Гражданская война
план-конспект урока по истории (11 класс)

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_voyna.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданская война в России

Цели урока:

обучающие:

-сформировать представление о гражданской войне как битве приверженцев альтернативных путей возрождения России;

развивающие:

-подвести обучающихся к пониманию того, что Гражданская война явила собой попытку решения нашими соотечественниками материальных и духовных проблем силовыми методами, террором;

способствовать неприятию обучающимися войны как средства решения политических проблем;

воспитательные:

-обратить внимание на то, что Гражданская война – это величайшая народная трагедия, в которой нет победителей и побежденных, и поэтому необходимо отказаться от насилия, проявлять толерантность и понимание, что сделает общество добрее и мудрее.

Планируемые результаты

-создание условий для проявления познавательной активности обучающихся;

-воспитание и развитие индивидуальных способностей обучающихся.

Обучающиеся научатся:

-переносить полученные знания в новые ситуации;

-выполнять познавательные задания;

-аргументировать свою точку зрения

-На основе индивидуальных и групповых опережающих заданий и сообщений по проблемам изучаемой темы развивать коммуникативные умения, творческие способности, участвовать в дискуссиях.

Тип урока: изучение нового материала с постановкой проблемных задач, с опережающими заданиями.

Основные понятия: гражданская война, иностранная интервенция, белое и красное движение.

Оборудование: карта, учебники, тетради, презентация, раздаточный материал (Приложения)

«Любит, любит кровушку русская земля» А.А.Ахматова

1. Гражданская война. Сроки. Участники. Причины.

Речь пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Всякая война ужасна, но особенно страшна гражданская. Почему?

Гражданская война – организованная вооруженная борьба внутри одного государства больших, относящихся к различным социальным группам масс людей, за государственную власть и собственность.

Историки до сих пор спорят о времени начала ГВ в России, иначе говоря, о начале вступления российского общества в состояние непримиримой вооруженной борьбы за государственную власть.

? № 1 – Когда началась гражданская война?

Пролог – зарницы – в февральских уличных боях 1917 г., в событиях, знаменовавших всё больший раскол общества на сторонников и противников революции…

? № 2 – Приведите примеры противостояния в российском обществе весной-летом 1917 г.

…нарастание взаимной нетерпимости (июльские события, корниловское выступление, крестьянские погромы помещичьих имений осенью 1917 г.)

Формально гранью начала ГВ можно считать свержение Временного правительства и захват государственной власти большевистской партией.

? № 3 – Когда произошло свержение Временного правительства и захват государственной власти большевистской партией?

? № 3 – Как вы думаете, после каких событий от большевиков отвернулись значительные слои патриотически настроенного населения? (разгон Учредительного собрания 5.01.1918 и Брестский мир 3.03.1918)

? № 4 – Какие меры большевиков весной-летом 1918 г. углубили раскол российского общества? (хлебозаготовки – создание чрезвычайных продовольственных отрядов, действия комбедов, захват земли у кулаков)

? № 5 – Почему до весны 1918 г. крестьяне активно против большевиков не выступали? (заняты были стихийной демобилизацией, возвращением к хозяйству, мало информации и понимания происходящего в стране – в силу неграмотности и удаленности от крупных городов)

? № 6 – Когда война приобрела общенациональный масштаб? (с середины 1918 г. – экспроприация экспроприаторов, заключение похабного мира, чрезвычайные декреты по организации хлебозаготовок + мятеж Чехословацкого корпуса – смотри текст на стр. 117 учебника + начало интервенции + активные действия против большевиков военно-патриотической контрреволюции из числа офицеров – Донская Армия Краснова, Добровольческая Армия). Теперь обо всем по порядку

? № 7 – Когда произошел мятеж Чехословацкого корпуса?

? № 8 – Причины мятежа?

? № 9 – Какие силы противостояли большевикам и новой, только формировавшейся Советской власти? (1. демократическая контрреволюция - эсеры и умеренно-социалистические партии. Идея – восстановление демократии в России, возврат к Учредительному собранию)

? № 10 – Какие органы власти и где создали силы демократической контрреволюция - эсеры и умеренно-социалистические партии? См. стр. 117 учебника – дома выписать в тетрадь.

Особенностью ГВ в России было её тесное переплетение с антисоветской военной интервенцией держав Антанты.

