Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории.
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)

В работе даны методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по истории (задания 4,6,11,12,13-16)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Городское методическое объединение учителей

истории и обществознания

Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории.

Выступление учителя истории и

 обществознания Е.М.Сдобниковой

Ставрополь 2017

СЛАЙД

            Подготовка к ЕГЭ очень сложная и кропотливая работа и для учителя и для учащихся. Передо мной как учителем стоит важная задача: с чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Успешно освоить предмет историю  и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс.

Я хочу предложить некоторые советы, как вести такую подготовку с наибольшим эффектом.

СЛАЙД

 Организацию  подготовки  учащихся  к   ЕГЭ и ГИА начинаю с  собственной подготовки.

1. Изучаю нормативно – правовую базу, связанную с ГИА.

     - документы Министерства образования и науки РФ по государственной  итоговой аттестации.

      - Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, Историко – культурный стандарт.

     -  методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ  по истории (сейчас это 2017 год). ФИПИ  И.А.Артасов.

      -  демоверсия, спецификация, кодификатор.

      - методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов РФ.

      -  справку об изменениях в КИМ  ЕГЭ от ФИПИ.

2. Подбираю  сборники с новыми типами заданий, которые  возможно применять в работе для подготовки учащихся.  Сборники прошлых лет использовать возможно, но дифференцированно.

3. Работа с учащимися.

Следует отметить, что исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации. Основная подготовка  учеников к ГИА и  ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Очень важным  этапом  такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно  учесть особенности  мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.

СЛАЙД

Анализируя методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ  2017 года  по истории И.А.Артасова,  я обратила внимание, что наибольшие затруднения  вызвали задания:

- задание  4 (запишите термин, о котором идет речь).

- 11 (соотнесение событий всеобщей истории с веками, когда произошли эти события), что говорит о плохом знании всеобщей истории.

- задания 6,12 – работа с источниками.

Значительная часть выпускников не только не умеет проводить атрибуцию исторического источника (это неумение может быть связано с незнанием исторических фактов), но и не понимает смысла источника.

- задания 13 – 16 – работа с картой.

- не вполне успешно выполнены задания на знание фактов истории культуры (17), на анализ иллюстративного материала (18) и на знание исторических персоналий (9).  

В рамках предоставленного времени я остановлюсь  только на некоторых заданиях 1 части экзаменационной работы по истории.

СЛАЙД

  1. Задание 4. Работа с терминами.

Пример 1.

Напишите пропущенное слово.

После свержения Василия Шуйского  в России находилось  у власти боярское правительство, вошедшее  в историю под названием ___________________

Надо отметить, что знание терминологии  оценивается не только в задании 4, но  знание терминов, понятий, характеризующих ту или иную историческую эпоху, требуется во многих задания ( например, в работе с источником,   в историческом сочинении).  Я всегда своим ученикам говорю о том, что выучив термины, вы уже сможете качественно выполнить несколько заданий. Это сразу их мотивирует.

СЛАЙД

Поэтому очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся могут вести специальные словари терминов, по которым следует проводить регулярные письменные контрольные работы и  устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Использую тесты  - тренажеры. Таким образом, происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом.

Овладение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных, специфических признаков исторических фактов, отражение в их сознании исторических событий и явлений в наиболее существенных связях  и отношениях.

СЛАЙД

Процесс формирования понятий начинается с определения существенных признаков и раскрытия их на конкретном историческом материале. В основной школе для раскрытия конкретных признаков понятий удобно использовать иллюстративный материал (например, картину С.В. Иванова «Отъезд крестьянина от помещика в Юрьев день»).

СЛАЙД

      Очень важно научить школьников оперировать усвоенными признаками понятий, находить уже известные признаки на ином конкретном материале. Только в этом случае процесс усвоения понятий можно считать осознанным и эффективным. Обязательно важны межпредметные связи.

     

СЛАЙД

Необходимо использовать задания, которые позволяют отрабатывать материал в  системе многозначности. Например, синквейн.

Синквейн: нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, причем этот дидактический прием может использоваться как на этапе изучения понятия, так и на этапе рефлексии. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме.
Первая строчка - тема (существительное).
Вторая строчка - описание темы в двух словах (два прилагательных).
Третья строчка - описание действия (три глагола).
Четвёртая строчка – фраза, крылатое выражение (4-5 слов).
Пятая строчка – ассоциация, синоним темы (обычно существительное)

СЛАЙД


Пример:

Реформация

Религиозная, революционная

Изменяет,  преобразовывает, совершенствует

Раскол римско – католической церкви

Движение  (16 век)

СЛАЙД


«Реформа»                                                                             «Толерантность»

Прогрессивная, либеральная.                                   Великодушная, сострадательная.

Изменяет, вводит, совершенствует.                               Понимай, прощай, мирись.

Реформа - мирное преобразование.                                   Возлюби ближнего своего!

Преобразование.                                                                              Терпение.

Таким образом, я работаю с детьми не только над понятием «Реформация»,  но и   говорим, что такое «реформа», «толерантность», т.е. закладываем основы понимания обществоведческого материала. Кроме того, это дает возможность ученикам лучше запомнить материал и выполнять другие типы заданий.  Например, задание  11.

СЛАЙД

  1. Задание 11

Анализ выполнения задания 11 показывает, что основная трудность при его

выполнении возникает при соотнесении событий всеобщей истории с веками, когда произошли эти события. Приведем пример.

Пример

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Век

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

XVII

Отмена местничества

_______________(А)

__________________(Б)

_____________(В)

Открытие Америки Х.Колумбом

XIII

_________________(Г)

Захват Константинополя крестоносцами

_______________(Д)

Раскол «Земли и  воли на «народную волю» и «Черный передел»

_____________(Е)

СЛАЙД

Пропущенные элементы:

1) начало Реформации в Англии

2) XV в.

3) провозглашение Германской империи

4) XIX в.

5) битва на реке Калке

6) учреждение опричнины

7) присоединение Новгорода к Московскому княжеству

8) XVI в.

9) установление протектората О. Кромвеля

Обратите внимание, что в данном задании учащиеся   указывают не точные даты, а век. Т.е. по сути, должны представлять достаточно большой промежуток времени, происходящие процессы. Но с другой стороны, это в некотором роде и облегчает задание.

СЛАЙД

В своей  работе я часто использую составление различного типа таблиц.

Наиболее часто это -  синхронистическая таблица, т.е. таблица, наглядно представляющая события, происходившие одновременно в разных областях жизни, в разных странах.  Такие таблицы  делаем с детьми, изучая одну или несколько тем.

Например, при изучении тем,  посвященных Реформации, на уроках составляем таблицу «Особенности Реформации в  странах Европы».

Вопросы для сравнения

Германия

Англия

Франция

Причины Реформации

Идеолог, инициатор Реформации

Основные положения учения

Итоги Реформации

СЛАЙД

Предлагаю следующий вариант  запоминания большого количества событий всеобщей истории для слабых детей и возможно усложнить для более сильных учеников.

Список, данный нам в  кодификаторе внести в таблицу: «Важнейшие события  (процессы, явления) истории зарубежных стран».

История России

Страны  западной Европы и  США

Страны Востока

XIX век

Правление Александра I.

Сражение при Аустерлице.

Тильзитский мир

Отечественная война 1812 г.

провозглашение Наполеона императором Франции

− Наполеоновские войны

− свержение Наполеона − «Сто дней» Наполеона

− провозглашение доктрины Монро в США

 − революция во Франции (1830 г.)

− чартистское движение в Англии

− «весна народов»: революции в европейских странах (1849–1849 гг.)

   ----

XX век

          Для сильных учеников это задание можно усложнить и рядом с событиями

вместе с ними прописать конкретные даты.

         Причем, если внимательно посмотреть этот список событий, то мы увидим, что по Востоку конкретно  обозначены только VII  век (возникновение ислама и возникновение государства у арабов)  и   XX век.

Однако, это совершенно не значит, что мы можем  изучать историю Востока  поверхностно. Во – первых,  ряд вопросов связан в внешней политикой  России.  Во – вторых, есть события, на прямую повлиявшие на нашу история, например, образование Монгольской империи во главе с Чингисханом, борьба с крестоносцами. В – третьих, это понимание учениками процессов мирового развития: раздел мира, колониальные войны и т.д.

ОТКРЫТЬ ТАБЛИЦУ

Примером может быть вот такая таблица.

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (V – конец XV века)

Синхронистическая таблица «Расцвет средневековья. XII-начало XIV века» ЗАПАД (ЕВРОПА)

ВИЗАНТИЯ

РУСЬ

ВОСТОК (АЗИЯ)

1. 1147-1149 гг. 2-й крестовый поход

2. 1189- 1192 гг. 3-й Крестовый поход. Гибель Фридриха I Барбароссы. Пленение Ричарда Львиное Сердце

3. 1199-1204 г. 4-й Крестовый поход

4.1212 г. Крестовый поход детей

5. 1215 г. Великая хартия вольностей в Англии

6. 1217-1221 гг. 5-й Крестовый поход

7. 1228-1229 гг. 6-й Крестовый поход. Взятие Иерусалима

8.1209-1229 гг. Альбигойские войны (крестовый поход против еретиков юга Франции)

9.1230 (1233) г. Основание инквизиции

10. 1237 г. Объединение Тевтонского ордена и ордена Меченосцев в Ливонский орден

11. 1248-1254 гг. 7-й Крестовый поход

12. 1265 г. Возникновение

1. 1147 г. Крестоносцы в Византии

2. 1204 г. Захват крестоносцами Константинополя. Образование Латинской, Никейской и Трапезундской империй

3. 1261 г. Захват никейским императором Михаилом VIII Константинополя. Изгнание латинян. Восстановление Византийской империи

4. 1265-1270 гг. походы золотоордынских ханов Византию

1. 1113-1125 гг. Правление Владимира Мономаха в Киеве

2. 1147 г. Первое упоминание о Москве

3.1125-1157 гг. Правление князя Юрия Долгорукого во Владимире и Киеве

4.1223 г. Вторжение монголов в половецкие степи. Битва на Калке

5. 1237 г. Вторжение монголов в Северо-восточную Русь

6. 1238 г. Взятие монголами Владимира. Поражение русских войск на реке Сити

7. 1240 Разрушение монголами Киева и Чернигова

8. 1240 г., 15 июля. Невская битва

9. 1242 г., 5 апреля. «Ледовое побоище»

10. 1252-1263 гг. Правление А. Невского во Владимире

11. 1276-1303 гг. Правление князя Даниила Александровича в Москве

1.1115 г. Основание государства Цзинь в Китае

2. 1206 г. Образование Монгольской империи во главе с Чингисханом

3. 1209-1234 г. Покорение монголами Северного Китая

4. 1227 г. Раздел Монгольской империи сыновьями Чингисхана после его смерти

5.1243 г. Образование Золотой Орды

6. 1300 г. Наступление турок, захват ими большей части Малой Азии. Основание Османской империи

СЛАЙД

3. Задания 6, 12 – работа с источниками.

Пример.

 Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.

      «Такие события, как Великая французская революция, нельзя рассматривать  в масштабе "нескольких лет". Без Великой революции была бы невозможна вся новая Франция…

       Ещё большей исторической дистанции требует Октябрьская революция. Уличать её в том, что в течение 12 лет она не дала всеобщего умиротворения и благополучия, могут только безнадёжные тупицы. Если брать масштабы немецкой реформации и Французской революции, которые были двумя этапами в развитии буржуазного общества на расстоянии почти трёх столетий друг от друга, то придётся выразить удивление по поводу того, что отсталая и одинокая Россия через 12 лет после переворота обеспечила народным массам уровень жизни не ниже того, который был накануне войны. Уж это одно является в своём роде чудом. Но, конечно, значение Октябрьской революции не в этом. Она есть опыт нового общественного режима. Этот опыт будет видоизменяться, переделываться заново, возможно, что с самых основ. Он получит совсем иной характер на фундаменте новейшей техники. …

     Со времени моей высылки (из СССР) я не раз читал в газетах размышления на тему о "трагедии", которая постигла меня. Я не знаю личной трагедии. Я знаю смену двух глав революции…»

 

СЛАЙД.    СЛАЙД

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Автором воспоминаний является Н.И. Бухарин.

 2) Автор считает, что главное значение Октябрьской революции состоит в повышении уровня жизни народа в течение первых 12 лет.

3) Обеспечение уровня жизни народных масс, о котором пишет автор, стало возможно благодаря проведению новой экономической политики (нэп).

4) Французская революция, о которой пишет автор, произошла в XVIII в.

  5) Автор считает, что «общественный режим» в СССР будет в дальнейшем изменяться.

 6) Воспоминания написаны в первой половине 1920-х гг.

Ошибки, которые сделали в этом задании ученики, свидетельствуют  о значительных проблемах, связанных с формированием умений читать и понимать смысл исторических источников.

Первое, что я задаю вопрос: о ком ( или о чем, о каких событиях) говорится в источнике (документе)? Затем выделяем ключевые слова, смысловые связки, «маяка», которые указывают на ту или иную эпоху.( Речь идет об Октябрьской революции).  В результате ученики должны увидеть, что это  время, о котором говорится в источнике – это примерно 1929 год (потому что «Россия через 12 лет после переворота …). Что политический деятель, который это пишет, был выслан  из СССР.  Затем полученную информацию проверяем при прочтении суждения. Обязательно при необходимости обращаемся к тексту источника. Конечно, чтобы ответить на вопросы надо иметь знания  биографических данных  персоналий  истории, и знать фактический материал, и даты и многое другое.

СЛАЙД

СЛАЙД    

Ученикам для работы даётся памятка «Как работать с текстом ЕГЭ по истории?».

1. При работе с текстом ЕГЭ по истории необходимо выделять в нем ключевые мысли, имена, даты — все, что может помочь идентифицировать события, описывающиеся в нем, период, о котором идет речь или его создания.

2. Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание на черновик.

3. Внимательно прочитайте задание, определите, что именно от Вас требуется и сколько элементов ответа нужно дать.

4. Показываем при ответе в письменной части 2 свои знания и эрудицию, по возможности применяем термины.

5. Выписывайте ответ максимально формально приближенно к заданию, так чтобы эксперт четко видел, на какой элемент задания Вы даете ответ.

6. Нумеруйте элементы ответа, если это дано в формулировке задания.

7. И помните, что глубокие знания истории — залог успешного выполнения текстовых заданий ЕГЭ по истории 2018.

Многоуровневый подход к анализу исторических источников.

  • К вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помогают установить личность автора, время и место и обстоятельства его создания, определить вид источника ( паспортизация документа)
  • К вопросам второго уровня относятся вопросы, направленные на «выборочное чтение» источника и работой с информацией, «лежащей на поверхности текста». Условно называют историко-логический анализ. Эти вопросы задают исследователю определенный угол зрения для выделения главного, существенного в источнике, т. е. фактов, о которых рассказывает автор документа, причин и следствий, связанных с этим причин и следствий, связанных с этими фактами.( какие события, что привело автора к написанию  )
  • К вопросам третьего уровня относят вопросы, которые выводят на аксиологический уровень анализ документа. Они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, исторических деятелей, организаций, которые представлены в документе ( причины такого отношения)

Исторические источники зачастую бывают сложными по структуре  и стилю. Поэтому учащимся необходимо понять основное содержание источника: выяснить терминологию, несущую смысловую нагрузку, причины, время и исторические условия создания документа, разобрать факты и события, включенные в текст, выявить качественные  характеристики личностей называемых автором.

