"Фараоны и пирамиды" (5 класс)
план-конспект урока по истории (5 класс)

Каменева Марина Николаевна

Конспект урока истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faraony_i_piramidy.docx128 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории 5 класс по теме: «Фараоны и пирамиды».

Цель: Знакомство с государственным устройством Древнего Египта, с вещественными и письменными памятниками истории.

Задачи:

  • обучающие: познакомить учащихся с государственным устройством Древнего Египта, с вещественными и письменными памятниками истории;
  • развивающие: формировать картографические и хронологические способности учащихся, активизировать познавательные возможности, способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, развитию внимания, памяти, логического мышления и исторического воображения, развивать навыки работы с историческим источником, учить извлекать новые знания из текста учебника, давать полные аргументированные ответы на поставленные вопросы, объяснять значение терминов и понятий и умение оперировать ими;
  • воспитывающие: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории Древнего мира.

Планируемые результаты:

Предметные: знание основных вещественных и письменных источников истории Египта, вклада Шампольона в изучении древнеегипетской письменности. Умение характеризовать систему управления Древнеегипетским государством. Описание древнеегипетских пирамид как символов власти и обожествления фараонов.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками , давать определения понятиям.

Личностные УУД: эстетическое восприятие памятников культуры.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока, ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Личностные: познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Понимание важности научных исследований для изучения прошлого.

Оборудование: учебник Ф.А. Михайловский, компьютер, проектор.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности: тестирование по теме «Древнейшие цивилизации Индии и Китая»

тест «Индия и Китай в древности»

1 вариант

1.Первые государства в Индии появились:

А) за 2 тысячи лет до нашей эры        

Б) за 3 тысячи лет до нашей эры        

В) 2 тысячи лет назад    

2.Одна из самых крупных рек Индии:

А) Тигр                   Б) Инд                В) Нил

3.Китайская письменность:

А) Иероглифическое письмо     Б) Алфавитное письмо   В) Предметное письмо

4. Как китайцы называли реку Хуанхэ:

А) хранителем Китая

Б) горем Китая

В) рекой тысячи радостей

5. Самые древние памятники китайской письменности называются

А) иероглифы

Б) вещие послания

В) гадательные надписи

2 вариант

1.Первые государства в Китае появились:

А) за 2 000 лет до нашей эры        

Б) за 1500 лет до нашей эры        

В) 1500 лет назад    

2.Одна из самых крупных рек  Китая:

А) Хуахэ                   Б) Инд                В) Нил

3. Как звали героя китайских мифов:

А) Великий Юй

Б) Могучий Юй

В) Ужасный Юй

4. Древнейшая цивилизация в Индии называется

А) Махенджодарская

Б) Хараппская

В) Вавилонская

5. При раскопках места, получившего название Холм мертвых, археологи нашли

А) древнее захоронение

Б) усыпальницу фараона

В) древний город

3. Постановка учебной задачи

Предлагаю сыграть в игру «Реставрация». Я буду называть признаки предмета, который я загадала, а вы должны отгадать этот предмет.

Это огромное здание высотой в 50 этажей;

Его основание в два раза больше ширины Красной площади в Москве;

В нем никто никогда не жил;

Оно построено вручную из известняка;

Оно находится в Египте.

До сих пор ученые не могут понять, как древние египтяне обрабатывали и соединяли каменные глыбы весом от 2,5 до 30 тонн. В пирамиде эти камни ничем не скреплены, а удерживаются силой собственного веса. Зазоры между глыбами так малы, что между ними нельзя просунуть даже лезвия ножа. По системе вентиляционных шахт сухой воздух пустыни попадает в пирамиду и способствует сохранению мертвых тел. Существует мнение, что сама форма пирамиды обладает магическими свойствами.

Скажите, если в этом здании никто никогда не жил, для кого же они были построены?

О ком и чем мы сегодня будем говорить?

Тема урока: «Фараоны и пирамиды»

На какие вопросы мы должны ответить?

  1. Кто такие фараоны
  2. Как они управляли страной
  3. Для кого строились пирамиды
  4. Назвать наиболее известные пирамиды

4.Построение проекта выхода из затруднения

План урока:

  1. Фараон – повелитель Египта
  2. Управление государством
  3. Пирамиды Египта

5.Изучение нового материала

Как мы узнаем о событиях, происходивших в древности? (по вещественным и письменным источникам)

В Египте до сих пор сохранились руины древних храмов, гробницы фараонов и знатных египтян, обелиски, изваяния правителей и богов.

На многих из них можно увидеть иероглифические надписи. На стенах гробниц сохранились цветные росписи. В захоронениях археологи находят посуду, оружие, украшения. Но самыми ценными находками стали папирусные свитки. На них записи о правлении фараонов, повести, стихи и сказки, научные сочинения. В Египте почти не бывает дождей, и папирусы прекрасно сохранились в сухих песках. Каждый древний папирус представляет собой огромную научную ценность.

В письменности находится ключ к тайнам древнеегипетской истории. Эти тайны были раскрыты, когда французский учёный Жан Франсуа Шампольон в 1822 году расшифровал иероглифы. С тех пор учёным стали понятны древнеегипетские тексты.

Ответить на вопрос, как ему это удалось, вам поможет текст на странице 73. Прочитайте его про себя и ответьте на вопрос.

Что первое смог прочитать Шампольон? (Имена фараонов)

Кто такие фараоны? (правители Египта)

Во время торжественных церемоний фараон восседал на троне, держа знаки власти — жезл и плеть. На его голове возвышалась двойная корона, напоминавшая об объединении Египта. На войне и во время военных парадов он надевал синий шлем, украшенный изображениями змеи,  сокола, орла, коршуна или ястреба и двумя лентами. Лоб фараона покрывал царский полосатый платок, который спускался с двух сторон лица на грудь.

Обычной одеждой египтян была набедренная повязка — кусок ткани, обёрнутый вокруг тела. У фараона одежда была роскошной. К широкому поясу подвешивался бычий хвост. Фартук фараона был расшит золотом и украшен драгоценными бусами. На руках и ногах — браслеты, на шее — двойная золотая цепь и тяжёлое ожерелье.

Фараона называли сыном бога солнца Ра и верили, что он может беседовать и советоваться с богами, а после своей смерти присоединяется к ним. Строя пирамиды, египтяне думали, что фараон и после смерти будет заботиться о них, об их детях, внуках и правнуках. Мало кому из простых египтян выпадала честь находиться перед фараоном. Полагалось падать ниц перед ним, целовать землю у его ног, молитвенно протягивать руки вверх. На картинах и рельефах фараона изображали в несколько раз выше, чем остальных людей.

Такая единоличная, неограниченная власть, как у фараонов, называется деспотической.

Физминутка

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон.

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ,

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг,

Повтори АМОНА путь.

Готовы из знаний

Плести сотни сот.

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ.

Устали… Давайте присядем!

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Прочитайте  п 4 стр. 71 заполнить схему «Устройство египетского общества».

Заполнение схемы:

hello_html_mf1d6c86.pnghello_html_6e53af30.png

hello_html_1f185f33.png

Наиболее знаменитыми памятниками Древнего Египта являются огромные каменные гробницы фараонов — пирамиды. Самую большую из них построили около 2600 года до н.э. для фараона Хеопса. Её высота — около 150 метров (это примерно высота 50-этажного дома). На её сооружение пошло 2 миллиона 300 тысяч каменных блоков, средний вес каждого — 2,5 тонны.

Две с половиной тысячи лет назад Египет посетил древнегреческий историк Геродот. Он написал, что 10 лет египтяне строили дорогу от каменоломни к месту стройки и ещё 20 лет — саму пирамиду. 100 тысяч человек сгоняли на строительство на три месяца, когда разливался Нил и прекращались полевые работы. А многие тысячи каменотёсов работали круглый год.

