Сценарий литературной гостинной , посвященной снятию блокады Ленинграда
методическая разработка по истории (10 класс)

Славгородская Людмила Валентиновна

Сценарий литературной гостинной , посвященной  снятию блокады Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_o_voyne.blokada.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

 

                               Сценарий для театрально-литературной гостинной

                                                         «Блокада Ленинграда»                          

Вед.1  Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны,  чтит память

           павших героев, кланяется  живым. Мы никогда не сможем почувствовать   ужасы тех

           военных лет. Мы   не вспомним поросшие бурьяном и ржавчиной поля, пресный вкус

           кирпичной пыли на руинах наших городов и деревень,  запах смерти – не символической,

           а реальной.

Вед.2  Мы не  можем это вспомнить и заново пережить, так как это было не с нами.

           27 млн.  наших людей унесла война. Им  уже не помочь. Но знать об этом мы обязаны,

           потому что это было с нашим народом и в нашей стране.   Хотя  прошло уже 75 лет со

           Дня Победы, но врем я не властно над памятью    людей разных поколений. Вот поэтому

           мы собрались   сегодня здесь.

             

    Звучит мелодия                «Широка страна моя родная…»

  Вед.3  Июнь 1941 года… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны,  который

              уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну

     Июнь… Клонился к вечеру закат

     И белой ночи разливалось море

     И раздавался  звонкий смех ребят,

     Не знающих, не ведающих горе.

     Июнь… Тогда еще не знали мы,

     Со школьных вечеров шагая,

     Что завтра будет первый день войны,

     А кончится она лишь в 45, в мае

Звучит нарастающий гул самолетов, затем Шостакович. Ленинградская Симфония

 

Чтец      Казалось, было холодно цветам,

      И от росы они слегка поблекли.

      Зарю, что шла по травам и  кустам,

      Обшарили немецкие бинокли.

      Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

      И пограничник протянул к ним руки.

      А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

      Влезали в танки,  закрывали люки.

      Такою все дышало тишиной,

      Что вся земля еще спала, казалось,

      Кто знал, что между миром и войной

      Его каких-то 5 минут осталось.

             

Гул самолетов сменяется свистом и звуками разрывов бомб.

       Голос Левитана, объявляющий о начале войны

      Песня «Священная война»

 

Чтец        Тот самый длинный день в году

       С его безоблачной погодой

       Нам выдал общую беду

       На всех, на все 4 года.

       Она такой вдавила след,
      И стольких наземь положила,

       Что 20 лет и 30 лет

       Живым не верится, что живы.

 Вед.4. 22 июня 1941 года  фашистская Германия обрушила на нашу страну  страшный  удар.  

             Это была смертоносная лавина закованных в крупповскую сталь,   прекрасно обученных,

             дисциплинированных немецких солдат. Они уже  захватили Европу. 190 дивизий (5,5 млн.

             человек), около 5 тысяч самолетов. Свыше 3 тысяч танков, изрыгающих огонь и свинец, -

              все это двигалось на нас,  на наших  прадедушек и прабабушек, которые были также  

              молоды, как мы с   вами

 Вед.1.  К нападению на нашу страну Гитлер и его военачальники начали готовиться  летом

             1940 года. Был утвержден план войны против СССР, получивший название  «Барбаросса».

             Гитлер рассчитывал быстро закончить войну. Он не сомневался  в  свой победе. Намечалось

             нанести мощный удар по  основным силам Красной  Армии, уничтожить их и в кратчайший

             срок захватить Москву. Нашей   стране  готовили печальную участь. Гитлер заявлял без

             околичностей: « Нам недостаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград,

             Москву и   Кавказ. Мы должны сереть с лица  земли эту страну и уничтожить ее народ. В

             первую очередь подлежали уничтожению самые рунные города – Москва,  Ленинград,  

             Сталинград.

