Технология "Моделирование"
статья по истории (6 класс)

Роман Михайлович Кротов

В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы формирования познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий посредством технологии «Моделирование» на уроках истории основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_modelirovanie.docx880.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Технология «Моделирование» на уроках истории как средство формирования познавательных и коммуникативных УУД .

Кротов Роман Михайлович

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ № 1,

РФ, г. Мыски Кемеровской области,

E- mail: krm1978@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы формирования познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий посредством технологии «Моделирование» на уроках истории основной школе.

ABSTRACT

The article deals with the theoretical and practical issues of the formation of cognitive and communicative universal educational actions through the technology "Debate" in history lessons in high school.

Ключевые слова: историческое моделирование, познавательные универсальные учебные действия , коммуникативные универсальные учебные действия.

Keywords: cognitive universal educational actions, communicative universal educational actions, the technology of "Debate". 

Современное, динамично развивающее общество предъявляет все более высокие требования к личности, которые заключаются в умении анализировать информацию, прогнозировать результат, эффективно реагировать на происходящие перемены, разрешать возникающие проблемные ситуации. Но, несмотря на изменение приоритетов в обществе и образовании, такие предметы как история и обществознание призваны, в наибольшей степени, способствовать воспитанию личности нового типа. В этой связи важнейшей задачей для современной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» . Овладение ими создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения .

 С введением ФГОС ООО появились новые требования к результатам образования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью и результатом образовательной деятельности должно быть развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего их мира. Содержание учебной деятельности учащихся должно быть направлено, прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения программы, таких как: осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; умение давать оценку своим действиям; ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина; осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение взаимодействовать в группе; умение выражать собственное мнение и т. д.).

Особенностью содержания учебной  деятельности является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность является средством развития личности ребенка, она должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Моделирование– это метод воспроизведения и исследования определённого фрагмента действительности (предмета, явления, процесса, ситуации) или управления им, основанный на представлении объекта с помощью его копии или подобия — модели. Модель обычно представляет собой либо материальную копию оригинала, либо некоторый условный образ, представленный в абстрактной (мысленной или знаковой) форме и содержащий существенные свойства моделируемого объекта. Процедуры создания моделей широко используются как в научно-теоретических, так и в прикладных сферах человеческой деятельности.

В научном познании  модель рассматривается как «объект-подобие» или «объект-заместитель» объекта-оригинала, воспроизводящий определённые его характеристики. В этом смысле модель всегда соответствует объекту-оригиналу — в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Процесс моделирования включает три элемента :

1.Субъект ( исследователь)

2.Объёкт исследования

3. модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

                       Этапы моделирования:

 Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о её «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвёртый этап — практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

Моделирование — циклический процесс. Это означает, что за первым четырёхэтапным циклом может последовать второй, третий и т. д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.

Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, функционирования отдельных органов человека, жизнедеятельности Азовского моря, последствий атомной войны. 

Применение технологии исторического моделирования развивает у учащихся творческую деятельность, элементы технологической и эстетической культуры, патриотизм, углубляет знания по истории древнего мира и истории России.

На занятиях учащиеся вовлекаются в разные виды деятельности: поиск информации об изучаемом объекте в различных ресурсах, изучение конструкционных материалов, работа в парах, группах.

Усвоение знаний в ходе работы имеет для учеников личностную значимость, поскольку содержание деятельности отражает круг их непосредственных интересов. Изготовляя модель, ученик погружается в изучаемый исторический период, самостоятельно добывает знания, ищет ответ на действительно интересующий его вопрос. Все это необходимо человеку в нашем мире.

Технология «Моделирование» способствует формированию познавательных и коммуникативных УУД у обучающихся, так как технология «Моделирование»  позволяет:

· повысить мотивацию школьников к учебной деятельности;

· сформировать познавательную самостоятельность школьников;

· развивать системное мышление учащихся;

· проявить индивидуальные способности каждого ребенка;

· повысить эффективность урока.

Это позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов в образовательной деятельности обучающихся.

Виды моделирования на уроке

-Предметное (постройка предмета, объекта из планок, кубиков и т.п.).

