Разработка урока "Волжская Булгария"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Абсалямова Розалия Халиулловна

Урок по истории Татарстана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.bolgariya_urok.docx34.34 КБ
Файл puteshestvie_v_volzhskuyu_bulgariyu.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в  Волжскую  Болгарию

Цель: 

  • обучающая: показать, что Волжская Булгария была одним из крупнейших средневековых государств Восточной Европы, ее жители являлись создателями яркой средневековой цивилизации, охарактеризовать хозяйственные и культурные достижения и их особенности, основные направления экономической политики.
  • развивающая: сформировать у учащихся навыки работы с историческими документами и с исторической картой, анализа и синтеза изученного материала, классификации, определения причинно-следственных связей, применения знаний в аналогичной ситуации, обобщения; использования компьютерных технологий, проведения межпредметных (межкурсовых) связей и исторических параллелей;
  • воспитательная: урок ориентирован на выявление у учащихся проявлений творческой активности, стимулирование исследовательской деятельности, культивирующей чувство патриотизма и гражданского самосознания.

Межпредметные  связи: всеобщая история, история России, география, обществознание.

Задачи урока: 

1) актуализация знаний учащихся путём проведения мотивационной беседы; 

2) обобщение пройденного через: выполнение индивидуальных проблемных заданий (на основе работы с фрагментами исторических документов и с исторической картой); толкование учащимися отдельных терминов (в контексте актуализации знаний); тестирование; формулирование учащимися ответа на заключительный вопрос, предполагающий проведение исторических параллелей.

Оборудование: учебник история Татарстана 6 класс, карта Болжская Булгария, атлас, учебное пособие «Волжская Булгария в рассказах для детей» С.Шамси, И. Измайлова, напечатанный дополнительный материал для учащихся (на каждой парте), интерактивная доска, проектор, карта Волжская Булгария.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Создание ситуации успеха.
  2. Новый материал.

                               План:

1. Территория, население.

2. Общественные отношения.

3. Хозяйственная деятельность булгар.

4. Торговые отношения.

5. Религия.

  Ребята, сегодня мы познакомимся с возникновением нового государства на  территории современного Татарстана. (слайд № 1)

Первое государство на территории современного Татарстана возникло в конце IX начале X века. Под названием Волжская Булгария.

(Перед учащимися лежат сообщения о Волжской Булгарии, который разделен по партам. Учитель задает вопросы, учащиеся находят ответы из сообщений)

- Какую территорию занимала Волжская Булгария в IX-X веках? Покажите на карте  и прочитайте  сведения.

Учащиеся читают сведения:

Волжская Булгария занимала довольно большую территорию для тех времен. Ее северная граница в 10-11 веках проходила по правобережью Камы, западная – по Свияге, с ее левыми притоками, восточная по Шишме, а южная доходила до большой излучины Волги (слайд №2)

Закончился 10 век, извечная смена времен и поколений. Канули в лету первые сто лет существования государства  Волжская  Булгария. За это время  на булгарском престоле побывали 8 правителей.

XI-XIII века – это время расцвета  и могущества Волжской  Булгарии.

В XI-XIII веках границы Волжской Булгарии расширились.

- Покажите на карте, где проходит граница Волжской Булгарии в XI-XIII веках? Найдите  и прочитайте об этом в дополнительных сведениях.

Учащиеся:

В XI-XIII веках границы Волжской Булгарии расширились. На севере булгары освоили территорию между реками Кама и Казанка. Граница на западе доходила до реки Сура. На юге подходила  к реке Яик, на востоке – до реки Белая. (слайд №3)

Волжская  Булгария стала многонациональным государством. Основную часть населения составляли волжские булгары.

- Какие племена жили в Волжской Булгарии?  Названия каких племен связаны с названием городов? Найдите  и прочитайте об этом в дополнительных сведениях.

Учащиеся:

На территории Волжской Булгарии жили племена булгар. С названием племен связаны названия городов – Сувар, Булгар. Помимо булгар проживали племена берсулы, сувары, баранджиры, эсегелы. (слайд № 4, 5)

- Найдите на карте города, которые связаны с названиями племен. (учащиеся работают по атласу)

Вывод: Первое государство на территории Татарстана  возникло в конце IX – начала X века. Оно называлось Волжская Булгария. XI-XIIIвека- это время расцвета и могущества. В XIII в. Границы государства расширились. Помимо булгар проживали племена берсулы, сувары, баранджиры, эсегелы.

