Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15 ИСТОРИЯ Тувы общеобразовательного цикла программ подготовки специалистов среднего звена по профессиям: 29.01.07 «Портной»
    рабочая программа по истории

    Сереп Алдынай Орлановна

    Учебная дисциплина «История Тувы» входит в список дисциплин вариативной части.

    Программа учебной дисциплины Б1.В.О2 История Тувы устанавливает минимальные требования к результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий, форм и средств отчетности и контроля.

    Настоящая рабочая программа составлена для учебной дисциплины «История Тувы». В связи с этим, актуальность программы заключается в том, что в процессе изучения истории Тувы у студента формируется не только теоретическое мышление и историческое сознание, но и умение использовать приобретенные знания в практической деятельности в целях осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, как гражданина России.

    Предметом изучения курса является история Тувы с древнейших времен до наших дней. Учебный материал структурирован по проблемно-хронологическому принципу с учетом полученных знаний и умений в общеобразовательной школе. Он ориентирован на освоение студентами содержания отечественной истории в исторической ретроспективе и овладение различными способами познавательной деятельности, которые должны лечь в основу познавательной, воспитательной, мировоззренческой функций истории. Оперируя знаниями по истории Тувы и с осознанием взаимосвязи и взаимозависимости истории России и истории Тувы возможно более глубокое понимание современных процессов. Осознание причин и предпосылок современных процессов и явлений, поможет студенту раскрыть прогностическую функцию истории. На примере событий и явлений истории Тувы студент формирует способности анализировать многие общественные явления, с которыми ему придется иметь дело в его дальнейшей работе, давать им правильную оценку и выбирать оптимальные пути обращения с данными феноменами.

    Дисциплина направлена на:

    • развитие мотивации к познанию и творчеству;
    • приобщение студентов к общечеловеческим ценностям;
    • интеллектуальное и духовное развития личности обучающегося;
    • формирование необходимых умений находить решение новых проблем, самостоятельно заниматься своим собственным образованием.

    Цели освоения дисциплины - формирование у студентов:

    1. научных представлений об основных закономерностях и особенностях всемирно­исторического процесса, этапах в истории Тувы, ее социокультурном своеобразии, месте и роли в российской действительности, а также как кочевой азиатской цивилизации;
    2. навыков получения, анализа и обобщения исторической информации, умения выра­жать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к ис­торическому прошлому своего родного края;
    3. уважение, соблюдение и сохранение ценностей тувинского общества;
    4. высоких нравственных и гражданских качеств, толерантности в восприятии культур­ного многообразия мира, страны и Республики Тыва
    5. активной жизненной позиции в личностном и социальном планах.

    Задачи:

    Обучающие - направлены на формирование научного представления об основных периодах истории Тувы и ее хронологии; на приобретение обучающимися знаний движущих сил и закономерностей исторического процесса, в результате которого происходит формирование тувинского народа как этнической общности; места человека в историческом процессе, политической организации тувинского общества на разных этапах развития; на понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса.

    Развивающие - заключаются в умении логически мыслить, аналитически подходить к любым источникам и разным мнениям, вести научные дискуссии; в развитии творческого мышления, самостоятельности суждений, интереса к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению; направлены на формирование способности на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и Тувы и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи.

    Воспитательные - направлены на воспитание нравственности, морали, толерантности у студентов; на понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл РУПД История Тувы68.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Республики Тыва

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Республики Тыва

    «Тувинский политехнический техникум»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ОУД.04 ИСТОРИЯ

    общеобразовательного цикла

    программ подготовки специалистов среднего звена по профессиям:

    29.01.07 «Портной»

     2019 г.

    Пояснительная записка

    Учебная дисциплина «История Тувы» входит в список дисциплин вариативной части.

    Программа учебной дисциплины Б1.В.О2 История Тувы устанавливает минимальные требования к результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий, форм и средств отчетности и контроля.

    Настоящая рабочая программа составлена для учебной дисциплины «История Тувы». В связи с этим, актуальность программы заключается в том, что в процессе изучения истории Тувы у студента формируется не только теоретическое мышление и историческое сознание, но и умение использовать приобретенные знания в практической деятельности в целях осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, как гражданина России.

