Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.
план-конспект занятия по истории (8 класс)

Урок истории и презентация к уроку  "Первые Романовы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.79 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.

Цель урока: углубление знаний о политическом развитии страны при первых царях династии Романовых через технологию обучения в сотрудничестве  в рамках личностно-деятельностного подхода.

Планируемые результаты:

способствовать:

- углублению знаний учащихся о исторических личностях (Михаиле Федоровиче Романове, Алексее Михайловиче, и Федоре Алексеевиче).

- формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Создать условия для:

- освоения социальной роли учащегося, развития мотивов учебной деятельности и формирования  личностного смысла учения;

- стимулирования проектной (исследовательской) деятельности учащихся;

- овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлению  аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений, отнесению к известным понятиям;

Организовать деятельность учащихся по формированию:

- умения устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы и заключения на основе анализа фактов, явлений, событий;

- навыка работы с различными источниками информации;

- умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Содействовать:

- активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- проявлению готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Оборудование: ЭОР авторская мультимедийная презентация «Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.»; раздаточный материал – «Хронологический диктант», раздаточный материал - документы «Русский историк В.О. Ключеский о Земском соборе 1613г.», «Иностранец А.Олеарий о Российской системе управления».

Подготовительный этап: обучающиеся заранее поделены на 4 группы, каждая из которых выполняла свое задание: подготовить характеристику сословно-представительных органов власти: Земский собор, Боярская Дума, приказы, местное управление.

Ход урока

этап урока: мотивация

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность

 учащихся

формируемые универсальные учебные действия

Приветствие учащихся

Прежде чем переходить к изучению нового материала, необходимо повторить изученный материал. Итак, ребята, мы закончили с вами изучение темы «Смутное время»:

  1. Хронологический диктант

1598г. – смерть Федова Ивановича, венчание на царство Бориса Годунова. Прекращение династии Рюриковичей.

1598-1605гг. – правление Бориса Годунова.

1605-1606гг. – Лжедмитрий I.

1606-1610гг. – Василий Шуйский.

1606-1607гг. – восстание Ивана Исаевича Болотникова.

1607-1610гг. – Лжедмитрий II.

1610-1613гг. – Правление «Семибоярщины»

22 октября (4 ноября) 1612г. – освобождение Китай-города от поляков.

26 октября (8 ноября) 1612г. –освобождение Московского кремля от поляков.

январь 1613г. - Земский собор, избрание Михаила Федоровича Романова.

Комментарий учителя:

4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

20 февраля 1818 года в Москве был открыт памятник руководителям второго народного ополчения — Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. (на Красной площади).

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля.

27 декабря 2004 года в Российской Федерации был учрежден государственный праздник — День народного единства. (День Казанской иконы божьей матери)

  1. Учащиеся выполняют задания на листочках (взаимопроверка), ответ на отметку. (слайд №1, хронологический диктант )
  2. Архитектурные памятники, посвященные Минину и Пожарскому.

(слайд № 2, памятники)

Слушают, выполняют сформулированную задачу, участвуют в диалоге, выдвигают гипотезы, формулируют тему урока –

«Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти».

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5.Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения

Личностные УУД:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

осваивать  социальные нормы, поведения, роли в группе;

формировать осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

Переходим к теме урока: «Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти». Открыли тетради, записали число, тему и план урока.

Обучающиеся работают в тетрадях, одновременно слайды на экране.

Совместно определяют цель работы.

слайд № 3 (тема урока) – записывают в тетрадь

слайд № 4 (план урока) – записывают  в тетрадь

  1. Этап выявления места и причины затруднения

Современники XVII века считают, что в политическом развитие страны при первых Романовых происходит значительно укрепление царской власти. При этом уменьшается роль сословно-представительных органов власти.

Как вы думаете почему?

Учащиеся дают характеристику личности первых Романовых

Сообщения:

  1. Михаил Федорович слайд №5
  2. Алексей Михайлович слайд № 6
  3. Федор Алексеевич

слайд № 7

  1. Этап построение проекта, выхода из затруднения

Далее на конкретных примерах разберем политическое развитие страны:

  1. Земские соборы
  2. Боярская дума
  3. Приказы
  4. Местное управление

Задание в тетрадях: даты, основные понятия записываем в тетради

Выступления учащихся по группам.

слайд №8 (центральное управление)

слайд № 9 Земские соборы

слайд №10 заседание земского собора

слайд № 11 Земский собор

слайд №12 Боярская Дума

слайд №13 Боярская Дума

слайд № 14 приказы (понятие)

слайд № 15 приказная система

слайд № 16 местное управление

  1. Этап реализации построенного проекта

Координация работы групп

Выступления с презентацией

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учащиеся по ходу выступления групп ведут записи в тетради

 Составление конспекта по ходу выступления групп. Заполнение таблицы (приказы, их функции)

Вы послушали выступления групп, а теперь, в продолжении урока, работа с документами стр. 32.,  стр. 54-55

Законы. Соборное уложение 1649 года. (дополнительная информация)

В 1649 г. Земский Собор принял Соборное уложение - общерусский свод законов.

В закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое было предусмотрено суровое наказание.

В нем отменялись урочные лета (бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов) - это означало окончательное закрепощение крестьян.

Работа с документами  в тетради

  1. Этап включения в систему знаний и повторение

Работа с основными понятиями

Работа со словарем исторических терминов

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Современники XVII века считают, что в политическом развитие страны при первых Романовых происходит значительно укрепление царской власти. При этом уменьшается роль сословно-представительных органов власти.

Как вы думаете почему?

Вывод учителя:

Таким образом, в течение XVII века усиливается самодержавная власть, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат.

Выставлении отметок за работу на уроке

Домашнее задание: параграф 6, задания групп

слайд № 17 (понятие самодержавия)

Вывод учащихся

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Приложение

Таблица «Приказная система в XVII веке

Приказы

Функции

Посольский приказ

Ведал вопросами внешней политики. Он же ведал вопросами освобождения военнопленных за выкуп.

Приказы Большого дворца

Ведал Дворцовым хозяйством и имуществом царя.

Казенный приказ

Отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи.

Конюшенный приказ

Распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов.

Разрядный приказ

Занимался распределением дворян и бояр на царскую службу.

Поместный приказ

Ведал Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин.

Ямской приказ

Отвечал за быструю и надежную почтовую власть

Приказ каменных дел

Ведал каменным строительством в столице и крупных городах.

Челобитенный приказ

Рассматривал прошения и жалобы царских подданных.

Приказ тайных дел

Контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи

Приложение

Вопросы для групп

Вопросы группы № 1

  1. Назовите дату созыва первого Земского собора?
  2. Дайте определение, что такое Земский собор?
  3. Назовите дату созыва последнего Земского собора?

Вопросы группы № 3

  1. Назовите количество приказов в XVII веке?
  2. Какие дела рассматривал посольский приказ?
  3. Какие дела рассматривал разрядный приказ?

Вопросы группы № 2

  1. Какова численность Боярской Думы при первых Романовых?
  2. Кто входил в состав Боярской думы?
  3. Что такое «ближняя» Дума?

Вопросы группы № 4

  1. Кто стоял во главе уездов?
  2. Назовите численность уездов в XVII веке?
  3. Дайте определение понятия «разряд»?

Приложение

«Хронологический диктант»

Хронологический диктант

________________________

1598г. –

1598-1605гг. –

1605-1606гг. –

1606-1607гг. –

1606-1610гг. –

1607-1610гг. –

1610-1613гг. –

22 октября (4 ноября) 1612г. –

26 октября (8 ноября) 1612г. –

январь 1613г. –

Хронологический диктант

__________________________

1598г. –

1598-1605гг. –

1605-1606гг. –

1606-1607гг. –

1606-1610гг. –

1607-1610гг. –

1610-1613гг. –

22 октября (4 ноября) 1612г. –

26 октября (8 ноября) 1612г. –

январь 1613г. –

Хронологический диктант

________________________

1598г. –

1598-1605гг. –

1605-1606гг. –

1606-1607гг. –

1606-1610гг. –

1607-1610гг. –

1610-1613гг. –

22 октября (4 ноября) 1612г. –

26 октября (8 ноября) 1612г. –

январь 1613г. –

Хронологический диктант

__________________________

1598г. –

1598-1605гг. –

1605-1606гг. –

1606-1607гг. –

1606-1610гг. –

1607-1610гг. –

1610-1613гг. –

22 октября (4 ноября) 1612г. –

26 октября (8 ноября) 1612г. –

январь 1613г. –


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хронологический диктант 1598г. 1598-1605гг. 1605-1606гг. 1606-1610гг. 1610-1613гг. 22 октября (4 ноября) 1612г. 26 октября (8 ноября) 1612г. январь 1613г.

Слайд 3

Россия в XVII веке. Земский собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти

Слайд 4

Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Михаил Федорович Романов (1613-1645) Алексей Михайлович Романов (1645-1676) Федор Алексеевич Романов (1676-1682) Земские соборы Боярская дума Приказы Местное управление

Слайд 5

Михаил Федорович Первый русский царь династии Романовых Мягкий и добрый человек, любил цветы Царь был физически слабым человеком, часто болел (1613-1645)

Слайд 6

Алексей Михайлович Вступил на престол в 16 лет На царствование готовили заранее Обучением ведал боярин Морозов Набожный человек В народе прозван Тишайшим (1645 -1676)

Слайд 7

Федор Алексеевич Сын Алексея Михайловича Романова от первого брака (1676 -1682)

Слайд 8

Центральное управление в России в XVII веке Царь Боярская дума Ближняя Большая Земский собор Приказы

Слайд 9

Земские соборы Центральные сословно-представительные учреждения в России в середине XVI –XVII вв. В 1610 – 1613 гг . Земские соборы – высшие законодательный и исполнительные органы власти Первый Земский собор созван Иваном IV в 1549 г, последний в 1653 г.

Слайд 10

Земский собор 1613 г

Слайд 11

Земский собор 1653 г

Слайд 12

Боярская дума

Слайд 13

Боярская дума

Слайд 14

Приказы Постоянно действующие органы центрального управления в русском государстве в XVI – начале XVIII века

Слайд 15

Приказная система: Посольский приказ Приказ большого дворца Казенный приказ Конюшенный приказ Разрядный приказ Поместный приказ Ямской приказ Приказ каменных дел Челобитенный приказ Разрядный приказ и др.

Слайд 16

Местное управление Уезды Станы Волости Разряды Воевода

Слайд 17

Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя Царская власть Боярская дума Земские соборы Приказы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Россия при первых Романовых"

Повторительно-обобщающий тест по теме "Россия при первых Романовых" с ответами, 7 класс...

ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"

Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь"  Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...

Контрольная работа для 7 класса "Первые Романовы"

Контрольная работа составлена в формате ГИА, т.е. имеет части А, В, С. Часть С - анализ исторического источника....

Первые Романовы

Данный материал может быть предназначен для внеклассного мероприятия, посвященного 400-летию династии Романовых или для уроков в 7,10 классах по теме "Смута". В презентации дается информация о роде Ро...

Земский собор 1613 года. Правление Михаила Романова (1613-1645) (10 класс, базовый уровень)

Тип урока: Урок получения новых знанийФорма урока: урок - беседаМетоды: частично – поисковый, исследовательскийУрок напечатан  в приложении к журналу "Школьная библиотека"Династия Романовых . К 4...

Урок игра-закрепление Правление первых Романовых

Урок-закрепление выполнен в форме "Своя игра"...