Методическая разработка по истории на тему: Семья и Отечество в моей жизни. Наш родной край в Великой Отечественной войне
методическая разработка по истории (11 класс)
Проведение открытого урока на тему: Семья и Отечество в моей жизни. Наш родной край в Великой Отечественной войне. План урока.
Предлагаемый урок посвящён одному из самых героических и тяжелейших периодов в истории нашей страны, края в Великой Отечественной войне. В ходе урока показан долгий и трудный путь советского солдата, вклад семьи в Великую Победу.
Предназначена для студентов и преподавателей учреждений среднего профессионального образования. Может быть использована при проведении факультативных занятий, уроков мужества, и при изучении отдельных уроков по теме: «Великая Отечественная война».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_otechestvo_v_moey_zhizni.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области
«Алексинский машиностроительный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по учебной дисциплине: История
«Семья и Отечество в моей жизни»
Номинация: Наш родной край в Великой Отечественной войне.
Автор:
Жувака Людмила Александровна
Предоставляемые материалы:
- фото с урока;
- творческие работы студентов (презентации: Оборона Тулы, Алексина, Москвы, начало Великой Отечественной войны, наши земляки участники войны);
Приложения: 1 раздаточный материал к уроку, 3 проверочный тест, 2 задание на время урока;
Сопроводительная информация к методической разработке;
Согласие на обработку персональных данных.
Алексин – 2019 г.
Технологическая карта урока
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: семинар
Метод урока: репродуктивный (совершенствования знаний умений и навыков)
Цели урока
Закрепление полученных знаний о военных действиях в Тульской области, Алексинском районе, обороне Москвы, а также о роли наших земляков (родственников) в Великой Отечественной войне.
Развивать коммуникативные и креативные способности студентов, их умения и навыки в поиске, обработке, систематизации и передаче информации. Способствовать их патриотическому воспитанию. Вызвать чувство гордости за доблесть и мужество защитников родного края, чувство сопричастности к его истории и истории страны.
1. Образовательная: - повторить, обобщить и систематизировать знания о Великой Отечественной войне; помочь обучающимся определить собственные отношения к изучаемому периоду; определить роль и значимость семьи, Отечества в жизни каждого человека.
2. Развивающая: - развить навыки культуры речи; развивать умение анализировать информацию, аргументировано высказывать свою точку зрения; работать самостоятельно с историческими документами; проявить у учащихся познавательный интерес к боевому прошлому своей семьи.
3.Воспитательная: - воспитать чувство коллективизма и человеческие качества, уметь слушать друг друга; охарактеризовать героизм советских людей, воспитывать патриотизм, уважение и гордость за своих предков; формировать ценностные ориентиры обучающихся по отношению к семье, к Отечеству.
Вид и форма контроля знаний:
Текущий, защита творческих проектов, рассказ о родственниках принимавших участие в Великой Отечественной войне, тестирование и закрепление изученного материала.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, электронный носитель видео и аудиоматериалы, домашний архив (письма с фронта), историческая карта, иллюстративный материал.
Ход занятия:
1.Организационный момент - 1 мин.
Выявление отсутствующих студентов. Подготовка рабочего места. Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности. Задание (заполнить таблицу в тетради)
2. Видеофильм планы немецкого командования - 3 мин.
Слово преподавателя: Начало Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 года вошло в историю нашей страны как одно из наиболее трагических событий для советского народа.
3. Защита творческих проектов студентов - 35 мин
План:
3.1. Начало Великой Отечественной войны (студент 1)
Вопросы
3.1.1. В первые дни Красная Армия понесла большие потери, вынуждена была отступать, скажите в чём заключаются причины неудач Красной Армии?
Предполагаемый ответ: (не завершено перевооружение Красной Армии; ошибки руководства в определении сроков начала войны; демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе; превосходство по численности и маневренности германских войск)
3.2 Оборона г. Алексина (студент 2)
Вопросы
3.2.1. Назовите основные задачи Красной Армии в обороне г. Алексин?
Предполагаемый ответ: (сорвать планы гитлеровского командования по окружению Тульской группировки войск Красной Армии. Ликвидировать укрепленный пункт сопротивления противника, уничтожить его живую силу и освободить город).
