Внеклассное мероприятие «78 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
классный час по истории (9 класс)

Внеклассное мероприятие «78 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Данное мероприятие посвящено одному из дней воинской славы – окончательному освобождению Ленинграда от немецкой блокады 27 января 1944 года.

Актуальность: Сегодня в России очень большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи. Школа – одно из главных мест, где закладывается фундамент человека как личности, формируется представление о Родине, о ее историческом пути. Большое внимание при изучении истории и формировании патриотических чувств учащихся уделяется периоду Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., которая стала символом героизма, мужества русского народа. Битва за освобождение Ленинграда от блокады – самая продолжительная за всю войну с 10 июля 1941 года – 9 августа 1944 года.

Цели мероприятия:

1. Познакомить учащихся с подробностями истории блокады Ленинграда и освобождения города из фашистского окружения.

2. Сформировать у учащихся представление о мужестве, героизме народа Советского союза.

3. Воспитывать патриотические чувства и прививать любовь к своей Родине.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с историй событий, связанных с началом Великой Отечественной войны и началом блокады Ленинграда, с фактами о жизни населения в эти годы и рассказать об освобождении города.

Развивающая: развивать познавательный интерес к истории своей страны, интерес к изучению фактов времен Великой Отечественной войны; развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывающая: воспитание в учащихся чувства патриотизма, чувства любви к своей стране, своей семье; формирование представления о важности и необходимости защиты своей Родины, если существует угроза свободе и независимости, что защита Родины – это священная обязанность каждого.

Возрастная категория учащихся: для учащихся 5-9 классов.

Форма представления: мероприятие, посвященное дню воинской славы.

Материально-техническое оснащение:

1. Компьютер;

2. Проектор и экран;

3. Мультимедийная презентация «75 лет снятию блокады Ленинграда»;

4. Историческая карта;

5. Фотохроника периода блокады Ленинграда;

6. Музыкальные композиции: сюита «Память».

План мероприятия.

          1. Организационный этап – 2 мин.

          2. Основные этапы мероприятия – 33 мин.

          3. Подведение итогов – 5 мин.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики Верхнешевыревская основная школа№ 25

Внеклассное мероприятие

«78 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»








Номинация: «Священные даты истории»

Возрастная категория учащихся: для учащихся 5-9 классов

Разработал: учитель истории Беляев Данил Владимирович

2022 г.

Внеклассное мероприятие «78 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Данное мероприятие посвящено одному из дней воинской славы – окончательному освобождению Ленинграда от немецкой блокады 27 января 1944 года.

Актуальность: Сегодня в России очень большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи. Школа – одно из главных мест, где закладывается фундамент человека как личности, формируется представление о Родине, о ее историческом пути. Большое внимание при изучении истории и формировании патриотических чувств учащихся уделяется периоду Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., которая стала символом героизма, мужества русского народа. Битва за освобождение Ленинграда от блокады – самая продолжительная за всю войну с 10 июля 1941 года – 9 августа 1944 года.

Цели мероприятия:

1. Познакомить учащихся с подробностями истории блокады Ленинграда и освобождения города из фашистского окружения.

2. Сформировать у учащихся представление о мужестве, героизме народа Советского союза.

3. Воспитывать патриотические чувства и прививать любовь к своей Родине.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с историй событий, связанных с началом Великой Отечественной войны и началом блокады Ленинграда, с фактами о жизни населения в эти годы и рассказать об освобождении города.

Развивающая: развивать познавательный интерес к истории своей страны, интерес к изучению фактов времен Великой Отечественной войны; развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывающая: воспитание в учащихся чувства патриотизма, чувства любви к своей стране, своей семье; формирование представления о важности и необходимости защиты своей Родины, если существует угроза свободе и независимости, что защита Родины – это священная обязанность каждого.

Возрастная категория учащихся: для учащихся 5-9 классов.

Форма представления: мероприятие, посвященное дню воинской славы.

Материально-техническое оснащение:

1. Компьютер;

2. Проектор и экран;

3. Мультимедийная презентация «75 лет снятию блокады Ленинграда»;

4. Историческая карта;

5. Фотохроника периода блокады Ленинграда;

6. Музыкальные композиции: сюита «Память».

План мероприятия.

        1. Организационный этап – 2 мин.

        2. Основные этапы мероприятия – 33 мин.

        3. Подведение итогов – 5 мин.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Звучит песня «Вставай страна огромная…»

-Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами поговорим о блокаде Ленинграда.

2. Основные этапы мероприятия

1. Значение даты  27 января 1944 года

(27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.)

- Ребята, как вы понимаете, что такое «блокада»? Покажите ее.

(Это когда город окружен со всех сторон, отрезан от остальной территории. Показывают на примере снежного шара.)

-Много лет прошло с тех пор, как закончилась война. Война – это страшно. Это смерть, голод, холод, рабство. В Ленинграде война – это блокада, которая длилась долгих 872 дня.

- 872 дня мужественно боролись ленинградцы, защищая свой город, свою жизнь. События с 08 сентября 1941 года до 27 января 1944 года вошли в историю под названием «Блокада Ленинграда».

2. Что такое блокада?

- Захват Ленинграда был одним из пунктов немецкого плана «Барбаросса». (Слайд 2,3) Фашисты считали, что в течение лета и осени Советский Союз будет разгромлен и город на Неве взят. Но их планы не сбылись.

- Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.

- Гитлер принял решение стереть Ленинград с лица земли. Для этого было приказано обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить, задушить голодом.

- Враг прекрасно знал, что в городе катастрофически не хватает продуктов. В этом то и был его замысел – погубить ленинградцев голодом. Враг был уверен, что голодающие люди в конце концов сами сдадут город. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Не было электричества. Город погрузился во тьму ! Дома не отапливались. Ленинградцы стали устанавливать железные печки – буржуйки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было . За водой ходили на набережную Невы к проруби. 

- Город постоянно бомбили. На немецких картах для бомбежки были отмечены такие объекты как школы, больницы, дворцы пионеров, музеи. Только осенью 1941 г на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 65 тысяч зажигательных и 3055 фугасных бомб.

-Во время воздушной тревоги,( аудиофайл)

когда жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили бойцы отрядов противовоздушной обороны . 

3.Звук «Стук метронома»

- Звук метронома звучал по радио круглые сутки в холодных квартирах ленинградцев. Он замолкал только тогда, когда передавались сводки с фронта. Эти сводки с нетерпением ожидали взрослые и дети.

4. Вхождение фашистов в город

Город обстреливали из дальнобойных орудий. Стреляли прицельно, потому что на солнце хорошо был виден шпиль Адмиралтейства, золотом сиял купол Исаакиевского собора. Было принять решение срочно их замаскировать. Купол Исаакиевского собора и шпиль Петропавловского собора решили покрасить серой краской. А вот шпиль Адмиралтейства было решено спрятать под большим чехлом. Эту задачу выполняли альпинисты: Ольга Фирсова, Александра Пригожева, Алоиз Земба и Михаил Бобров. 

 Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести щитами из досок. Некоторые скульптуры и статуи закопали в землю. 

5. Проблема с продовольствием

Блокадная пайка хлеба составляла 125 граммов в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок.  И все же блокадная пайка хлеба - та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью !

- В осажденном городе работала консерватория, театры давали спектакли , шли фильмы.

- Город жил и выжил, несмотря на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом. И вместе со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за 872 дня блокадных дня. Но они не только пережили блокаду, но они, как и их родители, помогли выстоять великому городу. Они учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Город продолжал жить.

6. Дорога Жизни

- Блокированный город знал, что к нему устремлены внимание, вера, поддержка Родины !

- Связь с Большой землей проходила по Ладожскому озеру. Эту транспортную магистраль недаром назвали Дорогой жизни. По ладожской ледовой  Дороге жизни стало поступать продовольствие. По этой дороге на Большую землю переправляли детей, раненых, больных. 

- Фашисты мечтали войти в Ленинград. Они вошли, но не парадным маршем, а под конвоем советских солдат.

-К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с войсками Волховского фронта. 

- И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

- А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 3000 км,  и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

- Война еще не кончилась, а жители стали восстанавливать город. Со стен стирали надписи «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле»,восстанавливали трамвайные пути, сажали деревья.

- И даже высадили новый парк у Московского проспекта. Этот парк называется Парк Победы.

- Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость. Пришла долгожданная победа. Конец войне! В честь победы дан салют.

- Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой!

Голод привел к страшным последствиям. Тысяча Ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах.

- Это самое крупное кладбище в мире. По обе стороны от вечного огня тянуться могильные холмы. У каждого холма могильный блок с датой: 1942, 1943, 1944. 

3. Подведение итогов

Центр мемориала – 6ти метровая величественная бронзовая фигура Родины – матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев – символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям.

- Город Ленинград получил звание города – героя.

Важно знать и помнить какие страдания, бедствия и утраты несет собой любая война ! Живите в мире со всеми людьми на планете Земля !

Список использованных источников и литературы:

  1. Барышников Н. И. Блокада Ленинграда и Финляндия 1941–1944. — Санкт-Петербург—Хельсинки: ННИУ «Институт Йохана Бекмана», 2003.
  2. Великая Отечественная война «Вопросы и ответы». М.: 1995г..
  3. Великая Отечественная Война 1941-1945 год, Москва: “Советская энциклопедия”, 1985 г, главный редактор генерал Армии профессор М. М. Козлов
  4. Дзенискевич АР. и др. Непокоренный Ленинград. Л.: Наука, 1970. 415 с.

Интернет – источники:

  1. Окрестности Петербурга. На северных подступах к Ленинграду. В. Савельев.// http://www.aroundspb.ru/finnish/saveljev/war1941.php
  2. Мерников А. Битва за Ленинград / А.Мерников. -  М.: АСТ, Мн.: Харвест 2000.

Интернет –ресурсы:

  1. http://pobeda.rambler.ru
  2. http://blokada.otrok.ru/
  3. http://www.museum.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Торжественное мероприятие, посвящённое 70-ти летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Сегодня мы с вами собрались в честь знаменательнойдаты, посвященной дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 70 лет прошло с тех пор. Это очень важная и памятная дата для нашего горо...

70-летию ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ

Презентация для урока Мужества в средних и старших классах. Цель:способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны...

Презентация к Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Можно использовать к литературно-музыкальным композициям, посвященные Дню снятия блокады Ленинграда....

Урок "70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается"

В январе 2014 года  исполнилось 70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Данный урок содержит материал, который знакомит детей с тяготами военного времени периода блок...

Методическая разработка. Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Ведущий: Уважаемые ветераны и жители блокадного Ленинграда! От лица администрации нашего лицея я рада приветствовать Вас в этот торжественный час, посвященный Великому юбилею. Благодаря Вашим дедам,...

Воспитательное мероприятие "Акция «Лента Памяти», посвящённая Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"

В процессе обучения современных подростков, воспитательное мероприятие играет большую роль и несёт смысловую ответственность. Именно воспитательные мероприятия позволяют сформировать у обучающихся опр...