    Предметом изучения курса является история Тувы с древнейших времен до наших дней. Учебный материал структурирован по проблемно-хронологическому принципу с учетом полученных знаний и умений в общеобразовательной школе. Он ориентирован на освоение студентами содержания отечественной истории в исторической ретроспективе и овладение различными способами познавательной деятельности, которые должны лечь в основу познавательной, воспитательной, мировоззренческой функций истории. Оперируя знаниями по истории Тувы и с осознанием взаимосвязи и взаимозависимости истории России и истории Тувы возможно более глубокое понимание современных процессов. Осознание причин и предпосылок современных процессов и явлений, поможет студенту раскрыть прогностическую функцию истории. На примере событий и явлений истории Тувы студент формирует способности анализировать многие общественные явления, с которыми ему придется иметь дело в его дальнейшей работе, давать им правильную оценку и выбирать оптимальные пути обращения с данными феноменами.

    Дисциплина направлена на:

    • развитие мотивации к познанию и творчеству;
    • приобщение студентов к общечеловеческим ценностям;
    • интеллектуальное и духовное развития личности обучающегося;
    • формирование необходимых умений находить решение новых проблем, самостоятельно заниматься своим собственным образованием.

    Цели освоения дисциплины - формирование у студентов:

    1. научных представлений об основных закономерностях и особенностях всемирноисторического процесса, этапах в истории Тувы, ее социокультурном своеобразии, месте и роли в российской действительности, а также как кочевой азиатской цивилизации;
    2. навыков получения, анализа и обобщения исторической информации, умения выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому своего родного края;
    3. уважение, соблюдение и сохранение ценностей тувинского общества;
    4. высоких нравственных и гражданских качеств, толерантности в восприятии культурного многообразия мира, страны и Республики Тыва
    5. активной жизненной позиции в личностном и социальном планах.

    Задачи:

    Обучающие - направлены на формирование научного представления об основных периодах истории Тувы и ее хронологии; на приобретение обучающимися знаний движущих сил и закономерностей исторического процесса, в результате которого происходит формирование тувинского народа как этнической общности; места человека в историческом процессе, политической организации тувинского общества на разных этапах развития; на понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса.

    Развивающие - заключаются в умении логически мыслить, аналитически подходить к любым источникам и разным мнениям, вести научные дискуссии; в развитии творческого мышления, самостоятельности суждений, интереса к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению; направлены на формирование способности на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и Тувы и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи.

    Воспитательные - направлены на воспитание нравственности, морали, толерантности у студентов; на понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России.

    1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

    В результате освоения дисциплины/ модуля у студента формируются следующие компетенции:

    Компетенция

    Уровень

    освоения

    Знания

    Умения

    Навыки

    Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2)

    базовый

    знать базовые исторические понятия и концепции тувино- ведения; важнейшие этапы периодизации истории Тувы; основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей.

    уметь читать и понимать тексты исторических источников; правильно применять главные исторические понятия при анализе прошлых и современных событий и явлений.

    владеть навыками определения важнейших терминов, необходимых для анализа исторических событий и фактов; самостоятельной работы по подготовке выступлений на семинарских занятиях.

    повышенный

    знать закономерности развития исторического процесса, сопоставляя закономерностями развития России и Тувы; дискуссионные проблемы историографии Тувы.

    уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому тувинского народа; выявлять культурное многообразие проживающих в Туве народов и толерантно его воспринимать

    владеть навыками исторического анализа при рассмотрении реально происходивших событий; научной аргументации при отстаивании собственной позиции по вопросам истории Тувы, в том числе и в публичных выступлениях.

    продвинутый

    знать современные версии и трактовки основных тенденций развития и акиуальных проблем Тувы; особенности исторического пути России и место Тувы в общероссийских процессах.

    уметь делать аргументированные выводы, на основе опыта различных школ исторической мысли анализировать во взаимосвязи социально-экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне.

    Должен владеть навыками соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, как гражданина России

    продвину

    тый

    Закономерности социально-

    экономического, общественно- политического развития государств и обществ конкретной исторической эпохи.

    Анализировать исторические процессы, устанавливать причинноследственные связи, выявлять их общие черты и различия.

    Владеть навыками работы с исторической картой на локальном, национальном и глобальном уровнях конкретной исторической эпохи;

    Методами анализа исторического процесса.

    повышен

    ный

    Должен знать современные концепции развития мирового исторического процесса, возникновения и развития кочевых- цивилизаций; общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции тувинского общества и российской государственности.

    Должен уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому Тувы, формам организации и эволюции общественных систем.

    Должен владеть навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; использования исторических знаний для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации в Туве, в России и мире; научного познания истории Тувы, социального опыта населения Тувы, передающегося от поколения к поколению.

    базовый

    Знать основные процессы отечественной истории и истории Тувы, даты, периоды, факты, явления, характеризующую целостность исторического процесса;

    Должен извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения

    Должен владеть навыками использования исторических знаний для прогнозирования совре менной
    социально-
    экономической и
    политической си-
    туации Тувы

    Должен знать со-
    временные концеп-
    ции развития миро-
    вого исторического
    процесса,
    возникновения и
    развития кочевых-
    цивилизаций; об-
    щие закономерно-
    сти и национальные
    особенности ста-
    новления и
    эволюции тувин-
    ского общества и
    российской госу-
    дарственности

    Должен владеть навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; использования исторических знаний для прогнозирования современной социальноэкономической и политической ситуации в Туве, в передающегося от поколения к поколению. России и мире; научного познания истории Тувы, социального опыта населения Тувы,

    Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах и академических часах

    Всего учебных часов трудоемкости

    93 ч

    Всего аудиторных часов,

    62 ч

    в том числе лекции

    12 ч

    практических занятий

    40 ч

    Самостоятельная работа студентов

    31 ч

    Формы контроля:

    Дифференцированный зачет

    1

    Содержание учебной дисциплины «История Тувы»

    Тема 1. Тува в древности

    Предмет и задачи курса. Методологические основы изучения курса. Историография и источники по истории Тувы. Тува в первобытное время. Тува в скифский период. Культура Тувы в скифский период. Тува в гунно-сарматский период. Особенности культуры племен гунно-сарматской эпохи

    Тема 2. Тува в составе центральноазиатских государтсв

    Тува в составе Тюркского каганата. Племена Тувы в составе Уйгурского каганата. Тува в составе государства древних кыргызов. Тува в эпоху империи Чингисхана и его преемников. Культура племен Тувы в средние века. Хозяйство номадов древней и средневековой Тувы. Общественный строй племен Тувы в средние века.

    Тема 3. Тува в составе государства Алтын-ханов, Джунгарии и Цинской империи.

    Тува в период возникновения и распада государства Алтын-ханов и Джунгарии

    Тува в составе Цинской империи. Административно-территориальное устройство Тувы в период господства маньчжурской династии Цин. Народные выступления последней четверти XIX в. Восстание 60-ти богатырей. Русско-тувинские экономические связи. Культура Тувы в XVII-XIX вв. Хозяйство и общественный строй Тувы в XVII-XIX вв. Религиозные верования тувинцев в XVII-XIX вв. Формирование тувинского этноса.

    Тема 4. Тува в начале XX в.

    Синьхайская революция. Урянхайский вопрос. Установление протектората Российской империи над Урянхайским краем. Основание Белоцарска. Значение русской крестьянской колонизации. Экспедиции Русского Географического общества на территорию Тувы в XIX- начале XX вв.

    Тема 5. Образование и развитие ТНР

    Февральская революция 1917 г. Сибирская партизанская армия. Создание объединенного партизанского отряд. Оттук-Дашский бой. Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев. Кравченко А. Д., Щетинкин П. Е., Ян Шичао, Кочетов С. К. Подготовка и созыв Всетувинского Учредительного Хурала. Русская самоуправляющаяся трудовая колония. Общественные организации ТНР и их роль в становлении государственности. Тувинская народная революционная партия. Ликвидация феодалов, экспроприация их собственности. Коллективизация. Репрессии. Конституции ТНР. Культура ТНР.

    Тема 6. Тува в годы Великой Отечественной войны

    Х съезд Великого Хурала ТНР. Перестройка экономики Тувы на военный лад. Военная подготовка населения Тувы. Призыв в армию советских граждан. Участие тувинских добровольцев в войне: отправка на фронт танкистов-добровольцев, Тувинский добровольческий кавалерийский эскадрон. Вклад народа Тувы в победу над фашизмом.

    Тема 7. Развитие Тувинской автономной области

    Заседание Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1944 года. Преобразование и перестройка органов власти и управления в Туве. Революционный Союз молодежи. Административно-территориальное управление Тувинской автономной областью. Реконструкция народного хозяйства. Культурное развитие Советской Тувы.

    Тема 8. Тувинская АССР

    Социально-политическое развитие, экономическое развитие Тувинской АССР. Культура Тувы в 60-80-ые гг. XX века. Развитие промышленности.

    Тема 9. Тува на современном этапе

    Демократизация общественной жизни. Образование Республики Тыва. Экономическое развитие Тувы в постсоветский период. Культура.

    Экономическое, политическое, культурное, социальное развитие Тувы в 2000-ые гг.

    План практических занятий:

    Модуль «История Тувы с древнейших времен до XVI в.

    Тема № 1. Тува в первобытное время (8 ч.)

    1. Периодизация истории Тувы
    2. Источники по изучению истории Тувы
    3. Изучение истории Тувы с XIX в. по настоящее время.
    4. Тува в период палеолита, мезолита и неолита
    5. Тува в скифское время. Курганы Аржаан-1 и Аржаан-2
    6. Тува в эпоху бронзы
    7. Тува в гунно-сарматское время

    Контрольные вопросы:

    1. Когда и где была заселена первобытными людьми территория Тувы?
    2. Какие племена жили на территории Древней Тувы?
    3. Какие изменения произошли в жизни племен в бронзовом веке?
    4. Что вы знаете о скифах и гунно-сарматах?

    Тема №2. Тува в составе центрально-азиатских государств (8 ч. )

    1. Тува в составе тюркского каганата
    2. Тува в составе уйгурского каганата.
    3. Тува в составе государства енисейских кыргызов.
    4. Тува в эпоху империи Чингисхана и его приемников

    Контрольные вопросы:

    1. Существует точка зрения, согласно которой у средневековых кочевников не было государства. Ваше мнение.
    2. Можно ли считать, что в древнетюркское время начинается этногенез современных тувинцев? Обоснуйте свой ответ.
    3. Почему одно из цивилизованных государств Центральной Азии Уйгурский каганат потерпел поражение от енисейских кыргызов?
    4. В чем отличие кочевого мира от земледельческого?

    Модуль II. Тува в XVII- начале ХХ в. (16ч.) Тема №3. Тува в XVII- нач. XX века

    1. Тува в период возникновения и распада государства Алтын-ханов и Джунгарии
    2. Тува в период господства Цинской империи (вторая половина XVIII- начало ХХвв.)
    3. Восстание 60-ти богатырей 1883-1885 гг.
    4. Тува в период освобождения от маньчжурского ига. Установление протектората России
    5. Формирование тувинской нации
    6. Культура и быт тувинцев
    7. Общественный строй тувинцев

    Контрольные вопросы:

    1. Назовите особенности развития Тувы в составе государства Алтын-ханов.
    2. Какие виды налогов выплачивало население Тувы в казну Цинского правительства?
    3. Расскажите об особенностях новой административно-территориальной структуры Тувы в период господства Цинской династии.
    4. Назовите причины народных выступлений последней четверти XIX в.?
    5. В чем заключались причины поражения восстания 60-ти богатырей?
    6. Какими факторами предопределялось развитие хозяйства тувинцев?
    7. Как можно охарактеризовать русско-тувинские отношения?
    8. Как осуществлялось хозяйственной освоение Тувы русскими?
    9. Какова иерархическая структура традиционного тувинского общества?
    10. Расскажите об особенностях тувинского быта в новое время.

    Модуль III. Тува в первой пол. ХХ в.

    Тема №4. Тува в начале XX в. (8 ч.)

    1. Синьхайская революция в Китае
    2. Установление протектората России над Тувой
    3. Основание Белоцарска
    4. Русско-тувинские экономические связи
    5. Значение русской крестьянской колонизации
    6. Сибирская партизанская армия
    7. Создание объединенного партизанского отряда
    8. Оттук-Дашский бой
    9. Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев
    10. Личности: Кравченко А. Д., Щетинкин П. Е., Ян Шичао, Кочетов С. К.
    11. Экспедиции Русского Г еографического общества на территорию Тувы в XIX- начале XX вв.
    12. Личности: Монгуш Буян-Бадыргы., Иннокентий Сафьянов, Владимир Габаев .

    Контрольные вопросы:

    1. Укажите причины, значение и последствия установления протектората Российской империи над Урянхайским краем.
    2. Как происходило основание Белоцарска? Назовите основных ученых, посещавших Туву в рассматриваемый период
    3. Как отразились события февраля и октября 1917 г. в России на судьбу Урянхайского края?
    4. Что стало причиной победы красных?
    5. Расскажите о Белоцарском бое

    Тема №5. Образование и развитие ТНР (10 ч.)

    1. Подготовка и созыв Всетувинского Учредительного Хурала
    2. Русская самоуправляющаяся трудовая колония
    3. Общественные организации ТНР и их роль в становлении государственности
    4. Тувинская народная революционная партия
    5. Ликвидация феодалов, экспроприация их собственности
    6. Коллективизация
    7. Репрессии
    8. Конституции ТНР
    9. Культура ТНР

    Контрольные вопросы:

    1. Когда состоялся созыв Всетувинского учредительного хурала, кто был представлен в нем, какие вопросы там обсуждались?
    2. Охарактеризуйте основные положения Конституции ТНР 1921 г.
    3. Какова роль и место Тувинской народно-революционной партии в политической системе ТНР?
    4. Укажите причины политических репрессий в годы ТНР?
    5. Расскажите о помощи Тувы фронту.
    6. Когда и на каких условиях ТНР вошла в состав СССР?

    Модуль IV. (18 ч.)

    Тема №6. Тува в годы Великой Отечественной войны (4 ч.)

    1. Тува в годы Великой Отечественной войны
    2. Перестройка экономики Тувы на военный лад
    3. Участие тувинских добровольцев в войне
    4. Личности: Тока, И Кечил-оод Т. Б., Вера Байлак, М. А. Бухтуев.

    Тема №7. Вхождение Тувы в состав СССР. Развитие Тувинской автономной области

    1. Вхождение Тувы в состав СССР
    2. Реорганизация органов власти (1944-1961)
    3. Реконструкция народного хозяйства
    4. Развитие культуры Тувы в (1944-1961)
    5. Развитие промышленности, строительства, транспорта и связи (1944-1961)
    6. Условия жизни и быт Советской Тувы

    Тема №8. Тувинская АССР (6 ч.)

    1. Развитие сельского хазяйства
    2. Культурное развитие Тувы в 60-80-ые гг. ХХ в.
    3. Развитие промышленности в 60-80-ые гг. ХХ в.
    4. Архитектурное преобразование Кызыла в 60-80-ые гг. ХХ в.
    5. Театральная жизнь
    6. Образование в 60-80-ые гг. ХХ в.

    Тема №9. Тува в составе СССР (4ч)

    1. Распад СССР и образование Республики Тыва
    2. Политическое развитие Республики Тыва
    3. Возрождение национальной культуры тувинцев в 90-ые гг.
    4. Культура Тувы в XXI вв.
    5. Социально-экономическое развитие Тувы на современном этапе
    6. Роль семьи в современном тувинском обществе
    7. Актуальные проблемы Тувы на современном этапе
    1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

    1.1. Методические разработки кафедры (учебные пособия, методические указания)

    Целью и задачей самостоятельной работы студентов (СРС) по курсу «История Тувы» является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает развитие умения учиться, формирование у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

    В ходе СРС студент может:

    • освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.);
    • закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
    • применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, и т. д.);
    • применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание учебно-исследовательской работы студента).

    При изучении дисциплины организация СРС представляет собой единство трех взаимосвязанных форм:

    1. Внеаудиторная самостоятельная работа;
    2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
    3. Творческая, в том числе учебно-исследовательская работа.

    К внеаудиторной СРС относятся подготовка и написание рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы; выполнение домашних заданий разнообразного характера: подбор и изучение исторических источников; заполнение различных таблиц, выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы, а также подготовка к участию в научно-практических конференциях.

    Аудиторная самостоятельная работа реализуется при проведении практических занятий, семинаров, во время чтения лекций.

    Самостоятельная работа с научной, публицистической, художественной литературой является главной формой изучения истории, имеющей мировоззренческое, воспитательное значение. Творческое осмысление, критический анализ фактов, явлений, процессов, добывание знаний из различных источников способствуют формированию исторического мышления, собственного мироощущения. Богатый материал для исторического образования даёт непосредственное знакомство с источниками - трудами видных историков, архивными документами, мемуарной и эпистолярной литературой. Они передают атмосферу прошлых лет, раскрывают картину сложнейших проблем, способствуют целостному видению исторических процессов. Наиболее эффективный способ творческого усвоения прочитанного - ведение записей. Преимущество этого метода состоит в том, что студент использует не только зрительную, но и двигательную память. Но главное - запись представляет собой творческий процесс, критический анализ изучаемого произведения, документа. Основные формы записей: план, выписка, тезисы, аннотация, резюме, конспект.

    Учебно-исследовательская работа студентов по истории предполагает углубленное изучение и разработку студентами выбранной и интересующей их темы. В процессе учебноисследовательской работы студенты изучают соответствующую литературу, пишут доклады, реферат и выступают с ними на семинаре.

    1. Основная, дополнительная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
    1. Основная литература

    Б1.В.ОД.2 История Тувы        История Тувы: учебное пособие / Под. Ред. проф. З.Ю. Доржу.-Кызыл: РИО, 2016

            Урянхай. Тыва дептер: Антология/ Сост. С.К. Шойгу. - М: Слово в 7 т. Т. 1: Древние племена Тувы и сопредельных территорий Центральной Азии (II тыс. до н.э - конец XIX в. . - 2007. - 592 с.)

            Урянхай. Тыва дептер: Антология/ Сост. С.К. Шойгу. - М: Слово в 7 т. Т.2: Племена Саяно-Алтая. Урянхайцы (IV в. - нач. XX в.). - 2007. - 662 с.

    Перечень вопросов для подготовки к экзамену:

