Урок в 5 классе "Восток - дело тонкое"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Созонова Татьяна Иосифовна

Обобщение материала по теме "Древний Восток"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vostok_delo_tonkoe.docx51.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Восток – дело тонкое».

Цели урока:        обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока,  осознали вклад, сделанный древневосточными народами в развитии хозяйства и культуры всего мира; развивать память, мышление, монологическую речь обучающихся; развивать интерес и уважение к истории и культуре народов  Древнего Востока.

Оборудование:         

1.карта «Древний Восток»;

2.«Чёрный ящик».

3.карточки

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Методы урока: работа по карте, работа с тестовым материалом, беседа, использование компьютера.

Планируемый результат:

Учащиеся должны

знать:

- термины и понятия по разделу Древний Восток;

- географические объекты и столицы стран Востока;

- даты и события, культурные памятники Востока;

- структуру государства и его внутреннего управления, исторических личностей;

уметь:

- называть и показывать на карте географические и исторические объекты;

- работать в паре;

- производить самопроверку и взаимопроверку;

- заполнять схемы.

При подготовке к уроку учащиеся получают задание: разделиться на 2 команды, выбрать капитана.

                                                               Ход урока

I. Организационный момент.

     Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня в нашем классе гости, и мы волнуемся слегка.

Но ждёт нас интересная   работа,  Волненье прочь, вперёд, друзья!

 II. Проведение игры.

Вступительное слово учителя

На протяжении  нескольких уроков мы  знакомились с вами с историей разных стран.

 Сейчас я буду вам показывать разные предметы. А вы должны будете отгадать, в какой стране было сделано это открытие?

Стеклянный бокал,  алфавит,  пурпурная ткань,  корабль  – ФИНИКИЯ

ПАЧКА ЧАЯ,  компас,  шёлк  –  КИТАЙ

Шахматы,  цифры  –  Индия

Пирамида, статуя  -  Египет

Молодцы, ребята! А сейчас посмотрите  на экран. Попробуем по иллюстрациям также назвать страны.

Библия, из мифа иллюстрации - ПАЛЕСТИНА

Таран, кожаные падушки,  библиотека из глиняных табличек –  Ассирия

Столб  Хаммурапи  -  Вавилон

Клинопись, глиняные таблички, речки  –  Двуречье

Кир, Дарий Первый,  монета Дария Первого –  Персия

Итак,  Финикия, Китай, Индия, Египет, Ассирия, Палестина, Двуречье, Вавилонское царство, Персия.

В течение нескольких уроков мы с вами путешествовали по древневосточным странам, вы узнали много нового и интересного.  

 Сегодня наша задача: повторить, обобщить и углубить  знания. И делать мы это будем с помощью игры.

                                           Тема урока: Восток - дело тонкое.

  Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами,  тем самым оставит  как можно больше следов в истории.

 Один ни кому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356 году до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным.

Мы с вами будем совершать только хорошие поступки.

   Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать вот такие следы, поднимать руку.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\зауч\зауч 040.jpg

Сегодня в игре примут участие две команды. Для начала давайте познакомимся.

На столах у вас лежат карточки, пожалуйста, соберите их и вы узнаете название команды. И выберите командира.

                                              Жрецы                                                     Писцы

Представление команд.

Прежде чем приступить к состязанию, для начала поразминаемся –

                                                Игра «Чистая доска».

Термины:  рубило, дельта, сфинкс, саркофаг, жрецы,  клинопись, колония, Ветхий Завет, скрижали,  держава, касты, отшельник, папирус, иероглиф.

  Команды разогрелись и можно приступать к игре. Послушайте правила. Игра состоит из 11 конкурсов, а это значит, что перед вами будут десять  препятствий из интересных, но в тоже время сложных  заданий. Ваша задача – постараться справиться с этими заданиями.

                             1 конкурс  – Верно ли, что… 10 баллов.                10 следов. 

Я вам раздаю  карточки с предложениями. А вы должны рядом написать – да или нет. И если нет, то почему.

