Рабочие программы по истории. ФГОС (5 -9 кл.)
календарно-тематическое планирование по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Тамара Борисовна Карбовская

Программы по истории разработаны на основе преподавания учебного материала  на основе ФГОС. Может быть преподавателям пригодится в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_po_istorii.rar208.03 КБ

Предварительный просмотр:

      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЧЕРНЯХОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

              «Рассмотрено»        «Согласовано»

     На заседании МО

     Протокол №                                 Заместитель директора по

                                                         УВР _______/____________

   «___» _______ 2019 г.                        «___» _________ 2019 г.                                                

                                   

                                  «Утверждено»

                          Директор школы

                   _________/____________/

                     Приказ № _______ от  

                       «_____»___________2019 г.

Рабочая программа

на 2019 – 2020 учебный год

по предмету____История (Средних веков и России с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР»)

класс ______________6_____________________________

Количество часов по плану ______________70__________

Преподаватель __________

           

                                         

                                      СОДЕРЖАНИЕ                                                          СТР

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

3 – 9

2. Содержание учебного предмета, курса

          10 – 14

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

15 - 18

                                 

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР»

Личностные:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении

*осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство  привязанности  и  любви  к  малой  родине, гордости  и  за  своё  Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

*понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

*проявление  гуманного  отношения,  толерантности  к  людям,  правильного взаимодействия  в  совместной  деятельности,  независимо  от  возраста,  национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности

*стремление  к  развитию  интеллектуальных,  нравственных,  эстетических потребностей

Метапредметные:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения  образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать графическую, художественную, текстовую,аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации —материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении  познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения прирешении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятийи терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятийи терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности,начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий,образа жизни людей в древности, памятников культуры,событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках историческихтекстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях(фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг.и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людейи др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики  учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя

из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источникахи их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опоройна конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом,так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний присоставлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко - антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

–  сравнивать  нравственные  ценности  разных  народов,  представленные  в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые  сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

–  кратко  характеризовать  нравственные  ценности  человека  (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).  

Рефлексивные:  

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

–  анализировать  и  оценивать  совместную  деятельность  (парную,  групповую работу)  в  соответствии  с  поставленной  учебной  задачей,  правилами  коммуникации  и делового этикета.

Информационные:

–  анализировать  информацию,  представленную  в  разной  форме  (в  том  числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

     

                                                     

Программа составлена исходя из следующих целей и задач обучения истории Средних веков и России с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР»)   в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе: 

Основные цели:  

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи

-формирование у шестиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Средних веков и  Истории России;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Средних веков и Истории России  в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Средних веков» и «Истории России»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала средних веков, легенд, былин, баллад других народов;
-
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личности Средних веков;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Западной России, Азии, России, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного политикокультурного общества. 

-передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности;                                                           -возможность эстетического и этического самоопределения; формирование гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре);                                                                                                                                           -развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных исторических  произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме;                                                                                                                                - потребности в осмыслении прочитанного; формирование художественного вкуса.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения курса «История Средних веков»  и «История России с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР»)

ученики должны  научиться:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;                                                                                                                                           *сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);                                                                                                                                          * давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.  Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.

•  воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и прослушанных объяснений учителя.

•  сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их  поведение  с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

•  участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

•  создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

•  оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания

известных личностей.

•  работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей. *использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач

*высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека.

•  оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

  Нормы оценки знаний  учащихся по истории 

Отметка 

      « 2 »

         « 3 »

       « 4 »

    « 5 »

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

Тема 

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

Применение и проблемы 

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.


Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Виды контрольно- измерительных материалов

№ урока

Вид работы

По теме

1

Вводное  диагностическое  тестирование

Вводная

30

 Итоговая диагностическая работа  по курсу «История Средних веков»

Повторение  темы

36

Тестирование  по теме I. «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

Повторение  темы

46

Тестирование  по теме II «Русь в IX – первой половине XII в.»

Повторение темы

52

Тестирование  по теме III « Русь в середине XII – начале XIII в.»

Повторение темы

62

Тестирование  по теме IV «Русские земли в середине XIII–XIV в.»

Повторение темы

70

Итоговая диагностическая работа  по курсу «История России»

Итоговая ( уч.год)

Количество контрольных и диагностических  работ

Период обучения

Тесты

Контрольные работы

Диагностические работы

1 четверть

-

-

1

2 четверть

-

-

1

3 четверть  

4

-

-

4 четверть

2

-

1

Итого

6

-

3

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В 2019 – 2020 учебном году образовательная организация реализует учебный курс ОДНКНР в 5-8 классах через организацию изучения в рамках внеурочной деятельности и через интеграцию с учебными предметами: литература, русский язык, история, обществознание, музыка, изобразительное искусство. Интеграция отражена в рабочих программах по учебным предметам. Количество часов в каждом предмете – 10 - 17 часов в год.

ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ

История Средних веков. /30 ч./

Введение. 

Происхождение понятия «Средние века». Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.

