Запад или Восток? Проблема выбора.
план-конспект урока по истории (10 класс)

Хаустова Наталья Александровна

Урок истории России в 10 классе «Запад или Восток? Проблема выбора»  проводится в форме семинара – исследования в рамках Технологии педагогической мастерской. Учащиеся делятся на группы с целью выявления основных черт цивилизаций, бросивших вызов Руси в 13 веке и определения причины цивилизационного выбора Руси в данную историческую эпоху.  Ученики  определяют альтернативы развития Руси и дают аргументированную оценку исторического выбора Древнерусского государства в 13 веке.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prez._ta.ppt1.86 МБ
Файл otkr._urok.docx44.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мы как послушные холопы держали щит меж двух враждебных рас – Монголов и Европы…» А. Блок «Скифы».

Слайд 2

Тема урока: Запад или Восток? Проблема выбора.

Слайд 3

Цель урока: « Определить цивилизационный выбор, который сделала Русь в 13 веке».

Слайд 4

Работа в группах: «Дать характеристику различных сторон накануне столкновения» 1 группа : Дать характеристику монголо – татарам и определить их цели накануне вторжения в русские земли. 2 группа: Дать характеристику крестоносцам и определить их цели накануне вторжения в русские земли. 3 группа: дать характеристику общественного устройства Руси в 13 веке.

Слайд 5

Назовите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Слайд 6

Как называется город, обозначенный на схеме цифрой «1», и каков год его завоевания?

Слайд 7

Назовите цифру, которой обозначен город, до которого монгольское войско не дошло всего сто верст.

Слайд 8

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. 1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период; 2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели; 3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет; 4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства; 5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость; 6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства;

Слайд 9

Назовите имя русского полководца XIII в., одержавшего победу над неприятелем в сражениях, отмеченных на карте цифрами«3»и «4».

Слайд 10

Определите названия и годы этих сражений.

Слайд 11

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. 1) эти битвы были примером междоусобных войн на Руси периода политической раздробленности; 2) сражение, отмеченное на карте цифрой «4» произошло в один год с героической обороной и падением Киева; 3) один из полководцев, участвовавший в битвах, обозначенных на карте цифрами «3» и «4», в последствие был канонизирован русской православной церковью; 4) русское войско потерпело поражение в сражениях с западными завоевателями; 5) последствием данных сражений стало обращение Руси в католичество; 6) ) земля, на которой состоялись битвы, принадлежала Великому Новгороду.

Слайд 12

Вопрос: «Почему монголо – татары оказались удачливее, чем крестоносцы?»

Слайд 13

Определите последствия вторжения иноземных захватчиков для Руси 1 группа: проанализировать материалы «Разорение русских земель». (Приложение 5) 2 группа: проанализировать материалы «Последствия вторжения крестоносцев». (Приложение 6) 3 группа: проанализировать материалы «Установление монголо – татарского ига». (Приложение 7 )

Слайд 14

Русь к XIII веку находилась перед выбором «На кого опереться? На католический Запад в борьбе против татар? На татар в борьбе против католического Запада?

Слайд 15

Альтернативы цивилизационного развития и возможности их выбора Русью в середине 13 в. Западноевропейское рыцарство Монголы На завоеванных землях власть русских князей переставала действовать. Рыцари захватывали земли, подчиняли себе население, строили свои замки и укрепления. Вместо православных церквей возводились костелы, население насильственно обращалось в католичество Власть хана не отменяла власти русских князей в их владениях. На покоренных русских землях сохранялась прежняя система управления. Условием сохранения власти князя было признание верховной власти хана и получение от него ярлыка на подтверждение своих прав. Во внутреннюю жизнь страны монголы не вмешивались. Православная церковь сохранила свое влияние на завоеванных монголами русских землях. Ежегодная выплата дани (ордынский выход).

Слайд 16

Можно ли однозначно оценить последствия утверждения восточной модели цивилизационного развития ? Что он дал Руси: преимущества или принес новые беды?

Слайд 17

Россия в 21 веке С кем нам по пути?

Слайд 18

Домашнее задание. «Моя собственная оценка цивилизационного выбора Руси в середине 13 века». (изложить письменно в рабочей тетради в 15 – 20 предложениях)



Предварительный просмотр:

Тема урока: Запад или Восток? Проблема выбора.

Тип урока: урок анализа и синтеза.

Вид урока: семинар – исследование.

Форма урока: групповое занятие.

Применяемые технологии: технология педагогической мастерской.

Возрастная группа: учащиеся 10 класса.

Задачи урока:

  1. Выделить основные черты цивилизаций, бросивших вызов Руси.
  2. Определить, в чем сущность цивилизационного выбора Руси в 13 веке?
  3. Выявить альтернативы цивилизационного развития Руси в 13 веке.
  4. Дать аргументированную оценку исторического выбора Руси в 13 веке.

          Планируемые результаты урока:

  1. Предметные: научатся осмысленно объяснять сущность возможных вариантов развития Руси на основе углубления исторических знаний о событиях 30 – 40-х г.г. 13 века;
  2. Метапредметные: научатся работать с документальными  источниками знаний, мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать информацию, выстраивать логические цепочки, выявлять причинно – следственные связи.
  3. Личностные: способны оценивать последствия утверждения новой цивилизационной альтернативы; проявляют чувство любви к Родине и уважение к ее истории.

 

Предварительная работа: Класс разделён на три группы по 5 человек. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация урока.

Основные понятия и термины: альтернативы цивилизационного развития, монгольское владычество (иго).

УМК и оборудование:

  1. Сахаров А.Н. Буганов В.И. История России с древнейших времён до XIX века: М.:Просвещение, 2015, часть 1.
  2. Пакеты с источниками исторической информации;
  3. Рабочие листы с заданиями для каждой группы;
  4. Мультимедийная презентация урока.

Структура (этапы) урока:

I этап урока  (постановка, формулирование и решение первой проблемы).

  1. Индуктор. (создание проблемной ситуации, определение цели урока).
  2. Творческое задание группам.
  3. Социализация ( представление группами результатов своей работы).
  4. Промежуточная рефлексия.
  5.  «Разрыв».( Постановка новой проблемы.)

II этап урока (решение новой проблемы).

  1. Обращение к новой информации.
  2. Творческое задание группам.
  3. Социализация ( представление группами результатов своей работы).
  4.  «Разрыв».( постановка нового проблемного задания.)
  5. Промежуточная рефлексия.
  6. Выполнение творческого задания группами.
  7. Социализация ( представление группами результатов своей работы).
  8. Общая рефлексия, сбор рабочих листов учащихся, объявление домашнего задания.

Ход урока:

  1. Индуктор. (создание проблемной ситуации, определение темы и целей урока).

Учитель: На уроках истории мы неоднократно убеждались, что прошлое не исчезает бесследно, его последствия живут и  в настоящем. Сегодня на уроке мы обратимся с вами к событиям семивековой давности, анализ которых, в какой-то мере, может нам  помочь решить  проблемы сегодняшнего дня.

Задачи модернизации современной России  и сегодня ставят вопросы:  «Верен ли путь нашего выбора?», « Каким ориентирам следовать?»,  «Какие приоритеты выбрать?», « С кем идти?».

Как часто приходилось и приходится нашей стране  отвечать на эти вопросы.

Впервые это произошло при выборе религии. Тогда в Xв.  Русь сделала выбор в пользу Византии. В XIIIв. Русь вновь встала перед

проблемой выбора между двумя цивилизационными потоками. Но  до сих пор эта тема  остаётся одной из самых «спорных» в отечественной истории. Цивилизационный выбор, который сделала Русь в середине XIII века, оказал большое влияние на её последующее развитие, а, значит, и на современное положение.

 Итак, перед вами - проблемное задание, которое  представлено в виде эпиграфа:

«Мы как послушные холопы

Держали щит меж двух враждебных рас –

Монголов и Европы».

А.Блок. Скифы.

