Проект КНИГА ПАМЯТИ «Никто не забыт, ничто не забыто»
проект по истории (5 класс)

 2020 г. Посвящен празднованию великой даты – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война  унесла десятки миллионов жизней, горечь утрат коснулась каждой семьи. Всё дальше и дальше в историю уходят от нас эти исторические и грозные годы. Уже выросло не одно поколение, которое не испытало  на себе горячего дыхания великой битвы и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов и от тех, кто прошёл эту войну. Но  ветераны  уходят от нас, время берёт своё. Сегодняшняя  правда такова, что героев, которые прошли все те страшные годы, становится всё меньше. А значит, исчезает живая память. Все же хочется, чтобы слова: «Никто не забыт и ничто не забыто», всегда были актуальными. И разбудить человеческую память – наша задача. Поэтому священный долг каждого поколения: сохранить имена солдат-защитников Родины, тружеников тыла, детей военной поры для своих потомков. Солдаты Великой Отечественной войны, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, отстаивать её честь, достоинство и свободу.

Воспитание памяти о своем роде, своей семье, о себе самом – начало воспитания такого человека, который понимает, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа, страны, города с жизнью других людей. Понимание этого очень важно в юном возрасте, когда происходит формирование жизненной позиции, личностных качеств, мировоззрения. Ведь именно сегодняшним детям предстоит стать тем мостиком между поколениями, которые понесут славу нашей Победы дальнейшим поколениям. Обращение к историческим корням создает почву для формирования гражданско-правовой компетентности,  отвечает задачам персонификации образования. Память – наша история и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие факты войны. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Поэтому бережное отношение к семейной памяти, ценностям, которые являются источником нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений, является актуальной задачей в настоящее время.

В связи с важностью осознаваемой проблемы и потребностью общества в воспитании подрастающего поколения,  5 класс «В» решил разработать и реализовать проект по созданию Книги памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» через сохранение и расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Результат проекта должен быть представлен в виде презентации, видеокниги  и печатного варианта работы в классе и в группе ВК школы для всего школьного сообщества, а так же участие в акции Бессмертный полк.

Проект может иметь  продолжение за счёт пополнения новыми сведениями в результате дальнейшей поисковой деятельности.

Проект рассчитан на 3 месяца: март – май 2020 г.

Стоимость проекта: 750 рублей, в которую входит цветная печать, пружина для скрепления страниц и ламинирование титульных страниц.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 123»

Ленинского района г. Н. Новгорода

Проект КНИГА ПАМЯТИ –

«Никто не забыт, ничто не забыто»

 

Авторы проекта:

учащиеся 5 класса «В»

Руководитель проекта:

Тихонравова Т. А.

Г. Нижний Новгород

2019 – 2020 гг.

Аннотация проекта

 2020 г. Посвящен празднованию великой даты – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война  унесла десятки миллионов жизней, горечь утрат коснулась каждой семьи. Всё дальше и дальше в историю уходят от нас эти исторические и грозные годы. Уже выросло не одно поколение, которое не испытало  на себе горячего дыхания великой битвы и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов и от тех, кто прошёл эту войну. Но  ветераны  уходят от нас, время берёт своё. Сегодняшняя  правда такова, что героев, которые прошли все те страшные годы, становится всё меньше. А значит, исчезает живая память. Все же хочется, чтобы слова: «Никто не забыт и ничто не забыто», всегда были актуальными. И разбудить человеческую память – наша задача. Поэтому священный долг каждого поколения: сохранить имена солдат-защитников Родины, тружеников тыла, детей военной поры для своих потомков. Солдаты Великой Отечественной войны, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, отстаивать её честь, достоинство и свободу.

Воспитание памяти о своем роде, своей семье, о себе самом – начало воспитания такого человека, который понимает, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа, страны, города с жизнью других людей. Понимание этого очень важно в юном возрасте, когда происходит формирование жизненной позиции, личностных качеств, мировоззрения. Ведь именно сегодняшним детям предстоит стать тем мостиком между поколениями, которые понесут славу нашей Победы дальнейшим поколениям. Обращение к историческим корням создает почву для формирования гражданско-правовой компетентности,  отвечает задачам персонификации образования. Память – наша история и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие факты войны. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Поэтому бережное отношение к семейной памяти, ценностям, которые являются источником нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений, является актуальной задачей в настоящее время.

В связи с важностью осознаваемой проблемы и потребностью общества в воспитании подрастающего поколения,  5 класс «В» решил разработать и реализовать проект по созданию Книги памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» через сохранение и расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Результат проекта должен быть представлен в виде презентации, видеокниги  и печатного варианта работы в классе и в группе ВК школы для всего школьного сообщества, а так же участие в акции Бессмертный полк.

