История России. разработка урока "Великие битвы ВОВ"
план-конспект урока по истории (10 класс)

урок систематизации и обобщения знаний обучающихся по: ведущим событиям ВОВ, подвигах, героизму и мужеству Советских людей, цене победы. Подведение итогов исследовательских работ обучающихся по событиям ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.10klass._velikie_bitvy_vov.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории России в 10 классе.

Тема: Великие битвы ВОВ.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная, -индивидуальная

Методы: репродуктивный, частично – поисковый.

Цели урока:

Образовательные:

 - Обобщить и углубить знания учащихся по истории ВОВ, ее итогах и последствиях.

  - Опираясь на знания по истории, дополнительную информацию дать достойный   ответ и отпор попыткам переписать историю войны.

Развивающие:

 - Развитие умений учащихся искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях истории ВОВ;  способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.

- Формирование умений применения знаний для осмысления сущности современных общественно-политических событий и явлений.

Воспитательные:

- Воспитание глубокого и осознанного патриотизма у старшеклассников, гордости за великий подвиг и великую Победу советского народа в ВОВ, чувства благодарности ветеранам войны и тыла.                                                                                                                                                                          - Формирование истинных духовно- исторических ориентиров, ценностей; готовности противостоять зарождению неофашистской идеологии и ее проявлений.

- Способствовать формированию активной жизненной позиции у учащихся, стремлению принимать активное участие в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в ВОВ.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, стенд «Поклонись Герою- земляку»

Ход урока

Этап урока/ слайд

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Презентации исследовательских работ по основным битвам ВОВ   подготовлены к защите.

Введение в тему

 Вы изучали один из самых тяжёлых периодов в истории нашей страны-ВОВ

 На экране(слайд). « Парад Победы». --- что это за событие в истории нашей Родины?

 К  каждой фотографии – вопросы.

Сформулируйте  тему нашего урока.

Тема урока:  Великие битвы ВОВ. Цена Победы. 

Объяснение цели  урока:  подвести итоги, определить значение каждой битвы  в  Победе СССР в Великой Отечественной войне.                     Тема урока определила задачи, над которыми мы будем вместе работать  

1. Обобщить и систематизировать знания по великим сражениям ВОВ.

2. Проанализировать общие итоги войны.

3. Определить причины  Победы СССР   в ВОВ

4. Какова  цена Победы.

Какой вклад внесли ваши семьи, родственники в эту Победу?

Каковы были истоки массового героизма Советского народа на фронте и в тылу?  Чему учит опыт Великой Отечественной войны?

Совсем скоро наша Страна отметит 75-ю годовщину Победы в ВОВ., пройдёт ещё немного времени и уже не останется в живых участников и очевидцев этих поистине героических событий. Солдат умирает дважды. В первый раз – когда его настигает пуля, второй – когда о нем забывают. Сегодня наше занятие позволяет продлить жизнь павших на полях сражений.

ОДНАКО, уже сейчас в мире происходит переоценка итогов Второй мировой войны.Распространились попытки фальсификации истории ВОВ. Это стало одним из главных направлений современной информационной войны.

- Что такое Фальсификация истории?

- Кто и с какой целью пытается переписать историю войны?             - Почему мы должны говорить об этом, обсуждать и давать ответы?                     Поэтому мы  с вами должны знать подлинную историю Великой войны и её героев.

В России еще в 2009г. была создана Комиссия по противодействию Фальсификации, пересмотру итогов войны. Большое внимание уделяется этой работе и в сегодняшние дни.

24 июня 45 года 1.Исторический Парад Победы, знаменующий окончание ВОВ

 обучающихся отвечают,

записывают тему  урока

Ответы уч-ся

Ответы обучающихся

-Фальсификация истории – это преднамеренные попытки переписать и исказить исторические факты, интерпретировать их в выгодном кому-либо свете.  - История Великой отечественной войны все 70 лет подвергается попыткам фальсификации, особенно они усилились в настоящее время. Некоторым хотелось бы совсем стереть из памяти  историю войны. Кто-то хочет оправдать недостойную политику своих правительств в годы войны.    Чаще всего ставится цель – ослабления России, замалчивания решающей роли СССР в разгроме фашистской Германии.

   -Граждане России, историки,  не должны замалчивать факты фальсификации истории войны. Необходимо давать им твердый и аргументированный отпор в память о героях и ветеранах войны.

В Конституции РФ – заботиться о сохранении исторического и культурного наследия .

Оценивание работ учащихся

Вопрос. -каковы источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему,  такой дорогой ценой была достигнута победа?

Ответы обучающихся

Актуализация знаний

А сейчас мы с вами вспомним самые  значимые  страницы истории ВОВ.

Карта Барбаросса

Какие исторические события изображены на слайде?

Что вы знаете об этом плане?

