Северная война
план-конспект занятия по истории (10 класс)

Кишуева Амина Валерьевна

Цель урока:

  1. познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной  войны;
  2. охарактеризовать   международную   обстановку   и   ее   изменения   в течение войны;
  3. оценить значение победы в Северной войне для России.

  Задачи урока:

Образовательная – познакомить с основными событиями Северной

                                 войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ,

                                 активизировать познавательную активность учащихся.

Воспитательная - воспитание интереса к предмету и чувств

                                патриотизма, гордости за свою Родину.

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты,

                             устанавливать причинно-следственные связи,

                             продолжить   формирование   умений   работать   с

                            литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-_konspekt.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

на тему:

«Северная война»

                                               

                                                                                Учитель истории и обществознания    

                                                                               МОУ СОШ № 2 с. Нартан

                                                                           Кишуева А. В.

Цель урока: 

  1. познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной  войны;
  2. охарактеризовать   международную   обстановку   и   ее   изменения   в течение войны;
  3. оценить значение победы в Северной войне для России.

  Задачи урока:

Образовательная – познакомить с основными событиями Северной

                                 войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ,

                                 активизировать познавательную активность учащихся.

Воспитательная - воспитание интереса к предмету и чувств

                                патриотизма, гордости за свою Родину.

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты,

                             устанавливать причинно-следственные связи,

                             продолжить   формирование   умений   работать   с

                            литературой.

Место проведения: компьютерный класс.

Оборудование:    компьютер; мультимедийный проектор; экран, телевизор,

видеомагнитофон, магнитофон,  кино- и видеофрагменты, карта “Северная война”, стенгазеты учеников, выставка книг о  Северной войне.

Ход урока.

 Слайд № 1. Просмотр видео ролика.

Вступительное слово учителя: Слайд  № 2.

                                                                  Народ, забывший свою историю,                                          
                                                                 умрет – помни о своем народе и
                                                                 о своей истории.
                                                                 Без памяти нет будущего, это – истина.

 Тема нашего урока Северная война. Северная война является славной боевой страницей  истории нашей Родины.

Сегодня мы с вами попытаемся разобраться, что явилось предпосылками войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим  и определим этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны.

В конце XVII века перед Россией стояли три основные  внешнеполитические задачи. Кто нам скажет какие? Слайд № 3.

     Ученик:

-Выход к Чёрному морю.

-Выход к Балтийскому морю.

-Воссоединение древнерусских земель.

Учитель: Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую?  

Ученик: Первым крупным самостоятельным  шагом  Петра стал поход 1695 г. на турецкую крепость Азов.  Слайд № 4. Он был неудачным. В 1696 г был организован новый поход. На сей раз сухопутную армию поддержали корабли. Спустившийся по Дону в Азовское море русский флот сразу показал себя внушительной силой. В результате штурма крепость сдалась. Часть побережья Азовского моря вместе с Азовом отошла к России. Но этот успех не решал проблемы выхода к Черному морю - Керченский пролив оставался во владениях Турции. Царь намеревался продолжить войну.

Учитель:  Что предпринял Петр для этого?

Ученик: В 1697 г Петр отправился в составе Великого посольства в страны Западной Европы. Он надеялся создать союз европейских держав против Турции. Вскоре Петр убедился, что создать антитурецкий союз не удастся. Голландия и Англия уклонились от этого. А визит в Вену показал, что и Австрия воздержится от участия в войне с Турцией. Поездку пришлось прервать и срочно вернуться в Россию. Там произошло восстание стрелецких полков. Но Петру удалось во время великого посольства создать  антишведская коалиция – Северный союз. Слайд № 5.

Учитель: Абсолютно верно, после поездки сформировался «Северный союз», в который вошли Россия, Дания, Саксония и  Польша. Кто нам скажет, каковы причины создания Северного союза.  Слайд № 6.

Ученик: Я думаю, что  Польша, Дания и Саксония были недовольны  господством Швеции на Балтийском море и боялись  её агрессии. А Россия желала  выйти в Балтийское море и вернуть утраченные русские земли.

Учитель: Действительно, всех союзников связывало Балтийское море, а также недовольство  агрессивной политикой Швеции.

Рассматривая военные события, давайте, определим, какая из двух стран была наиболее подготовленной Швеция или Россия?  Слайд № 7.

Ученик: Я думаю, что Швеция. Она  была страной передового военного искусства. Её армия насчитывала 150 тыс. человек, но это была регулярная армия с отличным вооружением, богатым опытом военных действий и считалась лучшей в Европе. Шведский военный флот насчитывал 42 линейных корабля и  12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек, а также Швеция имела сильно развитую промышленность.

Учитель: А Россия?  Слайд № 8.

Ученик: Россия имела  армию численностью в 200 тыс. человек. Армия, которую унаследовал Петр, была сложной и несколько разнородной по составу сил (слайд № 6): Она состояла из трех различных элементов. Самой старой и теперь наименее полезной из них была конница (дворянское ополчение), вербуемая по долгу перед отечеством из землевладельцев (помещиков). С 1550-х годов эта служба была укреплена стрельцами, но они стали  не надежны, о чем свидетельствовали стрелецкие бунты. Наконец, имелись полки «нового строя», организованные на манер западноевропейских сил и руководимые преимущественно иностранными офицерами, доверие к которым было небольшим.

Учитель: Так была ли Россия готова к войне со Швецией? Слайд № 9.

 Ученик:  Я думаю, что нет.  Россия   имела недостаточное количество вооружения (в основном зарубежного производства), слабую боеготовность, сюда можно также  добавить отсутствие современного военно-морского флота, слабую промышленную базу.

Учитель: Под музыку. Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась  в августе 1700 года. В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов,  которые определялись местом военных действий.

У вас на столе  есть карточки и по ходу урока вы все должны заполнить таблицу: «Этапы войны». Кто нам расскажет о начале войны?

Ученик: Военные действия против Швеции открыл датский король Фредерик IV, осадивший шведскую крепость Штральзунд в Северной Германии. Союзник Петра I – Август II двинул войска под Ригу, где был сильный шведский гарнизон. Россия вступила войну несколько позже: в Москве с нетерпением ожидали заключения мирного договора с Турцией, который бы развязал России руки для действий на севере. Как только гонец доставил известие о заключении Константинопольского мира, утверждающего за Россией Азов, Петр объявил войну Швеции.

Учитель: У кого-то есть дополнения?

Ученик: Русская армия вступила в Прибалтику и подошла к Нарве. Осада  города затянулась до поздней осени. Пока союзные войска действовали, разобщено, шведский король решил нанести удары по своим противникам. В то время когда датские войска вели бои в шведской Померании, Карл XII внезапно высадился близ Капенгагена и осадил столицу Дании, из-за этого  Дания вышла из войны и порвала с союзниками.

В ноябре 1700 г. Карл XII неожиданно появился под Нарвой и стремительно атаковал русские полки. Не выдержав натиска шведов, дворянская конница стала отступать. Сражение было проиграно. Самонадеянный Карл XII решил, что с Россией покончено, и не стал преследовать отступающую армию царя.

Учитель: Роковая весть о поражении под Нарвой поселила уныние в сердцах русского народа; он обвинял шведов в чародействе, а царя — в «новшествах», т. е. в нововведениях. Сам царь твердо снес это несчастие; он принял его как хороший урок. «Я знаю, — сказал он, — шведы могут еще раз-другой нас побить, но, наконец, и мы научимся их побеждать». После поражения под Нарвой Петр I приступил к реформированию армии. Слайд № 10.

Учитель: Сравните слайды и ответьте на вопрос: Какие изменения произошли в Русской армии? Дайте им оценку?

Ученик: Петр взамен стрелецких полков начал создавать полки нового строя  и объявил о начале рекрутских наборов. От тысячи дворов раз в год брали на службу 1 рекрута.

В русской армии появились различные рода войск. Петр сделал ставку на усиление артиллерии и решил основать на Урале металлургические заводы. Но быстрой отдачи от них не было и поэтому Петр приказал снять с церквей колокола и переплавить их на пушки. Первоначальную потребность армии эта мера позволила удовлетворить, но Петр на этом не остановился и в стране продолжали возникать новые мануфактуры.

Учитель: Кто-то может дополнить?