Проект может иметь  продолжение за счёт пополнения новыми сведениями в результате дальнейшей поисковой деятельности.

Проект рассчитан на 3 месяца: март – май 2020 г.

Стоимость проекта: 750 рублей, в которую входит цветная печать, пружина для скрепления страниц и ламинирование титульных страниц.

Обоснование необходимости проекта

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" дает полное основание, что государство обеспокоено гражданской и патриотической позицией молодого поколения.  Государство делает все, чтобы молодежь осознала свой гражданской и патриотической долг во всех формах его проявления.

Мы провели анкетирование среди учащихся класса с целью выяснить, знают ли ребята героические страницы своей семьи, родственников – участников Великой Отечественной войны и их судьбы.

Опрос среди учащихся класса показал, что

-  в семьях знают о родственниках, участниках Великой Отечественной  войны  -  18%

- не знают   – 72%

- хранят семейные реликвии военных лет – 44%

- знакомы с поисковыми сайтами, электронными порталами документов   периода Великой Отечественной войны – 14%

- уверены в важности и значимости сохранения памяти о героях и составлении книги памяти класса – 74%

- ветеранов ВОв, которые могли бы рассказать о войне и подвигах в семьях – 0%

    Мы предполагаем, что написание нами книги памяти, как символы мужества и героизма воинов, символ памяти, способствуют объединению людей разных поколений, символ вечного долга сегодняшнего поколения перед подвигами прадедов играет огромную роль воспитании подрастающего поколения, а так же в сохранении истории страны и каждой отдельной семьи класса и возрождению семейных традиций.

Цель и задачи проекта

Цель: создание «Книги памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» через сохранение и расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне

Задачи:

• Изучить семейный архив; узнать были ли в семье родственники-участники ВОВ; подобрать фото и документы; подготовить сообщение о родственнике-участнике ВОВ.

• Создать электронный и бумажный архив со сведениями об участниках Великой Отечественной войны, которые будут способствовать: развитию у учащихся чувства патриотизма и гордости за место, где они живут, за нашу Родину; возрождению семейных ценностей и традиций.

• развить у участников проекта навыки работы по поиску информации о судьбе героя, используя Интернет-ресурсы, различные базы данных, развитие коммуникативных навыков.

• Создать для осуществления преемственности между поколениями

• Привлечь учащихся к работе по возрождению и сохранению  духовно-нравственных ценностей  семьи

 Методы реализации проекта

1. Анкетирование. Вербально­коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов.

Для выявления проблемы и актуальности проекта в классе было проведено анкетирование среди учащихся

2. Интервьюирование. Сбор информации, опрос, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанный на непосредственном, личном контакте исследователя и респондента. Использование предварительно составленного перечня вопросов. Цель интервью — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования. Во время опроса у спрашивающего, налицо, личный контакт с отвечающим, т.е. он имеет возможность видеть, как отвечающий реагирует на тот или другой вопрос. Наблюдатель может в случае надобности задавать различные дополнительные вопросы и таким образом получить дополнительные данные по некоторым неосвещенным вопросам. Устные опросы дают конкретные результаты, и с их помощью можно получить исчерпывающие ответы на сложные вопросы, интересующие исследователя.

Интервьюирование родителей, дедушек, бабушек и других родственников  обучающихся включало вопросы: Ф.И.О. участника ВОв, кем приходится, дата, место рождения, место призыва, сведения об участии в сражениях, боевой путь, сведения о наградах, совершённых подвигах, и др.

3. Теоретический анализ и обобщение сведений.  Мы изучили и обобщили документы, связанные с периодом Великой Отечественной войны, которые сохранились в семейных архивах, систематизировали фотоматериалы, семейные реликвии.  Проанализировали базы данных интернет-сайтов:   ОБД «Мемориал»,  «Подвиг народа», «Память народа», «Солдат.ru», «Бессмертный полк».

4.  Иллюстрирование.

Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой­либо форме. Говоря об этом методе, следует иметь в виду, что он за счет сочетания различных эмоционально­выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Этот метод не просто вносит элементы художественности, он раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Метод иллюстрирования обладает большой силой эмоционального воздействия. Участники проекта самостоятельно оформляли страницы книги памяти, но в едином разработанном и принятом ими стиле. Иллюстрирование также включало подбор средств визуализации и аудиосопровождение видеокниги, что дополнительно усиливает эмоциональный эффект воспроизводимой информации.

 Рабочий план реализации проекта

Работа над проектом проводится в три этапа:

I этап – Подготовительный: анкетирование и анализ анкет , поиск и сбор информации о членах своей семьи, живших во время войны; подбор фотографий;

II этап – Основной: создание электронного архива. Для тех, кто не нашёл информацию о родственниках – участниках Вов, написание сочинений или рассуждений о войне и героях, которые позволяют осознать сопричастность каждой семьи к великому подвигу советского народа.

III  этап – Заключительный: оформление  и презентация проекта «Книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто».

Календарный план осуществления мероприятий по проекту

№ п/п

действия по проекту

сроки

ответственные

1

Организация инициативных групп

март

Кл.руководитель

2

Беседа  о проблеме  патриотического воспитания подрастающего поколения

март

Кл. руководитель и представители род.комитета

3

Социологический опрос учащихся

март

Кл. руководитель

4

Поиск источников информации. Беседа: интернет-ресурсы в поисковой деятельности

апрель

Учащиеся и родители

5

Сбор информации (создание электронного архива)

апрель

Учащиеся и родители

6

Оформление собранного материала в Книгу Памяти

апрель

Учащиеся, родители. Представители род.комитета

7

Информирование членов школьного сообщества о реализации проекта через сайт школы или страницу в ВК,   на родительском собрании и классном часе

май

Кл. руководитель

Ожидаемые результаты

  1. Учащиеся получат информацию о членах своей семьи – участниках войны. Каждый ребенок почувствует свою сопричастность к празднованию Дня Победы конкретными делами и поступками, почувствует гордость за «свою Родину»;

  1. работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных  событиях Великой Отечественной войны  за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим.)

  1. получения навыков поиска и работы с документальными сведениями интернет-сайтов ОБД «Мемориал»,  «Подвиг народа», «Память народа», «Саксонские мемориалы», «Солдат.ru», «Бессмертный полк»;

  1. повышение интереса обучающихся к истории и традициям семьи;

  1. создание проектных продуктов – архива данных, презентации, видеоролика;

  1. размещение материала  об участниках ВОв в соц.сетях, в группе школы и класса с дальнейшим использованием их в воспитательном пространстве.

План дальнейшего развития проекта 

Подводя итоги проделанной работе, на классном часе ребята высказали свое мнение о данном проекте. Но вначале, получив «Книгу памяти» в руки, каждый ученик стал искать свой рассказ, а затем более внимательно ребята стали рассматривать фотографии и читать статьи. Все пришли к единому мнению – работа была проделана нужная и важная как для самих ребят, так и для их родственников, особенно пожилых: ведь всё, что сохранено в семьях бабушками и дедушками небезразлично молодому поколению, не исчезнет, а сохранится и будет передаваться потомкам. Некоторые учащиеся высказали пожелание продолжить индивидуальные проекты в следующем году. Родители были благодарны за создание такой книги. На родительском собрании родители обсуждали данный проект и оценили работу всех участников очень высоко.

Данный проект помог моим ученикам раскрыться с необычной стороны. Они получили возможность прикоснуться к истории своей Родины изнутри – с позиции человека и семьи, осознали важность и нужность каждого человека для своей страны, увидели необходимость сохранять историю для потомков.

Проект может иметь своё продолжение с ходе пополнения архива в результате последующей поисковой работы, расширения круга его участников за счёт привлечения других родственников, друзей, знакомых, и  публикации новых страниц книги. Так же в работу над проектом можно включить акции, проведение классных часов и мероприятий, написание научных и творческих работ с привлечением книги памяти, и пропаганду продолжения поисковой работы и деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию

Бюджет проекта

1. Цветная печать – 600 руб;

2. пружина для скрепления страниц книги – 70 руб.;

3. ламинирование титульных страниц  - 80 руб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Никто не забыт , ничто не забыто!"

Педагогический проект на тему "Никто не забыт, ничто не забыто", расчитан на воспитанников коррекционных школ интернатного типа....

Вахта памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»

Вахта памяти «Никто не забыт, ничто не забыто». А мы хотим рассказать о нашем земляке ветеране Великой Отечественной войны Губареве Николае Ивановиче...

Книга "Никто не забыт, ничто не забыто"

Книга об учатсниках войны, родственников учащихся класса....

Вахта памяти "Никто не забыт, ничто не забыто"

В связи с юбилейной датой ВО войны, я провела много мероприятий с детьми и их родителями, по данной теме. Считаю, что воспитывать патриотизм, уважение к традициям и истори[[{"type":"media","view_mode"...

Вахта памяти "Никто не забыт, ничто не забыто"

Подборка стихов о воинской славе. Дети систематически заучивают стихи о героях земляках, погибших в Великой Отечественной войне....

Вечер памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель: воспитание любви к своей родине через память о тех, кто отдал свои жизни за ныне живущих, кто ковал победу в годы Великой Отечественной войны.Задачи:- довести до сознания детей, как дорого нашей...

Отзыв об издании Книги Памяти "Никто не забыт, и ничто не забыто!"

Отзыв членов клубного формирования "Хозяюшка" об издании Книги Памяти "Никто не забыт, и ничто не забыто!"...