Презентации по Истории России 6 класс под редакцией Торкунова
презентация к уроку по истории (6 класс)

Шарапов Антон Сергеевич

Комплекс презентаций для учебника Истории под редакцией Торкунова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация Урок №1 Наша Родина - Россия. 2.1 МБ
Файл Урок №2 Древние люди и их стоянки на территории современной России2.87 МБ
Файл Урок №3 Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники2.85 МБ
Файл Урок №4 Образование первых государств1.74 МБ
Файл Урок №5 Восточные славяне и их соседи2.64 МБ
Файл Урок №7 Первые известия о Руси2.81 МБ
Файл Урок №8-9 Становление древнерусского государства1.4 МБ
Файл Урок №11 Русское государство при Ярославе Мудром2.54 МБ
Файл Урок №12 Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.2.87 МБ
Файл Урок №13 Общественный строй и церковная организация на Руси1.43 МБ
Файл Урок №14 Место и роль Руси в Европе2.91 МБ
Файл Урок №15 Культурное пространство Европы и культура Руси1.59 МБ
Файл Урок №16 Повседневная жизнь населения1.69 МБ
Файл Урок №18 Политическая раздробленность на Руси1.27 МБ
Файл Урок №19 Владимиро - Суздальское княжество2.48 МБ
Файл Урок №20 Новгородская республика2.19 МБ
Файл Урок №21 Южные и юго - западные русские княжества2.03 МБ
Файл Урок №23 Монгольская империя и изменение политической карты мира1.62 МБ
Файл Урок №24 Батыево нашествие на Русь2.2 МБ
Файл Урок №25 СЕВЕРО - ЗАПАДНАЯ РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ2.46 МБ
Файл Урок №26 Золотая Орда1.94 МБ
Файл Урок №27 Литовское государство и Русь2.9 МБ
Файл Урок №28 Усиление Москоского княжества2.4 МБ
Файл Урок №29 Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва2.5 МБ
Файл Урок №32 Московское княжество в первой половине XV в.2.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАША РОДИНА – РОССИЯ Урок №1

Слайд 2

Определение исторической науки Это комплекс гуманитарных наук , изучающих историю человечества.

Слайд 3

Наука, помогающая изучать историю Археология Наука , изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей - вещественным (археологическим) памятникам. Великий Новгород . Древнейшая улица города.

Слайд 4

Наука, помогающая изучать историю! ЭТНОГРАФИЯ - наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. Этнографический музей в Козьмодемьянске. , их происхождение,

Слайд 5

Наука, помогающая изучать историю! Геральдика - отдел исторической науки (специальная историческая дисциплина) , занимающийся изучением гербов (в этом значении геральдика также называется «гербоведением») . Герб Рюрика Герб Владимира Святославича

Слайд 6

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 7

Науки , помогающие изучать историю! ХРОНОЛОГИЯ- вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов.

Слайд 8

Хронологические рамки периода

Слайд 9

Группы исторических источников 1.Письменные: документы, исторические исследования, мемуары , прочие литературные произведения и т.д. Повесть временных лет

Слайд 10

Группы исторических источников 2.Устные: предания, легенды, сказки, мифы, русские народные песни и т.д.

Слайд 11

Группы исторических источников 3.Вещественные: остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п .

Слайд 12

Евразия С амый большой материк на Земле. Площадь — 54,759 млн . км², что составляет 36 % площади суши.

Слайд 13

Основные семьи и группы на карте России

Слайд 14

Цивилизация - это единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); Глоссарий

Слайд 15

Вспомним пройденное! Перечислите виды источников: письменные устные вещественные

Слайд 16

Проверь себя! Перечисли виды источников: письменные документы, исторические исследования, м емуары , прочие литературные произведения и т.д. устные предания, легенды, сказки, мифы, русские народные песни и т.д. вещественные остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п .

Слайд 17

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 18

Домашнее задание Базовый уровень: Используя текст введения (с. 6 – 8) и Интернет, напишите список из 5 - 6 крупнейших государств мира ( по размеру их территории ); напишите, что вы знаете об истории своей страны в древности. Повышенный уровень: Начните работу над исследовательским проектом по теме «Место и роль Руси в Европе». Разработайте универсальный план исследования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древние люди и их стоянки на территории современной России Урок №2

Слайд 2

Проверка домашнего задания Россия Канада Китай США Бразилия 17 125 191 9 984 670 9 598 962 9 519 431 8 514 877 Сопоставь название страны и ее территорию

Слайд 3

Проверь себя! Россия Канада Китай США Бразилия 17 125 191 9 984 670 9 598 962 9 519 431 8 514 877 Сопоставь название страны и ее территорию

Слайд 4

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 5

Проблема урока Как первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России?

Слайд 6

Появление первых людей на территории современной России 1 млн. лет – появление древнего человека на территории Дагестана и на Таманском п-ве .

Слайд 7

Присваивающее хозяйство Хозяйство с преобладающей ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства.

Слайд 8

Д рeвнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, но использовались также дерево и кость. Каменный век

Слайд 9

Палеолит - начало использования каменных орудий. (2,5 млн. лет н.) Мезолит- начинается глобальное послеледниковое потепление. ( 11 тыс. лет до н.э .) Неолит - каменные шлифованные и просверленные орудия. Каменный век

Слайд 10

35 – 45 тыс. лет - возраст стоянок в районе д. Костенки; 25 тыс. лет – стоянка Сунгирь; 1959 г. – обнаружение находок в Каповой пещере. Древнейшие стоянки человека Рисунки в Каповой пещере

Слайд 11

80 тыс. лет н. – начало ледникового периода; Зарождение родового строя

Слайд 12

Спустя тысячелетия льды отступили и появляется растительность и животные ( мамонты, шерстистые носороги, северные олени, дикие лошади). Зарождение родового строя

Слайд 13

Суровые условия

Слайд 14

Человек современного типа 40 тыс. лет – сформировался современный человек.

Слайд 15

Глоссарий Племя - этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Род —группа людей, возводящих своё происхождение к общему предку-родоначальнику. Община - форма организации общества, характеризующаяся коллективным владением средствами производства, совместным ведением хозяйства.

Слайд 16

Совершенствование орудий труда Микролиты изготавливались из кремня, представляли собой различные сечения призматических пластинок и имели размеры от нескольких миллиметров до 3 сантиметров.

Слайд 17

Вспомним пройденное! ________ —группа людей, возводящих своё происхождение к общему предку-родоначальнику. Племя - этническая и социальная общность людей, связанных ___________________ , территорией, культурой, ________________________ Община - ___________________ , характеризующаяся коллективным владением средствами производства, _________________ . Вставь пропущенные слова:

Слайд 18

Проверь себя! Племя - этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями , территорией, культурой, языком и самоназванием. Род —группа людей, возводящих своё происхождение к общему предку-родоначальнику. Община - форма организации общества , характеризующаяся коллективным владением средствами производства, совместным ведением хозяйства.

Слайд 19

Проблема урока Как первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России?

Слайд 20

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 21

Домашнее задание Базовый уровень: Изучи текст учебника (с.11 – 12) и напиши перечень древнейших стоянок человека. Какие из фактов (укажи не менее трех) показались вам интересными? Какие вопросы у вас возникли по содержанию текста? Объясни связь между окончанием ледникового периода и совершенствованием орудий труда. Повышенный уровень: Используя Интернет и дополнительную литературу, укажи названия стоянок первобытного человека на территории России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы ремесленники Урок №3

Слайд 2

Повторение пройденного преобладающая роль охоты, собирательства и отчасти рыболовства. каменные шлифованные и просверленные орудия. Напиши определение: изготавливались из кремня, представляли собой различные сечения призматических пластинок.

Слайд 3

Проверь себя! Присваивающее хозяйство преобладающая роль охоты, собирательства и отчасти рыболовства. каменные шлифованные и просверленные орудия. Неолит различные сечения призматических пластинок. Микролиты Напиши определение:

Слайд 4

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 5

Проблема урока Почему переход к производящему хозяйству считается самым важным событием в истории человечества?

