«Формирование Древнерусского государства».
план-конспект урока по истории (6 класс)
ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян
выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
выяснить систему управления Древнерусским государством.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Класс: 6 класс
Тема: «Формирование Древнерусского государства».
Тип урока: изучение нового материала.
Тип вводимого знания: понятия, закономерности
Цель: выявить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
1) образовательные задачи:
ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян
выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
выяснить систему управления Древнерусским государством.
2) развивающие задачи:
развивать умение выделять главное в тексте, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
развивать умение работать в группах.
3) Воспитательные задачи:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
воспитание коллективизма, товарищества.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, дидактический материал /контурные карты, кроссворд/, рабочая тетрадь «История России с древнейших времён до конца XVI века», презентация «Формирование Двернерусского государства.ppt»
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия | ||
1.Самоопределение к учебной деятельности(мотивация) | Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) - Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами будем продолжать изучать историю нашей Родины. Давайте ещё раз напомним себе, почему эти темы значимы для нас! | Отвечают на вопросы учителя | - самоопроеделение к деятельности – (Л); - целеполагание - (П); -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – (К); -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-( К) . | ||
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | - Ребята, на прошлом уроке вы узнали, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, каков был их быт, как складывались взаимоотношения восточных славян с соседними народами. - Давайте ещё раз закрепим знания и умения , которые должны пригодиться сегодня на уроке. (Индивидуальная работа – работаем с контурной картой – надпишите названия славянских племён ) - Используя контурную карту, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян Молодцы! Теперь проверяем ваше умение работать в группе – решаем кроссворд; какая группа быстрее назовёт ключевое слово? /кроссворд славяне.doc/ - Правильно – Рюрик! Кто из вас знает кто это такой? Сегодня мы познакомимся с этой легендарной личностью. | Пытаются выполнить самостоятельно инд-ные задания на применение нового знания запланированные для изучения на данном уроке. Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия. Работают с контурной картой. ( индивидуальная работа) Решают кроссворд (групповая работа) Выдвигают предположения | -Мыслительные операции (обобщ, анализ, синтез, сравнение)-П; - использование знаково- символических средств (к/к)-П; - выполнение пробного задания – Р; -фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии - Р; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К . - организация работы в группе - К | ||
3.Постановска учебной проблемы. | Постановка вопросов подводящих к теме: -Ребята, что необходимо было славянам, чтобы легче управлять племенем, защищать свои границы? -На какие средства будет содержаться войско? -Кто будет осуществлять сбор налогов? -Какая необходима организация, чтобы всё это осуществлять? - При изучении истории древнего мира мы знакомились с формированием древних государств. И знаем, что это – длительный процесс. Я предлагаю каждой группе сформулировать тему сегодняшнего урока. - Молодцы! Запишите в тетради тему сегодняшнего урока. Фиксирует на доске: Формирование Древнерусского государства. | Отвечают на вопросы- - Войско. - На налоги. - Князь - Государство Обучающиеся предлагают свои варианты темы урока - О процессе создания государства в Древней Руси. Записывают в тетрадь тему урока | - самоопределение – Л; - смыслообразование –Л; -мыслительные операции –П; -поиск и выделение необходимой информ.-и-П. - определение цели проблемы в учебной деятельности – Р. - аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К . - организация работы в группе - К | ||
4. Поиск решения учебной проблемы | - Ребята, давайте вспомним определение понятия «государство». Задание на заполнение пропусков в предлагаемом тексте Задание №1.doc Организация взаимопроверки в парах по образцу на слайде /Формирование Двернерусского государства.ppt/ - Используя первый пункт параграфа /стр. 20-23/, докажите, что в 9 веке в обществе славян происходят изменения. - О чём говорят перечисленные изменения? Рассказ учителя о призвании варягов и создании князем Олегом Древнерусского государства. | Индивидуальная работа – выполнение проблемного задание №1, стр. 9 в рабочей тетради Взаимопроверка в парах Ответы детей: 1. Разложение родоплеменного строя. 2. Развитие торговли. 3. Развитие ремесла. 4. Строительство городов. 5. Необходимая защита от внешних врагов - О необходимости создания нового органа власти, способного регулировать отношения между людьми. Учащиеся следят за рассказом по карте в учебнике /стр.35/. По ходу лекции учителя записывают дату образования Древнерусского государства и основные понятия. | -мыслительные операции –П; - выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; -поиск и выделение необходимой информации-П - установление причинно – следств. связи -П; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера .-Р; -адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач-К; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К. | ||
