Первобытные собиратели и охотники. Древнейшие люди. 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Коконова Ирина Николаевна

Урок истории в 5 классе по теме: Первобытные собиратели и охотники. Древнейшие люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок истории 5 класс25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Предмет: урок истории 

Тема: Первобытные собиратели и охотники. Древнейшие люди.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный

Цели урока: изучение учащимися условий жизни древнейших людей;  подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей; знание отличительных признаков отличия и сходства  древнейших людей от животных и человека; формирование и развитие метапредметных универсальных умений и навыков  учащихся: учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной и письменной  речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями);  развитие познавательного интереса учащихся;  воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом.

Оборудование:  Медиапроектор, презентации Power Point, подготовленная  к уроку, раздаточный материал ( карточки),учебник  «История древнего мира» Авторы:  А. Вигасин, Г. Годер, И. Свенцицкая (Просвещение)

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

  1. Мотивационное начало

Приветствие. Проверка готовности уч-ся к уроку.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории,  её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Дайте определение истории как науки.
  2. Для чего нужно изучать историю?

Отвечают на вопросы. Обобщают.

  1. Изучение нового материала.

     3.1. Предполагаемая прародина человека            

Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте с.  7 вашего учебника. Сейчас мы  поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта  восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты  поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

Вопросы учащимся:

-  На каком материке находится искомая область?

- Какая часть материка включает искомую область?

-  Что такое, по-вашему, прародина?

При обобщении ответов учитель формулирует определение прародина.

    Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).

Вопросы:

           - Почему  прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?

     - По каким  признакам  ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на  наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)

      Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях (слайд № 5), и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни (слайд № 6).

 3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда.    Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.

         Посмотрим, как выглядели наши далекие предки (слайд № 6).  Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение)

    Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира.

Работа по учебнику с.10-11

3.3. Занятия древнейших людей .

      Учитель: Давайте представим, что мы с вами группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами  мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь):

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота.

     Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе:  молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством  и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?

             (Ответы учащихся, затем – демонстрация слайдов №№  14, 15, 16 с комментариями учителя).

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Участвуют в обсуждении. Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Работают с информацией, представленной учителем, сравнивают и анализируют.

Участвуют в обсуждении Формулируют собственное мнение и аргументируют его

4.Закрепление изученного на уроке

-Заполните таблицу «Первобытные люди» Чем древнейшие люди отличались от животных? ( работа в группах)

Древние люди

Признаки животного

Признаки человека

После ответов учащихся демонстрируется слайд № 18 с прописанными отличиями

Составляют таблицу. Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Продолжают высказывания:

•  У меня получилось…

•  Я научился…

•  Сегодня на уроке я смог…

•  Урок дал мне для жизни…

•  За урок я…

6.Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

П. 1 учебника, ответы на вопросы на стр. 11 (устно). Подготовка сообщения по теме «Как совершенствовались орудия труда первобытных людей».

Задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории в 5 классе "Первобытные собиратели и охотники"

Разработка урока по истории в 5 классе на тему: «Первобытные собиратели и охотники»...

Тест по истории 5 класс Первобытные собиратели и охотники

Тест по истории 5 класс Первобытные собиратели и охотники...

конспект урока по теме Первобытные собиратели и охотники 5 класс

конспект урока истории в 5 классе Первобытные собиратели и охотники...

Сценарий урока истории в 5 классе (по ФГОС) "Первобытные собиратели и охотники"

Сценарий урока подготовлен с учетом всех требований ФГОС, соответствует современным учебникам, выполнен в технологии развития  критического  мышления...

Методическая разработка урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники"

Методическая разработка урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники" ...