-Когда началась Великая Отечественная война?                              - Сколько лет она продолжалась?                                                  - Почему войну с Германией называют Отечественной?                                                                       - Какая была по характеру эта война?                                    В этой войне погибло 27 млн. человек. Из 18-летних погиб каждый третий. Ежедневно погибало 15 тысяч человек. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого, то нам пришлось бы молчать38 лет.

Вывод: это лишь неполный рассказ о той цене, которой была добыта победа.

 обучающихся отвечают.

Начало ВОВ (план Барбаросса)

План вторжения Германии в СССР

-План «Барбаросса» предполагал «блицкриг» , т.е. был рассчитан на «молниеносную войну» в течение нескольких месяцев.        (Эта война по характеру со стороны СССР была освободительной, а со стороны Германии – захватнической. Великая Отечественная война - самая жестокая, самая кровопролитная из всех, которые знало человечество.                                                        

Работа с документом  № 1

Памятка советского бойца

Памятка немецкого солдата

Прочитайте документы и сравните. Что вы думаете, какие чувства у вас возникают?

обучающихся читают текст и анализируют

Битва под Москвой

Какое значение имела оборона Москвы?

1 ученик защищает проект "Московская битва". Представляет героев -защитников Москвы. В. Талолихин.

          За годы войны 220 летчиков совершили тараны. На сегодняшний день история ВОВ не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска. Нет таких примеров! И они еще хотели победить!     В битве за Москву был раз и навсегда развеян миф о непобедимости фашистской армии.

Ленинградская битва

Страницы Дневника Тани Савичевой

Назовите событие.

Расскажите об итогах блокады.

Что вы можете рассказать об этом событии?

2 ученик защищает проект " Блокада Ленинграда ". Представляет героев .

Блокада Ленинграда 872 дня,2.5 года 08.09.41-27.01.44

-Символом страшной блокадной войны стал дневник Тани Савичевой ( слайд    9). В Ленинграде погибло около 1 млн. человек, но город устоял. Лишь в январе 1944 года закончилась Ленинградская  битва.                                                                            

Пленный Паулюс .Кто на этом слайде? Какое значение имеет это событие в масштабах всего периода ВОВ? А знаете ли вы имена наших земляков, которые принимали участие в этой битве?

3  ученик защищает проект " Сталинградская битва ". Представляет героев .

Пленный фельдмаршал Фридрих Паулюс, Под Сталинградом фашистов ждал полный разгром. Наступавшие с севера и с юга наши войска соединились, и в кольце окружения оказалась крупная группировка противника. Сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск. Начало коренного перелома в войне

Работа с документом

Из дневника гитлеровского солдата .

  О чем вы подумали? Какие чувства у вас возникли? Свою точку зрения обоснуйте.

Дети читают текст и анализируют

Карта Курской дуги

Какое значение имеет это событие в масштабах всего периода ВОВ?                                                       - Что особенного произошло в этой битве?           Вывод: потери фашистов в живой силе и технике после Курской битвы были невосполнимы. Красная Армия лишила фашистов всякой надежды на победу.

Знаете ли вы, наших земляков, которые сражались на Курской дуге?

4 ученик защищает проект "  Курская битва ". Представляет героев .

Курская битва 23 августа 1943г. Курская дуга. Не их оружие, а наше, в конечном счете, оказалось лучшим - это знаменитая 34-ка. Не только земля, но и небо над Курском полыхало огнем. 9 вражеских самолетов сбил в одном поединке над Курской дугой советский летчик Александр Горовец. История авиации не знала подобного....А, Алексей Маресьев, летчик, который после ампутации обеих ног, вновь стал летать и в бою под Орлом в период Курской битвы сбил 3 фашистских самолета. Разгром немецких армий под Курском и выход к Днепру ,завершили коренной перелом в ходе войны.

 10 сталинских ударов

Какой это период в ВОВ? Какие территории были освобождены?

  5 ученик защищает проект " 10 сталинских ударов  ". Представляет героев                                                                                                  Ряд крупнейших стратегических операций 44 г. Решающих побед СССР1944 г. стал годом решающего наступления Красной Армии по всему фронту, военные действия были перенесены на территорию Польши, Румынии, Болгарии и Венгрии. Темп наступления нарастал. В 1945 г. советские войска освободили Австрию, значительную часть Чехословакии, одержали победу в Восточной Пруссии.

Егоров и Кантария

А кто из наших земляков  дошел до Берлина? Как вы думаете, Что они чувствовали, переживали?? Что было записано на стенах Рейхстага?

6 ученик защищает проект " Берлинская битва ". Представляет героев                                                                                                  Взятие Берлина

30 апреля - 1мая 45г водружения  знамя Победы на Рейхстаге

Жуков на коне

Есть ли в вашей семье родственники, которые принимали участие в войне? Что вы знаете о них? Помните ли вы о них?