    Следующим этапом в работе с источником является усвоение содержания источника: выделяются основные узловые вопросы, материал, непосредственно относящийся к данной теме; происходит уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды  истории.

И на последнем  этапе учащиеся выполняют обобщающие и практические задания.

СЛАЙД

  1. задания 13 – 16 – работа с картой.

      Определим, какие конкретные картографические умения выпускников школы проверяются, и на что направить усилия учителю при организации работы учащихся с исторической картой, какие картографические знания и умения развивать у школьников.

      При выполнении задания ученику  необходимо продемонстрировать не только знания, но и умение читать историческую карту. В заданиях также проверяются знание историко-географических объектов и их расположение в системе других объектов на карте; умение пользоваться легендой карты. Кроме этого, задания на основе исторической карты проверяют у выпускников знание фактического материала (событий, имен и т. д.).

В требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы к числу основных умений относится

  • умение читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источника;
  • сравнивать данные разных источников,
  • выявлять их сходство и различия. 

      СЛАЙД

Ошибки, сделанные в заданиях ЕГЭ показали, что у школьников не формируется целостное представление о пространстве мира. Поэтому они не могут определить, откуда «вырезан» тот или иной фрагмент исторической карты. Запомнив одну карту, которая была в учебнике, они не узнают того же объекта на другой карте (с другим масштабом или фрагментом). Например, успешно находя проливы Босфор и Дарданеллы на одной карте, ученики не могут их найти на другой, где Мраморное море изображено в другом ракурсе. Это происходит потому, что на уроках истории у школьников не формируется умение определять месторасположение историко-географических объектов в системе, относительно других объектов на карте. Чаще всего ученик использует для запоминания расположения большинства объектов на карте зрительную память. А поиск их на другой карте вызывает затруднения.

         Основной причиной можно считать то обстоятельство, что учителя истории чаще всего используют историческую карту в качестве иллюстрации, подтверждения слов учителя или текста учебника. Доминирующими функциями исторической карты на уроке истории должны быть информационная, обучающая, развивающая, контрольная, но, ни в коем случае не иллюстративная.

         Сформировать у школьников умения читать легенду исторической карты, находить на карте историко-географические объекты, показывать их на карте невозможно посредством просмотра карты или наблюдения. Любое действие (а умения – это действия) можно развить у человека только тогда, когда он выполняет само действие. Кроме того не стоит забывать, что исторические карты   являются для учащихся источниками   информации, которую надо суметь найти и «прочитать» на карте. Сегодня это является главным принципом использования исторической карты на уроке истории: карта – источник информации, также как и текст учебника, письменные и изобразительные источники.

СЛАЙД

         При подготовке к выполнению заданий с картой (схемой) нужно объяснить, что у карты (схемы) имеется легенда, куда вносятся условные обозначения; эти условные обозначения нужны, в том числе, и для выполнения заданий ЕГЭ; среди условных обозначений могут быть цифры, обозначающие какой-либо объект и названные в задании; на самой карте (схеме) могут быть протяженные объекты (реки, железные дороги, торговые пути и т.п.), которые обозначаются на карте (схеме) двумя-тремя одинаковыми цифрами (одна цифра стоит у истока реки, другая – в ее среднем течении, третья – в устье).

     

В отличие от «обычной» у карты на ЕГЭ нет названия. Задача работающего с картой – по условным изображениям на карте понять, каким событиям и какой эпохе посвящена карта.

    В вопросах 13-15 необходимо написать слово, описывающие непосредственно представленные на карте события.

13. Укажите век, когда была установлена граница по обозначенному на схеме мирному договору. Ответ запишите словом. - Восемнадцатый

14. Назовите монарха, по указу которого был основан город, обозначенный на схеме цифрой «2». – Петр Первый

15. Укажите название мирного договора, подписанного в городе, обозначенном на схеме цифрой «1». – Ништадтский

Вопрос 16 требует выбрать три верных суждения. Они будут касаться не только представленных на карте событиях. Но и о тех, что были в предшествующие или последующие эпохи.

СЛАЙД

16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На схеме обозначены водные объекты, по которым проходила часть древнего торгового пути «из варяг в греки». Верно – по Финскому заливу, Неве, Волхову, оз.Ильмень и далее проходил путь «из варяг в греки». 
2) Все заштрихованные на карте территории вошли в состав СССР в 1922 г. Нет, Финляндия не вошла в состав СССР. 
3) Участниками войны, которая завершилась обозначенным на схеме мирным договором, были П.И. Багратион и Д.В. Давыдов. Нет, они воевали на данных территориях 100 лет спустя. 
4) В 1921 г. в городе, обозначенном на схеме цифрой «3», произошло антибольшевистское восстание. Да, т.к. цифрой три обозначен Кронштадт. 
5) В подписании мирного договора, завершившего войну, события которой отражены на схеме, участвовал Фридрих II Великий. Нет, это прусский король, с которым Россия воевала с Семилетнюю войну. Вопрос для тех, кто помнит, что Россия воевала в какой-то войне, начинающейся на «С». И воевала там с немцами. 
6) На схеме обозначены два российских города, в которых в XII–XV вв. существовала республиканская форма правления. Верно, т.к. на схеме обозначены Новгород и Псков. 

