Урок истории в 11 классе по теме "Духовная жизнь СССР в 1940-1960 годы
учебно-методический материал по истории (11 класс)

Урок истории в 11 на тему «духовная жизнь СССР в 1940-1960гг.» изучается в рамках главы «СССР в первые послевоенные десятилетия».

            На изучение истории на базовом уровне 2017 – 2018 уч. году отводится 68 часов (2 часа в неделю)

           Тип урока – изучение нового материала с постановкой и решением проблемного задания.

          Данный урок построен на основе использования таких технологий, как: информационно- коммуникативных, технология критического мышлении, проблемного обучения, личностно - ориентированных, в основе которых лежит системно – деятельностный подход.

Для эффективного усвоения материала в рамках учебника и дополнительного на урока использовалась рабочая тетрадь. При актуализации пройденного материала предполагалась возможность выбора заданий в соответствии с возможностями учащихся (задания с выбором ответа, с развернутым ответом и задания повышенной сложности). При изучении нового материала в рабочей тетради предлагались задания по анализу исторических документов для более глубоко изучения вопросов темы. При закреплении пройденного материала предлагалось проанализировать вариант исторического сочинения  по изучаемой эпохе в целом.

Ведущие методы урока – поисковый метод, побуждающий диалог, метод анализа и синтеза.

Урок сопровождался фрагментами видеофильма, позволяющий погрузиться в атмосферу изучаемого исторического периода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii.docx123.17 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока истории

по теме: «Духовная жизнь СССР 1940-1960гг» 

11 класс

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Мосолова Е. В.

Пояснительная записка

 к уроку истории  по теме «Духовная жизнь СССР в 1940-1960гг.»

        Урок истории в 11 на тему «духовная жизнь СССР в 1940-1960гг.» изучается в рамках главы «СССР в первые послевоенные десятилетия».

        На изучение истории на базовом уровне 2017 – 2018 уч. году отводится 68 часов (2 часа в неделю)

           Тип урока – изучение нового материала с постановкой и решением проблемного задания.

          Данный урок построен на основе использования таких технологий, как: информационно- коммуникативных, технология критического мышлении, проблемного обучения, личностно - ориентированных, в основе которых лежит системно – деятельностный подход.

Для эффективного усвоения материала в рамках учебника и дополнительного на урока использовалась рабочая тетрадь. При актуализации пройденного материала предполагалась возможность выбора заданий в соответствии с возможностями учащихся (задания с выбором ответа, с развернутым ответом и задания повышенной сложности). При изучении нового материала в рабочей тетради предлагались задания по анализу исторических документов для более глубоко изучения вопросов темы. При закреплении пройденного материала предлагалось проанализировать вариант исторического сочинения  по изучаемой эпохе в целом.

Ведущие методы урока – поисковый метод, побуждающий диалог, метод анализа и синтеза.

Урок сопровождался фрагментами видеофильма, позволяющий погрузиться в атмосферу изучаемого исторического периода.

Цели урока:

  1. Рассмотреть основные проявления «оттепели» в общественной, культурной и духовной жизни. Подвести к пониманию ограниченного проявления «оттепели», ее противоречивого характера.
  2. Продолжить формирование умений учащихся по работе с историческими источниками, с другими источниками информации.

Развитие умений логического выполнения проблемного задания, умений выделять главные положения, сравнивать, анализировать и оценивать события и явления.

Привлечь учащихся к обсуждению  современных дискуссионных  вопросов мировоззренческого характера, определять свою точку зрения, формулировать и аргументировать свои суждения.

  1. Воспитание устойчивого интереса к изучению исторического прошлого, уважительного отношения  к участникам событий. Воспитание толерантного отношения к мнению и позициям  других людей.  Формирование критического исторического мышления и собственной гражданской позиции.

Тип урока: комбинированный урок с постановкой и решением проблемного задания.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Мы продолжаем изучение интересной, насыщенной и противоречивой эпохи в истории СССР 20 века: период «оттепели» Н.С.Хрущева.

Мы уже рассмотрели ход борьбы за власть после смерти Сталина, причины победы Хрущева. Дали характеристику социально-экономического развития, научно- технических достижений, событий и последствий внешнеполитического курса страны. Мы обсудили, проанализировали и постарались оценить противоречивость политики Хрущева во всех сферах жизни.

