Ценности неподвластные "реке времён".
методическая разработка по истории (6 класс)

Гольцер Татьяна Васильевна

         Игра - важный элемент внеурочной  деятельности и является наиболее привлекательной формой проведения мероприятий для учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennosti_nepodvlastnye_reke_vremyon.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

Ценности неподвластные «реке времён»

(из жизни святого преподобного Андрея Рублёва).

Методическая разработка литературно – музыкальной композиции.

Цель: Развитие интереса к русскому историческому и духовно-культурному наследию через личность великого  русского художника – иконописца и великого святого – Андрея Рублёва.

Создание условий для более глубокого понимания истории и православной культуры нашей Родины.

          При проведении мероприятия используются игровые методики. 

         Игра - важный элемент внеурочной  деятельности и является наиболее привлекательной формой проведения мероприятий для учащихся. Почему? Причин много: возможность проявить свой артистизм; проба сил и способностей; приобретение навыков действия в различных жизненных ситуациях; в игре можно отвлечься от личного, жить жизнью своего героя. Самостоятельность действий является ключевым элементом игры, что привлекает подростков.

        Все начинается с воспитания в детстве, у ребенка появляется собственный взгляд на окружающий мир. Каким он войдет в этот мир?  С улыбкой  с любовью или как потребитель, интересующийся только своей выгодой. Станет ли он милосердным, великодушным, человечным? Будет ли он помогать нуждающимся, престарелым, больным, родным, друзьям? Отзовётся ли он по-доброму к нуждам и потребностям общества? Святитель Иоанн Златоуст поучал: « Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять  его детям; будем научать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это – величайшее сокровище, неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все больше даров».

          В русской культуре есть ценности, которые неподвластны «реке времён», которые становятся её символом, воплощают её идеалы. Таким несомненным символом является образ Живоначальной Троицы, созданный великим русским художником – иконописцем и великим святым – Андреем Рублёвым. 

           В композиции использованы духовные стихотворения архиепископа Сан - Францисского  Иоанна  (Шаховского), иеромонаха Романа (Матюшина), Николая Рыленкова. При постановке многое зависит от выбора музыки и изобразительного ряда, сопровождающих композицию. Я использовала  духовные песнопения в исполнении хора Троице – Сергиевой лавры, иконы святого преподобного Андрея Рублёва.

         Ключевые слова: идеал, символ, образ, святые подвижники, дар дивный, подвиг иконописания, высота богомыслия.

         Зал оформлен в форме кельи. На стене висит икона святого преподобного Андрея Рублёва, стоят стулья, на них сидят участники. На столе стоят свечи, лежит Библия.  Рядом ещё стоит стол, на котором разместились деревянная доска, кисти, краски (это образ особой комнаты в монастыре). Тихо слышна  духовная православная музыка. Собравшиеся ведут разговор по очереди.

1 чтец. Мы расскажем вам житие  преподобного Андрея, таким, каким увидели его мы, живущие в XXI веке.

2 чтец. Святый Андрей, прозванием Рублёв, просиял на земле Русской во дни славных великих князей Дмитрия Донского и сына его Василия. Во время то цвела земля Русская святыми подвижниками.

3 чтец. Больше же всех прославился преподобный отец наш Сергий Радонежский, великий молитвенник и собиратель всей Русской земли. Повсюду прошла слава его подвигов, и отовсюду стекались к нему в обитель Святой Троицы ученики. И учил их святый Сергий подвизаться в любви и смирении и не искать славы и власти.

1 чтец. Было же то время для Русской земли весьма скорбное и разорение великое от татар, беспрестанно воевавших Русскую землю и в полон русских людей уводивших. А того горше были междоусобицы княжеские. Страх же постоянный рождал злобу. Клевету, зависть и предательство. И иссушали грехи душу народную.

4 чтец. 

На их путях лежало много славы,

Восторгов, кликов, пений и речей;

А вслед за ними вился след кровавый,

Чем ближе к ним, тем горячей…

Проходят в мире дни людские

Всё в том же чуждом, древнем торжестве,

Подобные сверкающей траве,

Которую покрыл холодный иней.

2 чтец. Молились люди русские Богу об избавлении земли от пленения нечестивыми, князь же великий думал, как ему все страны русские воедино собрать и общей силой от лютых врагов избавиться.

5 чтец.

В беспамятстве рождается война.

Тревожится земная глубина…

Среди бессилья, страха и унынья

Война растёт и раскрывает крылья.