(вывод учащиеся записывают в тетради)

Переходим к следующему пункту плана.

2. Общественные отношения.

- Кто управлял Волжской Булгарией? Найдите  и прочитайте об этом в дополнительных сведениях.

Учащиеся:

В те времена, когда у булгар не было государства, крупные племена объединялись в племенной союз. Им подчинялись и другие племена.  Но все они признавали власть правителя булгар, который носил титул эльтебер. (сл. № 6)

- Есть ли доказательства, что царь имел неограниченную власть?

Учащиеся:

Эльтеберу подчинялись вожди подвластных племен. Ниже эльтебера находились высшие чиновники. Их назначал эльтебер. Еще ниже располагалась родоплеменная знать. У эльтебера была собственная дружина. (слайд № 7)

- Были ли еще представители, которые были приближенными эльтебера?

Царь не  созывал народных  собраний для решения дел, а в лучшем случае совещался с наиболее влиятельными лицами знати.

- За счет чего пополнялась государственная казна?

Учащиеся:

Государственная казна была богата. Она пополнялась за счет пошлин с купцов. Они отдавали эльтеберу 10 часть привезенных товаров и 10 часть рабов. И с каждого дома собирали по шкуре соболя.

Каждый, кто устраивал у себя свадьбу или созывал пир, в зависимости от размеров пиршества должен выделить часть царю. Обычно выделяли ему ковш меда и ковш пшеницы

Если же к булгарам прибудут торговые корабли из хазар, то царь выедет верхом, пересчитает товары и возьмет себе 10 часть. Если прибудут  к  ним русы, или какие-нибудь люди из других племен с рабами, то царь выбирает для себя из каждого десятка одного человека.

Сл. работа: эльтебер – правитель булгар.

Ребята, а теперь сделаем вывод и запишем его в тетради.

Вывод: Волжская Булгария была раннефеодальным государством. Высшая власть принадлежала эльтеберу. У него была собственная дружина. Государственная казна была богата, она пополнялась за счет пошлин с купцов, налогов с населения.

Переходи к третьему пункту плана.

3. Хозяйственная деятельность.

- Чем занимались люди в В. Булгарии? Найдите  и прочитайте об этом в дополнительных сведениях.

Учащиеся:

Булгары – народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб. Они выращивают пшеницу, полбу, ячмень, горох, просо, рожь, овес, и другие культуры. В пищу охотнее употребляют просо. (слайд № 8)

Булгары держали много скота -  коров, овец, а также лошадей. Конь был гордостью булгарина! «Конь - крылья мужчины» – говорили они.

Ведущее место принадлежало овцеводству. Кроме того разводили коров, быков, коз. Особой любовью у булгар пользовались лошади.

Это чудесный край со множеством смешанных лесов. Встречаются целые ореховые леса и большие заросли диких яблонь. В изобилии было и всяких ягод. В этих лесах обитало много разного зверя и дичи. Реки и озера полны рыбы.

Особенно выгодна для них была добыча меха пушных зверей – бобров, соболей, белок.

В их лесах много пчел живущих в дуплах деревьев, булгары хорошо разбираются в этом и собирают много меда.

- Какие виды ремесел у них были развиты?

Учащиеся:

Крупное и хорошо налаженное скотоводство давало булгарам большое количество кожи. Ремесленники умели хорошо, качественно обрабатывать кожу. Из нее изготовляли мягкие дорогие ичиги (сапожки), кошельки. Из других сортов кожи изготовляли сайдаки (футляры для стрел), конскую сбрую. (слайд № 9, 10)

Булгары могли купить посуду, изготовленную местными ремесленниками в специальных гончарных мастерских. Посуда получалась красивой и правильной формы. ЕЕ покрывали различным орнаментом. (слайд 11)

Черные кузнецы ковали крупные железные предметы: лемехи для сабанов, топоры, резаки для плугов и т.п. При этом они применяли тяжелые кувалды, отбойники, зубила и другие инструменты. (слайды  12, 13)

 Булгарские оружейники делали кольчуги, шлемы, мечи, боевые топоры, медные и железные кистени, булавы, железные наконечники копий и стрел. 

Вывод: Булгарская земля была богата лесами, полями, лугами. В лесах водились лисицы, медведи, лоси, в реках и озерах было много рыбы. Все это создавало благоприятные условия для хозяйственной деятельности. Булгары занимались земледелием, скотоводством, охотой, бортническом, ремеслом.

