    Этапы урока

    Цель

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Организационный момент

    Настрой на рабочую деятельность

    Организует подготовку к работе на уроке

    Волевая саморегуляция

     Мотивация

    учебной деятельности

    Фиксация новой учебной задачи

    Организует устный коллективный анализ учебной задачи

    Слушают учителя,

    Анализируют карту, доказывают свою точку зрения

    Усвоение новых знаний

    Сопоставление ранее полученных знаний с новой информацией и выделение особенностей

    Организует построение логическую цепочку причинно-следственных связей.

    Организует комментированное чтение

     Работают по предложенному плану, заполняют таблицу, сравнивают, находят особенности

    Участвуют в беседе, отвечая на поставленные вопросы

    Физкультминутка

    Выполняют упражнения

    Закрепление

    Проверка усвоенных знаний

    Организует коллективную проверку знаний

    Определяют что уже усвоено, а что еще нет

    Рефлексия

    Осознание каждым ребенком качество своей работы на уроке Уровень достигнутых результатов

    Предлагает незаконченные предложения

    Выбирают предложение и завершают его.

     Подведение итогов, д/з

    Итог урока

    Предлагает  определить достигнута ли цель урока, проанализировать работу на уроке и оценить ее.

    Определяют достигнута ли цель урока, почему?

     Анализируют работу на уроке и оценивают друг друга

    Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс)

    Преподаватель: Ивашова Наталья Николаевна

    Тема урока «Средневековая деревня и ее обитатели»

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Вид урока: проблемный урок

    Цели урока:                                                                                          Деятельная – ввести новые понятия, продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками, иллюстрациями, текстом учебника, систематизировать материал по заданным параметрам;

    Содержательная – сформирование у учащихся представление об устройстве феодального поместья, социальном статусе зависимых крестьян, устройстве крестьянской общины, повинностях крестьян  и их быте.

    Этапы урока

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Мотивация

    учебной деятельности

    3. Постановка проблемы.

    4.Усвоение новых знаний

    5. Контроль

    6.Физкльтмиутка

    7.Закрепление

    8. Рефлексия

    9. Подведение итогов, д/з

    Приветствие учеников;

    Проверка отсутствующих;

    Готовность учащихся к уроку;

    Сегодня на уроке мы начинаем изучение новой главы. Откройте учебник на стр. 86. Прочтите название главы.

    Давайте вспомним, кто такие феодалы? Крестьяне? Почему они являются основными сословиями средневековья? Что являлось главным богатством в средневековье?

    На доске  начерчен круг и мы сегодня, по мере изучения темы, должны будем превратить его в схему устройство феодального поместья.

    Открываем учебник стр.87, тетрадь и пишем тему урока.

    Прочтите первую часть &.

    1.Господская земля и крестьянские наделы.

    Что такое феодальное поместье? Как еще его можно назвать?

    Запишите определение в тетрадь.

    Какие части вотчины вы можете указать на схеме? (господский двор, господская пахотная земля, крестьянские наделы).

    2. Повинности зависимых крестьян.

    Рассказ учителя о поземельно и лично зависимых крестьянах.

    Чем отличались поземельно зависимые крестьяне от личных?

    Запись в тетрадь определений: повинность, оброк, барщина.

    Рассмотрите миниатюры на стр.88, 90-93.

    Определите, к каким видам повинностей относятся изображенные в миниатюрах виды работ.

    Прочтите документ на стр.90 и ответьте на поставленные вопросы.

    3.Крестьянская община.

    На какие еще участки делилась феодальное поместье? Прочтите третий раздел параграфа. Дополните схему ( господские угодья и угодья общины)

    Что такое крестьянская община? Запишите определения в тетрадь. Чем она занималась? Где решались эти важные вопросы?

    4. Как жили крестьяне?

    Чем еще можно дополнить схему поместья? (приусадебным участком крестьянской семьи)

    5. Как жили крестьяне.                                                                      Рассказ учителя с опорой на иллюстрации учебника.

