Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС
рабочая программа по истории (6 класс)

Жуковская Екатерина Сергеевна

Рабочая по истории Россиии и Всеобщей историидля 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_6_klass.docx70.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, ИКС,  Программы курса «Всеобщая история» 5-6 класс О.Ю. Стрелова, программа курса «История России» для 6-9 класса/ авт.сост. Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина, В.Н.Захаров, П.В. Лукин, К.А. Соловьев, А.П. Шевырев.-М.: ООО «Русское слово»,2016г.  

Всеобщая история. История Средних веков

Сквозная содержательная линия, пронизывающая и связывающая все выше названные линии, - человек в истории. В курсе истории Средних веков она акцентирует вопросы нового отношения человека к миру природы, к «другим» людям, отличным от «своих», прежде всего, религиозными взглядами, к социальным, религиозным и политическим институтам Средневековья, к его традициям и ценностям, а также способы самореализации в средневековом мире современников тысячелетия Христа, крестовых походов, инквизиции, эпидемий чумы… Уже в первом «акте» исторического действия (Раннее Средневековье) из безымянной массы выделяются личности правителей-полководцев: Теодорих Великий, Хлодвиг, Юстиниан, Мухаммад, Карл Великий, Вильгельм Завоеватель и др., - на стадии Зрелого Средневековья четко прорисовываются типологические портреты основных сословий, а галерея персонифицированных образов становится пестрее и противоречивее: Григорий VII и Генрих IV, Саладин и Ричард Львиное Сердце, Иннокентий III и Фома Аквинский, Ян Гус и Жанна д Арк, Уот Тайлер и Марко Поло, и т.п. В одном с ними времени, но в ином культурном пространстве живут и действуют Чингисхан, Тамерлан, императоры Китая и Японии, африканские цари и индейские правители.

Место курса «Всеобщая история. История Средних веков» в учебном плане

  Примерные учебные планы предлагают отводить на изучение истории в 6 классе 2 часа в неделю, то есть 70 часов за учебный год. Согласно годовому учебному графику МБОУ СОШ Гурского с.п. при 34 учебных неделях на Всеобщую историю отводится 28 часов.

Предметные, метапредметные и личностные результаты

изучения курса Всеобщая история. История Средних веков»

     Предметные результаты изучения шестиклассниками истории Средних веков включают в себя:

  • целостное представление об историческом этапе развития человечества в V – XV  вв. как важном и оригинальном периоде Всеобщей истории, в котором в разных частях планеты существовали яркие и самобытные культуры, круг цивилизаций стал намного шире, чем в древности, и они уже занимали большую часть обитаемой суши;
  • понимание, почему именно христианская Европа, будучи на протяжении всего Средневековья только одной из нескольких крупных цивилизаций, к XV веку набрала силы для рывка вперед, будущих открытий и завоевания «остального мира»;
  • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры, а также с историей важных научных открытий в эпоху Средневековья;
  • способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Средних веков, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов средневекового прошлого;
  • представление об исторических легендах как органичной форме реконструкции прошлого в эпоху Средневековья   и специфическом историческом источнике;
  • умения датировать важнейшие события и процессы в истории Средних веков, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития мировых цивилизаций, синхронизировать факты из истории разных народов и государств эпохи Средневековья;
  • умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Средневековья, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;
  • умения выделять и объяснять отличия средневековых географических карт от современных аналогов, изучать их как средства отражения картины мира в средневековом обществе на разных этапах его развития, прослеживать тенденции в изменении географических знаний и мировоззренческих установок людей в V – XV вв.;
  • умения давать комплексную характеристику важных фактов из истории Средних веков (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, прогнозируемые следствия), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам и самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни и др.);
  • умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты из истории Средних веков, как в рамках одной цивилизации (к примеру, христианской цивилизации), так и относящихся к разным цивилизациям (Восток – Запад, христианство – ислам и т.д.), объяснять причины их общности и различий, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
  • умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных групп средневекового европейского общества (сословия, цехи, гильдии), описывать памятники истории и культуры Средневековья, рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого;
  • умения различать в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания,  вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средних веков;
  • умения соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами, характерными для цивилизаций Средневековья, раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах, оригинальности и культурно-историческом значении;
  • умения анализировать первоисточники (текстовые и визуальные) по предложенным вопросам в соответствии с принципами историзма, критичности и многоперспективности, дополнять информацию учебника сведениями о мыслях, чувствах, ценностях людей Средневековья, почерпнутыми их аксиологического анализа документов;
  • готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Средних веков, способствовать их охране, в том числе на территории родного края и России.

    Метапредметные результаты изучения шестиклассниками истории Средних веков включают в себя:

  • способность  планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);
  • готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;
  • умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты);
  • способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Средних веков, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.

    Личностные результаты изучения шестиклассниками истории Средних веков включают в себя:

  • расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;
  • приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в эпоху Средневековья, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых продолжалось в Средние века, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.

Тематическое планирование курса Всеобщая история

Наименование раздела

Количество часов

1

Ведение

1

2

Раннее Средневековье

9

3

Зрелое Средневековье

16

4

Европа накануне Нового времени

1

5

Итоговое повторение

1

Итого

28

Содержание

28-29 часов

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

  Ключевые вопросы:

  Чем отличается эпоха Средневековья от эпохи Древнего мира?

  Почему особые изменения в эту эпоху произошли именно в Европе?

    Что такое «Средние века»? 

РАНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV –X вв.) (9 ч.)

Ключевые вопросы:

      Как изменялся средневековый мир в первые века своей истории?

     Каким образом европейские народы и государства переместились с окраин этого мира в его центр? 