Учитель: Как вы считаете, о чем идет речь в данном высказывании? Давайте определим тему нашего урока.  (определяют тему)

Учитель: Исходя из темы урока, подумайте и определите, какая задача стояла перед Русью в 13 веке? ( Цель урока: определить  цивилизационный  выбор, который сделала Русь в XIII веке, держа «щит меж двух враждебных рас – Монголов и Европы».)

Для этого нам предстоит работать в составе учебных групп и  выполнить задания в рабочих листах, используя для этого уже имеющиеся знания, а также предложенные источники исторической информации.

Ученики получают рабочие листы (Приложение 1).

  1. Творческое задание.

Учитель: Сегодня вы - участники творческой мастерской. Вам  предлагается на основе анализа исторических источников дать характеристику различных сторон накануне столкновения  (Задание 1, Приложение 1).

 1 группа: вы должны дать характеристику монголо – татарам и определить их цели накануне вторжения в русские земли. (Приложение2).

2 группа: Дать характеристику крестоносцам и определить их цели накануне нашествия на русские земли .(Приложение 3).

3 группа: дать характеристику общественного устройства Руси в 30-х гг. XIII века. (Приложение 4).

  1. Работа с материалами.
  2. Социализация.

Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.

  1. Промежуточная рефлексия.

Вопрос учителя: Предположите, чем  могло закончиться противостояние сторон?

  1. Разрыв. 

Учитель: А сейчас я предлагаю вам восстановить исторические события и актуализировать знания по теме «Борьба Руси с иноземными завоевателями».

(Фронтальный опрос. На слайдах – задания в формате ЕГЭ.)

Учитель: На основе полученных знаний сделайте вывод, чья внешнеполитическая деятельность оказалась более успешной?

Перед учащимися ставится проблемный вопрос:

 Почему монголо – татары оказались удачливее, чем крестоносцы?

(ответы детей).

  1. Творческое задание в группах.

Учитель:  выполните  задание 2 Приложения 1 и  определите  последствия вторжения иноземных захватчиков для Руси.

1 группа должна проанализировать материалы «Разорение русских земель монголо - татарами».(Приложение 5).

2 группа  -  «Последствия вторжения крестоносцев».(Приложение 6).

3 группа  «Установление монголо – татарского ига».( Приложение 7).

  1. Работа с материалами. 

  1. Социализация. 

Представление группами результатов своей работы через устные ответы учащихся.

  1. Разрыв. 

Учитель: Русь оказалась зажатой между  двумя агрессивными силами – Священной Римской империей с Запада и Монгольской империей с Востока. В таких условиях нависла угроза потери не только отдельных территорий, но и национальной независимости и государственности.. Как выжить? На кого опереться?  С крестоносцами против Орды или с Ордой против крестоносцев?

Перед страной встал вопрос: «На кого опереться в борьбе за выживание?».

Какой выбор стоял перед Русью в этот период? (Ответ: С кем объединиться, с Западом или с Востоком).

Какой порядок устанавливали Европейские рыцари на завоеванных землях?

Какой порядок устанавливали монголы на завоеванных землях?

Как вы считаете, какая альтернатива имела наибольшие шансы утвердиться на Руси в этот период?

Альтернативы цивилизационного развития и возможности их выбора Русью в середине ХIII в.

Западноевропейское рыцарство

Монголы

  1. На завоеванных землях власть русских князей переставала действовать.
  2. Рыцари захватывали земли, подчиняли себе население, строили свои замки и укрепления.
  3. Вместо православных церквей возводились костелы, население насильственно обращалось в католичество
  1. Власть хана не отменяла власти русских князей в их владениях. На покоренных русских землях сохранялась прежняя система управления.

Условием сохранения власти князя было признание верховной власти хана и получение от него ярлыка на подтверждение своих прав.

  1. Во внутреннюю жизнь страны монголы не вмешивались.
  2. Православная церковь сохранила свое влияние на завоеванных монголами русских землях.
  3. Ежегодная выплата дани (ордынский выход)
  4. Участие в военных походах монголов

Учитель: 1). Какой же цивилизационный выбор сделала Русь в середине 13 века? (Ответ: Русь выбрала Восточный путь развития).

