Урок по теме "Итоги и уроки Второй мировой войны"
методическая разработка по истории (11 класс)

Методическая разработка урока  содержит план урока, рабочий лист для учащихся, кейсы для групповой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_list.docx306.36 КБ
Файл rabochie_materialy_grupp.docx206.27 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc823.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист учащегося 11 класса _____________________________________

Тема урока___________________________________________________ Дата_______

1.Приведите  таблицу в соответствие

«Международные конференции глав государств Великобритании, СССР, США».

Место и дата конференции

Участники (страна- лидер)

Решения

1)Тегеран 28.11.1943-01.12.1943

4) СССР- И.Сталин

Великобр-У.Черчилль

США- г. Трумэн

7)Согласованы планы разгрома и безоговорочной капитуляции Германии

  • Определены 4 зоны оккупации Германии ;
  • Решен вопрос о восточных границах Польши.
  • Сумма  репараций с Германии = 20 млрд долларов (50%- СССР)

СССР подтвердил согласие вступить в войну против Японии через 3 месяца после капитуляции Германии.

2) Ялта

04.02.1945-11.02.1945

5) СССР- И.Сталин

Великобр-У.Черчилль

США- Ф.Рузвельт

8)Окончательно определены западные границы Польши. Кенигсберг и Восточная Пруссия передавались СССР;

  • Было принято решение не создавать центрального  германского правительства, а передать  власть Контрольному совету;  
  • Сталин подтвердил свое обещание начать войну против Японии не позднее трех месяцев после капитуляции Германии;
  • Создание ООН
  • Принципы существования Германии: Демилитаризация; Декартелизация; Денацификация; Демократизация
  • Проведение военного суда

3) Потсдам

17.07.1945-02.08.1945

6) СССР- И.Сталин

Великоб- Клемент Эттли

США-Г.Трумэн

9)Открытие Второго фронта в мае 1944 г.

  1. СССР должен начать крупное наступление
  2. Решение границ с Польшей

Ответ:

1

2

3

2. Итоги Второй мировой войны в цифрах и фактах.

2.1)Заполните кластер, впишите цифровые значения

C:\Users\Елена\Desktop\карта.jpeg

2.2) Работа с контурной картой:

А) Запишите название города под цифрой 1, который отошел к СССР,  согласно решению Потсдамской конференции _______________________________

Б) Запишите название города под цифрой 2, который отошел к СССР по договору с Чехословакией от 29.06.1945г.  _______________________________

В)Что обозначает выделенная территория на карте? _______________________________

3. Заполните пропуски в тексте:

Нюрнбергский процесс – это _____________________________________ над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Он проходил _________________________ года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия). Правительства стран _________________________________________________ заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. Все преступления, совершенные нацистами во время войны, были подразделены в соответствии с Уставом Международного военного трибунала на преступления:

__________________________________

__________________________________

__________________________________.

По итогам трибунала _______ человек были приговорены к смертной казни, _______ – к различным срокам тюремного заключения (в том числе пожизненно).

4. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите верные суждения из предложенных. Запишите  цифры, под которыми они указаны. Неверные суждения исправьте. F:\11 итоги и уроки 2 мировой\символ оон.jpg

  1. Учредителями ООН являются 4 страны: США, Великобритания, Франция, Китай_____________________________________________
  2. Принципы Устава ООН являются универсальными (т.е обязательными для всех государств, в том числе не являющихся членами ООН)

___________________________________________________________

  1. О создании  ООН провозгласили на конференции в Париже  в 1946 г.

______________________________________________

  1. Важнейшим органом ООН стал Совет Безопасности

        _______________________________________________________

  1. Принцип единогласия предполагает, что если даже одна из стран – постоянных членов СБ- возражает против принятия какого-либо решения, то оно не принимается. Это называется правом вето __________________________________

Ответ:

Оцени свою работу на уроке, поставив любой знак в соответствующей строке:

Я активно работал, мне удалось выполнить все задания без всякого труда

Я активно работал, но не все задания мне удалось выполнить (или выполнил с затруднением)

На уроке был пассивен, большая часть заданий была мне не по силам



Предварительный просмотр:

1 группа Тегеранская конференция. 28 ноября – 1 декабря 1943 г.

Декларация трех держав

{156}

Мы, президент Соединенных Штатов, премьер-министр Великобритании и премьер Советского Союза, встречались в течение последних четырех дней в столице нашего союзника - Ирана и сформулировали подтвердили нашу общую политику.

{157}

Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время.

Что касается войны, представители наших военных штабов участвовали в наших переговорах за круглым столом, и мы согласовали наши планы уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга.

Взаимопонимание, достигнутое нами здесь, гарантирует нам победу.

Никакая сила в мире не сможет помешать нам уничтожать германские армии на суше, их подводные лодки на море и разрушать их военные заводы с воздуха.

Наше наступление будет беспощадным и нарастающим.

Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью. Мы уезжаем отсюда действительными друзьями по духу и цели.

Подписано в Тегеране 1 декабря 1943 года.

Рузвельт

Сталин

Черчилль

Итоги Тегеранской конференции

-Военные штабы трех держав должны отныне держать тесный контакт друг с другом в отношении предстоящих операций в Европе

-Основным вопросом было открытие второго фронта в Западной Европе. Второй фронт решено было открыть в мае 1944г.

-Советский Союз принял обязательство начать в это время крупное наступление

ыли намечены контуры послевоенного устройства мира, было достигнуто единство взглядов по вопросам обеспечения международной безопасности и прочного мира, было положено начало решения польского вопроса. В польском вопросе союзники приняли требования Сталина на признание границ 1939г. между СССР и Польшей

-СССР дал обязательство участвовать в войне с Японией

-Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и её союзников

Задание:                  Заполните таблицу «Решения Тегеранской конференции»

Место и дата конференции

Участники (страна- лидер)

Решения

1 группа: Итоги войны (человеческие и материальные потери, территориальные изменения)

         Вторая мировая война была самой кровавой, масштабной и разрушительной в истории человечества.

  • Война продолжалась 2194 дня (6 лет)
  • Количество участвовавших государств – 61
  • Площадь военных действий – 22 млн. кв. км.
  • Число жертв – около 100 млн. только убитых
  • Материальный ущерб, в том числе прямые военные расходы – 1384 млрд. долларов
  • Произведено:
  • Самолетов – 667 тыс.
  • Танков – 282 тыс.
  • Артиллерийских орудий и минометов – 2527 тыс
  • Военные расходы и военные убытки составили 4 трлн долларов, что составило 60—70 % национального дохода воевавших государств.

Потери СССР:

  • Разрушено 1710 городов и поселков
  • Более 25 млн. человек лишились крыши над головой
  • 32 тыс. крупных и средних промышленных предприятий вышли из строя
  • Разрушено около 48 тыс. км. железных дорог, 1870 мостов, 427 музеев, 1670 церквей разграблено
  • В войне погибли около 27 млн. советских граждан.

Война  привела к большим территориальным изменениям на мировой карте.

Страна

Территориальные решения

Германия

Лишилась всех территорий, захваченных в 1930-1940-е гг., территорий на  Востоке: Силезии, Померании, Пруссии (переданы Польше и СССР) 

Франция получила от Германии Эльзас и Лотарингию. Чехословакии возвращена Судетская область ,южные районы Словакии

Согласно решениям Потсдамской конференции Германия разделена на зоны оккупации. Управление осуществлял Контрольный Совет союзников, включающим главнокомандующих оккупационных войск. Берлин выделялся в особую территорию, которая также должна была быть оккупирована войсками трех союзных держав.

Япония

Лишилась всех колоний, зависимых территорий. Отказалась от Курильских островов и Южного Сахалина (заняты СССР)

Италия

Лишилась всех колоний (Ливии,ю-в часть Сомали), сделаны территориальные уступки в пользу Югославии, Греции и Франции.

СССР

В Европе:

1)по решению Потсдамской конференции к СССР отошёл Кенигсберг и прилегающий  к нему район.

2) По мирному договору с Финляндией от 10.02.1947г. Финляндия возвращала СССР Печенгу (Петсамо) 

 3)По договору с Чехословакией от 29.06.1945г. к СССР отошли Закарпатье  вместе с г.Ужгород.

В Азии: Советский Союз получил южную часть Сахалина, Курильские острова, право аренды на Порт-Артур и право на совместную с Китаем эксплуатацию железных дорог в Маньчжурии, то есть вернул те позиции, которые царская Россия утратила после русско-японской войны 1904—1905 гг.

Потсдамская конференция определила польско –германскую границу. К Польше отошли земли к востоку от Одера и Нейсе. Восточная граница Польши была определена договорами между Польшей и СССР от 16 августа 1945г. Советско-польская граница была отодвинута на восток на 5-8 км, города  Белосток , Перемышль, часть Беловежской пущи отошли к Польше

(Территория  Польши  расширилась за счет германских земель, а восточная граница Польши должна соответствовать  этнической. Это подразумевало, что Западная Украина и Западная Белоруссия останутся в составе СССР.)

Согласно решениям Потсдамской конференции Австрия разделена на зоны оккупации.

В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы.      

На основании текста документа и материалов учебника (стр 101-103), выполните задания:

1)Проанализируйте статистические данные об Итогах второй мировой войны:

- Продолжительность войны _____________________________________________________

- Масштабы войны (стран-участников, площадь терр.) __________________________________

-число жертв войны________________________________________________________________

-Какие страны понесли наибольшие людские  потери? ________________________________

2) Используя карту в учебнике на стр 102, проанализируйте и охарактеризуйте  территориальные изменения границ после Второй мировой войны

2 группа. Конференция руководителей трех союзных держав –
Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании в Крыму

4-11 февраля 1945 г

За последние 8 дней в Крыму состоялась Конференция руководителей трех союзных держав - Премьер-Министра Великобритании г-на У.Черчилля, Президента Соединенных Штатов Америки г-на Ф.Д.Рузвельта и Председателя Совета Народных Комиссаров СССР И.В.Сталина при участии Министров Иностранных Дел, Начальников штабов и других советников.

Основные решения:

  • В Ялте была подписана Декларация об освобождённой Европе, определившая принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях.
  • Было решено, что в Германии будет 4 оккупационные зоны (Франции выделена своя зона).
  • Репарации. Было решено создать комиссию, которая должна была определить размер репараций (в итоге – 50% всей суммы репараций – Советскому союзу)
  • Польский вопрос. СССР получил западную границу с Польшей по «линии Керзона», установленной ещё в 1920 году, с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 километров в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между СССР и Германией в 1939 году по пакту Риббентропа-Молотова.
  •  Война с Японией. СССР обязался вступить в нее максимум через 3 месяца после разгрома Германии. В обмен на участие советских войск в кампании против Японии Сталин получил от США весьма большие уступки. Во-первых, СССР получал Курилы и Южный Сахалин, потерянные ещё в русско-японской войне. Кроме того, Монголия сохраняла свой статус сателлита Москвы. Советской стороне также были обещаны давно утерянные Порт-Артур и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). 
  • Создание Организации Объединенных Наций. В ООН могли войти все страны, которые на момент 8 февраля находились в состоянии войны с Германией.

Задание: Заполните таблицу «Решения Крымской (Ялтинской) конференции».

Место и дата конференции

Участники (страна- лидер)

Решения

2 группа: Нюрнбергский процесс

С целью разоблачения сущности германского фашизма, его планов уничтожения целых государств и народов, опасности фашизма для всего человечества состоялся Нюрнбергский процесс. На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества.

ИЗ ПРИГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА

В НЮРНБЕРГЕ «ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЕВРЕЕВ»

Судебный процесс по делу главных нацистских военных преступников проводился в городе Нюрнберге в ноябре 1945 – октябре 1946 г. Международным военным трибуналом с участием представителей СССР, США, Великобритании, Франции и других стран антигитлеровской коалиции были обнародованы данные по преследованию евреев в нацистской Европе в 1933 – 1945 гг. Во время холокоста погибли около 6 млн. евреев. К ответственности были привлечены высшие военные и государственные деятели фашистской Германии. Нюрнбергский военный трибунал обвинил их в заговоре против мира, человечества и в военных преступлениях. 12 человек (Г. Геринг, Э. Кальтенбруннер, А. Йодль и др.) были приговорены к смертной казни, 7 – к различным срокам тюремного заключения (в том числе пожизненно).

(извлечение)

Подобные доказательства, представленные Трибуналу, устанавливают факт преследования евреев нацистским правительством. Когда свидетеля Бах-Зелевского спросили, как могло случиться, что Олендорф как он признал, с находившимися под его командой людьми убил 90 тысяч человек, он ответил: "Я лично считаю, что, когда в течение долгих лет, десятилетий проповедуется доктрина о том, что славянская раса является низшей расой, а евреи даже не являются людьми, подобный результат неизбежен".

Антисемитская политика была сформулирована в пункте 4 партийной программы, который гласил следующее: "Только представитель расы может быть гражданином, а представителем расы может быть только тот, в ком течет германская кровь, независимо от его вероисповедания. Следовательно, ни один еврей не может быть представителем расы".

 По вопросу об Освенциме Трибунал заслушал показания Гесса, являвшегося с 1 мая 1940 г. по 1 декабря 1943 г. комендантом лагеря. Он заявил, что только в одном лагере Освенцим за этот период времени было истреблено 2500 тысяч человек, помимо того, что 500 тысяч погибли от болезней и голода.

По Европе разъезжали специально созданные группы лиц, выискивающие евреев для так называемого "окончательного разрешения" вопроса. Адольф Эйхман, которому Гитлер поручил проведение этой программы, подсчитал, что в результате проводившейся политики было убито 6 миллионов евреев, из которых 4 миллиона было убито в пунктах для истребления людей.

Все преступления, совершенные нацистами во время войны, были подразделены в соответствии с Уставом Международного военного трибунала на преступления:

- против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров);

- военные преступления (нарушения законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство гражданского населения; убийства или истязания военнопленных; ограбление государственной, общественной или частной собственности; разрушение или разграбление культурных ценностей; бессмысленное разрушение городов или деревень);

- преступления против человечности (уничтожение славянских и других народов; создание тайных пунктов для уничтожения мирных людей; умерщвление психически больных).

На основании текста документа и материалов учебника (стр 104-105), ответьте на вопросы:

 1) Когда и где проходил Нюрнбергский процесс?______________________________________________

2) Что такое Международный военный трибунал?______________________________________________

________________________________________________________________________________________

3)Какие государства играли главную роль на процессе?___________________________________________

4) Какие обвинения выдвигались фашистским военным преступникам? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Какие приговоры были вынесены?

( приговорены к смертной казни______человек,  к пожизненному заключению ______человек)

3 группа КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ – СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

(ПО ИТОГАМ ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)

17 июля – 2 августа 1945 г.

Главное место в работе Потсдамской конференции заняла проблема Германии. Были согласованы основные принципы совместной политики к этой стране.  Решение об обустройстве Германии, известное как «4Д»: денацификация (ликвидация остатков нацизма), демилитаризация (демонтаж вооруж сил), демократизация (перестройка полит жизни на демократических началах), декартелизация (ликвидация пром объединений, производивших оружие).

Военные преступники предавались суду. Но союзники указывали, что «не намерены уничтожать или ввергнуть в рабство немецкий народ».

Сталин и западные лидеры также воздержались от выдвижения планов раздела Германии. Учреждались органы самоуправления по всей стране, хотя центрального правительства было решено пока не создавать. Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между тремя державами-победительницами. Делился и торговый флот.

Было решено начать процесс передачи Польше восточногерманских земель. Американская и британская делегации подтвердили также свое согласие о передаче СССР города Кенигсберга (с 1946 г. Калининграда) с прилегающими территориями. Делегации великих держав обсудили проблему опеки ряда территорий, в том числе бывших колоний Италии. Однако Великобритания и США намеревались осуществлять здесь контроль своими силами, без участия СССР.

Союзники еще раз обсудили проблему участия СССР в войне с Японией. 17 июля Сталин заявил, что Советский Союз будет готов открыть боевые действия в середине августа.

Задание: Заполните таблицу «Решения Потсдамской конференции».

Место и дата конференции

Участники (страна- лидер)

Решения

3 группа УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

На конференции в Сан-Франциско, проходившей в апреле – июне 1945 г., делегации 50 государств подписали Устав Организации Объединенных Наций. ООН призвана обеспечить мир и международную безопасность. Устав провозглашал необходимость уважения прав и достоинства человека, равенства малых и больших наций, соблюдения международных обязательств и международно-правовых норм. Учредители ООН выразили свою приверженность социальному прогрессу и улучшению условий жизни людей при большей свободе. Важнейшим органом ООН стал Совет Безопасности, включавший в качестве постоянных членов крупнейшие государства-учредители этой международной организации – США, СССР, Китай, Великобританию, Францию.

 (извлечение)

Глава 1. Цели и принципы

Ст. 1. Организация Объединенных Наций преследует цели:

  1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.
  2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…
  3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
  4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Ст. 2. Организация и ее члены действуют в соответствии со следующими Принципами:

  1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;
  2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно исполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства…
  3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами…
  4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения…
  5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых в соответствии с настоящим Уставом…
  6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства…

Используя материалы учебника (стр.105-107) и дополнительные данные, выполните задания и ответьте на вопросы:

  1. Дата образования данной международной организации__________________
  2. Место образования ________________________________________________
  3. Цели данной организации ___________________________________________
  4. Совет Безопасности ООН: учредители, принципы деятельности ООН _____________________________________________________________________
  5. Каково значение образования ООН? ___________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

 Конспект урока  по теме «Итоги и уроки Второй мировой войны»

Общие сведения об уроке:

Класс:  11

Предмет: история

ФИО учителя:  Григорьева Елена Сергеевна

Дата проведения урока: 12.10.2020

Тип урока: урок «открытия» и первичного закрепления  новых знаний

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Технология, используемая на уроке: кейс-технология

Образовательные ресурсы и оборудование: учебник Загладин Н.В., Белоусов Л.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. –начало XXI в.: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово-учебник». 2020.- 288 с.; рабочий лист обучающегося, кейс- материалы для групп, видеоматериалы, проектор, презентация, экран.

Тема и основные цели урока

Тема урока: «Итоги и уроки Второй мировой войны».

Цель деятельности учителя:

создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами кейс –технологии.

 Цели урока: 

Образовательная: учащиеся должны познакомиться с решениями международных конференций в годы Второй мировой войны ("встречи большой тройки"), проанализировать  итоги и уроки Второй мировой войны, рассмотреть процесс проведения международного военного трибунала над лидерами фашистской Германии и определить значение создания ООН;

Развивающая: учащиеся должны  развивать коммуникативные навыки, уметь работать в группе,  пользоваться историческими источниками информации, анализировать, обобщать,  выделять причины и следствия, делать выводы.

Воспитательная: учащиеся должны испытывать чувство благодарности и уважения поколению победителей во Второй мировой войне,  формировать гражданское самосознание,  осуждать насильственные методы фашистского режима, формировать собственное мнение и позицию по данной теме.

Основные понятия: демилитаризация, декартелизация, денацификация, международно-правовые нормы, международные военные трибуналы, Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности, принцип единогласия, право «вето».

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

1

Организационный этап

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает психологический климат на урок

Организует работу в группах.

Раздает рабочие листы (см. приложение №1), кейсы, инструктирует уч-ся по выполнению заданий

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Распределяют обязанности в группе.

Знакомятся с заданиями в рабочих листах и критериями самооценивания

2

Мотивация к учебной деятельности

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Учитель характеризует тип заданий в рабочем листе.

Объясняет, что полученные знания на уроке учащиеся смогут закрепить в форме решения заданий в соответствии с КИМ ЕГЭ по истории.

Учащиеся должны осознать значимость данного вида работы

3

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Подводит учащихся к   формулировке темы  и постановке целей урока:

На прошлых занятиях вы уже познакомились с основными событиями Второй мировой войны, самой страшной и кровопролитной трагедией в истории человечества. 6 лет ужаса (1.09.1939- 3.09.1945 гг.) не прошли бесследно.  

Посмотрите на фотографии (в презентации). Что вы видите? Что объединяет все эти фотоснимки?

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Сформулируйте тему урока и какую цель и задачи мы должны решить

Итак, темой нашего урока является «Итоги и уроки Второй мировой войны». Запишите ее в рабочий лист.

Сможете ли вы рассказать о главных «закулисных» решениях по итогам встреч «большой тройки», охарактеризовать территориальные изменения границ после окончания  Второй мировой войны, подвести главные итоги войны?

Почему?

Что нужно, для решения этой проблемы?

Отвечают на вопросы:

(разрушенные города, жертвы концлагерей, дети войны,  погибшие солдаты – это последствия войны)

Отвечают на вопросы и формулируют тему урока с помощью учителя, записывают ее в рабочий лист

Учащиеся отвечают отрицанием

Объясняют отсутствием знаний  по данной теме

Совместно с учителем намечают план действий на урок

4

Постановка учебной задачи.

Предположите, о каких последствиях Второй мировой войны пойдет речь на уроке? Давайте наметим план работы

Озвучивает план работы на уроке:

  • Международные конференции глав-государств Великобритания, СССР и США.
  • Итоги и последствия Второй мировой войны.
  • Нюрнбергский процесс.
  • Создание ООН.
  • Уроки Второй мировой войны

Предлагают варианты, определяют цели своей работы

5

«Открытие» нового материала

С первых дней Великой Отечественной войны основной задачей внешней политики СССР и его дипломатии стало создать международные условия для разгрома фашистской Германии, сформировать антигитлеровскую коалицию. Волею истории СССР, США и Великобритания оказались по одну линию фронта, и особое место в сотрудничестве трех стран занимают личные встречи руководителей СССР, США и Великобритании.

Учитель создает проблемную ситуацию и организует составление совместного плана действий по  решению ситуационных задач в группах с помощью кейсов.

Давайте познакомимся с основными решениями международных конференций, состоявшихся в годы войны.

 Итак, у вас на партах лежат кейсы по военным решениям  Тегеранской,  Ялтинской и  Потсдамской конференций. Изучив документ, вам необходимо заполнить  таблицу

1 группа- решения Тегеранской конференции

2 группа – решения Ялтинской конференции

3 группа- решения Потсдамской конференции

Учитель выступает в роли координатора.

Учитель: Вторая мировая война стала самым значительным военным событием для всех времён. Эту войну недаром называют мировой: по масштабам разрушений, количеству жертв и влиянию на весь ход человеческой истории, ей нет равных. Масштабы трагедии ужасают: в человеческой истории, богатой на войны и вооруженные конфликты, еще не было подобного. Благодаря людям, не жалевшим ни своего здоровья, ни своей жизни, живем мы с вами. А какой же итог всех этих жертв и страданий? Это  нам предстоит сейчас определить.

Перед вами кейсы, с которыми вы будете работать.

1 группа – выясняет, какой была цена победы и территориальные изменения границ после окончания Второй мировой войны

2 группа – готовит материал о  проведении судебного процесса над лидерами нацистской Германии

3 группа – работает по теме «Создание ООН»

Определяют план действий по работе с кейсами.

Работают с кейсами:

Кейс № 1.

Решения международных конференций в годы Второй мировой войны

(см. Приложение №2)

Выполняют задания, заполняют рабочие листы.

Работают с кейсами:

Кейс №2.

Итоги Второй мировой войны

(см. Приложение №3)

6

Обобщение и систематизация новых знаний

По окончании работы каждая группа выступает с результатами работы.

Учитель слушает выступления учащихся, корректирует и дополняет их ответы.

Проверяет правильность выполнения задания №1 в рабочем листе

Правильный  ответ:

1-5-9

2-5-7

3-6-8

Анализирует готовность групп к выступлению с итогами работы по кейсу №2.

Учитель выступает в роли координатора.

Заслушивает ответы учащихся, корректирует и дополняет их.

Проверяет правильность выполнения задания №2.1, №2.2., №3, №4 в рабочем листе

Презентация результатов работы в группах.

Учащиеся выполняют задания в рабочих листах, обобщают результаты работы групп в форме общей таблицы по решениям международных конференций

 (задание по типу ЕГЭ № 11)

 

Выполняют задания по кейсам №2, работают с дополнительными источниками, исторической картой

Представление групп результатов  работы по кейсам в индивидуальный лист учащегося

(первичное закрепление знаний в виде отработки заданий ЕГЭ по истории №№ 8,15, 18)

7

Итоги  урока. Рефлексия

Подводит итоги урока.

Вопросы классу:

Какие уроки вынесло человечество после второй мировой войны?

Почему важно сегодня помнить о войне?

\

Оценивает деятельность учащихся по итогам работы на уроке

Высказывают свое мнение

 1) Война и победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему.

2)Урок войны  и в том, насилие не может быть способом решения сложных, запутанных международных проблем.

3) В настоящее время, к сожалению, человечество стало забывать о последствиях II мировой войны и о вкладе советского народа в победу над фашизмом. Не уважительно относиться к прошлому и людям, которым мы должны быть благодарны за то, что живём сейчас!

Война  не должна быть главным способом решения конфликтов. А мы должны помнить о высокой  цене советского народа  за Великую победу.

Делают выводы о практической значимости урока –отработка навыков выполнения заданий в форме ЕГЭ

Определяют возникшие трудности и проблемы при выполнении заданий.

Каждый учащийся оценивает свою работу на уроке и выставляет оценку себе и своей группе в целом (дает обоснования)

6

Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание: читать п.12, написать эссе по теме «Память о войне.   Это надо не мертвым, это надо живым»

Записывают задание в дневник

 Приложение №1

Приложение №2

Кейс №1

 1 группа Тегеранская конференция. 28 ноября – 1 декабря 1943 г.

Декларация трех держав

{156}

Мы, президент Соединенных Штатов, премьер-министр Великобритании и премьер Советского Союза, встречались в течение последних четырех дней в столице нашего союзника - Ирана и сформулировали подтвердили нашу общую политику.

{157}

Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время.

Что касается войны, представители наших военных штабов участвовали в наших переговорах за круглым столом, и мы согласовали наши планы уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга.

Взаимопонимание, достигнутое нами здесь, гарантирует нам победу.

Никакая сила в мире не сможет помешать нам уничтожать германские армии на суше, их подводные лодки на море и разрушать их военные заводы с воздуха.

Наше наступление будет беспощадным и нарастающим.

Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью. Мы уезжаем отсюда действительными друзьями по духу и цели.

Подписано в Тегеране 1 декабря 1943 года.

Итоги Тегеранской конференции

-Военные штабы трех держав должны отныне держать тесный контакт друг с другом в отношении предстоящих операций в Европе

-Основным вопросом было открытие второго фронта в Западной Европе. Второй фронт решено было открыть в мае 1944г.

-Советский Союз принял обязательство начать в это время крупное наступление

ыли намечены контуры послевоенного устройства мира, было достигнуто единство взглядов по вопросам обеспечения международной безопасности и прочного мира, было положено начало решения польского вопроса. В польском вопросе союзники приняли требования Сталина на признание границ 1939г. между СССР и Польшей

-СССР дал обязательство участвовать в войне с Японией

-Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и её союзников

Задание:                  Заполните таблицу «Решения Тегеранской конференции»

Место и дата конференции

Участники (страна- лидер)

Решения

2 группа. Конференция руководителей трех союзных держав –
Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании в Крыму

4-11 февраля 1945 г

За последние 8 дней в Крыму состоялась Конференция руководителей трех союзных держав - Премьер-Министра Великобритании г-на У.Черчилля, Президента Соединенных Штатов Америки г-на Ф.Д.Рузвельта и Председателя Совета Народных Комиссаров СССР И.В.Сталина при участии Министров Иностранных Дел, Начальников штабов и других советников.

Основные решения:

  • В Ялте была подписана Декларация об освобождённой Европе, определившая принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях.
  • Было решено, что в Германии будет 4 оккупационные зоны (Франции выделена своя зона).
  • Репарации. Было решено создать комиссию, которая должна была определить размер репараций (в итоге – 50% всей суммы репараций – Советскому союзу)
  • Польский вопрос. СССР получил западную границу с Польшей по «линии Керзона», установленной ещё в 1920 году, с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 километров в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между СССР и Германией в 1939 году по пакту Риббентропа-Молотова.
  •  Война с Японией. СССР обязался вступить в нее максимум через 3 месяца после разгрома Германии. В обмен на участие советских войск в кампании против Японии Сталин получил от США весьма большие уступки. Во-первых, СССР получал Курилы и Южный Сахалин, потерянные ещё в русско-японской войне. Кроме того, Монголия сохраняла свой статус сателлита Москвы. Советской стороне также были обещаны давно утерянные Порт-Артур и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). 
  • Создание Организации Объединенных Наций. В ООН могли войти все страны, которые на момент 8 февраля находились в состоянии войны с Германией.

Задание: Заполните таблицу «Решения Крымской (Ялтинской) конференции».

Место и дата конференции

Участники (страна- лидер)

Решения

3 группа КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ – СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

(ПО ИТОГАМ ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)

17 июля – 2 августа 1945 г.

Главное место в работе Потсдамской конференции заняла проблема Германии. Были согласованы основные принципы совместной политики к этой стране.  Решение об обустройстве Германии, известное как «4Д»: денацификация (ликвидация остатков нацизма), демилитаризация (демонтаж вооруж сил), демократизация (перестройка полит жизни на демократических началах), декартелизация (ликвидация пром объединений, производивших оружие).

Военные преступники предавались суду. Но союзники указывали, что «не намерены уничтожать или ввергнуть в рабство немецкий народ».

Сталин и западные лидеры также воздержались от выдвижения планов раздела Германии. Учреждались органы самоуправления по всей стране, хотя центрального правительства было решено пока не создавать. Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между тремя державами-победительницами. Делился и торговый флот.

Было решено начать процесс передачи Польше восточногерманских земель. Американская и британская делегации подтвердили также свое согласие о передаче СССР города Кенигсберга (с 1946 г. Калининграда) с прилегающими территориями. Делегации великих держав обсудили проблему опеки ряда территорий, в том числе бывших колоний Италии. Однако Великобритания и США намеревались осуществлять здесь контроль своими силами, без участия СССР.

Союзники еще раз обсудили проблему участия СССР в войне с Японией. 17 июля Сталин заявил, что Советский Союз будет готов открыть боевые действия в середине августа.

Задание: Заполните таблицу «Решения Потсдамской конференции».

Место и дата конференции

Участники (страна- лидер)

Решения

Приложение №3

Кейс №2

1 группа: Итоги войны (человеческие и материальные потери, территориальные изменения)

         Вторая мировая война была самой кровавой, масштабной и разрушительной в истории человечества.

  • Война продолжалась 2194 дня (6 лет)
  • Количество участвовавших государств – 61
  • Площадь военных действий – 22 млн. кв. км.
  • Число жертв – около 100 млн. только убитых
  • Материальный ущерб, в том числе прямые военные расходы – 1384 млрд. долларов
  • Произведено:
  • Самолетов – 667 тыс.
  • Танков – 282 тыс.
  • Артиллерийских орудий и минометов – 2527 тыс
  • Военные расходы и военные убытки составили 4 трлн долларов, что составило 60—70 % национального дохода воевавших государств.

Потери СССР:

  • Разрушено 1710 городов и поселков
  • Более 25 млн. человек лишились крыши над головой
  • 32 тыс. крупных и средних промышленных предприятий вышли из строя
  • Разрушено около 48 тыс. км. железных дорог, 1870 мостов, 427 музеев, 1670 церквей разграблено
  • В войне погибли около 27 млн. советских граждан.

Война  привела к большим территориальным изменениям на мировой карте.

Страна

Территориальные решения

Германия

Лишилась всех территорий, захваченных в 1930-1940-е гг., территорий на  Востоке: Силезии, Померании, Пруссии (переданы Польше и СССР) 

Франция получила от Германии Эльзас и Лотарингию. Чехословакии возвращена Судетская область ,южные районы Словакии

Согласно решениям Потсдамской конференции Германия разделена на зоны оккупации. Управление осуществлял Контрольный Совет союзников, включающим главнокомандующих оккупационных войск. Берлин выделялся в особую территорию, которая также должна была быть оккупирована войсками трех союзных держав.

Япония

Лишилась всех колоний, зависимых территорий. Отказалась от Курильских островов и Южного Сахалина (заняты СССР)

Италия

Лишилась всех колоний (Ливии,ю-в часть Сомали), сделаны территориальные уступки в пользу Югославии, Греции и Франции.

СССР

В Европе:

1)по решению Потсдамской конференции к СССР отошёл Кенигсберг и прилегающий  к нему район.

2) По мирному договору с Финляндией от 10.02.1947г. Финляндия возвращала СССР Печенгу (Петсамо) 

 3)По договору с Чехословакией от 29.06.1945г. к СССР отошли Закарпатье  вместе с г.Ужгород.

В Азии: Советский Союз получил южную часть Сахалина, Курильские острова, право аренды на Порт-Артур и право на совместную с Китаем эксплуатацию железных дорог в Маньчжурии, то есть вернул те позиции, которые царская Россия утратила после русско-японской войны 1904—1905 гг.

Потсдамская конференция определила польско –германскую границу. К Польше отошли земли к востоку от Одера и Нейсе. Восточная граница Польши была определена договорами между Польшей и СССР от 16 августа 1945г. Советско-польская граница была отодвинута на восток на 5-8 км, города  Белосток , Перемышль, часть Беловежской пущи отошли к Польше

(Территория  Польши  расширилась за счет германских земель, а восточная граница Польши должна соответствовать  этнической. Это подразумевало, что Западная Украина и Западная Белоруссия останутся в составе СССР.)

Согласно решениям Потсдамской конференции Австрия разделена на зоны оккупации.

В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы.      

На основании текста документа и материалов учебника (стр 101-103), выполните задания:

1)Проанализируйте статистические данные об Итогах второй мировой войны:

- Продолжительность войны _____________________________________________________

- Масштабы войны (стран-участников, площадь терр.) __________________________________

-число жертв войны________________________________________________________________

-Какие страны понесли наибольшие людские  потери? ________________________________

2) Используя карту в учебнике на стр 102, проанализируйте и охарактеризуйте  территориальные изменения границ после Второй мировой войны

2 группа: Нюрнбергский процесс

С целью разоблачения сущности германского фашизма, его планов уничтожения целых государств и народов, опасности фашизма для всего человечества состоялся Нюрнбергский процесс. На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества.

ИЗ ПРИГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА В НЮРНБЕРГЕ «ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЕВРЕЕВ»

Судебный процесс по делу главных нацистских военных преступников проводился в городе Нюрнберге в ноябре 1945 – октябре 1946 г. Международным военным трибуналом с участием представителей СССР, США, Великобритании, Франции и других стран антигитлеровской коалиции были обнародованы данные по преследованию евреев в нацистской Европе в 1933 – 1945 гг. Во время холокоста погибли около 6 млн. евреев. К ответственности были привлечены высшие военные и государственные деятели фашистской Германии. Нюрнбергский военный трибунал обвинил их в заговоре против мира, человечества и в военных преступлениях. 12 человек (Г. Геринг, Э. Кальтенбруннер, А. Йодль и др.) были приговорены к смертной казни, 7 – к различным срокам тюремного заключения (в том числе пожизненно).

(извлечение)

Подобные доказательства, представленные Трибуналу, устанавливают факт преследования евреев нацистским правительством. Когда свидетеля Бах-Зелевского спросили, как могло случиться, что Олендорф как он признал, с находившимися под его командой людьми убил 90 тысяч человек, он ответил: "Я лично считаю, что, когда в течение долгих лет, десятилетий проповедуется доктрина о том, что славянская раса является низшей расой, а евреи даже не являются людьми, подобный результат неизбежен".

Антисемитская политика была сформулирована в пункте 4 партийной программы, который гласил следующее: "Только представитель расы может быть гражданином, а представителем расы может быть только тот, в ком течет германская кровь, независимо от его вероисповедания. Следовательно, ни один еврей не может быть представителем расы".

 По вопросу об Освенциме Трибунал заслушал показания Гесса, являвшегося с 1 мая 1940 г. по 1 декабря 1943 г. комендантом лагеря. Он заявил, что только в одном лагере Освенцим за этот период времени было истреблено 2500 тысяч человек, помимо того, что 500 тысяч погибли от болезней и голода.

По Европе разъезжали специально созданные группы лиц, выискивающие евреев для так называемого "окончательного разрешения" вопроса. Адольф Эйхман, которому Гитлер поручил проведение этой программы, подсчитал, что в результате проводившейся политики было убито 6 миллионов евреев, из которых 4 миллиона было убито в пунктах для истребления людей.

Все преступления, совершенные нацистами во время войны, были подразделены в соответствии с Уставом Международного военного трибунала на преступления:

- против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров);

- военные преступления (нарушения законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство гражданского населения; убийства или истязания военнопленных; ограбление государственной, общественной или частной собственности; разрушение или разграбление культурных ценностей; бессмысленное разрушение городов или деревень);

- преступления против человечности (уничтожение славянских и других народов; создание тайных пунктов для уничтожения мирных людей; умерщвление психически больных).

На основании текста документа и материалов учебника (стр 104-105), ответьте на вопросы:

 1) Когда и где проходил Нюрнбергский процесс?______________________________________________

2) Что такое Международный военный трибунал?______________________________________________

________________________________________________________________________________________

3)Какие государства играли главную роль на процессе?___________________________________________

4) Какие обвинения выдвигались фашистским военным преступникам? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Какие приговоры были вынесены?

( приговорены к смертной казни______человек,  к пожизненному заключению ______человек)

3 группа УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

На конференции в Сан-Франциско, проходившей в апреле – июне 1945 г., делегации 50 государств подписали Устав Организации Объединенных Наций. ООН призвана обеспечить мир и международную безопасность. Устав провозглашал необходимость уважения прав и достоинства человека, равенства малых и больших наций, соблюдения международных обязательств и международно-правовых норм. Учредители ООН выразили свою приверженность социальному прогрессу и улучшению условий жизни людей при большей свободе. Важнейшим органом ООН стал Совет Безопасности, включавший в качестве постоянных членов крупнейшие государства-учредители этой международной организации – США, СССР, Китай, Великобританию, Францию.

 (извлечение)

Глава 1. Цели и принципы

Ст. 1. Организация Объединенных Наций преследует цели:

  1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.
  2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…
  3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
  4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Ст. 2. Организация и ее члены действуют в соответствии со следующими Принципами:

  1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;
  2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно исполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства…
  3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами…
  4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения…
  5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых в соответствии с настоящим Уставом…
  6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства…

Используя материалы учебника (стр.105-107) и дополнительные данные, выполните задания и ответьте на вопросы:

  1. Дата образования данной международной организации__________________
  2. Место образования ________________________________________________
  3. Цели данной организации ___________________________________________
  4. Совет Безопасности ООН: учредители, принципы деятельности ООН ________________________________________________________
  5. Каково значение образования ООН? _____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок знаний по теме "окончание второй мировой войны"

историческая справка о второй мировой войне...

Презентация к уроку по теме: "Предпосылки начала Второй Мировой войны"

Презентация к уроку по теме: "Предпосылки начала Второй Мировой войны"...

Урок по истории: "СССР накануне Второй мировой войны"

Тип урока: лабораторно-практическое занятие...

Презентация к уроку по теме "Мир накануне Второй мировой войны"

Презентация для 10 класса к уроку по теме "Мир накануне Второй мировой войны"...

Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»

Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...

Методическая разработка урока «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны»

Методическая разработка урока «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны»...