Тематическое планирование подготовки обучающихся к Олимпиаде по предмету «История».
рабочая программа по истории

Чулякмина Мадина Исхаковна
Предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиаде по истории, определены  следующие цели:
• стимулирование интереса детей к истории;
•создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня; историческими источниками;
• расширение информационного пространства в области истории. Данная программа расчитана на среднюю и старшую школу 6-11 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование подготовки обучающихся к Олимпиаде по предмету «История»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования в соответствии с ФГОС является развитие системы поддержки талантливых детей. В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

I этап протекает в рамках урочных занятий на которых необходимо заинтересовать детей истории как учебному предмету.

II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап – заключительный. На этом этапе проводятся  работы с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в истории. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

На уроках истории целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. На них учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиаде по истории, определены  следующие цели: 

• стимулирование интереса детей к истории;

•создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня; историческими источниками;

• расширение информационного пространства в области истории.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- освоение школьниками методики комплексного анализа исторических  текстов и умения работать с различным историческими источниками;

- повторение и систематизация основных понятий по истории России и Всеобщей истории;

- расширение круга знаний, связанного с историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений;

- проработка подходов к созданию собственного текста-эссе.

Ожидаемые результаты

Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся:

- расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по истории; ключевые понятия истории по эпохам; алгоритмы работы с визуальными и текстовыми историческими источниками

- формировать историческое мышление у учащихся;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- повысить их языковую и речевую культуру;

- успешно выступать на олимпиадах различного уровня.

Программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю.

УМК,  применяемый  при подготовке к олимпиадам разного уровня:

  1. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история На уроках и внеклассных мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии. М., «Глобус», 2015
  2. Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. 10-11 классы. М., «Вако», 2013
  3. Пазин Р.В. Обществознание. Сборник  олимпиадных заданий. Школьный и муниципальный этапы. Ростов – на – Дону, «Легион», 2017
  4. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. М., «Айрис – пресс», 2011
  5. Сборник ФИПИ «Отличник ЕГЭ. История». Решение сложных заданий. М., «Интеллект – Центр», 2018
  6. Сборник ФИПИ «Отличник ЕГЭ.  Обществознание». Решение сложных заданий. М., «Интеллект – Центр», 2018

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела или темы

Кол-во часов

1.

Вводный урок

1

2.

Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов

5

3.

Раздел II. Задания на соответствие элементов

3

4.

Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных

6

5.

Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом

2

6.

Раздел V. Работа с историческими текстами

6

7.

Раздел VI. Решение познавательных задач

4

8.

Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами

6

9.

Обобщающее тестирование

1

Итого:

34

Основное содержание:

Введение -1 час

Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и основные виды олимпиадных заданий.

Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов -5 часов

Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа «Заполни пропуски». Задания на выявление лишнего элемента

Раздел II. Задания на соответствие элементов        - 3 часа

Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.)

Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных  - 6 часов

Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц, анализ диаграмм

Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом  - 2 часа

Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями, теориями, явлениями

Раздел V. Работа с историческими текстами        - 6 часов

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и исправление ошибок в тексте.

Раздел VI. Решение познавательных задач  - 4 часа

Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций. Рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа.

Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами – 6 часов

Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание характеристик деятелей. Написание сочинений – эссе.

Тестирование с различными видами заданий  -        1 час

Выполнение итогового теста

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

№ п/п

Название раздела, темы

Общее количество часов

Из них практическая работа

Количество часов на самостоятельную работу

1.

Введение: зачем нужны олимпиады; виды олимпиадных заданий

1

Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов

5

4

1

2.

Общая характеристика заданий данного типа

1

3.

Задания по принципу образования и продолжения рядов

1

1

4.

Задания типа «Заполни пропуски»

1

1

5.

Задания на выявление лишнего элемента

1

1

6.

Самостоятельное выполнение заданий

1

1

Раздел II. Задания на соответствие элементов

3

2

1

7.

Общая характеристика заданий этого типа

1

8.

Выполнение заданий с учителем

1

1

9.

Самостоятельная работа с тестами этого типа

1

1

Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных

6

4

1

10.

Общая характеристика заданий данного типа

1

11.

Как выполнять задания со схемами

1

1

12.

Анализ таблиц и построение таблиц

1

1

13.

Работа с графиками

1

1

14.

Задания на анализ приведенных в диаграмме данных

1

1

15.

Самостоятельная работа с заданиями данного типа

1

1

Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом

2

1

16.

Общая характеристика заданий

1

17.

Практическое выполнение заданий

1

1

Раздел V. Работа с историческими текстами

6

5

2

18.

Общая характеристика заданий этого типа

1

19-20.

Работа с историческими текстами

2

2

1

21-22

Работа с историческими источниками

2

2

1

23.

Самостоятельная работа с текстом

1

1

Раздел VI. Решение познавательных задач

4

3

1

24.

Общая характеристика заданий

1

25.

Решение познавательных  исторических задач

2

2

27.

Самостоятельная работа с задачами познавательного характера

1

1

Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами

6

5

2

28.

Общая характеристика заданий

1

29-31

Написание сочинения - эссе

3

2

1

32-33

Составление исторических текстов из заданных слов

2

1

1

34.

Тестирование с различными видами заданий

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка обучающихся к олимпиадам по информатике

Проект подготовлен на курсах ПК учителей информатики и ИКТ при ГБОУ ДПО ТОИУУ.Подготовка обучающихся к олимпиадам по иПрезентация Microsoft Power Point [257.6 KB]...

Рабочая программа и тематическое планирование подготовки учащихся к олимпиаде по астрономии. 11класс.

Данная публикация будет полезна преподавателям, занимающихся подготовкой обучающихся в 11 (общеобразовательном) классе к олимпиаде по астрономии. Программа разработана на основе программы и рекомендац...

Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".

В статье я делюсь напопленным пкдагогическим опытом подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии  творческих способностей у одарённых детей. В работе представлены условия вониковения опыта, акт...

Личностно-ориентированные технологии при подготовке обучающихся к олимпиаде. Проблемы подготовки и пути выхода

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, когда после прохождения которого вся работа быстро затухает. Результаты ежегодных олимпиад, про...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиадам по истории.

Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев...

Достижения обучающихся в Олимпиаде по предмету "Экономика организации"

Диплом I степени обучающегося группы Т1-18 по специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям в Олимпиаде по предмету "Экономика организации"...