Материалы к уроку 8 класс "Великая Северная война"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Исхакова Дания Равильевна
Учебник: «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.
Тема: § 4. Великая Северная война 1700—1721 гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon velikaya_severnaya_voyna.ppt2.84 МБ
Файл konspekt_uroka.docx30.09 КБ
Файл nishdatskiy_mir_domashnee_zadanie.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Задание: исправить ошибки в утверждениях 1. Задача, которая стояла перед Петром I в начале его правления, выход к Средиземному и Балтийскому морю. 2. Петр I изначально пытался решить проблему выхода к Балтийскому морю. 3. Для этого было совершено два Азовских похода 1695 год (Удачный),1696 год (удачный) 4. Для поиска союзников в борьбе со Швецией было организовано Великое посольство в 1699-1700 гг..

Слайд 2

Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу проложить окно, Ногою твердой стать при море. А.С. Пушкин «Медный всадник »

Слайд 3

«ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721 ГГ.» История России , 8 класс

Слайд 4

ПЛАН: Начало Северной войны. Поражение под Нарвой. Реформа в армии. Полтавская «виктория». Прутский поход. Победы русского флота. Ништадтский мир.

Слайд 5

ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить события Северной войны 1700-1721 гг. и определить значение данного исторического события для России.

Слайд 6

Проблемный вопрос ! Насколько важно было для России получить выход в Балтийское море.

Слайд 8

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РОССИИ В КОНЦЕ XVII НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА. Выход к Чёрному морю. Выход к Балтийскому морю. Воссоединение древнерусских земель. Начало Северной войны

Слайд 9

ПРИЧИНЫ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ Установление господства Швеции на Балтике Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю Образование антишведской коалиции (Дания, Саксония, Речь Посполитая, Россия) Северная война (1700-1721)

Слайд 10

СЕВЕРНЫЙ СОЮЗ 1699 Россия Дания Польша Петр Первый Фредерик IV Август II

Слайд 11

РАССТАНОВКА СИЛ РОССИИ И ШВЕЦИИ ПЕРЕД ВОЙНОЙ Россия: Численность армии - 200 тыс. человек Слабое вооружение Слабая боеготовность Отсутствовал военный флот. Слабая промышленная база Швеция: Регулярная армия Вооруженные силы – 150 тыс. человек Отличное вооружение Сильный военный флот – 42 линейных корабля, 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек Развитая промышленная база

Слайд 12

Выход Дании из войны и Северного союза. Поражение русских под Нарвой.

Слайд 13

Октябрь 1700 г . – русские войска подошли к Нарве; ноябрь – шведские войска под командованием короля Карла XII подошли к Нарве; 19 ноября – шведы атаковали русские позиции, дворянское ополчение обратилось в бегство. Поражение под Нарвой

Слайд 14

ПЕТР I О НАРВСКОМ СРАЖЕНИИ. « Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать »

Слайд 15

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ В ВОЙНЕ 11 октября 1702- русская армия штурмом овладела шведской крепостью Нотебург. Все устье реки Невы к 1703г оказалось в руках русской армии

Слайд 16

«НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ...» РУССКАЯ ПОГОВОРКА Какие уроки извлекли из поражения под Нарвой русские войска, их командиры и сам царь? - реорганизована армия: вместо стрелецкого войска регулярная армия -изменений коснулась военная экономика Реформа в армии

Слайд 17

. РЕФОРМА В АРМИИ

Слайд 18

Офицер лейб-гвардии Семёновского полка . РЕФОРМА В АРМИИ

Слайд 19

. РЕФОРМА В АРМИИ

Слайд 20

В 1716 г. был принят «Устав воинский» - первый в русской армии свод военных наставлений. Позже появляется «Устав морской». Петр I уделял особое внимание созданию военно-морского флота. . РЕФОРМА В АРМИИ

Слайд 21

ПОЛТАВСКАЯ БИТВА – 27 ИЮНЯ 1709 ГОД

Слайд 22

9 ОКТЯБРЯ 1708 ГОДА – БИТВА У ДЕРЕВНИ ЛЕСНОЙ. ПОБЕДА РУССКОЙ АРМИИ НАД ПРЕВОСХОДЯЩИМИ СИЛАМИ ПРОТИВНИКА.

Слайд 23

ЗНАЧЕНИЕ БИТВЫ Переломный момент в войне. Восстановлен антишведский союз Последнее крупное сражение на суше. Повысился международный авторитет России.

