«Формирование Древнерусского государства».
план-конспект урока по истории (6 класс)

ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян

выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

выяснить систему управления Древнерусским государством.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Класс: 6 класс

Тема: «Формирование Древнерусского государства».

Тип урока: изучение нового материала.

Тип вводимого знания: понятия, закономерности

Цель:  выявить  предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

1) образовательные задачи:

ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян

выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

выяснить систему управления Древнерусским государством.

2) развивающие задачи:

развивать умение выделять главное в тексте, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:

развивать умение работать в группах.

3) Воспитательные задачи:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

воспитание коллективизма, товарищества.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, дидактический  материал /контурные карты, кроссворд/, рабочая тетрадь «История России с древнейших времён до конца XVI века», презентация  «Формирование Двернерусского государства.ppt»

Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к учебной деятельности(мотивация)

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

 -  Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами будем продолжать изучать историю нашей Родины. Давайте ещё раз напомним себе, почему эти темы  значимы для нас!

Отвечают на вопросы учителя

- самоопроеделение к деятельности – (Л);

- целеполагание - (П);

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – (К);

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-( К)  .

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

- Ребята, на прошлом уроке вы узнали, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, каков был их быт, как складывались взаимоотношения восточных славян с соседними народами.

- Давайте ещё раз закрепим  знания и умения , которые должны пригодиться сегодня на уроке. (Индивидуальная работа – работаем с контурной картой – надпишите названия славянских племён ) 

 - Используя контурную карту, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян   Молодцы!

Теперь проверяем ваше умение работать в группе – решаем кроссворд; какая группа быстрее назовёт ключевое слово?  /кроссворд славяне.doc/

- Правильно – Рюрик! Кто из вас знает кто это такой?

Сегодня мы познакомимся с этой  легендарной личностью.  

Пытаются выполнить самостоятельно инд-ные задания  на применение нового знания  запланированные для  изучения на данном уроке.

Затруднения  фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия.

Работают с контурной картой.            ( индивидуальная работа)

Решают кроссворд

(групповая работа)

Выдвигают предположения

-Мыслительные операции (обобщ, анализ,  синтез, сравнение)-П;

- использование знаково- символических средств (к/к)-П;

- выполнение пробного задания – Р;

-фиксирование инд.затруднений  в пробном учебном действии - Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации- К  .

- организация работы в группе - К

3.Постановска учебной проблемы.

Постановка вопросов подводящих к теме:

-Ребята, что необходимо было славянам, чтобы легче управлять племенем, защищать свои границы?

-На какие средства будет содержаться войско?  

-Кто будет осуществлять сбор налогов?

-Какая необходима организация, чтобы всё это осуществлять?

- При изучении истории древнего мира мы знакомились с формированием древних государств. И знаем, что это – длительный процесс. Я предлагаю каждой группе сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Молодцы! Запишите в тетради тему сегодняшнего урока.

Фиксирует на доске: Формирование Древнерусского государства.

Отвечают на вопросы-

 -    Войско.

-  На налоги.

-  Князь

- Государство

Обучающиеся предлагают свои варианты темы урока

- О процессе создания государства в Древней Руси.

Записывают в тетрадь тему урока

- самоопределение – Л;

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

-поиск и выделение необходимой информ.-и-П.

- определение цели проблемы в учебной деятельности – Р.

- аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации- К  .

- организация работы в группе - К

4. Поиск решения учебной проблемы

- Ребята, давайте вспомним определение понятия «государство».

Задание на заполнение пропусков в предлагаемом тексте Задание №1.doc

Организация взаимопроверки в парах по образцу на слайде /Формирование Двернерусского государства.ppt/

- Используя первый пункт параграфа /стр. 20-23/, докажите, что в 9 веке в обществе славян происходят изменения.

- О чём говорят перечисленные изменения?

Рассказ учителя о призвании варягов и создании князем Олегом Древнерусского государства.

Индивидуальная работа – выполнение проблемного задание №1,  стр. 9 в рабочей тетради

Взаимопроверка в парах

Ответы детей:

1. Разложение родоплеменного строя.