Как народ встречал своих победителей?

Парад Победы 24 июня 45 года Жуков, Рокоссовский

Великая Победа. 

Долгих 4 года шел солдат к Берлину. 4 года лишений, горя, страданий. 4 года напряженного труда в тылу. Вместе с тем это были годы мужества и героизма на фронте, беззаветной любви и преданности своей Родине.слайд Герои Советского Союза - наши земляки. . Они сражались на всех фронтах и во всех родах войск. За мужество и храбрость, умение побеждать, 4 наших земляков  удостоены звания Героя Советского Союза. Многие не вернулись в свои родные деревни и села. Они похоронены на полях сражений. Но память о каждом сохранена и увековечена в "Книгах памяти".

Всей стране стали известны имена генерал-майора И.В. Панфилова, политрука В.Г. Клочкова, летчика Виктора Талалихина,  медсестры Зинаиды Маресьевой.

\Подводим Итоги войны (обсуждение)

Итак, мы с вами вспомнили основные события ВОВ.  Ребята, какой ценой досталась нам эта победа?  Что для вас значит Победа? Каковы итоги войны?

 Почему, зная,  что они погибнут шли на бой? Шли на такие жертвы?                          Давайте проанализируем, чего нам стоила Победа в ВОВ? Какую цену мы за неё заплатили?

Нам очевидны итоги войны и роль Советского Союза в достижении Победы.

СССР заплатил высочайшую цену за Победу. Об этом надо помнить всегда и не позволить украсть у нас Победу.

Напряжённый героический труд Советского народа-Победа СССР и поражение Германии и ее союзников.

- Повышение международного авторитета СССР.

-  Сохранение территориальной целостности и суверенитета СССР.

-  Освобождение народов Европы от германской оккупации и восстановление их государственности.

Сожжено, разрушено и разграблено 1710 городов, 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий, 40 тыс. больниц, 43 тыс. библиотек, 427 музеев.. Результат войны - слабость экономики СССР, разруха и нужда в послевоенные годы.

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении мира от фашистской "чумы" сыграл Советский Союз. Источниками его победы являются: отечественный, справедливый характер войны, чувство патриотизма, сплочение всех национальностей, окрепшая в войне сила Красной Армии, талант ее полководцев (Жуков, Рокоссовский, Конев, Василевский и др.), единство фронта и тыла, воля к победе, сила духа, сила характера нашего народа.

Искоренение фашизма и нацизма как государственной идеологии и политики.

-  Вхождение в состав СССР новых территорий (Восточная Пруссия, южная часть Сахалина, Курильские острова).

  -  Наличие у СССР самой мощной армии в мире.

-  Огромные людские потери.

Произошло значительное сокращение взрослого трудоспособного населения. Мужское население было подорвано. Понадобилось 10 лет, чтобы население СССР достигло довоенного уровня

Подведение итогов урока

МУЗЫКА

Подводит итог урока

Итак, Источниками Победы были.

 Мы выяснили, что во время войны все люди встали на защиту Родину! А сейчас войны нет,мы живем в мирное время.  Что значит быть патриотом сегодня?  Что  можете сделать вы, для своей Родины?  

Прежде всего, героизм, мужество и вера в Победу многонационального народа СССР, полководческий талант и успехи Красной Армии.

Нашей  целью было подвести итоги, определить значение и цену ВОВ. КАК МЫ СФОРМУЛИРУЕМ ВЫВОД?

Вывод записывают

Патриотизм и героизм советских людей. Полководческий талант военачальников. Партизанское движение в тылу врага. Единство фронта и тыла.  Поддержка и участие антигитлеровской коалиции.  Мобилизационный ресурс советской экономики.  Роль Сталина в руководстве страной.

Ответы детей (Участие в акциях, учеба, труд, память, гордость за Родину)

Объяснение Д/з

Рефлексия

Выберите акции,  посвященные 75летию Победы и подготовьтесь к участию в них.

Синквейн

Родина, Память, Победа, Герой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Конспект урока по истории России к учебнику А.Ф. Киселева, 6 класс "Куликовская битва""

Учебники этого автора проходят опрабацию в школах России. Данное учебное пособие отличается полнотой содержания учебного материала, но по изложению тексты доступны восприятию учащихся, хорошо подобран...

Урок истории России в 10 классе по теме: "Москва – центр объединения русских земель. Куликовская битва".

Урок истории в 10 классе по теме: "Москва-центр объединения русских земель. Куликовская битва". ...

Конспект урока по истории России в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией

Конспект урока по истории России в 6 классе  «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией. В презентации нет видеофрагмента, который используе...

«Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны» Разработка урока по истории России. Урок № 22. Класс 9.

Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному пере...