   Картина мира на рубеже Древности и Средневековья: центр и периферия ойкумены глазами жителей Римской империи.

В центре Ойкумены (2 ч.)

Ключевые вопросы:

     Почему история Восточной Римской империи оказалась на тысячу лет длиннее истории Западной?

   Какую роль Византийская империя и ее столица играли в средневековом мире? Каков вклад Византии в мировую культуру?

    Византийская империя, или империя ромеев.   Век Византии. 

Бури на окраинах (3 ч.)

Ключевые вопросы:

    Какие процессы одновременно с расцветом Византийской империи происходили на окраинах ойкумены: в Северной Европе и Западной Азии?

   Почему через одно-два столетия мир Раннего Средневековья раскололся на два враждующих мира: христианский и мусульманский?

    Римляне и германцы в последние века Древнего мира. «Варвары против варваров». Великое переселение народов и его последствия для Западной Римской империи.

   Германцы – новые хозяева Европы.   Возникновение и распространение ислама.

   Мир ислама. 

Держава франков (2 ч.)

Ключевые вопросы:

    Почему государство франков не исчезло с исторической арены Раннего Средневековья, как другие королевства варваров, и, более того,  превратилось в самую сильную империю?

    Почему в VIII –IX вв. папы римские перестали ориентироваться на византийского императора и пошли на союз с королями франков?

   Образование и укрепление государства франков в V – VIII вв.

   Империя Карла Великого. 

Северная Европа в Раннем Средневековье (2 ч.)

Ключевые вопросы:

    Какие процессы в Раннем Средневековье протекали в Северной Европе?

   Какую роль норманны сыграли в европейской и всемирной истории?

   «Люди Севера» – норманны.   Сколько раз завоевывали Англию? 

***

   Раннее Средневековье в фактах, лицах и вопросах. 

ЗРЕЛОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (XI – XV вв.) (14 ч.)

Ключевые вопросы:

   Каковы основные черты средневекового мира в XI – XV вв.?

  Почему этот период называется Зрелым Средневековьем?

Средневековое европейское общество (3 ч.)

Ключевые вопросы:

    Почему в Средние века главным богатством для людей была земля?

    На какие группы делилось средневековое общество в Европе и какой была жизнь людей из разных сословий?

   Сословия в средневековом европейском обществе.

   

Земля и власть. Вечные труженики.   За стенами замков. 

Роль церкви и духовенства в средневековом обществе (3 ч.)

Ключевые вопросы:

    Что способствовало возвышению христианской церкви в Западной Европе в X –XII веках?

   Какую роль крестовые походы сыграли в истории Европы и мусульманского мира?

   Наследие Каролингов. Крестовые походы.

Лики средневекового города (3 ч.)

Ключевые вопросы:

    Почему в XI – XIII вв. в Западной Европе происходит бурный рост городов?

    Каким был средневековый город и кем были его обитатели?

   Какую роль город играл в хозяйственной, политической и культурной жизни Средневековья?

Упадок городов на закате античной цивилизации и в Раннем Средневековье.

   «Возвращение» городов.   Сердце средневекового города.   В поисках знаний. 

Ключевые вопросы:

     Какое положение католическая церковь занимала в XII –XV вв. и какое влияние она оказывала на средневековый мир?

    Что нового происходит в государствах Западной Европы в XII – XV вв., почему этот этап их развития называется «вершиной Средневековья»?

   Каковы особенности исторического развития стран Восточной Европы в средние века? Чем они обусловлены?

Во главе христианского мира. Государства Европы в XII – XV вв. XIV столетие – век потрясений. На востоке Европы. 

*** Зрелое Средневековье в фактах, лицах и вопросах. 

Мир за пределами Европы (3 ч.)

  Ключевые вопросы:

    Какое значение для  европейцев, живших в конце Средневековья, имели путешествие Марко Поло в Китай и книга о его странствиях?

   Что представлял собой мир за пределами Европы? Что знали и не знали о нем люди Средневековья?

   Средневековая карта мира (представления европейцев о географии и населении Земли в Средние века). Путешествие Марко Поло в Китай (1271 – 1295) и его значение для географической картины мира средневекового европейского общества.

  Империя монголов.   Индия: раджи и султаны. Поднебесная империя. Япония в VII – XV вв. Очень разная Африка.   Мир совсем неизвестный. 

   ***Мир, близкий и далекий. 

ЕВРОПА НАКАНУНЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (1 – 2 ч.)

Ключевые вопросы:

   Что нового появилось в жизни Западной Европы в XV веке?

   Почему европейцам стало тесно в границах средневекового мира?

   Началом какой исторической эпохи был конец истории Средних веков?

Представления европейцев о мире и «других» народах в XV в. Предпосылки Великих географических открытий: психологические, экономические, политические, научные  технические и др.

   И снова Европа: навстречу новой эпохе. Средневековье продолжает жить с нами. 

История России с древнейших времён до начала XVI в

Рабочая программа по курсу «История России» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС), Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, и Примерной основной образовательной программой основного общего образования.

Место курса в учебном плане

На  изучение истории в 6 классе отводится 2 учебных часа в неделю. В свою очередь, курс истории России рассчитан на 40 часов учебного времени.

Общая характеристика курса

Курс истории России является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он вносит определяющий вклад в решение общих задач изучения предмета. В то же время он обладает особым потенциалом для достижения важнейших педагогических результатов. Прежде всего здесь имеется в виду формирование у обучающихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности.

Курс истории России в 6 классе охватывает историю развития человеческого общества на территории нашей страны с древнейших времён до начала XVI в.

Структурно курс делится на пять тематических разделов:

  1. Древние жители нашей Родины.
  2. Русь в IX—XII вв
  3. Русские земли в середине XII — начале XIII в.