И ненависть хранит её полёт,

И древний грех её к себе зовёт.

Но кровь невинная связует бег войны;

Молитва из небесной тишины

Её разит своей стрелою;

И вот, овеяна бессилием своим,

Открыв познанье мира и страданье.

Война, как падший херувим,

В глубинах тонет мирозданья.

3 чтец. И было всё это во дни юности преподобного Андрея, и увидел он, что ничего не стоит слава мира сего, но рассыпается, яко прах, и надежду возложил не на князей, не на сынов человеческих. Но на Единого Бога.

1 чтец. Андрей родом был, как иные думают, из Москвы, либо окрестных весей. Сие, однако, достоверно не знаем, ибо род Рублёвых известен были и во граде Пскове. Родился же от благородных и благочестивых родителей. И был дан Богом святому Андрею от рождения дар дивный. Из детства был он научен иконному художеству лучшими цареградскими мастерами.

Сценка.

Андрей. Кажется мне, что весь мир участвует в творении иконы. Минеральное царство даёт глину и камни для красок, растительное – травы и доски. Животное – клей для левкаса и яичный желток.

Мастер. Так – то оно так, да только сила иконы в другом.

Андрей. В чём же?

Мастер. В духе Божием, которым икона и создаётся. Ибо кто есть иконописец? Служитель истины небесной. А какой же он служитель, если не в Духе?

Андрей. А как же этого достигнуть?

Мастер. Молиться надо. Вот есть молитва такая «Царю Небесный, Утешителю Душе Истины…приди и вселися в ны…».

Андрей. Вот оно как. Значит, молитвой икона творится?

Мастер. И помни, не минуту ушедшей жизни ты изображаешь, а то, что происходит в вечности.

5 чтец. Возможно ли сказать без слов,

Как мир прекрасен за оградой?

И кисть берёт Андрей Рублёв,

Разводит краски под лампадой.

Он ангельский напишет лик,

Запечатлеет в нём навеки

Всё, что узрел, душой велик,

Возвышенного в человеке.

Свершить обет пришла пора,

Любовь превыше хитрых правил…

Чему учили мастера,

А в этом Сам Господь наставил.

Суров монашеский приют,

И тишина душе желанна,

А краски дивные поют

Всему живущему: Осанна!

 1 чтец. И будучи ещё отроком, пришёл Андрей ко святому Сергию, отдал себя во всецелое послушание великому старцу. Принял монашество, и был наречён в иночестве Андреем, мирское же имя сокрыл смирения ради.

4 чтец.

Есть неизбежность встречи. Как восход

Теплом и светом наполняет мёд,

Так единится с небом мысль земная.

И души странствуют, всё время узнавая,

Кто их создал и к вечности ведёт.

2 чтец. Великий же Сергий прозрел Духом Святым, что сей Андрей Рублёв избран Богом для спасения многих и прославления Пресвятой Троицы. И так от юности святый Андрей возрастал духовно у святого Сергия во обители.

5 чтец.

Ничего я больше не хочу, -

Только дай мне, Господи, свечу,

Этот малый, тихий огонёк,

Чтоб его до смерти я сберёг.

А когда,  средь раннего утра,

Мне в Твой Дом идти придёт пора,

В тишине Своей, не пред людьми,

Сам из рук моих свечу возьми.

3 чтец. В лето же 1390 – е послал авва Сергий инока своего Андрея во обитель святого Андроника в Москву на послушание. Монастырь этот был основан святым митрополитом Алексием в память избавления от страшной бури, когда он вёз с собой икону Спаса Нерукотворного и этому образу и посвятил монастырь. Монастырь этот до сих пор и носит имя своего первого игумена – Андроника.

1 чтец. И по молитвам духовного отца своего преуспел преподобный Андрей во святом деле иконописания паче учителей своих и паче всех прочих живописцев русских. 

2 чтец. В обители Спасовой святый Андрей обрёл друга, именем Данила, по прозванию Чёрного. Данил же был изрядным и славным живописцем, а возрастом старше святого Андрея.

4 чтец.

Мы с тобою мало говорили,

Мы с тобою почти что не встречались.

Но под этим небом жили,

Никогда не расставаясь.

Разлучало нас, как будто время,

Разделяло нас жилище.

Но одно мы в мир бросали семя,

И одну вкушали пищу.