(записывают в тетради)

Физ. минутка. Игра  «Летает -  не летает»

Ребята, сейчас мы с вами проведем физминутку. Я буду называть слова, если вы услышите слово со значением  «летает», то машете руками, как птицы, если это слово имеет значение «не летает», но стоите прямо. Например, галка – летает (машут руками), палка (стоят прямо), учитель выполняет вместе с учащимися и может действиями путать детей, т.е, называя палка – махать руками, как птица – стоять прямо.

4. Торговые отношения.

Сейчас мы с вами поговорим о торговых отношениях булгар, для этого открыли книгу «Волжская Булгария»

- Давайте найдем и прочитаем, с какими странами и народами они вели торговые отношения?

(Работа с книгой Волжская Булгария стр 27-35) (слайды  15, 16, 17)

Вывод: Уже в 10 веке Волжская Булгария превратилась в крупный торговый центр. Она торговала с Китаем, Азией, Индией, вела меновую торговлю с народами севера. При покупке товаров у иностранных купцов булгары рассчитывались дирхемами, а между собой куньим мехом.

  Сл. работа: дирхем – арабская серебряная монета. (записи в тетради)

5. Религия. В этом пункте плана мы коснемся духовной жизни булгар. Найдите, пожалуйста, в книге на стр 21:

- В каком году Волжская  Булгария принимает ислам?

(работа по книге «Волжская Булгария» стр 21-26) (слайд 18)

 Итак, делаем вывод:

 В середине июня 922 года состоялся съезд. На этом съезде ислам был официально принят в качестве государственной религии. При принятии ислама присутствовали представители багдадского посольства. Приэтих обстоятельствах произошло официальное принятие ислама в Волжской Булгарии.

  1.  Закрепление

А теперь, ребята, мы с вами ответим на вопросы для закрепления.  Вопросы слайд 19.

  1. Дом.задание: записи в тетради
  2. Итог.

- Что нового узнали о Волжской Булгарии?

- Что вам показалось самым интересным на уроке?

Дополнительный материал для учащихся  должен быть напечатан на отдельных листочках  (на каждую парту по 2 или 3  сообщения)

Волжская Булгария занимала довольно большую территорию для тех времен. Ее северная граница в 10-11 веках проходила по правобережью Камы, западная – по Свияге, с ее левыми притоками, восточная по Шишме, а южная доходила до большой излучины Волги

В 11-13 веках границы Волжской Булгарии расширились. На севере булгары освоили территорию между реками Кама и Казанка. Граница на западе доходила до реки Сура. На юге подходила  к реке Яик, на востоке – до реки Белая. 

На территории Волжской Булгарии жили племена булгар. С названием племен связаны названия городов – Сувар, Булгар. Помимо булгар проживали племена берсулы, сувары, баранджиры, эсегелы

В те времена, когда у булгар не было государства, крупные племена объединялись в племенной союз. Им подчинялись и другие племена.  Но все они признавали власть правителя булгар, который носил титул эльтебер

Эльтеберу подчинялись вожди подвластных племен. Ниже эльтебера находились высшие чиновники. Их назначал эльтебер. Еще ниже располагалась родоплеменная знать. У эльтебера была собственная дружина.

Царь не  созывал народных  собраний для решения дел, а в лучшем случае совещался с наиболее влиятельными лицами знати.

Государственная казна была богата. Она пополнялась за счет пошлин с купцов. Они отдавали эльтеберу 10 часть привезенных товаров и 10 часть рабов. И с каждого дома собирали по шкуре соболя.

Каждый, кто устраивал у себя свадьбу или созывал пир, в зависимости от размеров пиршества должен выделить часть царю. Обычно выделяли ему ковш меда и ковш пшеницы

Если же к булгарам прибудут торговые корабли из хазар, то царь выедет верхом, пересчитает товары и возьмет себе 10 часть. Если прибудут  к  ним русы, или какие-нибудь люди из других племен с рабами, то царь выбирает для себя из каждого десятка одного человека

Булгары – народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб. Они выращивают пшеницу, полбу, ячмень, горох, просо, рожь, овес, и другие культуры. В пищу охотнее употребляют просо.

Булгары держали много скота -  коров, овец, а также лошадей. Конь был гордостью булгарина! «Конь - крылья мужчины» – говорили они.

