Финикийские мореплаватели
план-конспект урока по истории (5 класс)

Тарасова Ирина Николаевна

Урок в 5 классе по теме "Финикийские мореплаватели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках истории»

Тарасова И.Н. учитель истории

МОУ-СОШ № 52

Тема «Финикийские мореплаватели»

Ход урока:

- Ребята, мы продолжаем наше путешествие по странам Древнего мира и сегодня мы отправляемся на восток Средиземноморья.

 Тему нашего урока нам показывает компьютер.

Слайд 1: Финикийские мореплаватели (наоборот).

Что можно сказать об этой надписи? Как вы думаете, в какую страну мы отправляемся? (Учащиеся должны догадаться, что в Финикию)

      Эта надпись появилась не случайно – компьютер хотел нам показать, что жители Финикии имели отличное от нашего написание слов – справа налево. Давайте попросим компьютер представить тему в привычном нам виде.

Слайд 2: Финикийские мореплаватели.

Давайте вспомним, как мы можем узнать об истории той или иной страны?

Слайд 3: Исторические источники.

(Ответы учеников: вещественным историческим источникам)

А есть ли другие? Какие?

Слайд 4: Фараон.

(После появления иллюстрации необходимо сделать паузу, чтобы дать возможность ребятам удивиться – страна новая, а перед ними уже пройденный материал – изображение фараона. Далее можно помочь вопросами)

Кого вы видите на слайде? Как вы думаемее, почему он здесь появился?

(Далее возможны варианты: высокий уровень - Ребята уже изучили историю Древнего Египта, поэтому они могут ответить, что Нил впадает в Средиземное море. Финикия находится на берегу Средиземного моря. Возможны контакты между этими странами. Для подсказки можно вывести на экран карту, низкий уровень – не отвечать на вопрос, так как ответ появится чуть позже).

К нам сегодня пришло письмо от самого фараона.    

Интересно, о чем он нам написал?  Давайте прочтем.

Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников!

Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной! Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство — Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как быстро записать то, что хранится в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли и чем? Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне. И тогда лучшие мои художники и каменщики будут работать на строительстве вашей новой школы.

      Слайд5:  - О чем нас просит фараон?

(Ответы учеников: разузнать как можно больше о Финикии, о занятиях её жителей, чтобы на основе полученной информации фараон мог сделать вывод о том, может ли он рассчитывать на финикийцев в том великом деле, которое задумал)

  Учитель:

- Ну, что? Поможем фараону?

А что мы будем для этого делать?

Слайд 6: Задачи

 (узнавать географическое положение Финикии. Основные занятия её жителей. Занятия финикийцев, которые могут быть полезны Египетскому государству. Занятия финикийцев, которые могут нанести вред Египетскому государству).

Давайте посмотрим, что же у нас получилось (План действий, задачи урока)

Таким образом, дети ставят цели урока и формируют план своих действий.

- Скажите, чем мы можем пользоваться, чтобы найти ответы?

(Ответы учеников: картой, учебником, рисунками, справочниками, предметами из раскопок, если бы они были, информацией учителя или одноклассников).

У каждого фараона обязательно были военные и экономические советники. Поэтому вы сейчас поделитесь на две группы.

Что, по вашему мнению, должны разузнать военные советники?

Что должны разузнать экономические советники?

В своих поисках не забывайте придерживаться плана, который мы с вами наметили (Для этого план должен быть перед учащимися. Варианты: использование параллельно двух экранов, памятка на доске, памятка записанная в тетради на прошлых уроках и дополненная на этом уроке. Плюсы последнего варианта – целостность восприятия истории, внутрипредметные связи, минусы материал записан на разные листах)

-Слайд 7: Карта  Финикии.

 Учащиеся из группы историков, которым было дано опережающее задание – подготовить материал о географическом положении Финикии, рассказывают о происхождении названия страны. «Фойникус» в переводе с греческого означает «смуглый», сами же финикийцы называли свою страну Ханааном, что означает «страна пурпура». 

- Где еще мы встречаем это название (в Библии).

(Финикия находится на восточном побережье Средиземного моря; крупные города Финикии Библ, Сидон, Тир, Арват)

(Ловушка) «Библ» предположите как переводится название этого города. (Учащимся известен греческий перевод – «книга»)

  Библ в переводе с финикийского означает – гора. Интересно, что один из самых известных списков Библии был найден действительно в горе, а точнее в пещере юношей бедуином. Тир – «скала», Сидон – «место для рыбной ловли».

- Опираясь на географическое положение Финикии и названия городов предположите, чем могли заниматься ее жители?

(Ответы учеников: мореплавание, торговля. Проверка правильности выполнения задания – схема на экране. На высоком уровне возможна преднамеренная ошибка)

Слайд 8: Занятия финикийцев.

(Следующий слайд показать без комментариев)

Слайд 9: Колонизация

Какое событие вы увидели на слайде? (Учащиеся удивляются – никакого) (процесс колонизации)

Без чего этот процесс оказался бы невозможен? Без кораблей?  Каким должен быть хороший военный корабль?

Быстрым, прочным, маневренным, хорошо вооруженным, вместительным (для провизии и трофеев)

Слайд 10: Финикийский корабль.

Давайте рассмотрим корабль финикийцев. Какие приспособления помогали кораблю реализовывать поставленные перед ним задачи.

(большой парус, несколько рядов весел, руль, таран, вместительный трюм)

Известно, что финикийцы были язычниками. Как и все язычники, они надеялись задобрить силы природы, подражая им. Чтобы придать своим кораблям свойства некоторых животных, они помещали их образы на кораблях. Какие это животные и какие свойства?

 

(Жившие на берегу моря знали о смертоносном животном скорпионе. На своих врагов действовали подсознательно).

Захват и освоение новых территорий заставлял финикийцев записывать много информации. Неудобное иероглифическое письмо оказалось непригодным для этих целей Что же придумали финикийцы?.

Сообщение. Финикийцы, алфавит, название которого произошло от его первых букв — «алеф» (бык) и «бет» (дом). Изобретение это состоялось примерно в середине II тысячелетия до н. э. Он был удобен, Состоял алфавит из 22 согласных знаков. Гласные – не обозначались. Слова писались справа налево.  Замена сотен иероглифов двумя десятками букв намного облегчила усвоение грамоты. Финикийский алфавит положил начало грамоте подавляющего большинства народов мира. Его уже в IX веке до н. э. усвоили греки, которые изменили направление чтения и добавили гласные. От греческого алфавита произошел и славянский. (Возвращение к началу урока

Скажите правильно ли компьютер показал нам тему урока по-финикийски?

Слайд 11: Предметы ремесла     

Представьте себе, что те предметы, которые я вам покажу, найдены при раскопках в Финикии. Какие выводы об изобретениях финикийцев вы сделаете? (Ответы учеников: Вазы из цветного стекла позволяют сделать вывод о развитии стекольного дела, красная материя о пурпурной краске).  

 Хотите узнать как это было?

Доклады об изготовлении стекла, пурпурной краски)

Однажды финикийский пастух пас стадо недалеко от моря. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет. С тех пор финикийцы стали добывать со дня моря маленькие раковины с улитками. Из каждой можно было извлечь всего несколько капель густой жидкости. Это была знаменитая пурпурная краска. Если краску замешивали пожиже, то ткань приобретала розовый или алый цвет, если погуще – она становилась лилово-красной. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники.

«Однажды финикийский торговый корабль, который вез груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была … (стеклом)».

(Важно отметить случайность открытий)

Важные открытия люди иногда делали совсем случайно. Вспомните известный вам физический закон, открытый таким же образом (закон всемирного тяготения).

Слайд 12. Изобретения Финикийцев.

- Открытия финикийцев стали полезны всему миру. Назовите их.

 (Ответы учеников: надежные корабли, прозрачное стекло, пурпурную краску, алфавит)

Слайд 13. Писец. Кто это появился на слайде? О чем он нам напоминает?

(Что фараон ждет ответа) (Шутка, психологическая разгрузка)

Действительно, нам нужно ответить фараону. Может быть воспользуемся мобильным телефоном или ИНТЕРНЕТом?

Ответ фараону вы напишите дома, он должен быть аргументированным, поэтому давайте заслушаем мнение военных и экономических советников?

Спасибо нашим советникам, но у нас ещё есть отрывок из поэмы Гомера «Одиссея», который поможет вам выполнить поручение фараона.

(Раздаточный материал)

 

 Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик коварный,


Злой кознодей, от которого много людей пострадало;


Он, увлекательной речью меня обольстив, Финикию,


Где и поместье и дом он имел, убедил посетить с ним.


В Ливии с ним в корабле, облетая моря,


Меня он плыть пригласил, говоря:


Товар свой там выгодно сбудем,


Сам же, напротив, меня, не товар продать там замыслил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Финикийские мореплаватели" - урок истории по методике Ривина - Дьяченко в 5 классе "

Данный урок разработан для класса с небольшим количеством учеников по методике Ривина - Дьяченко. Урок предполагает изучение нового материла в интерактивной форме, когда за урок дети побывают и в роли...

Финикийские мореплаватели.

Воспитание интереса к истории Финикии;                Развивать у учащихся речь, память,  логическое мышление, уме...

Разработка урока по Истории Древнего мира "Финикийские мореплаватели", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...

Финикийские мореплаватели

Презентация является электронным  приложением к уроку истории по теме "Финикийские мореплаватели". Урок проводился  в соответствии с требованиями ФГОС основной школы....

Урок истории в 5 классе "Финикийские мореплаватели"

Конспект урока в 5 классе потеме "Финикийские мореплаватели" позволяет с помощью проблемного обучения организовать работу учащихся по знакомству с природными условиями Финикии, образом жизни ее жителе...

Финикийские мореплаватели

План-конспект урока для 5 класса разработан с учетом требований ФГОС...