Жизнь идёт в своём веленьи строгом,

В сладостном своём труде – покое –

Нас к любви ведёт одна дорога,

Только ангелов крылатых двое.

3 чтец. И каждый день молились Андрей и Данил чудотворному образу Спаса и просили у Господа наставления к подвигу иконописания. Велик подвиг иконописания, ибо чрез почитание иконы восходим к созерцанию Самого Бога. Посему заповедала Святая Церковь почитать иконописцев паче простых человек.

1 чтец. И совершали течение своё преподобные отцы Андрей и Данил во взаимной любви, постах и молитвах и во все дни писали святые образы, и по заповеди учителя своего Сергия, скрывали духовные труды свои, не желая получать славу.

2 чтец. Преподобный же Андрей весьма любил чтение и был украшен многими знаниями, так что не только писать святые образы мог. Но также многих поучать духовной мудрости.

5 чтец.

Подлунный мир сорастворился с вышним.

Куда ни глянь – покой и благодать.

Таинственная ночь. Слова излишни.

Молчание ничем не передать.

Молчание всегда превыше слова,

И тайное – глубиннее. Чем явь.

Внимай себе, коли душа готова, -

Приемли сокровенность бытия.

Безмолвие. Ни шороха, ни скрипа.

Торжественна мерцающая пыль.

Парит душа, раскинув крылья липы,

Парит душа, земное позабыв.

3 чтец. Имел же преподобный Андрей особенную любовь великую ко Пречистой Божией Матери и многие ночи проводил перед святым Её образом в плаче и покаянии, и со многим тщанием писал образы Божией Матери.

И было в лето 1395:

Сценка.

Вася. Матушка, расскажи мне про чудо, как Пресвятая Богородица землю нашу спасла!

Екатерина. Ну ладно, садись, слушай… Прошло 15 лет с тех пор, как князь Дмитрий войско татар на Куликовом поле побил. А в это лето опять тревога да беда. Пришёл на Русь страшный царь Тамерлан, «железный хромец», с войском, бесчисленным как саранча. Наш – то князь войско собрал, да только это капля в море по сравнению с полчищами  Тамерлановыми.

Тогда велел митрополит всему народу поститься и молиться и просить Богородицу о заступлении за землю Русскую.

Вася. А князь повелел перенести из Владимира чудотворную икону, потому что великие чудеса являет этот образ…

Екатерина. Да, сынок. И в тот день и час, когда встречали москвичи Владимирскую икону, Тамерлан отдал приказ войскам повернуть назад от границ Руси. Увидел он во сне Светозарную жену, повелевшую ему оставить Русскую землю…Постой, кто это к нам бежит?..

Вася. Да это дядя Онисим, пономарь Успенского собора Кремлёвского.

 Онисим. Чудо – то у нас опять какое!

Ваня. Что произошло – то?

Екатерина. Рассказывай толком!

Онисим. Ну дак по порядку. Московские – то наши князья решили икону Владимирскую навсегда в Москве оставить, а владимирцы – то не соглашаются, всё ходатаев шлют, она – де у нас уж 200 лет. А князь Василий ходатаев тех велел в железо заковать, а во Владимир дружину послать, чтоб недовольных успокоить. И быть бы кровопролитию. Да открываю я сегодня храм, а на аналое – не одна, а две иконы Владимирские. И никакой возможности отличить, которая старая, которая новая.

Вася. Да кто же мог второй такой чудный образ создать? Ведь, по преданию, икону Владимирскую сам апостол Лука писал…

Онисим. Не ведаю… Вот только может в соборе – то рядом, в Благовещенском, работают сейчас изографы знаменитые: Прохор с Городца, да Феофан Гречин, что прежде в Новгороде был, да ещё  Андрей Рублёв, тот же в безмолвии пребывает и молитву монашескую творит.

Вася. Они это! Слышал я, что учитель Андрея, великий Сергий говорил: «Братья. Любовь имейте меж собою. Если ближнего, которого видим, не любим, как можем любить Бога, Которого не видим…».

Екатерина. Слава Тебе, Господи! Великою милостию Своею избавил нас от злой усобицы и кровопролития!..

1 чтец. Услышал князь Звенигородский о чудных иконах Андреева письма и восхотел у себя вЗвенигороде собор украсить. И пришёл преподобный Андрей, чудный смиренный старец, и написал Деисус для соборной церкви. И тихость, и молчание, и красоту совершенную явил в образе Спасове и иных. Таковых же образов не бывало до того времени.