? № 11 – Что такое интервенция? (вооруженное вмешательство в дела другой страны)

? № 12 – Причины интервенции? (см. учебник стр. 115-116) (стремление не допустить ликвидации Восточного фронта, финансовые потери от национализации имущества и отказ платить долги царского правительства) – записать в тетрадь

? № 13 – Какие действия предприняли интервенты? (выписать дома информацию в таблицу под заголовком «Иностранная интервенция в Советской России», используя учебник и доп.материалы) + дипломатич. и эк.блокада.

Дата

Территория оккупации

Войсками какой страны

    На фоне интервенции в России разворачивалась самая беспощадная, самая зверская война: эту войну русские вели друг с другом. Большевикам противостояло Белое движение. Оно было немногочисленно. На пике активности в феврале 1919 года все белые армии составляли чуть более полумиллиона человек. В Красной Армии только один интернациональный отряд (немцы, венгры, югославы, китайцы, латыши и др.) насчитывал 250 тысяч человек.

? № 14 – С помощью учебника определите состав белого движения (р.офицеры, старая бюрократия, монархические партии и группы, представители левых политических течений, представители либеральных партий (кадеты входили в штаб БД, имели большие материальные средства, опыт политической борьбы, связи с русскими промышленниками), часть рабочих и крестьян, недовольных продразверсткой и снижением жизненного уровня)

Задание: представляя себе противостоявших друг другу основных участников гражданской войны, сформулируйте её причины.

  1. Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства.
  2. Крах демократической альтернативы развития страны после разгона Учредительного собрания и создания однопартийной политической системы.
  3. Брестский мир и его последствия.
  4. Экономическая политика большевиков в деревне весной-летом 1918 г.
  5. Тотальная национализация предприятий – «красногвардейская атака на капитал». Упадок промышленности, безработица, голод в городах. Запрет на свободную продажу хлеба.

? № 15 – Было ли единство мнений среди участников БД по вопросам будущего устройства России после возможной победы над большевиками?

    Прочитайте выдержки из Программы белого движения (составлено в штабе Добровольческой армии А.И.Деникина). – см. Цитаты

  • Уничтожение большевистской анархии и наведение в стране порядка (пожалуй единственная идея, которая объединяла все разнородные силы БД – восстановление государственности и порядка)
  • Восстановление единой и неделимой России (представьте, что почувствовали финны и поляки, стремившиеся к обретению собственной государственности, а ведь им и Украинцам Временное правительство уже предоставило автономию весной 1917 г. Большевики- «Декларации прав народов России» (2 ноября 1917 г.); Издание декрета СНК о признании независимости Финляндии (18 декабря 1917 г.)
  • Созыв Народного собрания на основе всеобщего избирательного права
  • Установление областной автономии и местного самоуправления
  • Предоставление гражданских свобод, свободы совести (большевики - Декрет ВЦИК об отмене сословий и гражданских чинов (10 ноября 1917 г.)
  • Проведение земельной реформы (сначала вернуть землю помещикам, а потом – скорее всего по программе кадетов продавать землю желающим) – ? Интересно, как отреагировали представители мелкого и среднего крестьянства, входившие в БД? (поддержали большевиков, ведь те – Декрет о земле)
  • Ввести прогрессивное рабочее законодательство. (большевики – К 4 января 1918 г. была подготовлена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой Россия провозглашалась Республикой Советов, обладающих всей полнотой власти, а также подтверждались декреты о мире, земле и рабочем контроле).

   Кроме этого в реальности Белые на занятой территории запрещали деятельность профсоюзов и социальных партий, пресекали выступления рабочих против нарушений фабричного законодательства. Зависимость БД от иностранной интервенции была унизительна для национального самосознания.

   Один из лидеров БД, А.И.Деникин в своих «Очерках по истории русской Смуты» писал: (см. док. № 1 ) «Мы ждали, пойдёт ли народ за нами или по-прежнему останется инертным и пассивным между двумя надвигающимися волнами, между двумя смертельно враждебными станами. В силу целого ряда сложных причин жизнь дала ответ сначала нерешительный, потом – отрицательный»

? № 16 – Когда была создана и что представляла собой   Красная Армия?