Сколько лет этой пирамиде. Посчитайте, используя ленту времени. (работа у доски)

2600+2019=4619

Для сына Хеопса, нового фараона, египтяне построили пирамиду всего на несколько метров ниже, а затем ещё одну, менее громадную, — для его внука Микерина. При этом три великие пирамиды не были первыми. Их сооружение началось за 400 лет до Хеопса. Пирамиды строили и в дальнейшем, правда не такие огромные. Всего же в Египте известно более ста пирамид, каждая — для очередного фараона.

Египтяне верили, что у человека есть душа, которая после смерти продолжает жить, если сохранить тело. Они удаляли из тела умершего внутренности, пропитывали его специальными веществами и пеленали тонкими бинтами. Так получалась мумия, которую клали в саркофаг (каменный гроб). Вместе с мумиями фараонов в гробницы клали множество вещей и драгоценностей, якобы необходимых в царстве мёртвых. 

Проверка и самопроверка

6.Первичное закрепление. Кроссворд

  1. Страна, появившаяся на берегах Нила
  2. Для этого фараона построили самую высокую пирамиду
  3. Правитель Египта – это…
  4. Каменный гроб, в который клали мумию
  5. Усыпальницы фараонов
  6. Земледельцы и ремесленники платили в государственную казну….
  7. Имя отца истории

е

Г

и

п

е

т

х

Е

о

п

С

ф

а

Р

а

о

Н

с

а

р

к

О

ф

а

г

п

и

р

а

м

и

Д

а

н

а

л

О

г

т

7. Рефлексия:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…

8. Подведение итогов урока.

Домашнее задание # 11, найти и изучить дополнительные сведения о других одеждах
     и украшениях древних египтян.



1 вариант

1.Первые государства в Индии появились:

А) за 2 тысячи лет до нашей эры        

Б) за 3 тысячи лет до нашей эры        

В) 2 тысячи лет назад    

2.Одна из самых крупных рек Индии:

А) Тигр                   Б) Инд                В) Нил

3.Китайская письменность:

А) Иероглифическое письмо     Б) Алфавитное письмо   В) Предметное письмо

4. Как китайцы называли реку Хуанхэ:

А) хранителем Китая

Б) горем Китая

В) рекой тысячи радостей

5. Самые древние памятники китайской письменности называются

А) иероглифы

Б) вещие послания

В) гадательные надписи

2 вариант

1.Первые государства в Китае появились:

А) за 2 000 лет до нашей эры        

Б) за 1500 лет до нашей эры        

В) 1500 лет назад    

2.Одна из самых крупных рек  Китая:

А) Хуахэ                   Б) Инд                В) Нил

3. Как звали героя китайских мифов:

А) Великий Юй

Б) Могучий Юй

В) Ужасный Юй

4. Древнейшая цивилизация в Индии называется

А) Махенджодарская

Б) Хараппская

В) Вавилонская

5. При раскопках места, получившего название Холм мертвых, археологи нашли

А) древнее захоронение

Б) усыпальницу фараона

В) древний город




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы" (Египетские пирамиды)

Инерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы " разработана в целях содействия повышению культурно-исторического уровня обучающихся, увиличению обема знаний об истории Египта как древнейшего государства.Зад...

Урок по теме: «Пирамида. Правильная пирамида», 11 класс.

Использование инновационных технологий, кейс технология....

Фараоны и пирамиды

Для учителей истории при разработки уроков...

Презентация "Пирамида.Усеченная пирамида"

Материал содержит примеры применения геометрии в архитектуре....

Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"

Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"...

Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: "Пирамида. Развёртка пирамиды".

Успех в усвоении геометрического материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от правильного использования средств, методов и приёмов обучения.Обучение геометрии д...

Методическая разработка. Презентация для урока по истории "Военные походы фараонов" для 6 класса

Методическая разработка. Презентация для урока по истории "Военные походы фараонов" для 6 класса...