Куликовская битва, разработка урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы (учащихся с интеллектуальными нарушениями)
план-конспект занятия по истории (7 класс)

Шуравина Ольга Борисовна

Конспект урока для 7 класса коррекционной школы. Проработаны все этапы урока, разработаны индивидуальные задания для разных групп уащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulikovskaya_bitva.docx489.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Казанская школа-интернат № 1 для детей с ОВЗ»

«Битва на Куликовом поле»

Открытый урок

Шуравина О.Б,

учитель истории

 

        

Казань, 2018

Тема урока: Битва на Куликовом поле

Цель урока: показать борьбу русского народа за независимость.

Задачи:

Образовательные: актуализировать знания учащихся о Московско-Владимирской Руси, знакомить с событиями в истории России связанными в освободительной борьбой русского народа, Куликовской битвой, формировать у учащихся понимание факторов, определяющих победу или поражение в битве.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, гордость за свой народ,  поднявшийся на  борьбу с могущественным врагом и одержавший блестящую победу.

Формировать познавательный интерес к изучению истории России и школьного предмета истории вообще.

Коррекционные: развивать память детей, мышление, речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения. Закреплять умение работать с лентой времени и исторической картой. Работать над коррекцией внимания, работоспособности. Продолжать развивать умения самостоятельно делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, представлять условия того времени.

Основные знания: 8 сентября 1380 года – Куликовская битва, Мамаево побоище.

Основные термины и понятия: полк, пехота, воевода.

Оборудование: Лента времени и карточки с датами и историческими событиями, иллюстративный материал – презентация по теме, аудиозапись «колокольный звон», карточки со словами для словарной работы, карточки для индивидуальной работы – коррекционные упражнения по теме урока.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация полученных знаний

1. Беседа по вопросам:

- Историю какого государства мы изучаем?

- О каком княжестве мы говорили на прошлых уроках?

     - Кто правил этим княжеством?

     - Что вы можете рассказать о князе Дмитрии? Рассказ Алины

     - Кто был врагом Руси и почему?

     - Почему Золотая Орда смогла поработить Русь?

     -  Что нужно было сделать, чтобы освободиться от гнёта?

      - Понимал ли это Дмитрий?

      - Делал ли он что-нибудь, чтобы объединить князей? Что? Рассказ Димы.

      - Зачем князь Дмитрий приезжал к святому человеку – Сергию Радонежскому?

      - Расскажите о встрече Дмитрия и Сергия Радонежского.

 3. Сообщение темы и целей урока.

Дмитрий понимал, что победить сильного соседа и избавиться от его гнёта можно, только объединившись. Потому и собирал много раз князей и увещевал их бросить распри и вместе выступить против Золотой Орды. Кроме того, перестал он ездить в Орду за ярлыком-разрешением на управление своими землями и платить дань.

Узнал Дмитрий, что появился в Орде молодой военачальник хан Мамай. Не нравится ему непокорство князя Дмитрия, собирает он войско огромное и готовится идти воевать Русь.

Решил Дмитрий, что сейчас время помериться силой и показать Орде, что окрепла Русь и может дать Орде отпор, и тоже стал собирать войско, такое же большое, как у Мамая. Уже готовы были поддержать его Муромские, Смоленские, Костромские князья со своими ратями. Решил Дмитрий не ждать врага в Москве, а выступить ему навстречу на решительный бой. Сегодня мы узнаем об этой битве. Тема урока – «Куликовская битва». Откройте тетради и запишите тему урока. (Начало работы с презентацией)

  1. Объяснение нового материала.

Что такое былины? Почему они так называются? Это рассказ о том, что было, произошло на самом деле, а не придумано, т.е. рассказ о реальных исторических событиях. Былины и похожи на сказки, и отличаются от них. Чем? Мы прочитаем несколько отрывков из былин и тогда сможем ответить на этот вопрос.

Кто придумывал былины? У былин нет конкретных авторов, а если когда-то и были, то имена их не сохранились. Поэтому говорят, что это произведения народного творчества.