Слайд 24

После Полтавы Россия овладела побережьем Балтики и Петр I решил сосредоточить внимание на черноморском побережье. В 1711 г.Турция, под давлением Карла XII объявила войну России. Прутский поход

Слайд 25

ИТОГИ ПОХОДА Прутский поход Петра I закончился провалом. Пришлось отказаться от Азова. Были уничтожены крепости Таганрог, Каменный Затон. Так и не удалось получить выход в Черное море.

Слайд 26

Гангутское сражение –27 июля 1714 года Победы русского флота

Слайд 27

Гренгамское сражение - 27 июля 1720 года Победы русского флота

Слайд 28

Россия Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом Швеция Возвращена Финляндия и Россия выплачивала 2 млн. рублей за полученные земли 30 августа 1721 год Ништадт Лифляндия Эстляндия Ингрия Выборг

Слайд 29

ЗНАЧЕНИЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ Россия получила выход в Балтийское море . Были созданы условия для морской торговли с Европой. Россия стала великой морской державой. Встала в разряд мировых держав. В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории России

Класс: 8 класс

Тема урока: Северная война 1700-1721 год

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):

Учебная: Познакомить учащихся с событиями Северной войны  1700-1721 гг. и определить значение данного исторического события для России, создать благоприятные условия для усвоения исторических знаний, развивать интеллектуальные способности учащихся в процессе активной познавательной деятельности, объяснить понятия: «империя», «конфузия», «рекрутские наборы», «потешные полки», «рекрутские повинности», «регулярная армия»;

Развивающая: формировать умение проводить анализ, сравнение, выделять главное содержание изучаемого материала, развивать умение самостоятельной работы с учебником, картами, документами, дополнительной литературой;

Воспитательная: способствовать воспитанию в учениках чувство патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Задачи:

Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД): Развитие грамотной речи, формирование умения сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, выделать главное, делать выводы; развитие самостоятельной поисковой и частично-поисковой деятельности учащихся, излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания.

Предметные: Развитие навыков работы с текстом (учебник, документ), овладение ключевой терминологией, с исторической картой, формирование навыка групповой работы, работы с высказыванием (эссе), атрибуции изображения.

Личностные: Воспитание чувства уважения к истории народов мира, сопереживания, взаимоуважения при групповой работе, устанавливать связь между целью деятельности и ее рузультатом.

Необходимое оборудование: Компьютерное рабочее место учителя (экран и мультимедийный проектор), доска.

Форма контроля и диагностики достижения результатов обучения: фронтальный опрос, работа в группах.

Дидактическое обеспечение: Учебник, контурная карта, документ (источник), карточки с заданием, карта «Внешняя политика России в конце XVII – нач. XVIII вв.

Литература и Интернет-ресурсы:

Основная: История России. 8 класс. Учебн. для  общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин и др.] ; под ред. А.В.Торкунова. – 3-е изд. – М. : Просвещение,2018. – 111 с.

Дополнительная: -

Интернет-ресурсы: http://www.hrono.ru/index.php

ЭОРы: Видеоролики, мультимедийная презентация

Этапы урока:

  1. Организационный;
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания;
  3. Постановка проблемы. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление пройденного на уроке материала
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход урока

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

1.Организационный

1

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Фиксация отсутствующих, приветствие учителя.

Активизация

Внимания.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

5

Устный фронтальный опрос (учащиеся исправляют ошибки)

1. Задача, которая стояла перед Петром I в начале его правления, выход к Средиземному и Балтийскому морю.

2. Петр I изначально пытался решить проблему выхода к Балтийскому морю.

3. Для этого было совершено два Азовских похода 1695 год (Удачный),1696 год (удачный)

4. Для поиска союзников в борьбе со Швецией было организовано Великое посольство в 1699-1700 гг..

Зачем России нужен был выход к Черному морю? Удалось ли? Обобщить ответы учащихся, обратиться к карте и предположить к какому морю Петр I будет стараться выйти? (1 слайд)

Исправляют ошибки, аргументируют свою точку зрения.

Устный фронтальный опрос.

3.Постановка проблемы. Объяснение нового материала.

7

1

5

4

5

10

5

Учащиеся определяют тему урока посредством изучения документа «Из указа Петра I о начале войны со Швецией (1700)  стр.33 учебника (работа в группах)

Учитель обобщает и корректирует ответы обучающихся, подчёркивает цель урока - изучить события Северной войны  1700-1721 гг. и определить значение данного исторического события для России. с помощью подводящего диалога ставит перед ребятами проблемный вопрос – «Насколько важно было для России получить выход в Балтийское море?» (2-6 слайд) Учащимся предлагается сформулировать план изучения войны.

