ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья по истории

Аннотация. Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных  методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В результате они ставятся одним методом повышения учебной мотивации учащихся в процессе изучения истории.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у студентов возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В.М. Еренкова

ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж им. Героя России В.В. Бурцева»

Каждая новая эпоха в развитии человеческого общества требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности. Информационная стадия развития общества, выдвигает на первое  место, провозглашает основными ценностями: информацию, развитие интеллекта, креативность человека, так как  это все основа высоких технологий.    

В современном глобализованном мире требуется новый человек, который вооружен не только знаниями, но который по новому относится к процессу познания: умеет сам добывать знания и применять их для решения встающих проблем в быстро меняющемся мире. Такого человека должны подготовить мы. Задача современного педагога научить ребенка самостоятельно учиться. С каждым днем поток информации увеличивается, усвоить её всю просто не возможно. Именно поэтому, главной задачей сегодня для педагога является не столь развитие навыков и умений студента, сколько раскрытие его способностей и творческих возможностей. Только при развитии самостоятельной творческой активности обучаемого, при самостоятельном осмыслении информации она становится ценной для него.  Но традиционными методами организации образовательного  процесса эта проблема не решается. Нужны другие приемы и методы обучения, адекватные вызовам времени.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить обучаемого фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В настоящее время государство и общество обозначили новый социальный заказ: «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как индивидуальность, мобильность, гибкость, динамизм, конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением  к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить»

ФГОС 2 п. ставят перед преподавателем задачу перейти от образования, ориентированно на знания, к образованию, ориентированно на формирование ключевых компетенций. Основой реализации стандартов является системно-деятельностный подход. Обучать деятельности - значит сделать учение мотивированным, научить студента оптимально организовать свою деятельность, помогать сформулировать умение контроля и самоконтроля.

Преподаватель не натаскивает студента на выполнение приемов, операций – эти операции должны быть осмыслены и приняты студентом, а в идеале – он сам должен находить свои способы деятельности.

Одним из основных способов формулирования ключевых компетенции является проблемное обучение. Сегодня трудно представить иную  технологию, которая учила бы студентов самостоятельности и мышлению.

Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных  методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В результате они ставятся одним методом повышения учебной мотивации учащихся в процессе изучения истории.

Суть данной технологии заключается в том, что студент сам должен активно участвовать в получении знаний. Технология проблемного обучения – это практические творческие задания,  требующие от обучающихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проблемного обучения, студент приучается творчески мыслить, анализировать, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у студентов возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей студентов, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление.

В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, И.Я. Лернер.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения  - это дидактические средства  и методы активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности, формирование определенных личностных качеств.

На уроках истории проблемное обучение позволяет:

  • развивать учебные умения и навыки (синтез, анализ, постановка целей, поиск решение проблем), коммуникативный потенциал студента;
  • решать информационные задачи;
  • организовывать общение и взаимодействие всех участников;
  • создавать комфортные условия обучения;
  • активизировать мысленную деятельность студентов.

На протяжении многих лет работы я пытаюсь создать систему методов и приемов, нацеленных на развитие познавательной активности  при изучении истории, творческих способностей обучающихся.

Цель моей педагогической деятельности – адаптировать методы и приемы проблемного обучения в преподавании, а также разработать систему заданий, которая помогла бы сформировать творчески мыслящую личность, способную к саморазвитию.

Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

           развитие мышления и способностей студентов ;

усвоение студентами знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

 воспитание активной творческой личности студента, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные учебные задачи.

В связи с этим, приоритетными направлениями в моей работе являются:  использование системно-деятельностного  подхода в обучении, проблемного обучения.

На мой взгляд , можно выделить основные этапы проблемного обучения:

          - создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;

          -активный мыслительно-познавательный поиск обучающихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам;

         - тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления;

         - творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие.

Технология разработки проблемных вопросов и задач

1. Берётся важное историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение обучающихся.

2. Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи), содержащего противоречие (учебное, кажущееся, реальное) в сопоставлении с первым.

3. На основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос.

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.

Можно определить целый ряд способов создания на уроке проблемной ситуации:

 побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними; это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний;

 использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении обучающимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное;

 расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения ( примером может служить любая исследовательская работа обучающихся);

  побуждение студентов к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах;

выдвижение предположения (гипотез), формулировка выводов и проверка;

             побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Следует заметить, что по структуре уроки с применением элементов проблемного обучения несколько отличаются от обычных уроков. Здесь приходится отказываться от проверки знаний в начале занятий. Урок начинается с создания учителем проблемной ситуации и постановки перед учащимися определённой познавательной задачи (или задач). Далее организуются изучение нового материала (изложение учителя, работа с документом, просмотр учебного кинофильма или телепередачи и т.д.). В заключение урока проводится итоговая коллективная беседа по поставленной в начале занятия познавательной задаче.

В ходе проблемного урока обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа:

1) постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации;

2) выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации;

3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала;

4) дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.

Для реализации проблемной технологии я обращаю внимание на:

отбор самых актуальных, сущностных задач;

 определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

проблемное изложение;

эвристическая беседа;

 проблемная демонстрация кино-, видеофрагментов;

 построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических руководств;

 личностный подход и мастерство преподавателя, способности вызвать активную познавательную деятельность студента.

Методические приемы создания проблемной ситуации:

- преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает студентам рассмотреть явление с различных позиций,

- побуждает студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи.

Примеры практического  использования методики проблемного обучения в курсе истории.

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых студент овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?

1. Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

Например:

Почему с провозглашением “нового политического мышления” СССР быстро потерял своих союзников?

2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

Например:

Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?

3. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.

Например:

В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки?

4. Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.

Например:

  • В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?
  • В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?

Считаю, что основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.

Можно привести  примеры проблемных задач по теме: “Эпоха Петра I”.

  1. Петр I сказал, что он правит страной во имя “общего блага”. Правильно ли это?
  2. Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?
  3. В 1695 году была организована первая осада Азова. Она кончилась неудачей. С моря турки подвозили в осажденную крепость боеприпасы, продовольствие и людей. Отряды русских войск подчинялись разным командирам и не действовали согласованно. Было мало артиллерии и конницы, не хватало опыта осады крепостей. Какие изменения нужно было провести, чтобы избавиться от этих недостатков?
  4. Какие необычные для русских царей черты можно отметить в личности Петра I?
  5. Окончательно ли преодолел Петр I отсталость России? Аргументировать свое мнение.

Решение проблемных ситуаций можно организовать через проведение нетрадиционных форм уроков. Например, в 11 классе в теме “Первая русская революция 1905–1907 годов” изучается вопрос о многопартийности в России. Множество партий, программы которых запомнить сложно. Поэтому в ходе эвристической беседы в тетрадях оформляется таблица и предлагаются вопросы для обсуждения:

  1. Каковы причины первой русской революции?
  2. Назовите основные ее события.
  3. Какое значение имел Манифест 17 октября 1905 года?
  4. Как вы думаете, какие вопросы российской действительности найдут отражение в программах партий? Почему?

Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:

  1. Иван IV – тиран или реформатор?
  2. Петр I – антихрист или православный русский царь?
  3. “Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин)
  4. Триумф и трагедия победителей. (1945–1953 гг.)
  5. От “горячей войны” к “холодной”.
  6. Можно ли считать разоблачение культа личности ликвидацией тоталитарного режима?
  7. Можно ли считать время Л. И. Брежнева – временем “застоя”?
  8. М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?
  9. “Распад или развал СССР”?

Создавая проблемную ситуацию на уроке, я определяю пути выхода из нее:

- проблемное изложение (выдвигаю проблему и, разъясняя материал, с помощью логической цепочки решаю проблему по ходу урока, обучая учащихся логике мышления).

Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905-1907гг.» я формулирую проблему: «В годы первой русской революции большевики считали, что поддержка политики реформ может ослабить силу непосредственного предстоящего революционного взрыва. Какой путь – революционного взрыва или реформ – вы считаете более реальным в 1906-1907 гг., более предпочтительным как средство преобразования действительности»

- я указываю, что сама столкнулась с этой проблемой впервые и не знаю решения вопроса, и предлагаю школьникам одновременно со мной попытаться самостоятельно решить проблему.

При организации проблемной ситуации, я использую следующие приемы:

- знакомлю учеников с предположением о том, что событие развивалось иначе;

- высказываю или зачитываю фрагмент документа, в котором есть неожиданный поворот на оценку событий (например «превентивный удар СССР»...);

- указываю на несоответствие оценки исторического деятеля или события;

- показываю неопределенность в сущности исторических явлений (события 1991 г. в СССР);

- знакомлю с опровержениями по случаю «Пакта о ненападении между Германией и СССР» в 1939 г. и др.

Организуя учебную деятельность студентов, я использую следующие формы: коллективную, групповую, индивидуальную. Мною используются разнообразные приемы мыслительной деятельности по разрешению проблемной ситуации:

-проблемный фронтальный эксперимент;

- пролемное решение задач;

- пролемные задания;

- игрвая проблемная ситуация.

При планировании урока я выдерживаю основные этапы технологии проблемного обучения:

1) постановка проблемы, например, «Октябрь 1917г. - революция или переворот?»;

2) деление на группы - выдвижение гипотез;

3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;

4) защита;

5) выводы по решению проблемы.

Для реализации проблемной технологии я обращаю внимание на:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- проблемное изложение;

- эвристическая беседа;

- проблемная демонстрация кино-, видеофрагментов;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических руководств;

- личностный подход и мастерство учителя, способности вызвать активную познавательную деятельность студента.

Создавая проблемную ситуацию, я направляю студентов на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, студент ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Основная цель преподавания истории в колледже – развитие личности студента на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие личности предполагает:

• формирование творческого мышления,

• способности критически анализировать прошлое и настоящее,

• делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.

История должна ставить обучающихся перед проблемами нравственного выбора. Студент получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому способствует технология проблемного обучения.

Данная технология ориентирована на личностную структуру обучения. Преобладающий метод обучения – проблемный. Обучение по данной технологии способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это методы, основанные на решении проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся. В результате использования такой технологии, деятельность учащихся направлена на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализ и умение видеть за отдельными фактами явления или законы.

Достоинства проблемного обучения очевидны. Это в первую очередь больше возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретенных знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.

Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник колледжа ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Список литературы

1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. /С.-П.: КАРО, 2004, - 142 с.

3. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности/ М.: Омега, 2003. - 98 с.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. / Г.Ю. Ксензова /М.: Педагогич. общ-во России, 2001. - 198 с.

5. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991

6. Лернер И.Л. Проблемное обучение. – М., 1994

7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 2007

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Использование технологий проблемного обучения на уроках истории

Использование технологий проблемного обучения на уроках истории...

Проект по теме «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках истории в условиях ФГОС»

Реальностью, обуславливающей необходимость использования технологии разноуровневого обучения истории в условиях введения ФГОС, являются объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учеб...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных...