Методическая разработка урока по истории 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс)

Методическая разработка урока по истории 9 класс по теме "Холодная война"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_istorii_9_kl.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Холодная война».

Цели и задачи урока:

  • выяснить сущность термина «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;
  • в ходе работы над созданием образа «холодной войны» сформировать у школьников целостное представление о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;
  • способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

Основные понятия: «холодная война»; социалистический лагерь; план Маршалла; доктрина Трумэна; ялтинско-потсдамская система международных отношений;

Тип урока: урок систематизации знаний.

План урока:

  1. Оргмомент. Создание благоприятной атмосферы общения.
  2. Актуализация знаний.
  3. Мотивационно-целевой этап.
  4. Организационно-деятельностный этап.
  1. Вступительное слово учителя.
  2. Причины начала «холодной войны».
  3. Циклы послевоенной мировой политики.
  4. Последствия «холодной войны» для развития мировой политики.
  5. Итоги «холодной войны».
  1.  Рефлексивно-оценочный этап.
  2. Домашнее задание. 

На предыдущих уроках рассматривались события, связанные с «Холодной войной», а теперь их нужно их систематизировать и отразить в опорном плане-конспекте.

В процессе урока учащиеся составляют опорный план-конспект, делают выводы, где отвечают на поставленные вопросы.

Класс делится на группы:

1 группа – положительные последствия

2 группа – отрицательные последствия

- Почему «Холодная война» получила такое название?

- Назовите причины «Холодной войны »

- Назовите последствия «Холодной войны »

- Сформулируйте отрицательные и положительные последствия «холодной войны». (не менее 3 положений)

- Когда, по вашему мнению, закончилась «Холодная война» ?

- Неизбежна ли была холодная война. Можно ли было ее избежать?

Материалы к уроку:

После окончания Второй мировой войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно как соперничество за господство в новом послевоенном мире.

Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров.

После окончания Второй мировой войны державы-победительницы не смогли наладить между собой отношения. Главные противоречия были между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Оба государства стали формировать военные блоки (союзы), которые в случае войны выступили бы на их стороне. Противостояние между СССР и США, а также их союзниками получило название холодной войны. Несмотря на то что боевых действия не велись, оба государства находились в состоянии почти непрерывной конфронтации (вражды) с конца 1940-х до середины 1970-х гг., постоянно наращивая свой военный потенциал.  

Начало холодной войны принято отсчитывать от 1946 года, когда английский премьер министр Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь в американском городе Фултоне, в которой Советский Союз был назван главным врагом западных стран. Между СССР и западным миром опустился «железный занавес». В 1949 году был создан военный Североатлантический союз (НАТО). В блок НАТО вошли США, Великобритания, Франция, Западная Германия, Канада, Италия и другие западные страны. В 1955 году Советский Союз основал организацию Варшавского договора. Кроме СССР, в нее вступили восточноевропейские страны, входившие в социалистический лагерь.

Одним из символов холодной войны стала расколотая надвое Германия. Граница между двумя лагерями (западным и социалистическим) проходила прямо по городу Берлину, и не символическая, а самая настоящая — в 1961 году город был разделен на две части Берлинской стеной.  

Несколько раз за время холодной войны СССР и США находились на грани войны. Самым острым моментом в этом противостоянии был Карибский кризис (1962 год). Советский Союз разместил свои ракеты на острове Кубе, ближайшем южном соседе США. В ответ Соединенные Штаты начали подготовку вторжения на Кубу, где уже находились советские военные базы и советники.  

Лишь личные переговоры президента США Дж. Кеннеди и руководителя СССР Н.С. Хрущева предотвратили катастрофу. Наличие у США и Советского Союза атомного оружия сдерживало правительства этих стран от начала настоящей «горячей» войны. В 1970-е годы начался процесс политики разрядки. СССР и США подписали очень важные договоры о нераспространении ядерного оружия, но напряженность между двумя странами сохранялась.

В 1979 году советское правительство ввело войска на территорию Афганистана.

Гонка вооружений поглощала огромные ресурсы обоих блоков. К началу 1980-х годов Советский Союз стал сильно проигрывать в соревновании двух систем. Социалистический лагерь все больше отставал от передовых капиталистических стран Запада.

Отрицательные последствия: (2 группа)

  1. Раскол мира на 2 системы.
  2. Создание военных блоков.
  3. Гонка вооружения. Подорвала экономику СССР и снизила конкурентоспособность американской экономики.
  4. Региональные конфликты. Страны «третьего мира» вовлечены были в арену региональных и локальных конфликтов.
  5. Раскол Германии на 2 государства.
  6. Влияние на внутреннюю жизнь США и СССР: поиск образа врага, нарушение гражданских прав и свобод. «Железный занавес» в СССР.
  7. «Холодная война» привела к тому, что в обоих «лагерях» развернулись репрессии против инакомыслящих и людей, выступавших за сотрудничество и сближение двух систем.

Положительные стороны: (1 группа)

  1. В странах Запада были проведены социальные реформы с целью создания «государства благоденствия»- как барьер против проникновения идей коммунизма.
  2. Невиданные научные открытия. Стимулировала развитие ядерной физики, космических исследований, создала условия для мощного роста электроники и создания уникальных материалов.
  3. Соперничество двух сверхдержав благоприятно сказалось на восстановлении экономических и политических позиций Западной Германии и Японии.
  4. Облегчила народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость.

(Группы делают выводы).

Выводы: так короткий период сотрудничества СССР и США завершился переходом к их соперничеству - к «холодной войне». Она расколола мир на 2 системы, усилила милитаризм, гонка вооружения достигла невиданного уровня, прошлась по судьбам народов. Люди привыкли смотреть на внешний мир как на источник опасности.

«Холодная война» была результатом Второй Мировой войны, после которой остались 2 сверхдержавы, конфликт между ними был неизбежен.

 «Холодная война» - это

1. враждебно-агрессивная политика держав по отношению друг к другу:

2. глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация в период 1946–1991 гг. между СССР и союзниками — с одной стороны, и США и их союзниками — с другой;

3. мировая конфронтация между двумя военно-политическими блоками во главе с СССР и США, не дошедшая до открытого военного столкновения между ними.

Причины «холодной войны»

1. возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США;

2. неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической;

3. Запад опасался усиления СССР;

4. отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров;

5. после окончания Второй мировой войны державы-победительницы не смогли наладить между собой отношения.

Завершение холодной войны

Исторически, хронологическое завершение «холодной войны» приходится на рубеж 90-х гг. XX столетия: это завершение связывают с распадом СССР, роспуском ОВД и СЭВ, объединением Германии и падением Берлинской стены. Прошло не много времени, но уже ясно, что «холодная война» была гигантской ошибкой, стоившей миру огромного напряжения сил и непомерных материальных и людских потерь.
Сегодня мы с вами попытались конкретизировать образ той эпохи, и, чтобы наша совместная работа имела логическое завершение, давайте подумаем, случайно ли штрихи этого портрета распределились в  три колонки?
На самом деле они иллюстрируют три признака, отражающих сущность «холодной войны»:
Биполярность мира, гонка вооружений, военно-политические блоки.

Давайте подведем итог урока.

Что же такое «холодная война»?

Х.В.- состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами, с другой. Продолжалось с 1946 г. по рубеж 90-х. получило название «холодной войны», поскольку в отличие от «горячих войн» осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами.

Домашнее задание

  1. Прочитать параграф.
  2. Подобрать из средств массовой информации факты, события, явления, являющиеся «отголосками холодной войны» в настоящее время.

Словарь: «Холодная война», «железный занавес», биполярная система, НАТО, ОВД, ОСВ-1, ОСВ-2, «Доктрина Брежнева», разрядка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Методическая разработка урока для старших классов "История письма - история человечества?"

Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например,  «адекватное восприятие устной и письме...

Методическая разработка урока по истории в 5 классе на тему "Восстание Спартака"

Данная разработка содержит в себе конспект урока и презентацию...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....