-Графическое (таблица, чертеж, график, стилизованный рисунок).

Подробнее остановимся на предметном моделировании.

 Предметное моделирование-это воспроизведение модели имеющие    определённые геометрические , физические , динамические либо функциональные характеристики объекта моделирования – оригинала. Изготовляя модель, ученик погружается в изучаемый исторический период, самостоятельно добывает знания, ищет ответ на действительно интересующий его вопрос.

             Примеры применения технологии предметного моделирования на уроках истории (материалы изготавливаются самостоятельно- из дерева , бумаги ,картона , металла , пластилина) .

-слепить глиняный горшок( вместо глины можно использовать  пластилин), нанести на него простейший орнамент.

-создать модель  жилища древнейшего человека из костей и шкуры мамонта . -создание моделей технических устройств, используемых в древности для орошения полей в Египте ( шадуф ,)

-создание моделей технических устройств, используемых в древности для защиты и нападения на врага( осадная башня , метательное оружие , таран, праща)

-сделать глиняные таблички ( глину можно заменить пластилином) и попробовать использовать  клинопись – стиль письма древних шумеров.

-при изучении темы «В рыцарском замке», сделать бумажный макет рыцарской крепости.

            В практической части своей статьи хочу представить использование технологии «Моделирование» на примере урока истории Средних веков в 6 классе по теме «В Рыцарском  замке» .

           Предварительно ученикам была дано домашнее задание посмотреть  фильм «Робин Гуд» и обратить внимание на то как выглядели средневековые города и замки .

          На уроке опираясь на просмотренный фильм и текст параграфа нужно было смоделировать из картона и бумаги основные составные части  рыцарского замка

        Когда модель была готова дети получили карточки с изображением средневекового рыцарского замка в которой должны были обозначить цифрами и подписать названия  основных  частей сооружения.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1232/000296b9-62f5c115/hello_html_m706bce1f.jpg

 После проделанной работы ученики получили другие карточки где были указаны обозначения основных частей рыцарского замка . Таким образом они смогли выявить свои ошибки  и исправить  их ,а так же указать недостающие элементы.

https://history-gdz.ru/wp-content/uploads/2019/08/1-15.jpg

Данную технологию целесообразно применять на уроках повторения пройденного материала.?????????

В заключении  хочется отметить, что использование технологии  «моделирование» на уроках истории способствуют углублению знаний, полученных на уроках , усвоению учениками знаний о современных материалах и технологиях изготовления, а также позволяют ученикам получить информацию о старинных материалах и технологиях. Занятия содействуют повышению качества знаний и умений учеников, развитию их кругозора. Обучающиеся в процессе учебной деятельности учатся формулировать проблему проекта, ставить цель и задачи, выбирать методы и способы решения задач, выбирать вид конечного продукта проекта, участвовать в совместной деятельности.

Таким образом, применение моделирования способствует развитию у учеников самостоятельности, творческой и поисковой деятельности, дает ученикам возможность для овладения разнообразными способами познания окружающей их действительности. Меняется статус обучающегося в процессе обучения – ученик становится исследователем и создателем.

Список литературы

1. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр: [Текст]: Учебное пособие. — М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, 2003. – 151 с.

2. Национальная образовательная  инициатива "Наша новая школа" [Электронный ресурс]. - http://znania.ru/stati/news_school.asp.

3. Пуйман, С. А., Чечет, В. В. Практикум по педагогике: [Текст]: Учебное пособие. — М.:  Тетра Системс, 1999. - С. 128.

4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: [Текст]: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

5. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250 с.

1. В. С. Стёпин. Г. Б. Гутнер. Ф. И. Голдберг. — Моделирование. / Гума­нитар­ная энцик­лопе­дия: Концепты [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2002–2021 (после­дняя редак­ция: 11.03.2021). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7025

2. Нефёдов С. А., Турчин П. В. Опыт моделирования демографически-структурных циклов // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства / Ред. Коротаев А. В., Малков С. Ю., Гринин Л. Е. М.: КомКнига/УРСС. С. 153—167. ISBN 978-5-484-01009-7.

3. Мельникова, А. М. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания / А. М. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61109/ (дата обращения: 14.03.2021).