Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX века
план-конспект урока по истории (9 класс)

Цилибьева Елена Юрьевна

Тип урока: комбинированный

Тема урока:   Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX века

 

Цель урока:  способствовать формированию знаний о социально-экономическом развитии страны в первой  четверти XΙX в.

Задачи урока:

1. Образовательная:  назвать причины экономического кризиса в России после Отечественной войны, охарактеризовать развитие сельского хозяйства и   попытки решения крестьянского вопроса;  раскрыть суть военных поселений,    давать характеристику развитию промышленности,  транспорта и торговли  в первой четверти XΙX в. 

 

2. Развивающая: продолжить развивать умения обучающихся  работать с текстом, преобразовывать информацию в другие форматы (схемы, таблицы), устанавливать причинно-следственные связи,  формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, сравнивать исторические явления и процессы.

 

3. Воспитательная:  продолжить формировать уважение к отечественной истории XΙX в.; способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, коллективе. 

 

Формы деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

 

Планируемые результаты:

1. Предметные: смогут называть причины экономического кризиса в России после Отечественной войны, характеризовать развитие сельского хозяйства и  попытки решения крестьянского вопроса;  раскрыть суть военных поселений,    давать характеристику развитию промышленности, транспорта и торговли  в первой четверти XΙX в.

  2. Метапредметные УУД: определять тему урока, самостоятельно формулировать цели и задачи своего обучения; продолжать формировать навыки самоконтроля, работы в парах,  умения извлекать информацию из различных источников и представлять  её   в различных форматах, выделять главное и делать выводы. 

3. Личностные УУД:  уметь делать нравственный выбор и давать нравственную оценку историческим событиям и явлениям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX века

Тип урока: комбинированный

Тема урока:   Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX века

 

Цель урока:  способствовать формированию знаний о социально-экономическом развитии страны в первой  четверти XΙX в.

Задачи урока:

1. Образовательная:  назвать причины экономического кризиса в России после Отечественной войны, охарактеризовать развитие сельского хозяйства и   попытки решения крестьянского вопроса;  раскрыть суть военных поселений,    давать характеристику развитию промышленности,  транспорта и торговли  в первой четверти XΙX в. 

 

2. Развивающая: продолжить развивать умения обучающихся  работать с текстом, преобразовывать информацию в другие форматы (схемы, таблицы), устанавливать причинно-следственные связи,  формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, сравнивать исторические явления и процессы.

3. Воспитательная:  продолжить формировать уважение к отечественной истории XΙX в.; способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, коллективе. 

 

Формы деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

Планируемые результаты:

1. Предметные: смогут называть причины экономического кризиса в России после Отечественной войны, характеризовать развитие сельского хозяйства и  попытки решения крестьянского вопроса;  раскрыть суть военных поселений,    давать характеристику развитию промышленности, транспорта и торговли  в первой четверти XΙX в.

  2. Метапредметные УУД: определять тему урока, самостоятельно формулировать цели и задачи своего обучения; продолжать формировать навыки самоконтроля, работы в парах,  умения извлекать информацию из различных источников и представлять  её   в различных форматах, выделять главное и делать выводы. 

3. Личностные УУД:  уметь делать нравственный выбор и давать нравственную оценку историческим событиям и явлениям.

Этап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

 

Подготовка к уроку Приветствие.

Проверка домашнего задания

Самостоятельная работа на карточке

 

Выполняют тестовые задания.

Определение темы урока, постановка целей и задач.

Учитель обращает внимание на тему урока и его место в курсе «История России. XIX век».

Учащиеся разбиваются на 6 группы, которые выполняют задания практического занятия. Итоги работы групп и всего класса оформлены в рабочем листе, который учащиеся заполняют по очереди, демонстрируя всему классу.

 Определяют тему и цели урока .Записывают тему в тетрадь «Социально-экономическое развитие страны в  первой четверти XΙX в.»

Изучение нового материала

1 группа. Экономический кризис

Прочитайте п. 1 (стр. 49). Докажите, что в России после Отечественной войны 1812 г. был экономический кризис. Записать свои суждения в рабочий лист.

 2 группа. Развитие сельского хозяйства

Изучите п. 2 (стр. 49-51). Выделите особенности развития сельского хозяйства в нечерноземных губерниях.   

Изучите п. 2 (стр. 49-51)

Выделите особенности развития сельского хозяйства в черноземных губерниях. Затем заполнить схему в рабочем листе.

 

3 группа. Отмена крепостного права в Прибалтике

Прочитайте п. 3 (стр. 51)

Когда была проведена отмена крепостного права в Прибалтике?

Какие особенности имела эта реформа?

Подумайте, можно ли было отменить крепостное право по всей России на тех же условиях

Заполнить таблицу в рабочем листе.

4 группа. Проекты освобождения крестьян

Ознакомьтесь с проектами по освобождению крестьян.

Какой из этих проектов был наиболее реалистичен, т.е. не должен был вызвать массового недовольства ни среди помещиков, ни среди крестьян?

Изучите проект А.А. Аракчеева (стр. 52). В чем суть данного проекта? Выделите положительные и отрицательные черты проекта.

Проекты по освобождению крестьян

Военный деятель, герой Отечественной войны 1812 г.  П.Д. Киселев предлагал законодательно установить число дворовых и крестьян, необходимых их владельцу для обработки земли. «Лишних» крестьян правительство должно было постепенно выкупать и переводить в разряд «вольных хлебопашцев». Впоследствии (при Николае I) П. Д. Киселев руководил реформой управления государственными крестьянами.

Известный археограф сенатор А.Ф. Малиновский предлагал освободить крестьян без земли, объявив свободными всех крестьянских детей, которые родились после 1812 г. и впредь будут рождаться. Полное освобождение крестьян должно было произойти тогда, когда вымрут последние крепостные.

Некий помещик Крюков подал на высочайшее имя проект освобождения крестьян с наделением их землей из расчета 3 десятины на одну душу. За это крестьяне должны были платить помещику ежегодный выкуп и продолжать нести некоторые повинности.

Сравнить проекты отмены крепостного права П.Д. Киселева и А.А. Аракчеева. Выделите общее и различия. Записать данные в таблицу в рабочем листе.

5 группа. Военные поселения

Группа 5. Военные поселения

Изучите п. 5 (стр. 52-53) и документы.

Что такое военные поселения?

Какова была цель правительства при создании военных поселений? Удалось ли ее достичь?

Каковы были результаты этой реформы?

Из документа (Ф. Ф. Вигель. Записки):

Сельское житье его было мучительно для несчастных его крестьян, между коими завел он дисциплину совершенно военную. Ни покоя, ни малейшей свободы, ни веселия, плясок и песен не знали жители села Грузино, некогда поместья князя Меншикова. Везде видны были там чистота, порядок и устройство, зато везде одни труды, молчание и трепет. И эта каторга должна была служить после того образцом изобретенных им военных поселений. 

Из документа (С. И. Маевский. Мой век, или история генерала Маевского):

Все, что составляет внешность, пленяет глаз до восхищения, все, что составляет внутренность, говорит о беспорядке. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. Но представьте огромный дом с мезонином, в котором мерзнут люди и пища; представьте сжатое помещение смешение полов без разделения; представьте, что корова содержится, как ружье, а корм в поле получается за 12 верст; представьте, что капитальные леса сожжены, а на строения покупаются из Порхова с тягостною доставкою, что для сохранения одного деревца употребляют сажень дров для обставки его клеткою.

В этом поселении повивальные бабки, родильные ванны, носилки, отхожие места все царское. В больнице полы доведены до паркетов, но больные не смеют прикасаться к ним, чтобы не замарать, и, вместо того чтобы выходить через дверь, прыгают прямо с кровати в окно. У каждого поселенного полка богатая мебель и серебряный сервиз. Но мебель хранится, как драгоценность, и на ней никто не смеет сидеть. То же с офицерами они не смеют ни ходить, ни сидеть, дабы не обтереть и не замарать того, что дано им в употребление.

Прочитать пункт 5 и дать ответ в рабочем листе.

Военные поселения – это

Цели создания военных поселений:

Результаты реформы:

6 группа. Развитие промышленности,  торговли, путей сообщения.

Изучите п. 6 (стр. 53-54)

Выделите особенности модернизации промышленности и путей сообщения в первой четверти XIX в.

 Предложить обучающимся заполнение схемы по п. 6 учебника

 

 

  1 группа. Выявляют главное, делают выводы.

 

2 группа.  Составляют схему к тексту и представляют результаты работы.

 

3 группа. Выполняют задание, выборочно представляют результаты работы.

 4 группа. Выполняют задание в парах, выборочно представляют результаты работы, дают оценку проектам.

 5 группа.  Выполняют задание, выборочно представляют результаты работы.

 6 группа.  Составляют схему к тексту и представляют результаты работы

 

 

 

 

 

 

 

Первичное осмысление и закрепление

Письменно выполняют работу в рабочих листах и устно ее представляют классу с объяснением учителем.

Отвечают на вопросы.

Итоги урока. Рефлексия

Ученики оценивают свою работу на уроке и своё эмоциональное состояние. Оставляют на столе кружок «красный» - все хорошо, «синий»- многое непонятно.

Самооценивание.

Домашнее задание

Прочитать §7, ответить на вопросы к § 7.

Записывают домашнее задание в дневник.

 

 

Рабочий лист по теме «Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XΙX в.»

 

  1. Прочитайте п. 1 (стр. 49). Докажите, что в России после Отечественной войны 1812 г. был экономический кризис.

  1. Заполните схему:

  1. Отмена Крепостного права в Прибалтике. Заполните таблицу. Подумайте, можно ли было отменить крепостное право по всей России на тех же условиях

Дата проведения реформы

Условия

  1. Проекты отмены крепостного права

Сравните проекты отмены крепостного права П.Д. Киселева и А.А. Аракчеева. Выделите общее и различия.

Проект А.А. Аракчеева

Проект П.Д. Киселева

  1. Военные поселения

Военные поселения – это

Цели создания военных поселений:

Результаты реформы:

  1. Заполните схему