IV. Русь между Востоком и Западом.

  1. Русские земли в середине XIII—XV в.

Основной целью курса «История России» в 6 классе является формирование у обучающихся элементарных представлений о возникновении и развитии российского общества, государства и культуры в Средние века, что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности».

Эта общая цель определяет задачи курса:

• формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;

• овладение знаниями об особенностях развития человеческого общества на территории России с древнейших времён до начала XVI в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;

• воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;

• развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;

• развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

• развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

Реализация данных общих задач курса в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должна основываться на следующих базовых принципах школьного исторического образования:

• ценностях гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

• идее преемственности этапов российской истории;

• воспитательном потенциале исторического образования, его исключительной роли в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

• общественном согласии и уважении как необходимом условии взаимодействия государств и народов в новейшей истории;

• познавательном значении российской истории.

Основными приоритетами курса отечественной истории, согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, являются:

• многоуровневое представление истории;

• многоаспектный (многофакторный) характер истории;

• человек в истории;

• историко-культурологический подход: пространство диалога.

Многоуровневое представление истории России в 6 классе заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. Эта связь особенно явно прослеживается в первом разделе курса, дающем представление о первобытной эпохе, античном наследии и развитии социально-политических общностей на территории нашей страны в эпоху Великого переселения народов. При изучении этого раздела обучающиеся не только расширяют свой исторический кругозор, но и соотносят российскую историю с общемировой, прежде всего с историей Древнего мира.

Ещё одним важным моментом здесь является обращение к материалу по региональной истории, богатому наглядной и яркой информацией, вызывающей большой интерес и имеющей личностную значимость для обучающихся. Речь идёт о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Изучение региональной истории способствует развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма. Поэтому региональная тематика нашла отражение в планируемых предметных и личностных результатах, данных в поурочном тематическом планировании.

Многоаспектный (многофакторный) характер истории предполагает признание наличия нескольких одинаково важных факторов исторического развития: природно-климатического, политического, экономического, религиозного и т.п. С учётом этих факторов следует рассматривать ключевые явления и процессы российской истории. При этом не должно создаваться ситуации доминирования политической истории, т.к. освещение проблем духовной и культурной жизни России является одной из важнейших задач исторического образования. Школьникам нужно усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности. Древняя история России в этом плане предоставляет богатейший материал.

Для преподавания истории в школе исключительно велика роль историко-антропологического подхода. Именно человеческое измерение прошлого прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия минувших эпох. Линия «человек в истории» в курсе отечественной истории раскрывает условия жизни и быта, традиции и ценности российского общества, отношение наших предков к миру природы, к соседним народам, к социальным, религиозным и политическим институтам России, к способам самовыражения и реализации творческих способностей личности в разных исторических условиях.

Изучение культуры и культурного взаимодействия между народами нашей страны в древности даёт представление о нравственных корнях и основах российского общества, знакомит школьников с культурными достижениями и традициями народов, входивших в состав Российского государства до начала XVI  в. Образы культуры, характеристика многообразия и опыта культурного взаимодействия различных народов способствуют формированию у обучающихся гражданской идентичности и умению вести межкультурный диалог, что особенно актуально в современной школе. Также историко-культурологический подход предполагает формирование бережного отношения к культурному наследию, ценностного отношения к памятникам истории и культуры нашей страны.

Планируемые результаты освоения курса

Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системнодеятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Личностными результатами освоения обучающимися курса истории России в 6 классе являются:

• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;

• приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

• освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;

• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.

Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:

• способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;

• способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;

• умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

• овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

• готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).

На предметном уровне в результате освоения курса «История России с древнейших времён до начала XVI в.» обучающиеся научатся:

• датировать важнейшие события и процессы в истории России с древности до начала XVI в., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;

• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

• характеризовать важные факты отечественной истории, классифицировать и группировать их по различным признакам;

• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;

• составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории России;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя догосударственных и государственных образований, существовавших на территории нашей страны с древнейших времён до начала XVI в.; б) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории в IX — начале XVI в.; • сопоставлять развитие Руси и других стран в IX — начале XVI в., определять общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода; обучающиеся получат возможность научиться:

• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России с древнейших времён до начала XVI в.;

• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;

• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать охране наследия прошлого.

В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:

• целостное представление об историческом пути России с древнейших времён до начала XVI в. как о важном периоде отечественной истории, в течение которого формировалась и развивалась российская цивилизация, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации;

• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории с древнейших времён до начала XVI в.

Тематическое планирование курса история России

Наименование раздела

Количество часов

1

Древнейшие жители нашей Родины

5

2

Древняя Русь в IX – XII вв.

13

3

Русские земли в середине XII – начале XIII вв.

6

4

Русь между Востоком и Западом

6

5

Русские земли в середине XIII – XV вв.

7

6

Итоговое повторение

1

7

Итого

38

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (40 ч)

Введение (1 ч) 

История России — часть всемирной истории. Хронологические рамки курса «История России с древнейших времён до начала XVI в.». Принципы периодизации отечественной истории IX—XV вв. Факторы самобытности российской истории. Источники по российской истории. Основные понятия и термины: факторы самобытности российской истории, исторический источник.

Раздел I. Древние жители нашей Родины (5 ч)

Первобытная эпоха Каменный век на территории России: хронологические рамки, орудия труда, география расселения и занятия людей, формы их объединения, места археологических раскопок, памятники культуры. Бронзовый и железный века: переход к производящему хозяйству, новые занятия и формы объединения людей, признаки разложения первобытных отношений, археологические находки на территории современной России. Земледельческие, скотоводческие и кочевые общества евразийских степей в бронзовом и железном веках. Языковые семьи и группы. Основные понятия и термины: первобытная эпоха, каменный век, бронзовый век, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, община, род, племя, товарный обмен, языковая семья.

Народы и государства нашей страны в древности Греческая колонизация северного побережья Чёрного моря в VII—IV вв. до н.э.: топонимика природно- и социально-географических объектов, народов Причерноморья. Античные города-государства Северного Причерноморья. Архитектура городов-колоний, их экономика и культура. Боспорское царство. Скифы: образ жизни и культура. Скифское царство. Дербент.

Основные понятия и термины: греческая колонизация, колония, полис, кочевники.

Восточная Европа в середине I тысячелетия Великое переселение народов. Миграция готов и нашествие гуннов. Образование государств кочевников в Северном Причерноморье. Особенности культуры и государственного устройства Аварского и Тюркского каганатов, Волжской Булгарии, Хазарского каганата.

Основные понятия и термины: Великое переселение народов, каганат, каган, царь, ислам, иудаизм.

Восточные славяне в древности Предполагаемая прародина славян и направления их миграций в середине I тысячелетия. Расселение славян, их разделение на три ветви: восточных, западных и южных. Соседи восточных славян: балты и финно-угры. Славянские общности Восточной Европы. «Повесть временных лет» как первый источник о ранней истории восточных славян. Хозяйство восточных славян. Традиционные верования и обряды восточных славян.

Основные понятия и термины: славяне, балты, финно-угры, летопись, подсечно-огневая и залежная системы земледелия, бортничество, язычники, идол, волхв.

Раздел II. Русь в IX — XII вв. (13 ч)

Образование государства Русь Социальная и политическая организация восточных славян. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I  тысячелетия. Соседи Руси. Путь «из варяг в греки» как важная торговая и культурная коммуникация варягов и славян. Легендарный характер сведений о первых русских князьях в «Повести временных лет». «Повесть временных лет» о призвании варягов. Проблема образования Древнерусского государства. Первые известия о Руси. Поход князя Олега на Киев, объединение северных и южных земель, перенос в Киев столицы государства Русь.

Основные понятия и термины: князь, дружина, варяги, путь «из варяг в греки», Русь.

Основные персоналии: Рюрик, Олег, Аскольд, Дир.

Первые русские князья Объединение восточнославянских «племён» под властью князя Олега. Дань и полюдье. Походы Олега на Византию и заключение первого в истории Руси международного договора. Княжение Игоря: защита Руси от набегов печенегов, походы на Византию и заключение нового договора. Отзвуки родовых отношений в конфликте киевского князя с древлянами (945). Княжение Ольги: укрепление княжеской власти, установление уроков и погостов, принятие христианства. Походы князя Святослава на Хазарский каганат, в Волжскую Булгарию и Византию; расширение территории государства Русь.

Основные понятия и термины: дань, полюдье, уроки, погосты.

Основные персоналии: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Константин Багрянородный, Иоанн Цимисхий, хан Куря.

Князь Владимир и Крещение Руси Начало правления князя Владимира. Легенда о выборе веры и реальные причины выбора православия. Крещение Руси. Отношение к новой религии в разных слоях древнерусского общества. Значение принятия Русью христианства. Деятельность Владимира по усилению безопасности государственных границ, строительству храмов, распространению грамотности. Создание новой системы управления государством, предпосылки обострения междоусобиц после смерти князя Владимира. Образ князя в народных легендах и преданиях.

Основные понятия и термины: христианство, православие.

Основные персоналии: Владимир Святославич и его сыновья: Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав Владимировичи.

Русь при Ярославе Мудром Борьба за власть между сыновьями князя Владимира Святого. Гибель Бориса и Глеба. Ярослав Мудрый на киевском престоле: личность князя, расширение границ государства, основание новых городов, укрепление международных связей, покровительство Церкви и просвещению. Правда Русская — первый свод законов государства Русь. Нормы древнерусского права. Признаки расцвета Древнерусского государства в правление Ярослава Мудрого.

Основные понятия и термины: усобица, Правда Русская, Пространная Правда, Краткая Правда, кровная месть, вира, гривна.

Основные персоналии: Борис, Глеб, Святослав, Святополк Окаянный, Ярослав Владимирович.

Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол Лествичная система престолонаследия. Борьба за киевский престол между преемниками Ярослава Мудрого. Любечский съезд 1097 г. и новая система княжеской власти на Руси. Владимир Мономах. «Поучение» Владимира Мономаха как источник знаний о жизни князя, его семьи и знати, об идеалах воспитания детей и др. Нарастание тенденции распада Руси на отдельные княжества. Основные понятия и термины: лествичная система престолонаследия, Любечский съезд князей. Основные персоналии: Изяслав, Всеволод и Святослав Ярославичи; Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Мстислав Великий.

Древняя Русь: общество и государство Территория и население государства Русь. Территориально-политическая структура Руси: волости. Общественный строй Руси. Категории рядового и зависимого населения. Князья, дружина. Вотчинное землевладение.

Основные понятия и термины: Русь, посадник, волость, люди, староста, смерды, закупы, бояре, вотчина, холопы, отроки, гриди.

Развитие городов и быт жителей Руси Предпосылки роста и развития городов, ремесла и торговли в XI—XII вв. Общие принципы строительства и планировки русских городов. Вече и формы самоуправления в городах Руси. Развитие ремёсел и торговли. Городское население. Купцы. Быт жителей Древней Руси: жильё, предметы обихода, одежда, досуг.

Основные понятия и термины: детинец (кремль), посад, торг, купцы, вече.