Ученик:  Для подготовки офицеров по приказу Петра I стали создавать военные школы. В 1701 г. в Москве возникла Навигацкая школа, преобразованная впоследствии в Морскую Академию. Вскоре возникли школы других направлений. Для подготовки офицеров Петр продолжал отправлять молодых  дворян за границу. В 1716 г. был принят новый воинский устав, чуть позже появился «Морской устав».

   Как пишет Ключевский, "предоставляя действовать во фронте своим генералам и адмиралам, Петр... набирал рекрутов, составлял планы военных движений, строил корабли и военные заводы,  все запасал, всех ободрял, понукал, бранился, дрался, вешал, скакал с одного конца государства в другой».

Учитель: Итогом военной реформы стало появление у России регулярной, одной из сильнейших армий в Европе. У русской армии появилась целая плеяда талантливых полководцев: А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Ф.М. Апраксин, Я.В. Брюс, П. Гордон и др. Среди  тех, кто служил в  русской  армии был  и наш земляк. Может кто-то его вспомнит?  Слайд № 11.

Ученик: Это Александр Бекович Черкасский. Он был капитаном гвардии Преображенского полка. Ближайшим сподвижником Петра и активным проводником его государственных реформ.

Петр: Когда я вернулся из великого посольства и начал обрезать всем боярам бороды, я  не посмел тронуть вашего Бековича Черкасского, потому что он был достойнейшим человеком.

 Учитель:  Как вы думаете, военная реформа повлияла на ход войны?

Ученик: Я думаю, что да. Первые победы не заставили себя ждать.  Слайд № 12. В июне 1701 года отряд русских лодок под командованием офицера Животовского  захватил в плен 5 фрегатов и 2 яхты шведов. В декабре 1701 года был взят Эрестфер. После этого Шереметьев получил высший орден Святого Андрея Первозданного и чин фельдмаршала. В октябре 1703 года взят Нотебург . Петр I сам командовал штурмом, и после победы писал: «Правда, что зело жесток, сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен». Затем была взята крепость Ниеншанц в устье Невы. Там в мае 1703 г произошло знаменитое морское сражение. Противник потерпел поражение. В честь этого сражения Петр велел выбить медаль с надписью «Небываемое бывает».

 

Учитель:  После этого недалеко от устья Невы заложили по чертежу Петра Петропавловскую крепость. Около этой крепости на болотистых берегах Невы Петр решил основать город и морской порт. Может кто- нибудь вспомнит строки из поэмы

А. С. Пушкина «Медный всадник »:

Ученик:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам сужден

В Европу прорубить окно;

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам….

Учитель:  Кто скажет,  в каком году был основан Санкт- Петербург?  Слайд № 13. 

  Ученик: Новый город был основан в 1703 г. И назван городом Петра- Питербурхом. Позже он стал называться Санкт- Петербургом  или просто Петербургом. «Санкт» означает «святой». Точный перевод названия Санкт- Петербург- святого Петра город.

Город был построен руками многих тысяч крестьян. В холоде, по колено в воде и в грязи, борясь с плывучим болотистым грунтом, строили трудовые люди новую столицу государства. Они гибли от болезней, голода и холода. Постройка Петербурга была делом огромной важности: Россия получила торговый порт на Балтийском море. «Окно  в Европу» было прорублено.  

Учитель: Обратите внимание на экран. Скажите, что вы видите?  Слайд № 14. 

Ученик: Старый  Санкт-  Петербург, новый Санкт- Петербург. Это вид с Дворцового моста на Неву. Слева ростральные колонны и стрелка  Васильевского острова, в центре - Петропавловская крепость, справа- комплекс зданий Государственного Эрмитажа, в том числе Зимний дворец.

 

Учитель:  Слайд № 15.  В 1704 году были взяты  Дерпт  и Нарва, та самая Нарва, которая стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя: «Нарву, которая четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало».

Учитель:   Как  закончился  II этап войны?

Ученик: После действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи – вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке. Так закончился второй этап войны.

 Учитель: 24 сентября 1706 года Карл XII заключил  мирный договор с Августом II, посадив на польский престол Станислава Лещинского, тем самым обеспечил себе надежный тыл и выступил походом на Россию. Начинается третий этап.

Учитель: Как вы считаете, какое название можно дать этому этапу? Слайд № 16.

Ученик:  Я думаю, что русский. В январе 1708 года 45-тысячная армия двинулась на Москву. По плану, составленному Петром I, русская армия должна была уклоняться от решительных сражений и изматывать шведов. Но одна жаркая стычка произошла близ деревни Раевка. Шведы понесли большие потери, а  Карл XII чуть не попал в плен. После сражения наступление на Москву прекратилось, а шведский король повернул на Украину, где ожидал получить от 30 до 50 тысяч человек, обещанных гетманом Мазепой, изменившим русскому царю. Но в этот момент произошло событие, имевшее роковые  для шведов последствия. Битва при Лесной, произошедшая 28 сентября 1708 года, в которой Петр I с  отрядом в 12 тысяч человек разбил корпус генерала Левенгаупта (16 тысяч человек), лишила шведов значительных материальных ресурсов и отрезала их от баз в Прибалтике. А боевой дух русских солдат, наоборот, возрос, не случайно Петр I назвал сражение у Лесной «матерью Полтавской баталии».

   Учитель:  Слайд № 17.  Эпицентром, главным событием Северной войны  стало сражение  27 июня 1709 г, вошедшее с тех пор в историю как немеркнувший символ мужества, патриотизма, любви к Родине русского народа.

 Слайд № 18.

Но время шло. Москва напрасно

К себе гостей ждала всечасно,

Средь старых, вражеских могил

Готовя шведам тризну тайну.

Незапно Карл поворотил

И перенес войну на  Украину.

Давайте вспомним все, что знаем об этом сражении?  А начнем мы с обращения Петра к солдатам.

 Петр:  Слайд № 19. «Войны! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, прославленную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.

Учитель:  Слайд № 20. Русское командование основательно подготовилось к встрече с неприятелем. План операции обсуждался на военных советах, окончательное решение было за Петром. На подступах к русскому лагерю возвели 6 четырехугольных редутов, перпендикулярно этой линии – еще 4 редута. В редутах засели войска, разместили пушки. Ночью начался знаменательный Полтавский бой!

                                                                                              

Учитель: Давайте  с вами посмотрим отрывок из фильма «Петр I».

Учитель: Вы сейчас  посмотрели фрагмент из фильма. Что вы можете сказать по этому эпизоду?

 

Ученик: Как мы все видели, шведы отступили.  Карл XII вместе с изменником гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию.  Шведский король потерял всю свою армию. На поле боя осталось 9234 убитых; взято в плен вместе со сдавшимися полками Левенгаупта 19 тыс. человек,  в том числе весь генералитет и более тысячи офицеров. Русская армия потеряла 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.

Учитель: За участие в Полтавской битве государь Пётр I удостоил Меншикова  званием генерал-фельдмаршала. Такой чин до этого в русской армии имел только один Б. П. Шереметев.

  А.С. Пушкин посвятил  Полтавской битве  поэму “Полтава”. Кто нам  прочитает отрывок из поэмы?

   Ученик:   

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны, любимые победы.

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит,

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Её стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там;

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Учитель: Давайте с вами посмотрим небольшую инсценировку: «Как Петр радовался за победу!». Слайд № 21. Выходят дети под музыку.

Учитель:  Царь приказал трубить сбор своим войскам на месте победы. Радостный объезжал он после молебствия полки и благодарил всех за подвиги, за понесенные труды. С  такими  словами он обратился к ним.

Петр:  «Здравствуйте, сыны Отечества, чада мои возлюбленные! Потом трудов моих создал я вас; без вас государству, как телу без души, жить невозможно! Вы, имея любовь к Богу, к Вере православной, к Отечеству, славе, не щадили живота своего, а на тысячу смертей устремлялись небоязненно. Храбрые дела ваши будут незабвенны у потомства».

 После этого Петр пригласил к себе на обед пленных шведов. Явился фельдмаршал Рееншильд, министр короля Пипер, явились генералы и старые полковники. За столом царь возвратил им шпаги, выхвалял их храбрость и, наливши кубок  с вином, поднял его за здоровье гостей.

