Урок истории "Рабство в Древнем Риме"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Чулякмина Мадина Исхаковна

Урок по Всеобщей истории "Рабство в Древнем Риме" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabstvo_v_drevnem_rime.docx22.32 КБ
Office presentation icon rabstvo_v_dr_rime.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: История

Учитель: Юсупова Мадина Исхаковна

Класс: 5Д

Тема урока: «Рабство в Древнем Риме»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

По УУД - формировать способность к исследованию, обнаружение необходимых учебных умений по построению нового понятия, по формированию нового знания.

По предметным умениям – формировать умения выделять существенные признаки рабовладения в Древнем Риме, обобщать их и формулировать определение понятия «рабовладения», «источники рабства».  Создать условия для формирования чувства сопереживания, способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между событиями и давать им оценку.

Оборудование: Вигасин А.А. История.Древний мир.5кл.-М.:Просвещение, 2019.-303 с., презентация «Рабство в Древнем мире»

Основные понятия и термины: раб, рабовладелец, права человека, имение, гладиатор, амфитеатр

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание) 2 мин.
  2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений) 2 мин.
  3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию) 3 мин.

Организует проблемную ситуацию, в которой восстанавливаются необходимые для новой темы знания, умения предыдущих уроков и ставится цель.

- Историю какого древнего государства вы изучали на предыдущих уроках? Покажите на карте и дайте географическое определение страны Италии.

- Вспомним, какой была тема предыдущего урока? Как вы думаете, что делали с пленными людьми римляне?

Зачем нужны были рабы в гос-ве?

-Как вы думаете, о ком сегодня будет идти речь?

Слушают учителя. Осмысливают цель урока. Отвечают на вопросы.

-Древний Рим, показывают на карте.

-Завоевание Средиземноморья.

Пленных убивали или делали рабами. На картине на доске изображен триумф в Риме, идут рабы.

-Рабы выполняли тяжелую работу бесплатно.

-Мы будем изучать рабов в Риме. (записывают тему урока)

Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности. Самоконтроль.

Коммуникативные: 

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы и использовать речь для формулирования суждений

Познавательные: слушают учителя, формулируют высказывания, сравнивают по заданным критериям, принимают активное участие в обсуждении.

  1. Формирование новых знаний (цель: выяснить подробности жизни рабов, источниках рабства в Древнем Риме, как использовался труд рабов, используя обобщения делать выводы)

18 мин.

Он родился свободным
Под отеческим кровом. 
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен-
Никогда не увидит
Он отчизны просторы.

О ком идёт речь в отрывке?

Кто же такие рабы? 

Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей в то время было по 8 тыс., а то и 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско.

Откуда же в Древнем Риме было столько много рабов? (слайд 4) Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

Как вы думаете, какие еще могли быть источники рабства?

Работа с учебником по рядам.

1 ряд: стр.238-239. Прочтите п.2 и найдите какими видами работ занимались рабы в имении.

2 ряд: стр.240. Рабы в богатом доме.

3 ряд: стр.240-241. Гладиаторы на арене амфитеатра.

Обучающиеся отгадывают загадку, вспоминают из предыдущих тем определение «рабы», «рабовладелец». Рассуждают.

- Рабов захватывали из других стран, продавали.

Слайд 5 записывают определения.

Слайд 6 смотрят, отвечают.

Применение труда рабов в имении: сельское хозяйство, ремесленное производство, каменоломни, рудники.

Применение труда рабов в богатом доме: домашняя прислуга, врачи, писари. Им жилось легче.

Гладиаторы участвовали в боях на потеху публике.

Регулятивные: уточняют проблему в учебной деятельности, планируют свою деятельность в соответствии с поставленной проблемой

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, формулировать собственное суждение, формулировать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: учатся выделять существенные признаки, анализировать текстовый документ, делать выводы

  1. Физкультминутка (1 мин)

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали. 

Повторяют движения за учителем.

  1. Применение понятия (или правила) на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия/правила) 6 мин.

Составить синквейн на основе полученных знаний.

1 строка – 1 существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза по теме

5 строка- 1 слово –итог

Например!

Рабство.

Жестокое, тяжелое.

Трудиться, воевать, пленять.

Пленные становились рабами.

Завоеватели.

Фронтальный опрос по теме.