2). Можно ли однозначно оценить последствия утверждения восточной модели цивилизационного развития? Что он дал Руси: преимущества или принес новые беды?  

11. Промежуточная рефлексия. (уч – ся высказывают свою точку зрения).

Учитель:Моя позиция заключается в следующем. Выбор восточной цивилизационной альтернативы был для Руси вынужденной мерой, он был очень тяжел для страны, но позволил ей сохранить свою духовную основу, территорию и саму государственность, оказав огромное влияние на все последующее ее развитие.

Учитель: Современность снова поставила Россию перед выбором. Что это за выбор? Каков он?  (Ответы детей).

 Международная ситуация сегодня такова, что мы снова должны определиться, по какому пути идти? С кем сотрудничать? Ну а что нам даст в итоге этот выбор время покажет…

  1. Сбор рабочих листов.

  1.  Объявление домашнего задания: «Дать собственную оценку цивилизационному выбору Руси в середине XIII века». Изложить письменно в рабочей тетради в 10 – 15 предложениях.

Приложение 1.

Рабочий лист первой группы.

Основные требования к работе на уроке:

  1. Письменно оформлять ответы в виде тезисов  на рабочих листах.
  2. В конце урока заполненные рабочие листы необходимо сдать на проверку.

Задание 1.

Изучив источники исторической информации, дайте характеристику монголо – татарам  и определите их цели накануне нашествия на русские земли (Приложение 2) Ответ изложите в 3 – 4 кратких тезисах в рабочем листе.

Тезисы ответа:

  1.  

  1.  

  1.  

  1.  

Задание 2.

Определите  последствия вторжения иноземных захватчиков. (Приложение 6). Ответ изложите в 3 – 4 кратких тезисах в рабочем листе.

Тезисы ответа:

  1.  

  1.  

  1.  

  1.  

Приложение 1.

Рабочий лист второй группы.

Основные требования к работе на уроке:

  1. Письменно оформить  ответы в виде тезисов  на рабочих листах.
  2. В конце урока заполненные рабочие листы необходимо сдать на проверку.

Задание 1.

Изучив источники исторической информации,  дайте  характеристику крестоносцам и определите их цели  накануне нашествия на русские земли (Приложение 3). Ответ изложите в 3 – 4 кратких тезисах в рабочем листе.

Тезисы ответа:

  1.  

  1.  

  1.  

  1.  

Задание 2.

Определите  последствия вторжения иноземных захватчиков. (Приложение 7). Ответ изложите в 3 – 4 кратких тезисах в рабочем листе.

Тезисы ответа:

  1.  

  1.  

  1.  

Приложение 1.

Рабочий лист третьей группы.

Основные требования к работе на уроке:

  1. Письменно оформить  ответы в виде тезисов  на рабочих листах.
  2. В конце урока заполненные рабочие листы необходимо сдать на проверку.

Задание 1.

Изучив источники исторической информации, дайте  характеристику Руси в 30 – х.гг.XIII века (Приложение 4). Ответ изложите в 3 – 4 кратких тезисах в рабочем листе.

Тезисы ответа:

  1.  

  1.  

  1.  

  1.  

Задание 2.

Определить последствия вторжения иноземных захватчиков: «Установление моноголо – татарского ига» (Приложение 8). Ответ изложите в 3 – 4 кратких тезисах в рабочем листе.

Тезисы ответа:

1

2

3

4

 

Приложение 2

Материалы к заданию 1 для первой группы.

«Цели и характеристика монголо – татар накануне нашествия на русские земли».

  1. «В 1227г.умер Чингисхан, завещавший монголам покорить всю землю вплоть до находящегося на западе «моря франков», или «последнего моря». (Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII – XV вв.)».

  1. «В 1235г. на курултае монгольских ханов, который проходил под руководством нового великого хана Угэдэя, третьего сына Чингисхана, было принятии решение о походе в Европу, «к последнему морю. (Сахаров А.Н. Буганов В.И. История России)».