Петр:  «Пью за здоровье ваше, моих учителей в военном деле!»

 «За кого?» — спросили шведы. — «За вас пьет государь»— отвечали им. — «Хорошо же отблагодарили ученики своих учителей!» – сказал старый фельдмаршал.

  Учитель: Что  имел  в виду Петр,  сказав: «Пью за здоровье ваше, моих учителей в военном деле!» ?

Ученик: Эпизод, который мы  сейчас посмотрели, является исторически достоверным фактом, поднятым Петром за своих  учителей в военной науке, т. е шведов, неоднократно наносивших поражение молодой и неопытной русской армии.

Ученик: Шведы  преподали Петру и его сподвижникам немало горьких, но полезных уроков и, в частности, научили русского царя осторожности при столкновении со столь опасным противником.  Сражение при Полтаве он дал лишь после тщательной подготовки, и умелыми действиями добились безусловного превосходства над своим противником.

Учитель: А как вы думаете,  Полтавская  битва изменила ход войны? Слайд № 22.

Ученик: Я думаю,  что Полтавская победа коренным образом изменила ход войны и европейской политики. Знаменитый Вольтер впоследствии так сказал об этой победе русского оружия: «Из всех сражений, обагрявших когда-либо кровью землю, это единственное, которое... послужило к счастью людей, потому что даровало царю свободу благоустраивать огромную часть света. Ни одна война, бывшая между нынешними народами, не искупила хотя бы малым добром причиненное ею зло, а следствием Полтавского сражения было шествие наипространнейшей империи».  

Учитель:  Так закончился третий  переломный этап войны. Тем временем Карл XII, укрывшись в Турции, отказался от мирного договора с Петром и в 1710 году Турция, подстрекаемая западными державами, объявила России войну. Так начался  четвертый этап войны.

Учитель: А что происходило с 1710 года по 1711 год,  нам расскажет Тхакахова Марина.

Ученик: Рассматривая данный вопрос, я выяснила что, в 1710 новая  война с Турцией стала неизбежна. К причинам войны можно отнести: Слайд № 23.

- требование Петра I выдворить Карла XII из Турции;

- подстрекательство  Турции со стороны западных держав;

- захват Азова в 1696 году;

- появление русского флота в Азовском море.

        Дабы упредить противника, в феврале 1711 Россия двинула свою армию в Молдавию, на Дунай, стремясь как можно дальше отодвинуть театр военных действий от Украины и Польши.  Слайд № 24. Русские чувствовали себя уверенно и не сомневались в победе, но 7 июля 1711 в районе реки Прут турки отрезали русскую кавалерию от основной части армии, которая, попав в тяжелые условия вынуждена была отступить. По пятам наступали турки, постоянно атакуя Преображенский полк. Пройдя лишь 7 верст, армии Петра пришлось остановиться лагерем на берегу реки Прут. Тут 38 тысяч русских оказались со всех сторон окруженными. Петр посылал с предложениями о перемирии, возвращались  они ни с чем. Царь решил любой ценой прорвать окружение, и только тогда, видя его решимость, турки согласились на переговоры.

Учитель: Кто-то может дополнить?

Ученик:  Слайд № 25. Согласно существующей легенде, сопровождавшая Петра в походе его жена Екатерина втайне от царя передала в подарок визирю  собранные у жен офицеров деньги и драгоценности, что сделало турецкого военачальника более сговорчивым. Петр готов был на любые уступки, за исключением капитуляции и возвращения шведам Петербурга с прилегающими землями.
       Но золото и драгоценности, по-видимому, подействовали, и условия подписанного 12 июля 1711 мирного договора были легче, чем можно было предполагать. И все же это был один из самых тяжелых мирных договоров в истории России.

Учитель:  А каковы итоги похода?

 Ученик:  Слайд № 26. По мирному договору  Турции возвращался Азов, надлежало уничтожить построенные там укрепления и флот, уничтожались также крепости Таганрог, Каменный Затон и Сакмара. Россия обещала не вмешиваться в польские дела и беспрепятственно пропустить на родину Карла XII.

Учитель:  Слайд № 27. Выберите правильный вариант дальнейших действий Петра I.

А) Высадить десант в Финляндии.  

Б) Победить Швецию на море и окончательно упрочить победу.

В) Прекратить дальнейшие действия, так как Россия выполнила свои задачи.

 Ученик:  Слайд № 28. Петр  намеревался высадить  десант в Финляндии  у порта Або.  Слайд № 29. Для этого на галерах были отправлены пехотные полки. У мыса Гангут морские  силы противников встретились. Был разработан хитроумный план для разделения вражеских сил. Слайд № 30.  На виду шведов стали строить «переволоку» с востока на запад через полуостров Гангут якобы для перетаскивания судов на его противоположную сторону. Шведы  приняли это намерение всерьез. К западному берегу полуострова они направили на перехват 10 кораблей.  Слайд № 31. Наступивший на море штиль- безветрие- сковал действия крупных шведских кораблей. 27 июля 1714 г. 23 русские галеры начали бой. Они двинулись в наступление. По числу орудий шведы превосходили русских. Началась артиллерийская дуэль, которая закончилась победой русского флота.  

Учитель: Гангутское сражение  подняла боевой дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой. А когда русские заняли Аландские острова в Балтийском море, угроза нависла над самой Швецией. Так начинается пятый этап войны – заключительный.

Учитель: Как вы думаете, что мог предпринять в этих условиях Карл XII?

Ученик:  Слайд  № 32. Карл XII пытался исправить положение. В мае 1918 г. на одном из островов Аландского архипелага состоялся мирный  конгресс. Участвовавшие  в нем делегации прибыли на конгресс с противоположными целями:  Россия стремилась закрепить за собой то, что было завоевано оружием; Швеция, напротив, рассчитывала вернуть себе все, что утратила. Швеция вынуждена была согласиться на утрату Эстляндии и других территорий, но 30 ноября 1718 г. в  Норвегии погиб Карл. Шведский престол заняла его сестра Ульрика Элеонора. И она настаивала на продолжении войны. Переговоры прервались в 1719 г., когда Швеция заключила с Англией договор.

Учитель:  Какой бой стал последним крупным сражением  Северной войны?

Ученик: 27 июля 1720 г. состоялось крупное сражение на море у острова Гренгам. Этот бой был последним сражением Северной войны. Здесь  русские захватили 4 фрегата, 104 пушки и свыше 400 пленных. Петр предавал особое значение этой морской победе, ибо она была достигнута «при очах господ англичан», оборонявших и шведскую территорию, и шведский флот.

Учитель: Начавшись на суше, Северная война завершалась на море. Надежды шведов на английскую помощь не оправдались. Флот Англии бездействовал. Провал надежд на создание антирусской коалиции заставили Стокгольм пойти на мир с Россией.

 Где же был подписан мир? Слайд № 33.

 Ученик:  В городе Ништадте в Финляндии 30 августа 1721 года был подписан  мир между Яковом Брюсом и Юханом Лилльенстедтом.

Учитель: У вас на столе есть документы. По документу сделайте вывод, какие территории переходили  к России, а что оставалось у Швеции?

Ученик: К  России переходили Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия.

 Ученик: Города Выборг и Кексгольм.

Ученик: Швеция сохранила за собой Финляндию и выторговала право беспошлинно закупать хлеб в Риге и Ревеле и компенсацию за Лифляндию - 2 млн. ефимков.

   

Учитель: Петр считал Северную войну затянувшейся тяжелой школой. Он говорил "Все ученики науки в семь лет оканчивают обыкновенно, но наша школа троекратное время была (21 год), однако ж, слава богу, так хорошо окончилась, как лучше быть невозможно". Победа в Северной войне, создание регулярной русской армии и флота, их боевой опыт сделали Россию одной из сильнейших держав в Европе. Сенат поднес Петру титулы Великого, Отца Отечества и императора всероссийского.

Учитель: Давайте  сейчас подведем итоги. Каково же историческое значение Северной войны? Слайд № 34.

Ученик: Историческое значение Северной войны состояло в том, что Россия получала выход к морю и первоклассные порты - Ригу, Ревель, Петербург, что означало решение важнейшей внешнеполитической задачи страны.