Ответ: 146

СЛАЙД

Алгоритм работы с картой на ЕГЭ (1 вариант)

1. Мы видим перед собой карту. Задача – понять, что на ней изображено. 

2. Изучая карту и её легенду, мы понимаем, о каких событиях карта нам рассказывает. 

3. Мы «даём» название карте. Например, говорим себе – это карта, отображающая итоги Северной войны 1700-1721 гг. 

4. Соотносим имеющиеся у нас знания, взятые из учебника и атласа, с изображенными на карте событиями. Например, мы знаем, что войну завершил заключенный в шведском городе Ништадт мир. Благодаря работе с картой из атласа, мы знаем, где находится этот город и можем найти его и на карте на ЕГЭ. 

5. Отвечаем на заданные к карте вопросы.

СЛАЙД

Алгоритм работы с картой на ЕГЭ (2 вариант)

1. Посмотреть на легенду карты и определить с ее помощью ключевые точки
2. Найти (если есть) на карте даты
3. В случае явного положения на карте какой-то войны/похода/перемещений выделить «опорные точки» для идентификации события
4.  В случае явного определения каких-либо границ обратить внимание: на пограничные территории/название нашего государства на карте (это может помочь с определением периода)/прочие неестественные объекты (любые стрелки и точки)

СЛАЙД

    Учителям надо  обеспечить   преемственность между картами. Но как это сделать на уроке? Можно использовать методический прием от общего к частному. Прежде чем познакомить учеников с новой тематической картой, предложить им найти и показать территорию, на которой происходят изучаемые события на общей карте.   В некоторых кабинетах истории на боковой стене изображена или постоянно висит настенная физическая карта мира. Это самый удачный вариант. Но можно использовать карту мира в цифровом формате на экране. Затем перейти к тематической карте

Эффективной формой работы для выпускников может стать, например, картографический диктант, когда учитель на уроке дает задание,  а обучающиеся выполняют его по памяти в контурных картах (например, обозначить стрелками поход князя Олега на Византию в 907 г. и заполнить легенду схемы).

Таким образом, ученик должен научиться  проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте.

Такие виды работы как

- самостоятельное изложение материала учеником  с опорой на историческую карту;

- нанесение объектов на контурную карту;

- ответы на вопросы по исторической карте и др.

должны проводиться в связи с изучаемым в данный момент учебным материалом, почти на каждом уроке, начиная с младших классов.

Таким образом, можно выделить основные методические условия  эффективной работы с историческими картами при изучении предмета:

  • последовательное и систематическое использование исторических карт в учебном процессе как важного источника информации и средства формирования знаний и умений школьников;
  • преемственность и поступательность деятельности от пятого к старшим классам с учетом возрастных возможностей учащихся;
  • реализация множественных функций исторических карт (информационная, обучающая, развивающая, контрольная);
  • использование карт при изучении нового материала, организация поисковой работы на уроках обобщения;
  • обращение к различным видам и типам карт; настенным, настольным, электронным и др.;
  • использование карт в сочетании с текстом учебника, статистическими и иными данными;
  • применение различных форм работы с историческими картами (коллективная, групповая и индивидуальная);
  • использование системы дифференцированных заданий;
  • осуществление межкурсовых и междисциплинарных связей ( координация при изучении курсов отечественной и всеобщей истории);
  • опора на знания, полученные школьниками при работе с картами в курсах географии и природоведения

И еще в своей работе я использую различного вида тренажеры, практикумы и сборники для подготовки к ЕГЭ.

СЛАЙД  ПЕРЕЙТИ К   …..

Общие рекомендации.

  1. Начинать подготовку обучающихся с глубокой проработки ключевых документов, разработанных ФИПИ для проведения ГИА: кодификатора, спецификации, демоверсии ЕГЭ—2018 г.; довести до будущих участников ЕГЭ представление о необходимом объём знаний (элементах содержания) и перечне проверяемых учебных умений и навыков;
  2. При изучении курса и повторении акцентировать внимание обучающихся на тех вопросах, которые традиционно являются для них трудными. В частности, особое внимание уделить усвоению учебного материала по истории ХХ — начала  ХХI вв., проблемам становления современной российской государственности в постсоветский период; духовно-культурному развитию России и др.

3. Познакомить одиннадцатиклассников с Историко-культурным стандартом, перечнем "трудных вопросов" истории России, списком обязательных дат; если возможно, рекомендовать выпускникам для подготовки наиболее современные УМК, перечень которых будет обновлён в 2018 г.;

4. Усилить внимание к межкурсовым связям, в частности, истории России и всеобщей истории; Обратить особое внимание школьников на "Список важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в заданиях ЕГЭ 2018 г."