Ведущее место принадлежало овцеводству. Кроме того разводили коров, быков, коз. Особой любовью у булгар пользовались лошади.

Это чудесный край со множеством смешанных лесов. Встречаются целые ореховые леса и большие заросли диких яблонь. В изобилии было и всяких ягод. В этих лесах обитало много разного зверя и дичи. Реки и озера полны рыбы.

Особенно выгодна для них была добыча меха пушных зверей – бобров, соболей, белок.

В их лесах много пчел живущих в дуплах деревьев, булгары хорошо разбираются в этом и собирают много меда.

Крупное и хорошо налаженное скотоводство давало булгарам большое количество кожи. Ремесленники умели хорошо, качественно обрабатывать кожу. Из нее изготовляли мягкие дорогие ичиги (сапожки), кошельки. Из других сортов кожи изготовляли сайдаки (футляры для стрел), конскую сбрую. 

Булгары могли купить посуду, изготовленную местными ремесленниками в специальных гончарных мастерских. Посуда получалась красивой и правильной формы. ЕЕ покрывали различным орнаментом.)

Черные кузнецы ковали крупные железные предметы: лемехи для сабанов, топоры, резаки для плугов и т.п. При этом они применяли тяжелые кувалды, отбойники, зубила и другие инструменты. 

 Булгарские оружейники делали кольчуги, шлемы, мечи, боевые топоры, медные и железные кистени, булавы, железные наконечники копий и стрел. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в Волжскую Булгарию

Слайд 2

Волжская Булгария Значительная часть булгар двинулись в путь под предводительством Кодрака - другого сына Кубрат хана. Они выбрали направление на север с тем, чтобы найти спокойную жизнь с ранее ушедшими булгарами в верхнем течении реки Итиль (Волга).

Слайд 4

Города Волжской Булгарии Болгар Биляр Сувар, Юкатау Тубылгытау Кашан Ашлы (Ошел ь )…

Слайд 5

Население страны было разноплеменным. Булгарские племена нам хорошо известны. Но были еще сувары , барсилы , баранджары , а также билеры и эсенгелы . Во второй половине X века из них сложились единая булгарская народность . Общим именем населения страны стало имя "булгары". БУЛГАРСКИЙ ДОМ Реконструкция. XI век

Слайд 6

Управление Волжской Булгарией Волжская Булгария управлялась, как и все раннефеодальные государства. Во главе стоял правитель. В Булгарии это был эмир. Его раньше называли эльтебер. Первым эмиром страны был Алмуш , князь города Болгара . Именно Алмуш отправил посольство булгар в Бухару и Багдад и принимал у себя посольство багдадского халифа. После обращения в новую веру он стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла. Эмиру подчинялись правители отдельных земель - областей. Это был высший слой знати. К правящей верхушке принадлежали и предводители боевых дружин, беки, представители высшего духовенства. БУЛГАРСКИЙ ПРАВИТЕЛЬ АЛМУШ Худ. Рушан Шамсутдинов

Слайд 7

В роли управляемых находились земледельцы, ремесленники, торговцы. Они выполняли различные феодальные повинности в пользу государства, но зависимыми от феодалов не были.

Слайд 8

Кожевенное дело В 985 году русские воины пленили группу булгарских воинов. Русичи увидев, что они все обуты в кожаные сапоги, были удивлены. Сами они были лаптях. Князь Владимир приказал остановить войну. «Народ, который смог обуть все войско в кожаные сапоги никогда не станет нам платить ясак. Придется искать лапотников”, сказал о н.

Слайд 9

Основные занятия булгар Основными занятиями булгар были сельское хозяйство и торговля. Земледелием и скотоводством занимались сельские жители. Их было большинство. Арабский географ начало X века Ибн Русте писал: "Болгары - народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие". Кроме того, они сеяли полбу, чечевицу, горох. Хлеб убирали серпами и косами. Земледелие у булгар было пашенным. Хлеба было много, и булгары могли оказать помощь русским княжествам в голодные годы. Булгары не забывали свое традиционное занятие - скотоводство. Скот они держали крупный, породистый, а потому были с мясом и молоком. Булгары разводили также боевых и скаковых коней. Почти в каждом хозяйстве имелись овцы и козы, из домашней птицы - куры.

Слайд 10

Сапоги – ичиги

Слайд 11

Образцы художественной керамики

Слайд 12

Ремесло Железную руду привозили из Уральских гор. Металлургические горны Инструментарий кузнецов и ювелиров

Слайд 13

Ремесло Три наконечника ремня 14-15 вв. Бронзовые идольчики 10-12 вв.

Слайд 14

Ювелирные изделия Пуговицы. Серебро. Скань Серьга. Золото Зеркала. Бронза XIV век

Слайд 15

Сначала вместо денег использовались шкура белок – “тиен”. И сегодня копейка по татарски - тиен

Слайд 16

Торговля Главный рынок АГА-БАЗАР «Как муравей любит сладкое, так булгары тянутся к торговле », -говорили путешественники

Слайд 17

Связи с другими народами и странами Волжская Булгария наладила и поддерживала тесные связи со многими странами и народами. Это были прежде всего торговые отношения. Активно торговали булгары со своими ближними соседями - предками современных удмуртов, марийцев, чувашей, мордвы. Центрами их торговых отношений с ближними соседями были фактории, основанные по берегам рек. В поисках дорогих мехов булгары дошли до народов Прикамья и далекого Севера. С предками современных ханты и манси велась меновая, или "немая" торговля. При такой торговле одна вешь просто обменивалась на другую. На юге основным торговым партнером Волжской Булгарии был Хазарский каганат. Булгары торговали также с иранскими, среднеазиатскими, византийскими городами. Они поддерживали торговые связи с Прибалтикой, скандинавскими странами, Индией.

Слайд 18

Ислам приняли 922 году Волжские булгары приняли ислам в 922 году, а дунайские - христианство и смешались с местными славянскими этническими группами. В результате они, сохранив своё название, ославянились . Волжские булгары испытали на себе воздействие других этнических групп и этносов. Однако при этом, сохранив свою тюркскую суть, потеряли своё название.

Слайд 19

5. Волжская Булгария приняла ислам: А) в 922 году Б) в 1236 году В) в 988 году Г) в 1047 году 6. Принятие Волжской Булгарией ислама связано с именем тогдашнего булгарского эмира: А) Абдуллы ибн Микаила Б) Алмуша В) Микаила ибн Джафара Г) Мумина ибн Хасана 7. Принято считать, что единая народность с общим названием "булгары" возникла: А) в X веке Б) в XI веке В) в XII веке Г) в XIII веке 8. Государство волжских булгар окончательно сложилось: А) в VIII веке Б) в начале IX века В) в начале X века Г) к концу X века 9. Какое из утверждений вы считаете неверным? А) булгары добывали пушных зверей и использовали меха для собственных нужд Б) булгары продавали пушнину за границу В) булгары покупали пушнину у своих соседей Г) булгары не занимались промыслом пушнины 10. Правитель Волжской Булгарии в разные периоды назывался: А) султан Б) халиф В) эмир Г) король Д) хан Е) эльтебер Ж)царь

Слайд 20

Проверь себя! 1-Б 2-В 3-А 4-А 5-А 6-Б 7-А 8-В 9-Г 10-В,Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории в 6 классе "Волжская Булгария"

Презентация использовалась на уроке по истории Татарстана в 6 классе  , материал можно применить на уроке истории Татарстана в 10 классе при изучении данной темы как обобщающий материал...

классный час«Булгария…Помним, скорбим, любим»

классный час, посвященный трагедии, которая произошла в Казани РТ 9 июля 2011 года. это событие произвело огромное впечатление не только на весь город, но и на всю страну и за ее пределы. разговор-бес...

Мои предки-великие булгары

Содержание:  Введение…………………………………………………………………………….11. Предки чувашей: жизнь и быт………………………………………………..12. Великая Болгария…………………………………….………………………...53. Новая жизнь на Волге…………………………………………....

"И будет мир между нами..." (Разработка интегрированного урока по теме "Славяне и булгары в средние века")

Конспект интегрированного урока по истории России и истории Татарстана по теме «Славяне и булгары в средние века» может использоваться на уроках истории в 6 и 10 классах при изучении истории формирова...

Великая Булгария (презентация)

Великая Булгария (презентация)...

открытый урок по истории Татарстана в 7 классе на тему: " Волжская Булгария в X - начале Xlll вв"

открытый урок по истории Татарстана в 7 классе на тему: " Волжская Булгария в X - начале Xlll  вв"...