«Культура Древней Руси в Х – начале ХIII » 6 класс
план-конспект урока по истории (6, 10 класс)

Урок по теме: «Культура Древней Руси  в Х – начале ХIII ».

Для обучающихся 6 класса.

Возможно использование на уроках истории в старшей школе(10-11 кл.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_drevney_rusi_v_h_-_nachale_hiii_.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Культура Древней Руси  в Х – начале ХIII »

Форма урока: традиционная с использованием ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Приемы: слово учителя, групповая работа, презентация.

Цели урока: 

1.Обучающие: Сформировать представление о самобытном характере древнерусской     культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями; познакомить учащихся с выдающимися достижениями древнерусской культуры;2.Развивающие:Развивать речь, высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение выделять главное;

3.Воспитательные: Развитие культуры общения   в совместной работе, взаимоуважения и толерантности,  воспитание чувства  патриотизма.

Оборудование: хрестоматия по истории Отечества, фото по истории русской культуры данного периода, раздаточный материал.

Основные понятия:

Культура, синтетичность и открытость русской культуры, феномен русской культуры, летопись, фольклор, былины, крестово-купольное строение.

Важнейшие даты: 1037г. - Софийский Киевский собор, 1052г.- Софийский Новгородский собор, XIIв. - Успенский собор во Владимире, 1185г. – время написания «Слова о полку Игореве», конец XIIв. – «Моление» Даниила Заточника.

Выдающиеся личности: Нестор-летописец, Илларион, Даниил Заточник, Владимир Мономах, Кирилл Туров.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

 Приветствие. Психологическая мотивация- ребята, сегодня мы изучим  интересную новую тему, в ходе которой мы узнаем много нового и  увлекательного. И если вы будете внимательно слушать и активно участвовать, то вы сможете получить много хороших оценок.

 Ответное приветствие.

II. Актуализация знаний

Ребята, сейчас я вам раздам карточки с иллюстрациями, внимательно посмотрите на них.

– Что изображено на карточке?

– Что объединяет все эти иллюстрации?

– Каким общим словом можно все это назвать?

- Давайте вспомним что такое культура?

Давайте откроем тетради и запишем определение культуры.

Ребята рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы.

Ученики должны прийти к выводу, что все эти карточки относятся к культуре.

Культура – совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной сферах. Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении (все, что сделано руками человека)

III. Изучение нового материала

-Ребята, как вы думаете какая  у нас сегодня тема урока?

-Да, правильно, молодцы, тема сегодняшнего урока: «Культура Древней Руси в Х-начале XIII века»

Сообщается план урока:

1.Грамотность, письменность на Руси.  Летописание и литература.

2.Быт народа.

3.Живопись.

3.Архитектура её виды.

Вводное слово учителя: 

     Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все то, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.

    Единая русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя вместе с тем свои региональные черты.

   На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное, ОТКРЫТОЕ всем влияниям (как внутриплеменным, отечественным, так и иноплеменным, международным). И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, других племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - угрофиннов, балтов, иранских народов, западных и южных славянских народов. Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира.

          ВЫВОД: Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под      влиянием различных культурных         направлений, стилей, традиций.(Вывод учащиеся  записывают в тетрадь)

          Русь не просто копировала чужие влияния и безоглядно  заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но и с их порой значительной ДУХОВНОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ, их постоянным ПРЕЛОМЛЕНИЕМ В АБСОЛЮТНО РУССКОМ СТИЛЕ.

          Многие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, не преодолело народных истоков русской культуры. Многие годы на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему сохраняло свои позиции в сельской местности. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры. ( Например, гениальное «Слово о полку Игореве» все пронизано языческими мотивами).

        Характерными чертами русской культуры являются: стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянные искания, сомнения, страсти в литературе; слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастия.

ВЫВОД:  ОТКРЫТОСТЬ и СИНТЕТИЧНОСТЬ древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют ФЕНОМЕНОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Грамотность, письменность на Руси.  Летописание и литература.         Мотивация. Письменность – основа любой древней культуры. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако, есть и другое мнение о том, что славянская письменность существовала задолго до христианизации Руси.

          Задание 1: Исходя из этих данных, учащиеся должны, слушая лекцию учителя, выписать в тетради факты, подтверждающие возникновение письменности на Руси задолго до принятия христианства;

        Задание 2 ( для усиления внимания): выяснить, упоминается ли в лекции какое-либо имя(имена) исторического(их) деятеля(ей) и сколько раз.  

           О существовании письменности на Руси задолго до принятия христианства говорит «Житие» славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е гг. IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян до их христианизации. Известно, что договоры Руси с Византией, относящиеся  к первой половине X века, также были написаны на греческом и русском языках. К этому времени относится существование толмачей – переводчиков и писцов, которые записывали речи послов на пергамент. Кроме того, вещественными доказательствами того, что письменность на Руси была задолго до принятия христианства, служат берестяные грамоты(посмотрите на экран), найденные в Новгороде.

        Тем не менее, христианизация дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. В XI веке получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащая легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», которое представляло собой перевод византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

          Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквях со времен Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях.

        Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди них - "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.

        В условиях средневековья человек редко покидал родные края. Тем больше был интерес к далеким странам. Поэтому для средневековой литературы так характерен жанр "хожений", рассказов о путешествиях. К этому направлению древнерусской литературы относится "Хожение" игумена Даниила, совершившего паломничество в Палестину.

        Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.

        Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания.

        Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, о бабе-Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п.

        Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. СМ. на экран. Большинство былин связано с временами Владимира! (в былинах - Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий.

Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.  Проверяем выполнение задания. Напоминаю, что вы должны были выписать в тетради факты, подтверждающие возникновение письменности на Руси задолго до принятия христианства.  После прослушивания ответов учащихся – вопрос, так к какому выводу нас подводят данные факты?

 ВЫВОД: на основании изложенных фактов можно согласиться с мнением о том, что письменность на Руси возникла задолго до принятия христианства.

Быт народа.
  Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора. 
   Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. Богатые дома украшались коврами, дорогими греческими тканями.

    Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, родами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах. Известно немало женщин - деятельниц такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им "славу", большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим. На всю Русь славились такие пиры и такие раздачи во времена Владимира I. 
  Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня. 
В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку пестуну; (от "пестовать" - воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами. 
Внизу, на берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, кажется, продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад. 
 По склонам гор к Подолу спускались разнообразные - от хороших деревянных домов до убогих землянок - жилища ремесленников, работных людей. У причалов Днепра и Почайны теснились сотни больших и малых судов. Были здесь и огромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и купеческие усадистые насады, и бойкие, юркие лодочки. 
 По улицам города сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в епанчах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными изделиями из золота и серебра отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову накрывали убрусами (платками). 
Похожие храмы, дворцы, такие же деревянные дома и такие же полуземлянки на окраинах стояли и в других русских городах, так же шумели торги, а в праздники нарядные жители заполняли узкие улицы. 
  Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от "лихих" людей, а на юге - от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.

Вывод: Быт людей отличался  в зависимости от сословий к которому они  принадлежали. Вывод записать в тетрадь.

         Архитектура и её виды.

        Недаром говорят, что архитектура — душа  народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Исходя из этого, предлагаю следующее задание: При знакомстве с русской архитектурой X - XIII вв. определите и выпишите в тетрадь ее особенности.

Русь долгие  годы  была  страной  деревянной  и ее архитектура,   ее   языческие   молельни,   крепости,   терема,  избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие | строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных  сооружений с окружающей природой. Если деревянная apxитектуpa восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас  в   позднейших  деревянных  сооружениях,   в  древних  описаниях  и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была xapaктерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами,  наличие   разного   рода   пристроек — клетей,   переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет и до настоящей поры.

Мир   Византии,   мир   христианства   привнес   на   Русь новый строительный   опыт   и  традиции:   Русь  восприняла  сооружения церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат,  расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие  к  подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времени Владимира, а также  работающие с  ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь   конца   X   в.,   были   выстроены   греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских  традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского   собора    воскресила   стиль   русского   деревянного  зодчества.

Культура Древней Руси

– Особенности культуры Древней Руси;

– Выдающиеся памятники древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства.

1. Презентация.

2.При необходимости задают вопросы.

Вывод учащиеся  записывают в тетрадь.

IV. Работа учащихся в группах

Вы познакомились с архитектурой древней Руси,  проверим выполнение задания:  прошу вас разделиться на три группы; сейчас я  вам раздам карточки с иллюстрации храмов. На примере этих памятников архитектуры, назовите особенности русского зодчества X - XIII вв. На это задание я даю вам 7 минут Приступайте. Выступление групп.

1.Деление на группы.

 2.Работа с вопросами

3.Совместное обсуждение.

5. Выбор выступающего.

6.Выступление от группы.

V. Закрепление нового материала. Выступление групп и совместное обсуждение материала

Выслушав выступления  нам необходимо  подвести итоги  особенностей всей  культуры  Древней Руси Х-ХIII в.

-Кто хочет ответить?

1. Слушают выступление.

2. Задают уточняющие вопросы выступающему.

VI. Проверка полученных знаний

 Ребята,  посмотрите на экран, прочитайте задание, понятно ли оно вам? Выполните его.

Выполнение задания и ответы учеников.

VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Русские земли находились на высоком уровне  культурного развития не уступая передовым странам мира.

Ребята, большое спасибо за внимание, активную работу на уроке. Давайте подведем итоги вашей работы и поставим оценки тем кто работал.

На дом вам нужно прочитать §9, на стр.61. и ответить на вопросы кроссворда.

Записывают в тетрадь  общий вывод.

Домашние задание-Разгадывание кроссворда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по МХК по теме "Культура Древней Руси" для 9 класса

Тест позволяет оценить уровень учебных достижений учащихся по теме «Культура Древней Руси». В основу теста положен обязательный минимум содержания образования. Материал содержит три варианта кон...

Культура Древней Руси 6 класс

Данная презентация поможет учащимся закрепить полученные знания и познакомит с культурой Древнерусского государства....

Культура Древней Руси 6 класс

Данная презентация поможет вспомнить изученный материал и изучить новый....

Урок истории в 6 классе по теме "Культура Древней Руси. Быт и нравы."

Тема урока: «Культура Древней Руси. Быт и нравы.» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о самобытном характере древнерусской культуры, соединяющей в себе культурное на...

Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"

Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

«Культура Древней Руси в Х – начале ХIII » 6 класс _кроссворд

laquo;Культура Древней Руси  в Х – начале ХIII » 6 класс _кроссворд...