Рассказ учителя о государстве Швеция, контроль Балтийского моря(7-8 слайд), после чего учитель просит назвать причины Северной войны, и ответить на вопрос «Для чего был создан Северный союз, и кто туда входил?» + показать эти страны на карте, опираясь на пункт 1 стр.25 учебника. (работа в группах) (Установление господства Швеции на Балтике и Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю. (9 слайд)Для борьбы со Швецией, Россия, Дания, Саксония, Речь Посполитая (10слайд)) 

Рассказ учителя о начале боевых действий и поражение под Нарвой.(11-15 слайд) Подтвердите это фактами из текста учебника пункт 2 стр.26(работа в группах) (1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической.

2.Предательство иностранных офицеров, служивших в русской армии.)

Шведский король Карл XII решил, что с Россией покончено, и отправился в поход на Речь Посполитую.

Реформа армии. Какие меры предпринимает Петр I после поражения под Нарвой? Выписать в тетрадь из пункта 3 стр.26. (1. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы(1699) 2.Создание военных учебных заведений.3.Создание военных заводов на Урале.4. Переплавка церковных колоколов на пушки.5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского»(1720).6.Строительство военно -морского флота.) Разбор каждого пункта и сделать вывод.(16-20 слайд) + видеоматериал

Рассказ учителя и сопровождение видеоматериалом о Полтавской битве и битва у деревни Лесной. (21-23 слайд) + видеоматериал

Учитель раздает карточки, выполняют задание в группах с помощью карты на стр.31

Победы русского флота. После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами.

Какие? Найдите в учебнике и выпишите даты и места этих морских сражений

( в 1714г. у мыса Гангут и в 1720г. у острова Гренгам.)

Подводят итоги последнего этапа Северной войны.(24-29 слайд)

Изучают документ, определяют и записывают тему урока в тетрадь, после изучения документа, озвучивают тему (1 слайд), формулируют цель урока и составляют план работы на уроке.

Слушают и конспектируют,

высказывают предположения (выдвижение гипотезы).

Слушают и конспектируют,

с помощью учебника и с опорой на имеющиеся знания определяют причины поражения.

Слушают и конспектируют.

Выполняют задание в группах.

с помощью учебника определяют даты и места морских сражений.

Анализ источника.

Анализ прочитанного материала.

Анализ прочитанного материала и видеоматериала.

Анализ видеоматериала.

4.Закрепление пройденного на уроке материала

1

В завершении учитель возвращает учащихся к вопросу урока, самый грамотный и полный ответ оценивается.

Отвечают на вопрос урока.

Дискуссия, вопросно-ответное общение.

5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

1

Подводит итоги урока, осуществляет познавательную рефлексию.

Домашнее задание – параграф 4 учить + анализ источника(раздаточный материал)

Дополнительное домашнее задание – с помощью сайта http://www.hrono.ru/index.php Петр I отмечал «надо понимать, над каким войском была одержана эта победа». Согласны ли вы с его точкой зрения? С помощью источника «Нарвский союзный договор 1704 года» аргументируйте свою точку зрения.

 

Оценивают свою работу на уроке, оформляют вопрос урока в тетрадь, делают вывод  о Северной войне.

Записывают, задают уточняющие вопросы.

Самоанализ.

Фронтальная беседа.

Приложение

  1. Презентация
  2. Видеоролики
  3. Раздаточный материал карта «Полтавская битва» и источник «Ништадский мир».


Предварительный просмотр:

НИШТАДТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1721 года - между Россией и Швецией; подписан 10. IX русскими уполномоченными Я. В. Брюсом и А. И. Остерманом (см.) и шведскими уполномоченными Лилиенштерном и Штрёмфельдтом; завершил Северную войну 1700-1721 годов.

К моменту мирных переговоров Россия держала в своих руках завоёванные у шведов Финляндию, Ингерманландию, Эстляндию и Лифляндию. Русские войска несколько раз высаживали десанты на территории самой Швеции. В этих условиях даже отход союзников - Дании и Польши, - заключивших при посредничестве Англии мирные договоры с шведами, не поколебал твёрдости русской дипломатии. Россия поддерживала те же требования, что и на Аландском конгрессе (см.), а именно, соглашалась на возвращение шведам только Финляндии, оставляя за собой все остальные территории, занятые русским оружием. Когда накануне Ништадтского конгресса в Петербург приехал в качестве посредника французский посланник в Швеции Кампредоне, ему были объявлены эти условия. Пётр I и его министры соглашались в качестве дальнейшей уступки только отказаться от поддержки притязаний голштинского герцога на шведский престол и предоставить Швеции денежную компенсацию за Лифляндию. Все старания Кампредоне смягчить эти условия были безрезультатны. Французскому посреднику ничего не оставалось, как вернуться в Швецию и рекомендовать шведскому королю согласиться на предложенные условия, т. к. продолжение войны грозило разорённой Швеции ещё худшими последствиями.

ММирный конгресс происходил в мае - сентябре 1721 в г. Ништадте, в Финляндии. Пётр I и русские дипломаты действовали настойчиво и весьма искусно, применяя одновременно с переговорами военное давление. Во время конгресса, когда шведы проявляли неуступчивость, на шведские берега был высажен десант, разоривший 4 города, множество деревень и заводов, "дабы (по выражению Петра I) выя гнулась лучше". Наконец, чтобы воздействовать на шведов, русские делегаты указали крайний срок для окончания переговоров и пригрозили, что Россия не согласится на мир без признания голштинского герцога наследником шведской короны. Момент для предъявления этих требований был выбран весьма благоприятный, так как союзница Швеции Англия должна была отозвать свой флот из Балтийского моря. Пётр I решительно отказывался от заключения прелиминарного договора, усматривая в этом желание Швеции оттянуть мирный договор. Он шёл навстречу шведам в некоторых второстепенных вопросах: обещал ускорить срок уплаты денежной компенсации за отходившую к России Лифляндию, одобрил привлечение к участию в мирном договоре английского короля как союзника Швеции, согласился срыть некоторые мелкие крепости и в качестве наиболее значительной уступки отказался от поддержки голштинского герцога, т. е. от вмешательства в "домашние" дела шведов. В результате этих переговоров и был подписан Ништадтский мирный договор.

Согласно Ништадтскому мирному договору между Россией и Швецией устанавливался "вечный, истинный и ненарушимый мир на земле и воде". Военные действия должны были прекратиться в течение 2 недель в Финляндии, а в более отдалённых местах - через 3 недели после ратификации договора. Швеция признавала присоединение к России завоёванных русским оружием Ингерманландии, части Карелии, всей Эстляндии и Лифляндии с городами Ригой, Ревелем, Дерптом, Нарвой, Выборгом, Кексгольмом, островов Эзель, Даго, Моон и всех других земель от Выборга до курляндской границы. Россия обязывалась возвратить шведам Финляндию и уплатить в качестве компенсации за Лифляндию 2 млн. ефимков (талеров). Остро нуждавшаяся в привозном хлебе и терявшая плодородные районы, Швеция получила право закупать ежегодно в Лифляндии беспошлинно хлеб на 50 тыс. руб. За прибалтийскими помещиками сохранились их права на земельные владения; сохранялись также прежние привилегии и самоуправление городов в присоединённых провинциях; признавались права протестантской церкви. Речи Посполитой как союзнице России предоставлялось право заключить формальный трактат с Швецией, при условии чтобы он не противоречил Ништадтскому мирному договору. Англия включалась в Ништадтский мирный договор как союзница Швеции. Предусматривался обмен военнопленными, и устанавливалась беспрепятственная торговля между русскими и шведскими купцами. Объявлялась амнистия тем, кто во время войны у одной стороны "службу приняли и через то против другой неприятельски поступали"; из амнистии были исключены, однако, украинские изменники, перешедшие к шведам вместе с Мазепой.

Ништадтский мирный договор, давший России прибалтийские провинции с удобными портами, осуществил историческую задачу, стоявшую перед страной со времён Ивана III, не разрешённую Иваном IV и решённую во всём объёме только Петром.

Во время торжественных празднеств, ознаменовавших заключение Ништадтского мирного договора, сенат преподнёс Петру I титул императора и отца отечества. Русское государство благодаря внутренним преобразованиям и успехам внешней политики превратилось во Всероссийскую империю, могущественную морскую и военную державу.

Задания:

  1. Когда был подписан договор?
  2. На каких условиях?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок "Северная война"

Данный урок проведён в интеграции с предметом "Информатика" в компьютерном классе...

Урок по истории России.Тема:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."

Урок  по истории России по  теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга." проведен в 8 классе государственного казенного образовательного учреждения специальной (коррекцио...

Презентация. Тема урока:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга."

В данной подборке выложены слайды к уроку  истории в 8 классе по теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."...

Материалы к уроку "Северная война" 7 класс

Материалы к уроку "Северная война" 7 класс...

Материалы к уроку по роману "Война и мир" (князь Андрей)

Данные материалы предназначены для проведения урока литературы в 10 классе....

Методическая разработка урока"перевернутый урок" по теме Северная война

Перевёрнутое обучение — это когда классную работу ученики делают дома, а домашнюю — в классе. Чтобы познакомить с темой, ученикам дают материалы для самостоятельно...