Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по истории (7 класс)

Гурина Карина Владимировна

Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_istoriya_7klass_2022-23_uch._god.docx92.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 532

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Принято

решением Педагогического совета

Протокол от                            года №

Утверждаю:

Директор школы

_____________________ Караванская  О.В.

Приказ от                                    №

                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

История России. Всеобщая история.

для 7а, 7б классов

на 2022 -2023 учебный год

Рабочая программа разработана

на основе

Примерной программы по учебным предметам (История. 5 – 9 классы).

УМК по истории России: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А. В. Торкунова

УМК по Всеобщей истории: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. "История Нового времени"                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                 

                                                                                                                                   Составитель

                                  Гурина Карина Владимировна                                                                                      

                                                                                           учитель истории ГБОУ СОШ № 532

           

Санкт-Петербург

2022

Пояснительная записка

1. Место предмета в учебном плане.

Предмет «История России. Всеобщая история» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 учебных часов. Из них в 7 классе – 68 часов.

 

2. Описание учебно-методического комплекта

Для реализации программы используются учебники, включенные в федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2020 № 766

  1. А. А. Данилов, Н.М. Арсентьев, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. История России  7 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных организаций, под редакцией академика А.В. Торкунова. Рекомендовано Министерством Образования и науки Российской Федерации, М.: «Просвещение», 2019. ФГОС
  2. А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Всеобщая история нового времени 1500-1800.  7 класс Учебник для общеобразовательных организаций, под редакцией А. А. Искендерова. Рекомендовано Министерством Образования и науки Российской Федерации, 3-е издание.  М.: «Просвещение», 2019.ФГОС.

  1. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; • работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ- технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI— XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов; •

 использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт:

а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах;

б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

  1. Тематическое планирование  

Тема

Кол-во

часов

КР

Введение

3

0

Повторение пройденного материала

3

Всеобщая история

32

2

1

От Средневековья к Новому времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

13

1

2

Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

19

1

История России

30

2

3

Россия в XVI в.

15

1

4

Смутное время. Россия при первых Романовых. – 19 часов.

15

1

5

Повторение

3

Итого

68

4

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  5.    Содержание учебного предмета.                                                                                  7 класс – 68 часов

Содержание учебного предмета (тема)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Всего

КР

Введение - 3 часа

1. Введение

1

Обобщать и систематизировать историческое и культурное наследие Средних веков. Подводить основные итоги развития Русского государства. Знать факты, явления, понятия, характеризующие системность и целостность исторического процесса.

2. Повторение пройденного материала

1

Обобщать и систематизировать историческое и культурное наследие Средних веков. Подводить основные итоги развития Русского государства. Знать факты, явления, понятия, характеризующие системность и целостность исторического процесса.

3. Повторение пройденного материала

1

Обобщать и систематизировать историческое и культурное наследие Средних веков. Подводить основные итоги развития Русского государства. Знать факты, явления, понятия, характеризующие системность и целостность исторического процесса.

От Средневековья к Новому времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация -13 часов

4. От Средневековья к Новому времени.

1

Объяснять значение понятия Новое время. Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек в Новом времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития, памятники, сохранившиеся в современном мире.

5.  Технические открытия

1

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении.

6.  Великие географические открытия.

1

Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый свет и колониальные владения европейцев в Америке, Азии, Африке. Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка- встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.  Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель.

7.  Усиление королевской власти.  Абсолютизм в Европе.

1

Раскрывать значение понятий колонизация, мировая торговля, мануфактура, новое дворянство, капитализм. Показывать на карте основные торговые пути. Усиление королевской власти. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Единая система государственного управления

8.  Дух предпринимательства преобразует экономику

1

Объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Рождение капитализма.

9. Европейское общество в раннее Новое время.

1

Характеризовать экономические и социальные последствия Великих географических открытий для Европы и стран Нового Света. Социальные слои европейского общества. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество

10. Повседневная жизнь.

1

Раскрыть особенности и условия жизни разных слоев общества. Как меняется быт, мода, почему нет уверенности в завтрашнем дне.

11. Великие гуманисты Европы.

1

Раскрывать особенности гуманизма как направления общественной мысли эпохи Возрождения. Называть крупнейших представителей гуманизма, приводить примеры их деятельности. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти (факты биографии и т.д.)

12. Мир художественной культуры Возрождения.

1

Понимать какие важнейшие научные открытия и технические изобретения найдут свое отражение в творчестве их современников – писателей, поэтов, художников, скульпторов.  Объяснить, в чем заключалось их значение для того времени и для последующего развития. Разрушение средневекового представления о Вселенной. Николай Коперник, Джордано Бруно.

13.Рождение новой европейской науки.

1

Отбирать информацию, определять особенности абсолютизма в Австрии, Священной Римской империи, Испании. Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII- «религиозный реформатор» Англиканская церковь. Елизавета I- «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при её правлении.

14.  Обобщение и повторение пройдённого материала

1

Раскрывать значение понятий реформация, Новое время, абсолютизм. Систематизировать материал о великих географических открытиях, причинах реформации в Европе.

15. Контрольная работа

1

1

16.  Начало Реформации в Европе.  Обновление христианства

1

Объяснять значение понятий Реформация, Контрреформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, гугеноты.  Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте

17. Распространение Реформации в Европе.  Контрреформация.

1

Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Утрехтская уния. Рождение свободной Республики Голландии. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в 16 веке

18. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

1

Систематизировать материал по истории Английской революции в форме хронологической таблицы. Отбирать материал из источников и составлять характеристики участников события. Установление парламентской монархии в Англии. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл 1 Стюарт

19. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

1

Раскрывать значение понятий революция, протекторат, пуритане, левеллеры, диггеры. Объяснять причины революции. Движения протеста. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688г.

и рождение парламентской монархии. Выполняют контрольную работу.

Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) – 19 часов

20. Освободительная война в Нидерландах.  Рождение Республики Соединенных провинций.

1

Раскрывать значение понятий как повлияли Великие географические открытия на экономическое развитие Нидерландов. Кто такие капиталисты-предприниматели? Мануфактура – условия для мануфактурного производства.  Объяснять значение понятия династическая война. Давать оценку результатам и определять последствия войн для развития государств. Высказывать суждения о месте Нового времени в истории человечества. Основные достижения и проблемы Нового времени. Вклад культуры в человечество.

21.  Парламент против короля. Революция в Англии.

1

Объяснять значение понятия – абсолютизм, как проявились черты абсолютизма в Англии. Англия –первое государство, установившее конституционную парламентскую монархию, когда законодательная власть принадлежит парламенту. Знать кто такие пуритане, причины революции.

22.  Путь к парламентской монархии.

1                              

Раскрывать значение понятий промышленный переворот, фабрика, буржуазия, наемные рабочие, акционерная компания, фермер. Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

23.  Международные отношения в XVI-XVIII вв.

1

Раскрывать значение понятий война за независимость, Бостонское чаепитие, Декларация независимости, конституция. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Формирование североамериканской нации. Б. Франклин- великий наставник «юного» капитализма.

24. Великие просветители Европы.

1

Получат знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях общества; углубляют представления о гражданском обществе и правовом государстве;

25. Мир художественной культуры просвещения

1

Знакомятся с титанами Возрождения. Получат возможность узнать, что эпоха Возрождения внесла огромный вклад в мировую художественную культуру.

26. На пути к индустриальной эре

1

Знакомятся с сущностью, предпосылками и сторонами промышленного переворота. Значение этого процесса, его политические, социальные и экономические последствия.

27. Английские колонии в Северной Америке

1

Знакомятся с историей возникновения английских колоний в Северной Америке, особенностями их экономического и политического развития, причинами конфликтов с коренным населением и метрополией.

28. Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки

1

Формирование знаний о становлении государства Соединенных Штатов из бывших английских колоний через путь национально-освободительной войны (1775-1783 гг.)

29. Франция в XVIII веке. Причины и начало Французской революции

1

Раскрывать основные причины Великой французской революции, задачи, характер

революции; изучить события, связанные с началом революции;

30. Французская революция. От монархии к республике.

1

Раскрыть причины падения монархии во Франции и установить основные этапы революции.

31. Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 блюмьера Наполеона

1

Сформировать представления о падении якобинской диктатуры 9 термидора 1794г.; о политике Директории 1795-1799 годы; о Перевороте 18 брюмера 1799 года.

32. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

1

Определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.

33. Государства Востока. Начало Европейской колонизации.

1

Выяснить как была создана империя Великих Мого́лов и каковы были причины ее исчезновения, познакомиться с правителями, о колонизации Индии англичанами. Политическая раздробленность, слабость центральной власти и отставание от Запада в области техники создают возможность для колониальных захватов со стороны европейских стран.

34. Обобщение и повторение пройденного материала

1

Раскрывать значение понятий революционные войны, террор, диктатура. Систематизировать материал о событиях социально- экономического и политического развития Франции. Начало революции. «Герой Нового Света» генерал Лафайет

35. Контрольная работа

1

1

Россия в XVI в. -  15 часов

36. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

1

Объяснять, как складывались отношения европейских государств и России. Какая задача стояла перед великими князьями после объединения русских земель вокруг Москвы. Сословный характер общества.

37. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

1

Знать основы хозяйственной жизни и деятельности в России в XVI в. Сферы российской экономики в начале XVI в. Системы земледелия (подсечно-огневая, трехпольный севооборот), ремёсла и т.д.

38. Формирование единых государств в Европе и России.

    1

Рассказывать о причинах, которые повлияли на формирование личности царя. Знать, что Реформы Избранной рады способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно усилили его централизацию.

39. Российское государство в первой трети XVI в.

1

Обобщить и систематизировать знания о том, что Россия является многонациональным государством. Знать, что после распада Золотой Орды на ее просторах образовались крупные государства, вошедшие в состав России. Уметь показывать на карте границы Сибирского Ханства, Казанского, Астраханского ханства и т.д.

40. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

1

Обобщить и систематизировать знания об особенностях внешнеполитических задач, которые стояли перед Россией. Какие из них удалось решить (борьба с Великим княжеством Литовским, получение выхода к Балтийскому морю, подчинение остатков Золотой Орды).

41. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

1

Рассказывать о причинах, которые повлияли на формирование личности царя. Знать, что Реформы Избранной рады способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно усилили его централизацию.

42. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

1

Уметь рассказывать об основных направлениях во внешней политике России, как происходили присоединения Сибирского Ханства, Казанского, Астраханского ханства. Значение присоединения Сибири, о причинах и окончании Ливонской войны.

43. Внешняя политика России во второй половине XVI в.

1

Называть основные изменения в истории России, понимать, что после смерти Ивана IV Россия оказалась в тяжелом положении, стремясь пополнить казну, последний государь из династии Рюриковичей Федор Иванович ввел урочные лета, было введено патриаршество. Пресечение династии Рюриковичей на царский престол был возведен Борис Годунов

44.  Внешняя политика России во второй половине XVI в.

1

Называть основные изменения в истории России, понимать, что после смерти Ивана IV Россия оказалась в тяжелом положении, стремясь пополнить казну, последний государь из династии Рюриковичей Федор Иванович ввел урочные лета, было введено патриаршество. Пресечение династии Рюриковичей на царский престол был возведен Борис Годунов

45. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».

1

Называть основные сословия России; характеризовать их обязанности и права. Составлять таблицу «Основные сословия в России 16 века», использовать её данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Понимать, как формировалось сословное общество в России, какие факторы влияли на этот процесс. Знать: «служилые» и «тяглые», местничество, «Государев родословец», и т.д.

46. Опричнина.

1

Понимать какое значение имела опричнина в истории России. Уметь сравнивать начало и окончание правления Ивана IV, права и привилегии бояр, понимать, что с правления Ивана IV понятие самодержавие стало означать неограниченную власть государя.

47. Россия в конце XVI в.

1

Составлять описание памятников культуры XVI в. (в том числе находящихся на территории родного края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре   века. Зодчество, образование, литература, живопись, книгопечатание, летопись, исторические произведения.

Проводить поиск информации для сообщения или презентации о достижениях и деятелях отечественной культуры XVI   века.  Крупнейшие представители духовной и художественной культуры.

48. Церковь и государство в XVI в.

1

Объяснять смысл понятия «Новое время». Излагать содержащиеся в учебниках суждения историков о хронологических рамках Нового времени в России. Народы Поволжья. Традиции и новые веяния понимать какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в., как складывались её отношения с властью, как велось управление Русской православной церковью в XV в., какие произошли изменения. Знать, кто такие иосифляне и нестяжатели. В XVI в. Россия единственная православная держава Европы, интересы государства и церкви не всегда совпадали, церковь сохранила свои земельные владения и обрела статус патриархии.

49. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

1

Извлекать информацию из Домостроя, изобразительных материалов для рассказа о нравах и быте российского общества в XVI в.

50. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI- начале XVII в.

1

Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVI в, используя историческую карту.

Смутное время. Россия при первых Романовых –  15 часов.

51. Начало Смуты.

1

Понимать тяжелейшие последствия Смуты, отставание России в экономическом развитии от большинства европейских государств; крепостное право, как тормоз развития рыночных отношений.

52.Начало Смуты.

1

Понимать тяжелейшие последствия Смуты, отставание России в экономическом развитии от большинства европейских государств; крепостное право, как тормоз развития рыночных отношений.

53. Окончание Смутного времени.

1

Знать основные категории социальной структуры российского общества; основная категория землевладельцев- поместное дворянство. Закрепощение значительной части крестьянства. Запрещение увеличения церковного землевладения. Ликвидированы права белых слобод в городах.

54. Обобщение и повторение пройденного материала

1

Бунташный век в истории России. Усиление феодального гнета, закрепощение крестьянства, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления- массовые народные выступления. Восстание Степана Разина. Знать причины Смутного времени; боярство – как главный виновник Смуты в Российском государстве; самозванство – один из признаков Смутного времени, Лжедмитрий I, появление новых самозванцев. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в российские дела.

55. Контрольная работа

1

1

56. Экономическое развитие России в XVII в.

1

Знать какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией после Смуты (возвращение Смоленска и других западных земель). Установление прочных контактов с большинством европейских государств, а также с Персией и Китаем. Военные столкновения с Речью Посполитой и Османской империей после присоединения Левобережной Украины. Понимать тяжелейшие последствия Смуты, отставание России в экономическом развитии от большинства европейских государств; крепостное право, как тормоз развития рыночных отношений.

57. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1

Знать какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией после Смуты (возвращение Смоленска и других западных земель). Установление прочных контактов с большинством европейских государств, а также с Персией и Китаем. Военные столкновения с Речь Посполитой и Османской империей после присоединения Левобережной Украины.

58. Изменения в социальной структуре российского общества.

1

Знать особенности развития культуры России в XVII в., что являлось основными направлениями в развитии, переплетение традиционных и светских мотивов в культуре русского народа, изменение основ мировоззрения и традиций повседневной жизни русского человека, общинные традиции, православие в повседневной жизни, образ царя в народном сознании, домашний быт российских царей и остальных сословий.

59. Народные движения в XVII в.

1

Создание на Украине в 1648 г – Войска Запорожского. Выбор гетмана Богдана Хмельницкого -   сильного покровителя в пользу России. Украина «под рукой» российского государства сохраняла своё войско, администрацию, законы, городское самоуправление.

60. Россия в системе международных отношений.

1

Понимать какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев в XVII в. Показывать по карте походы на Дальний Восток, освоение Сибири; знать имена первых исследователей, как складывались взаимоотношения с коренными жителями.

61. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России.

1

Знать особенности развития культуры России в XVII в., что являлось основными направлениями в развитии, переплетение традиционных и светских мотивов в культуре русского народа, изменение основ мировоззрения и традиций повседневной жизни русского человека.

62. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол.

1

Понимать причины и последствия церковного раскола. Вовлечение церкви в политическую борьбу времён Смуты, которая укрепила положение церкви. Патриарх Никон, церковная реформа, раскол верующих на никониан и старообрядцев, что явилось причиной протеста народа против гнёта властей.

63. Обобщение и повторение пройденного материала

1

Знать основные категории социальной структуры российского общества; основная категория землевладельцев- поместное дворянство. Закрепощение значительной части крестьянства. Запрещение увеличения церковного землевладения. Ликвидированы права белых слобод в городах.

64. Контрольная работа

1

1

65. Русские путешественники и первопроходцы XVII в.  Культура народов России в XVII в.

Понимать какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев в XVII в. Показывать по карте походы на Дальний Восток, освоение Сибири; знать имена первых исследователей, как складывались взаимоотношения с коренными жителями. Понимать особенности развития культуры России в XVII в., что являлось основными направлениями в развитии, переплетение традиционных и светских мотивов в культуре русского народа, изменение основ мировоззрения и традиций повседневной жизни русского человека.

Повторение по теме «Россия в XVI -XVII в.» - 3 часа

66-68. Повторение по курсу Истории 7 класс.

4

Обобщать историческое и культурное наследие России XVI-XVII вв.

  1. Формы и методы организации учебной деятельности.

В преподавании предмета Истории планируется использование следующих форм работы с обучающимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  • подготовка сообщений/ рефератов;
  • информационно-поисковая деятельность;

При организации процесса обучения предполагается применение следующих педагогических технологий:

  • организация самостоятельной работы
  • организация группового взаимодействия
  • анализ конкретных ситуаций
  • рефлексивное обучение
  • самоконтроль.

Основные методы, которые планируется использовать при организации процесса обучения:

  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия.
  • Работа с учебником и книгой: составление плана текста, схемы, таблицы.
  • Наглядные методы: метод иллюстраций, метод демонстраций.
  • Предусмотрены уроки с использованием ИКТ.

7. Критерии оценивания

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:

 раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;

 изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, даты, определения и др.;

 показал умения иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными (карты, иллюстрации, диаграммы и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации;

 продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, формирование и устойчивость используемых умений и навыков;

 отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

 Такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т. д.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: 

 в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;

 применялись не все требуемые теоретические знания, умения;

 допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

 допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев: 

 неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

 имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

 изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная;

 материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации.

Отметка «2» ставится в следующих случаях: 

 не раскрыто главное содержание учебного материала;

 обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

 допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценивания тестов по истории.

Тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. На выполнение тематических тестов отводиться 7 - 15 минут (в зависимости от количества заданий и уровня сложности). На выполнение итоговых тестов отводиться 30-40 минут. В тестах содержатся задания базового уровня с выбором ответа. С их помощью проверяется знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явления, причин и следствий событий. Более сложные задания с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр) позволяют проверить умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания повышенного уровня сложности с открытым развернутым ответом предполагают разные виды деятельности: анализ исторического документа, анализ исторических версий и оценок, анализ исторической ситуации, представления общей характеристики, сравнения. В зависимости от задания используются различные формы оценивания. Существует система, при которой вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

Баллы начисляются по следующей схеме: 

 Полностью правильно указанные характеристики – 3 балла

 Две правильно указанные характеристики – 2 балла

 Одна правильно указанная характеристика – 1 балл

 Отсутствие правильных характеристик – 0 баллов

Таким образом, максимально возможный балл за правильное выполнение задания будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем. Ответы учащихся на открытые задания свободного изложения могут дословно не совпадать с эталоном. Используется гибкая система оценивания результатов тестирования, где ученик имеет право на ошибку:

90 – 95 % от максимальной суммы баллов – оценка “5”

90 – 75 % – оценка “4” 75 – 50 % – оценка “3”

Менее половины от максимальной суммы баллов – оценка “2”

Критерии оценивания проектов и творческих работ по истории

Отметка «5»

Информация представлена в полном объёме, изложена логично. Использовано более двух ресурсов, источников информации разного вида. Задание на всех этапах выполнено учеником самостоятельно. Творческое оформление и эмоциональное представление проекта.

Отметка «4»

Информация достаточно полная. Работа содержит 1—2 неточности. Использовано более одного ресурса. Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя и др. Грамотное оформление и представление проекта.

Отметка «3»

Информация частично изложена, содержит 1—2 ошибки, существенно не искажающие содержание. В работе использован только один ресурс. В процессе выполнения работы допущены неточности. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя

Отметка «2»

Информация отсутствует или содержит грубые ошибки. Способ выполнения работы учеником не определён или выбран неправильно

Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.   Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

 Проект оценивается по следующим критериям:

1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем.  Умение поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения.  Поиск и обработка информации. Формулировка  выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения. Обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2.Сформированность предметных знаний и способов действий.  Умение раскрыть содержание работы.  Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3.Сформированность регулятивных действий.  Умение самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4.Сформированность коммуникативных действий.   Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

8. Учебно-методическое обеспечение

Список литературы для учителя:

1. А.А. Данилов, Н.М. Арсентьев, И.В. Курукин, А.Я. Токарева. История России  7 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных организаций, под редакцией академика А.В. Торкунова. Рекомендовано Министерством Образования и науки Российской Федерации, М.: «Просвещение», 2019. ФГОС

2. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история нового времени 1500-1800.  7 класс Учебник для общеобразовательных организаций, под редакцией А. А. Искендерова. Рекомендовано Министерством Образования и науки Российской Федерации, 3-е издание.  М.: «Просвещение», 2016-2017.ФГОС.

Рекомендуемый список литературы для учащихся:

1. В. В. Владимиров. Как Петр I в Европу за науками ездил и новую столицу на Неве построил. М. : ВАКО, 2021

2. М. М. Кром. Рождение государства: Московская Русь XV-XVI веков. М. : Новое литературное обозрение, 2018

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет:

https://resh.edu.ru/subject/3/ - Российская электронная школа

http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://www.hrono.ru - Всемирная история в Интернете

9. Учебное оборудование:

Исторические карты, схемы, репродукции картин, мультимедийное оборудование для демонстрации  презентаций, видеороликов по изучаемым темам.

Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование по Истории

7а, 7б классы 2022-2023 учебный год

Тема урока

Дата план

Дата факт

7-а

7-б

1.

Введение

01.09.22-09.09.22

2.

Повторение пройденного материала

01.09.22-09.09.22

3.

Повторение пройденного материала

12.09.22-16.09.22

4.

От Средневековья к Новому времени

12.09.22-16.09.22

5.

Технические открытия и выход к Мировому океану

19.09.22-23.09.22

6.

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

19.09.22-23.09.22

7.

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе

26.09.22-30.09.22

8.

Дух предпринимательства преобразует экономику

26.09.22-30.09.22

9.

Европейское общество в раннее Новое время

03.10.22-07.10.22

10.

Повседневная жизнь

03.10.22-07.10.22

11.

Великие гуманисты Европы

10.10.22-14.10.22

12.

Мир художественной культуры Возрождения.

10.10.22-14.10.22

13.

Рождение новой европейской науки

17.10.22-21.10.22

14.

Обобщение и повторение пройденного материала

17.10.22-21.10.22

15.

Контрольная работа

24.10.22-28.10.22

16.

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

24.10.22-28.10.22

17.

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

07.11.22-11.11.22

18.

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

07.11.22-11.11.22

19.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

14.11.22-18.11.22

20.

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций

14.11.22-18.11.22

21.

Парламент против короля. Революция в Англии

21.11.22-25.11.22

22.

Путь к парламентской монархии

21.11.22-25.11.22

23.