Обучающиеся составляют синквейн, делятся результатами.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность по решению проблемы и корректируют ее.

Коммуникативные: организовывают работу в группах, участвуют  в коллективном диалоге, высказывают своё мнение.

Познавательные: умеют  выделить главное, классифицируют  информацию, умеют работать с разными источниками.

  1. Рефлексия (цель: соотнести цели урока и его результаты, осознание метода и алгоритм построения нового знания) 5 мин.

Оценивают конечный результат.

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Я понял…

Урок дал мне для жизни…

Обучающиеся отвечают на вопросы

-О рабстве в Древнем Риме.

- Определить источники

рабства в Риме, узнать, где применяли труд рабов.

-Раб – это бесправный человек, собственность богатого человека.

- Это специальное сооружение где проходили гладиаторские бои

Коммуникативные: понимают позицию другого, поддерживают товарища, осознанно используют речевые средства, умеют убеждать, точно и ясно выражают свои мысли.

Познавательные: учатся находить положительные результаты в коллективной творческой деятельности. Дают оценку такому явлению как «рабство».

  1. Информирование о домашнем задании

(2 мин)

§49 читать, повторять записи в тетрадях.

Творческое задание по выбору:
- опишите рисунок «Рабы в имении» по первому заданию  в красной рамке стр.241
                            ИЛИ
- составьте кроссворд по изученной теме (не менее 8 слов).

Записывают задание.

Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Он родился свободным Под отеческим кровом. Но в железные цепи Был врагами закован. Он теперь на чужбине, Он теперь не свободен- Никогда не увидит Он отчизны просторы.

Слайд 3

Какие источники рабства вы знаете?

Слайд 4

Источники рабства

Слайд 5

Рабство в Древнем Риме Дополнительный материал к уроку истории, УМК Всеобщая история 5 класс

Слайд 6

Раб – это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – собственник, хозяин рабов. Стр.239 Завоевания- главный источник рабства.

Слайд 7

ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА РАБОВ 1 ряд: Какие работы выполняли рабы в имении? Стр.238-239 2 ряд: Какие работы выполняли рабы в богатом доме? Стр.240 3 ряд: Чем занимались гладиаторы? Стр. 240-241

Слайд 8

Имение - земельное владение богатого человека

Слайд 9

КАМЕНОЛОМНИ И РУДНИКИ

Слайд 10

РАБЫ В БОГАТОМ ДОМЕ

Слайд 11

ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА РАБОВ

Слайд 13

БОИ ГЛАДИАТОРОВ

Слайд 14

Гладиаторы - сильные и ловкие рабы, специально обученные для битвы в амфитеатрах

Слайд 15

КОЛИЗЕЙ – САМЫЙ БОЛЬШОЙ АМФИТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА. Амфитеатр - специальное сооружение для зрелищ, гладиаторских игр, в котором места располагались вокруг арены

Слайд 16

Составьте синквейн по теме «Рабство в Древнем Риме» 1 строка – 1 существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – фраза по теме 5 строка- 1 слово –итог Например! Рабство. Жестокое, тяжелое. Трудиться, воевать, пленять. Пленные становились рабами. Завоеватели.

Слайд 17

Было интересно… Продолжи….. Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд 18

Оцените свою деятельность на уроке Не нравится Нравится

Слайд 19

Домашнее задание §49 читать, повторять записи в тетрадях. Творческое задание по выбору: - опишите рисунок «Рабы в имении» по первому заданию в красной рамке стр.241; ИЛИ - составьте кроссворд по изученной теме (не менее 10 слов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Цели:образовательные- дать учащимся представление о жизни римских рабовладельцев и труде римских рабов. ввести новые понятия: триумф. провинция, гладиатор. амфитеатр. развивающие- продолжить форм...

Презентация к открытому уроку "Рабство в Древнем Риме" 5 класс

В презентации отражён учебный материал к открытому уроку в 5 классе по теме "рабство в Древнем Риме"....

Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" 5класс

Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" для обучающихся 5 класса...

Рабочий лист к уроку "Рабство в Древнем Риме"

Рабочий лист для учащихся к уроку "Рабство в Древнем Риме"...

Разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Урок истории в 5 классе по ФГОС...

урок рабство в древнем Риме .

план-конспект урока истории в 5 классе...

Урок-проект "Культура Древнего Рима"

Применение проектной технологии на уроке истории в 5 классе...