Кто рассказывал их, передавая из уст в уста? (слайд 5)

По городам и селениям Киевской Руси ходили певцы-сказители. Они играли на гуслях – русском народном струнном музыкальном инструменте и пели-сказывали былины (аудиозапись). Послушайте, как красив былинный сказ, как напевна, музыкальна речь сказителей! (слайд 6)

Кто главные герои былин? Это богатыри. (слайд 7) Именно они чаще всего становились героями былин, и певцы-сказители описывали их подвиги во славу земли русской. Беседа по картине Васнецова «Богатыри». Характеристики богатырей. (слайды 8 – 12)

В былинах описываются странствия богатырей в поисках подвигов и их битвы с врагами своего Отечества. (слайды 13 - 14)

Но Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич – не единственные герои русских былин. Давайте познакомимся и с другими.

Работа с презентацией. Дети зачитывают отрывки из былин «Вольга и Микула Селянинович» (слайды15 -18), «Святогор-богатырь» (слайды 19 -22), «Садко» (слайды 23 – 27)

  1. Физкультпауза.

Как же былины дошли до наших дней? (слайд 28) Через сотни лет после их возникновения появились люди, которые ездили по разным уголкам России, в основном по отдалённым деревням, расспрашивали людей и записывали с их слов былины, а потом напечатали их в книгах. Благодаря этим людям былины не забыты. Благодаря напевному красивому слогу, захватывающим сценам борьбы со злом, смелым, добрым и благородным героям этот жанр любим и в наши дни, особенно детьми. В нашей стране выпускается много книг по русским былинам. Есть они и в нашей библиотеке. (слайд 29)

По сюжетам русских былин сняты мультфильмы, которые учат добру, и любви к Родине. (слайд 30)

Итак, вернёмся к вопросу, чем похожи и чем отличаются сказки и былины. (ответы детей). (слайд 31) И сказки и былины возникли в глубокой древности. Тогда это были произведения устного народного творчества.

Их отличия: сказки основаны на вымысле, а былины – на реальных исторических событиях с элементами вымысла. Былины сочетают в себе правду и выдумку. Тем они нам и интересны. (слайд 32)

А какие знания о Киевской Руси мы получаем из былин? (Ответы детей). (слайд 33)

Мы узнаем о труде земледельцев, их орудиях труда («Микула Селянинович»)

О богатырях, их оружии, службе князю («Святогор-богатырь»).

О купцах, их жизни, спорах, развлечениях, торговле и товарах («Садко»).

Вывод: былины дают современным читателям богатый исторический материал, потому что из них мы узнаём о жизни наших далёких предков.

  1. Закрепление материала.
  1. Словарная работа. Какие новые слова узнали на уроке? Запись в тетради: Былины – произведения устного народного творчества, основанные на реальных исторических событиях с элементами вымысла.
  2. Работа в тетрадях – разгадывание ребусов (слайды 34 – 37) и выполнение коррекционных упражнений (слайды 38 - 39)
  3. Запасное задание.

Фронтальная работа с красными и зелёными карточками по вопросам. Учащиеся отвечают при помощи карточек (зелёная – утвердительный ответ, красная – отрицательный).

Вопросы-утверждения.

  1. Былины рассказывают нам о далёком будущем.
  2. Героями былин в основном являются богатыри.
  3. У былин есть конкретные авторы.
  4. Былины рассказывали гусляры-сказители.
  5. Сюжеты былин основаны на вымысле.
  6. Из былин мы узнаем о жизни людей в Англии и Франции.
  7. Былины для нас записали собиратели народного творчества.
  8. В наши дни русские былины получили новую жизнь благодаря новым мультфильмам.
  9. Былины учат нас справедливости, добру и любви к Родине.    

7. Подведение итогов урока.  Понравился вам сегодня наш урок? О чем вы сегодня узнали? Что вам показалось самым интересным? Кто, по вашему мнению, работал наиболее активно и заслужил оценку «5»? Кто работал на «четвёрку»?

  8. Домашнее задание. Прочитать о былинах вы сможете на страницах                          вашего учебника.

 Тема нашего урока: Битва на Куликовом поле. В течение урока мы должны с вами выяснить и обсудить вопрос «Почему Русь поднялась на открытую борьбы против ига Золотой Орды». (вопрос записывается на доске)

Почему Орда смогла собрать большое и хорошо вооруженное войско?

- Краткое обсуждение по этим вопросам.

Запишите в тетрадь:

8 сентября 1380 г

III Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя о Куликовской битве, сопровождается показом на карте.