5.  В соответствии с требованиями ФГОС, реализовывать на уроках системно- деятельностный подход в обучении, активнее использовать такие образовательные технологии, как: ТРИЗ, проблемное обучение, проектные методы, работа в малых группах, дебаты, дискуссии, ролевые и деловые игры, интегрированные уроки и т. д.;

6.  В системе использовать различные виды самостоятельной работы обучающихся (на уроке, вне урока) при изучении и повторении учебного материала с выполнением заданий на преобразование информации: составление таблиц, схем, кластеров, конспектов, хроник событий, характеристик исторических деятелей и периодов, а также подготовку сообщений, докладов, рефератов, презентаций и т. п.;

7.  Приучать выпускников работать по строго заданному алгоритму, самим разрабатывать алгоритмы различных видов деятельности;

8.  Развивать монологическую (устную и письменную) речь обучающихся;

9.  Использовать разнообразные методы и приёмы по формированию понятийного аппарата по предмету (включая овладение историческими терминами), а также для усвоения дат;

10.  Выстраивать систему работы с обучающимися по развитию умений анализировать, систематизировать, классифицировать различные исторические источники, в том числе: тексты, статистическую информацию, карты, таблицы, аудио и визуальные источники и т. д. При работе с историческими текстами необходимо больше внимания уделять особенностям языка, стиля изложения информации, определению типологии источника, поиску ключевой информации, ключевых слов (дат, имён, географических названий и др.), в которых, как правило, содержатся ориентиры для ответа;

11. При обсуждении дискуссионных вопросов вырабатывать у школьников умение делать обоснованный выбор точки зрения на те или иные ключевые события и способность ее аргументировано отстаивать;

12.  Организовать работу обучающихся с Открытым банком заданий ЕГЭ по истории на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege).

СЛАЙД


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории Сдобникова Е.М., учитель истории и обществознания. Ставрополь 2017

Слайд 2

Нормативно - правовые документы 1. Документы Министерства образования и науки РФ по государственной итоговой аттестации. 2. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, Историко – культурный стандарт . 3. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ по истории (сейчас это 2017 год). ФИПИ И.А.Артасов . 4. Демоверсия, спецификация, кодификатор . 5. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов РФ. 6. Справку об изменениях в КИМ ЕГЭ от ФИПИ .

Слайд 3

Задания 1 части экзаменационной работы, вызывающие наибольшие затруднения Задание Содержание Задание 4 запишите термин, о котором идет речь Задание 11 соотнесение событий всеобщей истории с веками, когда произошли эти события Задания 6,12 работа с источниками Задание 9 знание исторических персоналий Задания 13 – 16 работа с картой Задание 17 знание фактов истории культуры Задание 18 анализ иллюстративного материала

Слайд 4

Задание 4. Работа с терминами. Пример. Напишите пропущенное слово. После свержения Василия Шуйского в России находилось у власти боярское правительство, вошедшее в историю под названием ___________________

Слайд 5

Задание 4. Работа с терминами. КАК ФОРМИРОВАТЬ ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ КУРСА? Словари терминов Устные и письменные опросы на каждом уроке Письменные контрольные работы Дополнительные задания при ответе у доски Использование иллюстративного материала Научить школьников оперировать усвоенными признаками понятий, находить уже известные признаки на ином конкретном материале 7. Межпредметные связи 8. Использовать задания, которые позволяют отрабатывать материал в системе многозначности

Слайд 6

Задание 4. Работа с терминами. Использование иллюстративного материала Картина С.В. Иванова «Отъезд крестьянина от помещика в Юрьев день»

Слайд 7

Задание 4. Работа с терминами. КАК ФОРМИРОВАТЬ ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ КУРСА? Словари терминов Устные и письменные опросы на каждом уроке Письменные контрольные работы Дополнительные задания при ответе у доски Использование иллюстративного материала Научить школьников оперировать усвоенными признаками понятий, находить уже известные признаки на ином конкретном материале 7. Межпредметные связи 8. Использовать задания, которые позволяют отрабатывать материал в системе многозначности

Слайд 8

Задание 4. Работа с терминами. Синквейн Первая строчка - тема (существительное). Вторая строчка - описание темы в двух словах (два прилагательных). Третья строчка - описание действия (три глагола). Четвёртая строчка – фраза, крылатое выражение (4-5 слов). Пятая строчка – ассоциация, синоним темы (обычно существительное)

Слайд 9

Задание 4. Работа с терминами. Синквейн Пример: Реформация Религиозная, революционная Изменяет, преобразовывает, совершенствует Раскол римско – католической церкви Движение (16 век)

Слайд 10

Задание 4. Работа с терминами. Синквейн Реформа Прогрессивная, либеральная. Изменяет, вводит, совершенствует. Реформа - мирное преобразование. Преобразование. Толерантность Великодушная, сострадательная. Понимай, прощай, мирись. Возлюби ближнего своего! Терпение

Слайд 11

Задание 11. Соотнесение событий. Пример Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента. Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран XVII Отмена местничества _______________(А) ________________(Б) _____________(В) Открытие Америки Х.Колумбом XIII _________________(Г) Захват Константинополя крестоносцами _______________(Д) Раскол «Земли и воли на «народную волю» и «Черный передел» _____________(Е)

Слайд 12

Задание 11. Соотнесение событий. Пример Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента. Пропущенные элементы: 1) начало Реформации в Англии 2) XV в. 3) провозглашение Германской империи 4) XIX в. 5) битва на реке Калке 6) учреждение опричнины 7) присоединение Новгорода к Московскому княжеству 8) XVI в. 9) установление протектората О. Кромвеля