Слайд 6

Земледелие 5 – 6 тыс. лет н. – на юге нашей страны зарождается земледелие . Появление специальных орудий для обработки земли – мотыги с каменным наконечником.

Слайд 7

Скотоводство Человек одомашнивает коз, овец, свиней, коров. Впервые в мире на Южном Урале одомашнили лошадь.

Слайд 8

Неолитическая революция – переход человека от присваивающего хозяйства к производящему. Глоссарий собирательство

Слайд 9

Ремесло Изготовление: керамической посуды; одежды из ткани. Появление металлических орудий. Соха с железным лемехом Мотыга

Слайд 10

Новые профессии Кузнец Гончар Ремесленники — люди, обладающие определёнными навыками ,производящие на продажу и на заказ изделия ручной работы.

Слайд 11

Начало распада первобытного общества. Старейшины — наиболее старые и опытные члены родов. Вождь - глава племени, родовой общины. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО Раб — человек , находящийся в собственности у другого человека.

Слайд 12

Смена общины Родовая община Соседская община Узнай, на стр. 17 учебника, отличие родовой от соседской общины.

Слайд 13

Союз племен Правитель – управление и защита союза. Законы – обязательные для всех правила поведения.

Слайд 14

Глоссарий Государство – организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана земель. Народ (народность) – большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой.

Слайд 15

Появление первых городов Конец XX века – археологи открыли «Страну городов». Самое известное поселение – Аркаим .

Слайд 16

Вспомним пройденное! Перечисли виды деятельности древних людей:

Слайд 17

Проверь себя! Перечисли виды деятельности древних людей: Собирательство Земледелие Скотоводство Охота

Слайд 18

Проблема урока Почему переход к производящему хозяйству считается самым важным событием в истории человечества?

Слайд 19

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 20

Домашнее задание Базовый уровень: 1. Работа с картой: Древние стоянки человека на территории России. Центры древнего земледелия и скотоводства на территории нашей страны. 2.Сравните присваивающее и производящее хозяйство : Повышенный уровень: Историю человечества археологи делят на каменный, бронзовый и железный век. Почему именно так называют эти периоды? Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образование первых государств Урок №4

Слайд 2

Проверка домашнего задания Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство Заполни таблицу:

Слайд 3

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 4

Как великое переселение народов повлияло на изменение политической карты мира и организацию жизни людей? Проблема урока

Слайд 5

Греческие города – государства Северного Причерноморья VII – VI вв. до н. э. Северное Причерноморье активно осваивают греческие мореплаватели. Самые крупные города – государства Ольвия , Пантикапей, Херсонес. Херсонес

Слайд 6

Торговля Распредели товары на две группы. Что завозили в города Северного Причерноморья, а что вывозили: З В

Слайд 7

Торговля Завозили: Вывозили:

Слайд 8

Боспорское царство V в. до н. э. – возникновение Боспорского царства. Столица – Пантикапей. Включало в свой состав Керченский и Таманские полуострова.

Слайд 9

Скифское царство Управлялось советом старейшин. IV в до н.э. занимало территорию от Дуная до степной части Крыма. Столица – Неаполь Скифский.

Слайд 10

Упадок причерноморских государств III - II вв. до н.э. в пределы Скифского государства вторглись сарматы. Скифское царство и греческие города были завоеваны государством Понт . I в. до н. э. царь Понта Митридат потерпел поражение от Римской республики.

Слайд 11

Упадок причерноморских государств Окончательный удар по греческим городам нанесли гунны , сохранился лишь Херсонес.

Слайд 12

Великое переселение народов в судьбах народа нашей страны IV –VII века – Великое переселение народов. IV век – нашествие гуннов Наибольшего расцвета достигли при вожде Аттиле.

Слайд 13

Дербент VI в до н.э. – первое упоминание о Дербенте. Важнейший на Каспийском море центр торговли, а с V века превратился в мощную крепость. Джума-мечеть в Дербенте (древнейшая мечеть страны).

Слайд 14

Тюркский каганат Глава государства – каган (хан всех ханов). Изобрели – саблю, железные стрелы. В начале VII в. Тюркский каганат распался. Бумын – каган , основатель государства

Слайд 15

Хазарский каганат VII в . – создание государства. Столица – г. Итиль VIII в. – принимают иудаизм. Итиль – столица Хазарскского каганата Сбор дани на Руси

Слайд 16

Великая Булгария VII в. – возникновение государства IX в. – возникает Волжская Булгария Столица – г. Булгар 922 г. – официальной религией стал ислам.

Слайд 17

Жители лесной полосы Восточной Европы От Балтийского моря до Уральских гор населяли финно – угорские племена: чудь, меря, весь и т.д.

Слайд 18

Вспомним пройденное! 1 2 3 4 Подпиши название столицы!

Слайд 19

Проверь себя! 1 2 3 4 Булгар Херсонес Итиль Пантикапей

Слайд 20

Как великое переселение народов повлияло на изменение политической карты мира и организацию жизни людей? Проблема урока

Слайд 21

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 22

Домашнее задание Базовый уровень: 1. Изучаем документ «Из истории Геродота» на стр.25 и отвечаем на вопросы. 2. Изучаем новые слова, записать и запомнить определения «дань» и «плуг». Повышенный уровень: Используя Интернет и дополнительную литературу, запишите названия народов, живших в Крыму с древнейших времен до конца IX в. Выясните, какие народы проживают на современной территории Крыма.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восточные славяне и их соседи Урок №5

Слайд 2

Проверка домашнего задания Исправь ошибки в определениях: Дань – это косвенный или прямой побор с семьи. Плуг – военное орудие с узким лемехом и рукояткой для сражений.

Слайд 3

Проверь себя! Исправь ошибки в определениях: Дань – это натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов . Плуг – сельскохозяйственное орудие с широким лемехом и отвалом для вспашки земли.

Слайд 4

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 5

Проблема урока Что позволило восточным славянам заселить обширнейшие пространства на востоке Европы?

Слайд 6

Происхождение восточных славян II в. до н.э . – из индоевропейских племен выделились балтославянские племена. V в. до н.э. - эти племена разделились на балтов и славян. V – VI вв. – славяне разделились на три ветви.

Слайд 7

Восточные славяне (предки русских, украинцев, белорусов) Западные славяне (поляки, чехи, словаки, поморы). Южные славяне (болгары, сербы, хорваты).

Слайд 8

Хозяйство славян Почему этот вид земледелия называют подсечно – огневым? Переложная система земледелия – использование земли до полного истощения.

Слайд 9

Хозяйство славян Двуполье -способ обработки земли, при котором ежегодно половина земли остается под паром. Трёхполье — система севооборота с чередованием, например, пара, озимых и яровых культур.

Слайд 10

Хозяйство славян Орудия труда: соха, борона, железный серп. Выращивали: пшеницу, рожь, просо, ячмень, гречиху, репу, редьку, свеклу, капусту, чеснок. Разводили: коров, овец, лошадей, коз, свиней. Занимались бортничеством Соха Борона

Слайд 11

Быт и нравы восточных славян Поселения располагались по берегам озер и рек . Жили в полуземлянках 10-20 м 2 . Вооружение славян: копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты.

Слайд 12

Духовный мир славян Капище – языческий храм. Идолы – деревянные или каменные статуи богов в священных рощах.

Слайд 13

Глоссарий Вервь – соседская община. Вече – народное собрание. Народное ополчение – военное формирование, созданное на добровольных началах.

Слайд 14

Общины земледельцев Общины объединялись в племена . Существовало 12 (15) племен.

Слайд 15

Восточные славяне и их соседи Колонизация – освоение пустующих земель Соседи: скифы, сарматы, авары.

Слайд 16

Вспомним пройденное! Отметь на карте: территорию западных южных и восточных славян и племена восточных славян.

Слайд 17

Восточные славяне (предки русских, украинцев, белорусов) Западные славяне (поляки, чехи, словаки, поморы). Южные славяне (болгары, сербы, хорваты). Проверь себя!

