Внеклассное мероприятие «150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.А. СТОЛЫПИНА». 2012 Г
методическая разработка по истории (6, 7, 8, 9 класс)

Аешина Наталья Юрьевна

О Столыпине много спорят:

В чём- то он исторически прав,

Ну, а может принёс много горя,

Суть решений своих не поняв.

Пустословить о нём можно много,

Осуждать, оскорблять, презирать,

Ну а мы  его жизни дорогу

По ступеням хотим разобрать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЫМЛАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »

ВНЕКЛАССНОЕ          МЕРОПРИЯТИЕ

«150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

П.А. СТОЛЫПИНА».

http://www.geopractika.ru/wp-content/uploads/2010/03/12.jpg

Составила: учитель истории

Аешина Н.Ю.

ТЫМЛАТ – 2012 г.

Цель: знакомство с деятельностью П.А.Столыпина

Обучающая цель: 

1. Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.

2. Формирование толерантности, умения прислушиваться к мнению оппонентов, соглашаться с той или иной точкой зрения.

Воспитательная цель:

- Воспитание нравственной позиции

Задачи:

- познакомиться с личностью П.Столыпина, как государственного деятеля;

- способствовать формированию у учащихся гражданской позиции ;

- способствовать воспитанию у учащихся чувства национальной гордости за патриотов России

-понять и осознать значение деятельности П.А.Столыпина, его вклад в историю России.

Участники: 6 класс

                     9 класс

                    10 класс

             11 класс

Оборудование:

- Портрет П.А. Столыпина;

-  Компьютер, медиа – презентация;

- Проектор

План:

  1. Детство и юность П.А. Столыпина;
  2. «Реформы Столыпина»;
  3. Оценка деятельности П.А. Столыпина в историографии;
  4. Положительная и отрицательная оценка деятельности П.А. Столыпина;
  5. Итоги деятельности П.А. Столыпина.

Ход урока:

I Организация участников

Эпиграф: «Россия…нашла своего человека. Этот  человек Столыпин. Он призван спасти Россию»

В.В. Шульгин.

Учитель: Сегодня ребята мы с вами проводим конференцию, посвященную А.П. Столыпину, в этом году Великому государственному деятелю, министру внутренних дел и председателю Совета министра Российской империи, крупнейшему российскому реформатору исполнилось «150 лет со дня рождения».  Конференция, посвященная  Великому реформатору, даст нам полную картину о жизни, о его политической деятельности. В ходе конференции выясним,  кем был П.А. Столыпин «реформатором» или «реакционером».

        Как говорил Иван Ильин, в переломные для России моменты важно наших детей вести  к нашим алтарям, нашим пророкам и нашим гениям…, «ибо здесь они найдут солнечное средоточие нашей истории. Здесь они найдут нашу Родину».

        Очень важно, чтобы празднование этой даты стало запоминающимся для Вас, вызвало чувство патриотизма, уважения к Родине, ее истории, и ее выдающимся государственным деятелям, в ряду которых занимает особое место Петр Аркадьевич Столыпин.

Выступление ученицы 6 кл

О Столыпине много спорят:

В чём- то он исторически прав,

Ну, а может принёс много горя,

Суть решений своих не поняв.

Пустословить о нём можно много,

Осуждать, оскорблять, презирать,

Ну а мы  его жизни дорогу

По ступеням хотим разобрать.

С чего начать рассказ судьбы России

В эпоху войн, реформ и кутерьмы?

С того, что люди в закоулках говорили

Или быть может  «светлые умы»?

Давайте вместе проведём беседу,

Поговорим о прошлом, о былом…

О смутном времени иль может о победах

Речь заведём. Давайте, друзья начнём…

Выступление ученицы 6 кл см. Приложение № 1

Слайд № 3

Петр Аркадьевич Столыпин родился 15 апреля 1862г. в городе Дрездене (Германия). Происходил из старинного дворянского рода, корнями восходящего к началу XVI века.