Комментарий преподавателя
С приходом немцев начались массовые убийства населения района (повесили и расстреляли больше 150 человек мирных жителей). При отступлении фашистами были сожжены 13 деревень, уничтожены 99 животноводческих построек, 794 жилых дома. Вследствие временной оккупации промышленные предприятия района прекратили свою работу и на длительный срок вышли из строя.
3.3. Оборона г. Тулы (студент 3)
Вопросы
3.3.1. Какая задача была поставлена перед туляками городским партийным активом?
Предполагаемый ответ
(Защищать свой город и не допустить прорыва вражеской армии к Москве)
3.3.2. Как туляки готовились к защите города?
Предполагаемый ответ: (строили оборонительные сооружения, противотанковые рвы, проволочные заграждения, баррикады).
Комментарий преподавателя
Благодаря действиям генерал-майора А. Н. Ермакова, ситуацию в районе Тулы удалось стабилизировать. Задержка вражеского наступления на главном направлении явилась крупным стратегическим успехом, что позволило выиграть время для проведения оборонительных мероприятий на Московском направлении. За мужество и стойкость Тула была удостоена почётного звания «Город-герой» в 1976 г.
3.4. Битва за Москву (студент 4)
Вопросы
3.4.1. Скажите пожалуйста сколько было периодов в обороне г. Москвы?
Предполагаемый ответ: (два периода: оборонительный с 30 сентября по 4 декабря 1941 г и наступательный состоящий из двух этапов: контрнаступление с 5 декабря по 7 января 1942 г и наступление советских войск с 7-10 января по 30 марта 1942 г)
3.4.2 Назовите итоги битвы за Москву?
Предполагаемый ответ (освобождено свыше 11 тысяч населенных пунктов; противник отброшен на 100 – 250 км от Москвы; сорван план молниеносной войны; развеян миф о непобедимости вермахта; поднят моральный дух советских людей).
Комментарий преподавателя
Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро. Главный итог контрнаступления советских войск под Москвой – срыв планов «Тайфун» по захвату столицы, и первый серьезный встречный удар по противнику.
3.5 Наши земляки в Великой Отечественной войне (студент 5)
4.Рефлексия, применяемая методика - 3 мин
Понравился ли Вам урок, что именно хотели бы изменить или добавить. Какую оценку заслуживает проведённый открытый урок? (по 5 бальной шкале).
5. Подведение итогов урока -1 мин
Сегодняшний урок доказал нам на фактах героизм наших земляков (родственников), которые внесли значительный вклад (в том числе и моя семья) в Победу нашего народа над фашистской Германией.
6.Задание на дом (для самостоятельной работы студента) - 1 мин.
Доклад: участники партизанского движения (исторический интернет сайт).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материал методической разработки нацелен показать существующие подходы к рассмотрению темы: Наш родной край в Великой Отечественной войне.
В ходе урока я планирую: повысить мотивацию обучения, расширить познавательные возможности через устойчивые навыки работы с архивными документами; обобщить и систематизировать полученные знания; воспитать чувства патриотизма за свой народ и свою семью.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями истории в организации учебно-воспитательного процесса как в системе урочной, так и во внеурочной деятельности. Предлагаю данный материал использовать для тиражирования и обобщения педагогического опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родной край в Великой Отечественной войне. Битва за Кавказ
Цель урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ; бои местного значенияЗадачи:образовательная – определить место и значение битв...
Презентация "Мой край и Великая Отечественная война"
Работа выполнена обучающейся 9 класса Чеботаревой Н. к 70-летию Великой Победы. По итогам муниципального этапа работа заняла 2 место. Презентация воспитывает любовь и уважение к своему краю, вет...
методическая разработка по истории на тему "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 г.г.
Методическая разработка включает в себя программный материал по истории России для 11-го класса начального периода Великой Отечественной войны в расширенном объеме. Он рассчитан на 2 урока по 45 минут...
Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.
Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....
Методическая разработка классного часа "Семья и Отечество в моей жизни"
Методическая разработка классного часа "Семья и Отечество в моей жизни"...
Методическая разработка тематического классного часа «Урок Победы, посвященный Году памяти и славы — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
Методическая разработка тематического классного часа "Урок Победы, посвященный Году памяти и славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"...
Методическая разработка урока истории по теме "Отечественная война 1812 года" (8 класс)
Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года". Урок посвящен событиям, которые происходили в Российской империи в начале девятнадцатого века, направлен на воспитание лю...