Конечно, в первую очередь «потепление» затронуло общественно-политическую сферу. Давайте вспомним, в чем это выразилось?

- Каковы последствия 20-го съезда КПСС?

- Можно ли сделать вывод о полном и завершенном характере проявлений демократизации?

       (учащиеся говорят о десталинизации, проведении реабилитации, зарождении некоторых демократических элементов, разрушении тоталитарного страха. Приводят примеры  ограниченного характера  проводимых мероприятий)

Сегодня мы рассматриваем другую сферу жизни общества: духовную и культурную. Проблемное задание: В чем заключался противоречивый характер «оттепели» в этой сфере?  Выполнение задания должно выразиться  в заполнении таблицы:

                             Противоречивость «оттепели»

«оттепель»

границы «оттепели»

Учитель обращает внимание на слова самого Н.С. Хрущева.

- « …кто-то мои худые дела вспомнит, кто-то хорошие. Но главное то, что все мы глотнули свежего воздуха. Это не пропадет».

- « В вопросах искусства – я сталинист»

 

Актуальность изучения темы заключается в необходимости понимать современные события и явления, связанные с деятельность и ролью интеллигенции, с  вопросами границ свободы творчества в современном мире.

 

3.  «Оттепель» в духовной жизни:

  1. Литература:

- Приведите примеры «раскрепощения» литературы

  • Реабилитация деятелей культуры и их творчества:

Зощенко, Ильф и Петров, Ахматова, Цветаева и др.

  • Смягчение цензуры. 1962г. – опубликование повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
  • Издание новых журналов: «Москва», «Нева»,

«Юность», «Новый мир» и др.

  • Новые темы в литературе, новые герои. «Лейтенантская» и «деревенская» проза: Быков, Симонов, Васильев, Бондарев, Белов, Распутин, Абрамов и др.
  • Поэты-шестидесятники: Вознесенский, Евтушенко, Рождественский и др. Их стихи и выступления перед зрителями.
  • Зарождение бардовского движения: Визбор, Окуджава, Галич и др.

             

              - Приведите примеры ограничений свободы в литературе:

  • Сохранение цензуры
  • Преследования и гонения деятелей культуры.

Судьба Б.Пастернака. Роман «Доктор Живаго»

Нобелевская премия.

  • Сохранение партийного и идеологического контроля.
  • Самиздат. Тамиздат

Сделайте записи в таблице о проявлениях и границах

             «оттепели» в литературе

  1. Художественная культура:

- Музыка     - Театр        - Живопись        - Кино

? Каковы были новые явления  и старые подходы?

Власть и культура:

? как вы понимаете слова Хрущева о том, что в искусстве он сталинист?

? Что нового появилось во взаимоотношениях власти и деятелей культуры? Как складывались эти отношения?

  • Новые форматы взаимоотношений. Встречи представителей власти с деятелями культуры
  • Посещение выставок, кино и театральных премьер

?  Можно ли говорить о полном взаимопонимании?

- 1962г. – выставка  художников в Манеже.

     Судьба скульптора Э. Неизвестного.

Сделайте записи в таблице по этому вопросу.

             

  1. Советская культура и Запад:

- Приведите примеры установления культурных связей с Западом.

  • 1956г. – выставка картин Пикассо
  • 1957г. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве
  • 1958г.- Международный музыкальный  конкурс имени Чайковского

             ? О чем свидетельствует проведение этих мероприятий?

            - Стиляги – новая молодежная субкультура

              Что вы о них знаете? Как к стилягам относилось общество

               и власть?

           Продолжите заполнение таблицы.

  1. Выводы по проблемному заданию и обсуждение дискуссионных вопросов:

- Сделайте общий вывод о духовной и культурной жизни общества.

- Представьте свои записи в таблице по проявлениям и границам «оттепели»

Таким образом, мы обобщили свои знания по теме, сделали необходимые выводы и оценки. Проделанная работа помогает нам  ориентироваться в события и явлениях современного мира в данной сфере.

- Выскажите свои суждения и свое мнение о роли интеллигенции  в современном обществе.

- Свобода в творчестве. Границы этой свободы.

   (Шарли Эбдо – 2014г. во Франции

   опера Вагнера «Трангейзер» в Новосибирском театре-2015г.)

Учитель обобщает высказывания учащихся, расставляет акценты обсуждения.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание. П.33 записи в тетради, индивидуальное задание.

Учащиеся готовятся к уроку. Организация внимания и сосредоточенности.

Вступительное слово учителя. Переход к

теме урока.

Вступительная беседа по п.30-32

Презентация.

Слайды №1,2

Организация работы учащихся по рабочему листу урока. Инструкция.

(приложение 1)

Портрет и слова Хрущева на учебном стенде.

Учитель

Выступления учащихся

(знания по истории и литературе)

Слайды 3-9

Работа по документу

(приложение 2)

Слайды 10-15

Ребята заполняют таблицу

Краткие индивидуальные выступления учащихся

Слайды 16-24

Беседа.

Отрывок из воспоминаний организатора выставки.

(приложение3)

Слайды 25-28

Работа с документом

(приложение 4)

Слайды 29,30

Беседа

Работа с документом

(приложение 5)

Слайд 31

Обсуждение выполнения Проблемного задания. Записи в таблице.

Слайд 32

Участие в дискуссии.

Приложение1

ФИ_____________________________________________

Часть 1

Задание1

1

2

3

4

Всего баллов

Баллы

2

2

2

2

8

Ответ

Задание 2

1

2

3

Всего

баллов

Баллы

2

3

3

8

Ответ

Задание 3

1

2

3

Всего баллов

Баллы

2

2

4

8

Ответы

Задание4

1

2

3

Всего

Баллы

2

3

3

8

Часть 2. Заполните таблицу. Духовная жизнь СССР в 1940-1960гг.

Демократизация духовной жизни советского общества

Давление на духовную жизнь советского общества

Литература

Власть и культура

Власть и церковь

Приложение 2

Тема урока: Духовная жизнь СССР в 1953-1964гг.

Часть 1

I.Выберите правильные ответы из списка

.

1.Какие из мероприятий относятся к курсу Г.М. Маленкова

А) Вдвое снизить сумму сельскохозяйственного  налога

Б) Пересмотр пятилетнего плана, с тем  чтобы увеличить средства, выделяемые на  развитие легкой и пищевой промышленности

В) Сокращение и ликвидация приусадебного участка

Г) Переход  политике разрядке на международной арене

Д) Необходимость воссоединения Германии путем свободных выборов

2. Какие мероприятия относятся к политике Н.С. Хрущева в области сельскохозяйственной политике

А) Выдача паспортов и пенсий колхозникам

Б) Принудительная скупка скота государством

В) Расширение приусадебных участков

Г) Укрупнение колхозов

Д) Освоение целинных земель

3. Какие мероприятия  относятся к внешней политики СССР в период 1953-1964гг.

А) Заключение Варшавского договора

Б) Подавление Восстания в Венгрии

В) Ввод советских войск в Югославию

Г) Карибский кризис

Д) Ввод советских войск в Афганистан

4. Соотнесите события и даты

Даты

События

1. 1953г.

А.  XX съезд КПСС

2. 1956г.

Б. Запуск искусственного спутника Земли

3. 1957г.

В. Принятие программы партии XXII cсъездом КПСС

4. 1961г.

Г. Освоение целины

Д. Смерть И.В. Сталина

III. Изучите внимательно изображения и ответьте на вопросы.

Описание: C:\Users\848\Desktop\corn-rich.jpg

1.Какое явление  показывает данный плакат? Назовите годы.

2. Какова  причина?

3. Назовите не менее двух последствий?

II. Изучите внимательно изображения и ответьте на вопросы

Описание: C:\Users\848\Desktop\1350838955_11.jpg

1. Какое историческое событие изображено на данном рисунке? Назовите участников

2. В каком  году произошло данное событие, которое привело к встречи данных исторических деятелей? В каком регионе оно произошло?

3. Какое историческое явление характеризует данное событие? Назовите не менее двух характерных черт данного явления? Укажите не менее двух  примеров, подтверждающее данное историческое явление?

 

IV. Изучите текст и ответьте на вопросы.

Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва. «В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина ещё при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии, — речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжёлых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности... Сталин ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику; он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным..., кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям... Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление... ...Ясное дело, что здесь были проявлены со стороны Сталина в целом ряде случаев нетерпимость, грубость, злоупотребление властью. Вместо доказательств своей политической правоты и мобилизации масс он нередко шел по линии репрессий и физического уничтожения не только действительных врагов, но и людей, которые не совершали преступлений против партии и Советской власти...»

Вопросы:

1. На каком съезде КПСС и когда Н.С. Хрущёв выступил с данным докладом?

2. Какие заслуги Сталина перед страной признаёт Н.С. Хрущёв? Назовите не менее двух заслуг. Какие проявления «культа личности» называются? Укажите не менее двух проявлений.

3. С какими личными качествами Сталина связывает Хрущёв возникновение «культа личности»? Что автор вкладывает в понятие «культ личности Сталина.

Часть 2

Заполните таблицу.

Демократизация духовной жизни

Давление на культуру

Литература

Власть и культура

Власть и церковь

Постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке. 28 октября 1958

 Начав когда-то с деклараций о «чистом искусстве», Б. Пастернак кончил тем, что стал орудием буржуазной пропаганды, выгодным объектом спекуляции для тех кругов, которые организуют «холодную шину», стараются оболгать все прогрессивные и революционные движения.

Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени.

Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, которые он хотел бы ей предписать. Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки. Б. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превратил свое имя и свою деятельность в политическое орудие в руках реакции.

Присуждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в, действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов.

Известия. 1958. 29 октября.

Вопросы:

1. Что вы знаете о судьбе Б.Пастернака?

2. Как Союз писателей СССР оценивает роман «Доктор Живаго»?

3. Какие выводы можно сделать на основе документа о судьбе писателей?

Часть 3.

 Составьте историческую характеристику периода 1953-1964гг.

Критерии

Баллы

Ответы

1. Укажите не менее  двух событий(явлений, процессов) данного периода

2. Укажите не менее двух исторических личностей  и их роль в данном периоде

3. Укажите не менее двух причин исторических событий или  явлений.

4. Укажите не менее двух последствий данных событий.

5. Назовите не менее двух специфических  исторических терминов данного исторического периода.

6. Оценка данного периода историками

Исторический период 1953-1964гг.

Данный исторический период имеет неофициальное название « оттепель». Самым ярким историческим событием данного периода можно назвать XX съезд КПСС февраля 1956 года, на котором выступил Н.С. Хрущев с докладом « О преодолении культа личности Сталина и его последствиях», в котором осуждались преступные действия сталинского режима.  Выступление Н.С. Хрущева обеспечивало достижение цели. С действующих руководителей партии и государства снимались ответственные за прошлое. Под предлогом исправления ошибок получили возможность провести необходимую коррекцию внутренней и внешней политики. С другой стороны данный доклад положил начало частичной демократизации и большей свободы творческой деятельности, либерализации политического режима.  После  XX съезда процесс реабилитации ускорился. Были признаны необоснованными репрессии против национальных меньшинств.

Вторым важным событием данного периода можно назвать Карибский кризис 1962 года, который поставил мир на грань мировой катастрофы.  Данный исторический этап входит в период «холодной войны», для которого характерно экономическое, политическое, идеологическое и военное противостояние. Стремясь предотвратить американское вторжение на Кубу, советские лидеры решили поддержать режим Ф. Кастро. На Кубе началось развертывание советских ракет. Последовали ответные действия США. Урегулирование конфликта стало возможным благодаря выдержке и здравомыслию политических лидеров - Н. Хрущева и Д. Кеннеди. Ракеты были вывезены и США отменили морскую блокаду.

По мнению отечественных историков главным результатом бурного и противоречивого исторического периода была невозможность, немыслимость возврата к сталинизму. Именно в эти годы были брошены в землю семена нового социального и политического мышления. В общественную жизнь вошло поколение, не знавшее тотального страха, способное учиться понимать собственное общество и перестраивать его.