    1. Предмет и задачи «Истории Тувы».
    2. История Тувы как составная часть исторической науки.
    3. Источники по истории Тувы.
    4. Периодизация истории Тувы.
    5. Понятие «Тува в древности» и необходимость его использования.
    6. Принципы периодизации истории Тувы.
    7. Древнекаменный век на территории Тувы
    8. Основные археологические памятники.
    9. Бронзовый и ранний железный века на территории Тувы.
    10. Памятники, могильники и поселения культуры плиточных могил. Оленные камни. Наскальные рисунки.
    11. Гуннские памятники на территории Тувы. Городище. Могильники Хозяйственные занятия. Образование государства и взаимоотношения с Китаем.
    12. Возникновение Древнетюркского каганата.
    13. Тюркские каганы и их политика
    14. Хозяйство, культура, быт и общественные отношения Тувы в период древнетюркской эпохи.
    15. Тува в составе уйгурского каганата. Происхождение уйгуров
    16. Археологические памятники уйгурского времени на территории Тувы.
    17. Роль уйгуров в этногенезе и формировании тувинского народа.
    18. Тува в составе кыргызского государства. Происхождение кыргызов
    19. Тува под властью империи Чингисхана и его преемников
    20. Образование раннефеодального монгольского государства и его завоевательная политика.
    21. Тува как производственно-сырьевая база Монгольской империи. Завоевание «лесных народов»
    22. Политика монгольских феодалов по отношению к народам Южной Сибири
    23. Распад империи Чингис-Хана и положение племен Тувы.
    24. Тува в составе монгольских государств Алтын-Ханов и Джунгарии (XVI-XVII вв.).
    25. Развитие Тувы в XV- XVI вв.
    26. Тува под игом маньчжурской династии (1757-1911 гг.)
    27. Захват Тувы маньчжурской династией Китая
    28. Административное деление, хозяйство и общественный строй Тувы в период с 17571911 гг.
    29. Восстание «Алдан-Маадыр» (60-ти богатырей): причины, ход основных событий, итоги и историческое значение
    30. Освобождение Тувы от маньчжурского ига
    31. Культура Тувы в период с 1757-1911 гг.
    32. Религиозные верования. Проникновение ламаизма и строительство храмов
    33. Развитие народного творчества Тувы в период с 1757-1911 гг.
    34. Хозяйство. Социальная структура тувинского феодального общества
    35. Социальные отношения, формирование родовой знати.
    36. Феодальная собственность на основные средства производства и эксплуатации трудящихся масс
    37. Формирование тувинской народности. Происхождение тувинцев. Проблема происхождения тыва этноса.
    38. Время появления племен в Туве. Источники этногенеза тувинцев. Общность языка
    39. Синьхайская революция в Китае
    40. Установление протектората России над Тувой
    41. Основание Белоцарска
    42. Русско-тувинские экономические связи
    43. Значение русской крестьянской колонизации
    44. Сибирская партизанская армия
    45. Создание объединенного партизанского отряда
    46. Оттук-Дашский бой
    47. Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев
    48. Личности: Кравченко А. Д., Щетинкин П. Е., Ян Шичао, Кочетов С. К.
    49. Экспедиции Русского Географического общества на территорию Тувы в XIX- начале XX вв.
    50. Подготовка и созыв Всетувинского Учредительного Хурала
    51. Русская самоуправляющаяся трудовая колония
    52. Общественные организации ТНР и их роль в становлении государственности
    53. Тувинская народная революционная партия
    54. Ликвидация феодалов, экспроприация их собственности
    55. Коллективизация
    56. Репрессии
    57. Конституции ТНР
    58. Культура ТНР
    59. Тува в годы Великой Отечественной войны
    60. Перестройка экономики Тувы на военный лад
    61. Участие тувинских добровольцев в войне
    62. Вхождение Тувы в состав СССР
    63. Реорганизация органов власти (1944-1961)
    64. Реконструкция народного хозяйства
    65. Развитие культуры Тувы в (1944-1961)
    66. Развитие промышленности, строительства, транспорта и связи (1944-1961)
    67. Условия жизни и быт Советской Тувы
    68. Развитие сельского хазяйства
    69. Культурное развитие Тувы в 60-80-ые гг. ХХ в.
    70. Развитие промышленности в 60-80-ые гг. ХХ в.
    71. Архитектурное преобразование Кызыла в 60-80-ые гг. ХХ в.
    72. Театральная жизнь
    73. Образование в 60-80-ые гг. ХХ в.
    74. Распад СССР и образование Республики Тыва
    75. Политическое развитие Республики Тыва
    76. Возрождение национальной культуры тувинцев в 90-ые гг.
    77. Культура Тувы в XXI вв.
    78. Социально-экономическое развитие Тувы на современном этапе
    79. Роль семьи в современном тувинском обществе
    80. Актуальные проблемы Тувы на современном этапе

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного общего образования с получением

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 География программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

    Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 География разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, феде...

    Контрольно-измерительные материалы для входного контроля знаний по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (1 курс)

    Контрольно-измерительные материалы для входного контроля знаний по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащ...

    Контрольно-измерительные материалы по теме "Словосочетание" по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (1 курс)

    Контрольно-измерительные материалы по теме "Словосочетание" по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (...

    Контрольно-измерительные материалы для рубежного контроля знаний по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (1 курс)

    Контрольно-измерительные материалы для рубежного контроля знаний по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабоч...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.10 «Физика» Программы подготовки специалистов среднего звена 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» Профиль обучения – естественно - научный

    Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональной образовательной организации СПО, реализующей образовательную программ...

    Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Химия программы подготовки специалистов среднего звена 19.02.10 Технология продукции общественного питания профиль обучения - естественно-научный

    Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональной образовательной организации СПО, реализующей образовательную программу ...