4 чтец.

О, Господи, великий, безначальный,

Творец всех звёзд, былинок и людей,

Ты утешаешь этот мир печальный

Безмерной близостью Своей!

Ты видишь скорбь земли: всё наше неуменье

Тебя искать, любить, принять, найти;

И оставляешь Ты средь мира это пенье,

Как исполнение всякого пути.

Горит Твоя звезда – святая человечность.

И мир идёт к своей любви большой;

И кто её увидел, значит, вечность

Остановилась над его душой.

2 чтец. А для монастыря Святой Троицы, который создал великий Сергий, расписал преподобный Андрей храм и написал икону Пресвятыя Троицы во славу преподобного Сергия, чтобы «воззрением на образ сей побеждалась ненавистная рознь мира».

3 чтец. И так прославил преподобный Андрей авву Сергия великого, и то, что учитель начал, ученик продолжил. И лучше того образа Троицы никто не написал.

1 чтец. Явил святый Андрей совершенную любовь и послушание к отцу своему Сергию и через неё восшёл к небесной высоте богомыслия, ибо познание Святой Троицы есть высота и глубина и предел истинного богословия.

5 чтец.

Я не молился нынче… Ибо все

Наполнено уже Господней славой,

И сердце вновь ничтожное моё

Приглашено на праздник величавый.

Закрылись двери… Нет уже речей…

Слова покрылись пеленою слёзной.

Одно истаивание очей,

Одно безмолвие перед трапезой.

2 чтец. После сего, около года 1430 разболелся он и призван был в небесные обители.

3 чтец. И явился другу своему Данилу в сонном видении, со светлым и радостным ликом. И вскоре преставился преподобный Даниил. Ибо великая между ними была любовь, так что и смерть не могла разлучить их надолго.

4 чтец.

Мой старый друг. Когда на склоне дня

Устану петь, сомкну глаза свои.

Запеленай в безмолвие меня,

Водою умиленья напои.

И положи, прошу, в сосновый челн,

И отпусти на тихое теченье.

Я поплыву, не мысля ни о чём,

Вручив себя Христову Всепрощенью.

О лилии! Не следуйте за мной.

Давным – давно я вами отнедужил,

Небесною, святой голубизной

Уврачевав мятущуюся душу.

Я не вернусь, я больше не вернусь.

Прощай, земля, и этот край болотный.

Как тесно жить в твоих просторах, Русь,

Одна утеха – помирать вольготно.

Безветрие. Неведомый покой.

Зеркальна гладь. Любвеобильны дали.

Пустынной, безымянною рекой

Плыву по небу в Небеса впадая.

1 чтец. Образы же, писанные преподобным Андреем, многими прославлены чудесами и доныне светом дарованной им благодати мир просвещают.

Учитель. Предназначенность искусства не в том, как это часто полагают, чтобы внушить мысли, заражать идеями, служить примером. Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и разрыхлить его душу, сделав её способной обратиться к добру.

                                                                                    Андрей Тарковский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Забвению неподвластно"

Сценарий "Забвению наподвластно", посвященный Дню памяти калмыцкого народа. 28 декабря -День памяти жертв депортации....

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Мишень времён английского языка (12 времён активного залога и 9 времён пассивного залога) и глаголы

презентация к таблице, основанная на игре Angry Birds: https://prezi.com/aajczotrg2vg/?utm_campaign=share&utm_medium=copy&rc=ex0shareПамятка для построения английского предложения с испол...

А. И. Солженицын "Душа неподвластна..." (по рассказу "Матрёнин двор")

Писатель рассматривает в своём рассказе "вечные" вопросы: веры и безверие, что есть правда, что есть ложь, добро и зло....

Сравнение настоящего, будущего и прошедшего времён через выполнение заданий на сравнение трёх времён.

Сравнение настоящего, будущего и прошедшего времён через выполнение заданий на сравнение трёх времён.Цель: сравнить  времена глагола по единому плану:1. Название по-русски и по-английски2. Дать о...

1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке

1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена  для  введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка  в 5-11 кла...

Дидактические материалы по истории России с древнейших времён к учебнику для 6 класса общеобразовательных организаций Пчелова Е.В. и Лукина П.В. “История России с древнейших времён до начала XVI века”.

        Пособие содержит тестовые и занимательные задания в виде кроссвордов по истории России с древнейших времён до XII века, предназначенные для закрепления и обобщения и...