2. Развитие торговли.

3. Развитие ремесла.

4. Строительство городов.

5. Необходимая защита от внешних врагов

- О необходимости создания нового органа власти, способного регулировать отношения между людьми.

Учащиеся следят за рассказом по карте в учебнике /стр.35/. По ходу лекции учителя записывают дату образования Древнерусского государства и основные понятия.

-мыслительные операции –П;

- выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-поиск и выделение необходимой информации-П

- установление причинно – следств. связи -П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера .-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения  коммуникативных задач-К;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К. 

5.Воспроизведение нового.

- Ребята, а теперь, на основе услышанного и прочитанного вами, давайте попробуем выразить новую информацию в виде схемы

Примерный вариант:   тема урока

- причины образования  государства

- правители

- управление в государстве

Учитель выступает в роли организатора.

Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух.

Вместе с учителем составляют схему, проговаривая затруднения во внешней речи

- извлечение из предметного текста необходимой информации - П;

- использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) -П;

-  выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К. 

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Организовывает  самостоятельную работу используя задание из рабочей тетради на заполнение таблицы «Управление древнерусским государством»

Задание №2.doc

 Организовывает  самопроверку учебных  решений по эталону./ Формирование Двернерусского государства.ppt/

Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка. Предоставляет возможность  выявления причин ошибок и их устранения.

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксируют положительные результаты своих дествий (знаково: +,-  и др.). Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия.

- умение анализировать и классифицировать ответы в рамках предлагаемой таблицы –П

- определение цели проблемы в учебной деятельности – Р.

- выдвижение версий, средств достижений-Р

7.Включение в систему знаний и повторения

-Ребята, относительно образования Древнерусского государства существует 2 точки зрения.

 Рассказ учителя о теориях образования Древнерусского государства.

- Ребята, вы сторонники какой теории?

− А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал.

Фронтальная беседа:

1. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется

2. Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается ………. теорией.

3. Во главе дружины стоял военачальник –…..

4. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается ……….теорией.

5. Кто руководил общерусским ополчением?

 

Дискуссия с выдвижением аргументов и фактов.

Обучающиеся отвечают на вопросы

- Полюдье.

- Норманнской

- Князь

- Славянской

- Воевода

- - выдвижение версий –Р

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К. 

- умение анализировать и классифицировать ответы -П

8.Рефлексия деятельности

Организует рефлексию ( по вопросам)  и самооценку собственной учебной деятельности. Определяет  домашнее задание  для самостоятельной работы  с элементами выбора и творчества.

- Какова была цель урока? Достиг ли урок цели?  Как работали группы?

- Молодцы!

1. На занятии я узнал (ла)

2. Лучше всего на занятии меня получалось

3. Основные трудности у меня были

4. Сам (ой) себе я желаю

Отвечают на вопросы, дают себе самооценку своим действиям

-рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или  не успешности – Л;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сотрудничества - К

Домашнее задание

1) §3 , рассказ с опорой на схему;

2)  творческое задание на выбор: подготовить сообщение /презентацию/ о деятельности одного из первых русских князей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование Древнерусского государства».

Пояснительная записка к уроку.  Данный урок по теме «Формирование Древнерусского государства», требует  предварительной работы учащихся на основе упреждающего задания  с лите...

урок истории "Формирование Древнерусского государства".

Данная презентация на основе схем, карт, иллюстративного материала рассказывает о предпосылках и механизме формирования Древнерусского государства. Презентация составлена на основе параграфа учебника...

Урок истории в 6 классе по теме: «Формирование Древнерусского государства»

Методическая разработка урока истории с использованием элементов интерактивных методов обучения....

Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"

Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"...

Формирование Древнерусского государства

Урок разработан для учебника Данилова, Косулиной: История России. 6 класс...

Конспект и презентация урока "Формирование древнерусского государства"

Цели: показать процесс формирования государства у восточных славян;        - выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания   Древнерусского...