Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.
план-конспект занятия по истории (8 класс)
Урок истории и презентация к уроку "Первые Романовы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 28.79 КБ |
Презентация к уроку | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.
Цель урока: углубление знаний о политическом развитии страны при первых царях династии Романовых через технологию обучения в сотрудничестве в рамках личностно-деятельностного подхода.
Планируемые результаты:
способствовать:
- углублению знаний учащихся о исторических личностях (Михаиле Федоровиче Романове, Алексее Михайловиче, и Федоре Алексеевиче).
- формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Создать условия для:
- освоения социальной роли учащегося, развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
- стимулирования проектной (исследовательской) деятельности учащихся;
- овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлению аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений, отнесению к известным понятиям;
Организовать деятельность учащихся по формированию:
- умения устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы и заключения на основе анализа фактов, явлений, событий;
- навыка работы с различными источниками информации;
- умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Содействовать:
- активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- проявлению готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Оборудование: ЭОР авторская мультимедийная презентация «Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.»; раздаточный материал – «Хронологический диктант», раздаточный материал - документы «Русский историк В.О. Ключеский о Земском соборе 1613г.», «Иностранец А.Олеарий о Российской системе управления».
Подготовительный этап: обучающиеся заранее поделены на 4 группы, каждая из которых выполняла свое задание: подготовить характеристику сословно-представительных органов власти: Земский собор, Боярская Дума, приказы, местное управление.
Ход урока
этап урока: мотивация | ||
Планируемая деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | формируемые универсальные учебные действия |
Приветствие учащихся Прежде чем переходить к изучению нового материала, необходимо повторить изученный материал. Итак, ребята, мы закончили с вами изучение темы «Смутное время»:
1598г. – смерть Федова Ивановича, венчание на царство Бориса Годунова. Прекращение династии Рюриковичей. 1598-1605гг. – правление Бориса Годунова. 1605-1606гг. – Лжедмитрий I. 1606-1610гг. – Василий Шуйский. 1606-1607гг. – восстание Ивана Исаевича Болотникова. 1607-1610гг. – Лжедмитрий II. 1610-1613гг. – Правление «Семибоярщины» 22 октября (4 ноября) 1612г. – освобождение Китай-города от поляков. 26 октября (8 ноября) 1612г. –освобождение Московского кремля от поляков. январь 1613г. - Земский собор, избрание Михаила Федоровича Романова. Комментарий учителя: 4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. 20 февраля 1818 года в Москве был открыт памятник руководителям второго народного ополчения — Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. (на Красной площади). 4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля. 27 декабря 2004 года в Российской Федерации был учрежден государственный праздник — День народного единства. (День Казанской иконы божьей матери) |
(слайд № 2, памятники) Слушают, выполняют сформулированную задачу, участвуют в диалоге, выдвигают гипотезы, формулируют тему урока – «Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти». | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5.Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; осваивать социальные нормы, поведения, роли в группе; формировать осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; |
| ||
Переходим к теме урока: «Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти». Открыли тетради, записали число, тему и план урока. | Обучающиеся работают в тетрадях, одновременно слайды на экране. Совместно определяют цель работы. слайд № 3 (тема урока) – записывают в тетрадь слайд № 4 (план урока) – записывают в тетрадь | |
| ||
Современники XVII века считают, что в политическом развитие страны при первых Романовых происходит значительно укрепление царской власти. При этом уменьшается роль сословно-представительных органов власти. Как вы думаете почему? | Учащиеся дают характеристику личности первых Романовых Сообщения:
слайд № 7 | |
| ||
Далее на конкретных примерах разберем политическое развитие страны:
Задание в тетрадях: даты, основные понятия записываем в тетради | Выступления учащихся по группам. слайд №8 (центральное управление) слайд № 9 Земские соборы слайд №10 заседание земского собора слайд № 11 Земский собор слайд №12 Боярская Дума слайд №13 Боярская Дума слайд № 14 приказы (понятие) слайд № 15 приказная система слайд № 16 местное управление | |
| ||
Координация работы групп | Выступления с презентацией | |
| ||
Учащиеся по ходу выступления групп ведут записи в тетради | Составление конспекта по ходу выступления групп. Заполнение таблицы (приказы, их функции) | |
Вы послушали выступления групп, а теперь, в продолжении урока, работа с документами стр. 32., стр. 54-55 Законы. Соборное уложение 1649 года. (дополнительная информация) В 1649 г. Земский Собор принял Соборное уложение - общерусский свод законов. В закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое было предусмотрено суровое наказание. В нем отменялись урочные лета (бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов) - это означало окончательное закрепощение крестьян. | Работа с документами в тетради | |
| ||
Работа с основными понятиями | Работа со словарем исторических терминов | |
| ||
Современники XVII века считают, что в политическом развитие страны при первых Романовых происходит значительно укрепление царской власти. При этом уменьшается роль сословно-представительных органов власти. Как вы думаете почему? Вывод учителя: Таким образом, в течение XVII века усиливается самодержавная власть, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат. Выставлении отметок за работу на уроке Домашнее задание: параграф 6, задания групп | слайд № 17 (понятие самодержавия) Вывод учащихся Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |
Приложение
Таблица «Приказная система в XVII веке
Приказы | Функции |
Посольский приказ | Ведал вопросами внешней политики. Он же ведал вопросами освобождения военнопленных за выкуп. |
Приказы Большого дворца | Ведал Дворцовым хозяйством и имуществом царя. |
Казенный приказ | Отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи. |
Конюшенный приказ | Распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов. |
Разрядный приказ | Занимался распределением дворян и бояр на царскую службу. |
Поместный приказ | Ведал Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин. |
Ямской приказ | Отвечал за быструю и надежную почтовую власть |
Приказ каменных дел | Ведал каменным строительством в столице и крупных городах. |
Челобитенный приказ | Рассматривал прошения и жалобы царских подданных. |
Приказ тайных дел | Контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи |
Приложение
Вопросы для групп
Вопросы группы № 1
| Вопросы группы № 3
|
Вопросы группы № 2
| Вопросы группы № 4
|
Приложение
«Хронологический диктант»
Хронологический диктант ________________________ 1598г. – 1598-1605гг. – 1605-1606гг. – 1606-1607гг. – 1606-1610гг. – 1607-1610гг. – 1610-1613гг. – 22 октября (4 ноября) 1612г. – 26 октября (8 ноября) 1612г. – январь 1613г. – | Хронологический диктант __________________________ 1598г. – 1598-1605гг. – 1605-1606гг. – 1606-1607гг. – 1606-1610гг. – 1607-1610гг. – 1610-1613гг. – 22 октября (4 ноября) 1612г. – 26 октября (8 ноября) 1612г. – январь 1613г. – |
Хронологический диктант ________________________ 1598г. – 1598-1605гг. – 1605-1606гг. – 1606-1607гг. – 1606-1610гг. – 1607-1610гг. – 1610-1613гг. – 22 октября (4 ноября) 1612г. – 26 октября (8 ноября) 1612г. – январь 1613г. – | Хронологический диктант __________________________ 1598г. – 1598-1605гг. – 1605-1606гг. – 1606-1607гг. – 1606-1610гг. – 1607-1610гг. – 1610-1613гг. – 22 октября (4 ноября) 1612г. – 26 октября (8 ноября) 1612г. – январь 1613г. – |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Россия в XVII веке. Земский собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти
Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Михаил Федорович Романов (1613-1645) Алексей Михайлович Романов (1645-1676) Федор Алексеевич Романов (1676-1682) Земские соборы Боярская дума Приказы Местное управление
Михаил Федорович Первый русский царь династии Романовых Мягкий и добрый человек, любил цветы Царь был физически слабым человеком, часто болел (1613-1645)
Алексей Михайлович Вступил на престол в 16 лет На царствование готовили заранее Обучением ведал боярин Морозов Набожный человек В народе прозван Тишайшим (1645 -1676)
Федор Алексеевич Сын Алексея Михайловича Романова от первого брака (1676 -1682)
Центральное управление в России в XVII веке Царь Боярская дума Ближняя Большая Земский собор Приказы
Земские соборы Центральные сословно-представительные учреждения в России в середине XVI –XVII вв. В 1610 – 1613 гг . Земские соборы – высшие законодательный и исполнительные органы власти Первый Земский собор созван Иваном IV в 1549 г, последний в 1653 г.
Земский собор 1613 г
Земский собор 1653 г
Боярская дума
Боярская дума
Приказы Постоянно действующие органы центрального управления в русском государстве в XVI – начале XVIII века
Приказная система: Посольский приказ Приказ большого дворца Казенный приказ Конюшенный приказ Разрядный приказ Поместный приказ Ямской приказ Приказ каменных дел Челобитенный приказ Разрядный приказ и др.
Местное управление Уезды Станы Волости Разряды Воевода
Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя Царская власть Боярская дума Земские соборы Приказы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Политическое развитие России при первых Романовых
Конспект урока 7 класс - ИСТОРИЯ...
Тест "Россия при первых Романовых"
Повторительно-обобщающий тест по теме "Россия при первых Романовых" с ответами, 7 класс...
ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"
Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь" Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...
Контрольная работа для 7 класса "Первые Романовы"
Контрольная работа составлена в формате ГИА, т.е. имеет части А, В, С. Часть С - анализ исторического источника....
Первые Романовы
Данный материал может быть предназначен для внеклассного мероприятия, посвященного 400-летию династии Романовых или для уроков в 7,10 классах по теме "Смута". В презентации дается информация о роде Ро...
Земский собор 1613 года. Правление Михаила Романова (1613-1645) (10 класс, базовый уровень)
Тип урока: Урок получения новых знанийФорма урока: урок - беседаМетоды: частично – поисковый, исследовательскийУрок напечатан в приложении к журналу "Школьная библиотека"Династия Романовых . К 4...
Урок игра-закрепление Правление первых Романовых
Урок-закрепление выполнен в форме "Своя игра"...