Описание опыта работы. Применение технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Рыбченко Ольга Александровна

Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная технология38.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

    В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

      Исходя из современных требований к преподаванию истории, которые определены в Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, а также в Федеральном Государственном стандарте общего образования и в пояснительной записке примерной программы основного общего образования по истории и лично моей позиции я вижу следующий эталон преподавания предмета.

     В ходе преподавания конечным итогом, нужно сформировать у учеников ключевые компетентности в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.

     К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории в целом еще далеко от желаемого эталона.

     Исходя из этого, у меня возникла проблема:

- как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?

- что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным?

- как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?

     Опыт преподавания привел меня к необходимости структурировать материал в укрупненные дидактические единицы, что позволит, на мой взгляд, приблизить учебный процесс к эталонному, разрешить те противоречия, которые существуют в сфере образования. Естественно надо было выбрать технологию обучения, с помощью которой, можно было добиться желаемого результата.

     Технологией, которая в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи, является метод проектов.

     Занимаясь проектной деятельностью, я для себя установила, что Проектный метод в процессе обучения позволяет:

развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.); коммуникативный потенциал школьников;

  • решать информационные задачи;
  • организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;
  • создавать комфортные условия обучения;
  • активизировать мыслительную деятельность школьников;
  • снимать нервную нагрузку (релаксация).

- анализ эффективности использования проектного метода позволяет сделать вывод,  что на уроках истории и обществознания у 88% школьников повышается активность.  

-85% детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных.

        Сравнительная характеристика отмечает эффективность восприятия учебного материала учащимися.

Экспериментально было установлено, что в  основе каждого учебного проекта лежит  проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Она же  обуславливает метод деятельности, направленной на её решение.  Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.  

Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного  исследования:

  • возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
  • этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;
  • этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.

Значит, на уроках истории и обществознания  учащиеся должны выработать общие навыки исследовательской работы. Это  ещё раз подтверждает мнение многих  учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры».

Анализ  показал, что каждый урок истории и обществознания с использованием проектно-исследовательской деятельности  состоит из нескольких этапов: организационно-подготовительного, технологического, презентационного.

Работа  над исследовательским проектом - это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Однако роль  учителя в данном случае заключается в организации субъект - субъектных отношений,  в корректировке самостоятельной деятельности школьников.

Было установлено, что в ходе  организации работы школьников над проектами реализуются  триединые цели образовательного процесса.

           Главный результат использования метода проектов - компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, структурировать информацию, планировать работу индивидуально и  в команде.

Таким образом, исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика.

         Чтобы иметь четкий план действий, я изучила опыт работы различных общеобразовательных учреждений и выделила следующие этапы работы над исследованием.

  1. Выбор темы исследования, определение его типа и числа участников.
  2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
  3. Распределение задач по группам, поиск информации.
  4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
  6. Промежуточные обсуждения полученных данных.
  7. Презентация (защита) исследования.
  8. Коллективное обсуждение выводы.

       Выработала требования к результатам исследовательских проектов.

Результаты исследовательской работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты исследовательской деятельности:

  • представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты);
  • выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля);
  • содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
  • рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
  • защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
  • должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

         Выборы формы исследования определяются его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведённой работы.

Проектная деятельность на уроках и во внеклассных занятиях по истории и обществознанию также активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическому развитию. 

       Проектный метод используется в моей профессиональной деятельности уже несколько лет. За это время была разработана система методов и приемов организации проекта – сложной, трудоемкой, но благодарной и интересной работы. Определила для себя последовательность выполнения учебного проекта. Степень активности учащихся и учителя на разных этапах различна. Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Моя роль  велика на первом и последнем этапах. От того, как я выполню свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе моя роль велика потому, что учащиеся не всегда способны сделать обобщение всей работы над проектом, придти к неожиданным умозаключениям и т.д.

       В каждом тематическом блоке мы с учащимися выбираем тему наиболее заинтересовавшего их урока, проект которого готовим совместно. Разработаны и апробированы многие виды таких уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-презентация, урок - устный журнал, урок-митинг, интегрированные уроки, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, и т. п.

Темы проектов, выбранных учащимися: «Биография М.И. Кутузова», «Река Березина  - роковой рубеж», «Река Березина в русской истории и в истории Франции». «Бородинское сражение: победа или поражение ?», «Полководец М.И.Кутузов – гений Отечественной войны 1812 года», «Война 1812 года в русской поэзии», «Война 1812 года в русской музыке», «Полководец Наполеон – герой Франции или узурпатор» и др. 

Метод проектов в изучении генеалогии

  1.  «История моего имени» (экскурс в историю имени обучающегося, знакомство со святцами).
  2. «Мы родом из прошлого» (введение в родословие).
  3. «История моих предков».
  4. «История моей улицы, моего дома».
  5. «История моих бабушек и дедушек».

       Задачами интегрированного урока «Крестовые походы и их последствия» были не только обобщение знаний, но и сравнение исторических источников и художественного произведения – романа В.Скотта «Айвенго», защита проектов «Средневековые замки», «Оружие средневековых рыцарей».

     Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций. 

      Несомненно, данный вид деятельности занимает огромное количество времени, прежде всего, у педагога, так как требует систематической проверки работы, кроме того, затрачивается время на уроке как на организационные сообщения, так и на групповую работу по исследованию с целью выявления основных ошибок и корректировки процесса. В ходе такого вида учебной деятельности можно добиться, прежде всего, не только изучения материала, но и его глубокого осмысления. Систематическая работа по анализу изучаемого материала с привлечением дополнительной литературы, самостоятельная постановка целей, выдвижение гипотез, подведение итогов приводит к развитию способности анализировать и синтезировать информацию.

       Применение проективной методики на уроках истории и обществознания очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.

       Конечно, необходимо учитывать и недостатки проектной методики:

- неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;

- повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.

       Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.

       У меня есть цель: повысить мотивацию учеников к учебному предмету и активизацию усвоения знаний по истории. Я преподаю историю и обществознание в 5-9 классах. В классах учащиеся разные по способностям и интересам. Всё, что их объединяет, - это микрорайон да календарный возраст. Как сделать так, чтобы в течение 40 минут они все работали?

      Ни компьютер сам по себе, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ребенок, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: «Не навреди!». Использование новых информационных технологий позволяет мне существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков, учащихся в освоении исторического материала.

       Т. о., применяемый мной, метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

Таблица №1  Этапы подготовки учебного проекта

№ п/п

Стадия работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

2

3

4

5

1

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

2

Планирование

Определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа предоставления результатов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей0 между членами команды – в случае коллективной работы

Устанавливают план действий, формируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

3

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит

4

Результаты и (или) выводу

Анализ информации, формулирование выводов

Анализируют  информацию

Наблюдает, советует

5

Представление или отчет

Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, демонстрация материалов, письменный отчет

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

6

Оценка результатов и процесса

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.

Каждый проект подлежит оцениванию, исходя из следующих критериев: (Таблица№2):

1.Соответствие целевой установки проекта требованиям стандарта по предмету «История».

2.Оригинальный аспект содержания проекта, аксиологический  акцент и формулировка темы, усиливающие личностную и социально – практическую значимость проекта.

3.Использование разнообразных средств реализации проекта и видов деятельности.

4.Открытый и диалоговый характер защиты проекта.

Градацию критериев оценки варьирую с учетом возраста обучающихся, формы проекта, степени участия педагога.

Таблица №2 Критерии оценивания проектов.

Критерий

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1

2

3

4

5

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение).

Удачное использование правильной структуры ответа; определение темы, ораторское искусство

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы, в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построены предложения, повторы слов.

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачно определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи

Неумение сформулировать вводную часть и выводы, не может определить даже с помощью учителя; рассказ распадается на фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильные; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделается, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не  все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство ключевых факторов отсутствует, выводы не делаются. Факты не соответствуют рассматриваемой проблемы, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические  положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое положение подкрепление не всегда соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия.

4.Научная корректность (точность использования фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются  как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах, детали не всегда анализируются ; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются; правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие опускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные  понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно  

Неумение выделить понятия, нет определения понятий, не могут описать или не понимают собственного описания

Проект «Дни воинской славы». (фрагмент)

        Примечание:        Дни воинской славы (победные дни) России – дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.

        Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года.

        К  сожалению, в современных учебниках не указываются  эти дни  и обучающиеся  не владеют информацией. Группой  обучающихся 8 класса был собран материал по дням воинской славы, оформлен  в тематическую папку. В кабинете имеется сменный тематический  стенд, на котором  информация постоянно обновляется. Материал, собранный обучающимися использую на уроках истории России.

        5 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).

        21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).

        4 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г).

        10 июля – День победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).

        9 августа – День первой в истории Русской морской победы русского флота под командованием Петра 1 над шведами у мыса Гангут (1714 г.).

        24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.).

        11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой  эскадрой у мыса Тендер (1790 г.).

        8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1918 г.).

        1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).

        23 февраля -  День победы Красной армии над кайзеровскими войсками  Германии (1918 г.).

        5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских  войск в битве под Москвой (1941 г.).

        2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).

        23 августа – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.

        27 января – День снятия блокады города Ленинграда  (1944 г.).

        9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (1945 г.).

Примерная тематика проектов при развитии патриотической компетенции на основе праздничных дней России

        Праздничные дни России – дни, отражающие наиболее важные вехи российской истории и мировой цивилизации.

Праздничные дни России

Примерная тематика мини проектов

1 и 2 января

  • Новый год

1. Новый год – новый праздник Российской империи.

 7 января

  • Рождество Христово

1. Как  отмечают Рождество в католических странах.

23февраля

  • День защитника Отечества

8 марта

  • Международный женский день

1. Как образовалась Красная Армия?

1 мая

  • Праздник весны и труда

1. Как праздновали этот день в начале 20 века.

9 мая

  • День Победы

1. Поклонимся великим тем годам!

12 июня

  • День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации

1.Почему распался Советский Союз?

4 ноября

  • День согласия и примирения

1. К. Минин и Д. Пожарский – герои России.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания

Статья раскрывает все этапы научного исследования в процессе проектной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания....

Использование технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания

В процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование ги...

Статья "Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Технология проектного обучения  на уроках истории и обществознания"...

Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей

В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...

Представление опыта работы по теме "Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа. Для технологии проблемного диалога является понятие «творчество»...