Слайд 13

Задание 11. Соотнесение событий. Таблица «Особенности Реформации в странах Европы» Вопросы для сравнения Германия Англия Франция Причины Реформации Идеолог, инициатор Реформации Основные положения учения Итоги Реформации

Слайд 14

Задание 11. Соотнесение событий. Таблица: «Важнейшие события (процессы, явления) истории зарубежных стран» История России Страны западной Европы и США Страны Востока XIX век Правление Александра I . Сражение при Аустерлице. Тильзитский мир Отечественная война 1812 г. провозглашение Наполеона императором Франции − Наполеоновские войны − свержение Наполеона − «Сто дней» Наполеона − провозглашение доктрины Монро в США − революция во Франции (1830 г.) − чартистское движение в Англии − «весна народов»: революции в европейских странах (1849–1849 гг.) ---- XX век

Слайд 15

Задание 11. Соотнесение событий. Синхронистическая таблица «Расцвет средневековья. XII-начало XIV века» ЗАПАД (ЕВРОПА) ВИЗАНТИЯ РУСЬ ВОСТОК (АЗИЯ) 1. 1147-1149 гг. 2-й крестовый поход 2. 1189- 1192 гг. 3-й Крестовый поход. Гибель Фридриха I Барбароссы. Пленение Ричарда Львиное Сердце 3. 1199-1204 г. 4-й Крестовый поход 4.1212 г. Крестовый поход детей 5. 1215 г. Великая хартия вольностей в Англии 6. 1217-1221 гг. 5-й Крестовый поход 7. 1228-1229 гг. 6-й Крестовый поход. Взятие Иерусалима 8.1209-1229 гг. Альбигойские войны (крестовый поход против еретиков юга Франции) 9.1230 (1233) г. Основание инквизиции 10. 1237 г. Объединение Тевтонского ордена и ордена Меченосцев в Ливонский орден 11. 1248-1254 гг. 7-й Крестовый поход 12. 1265 г. Возникновение 1. 1147 г. Крестоносцы в Византии 2. 1204 г. Захват крестоносцами Константинополя . Образование Латинской, Никейской и Трапезундской империй 3. 1261 г . Захват никейским императором Михаилом VIII Константинополя. Изгнание латинян. Восстановление Византийской империи 4. 1265-1270 гг. походы золотоордынских ханов Византию 1. 1113-1125 гг. Правление Владимира Мономаха в Киеве 2. 1147 г. Первое упоминание о Москве 3.1125-1157 гг. Правление князя Юрия Долгорукого во Владимире и Киеве 4.1223 г. Вторжение монголов в половецкие степи. Битва на Калке 5. 1237 г. Вторжение монголов в Северо-восточную Русь 6. 1238 г. Взятие монголами Владимира. Поражение русских войск на реке Сити 7. 1240 Разрушение монголами Киева и Чернигова 8. 1240 г., 15 июля. Невская битва 9. 1242 г., 5 апреля. «Ледовое побоище» 10. 1252-1263 гг. Правление А. Невского во Владимире 11. 1276-1303 гг. Правление князя Даниила Александровича в Москве 1.1115 г. Основание государства Цзинь в Китае 2. 1206 г. Образование Монгольской империи во главе с Чингисханом 3. 1209-1234 г. Покорение монголами Северного Китая 4. 1227 г. Раздел Монгольской империи сыновьями Чингисхана после его смерти 5. 1243 г. Образование Золотой Орды 6. 1300 г. Наступление турок, захват ими большей части Малой Азии. Основание Османской империи

Слайд 16

Задания 6, 12. Работа с источником. Пример. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля. «Такие события, как Великая французская революция, нельзя рассматривать в масштабе "нескольких лет". Без Великой революции была бы невозможна вся новая Франция… Ещё большей исторической дистанции требует Октябрьская революция. Уличать её в том, что в течение 12 лет она не дала всеобщего умиротворения и благополучия, могут только безнадёжные тупицы. Если брать масштабы немецкой реформации и Французской революции, которые были двумя этапами в развитии буржуазного общества на расстоянии почти трёх столетий друг от друга, то придётся выразить удивление по поводу того, что отсталая и одинокая Россия через 12 лет после переворота обеспечила народным массам уровень жизни не ниже того, который был накануне войны.

Слайд 17

Задания 6, 12. Работа с источником. Уж это одно является в своём роде чудом. Но, конечно, значение Октябрьской революции не в этом. Она есть опыт нового общественного режима. Этот опыт будет видоизменяться, переделываться заново, возможно, что с самых основ. Он получит совсем иной характер на фундаменте новейшей техники. … Со времени моей высылки (из СССР) я не раз читал в газетах размышления на тему о "трагедии", которая постигла меня. Я не знаю личной трагедии. Я знаю смену двух глав революции…»

Слайд 18

Задания 6, 12. Работа с источником. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Автором воспоминаний является Н.И. Бухарин. 2) Автор считает, что главное значение Октябрьской революции состоит в повышении уровня жизни народа в течение первых 12 лет. 3) Обеспечение уровня жизни народных масс, о котором пишет автор, стало возможно благодаря проведению новой экономической политики (нэп). 4) Французская революция, о которой пишет автор, произошла в XVIII в. 5) Автор считает, что «общественный режим» в СССР будет в дальнейшем изменяться. 6) Воспоминания написаны в первой половине 1920-х гг

Слайд 19

Памятка « Как работать с текстом ЕГЭ по истории?» При работе с текстом ЕГЭ по истории необходимо выделять в нем ключевые мысли, имена, даты — все, что может помочь идентифицировать события, описывающиеся в нем, период, о котором идет речь или его создания. 2. Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание на черновик. 3. Внимательно прочитайте задание, определите, что именно от Вас требуется и сколько элементов ответа нужно дать.

Слайд 20

Памятка « Как работать с текстом ЕГЭ по истории?» 4. Показываем при ответе в письменной части 2 свои знания и эрудицию, по возможности применяем термины. 5. Выписывайте ответ максимально формально приближенно к заданию, так чтобы эксперт четко видел, на какой элемент задания Вы даете ответ. 6. Нумеруйте элементы ответа, если это дано в формулировке задания. 7. И помните, что глубокие знания истории — залог успешного выполнения текстовых заданий ЕГЭ по истории 2018.

Слайд 21

Задания 13 - 16. Работа с картой. ЧТО ПРОВЕРЯЕТСЯ? Знание исторической карты Знание историко-географических объектов и их расположение в системе других объектов на карте Знание фактического материала Умение читать историческую карту с опорой на легенду Умение проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источника Умение сравнивать данные разных источников Умение выявлять их сходство и различия

Слайд 22

Задания 13 - 16. Работа с картой. Ошибки, сделанные в заданиях ЕГЭ показали, что у школьников не формируется целостное представление о пространстве мира . Почему?

Слайд 23

Задания 13 - 16. Работа с картой. ПРИМЕР 13. Укажите век, когда была установлена граница по обозначенному на схеме мирному договору. Ответ запишите словом. - Восемнадцатый 14. Назовите монарха, по указу которого был основан город, обозначенный на схеме цифрой «2». – Петр Первый 15. Укажите название мирного договора, подписанного в городе, обозначенном на схеме цифрой «1». – Ништадтский

Слайд 24

Задания 13 - 16. Работа с картой. 16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) На схеме обозначены водные объекты, по которым проходила часть древнего торгового пути «из варяг в греки». 2) Все заштрихованные на карте территории вошли в состав СССР в 1922 г. 3) Участниками войны, которая завершилась обозначенным на схеме мирным договором, были П.И. Багратион и Д.В. Давыдов. 4) В 1921 г. в городе, обозначенном на схеме цифрой «3», произошло антибольшевистское восстание. 5) В подписании мирного договора, завершившего войну, события которой отражены на схеме, участвовал Фридрих II Великий. 6) На схеме обозначены два российских города, в которых в XII–XV вв. существовала республиканская форма правления.. Ответ: 146

Слайд 25

Задания 13 - 16. Работа с картой. Алгоритм работы с картой на ЕГЭ (1 вариант) 1. Мы видим перед собой карту. Задача – понять, что на ней изображено. 2. Изучая карту и её легенду, мы понимаем, о каких событиях карта нам рассказывает. 3. Мы «даём» название карте. Например, говорим себе – это карта, отображающая итоги Северной войны 1700-1721 гг. 4. Соотносим имеющиеся у нас знания, взятые из учебника и атласа, с изображенными на карте событиями. Например, мы знаем, что войну завершил заключенный в шведском городе Ништадт мир. Благодаря работе с картой из атласа, мы знаем, где находится этот город и можем найти его и на карте на ЕГЭ. 5. Отвечаем на заданные к карте вопросы.

Слайд 26

Задания 13 - 16. Работа с картой. Алгоритм работы с картой на ЕГЭ (2 вариант) 1. Посмотреть на легенду карты и определить с ее помощью ключевые точки 2. Найти (если есть) на карте даты 3. В случае явного положения на карте какой-то войны/похода/перемещений выделить «опорные точки» для идентификации события 4. В случае явного определения каких-либо границ обратить внимание: на пограничные территории/название нашего государства на карте (это может помочь с определением периода)/прочие неестественные объекты (любые стрелки и точки)

Слайд 27

Задания 13 - 16. Работа с картой. Методические условия эффективной работы с историческими картами при изучении истории Последовательное и систематическое использование исторических карт в учебном процессе как важного источника информации и средства формирования знаний и умений школьников; 2. Преемственность и поступательность деятельности от пятого к старшим классам с учетом возрастных возможностей учащихся; 3. Реализация множественных функций исторических карт (информационная, обучающая, развивающая, контрольная);

Слайд 28

Задания 13 - 16. Работа с картой. Методические условия эффективной работы с историческими картами при изучении истории 4. Использование карт при изучении нового материала, организация поисковой работы на уроках обобщения; 5. Обращение к различным видам и типам карт; настенным, настольным, электронным и др.; 6. использование карт в сочетании с текстом учебника, статистическими и иными данными;

Слайд 29

Задания 13 - 16. Работа с картой. Методические условия эффективной работы с историческими картами при изучении истории 7. Применение различных форм работы с историческими картами (коллективная, групповая и индивидуальная); 8. Использование системы дифференцированных заданий; 9. Осуществление межкурсовых и междисциплинарных связей ( координация при изучении курсов отечественной и всеобщей истории); 10. Опора на знания, полученные школьниками при работе с картами в курсах географии и др. предметов.

Слайд 30

Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