Культура России в XVII веке
план-конспект урока по истории (7 класс)

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме

«Культура народов России в  XVII в»

учителя истории и обществознания МБОУ Школы № 166 г.о. Самара

 Васютиной Людмилы Борисовны

Тип урока: урок открытия нового знания.

Класс: 7  Г

Цель: познакомиться с основными жостижениями культурной жизни России в данный период времени.

Планируемые результаты:

Предметные:

давать оценку событиям и личностям, определяя их роль и значимость в развитии общества, анализировать достижения культуры, объяснять смысл понятий;

Метапредметные: 

  •   ( регулятивные ууд) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • (коммуникативные ууд) уметь работать в группе и индивидуально, уметь отстаивать саое мнение и высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать с учителем.
  • (познавательные ууд)  познакомиться с основными достижениями культуры, влиянием достижений на развитие общества, познакомиться с новыми понятиями и терминами, личностями, повлиявшими на развитие культуры страны этого периода.

Личностные: сформировать уважение  к культуре страны , ее достижениям и личностям,сформировать представление о важности данного периода в жизни страны и общества.

    Оборудование: жетоны с буквами А,Н,А,У,К, карточки со словами  « НАУКА», « ПЕЙЗАЖ», «АРХИТЕКТУРА», «ЛИТЕРАТУРА», раздаточный материал (рецензия ответа ученика. «Летопись времен», карточки с иллюстрациями осн достижений и произведений культуры), презентация.

Структура урока.

I.Оргмомент (1 мин)

II.Актуализация полученных знаний ( ученики выполняют разные задания, получая жетоны  с буквой того слова, которое является подсказкой темы урока).

1.« Хронология событий» ( Ученики за 1 мин должны выстроить  на доске в правильном хронологическом порядке события , происходившие в XVII в.) ( Слайд 1)

А) Соляной бунт-4

Б)  Правление Бориса Годунова-1

В) Правление Василия Шуйского-3

Г) Правление ЛжедмитрияI.-2

Д)  Принятие Соборного Уложения-5

2. Игра « Знатоки истории» ( за каждый правильный ответ- жетон с буквой из которого составляются слово « НАУКА»)

А) Какому событию посвящены следующие строки: « Согласно ей вводилось крещение тремя перстами, поясные поклоны  вместо земных, исправление книг по греческим образцам»? ( реформа Никона);

Б)  При каком правителе произошли следующее событие « В ответ на попытку правительства пополнить казну за счет введения дополнительной пошлины на соль в столице вспыхнуло крупное восстание»? ( Соляной бунт, Алексей Мих)

В)  О каком событии идет речь: « Восставшие захватили Царицын,затем подошли к хорошо укрепленной Астрахани. На сторону восставших перешли народы Поволжья. Только в 1671 году удалось захватить и разромит восставших.? (Восстание Степана Разина)

Г) О каком законе идет речь : « При составлении свода законов в 1649 году использовались и зарубежные законы. Свод законов впервыке ввело понятие «гос преступление», был установлен бесссрочный сыск крестьян»? (Соборное Уложение)

Д) У какого царя было прозвище « Тишайший»? ( Алексей Мих)

Е) Они создали Второе ополчение. ( Минин и Пожарский)

Ж) Он был избран на царствои стал родоначальником новой династии ( Михаил Романов)

З) При нем закончилась Смута.( Михаил Романов)

И) Он так рвался к власти, что даже объявил себя « чудом спавшимся царевичем Дмитрием» ( Лжедмитрий)

           ( Ученики собирают слово «НАУКА», а учитель табличку с этим словом размещает на доске).

        « Итак, первое слово-подсказку нашей темы мы собрали и узнали, а теперь должны узнать еще слова –подсказки и для этого мы решаем ребусы»-говорит учитель, обращая внимание учеников на Слайд 2) ( Слова               «ПЕЙЗАЖ», « АРХИТЕКТУРА», «ЛИТЕРАТУРА»). Одновременно учитель развешывает таблички с разгаданными словами на доске.

«  Какое слово является обобщающим для всех этих разгаданных понятий?»- спрашивает учитель  ( КУЛЬТУРА), а затем  вместе с детьми формулируется темв урока  и записывается она  в  

« Летопись времен».

    III.Постановка цели.