Слайд № 4

Прадедами П.А. Столыпина были Аркадий Алексеевич Столыпин (сенатор, друг крупнейшего государственного деятеля начала XIX в. М.М. Сперанского),
а его брат - Николай Алексеевич Столыпин (генерал-лейтенант, убит в Севастополе),
а также прабабушка - Елизавета Алексеевна Столыпина (бабушка М.Ю. Лермонтова).

Слайд № 5

Отец П.А. Столыпина - Аркадий Дмитриевич - генерал-адъютант, участник Крымской войны, ставший севастопольским героем, друг  Л.Н. Толстого. Мать - Наталья Михайловна – урожденная княжна Горчакова.

Слайд № 6

Брат - Александр Аркадьевич Столыпин (родился в 1863г.) - журналист, один из главных деятелей "Союза 17 октября".

Слайд № 7

П. А. Столыпин рано женился, оказавшись чуть ли не единственным женатым студентом в университете. Ольга Борисовна Нейгардт, жена П. А. Столыпина.

Слайд № 8

Петр Аркадьевич был счастлив в браке, имел пять дочерей и одного сына

Слайд № 9

Блестяще окончив физико-математический факультет Петербургского университета, он в 1885г. поступил на службу в Министерство государственных имуществ.

 В 1889г. перешел в Министерство внутренних дел и вскоре стал самым молодым в России губернатором - в Гродно, а затем в Саратове.

  В 1906г. 44-летний Столыпин принимает портфель министра внутренних дел, а с 8 июля 1906г. он совмещает этот пост с должностью председателя Совета Министров.

Слайд № 10

«Как человек, П.А. Столыпин отличался прямодушием, искренностью и самоотверженной преданностью Государю и России. Он был чужд гордости и кичливости благодаря исключительно редким качествам своей уравновешенной натуры. Он всегда относился с уважением и пониманием к чужим мнениям. Враг всяких неясностей, подозрений и гипотез, он чуждался интриганства и интриганов. По своим политическим взглядам П.А. Столыпин не зависел от каких-либо партийных давлений и притязаний. Твердость, настойчивость, находчивость и высокий патриотизм были присущи его честной открытой натуре».

Выступление ученицы 10 кл см. Приложение № 2

Слайд № 2

101 год назад неожиданно была прервана опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», 1 сентября 1911 г. выстрелом террориста-анархиста Дмитрия Багрова.

Слайд № 3

Этот выстрел был направлен в сердце российского премьера Петра Аркадьевича Столыпина.  Через 4 дня глава кабинета министров скончался.

Слайд № 4

Две старинные фотографии – две судьбы. Столыпин вошел в историю, как великий реформатор. Багров как террорист одиночка. О Столыпине написаны тома исторической литературы.

О Багрове несколько скупых строчек в учебнике. О Столыпине говорят и спорят до сих пор. Багрова предают забвению

Слайд № 5

Род Столыпиных известен с XVI в. и связан был со многими именами, составляющими славу и гордость России. Бабушка М.Ю. Лермонтова – урожденная Столыпина. Прадед – сенатор – друг Сперанского, крупнейший государственный деятель начала 19 века. Отец – Аркадий Дмитриевич – участник Крымской войны, друг Л.Н. Толстого, навещавший его в Ясной поляне; жена Петра Аркадьевича – правнучка А.В. Суворова.

Слайд № 6

Окончив Виленскую гимназию, Петр Аркадьевич в 1881 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1903 г. его назначили губернатором Саратовской губернии. В 1906 г. становится премьер-министром . С именем П.А. Столыпина связывается разработка и проведение ряда преобразований, самой крупной из которых стала аграрная реформа.

Слайд № 7

Имя Столыпина всегда вызывало споры , ни один из политических деятелей царизма начала 20 века не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров , упоминание его имени сразу же втягивает нас в круговорот страстных и взаимоисключающих оценок

Слайд № 8

П.Н. Милюков - П.А.Столыпин принадлежал к числу лиц, мнивших  себя спасителями России от её великих потрясений.

В.В. Розанов - П. А. Столыпин пожертвовал всем дорогим ради блага родины, для поворота жизни её от бурь, смуты на здоровый путь законности и мирного прогресса

Слайд № 9

« Столыпин-реформатор» ( создатель избирательного закона, аграрная реформа , реформа местного управления, реформа в системе народного просвещения, мероприятия направленные на улучшение положения рабочих). В основу своей государственной деятельности Столыпин положил принцип: «Либеральные реформы и сильная власть».

Слайд № 10

« Столыпин- реакционер»( он беспощадно вел борьбу с революционным движением, при нем активно работали органы политического сыска, массовый характер приобрела ссылка в Сибирь, в тюрьмах и на каторге для политических заключенных был установлен небывалый по жестокости режим)

Слайд № 11

«Столыпинские галстуки» ( за три года по приговорам военно-полевых судов было казнено более 3,5 тыс. человек. Виселицы на которых казнили людей получили название «столыпинские галстуки») . Столыпин не избегал и насильственных, карательных мер, что позволяет в целом оценить его политический курс как политику « кнута и пряника».

Слайд № 12

В советской литературе чаще всего рассматривалась только позиция « кнута». Столыпин считал эти меры оправданными для сохранения общественной безопасности. Он утверждал, что необходимо отличать кровь на руках врача от крови на руках палача. Введение военно-полевых судов с ускоренным судопроизводством, Столыпин считал адекватным ответом на действия террористов, в ответ на убийства и превращения в калек десятков тысяч граждан России

Слайд № 13

Нападки террористов направлены на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли, и мысли, все она сводятся к двум словам обращенным к власти: « Руки вверх». На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием и осознанием своей правоты может ответить только одно: « Не запугаете».

Слайд № 14

Мы понимаем, какие сложные и опасные процессы происходят в нашей стране и мире. Мы не можем проявить слабость в вопросах терроризма. Слабых – бьют

« Терроризм сродни нацизму: он так же опасен, так же бесчеловечен и так же кровав».

Слайд № 15

Мы до сих пор не знаем истинного Столыпина. Его личность была сложна и противоречива. Его действия затрагивали не только интересы отдельных людей, целых социальных групп, но и тенденции общественного развития.

Слайд № 16

Он был – из одного куска

Как глыба цельного гранита.

Его имя прочно связано с одной из самых известных в нашей стране реформ, автором которой он строго говоря не был, хотя она входила в систему задуманных им преобразований.

Слайд № 17 

Программа реформ

24 августа 1906 г. была опубликована правительственная программа. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов.

Слайд № 18

Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу.

Слайд № 19

Проблемы российской деревни

Крестьянская община

Отсутствие многочисленного класса собственников в деревне

Перенаселение центральных районов России

Слайд № 20

Цели и задачи реформ:

Социальные

Экономические

Политические

Создание

социальной

опоры

самодержавия

в лице

крепкого

зажиточного

крестьянина

Развитие

капиталистических

отношений в деревне,

разрушение общины,

передача крестьянам

земли в частную

собственность, создание

хуторских и фермерских хозяйств.

Образование

широкого рынка для

промышленности.

Продолжение

модернизации

России.

Переселение

революционно

настроенных,

малоземельных

крестьян из центра на

окраины страны.

Уравнивание

в правах

крестьян с

другими

сословиями и

обеспечение

крестьянам

собственникам

правовую защиту.

Слайд № 21

Одновременно было объявлено о подготовке законопроектов, которые должны были серьезнейшим образом изменить страну: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и др.

Слайд № 22

К началу 20 века Россия была аграрной страной по числу жителей проживающих на селе: 82%. Если посмотреть на карту России в границах до 1913 года то на ее территории мы увидим гиганский треугольник вечной мерзлоты с вершинами у Кольского полуострова, Чукотки и Байкала, который закрывает более половины территории России.

Еще 15% занято пустынями, если же вычесть горы, болота, тайгу, то окажется, что лишь восьмая часть площади пригодна для ведения сельского хозяйства.

Слайд № 23

Жгучий полдень. Тишь немая.

В полусне забылся лес

По камням беззвучно вьется

Засыхающий ручей

Дремлют выжженные нивы

И сожженные луга

Нужно учесть, что в Европейской части России практически каждый второй год - неурожайный; зимы ранние и суровые; заморозки- многочисленные и продолжительные; весенние и осенние месяцы- короткие и холодные; летние – прохладные и дождливые. Это географический фактор.

Слайд № 24

9 ноября 1906 г. был издан указ, разрешивший свободный выход крестьян из общины. Выходя из общины, крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы и мог требовать, чтобы они были сведены в один участок.

Почему указ особо оговаривал необходимость свести в один участок все наделы выходивших из общины крестьян?

Что такое чересполосица?

Слайд № 25

Указ поощрял образование отрубов и хуторов Помещичье землевладение оставалось неприкосновенным.

Отруб — участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне. 

Хутор участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.

Слайд № 26

Разрушение общины

Подписывая указ о разрушении общины, Столыпин имел в виду сразу несколько целей.

Рассредоточенных по хуторам крестьян, занятых своими хозяйствами, поднять на бунт будет очень трудно.

Создать широкий слой мелких собственников и тем самым обеспечить стабильность в обществе.

Отвлечь внимание крестьян от идеи захватить и разделить помещичьи земли.

Слайд № 27

Однако крестьяне не спешили переходить на хутора и отруба. Из общины выходили в основном зажиточные крестьяне и беднота. Бедняки выходили из общины, чтобы продать землю и поправить свое материальное положение. Так поступили 60 % выделившихся из общины крестьян.

Слайд № 28

Несмотря на все усилия правительства, лишь чуть больше 10 % крестьянских хозяйств можно было назвать фермерскими: ориентированными на рынок, применявшими новейшую технику, удобрения, получавшими высокие урожаи.

Успехи хуторян-фермеров нередко становились причиной ненависти крестьян-общинников. Хозяйство удачливых соседей поджигали, травили их скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь.

Слайд № 29

Рассказать, опираясь на презентацию и слайд № 29!

Слайд № 30

Переселенческая политика

Одним из важнейших направлений аграрных реформ была политика массового переселения крестьян за Урал. Правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, отправить миллионы безземельных, недовольных крестьян подальше от помещичьих имений — в Сибирь, где было много пустующей земли.

Слайд № 31

денежную ссуду, которая с 1912 г. в некоторых отдаленных районах доходила до 400 р. на семью (из них 200 р. выдавались безвозмездно). Мужчин освобождали от воинской повинности. В первые годы реформы переселение развивалось быстрыми темпами.

Слайд № 32

Затем этот процесс несколько замедлился. Всего с 1906 по 1914 г. в Сибирь переселились 3 млн 40 тыс. человек. Однако переселенческое ведомство плохо подготовилось к перевозке и устройству на новых местах огромной массы людей, и часть переселенцев возвратилась в места прежнего проживания (около 17 %).

Слайд № 33

Переселенческая политика имела положительное значение. Увеличилось население Сибири. Новоселы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, построили тысячи сел, дали толчок развитию экономики Сибири.

Слайд № 34

Рассказать, опираясь на презентацию и слайд № 34

Слайд № 35

Развитие кооперации

Крестьяне, следуя коллективистским традициям, нашли свой путь в капитализм: общину сменили кооперативы. Кооперация позволяла снизить цены на рынке, она была полезна не только зажиточным и средним крестьянам, но и беднякам.

Слайд № 36, 37,38,39 40

Рассказать, опираясь на презентацию и слайды № 36, 37,38,39 40

Выступление ученицы 10 кл  

Оценка деятельности П.А. Столыпина.

Оценка деятельности Столыпина, как его современниками, так и историками, неоднозначна и носит полярный характер. В ней одни выделяют только негативные моменты, другие, напротив, считают его «гениальным

 политическим деятелем», человеком, который мог бы спасти Россию от грядущих войн, поражений и революций. При этом и те, и другие основываются на оценках современников, документальных источниках, данных статистики. Сторонники и противники зачастую оперируют одними и теми же цифрами, выраженными в различном контексте.

Историография советского периода оценивала деятельность Столыпина резко отрицательно. Так, Большая Советская Энциклопедия характеризовала его как человека, который «осуществил Третьеиюньский государственный переворот 1907 года, предложил аграрную реформу с целью создать социальную опору царизма в деревне в лице кулачества».

Эта статья  ссылалась на двух критиков Столыпина и проводимой им политики - В. И. Ленина и советского историка Арона Авреха.

В статье «Столыпин и революция» (октябрь 1911г.) Ленин писал о Столыпине, как об «обер-вешателе, погромщике, который подготовил себя к министерской деятельности истязанием крестьян, устройством погромов, умением прикрывать эту азиатскую „практику“ — лоском и фразой».

При этом он называл его «главой контрреволюции».

Среди ошибок Столыпина, в частности, выделяют нежелание проводить политические реформы. Столыпин считал, что вначале необходимо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять политические свободы Дмитрий Шипов, подытоживая в октябре 1908г. сложившуюся ситуацию, говорил:

«Политические свободы включены в наши Основные законы, но где они? Всё это ведёт к тому, что пропасть, отделяющая государственную власть от страны, всё растёт, и в населении воспитываются чувства злобы и ненависти. Столыпин не видит или скорее, думается мне, не хочет видеть ошибочности взятого им пути и уже не может с него сойти, а реакция влечёт его по этому пути всё далее».

В учебнике по истории ВКП (б) деятельность Столыпина была подана в самых тёмных тонах. Утверждалось, что его реформы привели

к «обезземеливанию крестьян, ограблению общинной земли кулаками, разбойничьим набегам жандармов и полицейских, царских провокаторов и черносотенных громил на рабочий класс».

В постсоветский период личность Столыпина также подвергается критике. В её основе лежат воспоминания С.Ю. Витте, полемика

П.А. Столыпина с Л.Н. Толстым, работы советских историков.

Ещё при жизни П. А. Столыпин обрёл не только яростных критиков,

но и преданных сторонников. Всячески поддерживали деятельность

П. А. Столыпина такие люди, как известный русский философ-марксист

П. Б. Струве; философ, литературный критик и публицист В. В. Розанов; философ и правовед И. А. Ильин, политики Н. Н. Львов, А. В. Тыркова-Вильямс, В. В. Шульгин.

       В 1911 году В. В. Розанов, который тяжело переживал убийство

П. А. Столыпина, в статье «Террор против русского национализма» писал:

«вся Русь почувствовала, что ее ударили,… пошатнувшись, она не могла не схватиться за сердце». И в другом месте: «Что ценили в Столыпине?

Я думаю, не программу, а человека: вот этого „воина“, вставшего на защиту, в сущности, России». Философ И. А. Ильин и после смерти П. А. Столыпина считал, что «государственное дело Столыпина не умерло, оно живо, и ему предстоит возродиться в России и возродить Россию».

Положительно оценивают деятельность Столыпина многие видные общественные и политические деятели современности.

А. И. Солженицын в книге «Август Четырнадцатого» писал: что «если бы Столыпин не был убит в 1911 году, то предотвратил бы мировую войну и, соответственно, проигрыш в ней царской России, а значит, и захват власти большевиками, гражданскую войну и миллионы жертв этих трагических событий».

Солженицын так оценивал проводимую Столыпиным политику по усмирению революции и введению военно-полевых судов:

 «Так начался пресловутый столыпинский террор, настолько навязанный русскому языку, что сегодня он стынет перед нами чёрной полосой самого жестокого разгула. А террор был такой: введены для особо тяжких (не всех) грабительств, убийств и нападений на полицию, власти и мирных граждан – военно-полевые суды. Была установлена уголовная ответственность за распространение в армии – противоправительственных учений. Устанавливалась уголовная ответственность и за восхваление террора.

А между тем тотчас по введении полевых судов террор ослаб и упал».

Как мы видим, оценка деятельности П.А. Столыпина и не может быть однозначной.

Как человек, хотя и наделённый большой властью, он мог совершать ошибки, был подвержен определённым страстям и желаниям.

Важно лишь то, какие последствия его действия имели для России.          Поэтому мы склонны всё же давать позитивную оценку личности реформатора.

Фразы Столыпина о «Великой России» часто используются современными политическими партиями.

Кроме этого, книги бывшего министра финансов России Б. Г. Фёдорова, издания под эгидой Столыпинского культурного центра и ряд других источников оценивают Столыпина как выдающегося реформатора, государственного деятеля и великого русского патриота.

Выступление ученицы (ка) 9 кл  

«Положительная и отрицательная оценка деятельности П.А. Столыпина»

Положительная

Отрицательная

«Он всегда шел прямо к цели…, никогда не тратил слов понапрасну. Если он что-нибудь обещал, то всегда исполнял»

Ф.А. Головин.

«Человек с ясной головой», «с ясным и сильным», «светлым умом» один «из безупречнейших, умнейших людей России» графиня Клейнмихель.

«Все решающим элементом в его жизни были только его убеждения, его совесть»

«Правдивый везде и всегда…он давал слово, и оно было непоколебимой святыней его совести. Вся натура его была прямолинейная и героическая».

Н.П. Шубинской.

Человек «необыкновенно чистый и прямой, никогда не преследующий какие бы то ни было личные интересы»

Д.Н. Любимов.

«Это был русский человек, деятель русским понятный и человек, безусловно, правдивый и честный» А.Н. Шварц.

«Благодаря его умелой политике страна… ступила твердой ногой на путь развития и обогащения» П.А. Столыпин встал «на защиту Руси» В.В. Розанов.

На пост министра «призван один из лучших администраторов, с обширным жизненным опытом и с громадною трудоспособностью…Новый министр – человек гуманных принципов, но весьма определенный, твердый в своих решениях»

«Рижский вестник.»

«Выдающийся государственный деятель», «незаурядная сила воли и спокойное хладнокровие», «безупречная личная репутация» В.И. Гурко.

«Столыпин был злой и мстительный» А.А. Рейнбот.

«Я не могу считать его большим государственным деятелем: для этого у него мало знаний и мало природных дарований» А.Н. Шварц.

«П.А. Столыпин был человек с очень ограниченным политическим кругозором…и был неспособен отрешиться от узких интересов своего класса…» Д.Н. Шипов.

«Для меня он всегда был и всегда останется временщиком, то есть карьеристом. Как государственный деятель он обладал… серьезными недостатками: отсутствием критического ума, узостью политического кругозора…» И.И. Толстой.

«Власть ударила ему в голову» он «возомнил о себе как о выдающейся исторической личности», «цеплялся за власть и готов был многим поступиться ради ее сохранения» В.И. Гурко.

«При большом темпераменте Столыпин обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования» С.Ю. Витте.

«Столыпин был баловнем судьбы. Все, что другие достигали бесконечным трудом, досталось ему само собою, падало с неба» С.Е. Крыжановский.

Выступление ученицы 10 кл подведение итогов деятельности П.А. Столыпина.

«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России».

           /П.А. Столыпин/

         Как и в начале XX века, Россия сегодняшняя переживает большие политические и социально-экономические перемены. Она нуждается в великих личностях, способных повернуть эти перемены ей во благо.

        Но, как показывает история, в нашей стране реформатор - фигура драматическая. Примеров тому - множество. Да и нередки примеры реформаторов, которые не были свергнуты потомками со своих пьедесталов.

«Столыпинская реакция», «столыпинский галстук», «столыпинский вагон» -

вот практически и всё, чем отмечена эта фамилия в истории нашей страны,

на которой воспиталось не одно поколение россиян. О «реакционере» и «вешателе» Столыпине написано было много.

         В настоящей работе мы постаралась раскрыть образ Петра Аркадьевича Столыпина с другой стороны, оценить подлинные масштабы его личности и деяний. «Времена не выбирают – в них живут и умирают» - писал поэт.

        Признавая, что «существующие законы несовершенны», П.А. Столыпин на всех своих постах твёрдо заявлял, что их следует применять, пока нет новых. Он говорил:

         «Нельзя сказать часовому: «У тебя старое кремневое ружьё, употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних, брось ружьё». На это честный часовой ответит: «Покуда я на посту, я буду стараться умело

действовать старым».

        Эта жизненная позиция, от которой П.А. Столыпин не отступал никогда, и предопределила его судьбу.

          Его не любили либералы и ненавидели социалисты-революционеры за то, что он был предан идеалам монархии; в конце жизни за твёрдость в проведении радикальных реформ в полуфеодальной России он стал опасен для окружения царя и не нужен самому царю и даже своим соратникам. Враги П.А. Столыпина были слева и справа. В этом была трагичность положения смелого реформатора. Получается, что не Богров стрелял

1 сентября 1911 года в Председателя совета министров – в него стреляла История.

        Но, несмотря на это, в Истории России периодически возникают люди,

которые пытаются (и им это удаётся) взять на себя бремя её спасения.

Заключительное выступление ученицы 6 кл

Он слишком много сделал для России,

Но жизнь не вечна, и не вечен мир…

Он был убит…сотрудником охранки…

Россия помнит, и, конечно же, скорбит.

Погиб тогда, когда пришёл к вершине,

 В разгаре будоражащих  реформ…

Он знал, что многие в России

Запомнят его имя и закон.

Мы будем спорить: кто он – лучший,  худший,

Его политика для многих не ясна.

Но всё же он – Великий для России,

Он разбудил страну реформами от сна.

Учитель: Подводя итоги конференции учащиеся, выступавшие в роли слушателей, должны были для себя определить, кем же был П.А. Столыпин, выдающимся государственным деятелем или «душителем и вешателем».

Можно много и долго дискутировать о Столыпине-политике, государственном деятеле. Наверное, такие споры не утихнут еще долгое время. Однако мы для себя сделали однозначные выводы – человек, преданный своей семье, жене, детям и в дни удач и в минуты тяжких испытаний, достоин всяческого уважения. Как можно приклеивать ярлык «вешатель» тому, кто сумел внушить своим детям такую любовь к Родине, что они после всех испытаний до конца оставались ей преданными!

см. Приложение № 3

Отчет о проведении внеклассного мероприятия «150 лет со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина».

см. Приложение № 4

Фото отчет с мероприятия.        

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

- http://kak.znate.ru/docs/index-23537.html

- http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-5131

- http://metodsovet.su/load/klass_ruk/klass_chas/ustnyj_zhurnal_p_a_stolypin/138-1-0-357

- http://img-fotki.yandex.ru/get/4712/87442711.3/0_a62d4_f9d2f1dc_XL портрет

- http://radikal.ua/data/upload/4fa6c/ba193/9162e3673c.jpg -c супругой и детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Пушкинский бал. По страницам романа "Евгений Онегин"

Донести до сознания учащихся коррекционной школы величие творчества А. С. Пушкина, красоту и богатство русского языка при изучении внепрограммных произведений.   Воспитывать и развивать нра...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 300летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности великого русского ученого М.В. Ломоносова, "Путь к тайнам Вселенной" - один из способов организации познавательной и ценностно-ориентационной ...

Конспект внеклассного мероприятия по ученическому самоуправлению "День рождение Солнцеграда"

В школе-интернате была разработана система ученического самоуправления и соуправления, в форме детской игры " Солнцеград".В честь этого события был организован праздник " День рождение Солнцеград...

Внеклассное мероприятие посвящённое 150-летию со дня рождения П.А . Столыпина

Внеклассное мероприятие  ожизни и реформах П.А. Столыпина....

Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое Дню рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы

Тема: «Светлое имя И.Я. Яковлева».Цели урока:Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана Яковлевича Яковлева, обогатить и систематизировать изученное.Прививать любовь и уважение к культур...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "80 лет со дня рождения Ю.А. Гагарина"

План-конспект мероприятия "80 лет со дня рождения Ю.А.Гагарина...

Внеклассное мероприятие «Всероссийский словарный урок «День рождения В.И.Даля»

Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Владимира Ивановича ДаляЗадачи:Познакомить с краткой биографией Владимира ДаляРасширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запасРазви...