Слайд 18

Проблема урока Что позволило восточным славянам заселить обширнейшие пространства на востоке Европы?

Слайд 19

Проверь себя! Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 20

Домашнее задание Базовый уровень: 1. В чем состоит преимущество переложной системы перед подсечно – огневой? В чем состоит преимущество трехполья перед двупольем? 2. Подготовка к контрольной работе «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Повышенный уровень: Найдите с помощью Интернета несколько (3 – 5) мужских и женских славянских имен. Узнайте, что они означают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первые известия о Руси Урок №7

Слайд 2

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 3

Проблема урока Почему вопрос о происхождении Руси вызывает споры не только среди историков?

Слайд 4

Происхождение народа русь IX в. – появилось государство Русь. Столица – Киев. XII в. – появилась летопись «Повесть временных лет». 862 г. – призвание варягов в Новгород. Рюрик и его братья Синеус и Трувор.

Слайд 5

Норманны Скандинавы, опустошавшие с VIII по XI век морскими разбойничьими набегами государства Европы. Главное занятие норманн – война и торговля.

Слайд 6

Споры норманистов и антинорманистов Норманисты Антинорманисты Заполни таблицу: основатели теорий и их содержание.

Слайд 7

Проверь себя! Норманисты Антинорманисты Авторы: Г. Байер и Г. Миллер. Без приглашения правителей – норманнов славяне не смогли бы создать свое государство и культуру. Автор: М.В. Ломоносов Большинство варягов приплыли с южного и восточного берегов балтийского моря, где жили западные славяне. Их столицей был г.Рерик . Заполни таблицу: авторы теорий и их содержание.

Слайд 8

Происхождение слова « русь » Версии: От острова Рюген . От названия реки Рось . От названия Росского каганата.

Слайд 9

Вспомним пройденное! 862 г. призвание варягов в Новгород. появление летописи «Повесть временных лет». XII в. VIII по XI век Опустошение норманнами государств Европы.

Слайд 10

Проверь себя! 862 г. призвание варягов в Новгород. появление летописи «Повесть временных лет». XII в. VIII по XI век Опустошение норманнами государств Европы.

Слайд 11

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 12

Домашнее задание Базовый уровень: 1.Ответить на вопросы и задания на стр.39. Повышенный уровень: Выскажите свое мнение по поводу спора норманистов и антинорманистов . Приведите аргументы в защиту того мнения, которое считаете более убедительным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Становление древнерусского государства Урок №8-9

Слайд 2

Проверка домашнего задания Назови версии происхождения народа русь . Версии: От ____________. От _____________. От ______________ 1 2 3

Слайд 3

Проверь себя! 1 2 3 Версии: От острова Рюген . От названия реки Рось . От названия Росского каганата.

Слайд 4

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 5

Глоссарий Государство – это объединение людей, которые живут на определенной территории и признают высший авторитет центральной власти. Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха, власть передается по наследству. Князь – правитель древних славян.

Слайд 6

Глоссарий Дань – выплата подчиненным народом, определенной части доходов и продуктов князю. Купцы (гости) – торговая деятельность. Дружина – княжеское войско.

Слайд 7

Правление Олега (879 – 912) 860 г. – первый крупный поход Руси на Константинополь. 882 г. – объединение Новгорода и Киева. 907 г. – поход князя Олега на Царьград. 911 г. – договор с Византией.

Слайд 8

Путь «из варяг в греки». Волоки Сбыт рабов, мехов и других товаров.

Слайд 9

Правление Игоря Старого (912 – 945) 941 г. – неудачный поход на Византию. 944 г. – договор с Византией. Полюдье –объезд князем подвластных ему земель. 945 г. – восстание древлян.

Слайд 10

Правление Ольги Мудрой (945 – 964) Налоговая реформа: Погост – место сбора дани Урок – мера сбора дани 957 г. – крещение Ольги

Слайд 11

Походы Святослава Храброго (964 – 972) 964 -969 гг. – покорение вятичей, Волжской Булгарии и уничтожение Хазарского каганата. 968 -971 гг. – походы в Дунайскую Булгарию .

Слайд 13

Вспомним пройденное! Рассмотри изображение и узнай изображенного правителя 1 2 3 4

Слайд 14

Проверь себя! 1 2 3 4 Святослав Олег Игорь Ольга

Слайд 15

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 16

Домашнее задание Базовый уровень: Заполнить контурную карту «Укрепление древнерусского государства». Повышенный уровень: Объясните, почему княгиню Ольгу один из историков назвал подлинной устроительницей государства на Руси.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русское государство при Ярославе Мудром. Урок №11

Слайд 2

Проверка домашнего задания Соотнесите высказывание с именем князя, которому оно принадлежит.

Слайд 3

Проверь себя! Соотнесите высказывание с именем князя, которому оно принадлежит.

Слайд 4

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 5

Проблема урока Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета древнего государства?

Слайд 6

Борьба за власть сыновей Святослава 1015 г. – убийство Святополком Святослава, Бориса и Глеба. 1019 г . – битва на р.Альте. 1036 г. – Ярослав становится единоличным правителем Руси.

Слайд 7

Правление Ярослава Мудрого (1019 -1054) Внутренняя политика. Строительство церквей и открытие при них школ. Создание первого письменного закона – Русская правда.

Слайд 8

Управление государством Представьте управление государством при Ярославе Мудром в виде схемы, используя материал учебника на стр. 59.

Слайд 9

Управление государством Проверь себя! Великий князь Местные удельные князья Посадники Волостители Совет при князе (Дума) Бояре, высшее духовенство Вече Дружина Старшая ( Знать) Младшая (Гриди)

Слайд 10

Отношение Руси с другими государствами 1036 г. – князь разбил печенегов 1043 г. – последний поход на Византию С помощью династических браков стремился укрепить положение Руси в Европе.

Слайд 11

Вспомним пройденное! Заполни схему «Управление древнерусским государством при Ярославе Мудром».

Слайд 12

Проверь себя! Великий князь Местные удельные князья Посадники Волостители Совет при князе (Дума) Бояре, высшее духовенство Вече Дружина Старшая ( Знать) Младшая (Гриди)

Слайд 13

Проблема урока Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета древнего государства?

Слайд 14

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 15

Домашнее задание Базовый уровень: Изучаем документы на с. 62 -63 и отвечаем на вопросы. Запоминаем новые слова на стр.63. Повышенный уровень: С помощью Интернета и учебников по истории России и истории Средних веков составьте в тетради список известных личностей, живших в одно время. Россия Другие страны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Урок №12

Слайд 2

Повторение пройденного Изучи документ и установи пережитки родового строя в Древнерусском государстве при Ярославе Мудром.

Слайд 3

Проверь себя!

Слайд 4

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 5

Проблема урока Как Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства?

Слайд 6

Правление Ярославичей 1072 г. – «Правда Ярославичей»: предусматривал наказание за покушение на княжескую собственность и на жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством. Появление новых кочевников: половцев.

Слайд 7

Княжеские усобицы Прочитай и выдели основные причины княжеских междоусобиц в Киевской Руси.

Слайд 8

Любечский съезд князей 1097 г. «Каждый да держит отчину свою».

Слайд 9

Киевское восстание 1113 г.

Слайд 10

Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113 – 1125) Устав Владимира Мономаха: ростовщики не имели права брать больше 20% сверх взятой в долг суммы. «Поучение детям»

Слайд 11

Вспомним пройденное! Составь события в хронологической последовательности «Правда Ярославичей» Киевское восстание Любечский съезд князей

Слайд 12

Проверь себя! «Правда Ярославичей» Киевское восстание Любечский съезд князей 1072 1097 1113

Слайд 13

Проблема урока Как Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства?

Слайд 14

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 15

Домашнее задание Базовый уровень: Составить генеалогическое древо первых Рюриковичей Повышенный уровень: доклад «Ярослав Мудрый: личность в истории».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общественный строй и церковная организация на Руси Урок №13

Слайд 2

Проверка домашнего задания Генеалогическое древо первых Рюриковичей

Слайд 3

Проверь себя! Рюрик Игорь Старый Ольга Мудрая Ярополк Владимир Святой Генеалогическое древо первых Рюриковичей Святослав Храбрый Ярослав Мудрый Святополк Окаянный

Слайд 4

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 5

Формирование древнерусской народности к X в. – закончено объединение всех восточных славян в государство Русь.

Слайд 6

Основные слои населения Древней Руси

Слайд 7

Земельные отношения Главное занятие населения Руси – сельское хозяйство. Вотчина – наследственные земельные держания.

Слайд 8

Зависимое население Холоп, челядь – раб. Смерд – сельский житель, несший повинность в пользу князя. Закуп – разорившийся общинник, взявший купу (ссуду), которую отрабатывал у заемщика. Рядович – заключал ряд (договор).

Слайд 9

Церковная организация. Храмы и богослужение. Во главе Русской православной церкви стоял митрополит. Первый русский митрополит – Илларион. Митрополичьей резиденцией являлся Киев. Митрополиту подчинялись епископы в крупнейших городах страны.

Слайд 10

Церковная организация. Храмы и богослужение. Местное духовенство делилось на две части – черное и белое. Черное – монахи. Белое – священники. Собор – центральный городской храм. Приход – община людей, которая ходит в свой храм. Софийский собор в Новгороде

Слайд 11

Десятинная церковь Первая большая княжеская церковь, построенная Владимиром Святославовичем.

Слайд 12

Монастыри Игумен – наставник монахов. Монахи проводили время в молитвах и в написании церковных книг. Один из первых монастырей - Киево – Печерский. Основатель - Антоний , первый игумен – Феодосий.

Слайд 13

Монастыри В начале XIII века монастыри существовали практически во всех землях и крупных городах. Юрьев Антониев г.Новгород

Слайд 14

Монастыри Варлаамо – Хутынский г.Новгород Елецкий в г. Чернигове Богородице – Рождественский во Владимире

Слайд 15

Духовные ценности. Древнерусские святые. Вера в Христа как Спасителя человечества – суть христианства. Главная ценность – любовь к Богу и ближнему . Святой — личность, особенно чтимая за благочестие, праведность, стойкое исповедание веры.

Слайд 16

Духовные ценности. Древнерусские святые. Нормы поведения для мирян: регулярное посещение церкви уважение к духовенству, родителям и старшим скромность честность помощь близким и больным.

Слайд 17

Известные христианские произведения Поучение - жанр литературы, в котором главное - моральные наставления и правильные мысли о жизни. «Поучения» Владимира Мономаха. «Слово о законе и благодати» - митрополит Илларион.

Слайд 18

Домашнее задание Базовый уровень: з аписать и запомнить новые слова на с.76-77. Повышенный уровень: сообщение «Архитектурные церковные сооружения моего края».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕСТО И РОЛЬ РУСИ В ЕВРОПЕ Урок №14

Слайд 2

Повторение пройденного Подпиши слои древнерусского общества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Слайд 3

Проверь себя! 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Слайд 4

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 5

Политическая карта Европы в IX – XI вв. Работа с учебником: выпишите со стр.77, какие новые государства появляются на карте Европы?

Слайд 6

Политическая карта Европы в IX – XI вв. К концу IX в. - образовались три больших королевства, положившие начало будущим Франции, Германии и Италии. X в. – создание Священной Римской империи. На севере появились Датское, Норвежское и Шведское королевства.

Слайд 7

Политическая карта Европы в IX – XI вв. 829 г. – появление королевства Англия. IX в. – складывается Польское и Чешское княжества.

Слайд 8

Отношения Руси с Византийской империей. Женитьба Владимира на византийской княжне Анне. Русские дружинники участвовали в войнах в Византии.

Слайд 9

Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы . Тесные связи установились с Чехией, Польшей, Венгрией, Болгарией Глубокий след в истории Франции оставила Анна Ярославна , которая преобразила французский королевский двор .

Слайд 10

Отношения с кочевниками и странами Востока. После крещения Руси начинается многолетняя война Руси с печенегами . Постоянные набеги печенегов , а затем половцев сопровождались разорением городов и сел. Но с кочевниками были и торговые связи.

Слайд 11

Русь в международной торговле. Найди на с. 80, с какими странами торговала Русь? С какой страной было наиболее выгодно торговать и почему?

Слайд 12

Вспомним пройденное! Глубокий след в истории Франции оставила ____________ , которая преобразила французский королевский двор . Женитьба _________ на византийской княжне ______ Постоянные набеги ________ , а затем _________ сопровождались разорением городов и сел. Вставь пропущенные слова:

Слайд 13

Проверь себя! Глубокий след в истории Франции оставила Анна Ярославна , которая преобразила французский королевский двор . Женитьба Владимира на византийской княжне Анне. Постоянные набеги печенегов , а затем половцев сопровождались разорением городов и сел.

Слайд 14

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 15

Домашнее задание Базовый уровень: Отметь на карте: основные торговые пути, связывающие Русь с другими землями. Страны, с правителями которых породнились русские князья. Повышенный уровень: Напиши короткую заметку на тему «Роль Руси в международной торговле IX – XI вв.»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культурное пространство Европы и культура Руси Урок №15

Слайд 2

Повторение пройденного Укажи страны, с правителями которых породнились русские князья: Чехия Польша Венгрия Болгария Англия Франция Египет Индия

Слайд 3

Проверь себя! Чехия Польша Венгрия Болгария Англия Франция Египет Индия

Слайд 4

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 5

В чем состояли главные особенности древнерусской культуры? Проблема урока

Слайд 6

Важнейшие черты культуры стран Европы. 855 г. – в Константинополе открыта школа в Магнарвском дворце. XI – XII вв. – византийская культура достигла своего наивысшего расцвета в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе.

Слайд 7

Важнейшие черты культуры стран Европы. При Карле Великом произошло Каролинговское Возрождение: создана Академия, куда приглашали лучших ученых; открывались церковные школы; зарождается новая архитектура.

Слайд 8

Особенности культуры Руси Основа древнерусской культуры: мифы и сказания, резьба по дереву и камню, искусство древних кузнецов; большое влияние Византийской культуры.

Слайд 9

Особенности культуры Руси Главный мотив: патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов.

Слайд 10

Письменность и грамотность Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Работа с учебником: на стр. 86 - 87 выдели особенности развития письменности и грамотности в Древней Руси.

Слайд 11

Работа по группам: 1 группа : литература; 2 группа : устное народное творчество; 3 группа: зодчество и изобразительное искусство; 4 группа: художественное ремесло.

Слайд 12

Литература XI в . – зарождение литературы. Древнейшая летопись – «Повесть временных лет». Автор: м онах Нестор. Основная идея – единство Русской земли.

Слайд 13

Литература Житие – описания жизни людей, причисленных церковью к лику святых («Житие Бориса и Глеба»). Самый первый писатель - Иларион («Слово о законе и благодати»).

Слайд 14

Устное народное творчество Былина – поэтическое сказание о прошлом. Любимые герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В них также воспевался нелегкий труд земледельца ( Микула Селянинович ).

Слайд 15

Зодчество и изобразительное искусство 989 г . – Десятинная церковь. Плинфа – тонкий кирпич. Первые русские храмы сооружались в строгом соответствии с византийскими архитектурными правилами, но Софийский собор , построенный Ярославом Мудрым сочетал славянские и византийские черты.

Слайд 16

Зодчество и изобразительное искусство Стены были покрыты фресками – картинами, написанными водяными красками; мозаика – картина из цветных камушков и стекла; Самый известный храм – Софийский собор в Новгороде.

Слайд 17

Зодчество и изобразительное искусство

Слайд 18

Художественное ремесло Высоко ценились оружие и доспехи: копья, щиты, мечи, кольчуги. Высокий уровень ювелиров. Зернь — мелкие украшения в форме шариков, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани . Скань - напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

Слайд 19

Вспомним пройденное! Составь схему крестово-купольного строения храма:

Слайд 20

Проверь себя!

Слайд 21

В чем состояли главные особенности древнерусской культуры? Проблема урока

Слайд 22

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 23

Домашнее задание Базовый уровень: Начните заполнение в тетради таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X – начала XVI в». Запоминание новых слов на стр.93. Повышенный уровень: Используя иллюстрации на с.84 -91 учебника и Интернет, опишите, что по вашему мнению было главной темой древнерусского искусства? Памятник Время создания Автор ( если известен)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повседневная жизнь населения Урок №16

Слайд 2

Проверка домашнего задания Памятник Время создания Автор ( если известен) Заполни таблицу:

Слайд 3

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 4

Проблема урока Как перемены в обществе, связанные со становлением и развитием государства, влияли на перемены в быте населения Руси?

Слайд 5

Жизнь земледельцев распространены большие семьи; на юге , в лесостепной зоне, жилищами служили полуземлянки ; на севере – деревянные избы.

Слайд 6

Одежда земледельца

Слайд 7

Холщовая рубашка Домотканая шерстяная юбка Чепец Украшения из меди Одежда земледельца

Слайд 8

Одежда земледельца

Слайд 9

Жизнь горожан На городских площадях собиралось вече. Работа с учебником ( с. 94) : узнай, чем торговали на городских площадях?

Слайд 10

Жизнь горожан Города – центр культуры . В них существовали школы, иконописные мастерские. Быт простых горожан мало отличался от крестьянского.

Слайд 11

Жизнь князей и бояр Согласно традиции воспитанием княжича руководил его дядя – брат матери. Жилища князей и бояр – хоромы – это несколько соединенных переходами ( сенями) строений. В центре- терем, где была отапливаемоя изба, также и холодные горницы – повалуши , и летние – клети.

Слайд 12

Жизнь князей и бояр Развлечением знати была охота и пиры. Гостей на пирах развлекали скоморохи и гусляры.

Слайд 13

Жизнь князей и бояр Работа с учебником ( с. 96) :найди и выпиши, как одевались знатные граждане на Руси?

Слайд 14

Вспомним пройденное! Подпиши составные части костюма простого земледельца.

Слайд 15

Проверь себя!

Слайд 16

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 17

Домашнее задание Базовый уровень: Заполните таблицу «Занятия сельских жителей Древней Руси». Повышенный уровень: Найдите, используя библиотеку и сеть Интернет , запишите русские народные загадки об одежде (10 шт.) Категория населения Времена года Зима Лето Мужчины Женщины


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Политическая раздробленность на Руси Урок №18

Слайд 2

Проблема урока Являлся ли период раздробленности неизбежным этапом в истории Руси?

Слайд 3

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 4

Время политической раздробленности в Европе Главная причина раздробленности – господство натурального хозяйства и отсутствие прочных хозяйственных связей между разными районами страны.

Слайд 5

Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси 1132 г . – умер Мстислав Великий Причины раздробленности: изменение порядка владения землей; утрата возможности обогащаться за счет торгового пути «из варяг в греки».

Слайд 6

Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси Причины раздробленности: в боярских вотчинах производилось все необходимое; особенности порядка управления Русским государством (свое вече, выборная власть и народное ополчение); отсутствие четкого порядка престолонаследия.

Слайд 7

Роль церкви в условиях распада Руси Русский митрополит был единственным, чья власть распространялась на территорию всей Руси. Духовенство призывало к единству Руси, за преодоление розней и усобиц.

Слайд 8

Идея единства Руси Распад Древнерусского государства не привел к исчезновению понятия Русской земли как целого. В отдельных землях жили люди принадлежащие к одной древнерусской народности.

Слайд 9

Отношения Руси с кочевниками Княжеские усобицы подорвали обороноспособно-сть Руси. Вновь к южным рубежам подошли половцы, их нередко призывали сами князья для борьбы друг с другом.

Слайд 10

Государственное управление в период раздробленности Опиши, используя учебник (с.104) , государственное управление в период раздробленности.

Слайд 11

Международные связи русских земель Распад Руси не привел к международной изоляции. Дипломатические связи существовали со скандинавскими странами , Византией, Польшей, Чехией, Венгрией.

Слайд 12

Развитие русской культуры: формирование региональных центров Раздробленность Руси привела к быстрому росту городов и к увеличению их количества (300). столицы княжеств становились культурными центрами. Успенский собор Дмитриевски й собор

Слайд 13

Последствия раздробленности Руси Отрицательные: Постоянные войны ослабляли страну и мешали объединить ее силы для отпора внешним врагам. Положительные: подъем хозяйственной и культурной жизни; освоение новых земель; строительство новых городов.

Слайд 14

Вспомним пройденное _________________ был единственный чья власть распространялась на территорию всей Руси. Духовенство призывало к _________, за _____________. Главная причина раздробленности в Европе – господство _____________ и отсутствие _____________ между разными районами страны. Вставь пропущенные слова!

Слайд 15

Проверь себя! Русский митрополит был единственным, чья власть распространялась на территорию всей Руси. Духовенство призывало к единству Руси , за преодоление розней и усобиц . Главная причина раздробленности в Европе – господство натурального хозяйства и отсутствие прочных хозяйственных связей между разными районами страны. Вставь пропущенные слова!

Слайд 16

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 17

Домашнее задание Базовый уровень: Ответить на вопросы и задания на с.107. Повышенный уровень: Подготовить презентацию об одном из городов – столиц отдельных русских земель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок №19 Владимиро – Суздальское княжество

Слайд 2

Проверка домашнего задания Напиши причины раздробленности Руси:

Слайд 3

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 4

Проверь себя! Причины раздробленности Руси: изменение порядка владения землей; утрата возможности обогащаться за счет торгового пути «из варяг в греки». в боярских вотчинах производилось все необходимое; особенности порядка управления Русским государством (свое вече, выборная власть и народное ополчение); отсутствие четкого порядка престолонаследия.

Слайд 5

Почему Владимиро - Суздальское княжество стало одним из самых сильных на Руси? Проблема урока

Слайд 6

В IX веке – появляются первые славянские переселенцы. Люди занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, добычей соли, бортничеством. Освоение земель Северо – Восточной Руси

Слайд 7

Князья получили возможность: объявлять земли рая своей собственностью; раздавать земли дружинникам; ограничивать политические и экономические права населения. Характер княжеской власти в северо – восточных землях

Слайд 8

Князь Юрий Долгорукий (1125 – 1157) Основатель местной княжеской династии. 1147 г. – первое упоминание о Москве. 1155 г. – захват Киева. 1156 г. – основание Москвы.

Слайд 9

Князь Андрей Боголюбский (1157 – 1174) Построил во Владимире церковь, белокаменный дворец (Боголюбово), золотые ворота в Владимире 1169 г. – взял Киев.

Слайд 10

Всеволод Большое Гнездо (1176 – 1212)

Слайд 11

Культура Владимиро – Суздальской земли Успенский собор в г. Владимире

Слайд 12

Культура Владимиро – Суздальской земли Дмитровский собор в г. Владимире

Слайд 13

Культура Владимиро – Суздальской земли Георгиевский собор в Юрьеве - Польском

Слайд 14

Культура Владимиро – Суздальской земли Боголюбово. Дворец (реконструкция)

Слайд 15

Культура Владимиро – Суздальской земли С XII в. летописи стали вестись в каждом княжестве. Литературные произведения: «Слово Даниила Заточника» и «Моления Даниила Заточника».

Слайд 16

Вспомним пройденное Сопоставь даты правления с именами и изображениями правителей: (1176 – 1212) (1125 – 1157) (1157 – 1174) Всеволод Большое Гнездо Князь Андрей Боголюбский Юрий Долгорукий

Слайд 17

Проверь себя! Сопоставь даты правления с именами и изображениями правителей: (1176 – 1212) (1125 – 1157) (1157 – 1174) Всеволод Большое Гнездо Князь Андрей Боголюбский Юрий Долгорукий

Слайд 18

Домашнее задание Базовый уровень: Составь родословное древо князей – потомков Владимира Мономаха. Повышенный уровень: Используя текст учебника, картину А.М. Васнецова на с. 111 и Интернет, напишите короткое эссе о основании Москвы.

Слайд 19

Знаю: Хочу узнать: Узнал


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новгородская республика Урок №20

Слайд 2

Повторение пройденного

Слайд 3

Проверь себя! Успенский собор в г. Владимире Дмитровский собор в г. Владимире Георгиевский собор в Юрьеве - Польском

Слайд 4

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 5

Проблема урока Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления?

Слайд 6

Территория Новгородской земли В IX веке состоялось объединение трех племенных поселков в город Новгород . Он располагался на пути «из варяг в греки».

Слайд 7

Занятия новгородцев Новгородцы занимались, в основном, ремеслом и торговлей. Новгородские ладьи ( ушкуи ) плавали по северным морям. Найди в учебнике, чем торговали новгородцы? ( с.117 – 118 ).

Слайд 8

Основные категории населения Новгорода Ремесленники . Купечество (объединялись в артели ). Самые состоятельные объединялись в « Иваново сто ». 3. Бояре. Собирали дань с населения.

Слайд 9

Политические особенности Новгородской земли В начале XII в. В Новгороде сложилась республиканская форма правления. Верховная власть принадлежало вечу, оно решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало и изгоняло князей.

Слайд 10

Политические особенности Новгородской земли Найди на с.119 – 120, какими должностными лицами управлялся Новгород и чем они занимались?

Слайд 11

Культура Новгородско й земли Определяющими чертами новгородской культуры являлись ее простота и доступность. Заказчиками храмов чаще всего выступали бояре, купцы, общины прихожан . Церкви строили небольшие и одноглавые. Храм Святого Георгия

Слайд 12

Культура Новгородско й земли Церковь Спаса на Нередице

Слайд 13

Культура Новгородско й земли Церковь Параскева Пятница

Слайд 14

Вспомним пройденное! ____________ осуществлял контроль за налоговой системой, возглавлял в походах городское ополчение. Глава Русской православной церкви в Новгороде - __________. Высшим должностным лицом в Новгороде был __________ . Он ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд Новгорода.

Слайд 15

Проверь себя! ____________ осуществлял контроль за налоговой системой, возглавлял в походах городское ополчение. Глава Русской православной церкви в Новгороде - __________ Высшим должностным лицом в Новгороде был __________ . Он ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд Новгорода. Тысяцкий владыка. посадник

Слайд 16

Проблема урока Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления?

Слайд 17

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 18

Домашнее задание Базовый уровень: Работаем с документом с.122 (№1 – 3) Повышенный уровень: Напиши письмо от имени немецого купца о его поездке в Новгород.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Южные и юго – западные русские княжества Урок №20

Слайд 2

Проверка домашнего задания

Слайд 3

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 4

Киевское княжество В XII веке – Киевское княжество потеряло часть земель. Для защиты Киевских земель использовалась дружина и «черные клобуки».

Слайд 5

Киевское княжество Здесь сохранялась резиденция митрополита. В начале XIII в. – создается Киево – Печерский патерик – сборник рассказов об основании монастыря. Золотые ворота

Слайд 6

Черниговское княжество развитое ремесло было основой экономики. один из важных центров торговли Руси. родоначальник черниговской династии князь Олег.

Слайд 7

Черниговское княжество Чернигов был одним из церковных центров Руси. Здесь находилась резиденция епископа. Свято-преображенский собор

Слайд 8

Черниговское княжество Черниговский собор

Слайд 9

Смоленское княжество У власти династия потомков Мстислава Великого . Принимали активное участие в усобицах князей и походах против половцев. Церковь Петра и Павла XII века

Слайд 10

Галицко - Волынское княжество В конце XII века – состоялось объединение Галицкого и Волынского княжеств. Основатель – Роман Мстиславич Основа экономики – земледелие, скотоводство, ремесло, добыча соли.

Слайд 11

Галицко - Волынское княжество В 1240 г. – Даниил Галицкий объединил под своей властью (как и отец) еще и Киевскую землю. Позже римский папа даровал ему титул короля Руси.

Слайд 12

Галицко - Волынское княжество Особенности истории отразились и на его культуре. Религиозное воздействие на культуру шло со стороны не только православия, но и католичества . Было развито летописание. Фрагмент из Галицко -Волынской летописи

Слайд 13

Галицко - Волынское княжество Процветало каменное строительство. Успенский собор, Галич.

Слайд 14

Галицко - Волынское княжество Церковь Святого Пантелеймона в Галиче

Слайд 15

Повторение пройденного Укажи имена князей 1 2 3

Слайд 16

Проверь себя! Укажи имена князей 1 2 3 Олег Даниил Галицкий Роман Мстиславич

Слайд 17

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 18

Домашнее задание Базовый уровень: Подготовка к контрольной работе. Повышенный уровень: Предложи название для документального фильма, который был бы снят по материалам параграфа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Монгольская империя и изменение политической карты мира Урок №23

Слайд 2

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 3

Образование державы Чингисхана XIII век – объединение под властью монголов соседних кочевых племен. 1206 г. – на съезде ( курултае ) монгольской знати ( нойонов ) Темучин провозглашен Чингисханом.

Слайд 4

Образование державы Чингисхана Население Монголии было поделено на тумены (по 10 тыс.человек). Создан свод законов («Великая яса»). В 1220 г. заложена столица – Каракорум.

Слайд 6

Начало завоевательных походов В 1215 г. – захват империи Цинь . Были покорены государства кочевников к западу от монголов и государства Хорезмшахов .

Слайд 7

Битва на реке Калке Главным сторонником похода против монголов был Мстислав Удалой .

Слайд 8

Покорение земель Найди в учебнике на стр. 7, какие еще земли были завоеваны монголами?

Слайд 9

Историческое наследие монгольской империи

Слайд 10

Историческое наследие монгольской империи На пике ее могущества население достигало 110 мл. человек. Она состояла из 4 частей ( улусов ). Была проведена перепись населения всех завоеванных земель.

Слайд 11

Историческое наследие монгольской империи Специальные чиновники собирали дань и следили за порядком на отведенных им территориях. На Руси их называли баскаки . Была создана регулярная почтовая служба .

Слайд 12

Историческое наследие монгольской империи Благодаря монголам в Европу попали китайские достижения и изобретения: порох, компас, книгопечатание, шелк. Монголы проявляли веротерпимость к другим религиям. Большая часть монголов в последствии приняла ислам.

Слайд 13

Работа с учебником: Найди отрицательные последствия монгольских завоеваний на стр.9 – 10.

Слайд 14

Повторение пройденного Население Монголии было поделено на баскаки (по 5 тыс.человек). Создан свод законов («Монгольская правда») В 1220 г. заложена столица – Казань. Исправь исторические ошибки в тексте. Специальные чиновники собирали дань и следили за порядком на отведенных им территориях. На Руси их называли туменами . Была создана регулярная интернет служба .

Слайд 15

Проверь себя! Население Монголии было поделено на тумены (по 10 тыс.человек). Создан свод законов («Великая яса»). В 1220 г. заложена столица – Каракорум. Исправь исторические ошибки в тексте. Специальные чиновники собирали дань и следили за порядком на отведенных им территориях. На Руси их называли баскаки . Была создана регулярная почтовая служба .

Слайд 16

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 17

Домашнее задание Базовый уровень: Заполните таблицу «Битва на Калке». Повышенный уровень: Используя Интернет и дополнительную литературу, напишите короткое эссе о судьбе Чингисхана.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Батыево нашествие на Русь Урок №24

Слайд 2

Положительные Отрицательные Повторение пройденного Заполни таблицу «Последствия монгольских завоеваний».

Слайд 3

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 4

Проблема урока Почему Русь попала под власть монгольских ханов?