2.Работа со схемой (с помощью схемы рассказывает о боевом порядке русского войска)

- Почему Дмитрий Иванович выбрал для битвы  это поле?гр.№1-3

- Почему оно так называлось? Гр.1-2

Словарная работа: полк, пехота, воевода.

Гимнастика для глаз. Часики.

Развести пальцы и начать вращать. Левый палец — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальцами. Потом вращение в обратную сторону.

3.Работа с иллюстрациями в учебнике.

-Чем были вооружены русские воины?

4.Беседа по иллюстрации «Поединок Пересвета с Челубеем».

1.Где находился русский воин, где монгольский? гр.№1-3

2.Чем закончился поединок?гр.№3

3.Что означал поединок перед боем по традициям того времени? гр.№1

4.Работа с текстом учебника о заключительном этапе битвы.

– Чем закончилась битва? гр.№1-3

-Почему русский народ победил в Куликовской битве? (ответы записываются на доске) гр.№1-3

5.Вывод по теме.

IVЗакрепление пройденного материала.

Беседа по вопросам:

Когда проходила Куликовская битва? гр.№1

Где проходила битва? гр.№2

Кто руководил русским войском?гр.№3

Чем закончилась битва? гр.№1-3

Почему Дмитрий получил прозвище «Донской»? гр.1-3

V Итог урока.

Почему Русь поднялась на открытую борьбы против ига Золотой Орды?

оценочный лист, комментарий оценок.

д\з стр289-292

Рефлексия

 О чем шла речь  на уроке?

Что было интересного на уроке?

Жил в горах богатырь  Святогор. Ростом он был выше леса, головой доставал до облаков. Земля его не держала, поэтому он жил одиноко в горах. Как-то увидел он в долине мужика с сумой. Долго скакал за ним, никак не мог догнать. Наконец догнал его, поздоровался. Спросил Святогор: «Что, мужичок, у тебя в суме?». «Сам посмотри!» - говорит мужик. Пытался Святогор суму поднять, та только по колено в землю ушел, да по лицу от натуги кровь потекла. А мужичок легко подхватил суму и сказал: В этой суме – земля русская. Она всего сильнее!»

Жил в Новгороде гусляр по имени Садко. Однажды играл он на гуслях на берегу Ильмень-озера. Поднялись волны, вышел морской царь и сказал: «Хочу тебя наградить за твою игру. Спорь с купцами на весь их товар, что поймаешь в озере рыбу с золотыми перьями» Садко поспорил, поймал рыбу и спор выиграл. Стал он богат, купил много товара и повез его на кораблях по морю. Тут поднялась буря. Понял Садко, что это его к Кроссворд по рассказу О.Тихомирова «На поле Куликовом»

По горизонтали: 2. Полк, поставленный Димитрием для заслона, преграды. 4. Исходное место для наступления войска. 5. Вокруг. 7. Стремительное нападение. 8. Очередь.

По вертикали: 1. Полк, спрятанный для неожиданного появления, нападения. 3. Бой двух соперников. 6. Битва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы. Тема "М.В.Ломоносов"

Урок - путешествие с элементами игровой деятельности....

Презентация-сопровождение к уроку истории в 7 классе коррекционной школы 8 вида "Соседи восточных славян"

Данную презентацию можно использовать как сопровождение урока в 7 классе: при работе с картой, с новыми терминами, с наглядностью, при закреплении материала.  Структура презентации соответствует ...

"Освоение космоса" - дидактическая игра-путешествие к уроку истории в 9 классе коррекционной школы VIII вида

Урок по теме «Освоение космоса» является пятым в разделе «Советский Союз в 1945-1991 годах» в соответствии с учебником для 9 класса специальной коррекционной школы VIII вида, авторы Б.П.Пузанов и др. ...

Пазлы, exe-файлы в архиве для урока истории в 8 классе коррекционной школы 8 вида "Строительство Санкт-Петербурга"

Пазлы в основе своей являются изображениями времени строительства Санкт-Петербурга. Учитель предлагает составить данные пазлы учащимся (разноуровневые по количеству составляющих деталей), а затем рабо...

Электронный образовательный ресурс: Тесты к урокам истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида

Тесты по каждой теме учебника История России 8 класса подготовлены в программе MyTestX (бесплатной для некоммерческого использования). В этой же программе и открываются тесты. Варианты тестов разнооб...

Урок истории в 7 классе коррекционной школе VIII вида.

Урок истории в 7 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида...