Историко-культурное наследие Хакасии как образовательный ресурс
методическая разработка по истории (7, 8, 9 класс)

Тестов Михаил Александрович

При подготовке к викторине школьники предварительно изучают источники по истории и этнографии Хакасии, включая ресурсы интернета, в частности, сайт Хакасского национального краеведческого музея. 

Викторина проводится по рубрикам:

- Кухня

- Жилище и домашняя утварь

- Скотоводство

и т.д.

Рубрики и задания можно варьировать, используя ресурсы республиканского музея и иных источников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_etnografii_hakasii.docx732.65 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

«Историко-культурное наследие Хакасии как образовательный ресурс».

При выполнения задания использованы ресурсы сайта: ХНКМ им. Л.Р. Кызласова (http://nhkm.ru).

Задания созданы с учетом региональных и этнокультурных особенностей содержания образования.

Задание №1

Викторина по этнографии Хакасии

При подготовке к викторине школьники предварительно изучают ресурсы интернета, в частности, сайт Хакасского национального краеведческого музея.

Викторина проводится по рубрикам:

- Кухня

- Жилище и домашняя утварь

- Скотоводство

и т.д.

Рубрики и задания можно варьировать, используя ресурсы республиканского музея и иных источников:

Вопросы составлены в стилистике телепередачи «Своя игра».

При желании вопросы в рубриках можно ранжировать, награждая правильный ответ разным количеством баллов, в зависимости от сложности.

Помимо использования в заявленной форме, можно включать в проверочные работы по темам при изучении регионально-культурного компонента.

Рубрика Скотоводство

1) Буланая, Вороная, Караковая, Саврасая… Современный человек вряд ли может назвать даже десяток мастей (то есть расцветок) лошадей.  А ведь в старину у хакасов их насчитывалось примерно столько.

(Около 90)

2) Не все сегодня знают, а ведь войлок, из которого изготавливают не только, например, валенки, но и традиционное жильё хакасов –юрту, получают именно из этого материала .

(Шерсть, овечья шерсть)

3) До самого начала ХХ в. в домашнем хозяйстве хакасов эти животные практически не держались.  Из-за рытья земли их относили к дьявольским созданиям Эрлик-хана.

(Свиньи)

4) Этот продукт скотоводства раньше применялся для изготовления рыболовной лесы и сетей. (Конский волос)

5) Именно так у многих народов называют пастуха, который опекает овец.

(Чабан)

Рубрика Жилище

1) Посреди юрты на земляном полу всегда находился этот железный круглый, о четырех ножках, предмет домашней утвари,  на него ставилась чугунная чаша,  в которой приготовляется пища и выгоняется хлебное или молочное вино. (Таган)

2) Появившись около середины XIX столетия, они могли быть шести-, восьми-, десятиугольными, а у баев двенадцати- и даже четырнадцатигранными. (Деревянные юрты)

3) Эта сторона юрты считалась женской: на ней располагались буфетные стойки с посудой, женские орудия труда (прялки, ступы и др.), одежда.

(Северная)

4) Так принято называть образ жизни людей, или даже целых народов, которые вынуждены часто сниматься с обжитого места и переселяться на новое. (Кочевой)

5) В прошлом этот вид хакасских селений -  объединение 10-15 хозяйств (обычно родственных) - был основным. (Аал)

Рубрика Кухня

1) У русских – простокваша, у болгар йогурт, а у хакасов – этот кисломолочный напиток. Технология приготовления: в пахту или нижний жидкий слой домашней сметаны добавляют свежую простоквашу. Всю эту смесь ставят в теплое место на 8-10 часов для брожения. После того, как закваска готова, вливают нежирную простоквашу или обрат,  также можно добавлять кипяченую воду.

(Айран)

2) Это непременное на  праздничном обеде и свадьбе блюдо готовится на сметане, в которую, доведя до кипения, добавляют обычно пшеничную муку, а также яйца. Посолив, непрерывно и тщательно помешивая, варят до обильного выделения масла.

(Потхы)

3) Сейчас данный продукт можно считать степным фаст-фудом, ведь из него, действительно, можно приготовить быструю еду.  Однако раньше процесс его приготовления был очень трудоемким. Сначала ячменные зерна поджаривали в железных чашах, рушили в ступках, затем веяли на веялках и на конечном этапе мололи на ручных мельницах. Он был и остаётся одним из излюбленных продуктов. Из него готовили около десяти различных кушаний.

(Талган)

4) Сей бодрящий кисломолочный напиток из кобыльего молока, полученный в результате брожения, популярен, пожалуй,  у всех тюркских народов. Сегодня он распространен в быту у жителей Казахстана, Киргизии, Монголии, а также таких регионов России, как Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Тыва, Хакасия, Чувашия, Якутия. Напиток обладает множеством целебных свойств и даже используется для профилактики туберкулёза.

(Кумыс)

5) Этот деликатес является непременной частью званого обеда, с него начинается угощение гостей и членов семьи. Готовится это блюдо

из крови свежезабитого животного (чаще барана).

 (Хан, кровяная колбаса)

Задание № 2

«Угадай изображение»

В данном задании могут быть использованы фотографии, картины, иные источники.  Подавляющее большинство  современных детей, однозначно, относится к категории «визуалов». Поэтому для них особенно интересны такие вопросы. Количество вопросов может быть любым, в зависимости от формата работы (или игры) и поставленных целей. Задание можно подготовить в форме презентации, либо в иной.

1) C:\Users\Михаил\Desktop\Аттестация\Повышение квалификации\Дистанционное\Новая папка\занятие 4 Историко-культурное наследие Хакасии как образовательный ресурс\shaman_1.jpg

Кто на фотографии? (Шаман)

2) C:\Users\Михаил\Desktop\Аттестация\Повышение квалификации\Дистанционное\Новая папка\занятие 4 Историко-культурное наследие Хакасии как образовательный ресурс\Urartian_grain_bruiser02.jpg

Определите предметы. (Зернотёрки)

3) C:\Users\Михаил\Desktop\Аттестация\Повышение квалификации\Дистанционное\Новая папка\занятие 4 Историко-культурное наследие Хакасии как образовательный ресурс\sport_1.jpg

Как называется национальная борьба?(Курес)

4) C:\Users\Михаил\Desktop\Аттестация\Повышение квалификации\Дистанционное\Новая папка\занятие 4 Историко-культурное наследие Хакасии как образовательный ресурс\born_ritual_2.jpg

Что на фотографии? (Тёсь, оберег)

5) C:\Users\Михаил\Desktop\Аттестация\Повышение квалификации\Дистанционное\Новая папка\занятие 4 Историко-культурное наследие Хакасии как образовательный ресурс\Улугбашев.jpg

Назовите музыкальный инструмент в руках сказителя-хайджи. (Чатхан)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

В статье рассматривается историко-культурный потенциал г. Рассказово и Рассказовского района...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

В статье рассматривается историко-культурный потенциал г. Рассказово и Рассказовского района...

Рабочая программа по историко-культурному краеведению «Живописное наследие Воронежского края» 10-11 класс

Рабочая программа по историко-культурному краеведению "Живописное наследие Воронежского края". 10-11 класс...

Историко-культурное наследие родного края:Есть такой народ – кряшены

Историко-культурное наследие родного края:Есть такой народ – кряшены...

Проблемы сохранения и популяризации историко-культурного и природного наследия Восточного Мурмана на примере старинного поморского становища Рында

Становище Рында……    Что кому говорит это название? Скорее всего, ухо поймает  название морского колокола рында и удивится, почему же поселение в устье реки так назвали. Но потом в...

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Актуальность данной статьи продиктована сразу несколькими факторами. Во-первых, многие историко-культурные памятники, связанные с архитектурой, в наши дни находятся под угрозой исчезновения.  Опа...

«Преподавание истории в условиях принятия историко-культурного стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов»

Современная российская школа работает в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и подготовки к введению федеральных государстве...