 Вед.2. Для фашистов ничего не стоили миллионы человеческих жизней. Но они       понимали,

            что людские, да и материальные ресурсы  Германии ограничены, и  поэтому в Берлине

            вдруг заговорили о недопустимости «рисковать жизнью немецких солдат» при взятии

            Москвы и Ленинграда. Осенью 1941 года немецкое   командование впервые осознало,

            что план молниеносной войны провалился, что  война приобретает затяжной характер.  

            Похоронив стратегию блицкрига, оно вдруг   увидело спасение в стратегии голода.        

            Последовали  многократные истеричные лозунги Гитлера. Что блокадный Ленинград

            «выжрет сам себя и, как спелый плод, упадет в руки»

  Вед.3. Обречь на медленную мучительную смерть как можно больше людей, деморализовать.

             Разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить  животный инстинкт, взять

            Ленинград «голыми руками», а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на

            все, вот, что такое фашистская стратегия голода. Ужасную участь готовил Гитлер

            Ленинграду. Вот выдержка из секретной  директивы  немецкого военно-морского штаба

            «О будущем Петербурга» от  22.09.1941 г. «Фюрер решил стереть город Петербург с лица

            земли.  После поражения советской России нет никакого  интереса для дальнейшего

            существования этого населенного пункта. Предложено блокировать город и  путем

            обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его

           с землей».

Чтец  И листовки летели с неба

 На   пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите   хлеба?

 Будет мир. Вам не снится мир?»

 Дети, плача, хлеба просили,

 Нет страшнее пытки такой.

 Ленинградцы ворот не открыли

 И не вышли к стене городской.

 Без воды, без тепла, без света

 День похож на  черную ночь.

 Может, в мире и силы нету,

 Чтобы все это превозмочь?

 Умирали – и говорили:

 -Наши дети увидят свет.

 Но  ворота они не открыли,

 На колени не стали, нет!

 Мудрено ли, что в ратной работе

 Город  наш по-солдатски хорош?

 Петр построил его на болоте,

 Но прочнее земли не найдешь!

     

 Звучит  И.С.  Бах. Токката ре-минор.

Вед.3  8.09.1941 г. над городом сомкнулось кольцо блокады длиной  в 900 дней и ночей.  

           В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн.887 тыс. человек.

Вед.4. История человечества не знает такой самоотверженности, такого беспримерного

            мужества, какой проявили воины и жители Ленинграда, защищая свой город, находящийся в

            блокаде. Враг был уверен:  теперь голодающие мерзнущие  люди, вцепятся друг другу в

            горло. Передерутся из-за куска  хлеба, из-за охапки дров, бросят работать и сдадутся… И

            русский город будет уничтожен. Но враг просчитался…

 

 Чтец   Мы знаем, что ныне лежит на весах

   И что совершается ныне.

   Час мужества пробил на наших часах,

   И мужество нас не покинет

   Не страшно под пулями мертвыми лечь,

   Не горько остаться без крова, -

   И мы  сохраним тебя, русская речь,

   Великое русское слово.

   Свободным и чистым тебя пронесем,

   И внукам дадим  и от плена спасем

   Навеки!

 Вед.3. Эти слова поэтессы А.Ахматовой тогда   прозвучали как клятва всех защитников

            страны. Стихи Анны Ахматовой, Ольги Бертгольц, Веры Инбер зазвучали нервом

            блокадного города, который так и не достался врагу.

 

Чтец    Мы отомстим за все: за город наш

    Великое творение Петрово.

    За жителей, оставшихся без крова,

    За мертвый, как гробница, Эрмитаж.

              За виселицы в парке над водой,

    Где стал поэтом Пушкин молодой.

    За гибель петергофского «Самсона»,

    За бомбы в Ботаническом саду,

    Где тропики дышали полусонно

    (теперь они дрожат на холоду).

    За все, что накопил разумный труд,

    Что немцы превратили в груду груд.