                                                                    1 команда.

1.Мемфис – столица Междуречья  - НЕТ

2.Столицей Ассирии был город Ниневия  - ДА

3.В Древнем Египте знаниями владели писцы - ДА

4.Самая высокая пирамида в Египте была построена Тутмосу  - НЕТ

5. Книга из папируса, свернутая в трубку, называлась пергамен - НЕТ

6.Пурпурную краску изобрели в Финикии  - ДА

7.Иероглифы – письменность в Междуречье - НЕТ

8. Неприкасаемые – эта одна из каст в Древней Индии - НЕТ

9. От кочевников ГУННОВ в Китае была построена Великая Китайская  стена - ДА

10.Впервые широко использовать конницу стали ассирийцы. – ДА

                                                          2 команда.

1.Ветхий Завет – вторая часть Библии - НЕТ

2. Многоводные реки в Китае – это Хуанхэ и Янцзы – ДА

3. Священное число в Древнем Двуречье. – 60. ДА

4. Стекло изобрели в Египте  - НЕТ

5. Амон – Ра – бог солнца в Индии. – НЕТ

6. Египет находится в северо-восточной части Африки – ДА

7.Гробница фараона Хеопса осталась неразграбленной – НЕТ

8.Пастушок Давид одержал победу над Голиафом. – ДА

9. Столица Китая – город Пекин – ДА

10. Слово БИБЛИЯ переводится как Письмо – НЕТ

  2 конкурс  «Вначале было слово». (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)     4 следа

    Каждая команда выбирает страну и выполняет задание.

               По 4 задания каждой команде


3 конкурс   «Узнай  миф»            
(по 3 следа и еще один) 

    Скажите, пожалуйста,  какая страна оставила много мифов, легенд?    Палестина

     А сейчас я предлагаю вспомнить их.

Каждой команде по очереди я буду открывать иллюстрации, ваша задача: объяснить, какое действие происходит.

1. Иллюстрация «Легенда о суде Соломона»

2. Дочь египетского царя нашла корзинку с мальчиком.

3. Как Моисей выводит евреев из Египта

4.Пастушок Давид сразился с Голиафом

5.Ноев ковчег

6. Филистимская красавица Далила отрезала волосы Самсону

        7.Как бог Яхве вручил Моисею скрижали

4 конкурс «Любознательные»                  Каждая команда может заработать 6 баллов.

Животные

1. Бог Ганеш имеет голову этого священного животного.

2.Священное животное в Индии, убить ее считается страшным преступлением.

3. Индийцы боялись этих животных и старались их задобрить, они раскладывали вокруг дома для них комочки вареного риса.

Люди и боги

1. Его имя означает Просветленный, мудрец.

2. Он объявил себя первым властелином Китая

3. Человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединено.

Природа

1. С севера границей Индии служат самые высокие горы в мире.

2. Как называли дерево необычайной толщины, ветви которого сплетались, и, касаясь земли, пускали корни - можно было запутаться и заблудиться среди множества побегов.

3.Место, где река делится на несколько рукавов.

Изобретения

1- Игра для царей, придуманная в Индии

2- Чтобы не заблудиться в далеких путешествиях по Великому шелковому пути китайцы изобрели это. Железная ложка, лежащая на гладкой деревянной или медной подставке.

3- Китайцы употребляли его как лекарство, прогоняющее усталость и продлевающее жизнь.

5  конкурс  «Личности в истории».          

Ваша задача: Найти страну и имя правителя, знаменитого человека, бога.  Соотнести. Приклеить в таблицу. ТИХО.                              По 8 участников.                                          

                 Выбирайте

Одна команда выбирает карточки.              Другая команда выбирает карточки.

              На стенах найти имя личности, которое подходит для вашей страны. Приклеиваете.

 8 баллов следов.

Амон -Ра

Египет

Гаутама

Индия

Соломон

Палестина

Конфуций

Китай

Хаммурапи

Вавилон

Ашшурбанапал

Ассирия

Дарий  Первый

Персия

Шамаш

Двуречье

                                     Друг у друга проверяем.

6 конкурс «Пирамида».  8 следов

Кому была построена самая большая пирамида в Египте?

В этом конкурсе вам надо разгадать кроссворд в форме пирамиды.

Задание к кроссворду:                      

  1.Основное удобрение на полях Древнего Египта

  2.Река, дающая жизнь Египту.

  3.Жилище богов.

  4. Служители богов.

  1. Древняя столица Египта.
  2. Растение, материал для письма в Египте.
  3. Гробница фараона.
  4. Подвижная ударная сила египетского войска
  5. Наука о движении небесных тел.

7. КОНКУРС "Третий лишний"

Сейчас вам будут представлены три иллюстрации. Одна лишняя. ПОЧЕМУ?

Вопрос №1. Дано три изображения:

1. Шахматы.

2. Ассирийский крылатый бык с пятью ногами.

3. Цифры.

Вопрос: Какое изображение и почему является лишним? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: "Третьим лишним" является изображение ассирийского крылатого быка с пятью ногами. Два остальных изображения - шахматы и цифры являются изобретением древних индийцев.

Вопрос №2. Дано три изображения:

1. Великая Китайская стена

2. Компас.

3. Стеклянная посуда.

Вопрос: Какое изображение и почему является лишним? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: "Третьим лишним" является фото с изображением посуды. Два остальных изображения - Великая Китайская стена и компас относятся к сооружениям и изобретениям Древнего Китая.

Вопрос №3. Дано три изображения:

1. Сфинкс.

2. Ассирийский крылатый бык с пятью ногами.

3. Богиня Нут.

Вопрос: Какое изображение и почему является лишним? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: "Третьим лишним" является изображение ассирийского крылатого быка с пятью ногами. Два остальных изображения - относятся к Древнему Египту.

Вопрос №4. Дано три изображения:

1. Фото из космоса долины реки Нил

2. Шадуф

3. Столб с изображением Хаммурапи

Вопрос: Какое изображение и почему является лишним? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: "Третьим лишним" является  столб.  Два остальных изображения относятся к Египту.

8 конкурс «Восстановите тест»                    7 следов.

Ребята, а сейчас я вам раздам свитки, они пострадали от времени, вам предстоит восстановить выпавшие фрагменты из текста. ТИХО.

1 команда.

В Индиии всех людей делили на ___ касты. Из уст бога______________ появились _________, из рук________________, из бёдер ____________________, из ступней __________________. Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли __________________________.

2 команда.

В Индиии всех людей делили на ___ касты. Из уст бога______________ появились _________, из рук________________, из бёдер ____________________, из ступней __________________. Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли __________________________.

9 конкурс  «Историческая задачка»                        По 2 балла.

- А теперь давайте поразмышляем  над некоторыми жизненными ситуациями, связанными с Индией.

1.В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать воинами, Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?

2. Некоторые индийцы ходили  по улице со специальной метёлкой.

Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?

10 конкурс «Историческая карта»

У вас на столах лежат атласы. Сейчас я вам раздам вопросы, на которые вы должны ответить.

Для начала  найдите страну и ответьте на вопросы.

      6 следов можете заработать.                            

                               1 команда.        (6 следов)

1.В какой части Азии находится Индия?              ( в южной части Азии)

2. На каком полуострове она расположена?         На полуострове Индостан. 
3. Какой океан омывает этот полуостров?           Это Индийский океан 
4. Каким морем омывается Индия?                        Аравийское море. 
5. Какие горы расположены на севере Индии?       Это горы Гималаи – самые высокие горы в мире. 
6. Какие крупные реки протекают по территории Индии?       Это реки Инд и Ганг. 

                                        2 команда.

1.В какой части Азии находится Китай      ( в восточной части Азии)

2. Каким морем омывается Китай?     (Китайским морем)

3. Какие крупные реки протекают по территории Китая –   Хуанхэ и Янцзы

4.Столица Китая –   Пекин

     5.От нападения каких кочевников была построена Великая китайская стена - ГУННОВ

6.Как назывался торговый путь, который проходил через территорию Китая? (Великий шёлковый путь)

     Выходят командиры и отвечают на вопросы.

11  конкурс «Историческая карта»

У вас на столах лежат атласы. Сейчас я вам раздам вопросы, на которые вы должны ответить.

Для начала  найдите страну и ответьте на вопросы.

      6 следов можете заработать.                            

                               1 команда.        (6 следов)

1.В какой части Азии находится Индия?              ( в южной части Азии)

2. На каком полуострове она расположена?         На полуострове Индостан. 
3. Какой океан омывает этот полуостров?           Это Индийский океан 
4. Каким морем омывается Индия?                        Аравийское море. 
5. Какие горы расположены на севере Индии?       Это горы Гималаи – самые высокие горы в мире. 
6. Какие крупные реки протекают по территории Индии?       Это реки Инд и Ганг. 

                                        2 команда.

1.В какой части Азии находится Китай      ( в восточной части Азии)

2. Каким морем омывается Китай?     (Китайским морем)

3. Какие крупные реки протекают по территории Китая –   Хуанхэ и Янцзы

4.Столица Китая –   Пекин

     5.От нападения каких кочевников была построена Великая китайская стена - ГУННОВ

6.Как назывался торговый путь, который проходил через территорию Китая? (Великий шёлковый путь)

                     Выходят командиры и отвечают на вопросы.

Подведение итогов игры.   Слово жюри.
 Итак, наше путешествие по странам Древнего Востока закончилось. Мы с вами узнали, вспомнили очень много о жителях Древнего востока: о занятиях, местах проживания, культуре, об открытиях и изобретениях, которые оказали влияние на дальнейшее развитие человечества. Но мы продолжим изучать с вами историю Древнего мира. Нас ждёт ещё немало интересных стран. А теперь подведем итоги проделанной работы. Вашему вниманию представлена оценочная таблица, первую часть которой вы начали заполнять дома. А теперь заполните ее с точки зрения проведенного урока. Поднимите руку те кто...

-Кто сегодня доволен собой на уроке?

-Кто считает, что мог бы работать лучше?

-Кто больше узнал, чем знал в начале урока?

-Кто устал?

-Кто расстроен?

-Кому было тяжело?

-Кому было не трудно?

-Понравился ли урок?

Домашнее задание. Нарисовать визитную карточку о любой из стран Востока или  составить кроссворд по изученному материалу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Восток-дело тонкое"

Презентация к семинару 11 класс по теме: " Типичные виды хозяйственной деятельности в Юго-Западной Азии....

Викторина "Восток-дело тонкое"

Викторина может быть использована на недели географии, как дополнительный материал...

Викторина "Восток-дело тонкое"

Учебный материал для внеклассного мероприятия...

Восток - дело тонкое. Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по древним Китаю и Индии.

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе после изучения темы Древняя Индия и Древний Китай (учебник Вигасина А.А.)...

Интерактивная игра по истории Древнего мира в 5-х классах "Восток - дело тонкое"

(во время игры на экране идет презентация  «Восток – дело тонкое»Цель : обобщение и повторение знаний, полученных на уроках истории; углубление интереса к предмету, развитие   воображения.Пр...

Интерактивная игра по истории Древнего мира в 5-х классах "Восток - дело тонкое"

(во время игры на экране идет презентация  «Восток – дело тонкое»Цель : обобщение и повторение знаний, полученных на уроках истории; углубление интереса к предмету, развитие   воображения.Пр...

Внеклассное мероприятие "Восток-дело тонкое" для 5 классов

Конспект внеклассного мероприятия "Восток -дело тонкое".Мероприятие получилось увлекательным. Учащиеся 5 класса были очень активными ,подготовили стихи о Древней Индии и Древнем Китае. Каждая команда ...