    6. Натуральное хозяйство.

    Как вы считаете нужно ли было крестьянам и владельцу поместья выезжать куда-либо для приобретения каких-либо вещей или продуктов?

    Учащиеся записывают определение натурального хозяйства.

    - Глядя на схему еще раз перечислите из каких частей состояло поместье феодала?

    - Как вы считаете чем положение зависимого крестьянина отличалось от положения римского раба?

    Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Мне было трудно …. Я еще хотел бы узнать о …….

    - Как вы считает, кто сегодня был особенно активен на уроке? Какие оценки им можно поставить?

    Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

    Д/з & 11.задания стр.93 (устно), выучить новые определения.

    Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс)

    Преподаватель: Ивашова Наталья Николаевна

    Тема урока «Торговля в средние века»

    Тип урока: урок рефлексии

    Вид урока: комбинированный

    Цели урока:                                                                                          Деятельная – ввести новые понятия, продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками, иллюстрациями, текстом учебника, систематизировать материал по заданным параметрам;

    Содержательная – сформирование у учащихся представление о развитии товарного хозяйства, складывании северо-западного и юго-восточного центров торговли, укреплении связи между регионами. Развитии банковского дела.

    Этапы урока

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Проверка знаний

    3. Мотивация

    учебной деятельности

    4. Постановка проблемы.

    5.Усвоение новых знаний

    5.Физкльтмиутка

    6.Закрепление

    7. Рефлексия

    8. Подведение итогов, д/з

    Приветствие учеников;

    Проверка отсутствующих;

    Готовность учащихся к уроку;

    На доске один ученик дает определения понятиям: мэр, бургомистр, цех, шедевр, подмастерье, цеховой устав.

    Второй ученик записывает характерные черты ремесленной мастерской.

    Класс устно отвечает на вопросы стр.110

    Что такое торговля? (обмен товарами посредством денег)

    Когда продукты, или вещи становятся товаром? (излишки)

    Когда появляются излишки – при усовершенствовании орудий труда.

    Листая иллюстрации к параграфу, как вы думаете о каких видах торговли сегодня пойдет речь?

    В тетради учащиеся записывают тему урока.

    1. Возникновение товарного хозяйства.

    Не смотря на то, что в Европе по прежнему господствовало натуральное хозяйство, но с ростом городов, развитием ремесла, усовершенствованием орудий труда в сельском хозяйстве, появлению излишков постепенно начинает формироваться товарное хозяйство.

    Запись в тетрадь определения товарное хозяйство.(изделия производятся для продажи на рынке или обмене)

    Рассматриваем на экране иллюстрацию по презентации к учебнику Агибаловой Е.В. «Рынок»

    Кто торгует на рынке? Каким товаром? Где находится рынок?

    Как крестьяне могли привозить свой товар в город?

    Какие трудности их ожидали?

    Работа с иллюстрацией «Средневековая дорога»

    2. Расширение торговых связей.

    Только ли крестьяне торговали на рынке?

    Купцы привозили товар откуда?

    Как еще можно было перевозить товар?

    На экране карта «Речная торговля»

    По каким рекам перевозили товар? Какие государства она связывала?

    (запись в тетради).

    Задание по карте «Морская торговля»

    - По каким морям перевозили товар?

    Ученики в тетрадь переписывают схему  «Европейская торговля»

    Работа с таблицей «Торговля между Востоком и Западом?

    Какой товар перевозили (запись в тетрадь).

    3. Объединения купцов.

    Какие опасности могли подстерегать купцов?

    Запись понятий: гильдия, Ганза, фактория – торговые дворы.

    4. Ярмарки и банки.

    Как вы считаете, могли ли города вместить всех желающих принять участие в торговле?

    Работа с понятием ярмарка.

    Рассматриваем на экране карту ярмарок в Европе. Названия наиболее крупных ярмарок переписываем в тетрадь.

    Рассматриваем монеты, привозимые из разных стран. Какие трудности могли возникнуть у торговцев в связи с таким многообразием монет?

    Работа с понятиями менялы и банки.

    Давайте совместно попробуем сделать выводы за сегодняшний урок.

    Учащиеся перечисляют: увеличение объема торговли к XVв., укрепление связи между регионами, развитие банковского дела)

    - Как вы считает, кто сегодня был особенно активен на уроке? Какие оценки им можно поставить?

    - поднимите руки, кому сегодня на уроке было интересно? А кто на уроке ничего не понял?

    Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

    Д/з & 14.задания стр.116 (устно), выучить новые определения.

    Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс)

    Преподаватель: Ивашова Наталья Николаевна

    Тема урока «Горожане и их образ жизни»

    Тип урока: урок рефлексии

    Вид урока: комбинированный

    Цели урока:                                                                                          Деятельная – ввести новые понятия, продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками, иллюстрациями, текстом учебника, систематизировать материал по заданным параметрам;

    Содержательная – сформирование у учащихся представление о средневековом городе, его населении, застройках, управлении, образе жизни горожан.

    Этапы урока

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Проверка знаний

    3. Мотивация

    учебной деятельности

    4. Постановка проблемы.

    5.Усвоение новых знаний

    5.Закрепление

    6. Рефлексия

    7. Подведение итогов, д/з

    Приветствие учеников;

    Проверка отсутствующих;

    Готовность учащихся к уроку;

     На доске один ученик дает определения понятиям: гильдия, Ганза, фактория, меняла, ярмарка, банк.

    На доске второй ученик рисует схему центров международной торговли, с перечислением товаров.

    Класс работает устно по вопросам на стр.116.

    Тема нашего сегодняшнего урока звучит так : «Горожане и их образ жизни» . Скажите, пожалуйста, а что входит в понятие образ жизни, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

    Мог ли повлиять образ жизни на изменения образа мыслей горожан в отличии от феодалов и крестьян?

    Сегодня мы с вами на уроке будем работать в группах с использованием текста учебника. Каждая групп должна будет составить развернутый план ответа на заданную тему, а затем раскрыть тему с опорой на иллюстрации, которые я вам предложу.

    1 группа. Состав городского населения.

    2группа. Органы управления.

    3 группа. Плотность населения.

    4группа. План городской застройки.

    5 группа. Санитарное состояние города.

    6 группа. Значение города в жизни людей.

    7 группа. Городские развлечения.

    8 группа.  Изменилось в сознании горожан.

    Представитель от каждой группы, раскрывает тему с опорой на иллюстрации с сайта videouroki.net

    - Как вы считает, кто сегодня был особенно активен на уроке? Какие оценки им можно поставить?

    Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Мне было трудно …. Я еще хотел бы узнать о ……. Меня удивило…

    Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

    Д/з & 15.задания стр.125 (устно), выучить новые определения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Крестовые походы", урок из курса Истории средних веков, 6 класс

    Авторская разработка урока из курса истории средних веков. В уроке предполагаются видеофрагменты, элементы драматизации и ролевой игры, лабораторная работа...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ТЕМА: «БЫЛОЕ И ДУМЫ…» (Россия в I половине XIX века)

    Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и  сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разо...

    Обобщающий урок по курсу истории Средних веков

    Тип урока: повторительно-обобщающий Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых нео...

    Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

        Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

    Методическая разработка конспекта урока по химии для 9 класса на тему "Коррозия металлов"

    Конспект урока разработан в соответствии с программой по химии для общеобразовательной школы, автор программы О. С. Габриелян....

    «Обобщающий урок по курсу «История средних веков» 6 класс

    «Обобщающий урок по курсу «История средних веков»Тип урока: интеллектуальный турнирЦель: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся по истории средних веков, используя различные вид...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по дисциплинам «История» и «Английский язык» Тема: Абсолютизм в России и Англии в XVI веке

    Данный интегрированный урок разработан в соответствии с концепцией модернизации Российского образования. Урок соответствует требованиям Федерального компонента ФГОС по дисциплинам История и Иностранны...