Становление средневековой Европы /VI-XI в.в./

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда»

Изменение в положении церкви в IV в. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество.

Франкское государство в VI-VIII в.в. Усиление власти майордомов. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия.

Франция и Германия  в IX-XI в.в. Феодальная раздробленность во Франции. Создание Священной Римской империи.

Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье.

От Древней Руси к Российскому государству /с древности до конца  XV  века/.  /40 ч./

Содержание истории (в соответствии с ООП ООО), допускающее интеграцию с предметной областью «ОДНКНР»

История

Краткое содержание в предметной области

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.Малые государства Причерноморья в эллинистическуюэпоху.Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строи политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Язычество Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Образование государства Русь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейскихгосударств.Предпосылки и особенности складывания государстваРусь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства.Перенос столицы в Киев.Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.

Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формированиисистемы геополитических интересов Руси.Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Православие в Древней Руси. Монастыри,  их роль в развитии православия и государства. Прп.Антоний и Феодосий Печерские Зарождение ранней русской культуры, её спецификаи достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески.Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X — начале XII в.

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения..

. Русская церковь. Духовенство. Культурное пространство. Русь в культурном контексте Евразии. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская

Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строи политическая организация. Возникновение княжеской  власти. Традиционные верования славян. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. «Там, где дружат,- живут, не тужат. «Поучение» Владимира Мономаха Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская.                               Русь в середине ХII — начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе.Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель —самостоятельных государств.Изменения в политическом строе.

Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцветгородов.Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.Международные связи русских земель.Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского

Русские земли в середине XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей.Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская.Борьба с экспансией крестоносцев на западных границахРуси. Александр Невский. Политический строй Новгородаи Пскова.Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.Народные выступления против ордынского господства.

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.Религиозная политика в Орде и статус православной  церкви. Принятие ислама и его распространение. Русскаяправославная церковь в условиях ордынского господства.Сергий Радонежский.Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Православная Церковь в Московской Руси. Роль прп. Сергия Радонежского в становлении русского государства Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля. . Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства,укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII– XVвв. Золотая орда. Принятие ислама. Культурное пространство. Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.                                                                                                                                                                                       Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII XVвв. Золотая орда. Принятие ислама. Культурное пространство. Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Формирование единого Русского государства в XVвеке. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва третий Рим». Иван III. Новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль. Культурное пространство. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Формирование единого Русского государства в XVвеке                                                                      Политическая карта Европы и русских земель в началеXV в.Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.Распад Золотой Орды и его влияние на политическоеразвитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псковв XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единогогосударства.Характер экономического развития русских земель.Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.Расширение международных связей Московского государства.Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.Повседневная жизнь и быт населения.

Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III.  Новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство.

Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутри церковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Россия в XVI–XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке.

Региональный компонент.

Реализация предметной области ОДНКНР при интеграции с учебным предметом «История»

Интеграция содержания учебного предмета «История» с предметной областью ОДНКНР в основной школе создает патриотическую основу для воспитания у молодого поколения гордости за свою страну,  понимания  ее роли в мировой истории, а также осознания школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

История Средних веков. 6 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2012 /,                                   курса История России  с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР» 6 класс: учеб для общеобразовательных организаций, в 2 ч. /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева/; под ред. А.В. Торкунова, - М.: Просвещение, 2016.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 70 часов при 2 часах в неделю.

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Средние века

30

1

Введение.  Вводное  диагностическое  тестирование

1

2 - 7

Тема I. Становление средневековой Европы VI-XI в.

5

8 - 10

Тема II. Византийская империя и славяне в VI-XI веках

3

11 - 12

Тема III. Арабы в VI-XI веках

2

13 - 14

Тема IV. Феодалы и крестьяне

2

15 - 17

Тема V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

3

18 - 19

Тема VI. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы

2

20 - 24

Тема VII. Образование централизованных государств в Западной Европе /XI-XV века/

6

25 - 26

Тема VIII Славянские государства и Византия в XIV-XV  веках

2

27- 28

Тема IX. Культура Западной Европы в Средние века

2

29

Тема X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

1

30

Итоговое повторение. Итоговая диагностическая работа  по курсу «История Средних веков»

1

История России с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР»

40

31- 34

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

35 - 44

Тема II. Русь в IX – первой половине XII в.

11

16

Тема III . Русь в середине XII – начале XIII в.

5

17

Тема IV. Русские земли в середине XIII–XIV в.

10

18

Тема V. Формирование единого Русского государства

8

19

Итоговое повторение. Итоговая диагностическая работа  по курсу «История России»

1

Итого за уч.год

70

№/№

Разднл, тема

Количество часов

История Средних веков

30

1.

Введение. Вводное  диагностическое  тестирование

1

Тема I. Становление средневековой Европы VI-XI в.

5

2.

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-XI веках.

1

3.

Христианская церковь в раннее Средневековье

1

4.

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

5.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках.

1

6

Англия а раннее средневековье

1

Тема II. Византийская империя и славяне в VI-XI веках

3

7.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

1

8.

Культура Византии

1

9.

Образование славянских государств

1

Тема III. Арабы в VI-XI веках

2

10.