Ученик: Появились благоприятные предпосылки для развития экономических, культурных и политических связей со странами Западной Европы, что позволило преодолеть политическую и культурную изоляцию России, и, в определенной степени, сократить ее отставание. Заметно вырос международный авторитет России, ставшей великой державой.

Ученик:  Победа России в Северной войне во многом была закономерной, поскольку война имела исторически обоснованный характер. Он обусловливался стремлением России вернуть принадлежащие ей ранее земли, без которых становилось невозможным ее поступательное развитие.
Ученик: Страна, под руководством Петра, “поднявшего ее на дыбы”, сумела мобилизовать все свои ресурсы, создать оборонную промышленность, новую регулярную армию и флот, которые долгое время не знали себе равных в Европе.

Учитель: Мы сдаем карточки. Для закрепления пройденного материала, давайте с вами  разделимся на группы. 1 группа решит - тестовое задание , 2 группа  заполнит таблицу, 3  группа поработает со мной над текстом, который вы увидите перед собой на экране. Этот текст с ошибками. Вы должны их найти и исправить.

 

Учитель: Под музыку. С тех пор прошло 289 лет. Подвиг наших предков не забыт. Вновь и вновь мы обращаемся к тем  дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратные деяния тех, кто отстоял  свободу, кто проявил чудеса отваги, героизма и самопожертвования. Слайд № 35.Золотыми буквами вписаны в историю Северной войны имена русских полководцев: Петр I, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Ф.М. Апраксин, Я.В. Брюс, П. Гордон и др.

Северная война, Полтавский бой  не забыты. Народная память избирательна, и такие события, такие героические времена она хранит вечно.                                                        

    Россия все сможет вынести, всегда сумеет выстоять, если потомки будут верны памяти отцов, если научатся делать правильные выводы из уроков истории, если такие понятия как «гражданственность» и «патриотизм» станут мерилом их жизненных поступков и устремлений. И особая доля ответственности за него возложена на нас, преподавателей и учителей, как воспитателей молодого поколения. Именно поэтому в своей работе мы уделяем этому направлению очень серьезное внимание.

     Я призываю вас  быть достойными своих предков, любите свою Родину так, как преданно любили её они. И тогда никто и ничто нас не сломит.  

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!                                                                                                                        

Молодцы, все очень плодотворно сегодня поработали, но я особо хочу отметить………..  В будущем, надеемся, что из этих ребят вырастут настоящие историки, исследователи и патриоты.  

                                                                                                                                   Домашнее задание:  Слайд № 36.                                                                                                                     I группы:
1. Составить таблицу «Северная война ».                                                                                                            II группы:     Написать письмо с Северной войны

  1. От имени русского или шведского  воина другу (родственнику)
  2. В форме донесения
  3. В форме дневниковой записи                                                                                                          III группы: По выбору:
  • Плакат  « И грянул бой. Полтавский бой…»
  • Карикатура « Напрасно ждал Карл ».

                                        Литература:

1. Военная история: Учебник для высших военно-учебных заведений МО РФ. - М., 2006.

2. Дни воинской славы. Хрестоматия. - М., 2006.

3. Отечественная военная история. В трех томах, т. 1. - М., 2003.

4. Павленко Н., Артамонов В. - 27 июня 1709. - М., Молодая гвардия. -1989.

5. Павленко Н. - Петр Великий. - М., - Мысль. -1990.

6. Сацута А., Корми С. Дни воинской славы России (Великие битвы российского воинства) // Ориентир. - 2006. - №7.

7. Шишов А. История великих побед Русской армии // Ориентир. - 2005.

   - № 1.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северная война

Разработка урока по теме "Северная война" включает все этапы войны, сопровождается презентацией....

интегрированный урок "Северная война"

Данный урок проведён в интеграции с предметом "Информатика" в компьютерном классе...

Урок по истории России.Тема:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."

Урок  по истории России по  теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга." проведен в 8 классе государственного казенного образовательного учреждения специальной (коррекцио...

Презентация. Тема урока:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга."

В данной подборке выложены слайды к уроку  истории в 8 классе по теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."...

урок по теме северная война 7 класс

разработка урока по теме с использованием ИКТ...

Северная война

Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; определить значении Северной войны для России; оценить  роль реформы армии и флота в достижении победы России в Север...