  • январь 1918 г. Декрет о создании РККА и РККФ
  • май 1918 г. – в РККА - 320 000 человек – из них 30 000 обученных солдат
  • середина 1918 г. – введена всеобщая воинская повинность
  • к концу 1918 г. – в РККА свыше 1 млн. человек
  • 2.09.1918 г. – создан Реввоенсовет во главе с Л.Д.Троцким – руководство армией, флотом и всеми военными и морскими ведомствами.
  • к осени 1920 г. – 5,5 млн. человек. Костяк – члены компартии 300 000 человек.
  • Мобилизация военных специалистов – до 75 000 бывших генералов и офицеров. Военные комиссары – подписывали все приказы командиров.

 ? № 17 – Каких военных специалистов, командиров РККА вы знаете?

? № 18 – Каких военных специалистов, командиров БД вы знаете?

     В книге воспоминаний вождь БД генерал А.И.Деникин писал: (см. док.№ 2 )«На всех железных дорогах, на всех водных путях идут разбои и грабежи».

 См. док. № 3 - Донесение с фронта «Теперь нет больше сил бороться с народом, у которого нет ни совести, ни чести. Проходящие воинские части сметают все, уничтожают посевы, скот, птицу, разбивают казенные склады, напиваются, поджигают дома».

? ? – Как вы думаете, кто мог написать такое донесение? Красный командир? Белый?

На эту озверевшую от пьяной свободы вооруженную армейскую массу, на стихию русского крестьянского бунта опирались захватившие власть большевики. Нет ничего страшнее русского бунта. «Бессмысленный и беспощадный русский бунт». А.С.Пушкин

2. Определение сути террора и анализ террористических действий красных и белых

   Гражданская война сопровождалась репрессиями и террором.

Террор – (от лат. страх, ужас) – желание держать в состоянии страха через расправы и убийства.

Кто первым развязал террор установить невозможно. Но фактов, что насилие стало нормой поведения, достаточно много.

? ? – можно ли отнести к террору расстрел 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге царской семьи с прислугой?

Задание: слушая, вспоминая, читая учебник и (дома) доп.материалы – составляем таблицу

«Красный террор». Деятельность Советского руководства в годы гражданской войны

«Белый террор». Деятельность руководства Белого движения в годы гражданской войны

С июня 1918 г. стали мобилизовать бывших военных специалистов – семьи офицеров превращали в заложников (чит. Док. № 4  )

Строгая ответственность комиссаров (вплоть до расстрела) в случае перехода на сторону противника опекаемых ими офицеров.

Борьба против несогласных с действиями белых правительств: аресты, расстрелы (порой бессудные), расстрелы заложников, рейды карательных отрядов (см. док. № 7 )

Февраль 1918 г. восстановили смертную казнь, значительно расширили полномочия ВЧК – карательного органа.

Суровые кары за дезертирство из рядов РККА (оно достигало 30% от призванных)

20 сентября 1918 г. в Закаспии правительством «Диктатура Центрокаспия» расстреляны 26 революционных деятелей Бакинской коммуны.

См. стих. С.Есенина «Баллада о двадцати шести»

После покушения в сентябре 1918 г. на Ленина и убийство руководителя петроградских чекистов Урицкого, СНК объявил о красном терроре против лиц, «прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам» (см. док. 5)

Покушение на Ленина эсеркой Каплан.

Убийство эсерами В.Володарского, комиссара по делам печати, пропаганды и агитации; председателя петербургской ЧК Урицкого.

Власти брали заложников из среды дворянства, буржуазии и интеллигенции. Многих расстреливали (среди них поэт Н.Гумилев). С января 1919 г. – беспощадная борьба с казачеством (см. док.№ 6). Результат – станицы Дона обезлюдели.

В 1918-1919 гг. только в Екатеринбургской губернии колчаковцами было расстреляно 25 тыс. человек.

1918 г. – в республике развертывается сеть концлагерей. По официальным данным туда было брошено около 80 тыс. человек.

5.04.1920 г. Сергей Лазо – командир партизанского отряда в Приморье после пыток сожжен в паровозной топке.

Подвалы Большевистской ЧК и  белогвардейских контрразведок были залиты кровью.

Читая разные исторические источники  можно долго заполнять таблицу….

Максимилиан Волошин в стихотворении «Гражданская война» писал: (см. цитаты - текст)

   В результате красного и белого террора, в боях, от голода, болезней погибло 8 млн. человек.

М.Цветаева в эти «глухие годы» с невыразимой болью писала: (см. цитаты- текст)

?? – есть ли оправдание красному или белому террору?

Основные этапы гражданской войны в России

Даты

Основные события периода

Февраль-март 1917 г.

Свержение самодержавия. Раскол общества

Март-октябрь 1917 г.

Обострение противостояния в обществе, усиление психологии гражданской войны

Октябрь 1917 г. – март 1918 г.

Свержение Временного правительства, установление Советской власти, распространение вооруженной борьбы

Март – июнь 1918 г.

Формирование «белых» и «красных» вооруженных сил, террор с обеих сторон.

Лето 1918 г. – конец 1920 г.

Ожесточенные сражения между регулярными войсками, в том числе иностранными, милитаризация экономики

Север России

Восток России

Юг России

Запад России

1921 – 1922 гг.

Затухание боевых действий, их локализация и полное прекращение

 

 Просторы России определили формы ГВ:

  • Военные операции регулярных армий
  • Вооруженные столкновения отдельных отрядов
  • Организация мятежей и восстаний в тылу противника
  • Бандитизм
  • Партизанское движение
  • Красный, белый, зеленый террор

Усугубляла ситуацию психологическая готовность народа к силовым методам разрешения любых противоречий.

Особенности ГВ в России в 20 веке

  1. Исключительно длительные и кровопролитные военные действия проходили практически на всей территории бывшей российской империи
  2. Внутрироссийский конфликт усугубила его интернационализация
  3. В обществе отсутствовали политические традиции мирного разрешения социальных противоречий
  4. В общественном сознании ценность человеческой жизни упала до самой низкой отметки – «человек с ружьём»

Главной причиной победы большевиков стало то, что их поддержала преобладающая часть населения. Поддержали Советскую Россию и трудящиеся западных стран.

Итоги и последствия ГВ

  1. Потери: от 8-10 млн.человек (причины: убиты, голод, холод, смерть от инфекционных заболеваний)
  2. Около 2 млн человек (почти вся политическая, финансово-промышленная, часть научно-художественной элиты дореволюционной России) оказались в эмиграции.
  3. Последствия красного террора: 22,5 тыс. расстрелянных. Последствия зеленого террора (Петлюра): 300 тыс. человек.
  4. Разрушительное воздействие на психику людей. Погибли, эмигрировали миллионы людей интеллектуального, творческого труда, подорван генетический фонд нации.
  5. Ущерб народному хозяйству – 50 миллиардов золотых рублей. Промышленное производство в 1920 г. (если сравнивать с 1913 годом) – сократилось в 7 раз; сельское хозяйство на 38%.

? № 19 – Какие уроки можно извлечь, изучая историю ГВ?

  1. Задача политических партий и власти – искать мирные пути общественных преобразований. Осуществлять реформы в интересах большинства народа, но не отказывать меньшинству в праве и возможности отстаивать свои интересы.
  2. Диктатура одной партии, одного класса должна быть исключена.
  3. Общество нуждается в объединении. Соединить государственную патриотическую идею с идеалом социальной справедливости – и появится мощный фактор развития России.
  4. Для сохранения гражданского мира лидерам партий необходимо добиваться согласия в деле общественно-экономических преобразований.
  5. Идеологическая работа в обществе должна быть направлена на мирное разрешение социальных и политических конфликтов.

Задание. В настоящее время мы в Росси отмечаем праздники День народного единства, День Победы в ВОВ. Приняло бы общество 20-х годов праздник «День победы в Гражданской войне»? А наши современники?

Д/З п. 16-17, записи в тетради согласно плану урока (дописать). Литература, рекомендуемая к прочтению:

  • «Конармия». И.Бабель
  • «Тихий Дон». М.Шолохов
  • «Доктор Живаго». Б.Пастернак
  •  Хождение по мукам. А.Толстой
  • «Дни Турбиных». М.Булгаков и проч.

«Хотел бы я, чтобы они решили раз и навсегда, какая из банд хулиганов будет править в этой стране». Б.Пастернак. Доктор Живаго.

- Товарищи, от кого вы бежите?- Солдаты.- Красные или белые?- Солдаты! Б.Пастернак. Доктор Живаго

Приложения

Цитаты к теме «Гражданская война в России в ХХ веке»

    Выдержки из Программы белого движения (составлено в штабе Добровольческой армии А.И.Деникина).

  • Уничтожение большевистской анархии и наведение в стране порядка
  • