План-конспект урока. Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816—1825 гг.
план-конспект урока по истории (9 класс)

План-конспект урока. Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816-1825 гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816—1825 гг.

Цели урока: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Александра I после Отечественной войны 1812 г., причинах перемен, произошедших в его политическом курсе; охарактеризовать реформаторскую деятельность Н. Н. Новосильцева и   А.        А. Аракчеева.

План урока

  1. Священный союз и Венская система.
  2.   Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г.

ХОД УРОКА

■ Проверка и актуализация знаний

В начале урока учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания, разгадывают кроссворды. Учитель обращает внимание на выставку, подготовленную учащимися.

Тестовое задание 1

  1. Бородинское сражение произошло

а) 2 июня 1812 г.        

б) 26 августа 1812 г.

в) 1 сентября 1812 г.

  1. Октябрь 1814 г. — дата

а)        смерти М. И. Кутузова

б)        бегства Наполеона с о. Эльба

в)        Битвы народов

  1. Исследованием северной части Тихого океана занимался

а)        С. П. Крашенинников

б)        В. Беринг

в)        И. Ф. Крузенштерн

  1. В конце апреля 1813 г. русско-прусские войска потерпели поражение

а) при Лютцене        в) под Берлином

б) под Лейпцигом

в) под Берлином

  1. С предложением объединения польских земель на Венском конгрессе выступила

 а)        Россия        б) Пруссия    в) Австрия

Тестовое задание 2

  1. Венский конгресс состоялся

  а) в 1812 г.          б) в 1813 г.   в) в 1814 г.

  1. В сентябре 1815 г.

  а)  был создан Священный союз

  б)         союзные войска вступили в Париж

  в)         русская армия вступила в польские земли

  1.  Манифест об исключительных правах России на Аляску был издан

  а) в 1804 г.   б) в 1821 г.   в) в 1825 г.

  1. Войска антинаполеоновской коалиции вступили в Париж

а)        4 марта 1813 г.

б)        18 марта 1814 г.

в)        14 сентября 1815 г.

  1. В состав Священного союза вошли

а)        Франция, Россия, Англия

б)        Россия, Пруссия, Австрия

в)        Россия, Австрия, Италия

■ Изучение нового материала

Приступая к изучению темы, учащимся предлагается познакомиться с главным вопросом урока и охарактеризовать внешнюю политику России.

  1. Итогом войны стал Венский конгресс и создание Священного союза трех государей: российского, прусского и австрийского. В Вене 1 октября 1814 г. открылся конгресс для решения вопроса о послевоенном устройстве Франции и Европы. В самый разгар споров союзников о территориях 1 марта 1815 г. Наполеон самовольно покинул остров и высадился со своими сторонниками на юге Франции. Через три недели он фактически без единого выстрела вошел в Париж. 18 июня 1815 г. в битве при Ватерлоо Наполеон потерпел поражение, был пленен и сослан на остров Святой Елены, где и прожил до конца своих дней.

Учащимся предлагается на основе текста учебника выписать в тетрадь основные вопросы, решенные на Венском конгрессе. По окончании работы учащиеся отвечают на вопросы. 1. Как Заграничный поход русской армии повлиял на международный авторитет России? 2. С какой целью был создан Священный союз? Внимание учащихся обращается на карту.

Далее предлагается вспомнить о так называемом восточном вопросе и греческом проекте Екатерины II. Вопросы. 1. Какие цели преследовали европейские государства и Россия на Балканах? 2. Почему в начале 20-х гг. обострился восточный вопрос? 3. Можно ли считать европейские государства, в том числе и Россию, борцами за свободу греков от османского ига? 4. Каковы причины обострения отношений между членами Священного союза?

Приступая к характеристике внутренней политики Александра I, учащимся предлагается вспомнить основные направления политики перед войной 1812 г. Учитель ставит перед учащимися задачу — по окончании урока определить причины перемены во внутренней политике Александра I после войны 1812 г. Учащиеся работают с текстом учебника и заполняют таблицу. Особое внимание уделяется терминам «либеральная политика», «консервативная политика», работа над которыми была начата на предыдущих уроках.

Внутриполитеческий курс  Александра I

Политика: указы, мероприятия и т. п.

1801—1812 гг.

1815—1825 гг.

Либеральная

Консервативная

Учитель осуществляет проверку работы, предлагая ответить на вопросы. 1. Как вы думаете, какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на внутреннее положение в Российской империи? 2. С чем были связаны перемены во внутренней политике Александра I? 3. Можно ли считать, что Заграничный поход повлиял на внутреннее состояние российского общества? 4. Как вы думаете, почему Александр I пошел на «польский эксперимент»?

  1. Почему русский самодержец ввел конституцию на территории автономной области, а не во всей империи? Задание: Охарактеризуйте мотивы императора в желании ввести конституцию в Польше.

Учитель отмечает, что работу над текстом российской конституции царь поручил Н. Н. Новосильцеву. Учащиеся заслушивают сообщение об этом государственном деятеле.

Учитель заранее может размножить текст «Уставной грамоты Российской империи» Н. Н. Новосильцева. После прочтения документа учащиеся отвечают на вопросы. 1. Можно ли считать, что с введением в действие этого документа Российская империя стала бы ограниченной монархией? 2. Наличествует ли в проекте принцип разделения властей? Задания-. 1. Подчеркните одной чертой высшие органы управления Российской империи, представленные в проекте Новосильцева. 2. Подчеркните двумя чертами их компетенцию. 3. Отметьте сходство и отличие проекта Новосильцева с проектом Сперанского.

Работая с текстом учебника, учащиеся записывают в таблицу указы, которые носили консервативный характер. Проект конституции, подготовленный Новосильцевым, был забыт. Разорение крестьян и помещиков центральной части России в ходе войны 1812 г. привели к тому, что Александр I пошел на вынужденную меру — разрешил продавать в частные руки государственных крестьян. Усиление крепостнических порядков консервировало самодержавную форму правления, препятствовало его реформированию. С 1820 г. начинается усиление реакционного курса. Крестьянам было запрещено жаловаться на жестокость помещиков, последние получили вновь право ссылать крепостных в Сибирь. В армии началась жесткая муштра, в результате в 1820 г. вспыхнуло восстание в Семеновском полку. Усилились гонения на просвещение и печать. В 1821 г. в Казанском и Петербургском университетах были уволены в отставку передовые профессора, против некоторых из них были возбуждены судебные дела, неблагонадежные студенты отданы в солдаты.

Нерешенность назревших и ставших явными проблем (тормозившей развитие страны самодержавной власти и крепостного права) привели к возникновению тайных организаций в армии.

Потрясения, связанные с тяжелой войной, со смертью детей, память о насильственной смерти отца привели Александра I к увлечению мистицизмом. В 1814 г. он приблизил к себе архимандрита Фотия. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Проводилась политика на усиление положения и влияния православной церкви в стране в ущерб другим конфессиям. Была запрещена деятельность ордена иезуитов, появившихся в России в правление Павла I.

В заключение учитель обращает внимание учащихся на внутренние проблемы государства и отмечает главную — крепостное право, которое препятствовало инициативе крестьян и тормозило экономическое развитие в целом. Учащимся предлагается вспомнить содержание указа о «вольных хлебопашцах», изданного в 1803 г. В рамках либерального курса в 1816 г. был опубликован закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии (однако земли сохранялись за помещиками), т. е. крестьяне освобождались от крепостной зависимости без земли, а в 1818—1819 гг. подобная реформа была проведена в Курляндии и Лифпяндии. Вопросы: 1. Как вы думаете, какие последствия имел этот закон для экономики этих земель? 2. Почему в качестве «полигона» этой реформы были избраны земли Прибалтики?

Разработкой общероссийской крестьянской реформы по указанию императора занимался А. А. Аракчеев. Учащиеся заслушивают сообщение об этом государственном деятеле. Учитель может дополнить сообщение, например характеристикой, которую дал Аракчееву А. С. Пушкин:

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель,

А царю он — друг и брат.

Полон злобы, полон мести,

Без ума, без чувств, без чести,

Кто же он? Преданный без лести,

... Грошевой солдат.

Другой поэт, Е. А. Баратынский, писал об Аракчееве так:

Отчизны враг, слуга царя,

К бичу народов — самовластью —

Какой-то адскою любовию горя,

Он не знаком с другою страстью...

Скрываясь от очей, злодействует впотьмах,

Чтобы злодействовать свободней,

Не нужно имени: у всех оно в устах,

Как имя страшное владыки преисподней.

Однако тот же самый Пушкин в 1834 г. написал в письме к жене: «Аракчеев... умер. Об этом во всей России жалею я один. Не удалось мне с ним свидеться и наговориться». А П. А. Вяземский отмечал, что «это лицо, как и многие другие лица современной истории, ожидает еще верного, строгого, но и беспристрастного суда истории... ибо нередко имеют слишком большое значение сплетни, предубеждения, личности и страсть текущего дня». Сам Аракчеев, подводя итог прожитому, писал: «В жизни моей я руководствовался всегда одними правилами — никогда не рассуждал по службе и исполнял приказания буквально, посвящая все время и все силы мои службе царской. Знаю, что меня многие не любят, потому что я крут, да что делать? Таким меня Бог создал! И мною круто поворачивали, а я за это остался благодарен. Мягкими французскими речами не выкуешь дела! Никогда я ничего не просил для себя, и милостью Божьей дано мне все! Утешаюсь мыслью, что я был полезен».

Далее учащиеся работают с текстом учебника. Задание:

  1. Выпишите в тетрадь предлагаемые Аракчеевым условия освобождения крестьян. Вопрос: Как вы думаете, отвечал ли интересам помещиков и крестьян проект, предложенный Аракчеевым? Учитель может дополнить информацию учебника. Подлинник проекта не найден, о нем известно со слов и письменных свидетельств других лиц. По мнению Аракчеева, проект учитывал интересы помещиков, так как они получали наличный капитал для уплаты долгов и развития хозяйства в новых условиях, строя свои отношения с крестьянами на рыночной основе. Если бы проект стал реализовываться, то процесс освобождения крестьян затянулся бы на 200 лет.

«Аракчеевщиной» называли современники и ученые период «всевластия» этого государственного деятеля, не принимая в расчет, что в самодержавном государстве без императора не принималось ни одно решение, например с военными поселениями. После войны 1812 г. экономика страны оказалась в тяжелом положении: сократилась торговля, начался кризис финансовой системы. Поскольку страна не могла провести даже частичную демобилизацию армии, перейдя к всеобщей воинской повинности, приходилось тратить на ее содержание более 50% бюджетных доходов. Сохранение рекрутских наборов вызывало недовольство крестьян и помещиков, которые лишались рабочих рук. Чтобы как-то попытаться решить эту проблему, Александр I предложил создать военные поселения по примеру казачьих полков вдоль западной границы государства. Было предложено поселить пехоту возле Новгорода, а кавалерию — на Украине. Военными поселянами стало около 10% русской армии.

Предполагалось, что в результате организации округов военных поселян будут сокращены расходы на армию, в мирное время не будут проводиться рекрутские наборы. В результате произойдет формирование зажиточного военно-земледельческого сословия, которое станет социальной опорой самодержавия. Однако на практике создание поселений натолкнулось на резкое сопротивление солдат и крестьян Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерний. Наиболее крупным протестом стало восстание летом 1819 г. в Чугуеве близ Харькова, подавленное властями.

До введения в действие указа крестьяне были втянуты в товарно-денежные отношения. Переходя в разряд хозя- ев-поселян, они становились обязанными содержать солдат действующей армии. Насильственное прикрепление крестьян к земле, запрещение заниматься торговлей и промыслами приводили к разорению. Вопрос: Докажите, что военные поселения ограничивали возможности свободного развития хозяйства.

■ Закрепление материала

  1. Почему император отошел от либерального курса во внутренней политике?
  2. Каковы, на ваш взгляд, субъективные и объективные причины изменения внутреннего курса императора?
  3. Можно ли считать, что Россия была не готова к кардинальным переменам политического строя и введению конституции?

Домашнее задание: § 5, вопросы и задания в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Внутренняя и внешняя политика Александра I"

материал сожержит два варианта теста, ключи к заданиям, шкалу оценивания...

разработка урока "Внутренняя и внешняя политика Александра III"

Цели: дать представление о двойственном характере реформаторской деятельности Александра III; обра­тить внимание на личности императора, политических и общест­венных деятелей, находившихся у власти, ...