Возникновение ислама. Арабских халифат и его распад

Мусульманские обряды и обычаи. Коран – священная книга мусульман.

1

11.

Культура стран халифата

1

Тема IV. Феодалы и крестьяне

2

12.

Средневековая деревня и ее обитатели

1

13.

В рыцарском замке

1

Тема V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

3

14.

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1

15.

Торговля в Средние века

1

16.

Горожане и их образ жизни

1

Тема VI. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы

2

17.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

18.

Крестовые походы

1

Тема VII. Образование централизованных государств в Западной Европе /XI-XV века/

6

19.

Как происходило объединение Франции

1

20.

Что англичане считают началом своих свобод

1

21.

Столетняя война

1

22.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии

1

23.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

24.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках

1

 Тема VIII Славянские государства и Византия в XIV-XV  веках

2

25.

Гуситское движение в Чехии

1

26.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

 Тема IX. Культура Западной Европы в Средние века

2

27.

Образование. Философия. Средневековая литература. Средневековое искусство

1

28.

Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения

1

Тема X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

1

29.

Средневековая Азия: Китай, Индия Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

30.

Итоговое повторение.Итоговая диагностическая работа  по курсу «История Средних веков»

1

История России с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР»

40

31.

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

32.

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

33.

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

1

34.

Образование первых государств

1

35.

Восточные славяне и их соседи. Язычество

1

36.

Повторительно-обобщающий урок. Тест

1

Тема II. Русь в IX – первой половине XII в.

11

37.

Первые известия о Руси

1

38.

Становление Древнерусского государства

1

39.

Становление Древнерусского государства

1

40.

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

41.

Русское государство при Ярославе Мудром

1

42.

Правление Владимира Мономаха.«Там, где дружат,- живут, не тужат. «Поучение» Владимира Мономаха.

1

43.

Общественный строй и церковная организация на Руси. Традиционные религии народов России. Православие в Древней Руси.

Монастыри,  их роль в развитии православия и государства. Прп.Антоний и Феодосий Печерские.

1

44.

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

Христианские святые. Первые русские святые

Борис и Глеб.

Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки

1

45.

Повседневная жизнь населения.

Семья как малая Церковь. Прп. Петр и Феврония Муромские

1

46.

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок. Тест

1

47.

Урок истории и культуры родного края в древности

1

Тема III . Русь в середине XII – начале XIII в.

5

48.

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

49.

Владимиро-Суздальское княжество

1

50.

Новгородская республика

1

51.

Южные и юго-западные княжества

1

52.

Повторительно-обобщающий урок. Тест

1

Тема IV. Русские земли в середине XIII–XIV в.

10

53.

Монгольская империя и изменение политической карты мира. Ислам в России

1

54.

Батыево нашествие на Русь

1

55.

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

56.

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

57.

Литовское государство и Русь

1

58.

Усиление Московского княжества и Северо-Восточной Руси.

Православная Церковь в Московской Руси. Роль прп. Сергия Радонежского в становлении русского государства.

1

59.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

60.

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII–XIV в.

Христианские Праздники. Православный календарь.

1

61.

Родной край в истории.

1

62.

Повторительно-обобщающий урок. Тест

1

Тема V. Формирование единого Русского государства

8

63.

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1

64.

Московское княжество в первой половине XV в.

1

65.

Распад Золотой Орды и его последствия

1

66.

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

Жизнь святых людей – пример для всех людей. Святые защитники земли Русской.

1

67.

Русская православная церковь в XV в.- XVI в.в.

Православный  Храм. Экскурсия в храм.

1

68.

Человек в Российском государстве второй половины XV в. Иудаизм в России. Обычаи  иудеев

Буддизм – одна из древнейших мировых религий. Буддизм в культуре  и  традициях народов России

1

69.

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Творческие проекты детей по предметной области «ОДНКНР

1

70.

Итоговое повторение. Итоговая диагностическая работа  по курсу «История России»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории ФГОС 5 класс по Ф.А. Михайловскому

Рабочая программа состалена в соответствии с ФГОС, примерной программой по истории. Содержит пояснительную записку, программу по истории 5,6 классов издательства "Русское слово" и КТП для 5 класса, 68...

Рабочая программа по истории ФГОС

Программа по истории 5 - 9 классы по УМК Вигасин в рамках ФГОС....

Рабочая программа по истории, ФГОС

Данная рабочая программа составлена к учебнику  к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание»на основе авторской программы Агафонова С.В.,Федерального государственного образовательного стандарта общ...

Рабочая программа по истории ФГОС 6 класс

Пояснительная запискаРабочая программа разработана  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), концепции духовно-нра...

Рабочая программа по истории ФГОС 6 класс

Рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа по ФГОС «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс

Пояснительная запискак рабочей программе курса «Всеобщая история. История Древнего мира»в 5 классе.Рабочая программа  по курсу «История Древнего мира» разработана   в соответствии с тре...

Рабочая программа по истории 6 класс с использованием примерной рабочей программы по ФГОС

Рабочая программа, составленная в соответствии с  требованиями  ФГОС, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и автор...