Слайд 5

Вторжение в Рязанскую землю 1235 г. – решение начать поход на запад. Возглавил войско Батый . Декабрь 1237 г. – захват и разорение Рязани. По преданию уцелевшие жители собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат.

Слайд 6

Разгром Владимирского княжества Февраль 1238 г. - взятие монголами Владимира. Март 1238 г. – битва на р. Сити

Слайд 7

Поход на Новгород Работа с учебником (стр.15): почему Батый повернул на юг недалеко от Новгорода?

Слайд 8

Нашествие на Юго – Западную Русь и Центральную Европу 1240 г. – взятие Киева. Весной 1241 г. – воины Батыя ринулись на Галицко – Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию.

Слайд 9

Повторение пройденного! Декабрь 1237 г. – Март 1238 г. – 1240 г. – Февраль 1238 г. - взятие Киева. захват и разорение Рязани . битва на р. Сити. взятие монголами Владимира .

Слайд 10

Проверь себя ! Декабрь 1237 г. – захват и разорение Рязани . Февраль 1238 г. - взятие монголами Владимира . Март 1238 г. – битва на р. Сити. 1240 г. – взятие Киева.

Слайд 11

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 12

Домашнее задание Базовый уровень: Вопросы и задания на стр.18. Повышенный уровень: Используя текст и иллюстрации учебника, а также дополнительные материалы, сравните обмундирование и вооружение русских и монгольских воинов. В чем состоят сходства и различия? Как эти различия связаны с условиями жизни и занятиями?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕВЕРО – ЗАПАДНАЯ РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ Урок №25

Слайд 2

Проверка домашнего задания Перечисли итоги походов Батыя на русские земли.

Слайд 3

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 4

Проблема урока Как удалось отразить натиск западных крестоносцев?

Слайд 5

Походы шведов В 1164 г. Шведы вторглись в пределы Новгородской земли, но были разбиты. 1187 г. – новгородская рать разорила крупнейший шведский город Сигтуну (Стокгольм). 1227 г. – шведы разбиты войсками Ярослава. Всволодовича .

Слайд 6

Походы крестоносцев XII в . – папа римский объявил крестовый поход против язычников, живших в Прибалтике. 1200 г. – заложена крепость Рига . Немецкие рыцари объединились здесь в орден Меченосцев . Между рек Висла и Неман возникает Тевтонский орден.

Слайд 7

Походы крестоносцев 1234 г. – крупная победа Ярослава Всеволодовича над немецкими рыцарями под Юрьевом. Орден меченосцев объединяется с Тевтонским орденом, его восточное отделение стали называть Ливонским орденом.

Слайд 8

Князь Александр Ярославич В 16 лет Александр стал новгородским князем. Время его княжения совпало с Батыевым нашествием на Русь. Занимался энергичным укреплением западных рубежей.

Слайд 9

Невская битва 1237 г. – папа римский Григорий IX повелел идти в крестовый поход русских и финнов. Возглавлял шведские войска Биргер . 15 июля 1240 г. – Невская битва.

Слайд 10

Ледовое побоище 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище. Используя материал учебника ( стр.24 ), опиши ход битвы.

Слайд 11

Повторение пройденного Воссоздай сражение по карте:

Слайд 12

Проверь себя!

Слайд 13

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 14

Домашнее задание Базовый уровень: На контурной карте (с.72 рабочей тетради) обозначьте стрелками направления походов крестоносцев и Александра Невского, значками - места Невской битвы и Ледового побоища. Повышенный уровень: По картине П.Д. Корина «Александр Невский» составьте словесный портрет князя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок №25 Золотая Орда

Слайд 2

Повторение пройденного В схеме «Ледовое побоище» расставьте соответствующие цифры, используя красный цвет для обозначения русских ратей и синий – войск немецких рыцарей.

Слайд 3

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 4

Проблема урока Какую роль сыграла Золотая Орда в истории народов нашей страны?

Слайд 5

Образование Золотой Орды 1256 г. – улус Монгольской империи получил самостоятельность. Позже его стали называть Золотая Орда . Во главе стоял хан – Чингизид . Столица – Сарай (дворец). Сарай

Слайд 6

Народы Орды Работа с учебником: найди на стр. 27, какие народы проживали на территории Золотой Орды?

Слайд 7

Религии в Орде В 1260 г. – построен первый православный храм. Епископы получили право свободно обращать в христианство жителей Золотой Орды. В начале XIV века – официальной религией становится ислам.

Слайд 8

Экономика Орды На юге преобладало скотоводство, на севере и западе – земледелие. Существовала сеть хорошо обустроенных дорог с караван – сараями. В XIV веке началась чеканка собственных монет. Караван – сарай

Слайд 9

Ордынское владычество на Руси Все князья ездили в Орду, чтобы получить ярлык – ханская грамота, дающая право на княжение. За первые 100 лет в Орде было убито более 10 русских князей .

Слайд 10

Повинности населения В крупных городах сидели баскаки и следили за сохранением покорности хану. Самой тяжкой повинностью был – выход (ежегодная дань). Во второй половине XIII века - русские войска воевали в составе ханских войск.

Слайд 11

Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества Работа в группах: 1 группа: опишите выступления против Орды и их итоги в виде таблицы (стр.31 – 32). 2 группа: перечислите последствия ордынского владычества (стр.32 – 33) Выступление Итоги Последствия ордынского владычества

Слайд 12

Вспомним пройденное! Соотнесите термин и его значение:

Слайд 13

Проверь себя! Соотнесите термин и его значение: В Г А Б

Слайд 14

Домашнее задание Базовый уровень: Изучаем документы на стр.33 – 34 и отвечаем на вопросы. Повышенный уровень: Сравните политику по отношению к Золотой Орде Александра Невского и Даниила Романовича. Александр Невский Даниил Романович

Слайд 15

Знаю: Хочу узнать: Узнал


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литовское государство и Русь Урок №27

Слайд 2

Все русские князья ездили в Литву, чтобы получить орден – ханскую грамоту, дающую право на княжение. Столица Золотой Орды – Караганда. В 1200 г. – в Орде построен первый православный храм. Повторение пройденного Исправь исторические ошибки.

Слайд 3

Все русские князья ездили в Орду, чтобы получить ярлык – ханскую грамоту, дающую право на княжение. Столица Золотой Орды. – Сарай (дворец). В 1260. – в Орде построен первый православный храм. Проверь себя! Исправь исторические ошибки.

Слайд 4

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 5

Образование нового государства в Восточной Европе 30-е гг. XIII в. – князь Миндовг присоединяет русские земли (Гродно, Брест, Пинск и др.) В годы правления Гедимина ( 1316 – 1341 ) под его властью оказались почти все земли Западной Руси. В конце 20 – х. – н. 30 – х. XIV в. - Киевское княжество признало власть Гедимина .

Слайд 6

Устройство Литовско – Русского государства . На местных престолах сидели Гедиминовичи. Местные князья уплачивали дань великому литовскому князю. Столицей государства стал город Вильно.

Слайд 7

Устройство Литовско – Русского государства Ольгерд (1345 – 1377) . Продолжил собирать русские земли. 1362 г. –разгромил крупное ордынское войско. Закрепил Волынь за Литвой.

Слайд 8

Значение присоединения русских земель к Литве . Работа с учебником ( с.37 ): выпиши последствия присоединения русских земель к Литве.

Слайд 9

Начало образования русской, белорусской и украинской народностей . Со вт. п ол XIII – начала XIV в. – русские земли оказались разделенными границами разных государств. Постепенно стали складываться отличные от великорусских обычаи и традиции, культура и искусство.

Слайд 10

Союз Литвы и Польши . В 1385 г . – зключена уния Литвы и Польши. Католичество становится религией Литвы. В 1392 г. – брат Ягайлы князь Витовт добивается независимости Великого княжества Литовского. Плакат в память о Кревской Унии

Слайд 11

Союз Литвы и Польши . В 1410 г . войска Польши и Великого княжества Литовского нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в Грюндвальдской битве .

Слайд 12

Повторение пройденного . Сопоставь дату и событие. 1385 г . заключена уния Литвы и Польши. литовцы разгромили крупное ордынское войско. 1362 г. 1410 г . Грюндвальдская битва.

Слайд 13

Проверь себя! . 1385 г . заключена уния Литвы и Польши. литовцы разгромили крупное ордынское войско. 1362 г. 1410 г . Грюндвальдская битва.

Слайд 14

. Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 15

Домашнее задание . Базовый уровень: Заполните таблицу в рабочей тетради (с.81 – 82): «Русские земли в составе Литовско – Русского государства». Повышенный уровень: Используя текст учебника и Интернет, докажите, что великорусская, украинская и белорусская народности формировались из единой древнерусской народности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Усиление Московского княжества Урок №28

Слайд 2

Проверка домашнего задания Заполни таблицу: «Русские земли в составе Литовско – Русского государства».

Слайд 3

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 4

Проблема урока Почему Москва стала центром объединения русских земель?

Слайд 5

Политическое устройство Северо – Восточной Руси Взаимоотношения между князьями регулировались особыми договорами . Если стороны равноправные, они называли друг друга братьями. Если один князь признавал сильнейшим другого, он называл сильнейшего отцом или старшим братом.

Слайд 6

Борьба за великое княжение В начале XIV в. усилилось Тверское княжество , но вскоре у него появился соперник в виде Московского княжества. Оно было выделено Даниилу Александровичу.

Слайд 7

Борьба за великое княжение Главная цель московских князей - расширение территорий. Работа с учебником(с.42): найди и выпиши территории, которые удалось присоединить Москве.

Слайд 8

Борьба за великое княжение Сын Даниила Юрий ( 1303 – 1325) с тал великим князем владимирским, но через некоторое время проявил непокорность и был убит в 1325 году .

Слайд 9

Правление Ивана Калиты (1325 – 1340) В 1327 г. подавил восстание в Твери и получил ярлык на великое княжение. Присоединил Ростовское, Галицкое, Белозерское, Угличское княжества.

Слайд 10

Причины возвышения Москвы Выгодное географическое положение. Грамотное управление князей, умелая политика. Ослабление власти Киева и трудное политическое положение Руси. Перенесение центра русской православной церкви в Москву

Слайд 11

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 12

Домашнее задание Базовый уровень: Вопросы и задания на стр.46 Повышенный уровень: Напишите в тетради от лица очевидца письмо правителю другого государства о конфликте князей Юрия Даниловича и Михаила Ярославовича.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Урок №29

Слайд 2

Проверка домашнего задания Выбери из предложенного списка причины возвышения Москвы Выгодное географическое положение. Перенесение центра русской православной церкви во Владимир Ослабление власти Киева и трудное политическое положение Руси. Грамотное управление князей, умелая политика. Ослабление власти Новгорода

Слайд 3

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 4

Проблема урока Почему Куликовская битва считается одним из самых важных событий в истории нашей страны?

Слайд 5

Москва – центр объединения северо – восточных русских земель В 1359 г на престол вступает Дмитрий Иванович , фактическим правителем становится митрополит Алексей. Годы правления Дмитрия Ивановича – (1359 – 1389 гг.).

Слайд 6

Москва – центр объединения северо – восточных русских земель Была продолжена политика Ивана Калиты по собиранию русских земель. 1366 – 1368 гг. – возведение вокруг Москвы крепостных стен. Князь Дмитрий Иванович.

Слайд 7

Поход Мамая на Русь 11 августа 1378 г. – битва на р. Воже . Работа с учебником (стр. 51): выясни количество сил Дмитрия и Мамая перед Куликовской битвой. Битва на р. Воже .

Слайд 8

Куликовская битва 8 сентября 1380 г.

Слайд 9

Набег хана Тохтамыша 1382 г. – разорение Москвы Тохтамышем . Возобновление выплаты дани Орде, НО Москва окончательно признавалась политическим центром русских земель с правом на великое Владимирское княжение.

Слайд 10

Значение Куликовской битвы Работа с учебником(стр.55): найди и запиши в тетрадь значение Куликовской битвы.

Слайд 11

Повторение пройденного В ______ на престол вступает Дмитрий Иванович , фактическим правителем становится митрополит ___________ Вставь пропущенные слова в тексте: ________ – возведение вокруг Москвы крепостных стен. 1382 г. – разорение Москвы _________________

Слайд 12

Проверь себя! Вставь пропущенные слова в тексте: В 1359 г. на престол вступает Дмитрий Иванович , фактическим правителем становится митрополит Алексей 1366 – 1368 гг. – возведение вокруг Москвы крепостных стен. 1382 г. – разорение Москвы Тохтамышем

Слайд 13

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 14

Домашнее задание Базовый уровень: Заполните сравнительную таблицу ( стр. 90 раб . тетради ) «Москва и Орда накануне Куликовской битвы» Повышенный уровень: Представьте, что вы участник Куликовской битвы. Напишите краткие воспоминания о ходе битвы от лица рядового война ( русского или ордынского).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Московское княжество в первой половине XV в . Урок №32

Слайд 2

Проверка домашнего задания Обозначь на контурной карте генуэзские государства в Северном Причерноморье

Слайд 3

Знаю: Хочу узнать:

Слайд 4

Изменения в порядке владения землей Поместье – земельное владение, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования. Происходит рост церковного землевладения.

Слайд 5

Развитие ремесла Москва превратилась в крупный ремесленный центр . Особенно славилась своими оружейниками. Высоко ценились изделия московских ювелиров – серебряников.

Слайд 6

Развитие торговли Главный торг размещался у Кремля на Красной площади. Работа с учебником ( стр.73 – 74 ): найди информацию о том, с какими странами и чем торговало Московское княжество.

Слайд 7

Василий I ( 1389 – 1425 ) 1392 г. – присоединение к Москве Нижегородского княжества. 1408 г. – ордынский поход на Русь.

Слайд 8

Междоусобная война второй четверти XV в. Работа с учебником ( стр.75 ) Ответь на вопрос: почему победа в междоусобной войне оказалась на стороне Василия Темного?

Слайд 9

Знаю: Хочу узнать: Узнал

Слайд 10

Домашнее задание Базовый уровень: Рабочая тетрадь (стр. 104) Задание №4. Заполни таблицу «Вотчина и поместье». Повышенный уровень: Напиши названия городов, расположенных на территориях государств, образовавшихся в результате распада Золотой Орды. Выясни, потомки каких из этих народов проживают в настоящее время на территории России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по истории России, посвященная 400 летию дома Романовых в России

презентация позволяет проводить уроки истории, внеклассные мероприятия, связанные с династией Романовых, правящих в России с 1618 по 1917 гг...

Презентация по истории России 11 класс тема "Искусство и культура России в начале ХХI века"

Данная презентация предназначена для учащихся 11 класса по "Истории Отечества ХХ - начала ХХI века", учебник  Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т. – 4-е изд. – М.: «Русское слово», 2006. ...

презентация по истории России на тему: "Перемены в хозяйстве и общественном строе России в XVIII веке (7 класс)

Данная презентация составлена на основе учебника Д.Д. Данилова ("Школа 2100") для 7 классов. На уроке широко используется самостоятельная работа учащихся по решению проблемного задания (проблемн...

Презентация по истории России 9 класс по теме "Россия в начале ХХ в. Общая характеристика(политическое, экономическое,социальное развитие, внешняя политика(1900-1904гг.)"

Презентация по истории России 9 класс по теме "Россия в начале ХХ в. Общая характеристика(политическое, экономическое,социальное развитие, внешняя политика(1900-1904гг.)"...

Рабочая программа 7 класс История России ( учебник под редакцией Торкунова)

Рабочая программа учебного курса истории для 7 класса составлена на основе федерального стандарта основного общего образования по истории; Примерной программы основного общего образования по исто...

Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс

Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс к учебнику под редакцией Арсентьева из-во Просвещение...

Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс

Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс к учебнику под редакцией Арсентьева из-во Просвещение...