 

Вед.4. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться  нормы выдачи  хлеба. С

           20.11.41  в 5 раз сократился хлебный паек: рабочие стали получать в  сутки 250 грамм  хлеба,

           нерабочие (служащие, иждивенцы, дети) – 125 грамм.  Крошечный, почти невесомый ломтик.

             Показать ломтик хлеба.     125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

                           

                                              Под стук метронома звучит  Адажио

   Рецепт ( написан на плакате)

   Ботва брюквы -190 грамм

   Мука                -    3 грамма

   Лук                   -    5 грамм

   Соль                 -    5 грамм

   Специи             -    5 грамм

  Жиры                -    0,03 грамма

Вед.5. Этот рецепт – из книги «Использование в пищу ботвы огородных растений и  заготовка

           их впрок».  Издана в Ленинграде в 1942 году. Цена 1 рубль. Когда книга  была  подписана в

           печать,  блокадный Ленинград доедал  хлеб, посеянный еще до войны. Но весной 1942 года

           те пахари, которые сеяли предвоенный хлеб, ничего не сеяли, - они    ушли на фронт.  И

           клали головы на эту землю, не  плугами   вспаханную, а снарядами.

 Вед.6 Все способы были хороши, чтобы накормить людей. Из дрожжей, которые засчитывались в

           счет нормы крупы, полагавшейся по карточке, приготовляли  супы. Тарелка дрожжевого супа

            для многих тысяч людей часто была  единственным блюдом в течение дня.

 Вед.5 Из мездры шкурок молодых телят ,  найденных на кожевенном заводе,  варили  студень.

           Вкус и запах его были крайне неприятны, но кто обращал на это внимание? Голод подавлял

           все.

 Вед.6. На мельницах за многие годы на стенах, потолках  наросла мучая пыль.  Ее  собирали,

            обрабатывали   и использовали как примеси к муке.  Трясли и выбивали   каждый мешочек.

            В котором  когда-то была мука.  Вытряски  и выбойки из  мешков просеивали и тут же

            отправляли в хлебопечение.

           

   Григ. Хольберг сюита

Чтец     Стих. «Черный хлеб»

  Я помню хлеб. Он черен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица до улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам,
Его мы отлепляли языком.
Он кислым был –ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Я неизменно с острым интересом
И сердцем замирающим следил
За грозным, хладнокровным хлеборезом.
Он резал хлеб! Он черный хлеб делил!
Я восторгался им, прямым и честным.
Он резал грубо, властно, без затей,
Горелой коркой, как в угле древесном,
Испачкавшись почти что до локтей.
На нем рубаха взмокла холстяная.
Он был велик в восторге трудовом.
Он резал хлеб, усталости не зная,
Лица не вытирая рукавом!

Вед.5. Дети в осажденном городе… смотреть на голодающих детей, а их в городе  осталось немало

           – около 400 тысяч,  и чувствовать свою полную беспомощность перед тем. Что ничем им

           помочь не можешь, - нет ничего ужаснее для  матерей.  Дети ждали хлеба. Матери отдавали

           все, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя

           куска хлеба, поддерживали слабые  детские силенки, отдавали свои    граммы хлеба и дети

          умирали последними.

                 Звучит      Бах.  Токката ре-минор   

                                Дневник Тани Савичевой

Д.  Тане  Савичевой было столько же лет, сколько мне  теперь. Она могла  бы давно уже вырасти,

      стать учительницей,  состариться, но она навсегда осталась девчонкой.  Она была певуньей.

      Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах: споткнется, а все

      думают, что она забыла нужное слово. А пела она потому,    что, когда  поешь,  не заикаешься.

      Ей нельзя было заикаться, ведь она собиралась быть учительницей.  Она всегда играла в

      учительницу. Наденет на плечи большой  бабушкин платок, сложит  руки замком и ходит из угла

      в угол. «Дети, сегодня мы займемся с вами повторением….»  И тут споткнется на слове,

      покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате   - никого. Говорят, есть врачи, которые лечат от

      заикания. Но теперь врач не нужен. Она  осталась там… Таня Савичева. Ее вывезли из

      осажденного Ленинграда на Большую  землю, но дорога, названная Дорогой жизни, не смогла

      подарить Тане жизнь. Девочка  умерла от истощения. Не все ли равно, отчего умирать – от пули

      или от голода, может быть, от голода еще больнее…Таня вела дневник – записную книжку  с

      алфавитом: а, б, в …  у меня есть такая же   книжка. Только в Таниной книжке были другие  

      записи.

 Т.  Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 года

 Д.  Это Танина старшая сестра.

 Т.  Бабушка умерла 25 января  в 3 часа дня 1942 года

 Д.  Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. Я пробовала голодать с  утра

      до вечера. Вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодают  голова, руки,  сердце  - все,

      что у тебя ест, голодает. Сперва голодают, а потом умирают.

 Т.  Лека    умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года

 Д.  У Леки был свой угол, отгороженный  шкафами, - он там чертил, Зарабатывал  деньги

      черчением и учился. Он был тихий и близорукий, в очках, и все скрипел у себя  рейсфедером.

      Где он умер? Наверное, на кухне, где  маленьким слабым паровозиком дымила «буржуйка», где

      спали. Раз в день  ели хлеб. Маленький кусочек, как  лекарство от смерти. Леке лекарства не

      хватило…

 Т.  Дядя Ваня умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

 Д.  Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось     все хуже.   Она

      давно  перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в  учительницу, но не

      сдавалась, жила.  Наступила весна. Зазеленели деревья, Таня высохла, вымерзла, стала

      тоненькой и  легкой. У нее дрожали руки. И от солнца боли глаза. Фашисты убили    половину  

     Тани Савичевой, а может быть, больше половины, но с ней была мама и она  держалась.

Т.    Мама  13 мая в 7.30 утра 1942 года.

Д.    Таня не написала слова  «умерла». У нее не хватило сил написать это слово.

Т.     Савичевы  умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Д.     И я представила, что это я осталась одна: без мамы, без папы, без бабушки.  Голодная.    

        Под обстрелом. В пустой и холодной квартире.  Таня Савичева не стреляла в фашистов и

        не была разведчицей у партизан. Она просто  жила в  родном городе  в самое  трудное время.

        Но, может быть. Фашисты поэтому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня и жило еще

        много других девочек и мальчиков, которые так навсегда и стались в своем времени.

               

         Звучит   Моцарт. Реквием.  

Вед.2 Острый голод   давал о себе знать  все сильнее:  умирали молодые и старые,

          мужчины, женщины, дети. У людей слабели  руки и ноги,  немело тело, оцепенение

          постепенно  приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть  настигала людей

          везде: на улице человек  падал и  больше не поднимался, в квартире – ложился

          спать и засыпал навеки.

Чтец.  На салазках кокон   пряменький, спеленав,  везет

          Мать, заплаканная в валенках,  а метель метет.

          Старушонка лезет в очередь, охает, крестясь:

         «У моей, вот тоже, дочери схоронен вчерась.

           Бог прибрал, и слава господу, легче им и нам.

           Я сама–то скоро с ног спаду с этих со ста грамм.

           Труден путь, далек до кладбища,

           Как с могилкой быть?

           Довезти сама смола б еще, сможет ли зарыть?

           А не сможет -  сложат в братскую, сложат как дрова,

           В трудовую, ленинградскую, закопав едва.

           И спешат по снегу валенки –

           Стало уж темнеть.

           Схоронить трудней, мой маленький,

          Легче умереть.