« Мы теперь знаем тему нашего урока, а какова ее цель?-спрашивает учитель.  Что мы должны узнать и с чем должны познакомиться?» ( Ученики формулируют цель, а учитель открывает Слайд 2и озвучивает свою цель урока)

IV.Постановка проблемного вопроса ( Учитель заитывает проблемный вопрос, а ученики  записывают его в  Летопись времен). Слайд 3

    « Для того, чтобы ответить на этот вопрос. а также узнать об основных достижениях культуры, мы должны. В течении остовшегося времени заполнить нашу Летопись времен до конца»-говорит учитель.

V.Изучение и закрепление новой темы.

    Ученики заполняют летопись, одновременно слушая рассказ одноклассникаили выполняя задания, предложенные учителем.

   Образование. ( ученик рассказывает по теме, а затем остальные делают запись в свиток, предварительно по карточке « Рецензия ответа» анализируют выполнение задания и ставят своему одноклассники оценку) Слайд4

 Учитель вместе с учениками прверяет, что дети записали в летопсь

    Научные знания. (Ученик рассказывает по теме, а другой тем временем анализирует ответ и ставит оценку).

    Литература. ( Ученики работают с текстом учебника на стр 97 п.4, отвечая на вопрос учителя):

А) Какие новые жанры литературы появились в XVII веке?

Б) Какой характер носила литература  в этом веке?

В)  Какую роль сыграл Симеон Полоцкий?

Г) Как называется летопись, создання в этом веке и посвященная Смуному времени?  ( Новый летописец).

Д) Какая литература пользовалась большой популярностью у образованных людей?

4. Архитектура. ( На примере построек этого времени  изучить особенности архитектуры, а затем  записать в летопись название построек и дать определение понятию  Нарышкинское, т.е Московское барокко)  Слайд 5.

5. Живопись. ( С учениками рассмотреть произведения живописи. Выяснить особенности ее и записать определение понятию парсуна в летопись).

        Провести рефлексию, подвести итог и выяснить, что записали ученики, касаемо достижений  литературы и живописи и тд.

     Театр. ( Ученикам на слайде предоставляется список поняий и словосочетаний, из которых ученики составляют текст и записывают его в летописи)    (1672 год,пастор церки, создание театра, Готфрид Грегори, пьесы на библейскую тему, присутствие царя) Слайд 6.

VI.Физминутка (целесообразно соединить первичное закрепление и освоение темы с физминуткой).

  • Учитель читает выражение. Если оно верное, то ученики  встают со своих мест и хлопают, а если нет, то ладонями обхватывют свое лицо и говорят: «АЙ-я-ЯЙ»
  1. В культуре появилось много нового. Да
  2. Вся Россия к началу 17 века была грамотной. Нет
  3. Увеличилсявыпуск печатных книг. Да
  4. Большую роль в культуре сыграл С.Полоцкий. Да
  5. Литература  ,по-прежнему, была только церковной. Нет
  6. Появились новые жанры в литературе. Да
  7. В архитектуре появился новый стиль. Да
  8. Он назывался Путинский барокко. Нет
  9. С.Ушаков был выдающимся актером. Нет
  10. При Алексее Мих появился первый придворный театр. Да

VII. Рефлексия ( Ученики за 1 минуту , с помощью летописи,должны доказать , что культура сыграла большую роль в развитии нашей страны, ответив тем самым на  проблемный вопрос) ( Учитель оглашает оценки, полученные как за опережающеее домашнее задание, так и за работу на уроке).

VIII.Домашнее задание

  • Девочки описывают илл на стр 99 письмено в тетради.
  • Мальчики, с помощью летописи, должны подготовить устно расказ о культуре страны в 17 веке.

«В заключении, я хотела бы вам , ребята, подарить символ счастья и успеха- подкову»-говорит учитель, а потом  раздает  подкову, сделанную из бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Культура России в XVII веке"

Презентация содержит сведения по архитектуре, живописи, просвещению России в XVII веке. Предназначена для учащихся 7 класса....

Игра по истории России в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме "История России в XVII веке"

Обобщающий урок - игра по теме "История России в XVII веке". Играют две команды.   Учащиеся работают с датами, терминами, историческими портретами и другими материалами. Данный конспект будет инт...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...

урок истории. 7 класс. культура России в XVII веке

  Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людс...

Презентация по истории "Культура России в XVII веке".

Презентация по истории "Культура России в XVII  веке"....

КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ

презентация  по истории России для 7 класса  КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ соответствует обновленному ФГОС...