Международные отношения в XVI-XVIII вв.

28.11.22-02.12.22

24.

Великие просветители Европы

28.11.22-02.12.22

25.

Мир художественной культуры просвещения

05.12.22-09.12.22

26.

На пути к индустриальной эре

05.12.22-09.12.22

27.

Английские колонии в Северной Америке

12.12.22-16.12.22

28.

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки

12.12.22-16.12.22

29.

Франция в XVIII веке. Причины и начало Французской революции

19.12.22-27.12.22

30.

Французская революция. От монархии к республике.

19.12.22-27.12.22

31.

Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 блюмьера Наполеона

09.01.23-13.01.23

32.

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

09.01.23-13.01.23

33.

Государства Востока. Начало Европейской колонизации.

16.01.23-20.01.23

34.

Обобщение и повторение пройденного материала

16.01.23-20.01.23

35.

Контрольная работа

23.01.23-27.01.23

36.

Мир и Россия в начале эпохи Великих Географических открытий

23.01.23-27.01.23

37.

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

30.01.23-03.02.23

38.

Формирование единых государств в Европе и России

30.01.23-03.02.23

39.

Российское государство в первой трети XVI в.

06.02.23-10.02.23

40.

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

06.02.23-10.02.23

41.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

13.02.23-17.02.23

42.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

13.02.23-17.02.23

43.

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

20.02.23-24.02.23

44.

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

20.02.23-24.02.23

45.

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

27.02.23-03.03.23

46.

Опричнина

27.02.23-03.03.23

47.

Россия в конце XVI в.

06.03.22-10.03.22

48.

Церковь и государство в XVI в.

06.03.22-10.03.22

49.

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

13.03.23-17.03.23

50.

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI- начале XVII в.

13.03.23-17.03.23

51.

Смута в Российском государстве

20.03.23-23.03.23

52.

Смута в Российском государстве

20.03.23-23.03.23

53.

Окончание Смутного времени

03.04.23-07.04.23

54.

Обобщение и повторение пройденного материала

03.04.23-07.04.23

55.

Контрольная работа

10.04.23-14.04.23

56.

Экономическое развитие России в XVII в.

10.04.23-14.04.23

57.

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

17.04.23-21.04.23

58.

Изменения в социальной структуре российского общества

17.04.23-21.04.23

59.

Народные движения в XVII в.

24.04.23-28.04.23

60.

Россия в системе международных отношений

24.04.23-28.04.23

61.

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

01.05.23-05.05.23

62.

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

01.05.23-05.05.23

63.

Обобщение и повторение пройденного материала

08.05.23-12.05.23

64.

Контрольная работа

08.05.23-12.05.23

65.

Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в.

15.05.23-19.05.23

66.

Повторение по курсу Истории 7 класс

15.05.23-19.05.23

67.

Повторение по курсу Истории 7 класс

22.05.23-26.05.23

68.

Повторение по курсу Истории 7 класс

22.05.23-26.05.23

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «физика» для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Программа рассчитана на 68 часов в течении учебного года (2 часа в неделю) в каждом классе в соответствии с  графиком работы на 2022-2023 учебный год и соответствует  учебному плану гимназии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «физика» для 8 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Программа рассчитана на 68 часов в течении учебного года (2 часа в неделю) в каждом классе в соответствии с  графиком работы на 2022-2023 учебный год и соответствует  учебному плану гимназии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «физика» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Программа рассчитана на 102 часа в течении учебного года (3 часа в неделю) в каждом классе в соответствии с  графиком работы на 2022-2023 учебный год и соответствует  учебному плану гимназии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «физика» для 10 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Программа рассчитана на 68 часа в течении учебного года (2 часа в неделю) в каждом классе в соответствии с  графиком работы на 2022-2023 учебный год и соответствует  учебному плану гимназии....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «астрономия» для 11 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Программа конкретизирует содержание предметных тем  образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с...

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Челябинской области МАОУ "СОШ №7" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 887046) учебного предмета «Биология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...