5.Воспроизведение нового. | - Ребята, а теперь, на основе услышанного и прочитанного вами, давайте попробуем выразить новую информацию в виде схемы Примерный вариант: тема урока - причины образования государства - правители - управление в государстве Учитель выступает в роли организатора. Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух. | Вместе с учителем составляют схему, проговаривая затруднения во внешней речи | - извлечение из предметного текста необходимой информации - П; - использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) -П; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К. | ||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Организовывает самостоятельную работу используя задание из рабочей тетради на заполнение таблицы «Управление древнерусским государством» Задание №2.doc Организовывает самопроверку учебных решений по эталону./ Формирование Двернерусского государства.ppt/ Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения. | Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксируют положительные результаты своих дествий (знаково: +,- и др.). Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. | - умение анализировать и классифицировать ответы в рамках предлагаемой таблицы –П - определение цели проблемы в учебной деятельности – Р. - выдвижение версий, средств достижений-Р | ||
7.Включение в систему знаний и повторения | -Ребята, относительно образования Древнерусского государства существует 2 точки зрения. Рассказ учителя о теориях образования Древнерусского государства. - Ребята, вы сторонники какой теории? − А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал. Фронтальная беседа: 1. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется 2. Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается ………. теорией. 3. Во главе дружины стоял военачальник –….. 4. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается ……….теорией. 5. Кто руководил общерусским ополчением? |
Дискуссия с выдвижением аргументов и фактов. Обучающиеся отвечают на вопросы - Полюдье. - Норманнской - Князь - Славянской - Воевода | - - выдвижение версий –Р - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К. - умение анализировать и классифицировать ответы -П | ||
8.Рефлексия деятельности | Организует рефлексию ( по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. - Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Как работали группы? - Молодцы! 1. На занятии я узнал (ла) 2. Лучше всего на занятии меня получалось 3. Основные трудности у меня были 4. Сам (ой) себе я желаю | Отвечают на вопросы, дают себе самооценку своим действиям | -рефлексия способов и условий действий – П; -контроль и оценка способов своей деятельности -Р; -самооценка на основе критерий успешности-Л; - адекватное понимание успешности или не успешности – Л; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; - планирование успешного сотрудничества - К | ||
Домашнее задание | 1) §3 , рассказ с опорой на схему; 2) творческое задание на выбор: подготовить сообщение /презентацию/ о деятельности одного из первых русских князей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование Древнерусского государства».
Пояснительная записка к уроку. Данный урок по теме «Формирование Древнерусского государства», требует предварительной работы учащихся на основе упреждающего задания с лите...
урок истории "Формирование Древнерусского государства".
Данная презентация на основе схем, карт, иллюстративного материала рассказывает о предпосылках и механизме формирования Древнерусского государства. Презентация составлена на основе параграфа учебника...
Урок истории в 6 классе по теме: «Формирование Древнерусского государства»
Методическая разработка урока истории с использованием элементов интерактивных методов обучения....
Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"
Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"...
Формирование древнерусского государства - проверочная работа
Проверочная работа...
Формирование Древнерусского государства
Урок разработан для учебника Данилова, Косулиной: История России. 6 класс...
Конспект и презентация урока "Формирование древнерусского государства"
Цели: показать процесс формирования государства у восточных славян; - выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания Древнерусского...