Вед.5. Хоронить было трудно: транспорт не работал… Обледеневшие, покрытые снегом, стояли

           трамваи. Вдоль проспектов причудливыми нитями  свисали провода,  окутанные инеем. По

           бесконечно длинным улицам, между сугробов, напрягая последние силы, люди тянули

           саночки, на которых лежали покойники. Нередко,  выбившись из сил, люди оставляли

           мертвых на полпути. Позднее,  эти трупы подбирали машины  и увозили на окраину города,

           на огромный  пустырь, рядом  со  старой Пискаревский дорогой. Так образовалось всем ныне

           известное Пискаревское кладбище, где похоронено 470  тысяч ленинградцев.

   

            Звучит      Шопен. 2 соната.

           Мы чашу горя выпили до дна,

           Но враг не взял нас никаких никаким измором.

           И жизнью смерть была побеждена

           И победили человек и город. Год сорок второй...

           Полгорода лежит в земле сырой.

Вед.6. Только  за  первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252  тысячи  человек.

           Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых, однако большая

           смертность не породила  отчаянья и паники в народе. Ленинградцы, но   как?

Чтец  Да, мы не скроем – в эти дни

          Мы ели клей, потом ремни.

          Но съев похлебку из ремней.

          Вставал к станку  упрямый мастер,

          Чтобы точить орудий части,

          Необходимые войне.

          И он точил, пока рука

          Могла произвести движенья,

          А если падал – у станка,

          Как падает солдат в сраженье.

Вед.5  Все испытывали голод, но трудились и жили с надеждой  в торжество победы. Это чувство

           поднимало кузнеца, инженера, бухгалтера, ученого   на героические дела. Это же чувство

           руководило артистами, когда они  пели, играли, развлекая  голодных и усталых людей, хотя  

           у них самих подкашивались ноги.  В антракте у  наиболее ослабленных  исполнителей

           наступало обморочное состояние, но воля побеждала, они вставали  и продолжали играть.

             

               Песня     В лесу прифронтовом

                   

   

 Стих. Девочка у рояля

Стрелки непочиненных часов,
Как трамваи, неподвижно стали.
Но спокойно, под набат гудков,
Девочка играет на рояле.

У нее косички за спиной.
На диване в ряд уселись куклы.
Бомба, слышишь? В корпус угловой...
Дрогнул пол... Коптилка вдруг потухла...

Кто-то вскрикнул. Стекла, как песок,
Заскрипели под ногой. Где спички?
Девочка учила свой урок,
В темноте играя по привычке.

Так еще не пел нам Мендельсон,
Как сейчас в тревогу. И весь дом был
Музыкой нежданной потрясен
В грозный час разрыва близкой бомбы.

И наутро, в очередь идя,
Постояла я под тем окошком.
Ты играешь, ты жива, дитя.
Потерпи еще, еще немножко.

Зимовать остался Мендельсон.
Как надежда, музыка бессмертна.
Стали стрелки. Город окружен.
До своих — большие километры.

Хлеб, как пряник, съеден по пути.
Раскладушка в ледяном подвале.
...Но, как прежде, ровно с девяти
Девочка играет на рояле.

                       Песня «В землянке»

                         

 Вед.4 За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов,

          150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров,  12 тысяч минометов,

          212 т тысяч  единиц стрелкового оружия, более 7 тысяч  артиллерийских снарядов и мин. А

          ведь город голодал.

Вед.3. Но вот в декабре 1941   была открыта Дорога жизни, прозванная так за то, что по  ней,

           под постоянной бомбежкой, машины доставляли в Ленинград продовольствие. И   хотя  

           многие машины не доезжали  до цели, но каждый  водитель понимал, что в его руках   -  

           жизнь многих тысяч ленинградцев

                                                 На стене висит плакат    

       «Водитель, помни, мешок ржаной муки – это паек    для 1000  жителей  Ленинграда»

 

 Чтец Казалось, что конец земли,

          Но  сквозь остывшую планету

          На Ленинград машины шли:

          Он   жив еще!  Он рядом где-то!

          На Ленинград! На Ленинград!

          Там на 2  дня осталось хлеба,

          Там матери под темным небом

          Толпой у булочных  стоят.

          И было так:  на всем ходу

          Машина задняя осела,

          Шофер вскочил, шофер на  льду,

          «Ну, так и есть – мотор заело».

          Ремонт на 5 минут, пустяк,

          Поломка эта – не угроза.

          Да рук не разогнуть никак:

          Их на руле свело морозом.

          Чуть разогнешь – опять сведет.

          Стоять?  - А хлеб?  Других дождаться?

          А хлеб – 2 тонны?  Он спасет

          16 тысяч ленинградцев.

          И вот в бензине руки он

          Смочив, поджег  их от мотора,

          И быстро двинулся ремонт  

          В пылающих руках шофера.

          Вперед!  Как ноют волдыри

          Примерзли варежки к ладони,

          Но он доставит хлеб, пригонит,

          К хлебопекарне до зари.

          16 тысяч матерей

          Пайки получат на заре –

          125 блокадных грамм

          С огнем и кровью пополам

Вед.2. Война…От Москвы до Берлина – 2600 км

Вед.1. Так мало, правда? Это, если поездом, то менее 2 суток, самолетом – 3 часа.

Вед.2. Перебежками и по-пластунски – 4 года.

Вед.1 1418 дней!

Вед.2. 34000 часов!

Вед.1.  И 27 миллионов погибших советских людей.

Чтец. Еще стояла тьма  немая,

          В  тумане плакала трава.

          9-ый день большого  мая

          Уже вступил в свои права.

          Армейский зуммер пискнул слабо,

          И улетел солдатский сон.

          Связист из полкового штаба

          Вскочил и бросил телефон. И все!

          Не звали сигналистов,

          Никто не подавал команд,

          Был грохот радости неистов,

          Плясать пустился лейтенант.

          Стреляли танки и пехота…

          И кто-то пел и кто-то плакал,

          И кто-то спал в земле сырой.

          Вдруг тишь  нахлынула сквозная

          И  в полновластной тишине                                                                

          Пел соловей,

          Еще не зная, что он поет не на войне.

 

                 Звучит Майский вальс.

 Вед.1 Течет река времени. Минуло уже более полувека с того  незабываемого и  страшного

           дня, когда настежь распахнулись  огромные, от  Баренцева до Черного  моря,  двери

           войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы  окопов, исчезли

           пепелища сожженных городов, выросли новые поколения, но  в памяти человечества

           22 июня 1941  года осталось не просто как роковая дата, но  как рубеж, начало отсчета

           долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной  войны нашего народа.

Вед.2. Вечная слава павшим героям: солдатам, сержантам, офицерам, медсестрам, партизанам,

           жителям городов и сел. Прошу всех встать. Склоним головы перед  величием подвига

           советского солдата. Почтим память всех погибших минутой   молчания.

           

          Звучит      День Победы.

                                           

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная композиция "Снятие блокады Ленинграда"

Сценарий литературной композиции посвящен 65-летию со дня снятия блокады Ленинграда. Включены исторические материалы, стихотворения, отрывки из писем и дневников защитников и жителей Ленинграда....

Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...

Сценарий тематической линейки "Снятие блокады Ленинграда"

Целью материала является воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения, привлечение внимания к истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма, сознательности, сопричастности...

Сценарий концерта, посвящённый снятию блокады Ленинграда

Праздничный концерт для блокадников и учащихся школы....

СЦЕНАРИЙ «ДЕНЬ ПАМЯТИ СНЯТИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Здесь представлен мой сценарий музыкально - тематической композиции, посвящённой дню памяти снятие блокады Ленинграда, для детей подготовительной группы....

Сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда

Общее время мероприятия составляет около 20-ти минут. Динамика мероприятия позволяет держать зрительный зал в постоянном напряжении....

Литературный вечер, посвящённый блокаде Ленинграда

Цель: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, героическим страницам истории Великой Отечественной войны...