Православная церковь в Древней Руси Влияние православия на повседневную жизнь и духовную культуру Руси. Приспособление языческих обрядов и традиций к новой вере. Организация Православной церкви на Руси. Церковные уставы. Первые монастыри, их основатели и насельники. Киево-Печерский монастырь как центр духовной и культурной жизни Древней Руси.

Основные понятия и термины: Православная церковь, митрополит, епископ, священник, приход, десятина, монастырь, монах (инок), игумен.

Основные персоналии: Антоний и Феодосий Печерские, Нестор-летописец, Алипий Печерский.

Литература Древней Руси Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность и книжное дело. Древнейшие книги: «Новгородская Псалтырь» и «Остромирово Евангелие». Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. Литературные жанры Древней Руси. Выдающиеся памятники древнерусской литературы, их культурно-историческое значение: «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», произведения Владимира Мономаха.

Основные понятия и термины: кириллица, пергамен, берестяные грамоты, устав, былины, летопись, жития, хождение.

Основные персоналии: Кирилл и Мефодий, Нестор-летописец, митрополит Иларион, Владимир Мономах, игумен Даниил.

Искусство Древней Руси Начало храмового строительства на Руси. Крестово-купольная форма храма. Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская и другие каменные храмы Древней Руси. Становление на Руси собственной архитектурной школы. Гражданские постройки (Золотые ворота в Киеве, крепостные башни и др.). Развитие живописи: древнерусские иконы и фрески. Влияние византийских мастеров иконописи на древнерусские иконы. Декоративно-прикладное искусство Древней Руси. Оружейное дело.

Основные понятия и термины: зодчество, крестово-купольный храм, базилика, плинфа, мозаика, фреска, иконы, зернь, скань, перегородчатая эмаль.

Раздел III. Русские земли в середине XII — начале XIII в. (6 ч)

Образование самостоятельных русских земель Причины распада Руси на самостоятельные земли. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Особенности эпохи раздробленности и признаки сохранения единства русских земель в хозяйственной, политической и культурной жизни страны. Влияние раздробленности на экономическое и культурное развитие Руси. «Слово о погибели Русской земли» как реакция современников на княжеские междоусобицы.

Основные понятия и термины: земли, натуральное хозяйство, великий князь, удельный князь.

Земли Южной Руси Особый статус Киевской земли. Факторы ослабления Киевского княжества. Борьба за киевский престол во второй половине XII — начале XIII в. Южная Русь и половцы: военно-политические, хозяйственные и культурные связи между Русью и Половецкой степью. «Слово о полку Игореве»: историческая основа и литературное осмысление.

Основные персоналии и термины: Изяслав Мстиславич, Юрий Долгорукий, Святослав Всеволодович, Игорь Святославич, хан Кончак.

Юго-Западная Русь Территория, природа и население Юго-Западной Руси. Особенности социально-экономического и политического развития юго-западных земель; формирование боярского землевладения, роль бояр в политической жизни. Галицкая земля. Княжение Ярослава Осмомысла. Объединение Галицкой и Волынской земель. Роман Мстиславич и Даниил Романович. Культура Юго-Западной Руси. Основные понятия и термины: усобицы, боярское землевладение, витраж.

Основные персоналии: Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Романович Галицкий.

Новгородская земля Природные условия и хозяйственная жизнь Новгородской земли. Новгород как перекрёсток важнейших торговых путей в эпоху Средневековья. Особенности государственного устройства Новгорода. «Господин Великий Новгород»: облик города, его планировка и благоустройство. Особенности архитектуры и живописи Новгорода. Выдающиеся памятники культуры Новгорода XII — начала XIII в. Берестяные грамоты как исторический источник о жизни новгородцев.

Основные понятия и термины: вече, ряд, кончанские и уличанские старосты, посадник, тысяцкий, архиепископ, гости, берестяные грамоты.

Северо-Восточная Русь Особенности географического положения, природных условий и хозяйственной деятельности населения Северо-Восточной Руси. Предпосылки роста численности населения, строительства новых городов, формирования боярского землевладения и усиления княжеской власти в конце XII — начале XIII в. Личности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, их вклад в развитие и укрепление Владимиро-Суздальской земли. Литература, архитектура и живопись Северо-Восточной Руси. Выдающиеся памятники культуры Владимиро-Суздальской Руси.

Основные персоналии: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

Раздел IV. Русь между Востоком и Западом (6 ч)

Монгольское нашествие на Русь Возникновение Монгольской империи. Военная организация и тактика монгольского войска. Завоевания Чингисхана и его потомков. Приближение монголов к границам южных русских княжеств и первое столкновение на реке Калке (1223). Причины поражения. Походы Батыя на Восточную Европу. Завоевание Руси (1237—1241). Героическая оборона русских городов. Летописи и народные сказания о защитниках Русской земли. Экономические, политические и культурные последствия нашествия.

Основные понятия и термины: хан, улус.

Основные персоналии: Чингисхан, Батый, Мстислав Удатный, Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Юрий Всеволодович, воевода Дмитр.

Натиск с Запада Прибалтийский регион: геополитическое положение, население и хозяйство. Предпосылки и причины крестовых походов в Прибалтику. Ордены крестоносцев и угроза западным границам Руси. Вторжение шведов в новгородские земли. Призвание новгородцами князя Александра Ярославича. Невская битва (1240). Вторжение немецких рыцарей в новгородские земли. Ледовое побоище (1242). Личность Александра Невского.

Основные понятия и термины: военные монашеские ордены, крестоносцы, Невская битва, Ледовое побоище.

Основные персоналии: Александр Невский.

Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII—XV вв. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города Золотой Орды и кочевые степи. Принятие ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Золотая Орда и народы Поволжья, Сибири и Северного Кавказа. Крым после монгольского нашествия. Итальянские фактории Причерноморья (Кафа, Воспоро, Тана, Солдайя), их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Основные понятия и термины: Золотая Орда, курултай, ислам, десятник, сотник, ясак.

Основные персоналии: Чингизиды.

Русские земли под властью Золотой Орды Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Религиозная политика монголов. Политика русских князей в отношении Орды и её правителей в конкретных историко-политических ситуациях: Даниил Галицкий, Андрей Ярославич, Александр Невский и др. Историческая оценка отношений между Ордой и удельными князьями.

Основные понятия и термины: Золотая Орда, ярлык, пайцза, баскаки, выход, численники. Основные персоналии: Батый, Михаил Черниговский, Даниил Галицкий, Андрей Ярославич, Александр Невский.

Великое княжество Литовское и русские земли Возникновение Литовского государства и рост его владений в середине XIII—XV в. Включение русских земель в состав Великого княжества Литовского. Общественный строй и особенности управления Великого княжества Литовского. Сближение Литвы с Польшей. Борьба с крестоносцами. Грюнвальдская битва, её историческое значение.

Основные понятия и термины: паны, Рада, воевода, уния.

Основные персоналии: Гедимин, Ольгерд, Ягайло, Витовт.

Раздел V. Русские земли в середине XIII—XV в. (8 ч)

 Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия Северо-Западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Северо-Восточная Русь после монгольского нашествия: население, особенности управления и социально-экономического развития. Борьба за великое княжение владимирское. Противостояние Твери и Москвы в начале XIV в. Личности московских и тверских князей, способы их борьбы за владимирский престол. Усиление Московского княжества при Иване Калите.

Основные понятия и термины: наместники, удел, вотчина, крестьяне, черносошные крестьяне, оброк, трёхпольная система обработки земли.

Основные персоналии: Даниил Московский, Юрий Данилович, Михаил Тверской, Александр Михайлович, хан Узбек, Иван Калита.

Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой Укрепление Москвы при князе Дмитрии Ивановиче. Упадок Орды в середине XIV в., возвышение темника Мамая в междоусобной войне. Новые черты в отношениях русских князей с Ордой во второй половине XIV в. Союзники Мамая и князя Дмитрия в преддверии решающего сражения. Куликовская битва (1380) и её историческое значение. Герои и образы Куликовской битвы в летописях, литературе, искусстве и исторической памяти потомков. Нашествие хана Тохтамыша на Русь.

Основные понятия и термины: темник, Куликовская битва.

Основные персоналии: Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской, митрополит Алексий, Сергий Радонежский, Владимир Андреевич Серпуховской, Дмитрий Боброк-Волынский, Ягайло, Мамай, Тохтамыш.

Русские земли в конце XIV — первой половине XV в. Расширение территории Московского княжества при Василии I. Ослабление Золотой Орды во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Отношения Москвы с Великим княжеством Литовским. Междоусобная война в Московском княжестве (1425—1453): причины, цели и участники борьбы за великокняжеский престол; средства и результаты войны; её последствия для усиления власти великого князя московского и объединения Руси под властью Москвы. Василий Тёмный. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское, Касимовское ханства, Ногайская Орда. Большая Орда.

 Основные персоналии: Василий I, Юрий Дмитриевич, Дмитрий Шемяка, Василий Косой, Василий II Тёмный, Софья Витовтовна.

Конец эпохи раздробленности Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Новый этап политики московских князей в отношениях с наследниками Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Перемены в устройстве двора великого князя: царский титул и регалии, новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Принятие общерусского Судебника. Основные понятия и термины: централизация, вече, стояние на реке Угре.

Основные персоналии: Иван III, Василий III, Марфа Борецкая, хан Ахмат.

Русская православная церковь во второй половине XIII — XV в. Роль Православной церкви в период ордынского владычества. Предпосылки превращения Москвы в духовный центр русских земель. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль митрополитов Петра и Алексия в политической и духовной жизни Московского княжества. Сергий Радонежский. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба конца XV в.: иосифляне и нестяжатели, ереси.

Основные понятия и термины: уния, автокефалия, ереси, нестяжатели, иосифляне.

Основные персоналии: митрополит Максим, митрополит Пётр, митрополит Алексий, Сергий Радонежский, митрополит Иона, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский.

Русская литература во второй половине XIII —XV в. Последствия монгольского нашествия для духовной и культурной жизни Руси, предпосылки её возрождения в конце XIII — начале XIV в. Развитие письменности. Основные жанры и сюжеты русской литературы. Общерусское и региональное летописание. Памятники литературы Куликовского цикла. Житийная литература. Произведения Епифания Премудрого. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Основные понятия и термины: полуустав, литература Куликовского цикла.

Основные персоналии: Софоний Рязанец, Епифаний Премудрый, Пахомий Серб, Афанасий Никитин.

Искусство во второй половине XIII — XV в. Возрождение каменного зодчества в Новгороде (конец XIII в.) и Северо-Восточной Руси (начало XIV  в.): историко-культурная преемственность и новые черты в архитектуре соборов и монастырей. Новый облик Московского Кремля. Развитие изобразительного искусства. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия.

Основные понятия и термины: закомары, иконопись, иконостас. Основные персоналии: Феофан Грек, Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Дионисий.

Обобщающее повторение (1 ч)

Календарно-тематическое планирование Всеобщая истории 6 класс

Раздел, тема

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

Вводный урок. Что такое Средние века?

Называть хронологические рамки «средневековья». Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира.

1.09

2

Раздел 1. Раннее Средневековья. (9 часов)     В центре Ойкумены.

Византийская империя, или империя ромеев

Использовать  текст исторического источника при ответе на вопрос.

3.09

2

Век Византии  

Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга.

8.09

4

Бури на окраинах.

Германцы – новые хозяева Европы.  

Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга.

10.09

5-6

Возникновение и распространение ислама. Мир ислама 

 

Раскрыть систему управления арабами. Объяснять объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и обязанности мусульман. Рассказать об основных завоеваниях арабов. Объяснить причины распада Арабского халифата. Рассказать о развитии культуры в странах халифата

15.09

17.09

7

Держава франков.

Образование и укрепление государства франков в V – VIII вв.

Использовать  текст исторического источника при ответе на вопрос.

22.09

8

Империя Карла Великого

Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

24.09

9

Северная Европа во времена викингов. 

«Люди Севера» - норманны.

Объяснять  свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.

29.09

10

Сколько раз завоевывали Англию?

Объяснять понятии бритты, англы, саксы, эрл.

1.10

11-12

Раздел 2. Зрелое Средневековье  (14ч)

Средневековое европейское общество.

Земля и власть.

Вечные труженики.

Раскрыть  суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового феодала. Используя текст и иллюстрации учебника, составлять описание феодала. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого крестьянина.

6.10

8.10

13

За стенами замков

Анализировать источники (письменные, вещественные, изобразительные)

13.10

14

Роль церкви и духовенства в средневековом обществе. Наследники Каролингов.

Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, источники богатства церкви. Раскрывать причины возникновения ереси.

15.10

15-16

Крестовые походы.

Раскрыть причины и последствия крестовых походов.

20.10

22.10

17

Лики средневекового города. «Возвращение» городов.

Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе.

27.10

18

В сердце средневекового города.

Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в Средние века.

29.10

19

В поисках знаний

Характеризовать роль церкви распространение знаний, использовать документы и иллюстрации как источник знаний

10.11

20

Упадок городов на закате античной цивилизации и в Раннем Средневековье

Во главе христианского мира. Государства Европы в XII – XV вв.

Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Перечислять характерные черты сословной монархии Сравнивать исторические явления, раскрывать общее и особенное в процессе завершения и объединения.

12.11

21

XIV столетие – век потрясений.

Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность.

17.11

22

На востоке Европы.

Определять характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств.

19.11

23

 Мир за пределами Европы.

Империя монголов. Индия: раджи и султаны.

Рассказать о путешествии Марко Поло. Дать представление о возникновении монгольской империи. Рассказать о завоевательной политике Тамерлана. Рассказывать политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман; значение индийской культуры.

24.11

24

Поднебесная империя Япония в VII – XV вв.

Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Манн. Объяснять причины колониальных вторжений в Китай. Объяснять причины крестьянских волнений и гражданской смуты. Рассказывать о культуре Китая, ее общечеловеческой  значимости. Дать представление об особенностях климатических условий и культурного развития Японии, о жизни самураев. Рассказать о системе управления в Японии.

26.11

25

Очень разная Африка.

Перечислить первые государства тропической Африки. Рассказывать о социальном и государственном устройстве Африки.

1.12

26

Мир совсем неизвестный

Рассказывать о возникновении государства у ацтеков, религии и государственном устройстве. Рассказывать о религии и государственном устройстве у майя и инков, о культуре доколумбовой Америки, объеснить ее значение. Раскрывать особенности политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев.

3.12

27

Глава 4. Европа накануне нового времени (1 ч.)

И снова Европа: навстречу новой эпохе

Анализировать , сравнивать изученный материал. Выделять общее и особенное. Уметь работать с текстом учебника.

8.12

28

Итоговое повторение.

Работа с текстовыми заданиями.

10.12

Календарно-тематическое планирование история России 6 класс

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

Введение (1 час)

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории (5- 6 классов) о видах исторических источников. Объяснять, что изучает истории Отечества.

15.12

2

Раздел 1Древнейшие жители нашей Родины (5 часов) Первобытная эпоха

Показывать на карте расселение человека на территории России, находить на исторической карте древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

17.12

3

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Составление схемы торгового оборота между метрополией и колониями. Характеристика образа жизни, культуры народов Северного Причерноморья и Северного Кавказа.

22.12

4

Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э.

Систематизация информации о кочевых племенах, участвовавших в Великом переселении народов на территории Восточной Европы, в форме таблицы. Описание образа жизни кочевых народов. Составление исторической справки о Волжской Булгарии и Хазарском каганате по предложенному плану

24.12

5

Восточные славяне в древности

Рассказывать об общественном строе и политической организации восточных славян. Описывать жизнь и быт, верования славян

29.12

6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древнейшие жители нашей Родины»

Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы

14.01

7-8

Раздел 2. Древняя Русь в IX – XII века (13 часов) Образование государства Русь

Раскрывать предпосылки и называть время образования Древнерусского государства.

19.01

21.01

9

Первые Русские князья

Систематизировать материал (составлять таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».

26.01

10

Князь Владимир и крещение Руси

Актуализация знания из курса «Всеобщая история» о возникновении христианства и основных его постулатах. Объяснение причин выбора русским князем восточной ветви христианства. Составление и презентация рассказа о Крещении Руси. Оценка значения принятия христианства на Руси. Характеристика деятельности князя Владимира Святославича

28.01

11

Русь при  Ярославе Мудром.

Выявление причин и последствий межкняжеского конфликта после смерти князя Владимира. Составление исторического портрета Ярослава Мудрого. Высказывание своего мнения о результатах правления князя. Анализ норм Правды Русской на основе текста учебника и исторического источника

2.02

12

Приемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол

Раскрытие сущности системы престолонаследия, существовавшей на Руси в древности; объяснение её несовершенства. Объяснение причин и последствий межкняжеских усобиц, поиск аналогий в истории европейских стран. Характеристика княжеского съезда 1097 г., оценка его значения. Составление характеристики Владимира Мономаха

4.02

13

Древняя Русь: общество и государство

Составление схемы «Древнерусское общество». Объяснение различий между основными формами землевладения, существовавшими на Руси

9.02

14

Развитие городов и быт жителей Руси

Составление тезисного плана для развёрнутой характеристики древнерусских городов, развития ремёсел и торговли на Руси

11.02

15

Православная церковь в Древней Руси

Объяснение значения основных понятий темы. Составление схемы «Организация Православной церкви на Руси». Оценка значения Церкви в жизни древнерусских людей и истории нашего государства.

16.02

16

Литература Древней Руси

Объяснение значения основных понятий темы. Составление таблицы «Древнерусская литература» на основе текста учебника. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам.

18.02

17

Искусство Древней Руси

Характеризовать  развитии искусства в Древней Руси в Х — начале XII в.

25.02

18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в IX –XII вв»

Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов

2.03

19

Раздел 3. Русские земли в середине  XII –  начале XIII века (6 часов)  Образование самостоятельных русских земель.

Выявление и объяснение причин наступления нового этапа в развитии Руси, поиск аналогий в истории Западной Европы. Характеристика особенностей удельной системы. Выявление факторов единства русских земель. Объяснение значения основных понятий темы. Составление схемы/таблицы «Последствия раздробленности Руси».

4.03

20

Земли Южной Руси

Составление характеристики географического положения данной земли на основе текста учебника и исторической карты. Выявление причин ослабления центрального княжества. Составление рассказа о деятельности избранных князей Южной Руси. Характеристика отношений Руси с половцами.

9.03

21

Юго-Западная Русь

Определение цели и задач учебной деятельности. Составление характеристики географического положения, экономического и политического развития Юго-Западной Руси на основе текста учебника и исторической карты по примерному плану.

11.03

22

Новгородская земля

Характеристика особенностей географического положения, социально-экономического, политического и культурного развития Новгородской земли на основе текста учебника и исторической карты по примерному плану. Составление описания памятников архитектуры и живописи Новгородской земли.

16.03

23

Северо-Восточная Русь

Характеристика географического положения земель Северо-Восточной Руси на основе текста учебника и исторической карты. Составление плана рассказа о населении, хозяйстве Северо-Восточной Руси, основании Владимиро-Суздальского княжества.

18.03

24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине  XII –  начале XIII века»

Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников.

23.03

25

Раздел 4. Русь между Востоком и Западом (6 часов) Монгольское нашествие на Русь

Составление хронологии монгольских завоеваний на основе текста учебника и исторической карты. Объяснение причин побед монголов в Азии и на Руси. Оценка действий русских князей во время нашествия. Характеристика последствий нашествия

1.04

26-27

Натиск с Запада

Выявление причин и целей походов крестоносцев на Русь и земли Восточной Прибалтики. Составление рассказа о Невской битве и Ледовом побоище.

6.04

8.04

28

Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII – XV  вв.

Характеристика географического положения и государственного устройства Золотой Орды на основе текста учебника и исторической карты. Объяснение значения основных понятий темы урока. Выявление особенностей развития народов евразийской степи и Сибири под властью Золотой Орды. Составление плана сообщения о народах и государствах Крымского полуострова после монгольского нашествия.

13.04

29

Русские земли под властью Золотой Орды

Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Составление схемы «Виды зависимости Руси от Орды».

15.04

30

Великое княжество Литовское и русские земли

Обсуждение особенностей положения русских земель в составе Литовского государства. Составление схемы управления Великого княжества Литовского. Объяснение причин и прогнозирование последствий сближения Литвы и Польши. Характеристика Грюнвальдской битвы

20.04

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь между Востоком и Западом»

Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов.

22.04

32

Раздел 5. Русские земли в середине XIII – XV  в. (7 ч.) Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия

Выявление особенностей и сравнение политического и социально-экономического развития северозападных и северо-восточных земель Руси после монгольского нашествия. Объяснение значения основных понятий темы урока.

27.04

33-34

Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой

Оценка деятельности действующих лиц событий борьбы за великокняжеский ярлык в 1360— 1370-е  гг. Характеристика положения и взаимоотношений Руси и Золотой Орды накануне Куликовской битвы. Составление развёрнутого плана рассказа о битве на р. Воже и Куликовского сражения

29.04

4.05

35

Русские земли в конце XIV в  - первой половине XVв.

Выявление причин и последствий междоусобной войны второй четверти XV в. Объяснение причин и прогнозирование последствий распада Золотой Орды

6.05

36

Конец эпохи раздробленности

Составление схемы «Система управления в Московском государстве в XV — первой половине XVI в.». Объяснение значения основных понятий темы урока. Оценка значения принятия Судебника 1497 г. Высказывание суждений и формулирование общих выводов о значении освобождения Руси от ордынского ига, деятельности Ивана III

11.05

37

Русская Православная церковь культура во второй половине XIII - XV века

Выявление причин переноса митрополии в Москву. Составление исторического портрета Сергия Радонежского, оценка его роли в российской истории. Характеристика событий, связанных с получением Русской церковью статуса автокефалии.

13.05

38

Русская культура во второй половине XIII - XV века Искусство  во второй половине XIII - XV века

Характеристика развития письменности и распространения грамотности в данный период. Составление таблицы «Русская литература во второй половине XIII  — XV в.»

18.05

39

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли  в середине XIII - XV века»

Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов.

20.05

40

Итоговое повторение

Выполнение итоговых контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...