Первые дни Великой отечественной войны и кинематограф
творческая работа учащихся по истории

 

Целью работы является ознакомление с кинематографом первых дней Великой  Отечественной войны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первые дни Великой Отечественной войны и кинематограф

Автор - Сеченых Максим Юрьевич,

обучающийся 5 «Д» класса

МБОУ «СОШ №14».

Научный руководитель - Сеченых Екатерина Александровна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №14,

8-909-922-78-55, 8-925-519-91-12

           Великая Отечественная война наложила отпечаток абсолютно на все сферы человеческой деятельности. Она оставила след в человеческих сердцах, умах и душах на многие поколения вперед. И это не преувеличение. И как любой период в истории, в котором происходят очень тяжелые и болезненные изменения — Великая Отечественная война оставила чрезвычайно насыщенное, колоритное культурное наследие.

Целью работы является ознакомление с кинематографом первых дней Великой  Отечественной войны.

Достижение этой цели возможно только после анализа конкретного материала. Поэтому объектом исследования в данной  работе являются деятели кинематографа,  хроники, документальные фильмы, игровое кино о Великой Отечественной войне.

Достижение поставленной цели возможно только после решения определённых задач:

  • рассмотреть особенности развития кинематографа первых дней Великой Отечественной войны,
  • показать, какой вклад в Победу внесли деятели кино;
  • воспитывать уважения к прошлому;
  • воспитывать уважения к ветеранам;
  • воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Методы исследования: метод теоретического анализа литературы, сопоставления, логической обработки информации.


           Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время подвиг советского народа начинает забываться и все дальше уходит в историю. В последнее время большое количество людей пытается исказить события войны и уменьшить ее важность и значимость. Кинохроники помогают недопустить этого. Мы должны не просто знать о том, как наши солдаты спасли целый мир от катастрофы, но и помнить, какой ценой досталась она нашим дедам и прадедам.


         К сожалению, люди моего поколения почти лишены возможности услышать повествование об этой войне из уст её непосредственных участников. Что нам остаётся? Книги, документальные хроники, художественные фильмы.


           Как только началась война, на фронт сразу же отправились кинооператоры, благодаря которым народ того времени, и последующие поколения, могли иметь достоверные сведения о ходе боевых действий. Как пишет в своей книге "История отечественного кино XX века" известный киновед Нея Зоркая, в войне участвовало 250 кинооператоров, каждый пятый из которых погиб.

Работа оператора во время военных действий требовала особого склада характера, ума, смелости и отчаянности. Но даже на войне бывали моменты, когда военные корреспонденты могли позировать друг другу и сниматься для истории.

С первых дней войны работники искусств взяли "культурное шефство" над Красной Армией. Необычайно велико идейно-художественное влияние кино на формирование взглядов и убеждений, эстетических вкусов и чувств, массового сознания миллионов людей. В деятельности кинематографистов основным направлением была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в ее освещении занимала хроника.

Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов "Разгром немецких войск под Москвой" (первый полнометражный фильм о победе над фашистскими войсками; вызвал огромный политический резонанс в стране и за рубежом; признан лучшим фильмом 1942 года Американской академией кино), "Ленинград в борьбе", "Битва за нашу Советскую Украину" и др.

Кроме сюжетов в киножурналах документалисты с первых же дней войны приступили к выпуску короткометражных картин и обзорных киноочерков, которые рассказывали о жизни Советского государства, подвергнувшегося нападению гитлеровской армии. К их числу относятся: «Молодежь, на защиту Родины!» (режиссёр О. Подгорецкая), «Наша Москва» (режиссёр Я. Посельский), «24-й Октябрь» (режиссер Л. Варламов), «Хлеб - Родине» (режиссер Л. Степанова) и др.

В игровом кино первыми свидетельствами военного времени стали боевые киносборники – так называемые БКС. Выходили они под девизом "Враг будет разбит, победа будет за нами!" и состояли из нескольких частей. В выпуск входили новости с фронта, очерки, сатирические короткометражки и музыкальные номера.

 Первый киносборник вышел практически через месяц после начала войны – 2 августа 1941 года. Сценарий для него писали Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, а снимала команда режиссеров во главе с Сергеем Герасимовым. Одним из эпизодов того сборника стала новелла "Встреча с Максимом", где полюбившийся многим в 30-е годы молодой рабочий Максим в исполнении Бориса Чиркова обращался к зрителям с призывом отправиться на фронт.

Заключение

Кинематограф всегда вдохновлял людей, настраивал их на победу, помогал преодолевать тяжелые испытания. Люди, которые остались в тылу, с нетерпением ждали выхода новых фильмов, надеясь увидеть в них своих родных и близких.

 Боевые киносборники также немедленно отправлялись на передовую, к солдатам и офицерам.  Кинематограф оказывал серьёзное влияние на народные массы в течение всей войны.

Список источников информации:

  1. Новосельцева Н. В. Отражение Великой Отечественной войны в советском кинематографе // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 519-522. — URL https://moluch.ru/archive/139/39023/
  2. https://topwar.ru/74312-kinematograf-velikoy-otechestvennoy-voyny-vremya-geroev-i-geniev.html
  3. http://mediananny.com/raznoe; «Военная журналистика: как писалось на фронте. ФОТО, ВИДЕО»
  4. Реферат «Культура СССР в годы Великой Отечественной Войны»; Киркин В А; Москва - 2013 год; стр. 25-26


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первые дни Великой отечественной войны и кинематограф Конкурсная работа Сеченых Максима Юрьевича, 11 лет, учащегося 5 «Д» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»

Слайд 2

Целью работы является ознакомление с кинематографом первых дней Великой Отечественной войны. Достижение этой цели возможно только после анализа конкретного материала. Поэтому объектом исследования в данной работе являются деятели кинематографа, хроники, документальные фильмы, игровое кино о Великой Отечественной войне. Достижение поставленной цели возможно только после решения определённых задач: рассмотреть особенности развития кинематографа первых дней Великой Отечественной войны, показать какой вклад в Победу внесли деятели кино; воспитывать уважения к прошлому; воспитывать уважения к ветеранам; воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину. Исследование проводится несколькими методами комплексно: метод теоретического анализа литературы, сопоставления, логической обработки информации.

Слайд 3

Лучшие документальные фильмы о ВОВ и сейчас обладают огромной силой воздействия .

Слайд 10

Какова роль искусства в жизни человека ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СССР в первый период Великой Отечественной войны

Фрагмент урока в 9 классе с использованием технологии критического мышления...

Классный час "Первые дни Великой отечественной войны. Брестская крепость"

Классный час на тему Великой Отечественной войны. Подвиг защитников Брестской крепости....

Конспект занятия "Исторические события нашего города в первые год Великой Отечественной войны"

Хочется поделиться с коллегами своим педагогическим опытом. Я работаю с детьми начальных классов. Направление моей деятельности краеведческое и прикладное творчество. Мои воспитанники учавствуют в раз...

Великая Отечественная война в художественной литературе и кинематографе. Презентация к работе https://yadi.sk/i/zCfdx7Ffmn4jf

Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Сердца людей, встретивших лицом к лицу годы военного ...

Героизм народа в первый период Великой Отечественной войны

В статье предпринимается попытка понять истоки героизма советского народа, проявленного им в начале Великой Отечественной войны и как это может быть использовано для патриотического воспитания учащихс...

Конспект "Первый этап Великой Отечественной войны"

Краткий конспект лекции по теме "Первый этап Великой Отечественной войны"...