  1.  «Администрация монгольской империи была прежде всего военной организацией. Кочевое государство представляло собой армию на марше. Хан был неограниченным правителем. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи, воины должны были служить с 14 до 70 лет. Для обеспечения порядка была создана 10-тысячная гвардия. Железная дисциплина была основным законом – за её нарущение было два наказания: смертная казнь или ссылка в Сибирь. (Геллер М. История Российской империи)».

  1. «Древние авторы определяют численность монгольской армии в 300-400 тыс. бойцов. Это значительно больше, чем было мужчин в Монголии в XIII веке. В.В.Каргалов считает правильной цифру: 12 – 140 тыс., но и она представляется завышенной. Ведь для одного всадника требовалось не менее трёх лошадей: ездовая, вьючная и боевая…Реальна цифра Н.Веселовского – 30 тыс. воинов, а значит, около 100 тыс. человек.(Гумилёв Л.Н.Древняя Русь и Великая степь)».

Приложение 3

Материалы к заданию 1 для второй группы:

«Цели и характеристика крестоносцев накануне нашествия на русские земли».

  1. «В XI-XIII вв. католическая церковь во главе с папой была единственной централизованной силой в Европе. Папство стало претендовать на полное верховенство, бороться за подчинение всех правителей церковной власти. В 1202 в Восточной Прибалтике возник рыцарский Орден меченосцев. В конце 20-х гг. возник Тевтонский орден, который через десять лет объединился с Орденом меченосцев в мощный рыцарский орден – Ливонский… В 1227г. Папа Григорий IX заявляет о необходимости роста католического влияния до неограниченных пределов. (Дегтярев А. Невская битва)».

  1. В 1238г. Папские призывы к походу на русских язычников (православное христианство католицизм считал язычеством) были облачены в форму договора между магистром Ордена и датским королём о походе на русские владения. Огромный урон был понесён Русью в ходе моноголо – татарского нашествия, страна казалась неспособной к сопротивлению и Новгород был лишён общерусской поддержки в борьбе против врагов на западных рубежах. (Дегтярев А. Невская битва)».

  1. «Организатором и координатором антирусского похода был папский  легат Вильгельм, получивший от папы Григория IX задание принудить Новгород перейти в католическую веру. Шансы для этого были немалые. Среди новгородцев и псковичей были германофилы, предпочитавшие выгодную торговлю с Ганзой кровопролитной войне. (Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь)».

Приложение 4.

Материалы к заданию 1 для третьей группы:

«Характеристика Руси в середине XIII века.»

  1. К началу XIII века Русь более столетия жила в условиях раздробленности. Сложилась до полутора десятков княжеств. Большинство их представляло собой монархии во главе с великим князем, ему подчинялись, в пределах его земли – княжества, владетели более мелких уделов – князья удельные. Удельные порядки не могли не ослабить Русь – в военном, политическом плане; многие государства зачастую не выступали единым фронтом против внешних нападений. Князья и земли враждовали друг с другом. (Сахаров А.Н. Буганов В.И. История России)».

  1. «Какими же оборонительными возможностями располагала Русь? Средневековый бой с использованием холодного оружия требовал высокой профессиональной подготовки. Главную роль в нём играла конная дружина. Пешее городское ополчение выполняло вспомогательные обязанности. Крестьяне к походам вообще не привлекались. Горожан и феодалов во Владимиро – Суздальской земле насчитывалось 100 тыс. человек. Следовательно, боеспособных мужчин было не более 20 – 25 тыс. человек. Новгород мог выставить войско в 7 – 10 тыс. человек. Рязань могла собрать 3 – 7 тыс. человек. (Кацва Л.А. Юрганов А.Л. История России в VIII – XV вв.)».

Приложение 5.

Материалы к заданию 3 для первой группы:

«Разорение русских земель татаро - монголами».

  1. «И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы…и огню всех предали- во святой церкви пожгли, и иные от оружия пали. И в городе многих людей. И жён. И детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли. (Из «Повести о разорении Рязани Батыем»).

  1. «По данным археологов, из 74 городов, существовавших на Руси в XII-XIII вв., 49 были разрушены Батыем, причём 14 обезлюдели навсегда. Многие из уцелевших, особенно ремесленники, были угнаны в рабство. Исчезли целые специальности. Самый тяжёлый урон был нанесён феодалам. Из двенадцати рязанских князей погибли девять, из трёх ростовских – двое, из девяти суздальских – пятеро. Состав дружин сменился чуть ли не полностью. (Кацва Л.А. Юрганов А.Л. История России VIII – XV вв.)».

Приложение 6

Материалы к заданию 3 для второй группы

«Последствия вторжения крестоносцев».

  1. «Орден отказался от претензий на земли Новгорода и Пскова. Однако в последующие годы Александру Невскому пришлось не раз отражать набеги шведов и литовцев. (Сахаров А.Н. Буганов В.И. История России)».

  1. «Заключён договор между немцами и Псковом, по которому крестоносцы уходили со всех захваченных ими земель и освобождали всех пленных. Орден отказался от агрессивных замыслов в отношении Русских земель. Предотвращена попытка распространения на Руси католицизма. (Набатова О.Г. История России с древнейших времён до начала XVI века)».

  1. «Александр Невский, дабы сохранить религиозную свободу, пожертвовал свободой политической, и два подвига Александра Невского – его борьба с Западом и его смирение перед Востоком – имели единственную цель – сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа. В числе подвигов Александра Невского – ответ послам, которые пришли к нему от Папы «из великого Рима»: «…от вас учения не примем»

(Геллер М. История Российской империи)».

Приложение 7

Материалы к заданию 3 для третьей группы

«Установление монголо – татарского ига».

  1. «Власть над Русью Орда поддерживала с помощью постоянного террора. В русских княжествах, городах расположились ордынские карательные отряды во главе с баскаками; их задача – поддерживать порядок, послушание князей и их подданных, главное же – наблюдать за исправным сбором и поступлением в Орду дани с Руси – «Ордынского выхода». (Сахаров А.Н. Буганов В.И. История России)».

  1. «Население русских земель было обложено с жилища, Подготовкой к введению налоговой системы на Руси стала перепись населения. Кроме денежной подати добавлялась ямская повинность: обеспечение подводами и лошадьми ямской службы – почты. (Геллер м. История Российской империи)».

  1. «Привилегированное положение церкви обеспечивалось тем, что митрополит, как князья имел прямой доступ к хану. Это давало ему возможность влиять на политику. В русских церквях молились за «вольного царя», как называли хана. Получив ярлык от хана, митрополит был независим о князя. (Геллер м. История Российской империи)».

  1. «Татары не изменили системы власти на Руси, они сохранили существовавший политический строй. Взяв себе право назначать князя. Каждый русский князь – ханы никогда не выходили за пределы династии Рюриковичей – должен был явиться в Сарай и получить ярлык на княжение. Монгольская система открывала широчайшие возможности непрямого управления страной: все князья получали «ярлык» и тем самым имели доступ к хану. (Геллер м. История Российской империи)».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема выбора профессии в современных условиях

Выбор профессии на сегодняшний день является первоочередной задачей которую необходимо решать в средней школе....

"Проблема выбора Насти и Митраши по сказке -были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Отличие данного урока от традиционных состоит в том, что он построен по методике Эдварда де Боно. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочн...

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Экспериментируя с методической литературой по разным учебникам математики, а последнее время часто перечитывая «Методику преподавания математики» сразу можно сделать сравнение какой учебник «луч...

Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка

Тренировочный тест для подготовки к ГИА...

Test 10 Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка

тренировочный тест для подготовки к ГИА...

Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.

Методическая разработка  урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...

Тест по экономике для 6 кл. по теме «Проблема выбора в экономике. Цена выбора»

Данный тест составлен для отработки таких важных экономических понятий как "проблема выбора" и "цена выбора (альтернативная стоимость)"; он всесторонне охватывает материал данной темы и может быть исп...