Как научить работать с контурной картой
учебно-методический материал по истории (7 класс)

При недостаточном уровне работы на уроках географии с контурной картой, в дальнейшем, на уроках истории выявляются следующие проблемы: обучающиеся не находят на карте историко-географические объекты, не видят точные ориентиры, например,  реки  рядом  с  городами.  Школьники  не  могут  оценить взаимное  расположение  объектов,  расстояний  и  площадей. На это есть свои причины...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rabotat_s_konturnoy_kartoy.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить работать с контурной картой (задание №5 в ВПР)

Сразу хотелось бы отметить межпредметную связь истории и географии. При недостаточном уровне работы на уроках географии с контурной картой, в дальнейшем, на уроках истории выявляются следующие проблемы: обучающиеся не находят на карте историко-географические объекты, не видят точные ориентиры, например,  реки  рядом  с  городами.  Школьники  не  могут  оценить взаимное  расположение  объектов,  расстояний  и  площадей. На это есть свои причины: необходимо работать не только с тематическими картами, поскольку в дальнейшем обучающиеся  не определяют объект на другой карте с другим масштабом или фрагментом, так как запоминают только карту из учебника или атласа. Еще одна причина – использование только интерактивных карт на различных платформах (например, Lecta). Обучающимся нравится работать с такой картой, но затем у них возникают трудности при работе со статичной картой, как на ВПР.
Поэтому учителю необходимо использовать различные методы и инструменты в своей работе. Так, чтобы в итоге обучающиеся могли читать карту, умели воспринимать историческую действительность, могли комментировать карту, находить взаимосвязь элементов на карте, знать карту: уметь по памяти воспроизводить расположение нужного объекта на карте.        
В своей работе я использую два метода работы с контурной картой: дедуктивный (аналитический), при котором обучающиеся анализируют уже заполненную «готовую» карту, воспринимают ее как систему, как набор взаимосвязанных элементов; индуктивный (синтетический), когда обучающиеся получают чистую незаполненную контурную карту и поэтапно: отмечают границы, наносят на нее объекты и подписи в соответствии с историческим периодом – так они начинают понимать многослойность карты, значимость каждого картографического слоя.        
Приемы работы с картой: изучение легенды (условные обозначения, масштаб), изучение (чтение) карты, поиск условно обозначенных объектов, письменное воспроизведение условных обозначений (тетрадь, доска), характеристика исторических объектов, обозначенных на карте, виртуальное путешествие по карте.

Использование наглядности

Бумажный компас – позволяет обучающемуся понять какой фрагмент карты перед ним и его место в пространстве и возможно времени. Если перед обучающимся на карте условно будет обозначен С-Петербург, Псков и Тверь, а обозначить нужно будет, например, Великий Новгород, то зная, что СПб на севере, а В. Новгород южнее его, восточнее Пскова и западнее Твери, обучающемуся проще будет Новгород найти. Параллельно привязываем историко-географически объект к другим объектам: В. Новгород – озеро Ильмень, реки Волхов, Мста, Ловать и к более крупным ориентирам, например, Ладожское озеро, Балтийское море  Для ЦО 162 проблема даже части света определить, поэтому это хорошее подспорье.        
Карта-тренинг. Пустая контурная карта, на которую в зависимости от изучаемого периода наносятся границы, крупные города, реки озера, торговые ( опять таки, если путь «из варяг в греки» еще знаком нашим обучающимся, то о Волжском торговом пути они в большинстве своем даже не догадываются) и религиозные пути (например, путь Сантьяго, у которого собственно также множество дорог)        .
Совершая «виртуальное путешествие» по карте, например, передвигая по карте, закрепленной на магнитной доске, фигурку ладьи необходимо, чтобы дети проговаривали маршрут: от Балтийского моря по Неве, Ладожскому озеру, озеру Ильмень, волоком до реки Западная Двина, волоком до реки Днепр и далее в Черное море. Обучающиеся видят, что часть пути «из варяг в греки» проходила по суше. Тут же можно использовать иллюстративный материал (репродукцию картины Н. Рериха «Волокут волоком», чтобы визуально закрепить значение слов) и толковый словарь, чтобы установить этимологию понятий «волок», «волочить».        
Не лишним будет назвать стороны горизонта и крупные ориентиры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терминология, памятка при выполнении работы с контурной картой той к теме

В Листе для учащихся дана основная терминология по теме....

Правила работы с контурными картами

Несколько лет работаю  с УМК "Сферы".  Издательство "Просвещение" выпускает замечательные контурные карты с интересными заданиями, которые формируют практические навыки работы с источниками ...

Работа с контурными картами на уроках географии

Большинство знаний, которыми должны овладеть учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Знать карту-значит помнить, ясно представлять по памяти расположение, относительн...

правила работы с контурной картой

Для того, чтобы правильно организовать работу с контурной картой, которая поможет быстрее освоить знание географической номенклатуры, необходимо знать правила её заполнения .Памятка "Правила работы с ...

Работа с контурными картами на уроках истории в 5 классе I часть

При систематической работе у школьников навык выполнения заданий с контурной картой становиться отработанным действием, закрепившемся в долговременной памяти подростка, что позволит в дальнейшем ему н...

Работа с контурной картой на уроках географии в системе критериальной оценки

Работа с контурной картой ведется на всех этапах изучения географии. Она является средством изучения предмета. Работа на контурной карте отражает уровень знаний и умений обучающихся, а, следовательно....

Требования к выполнению работ в контурной карте

В документе представлены основные требования к учащимся во время выполнения работ в контурной карте...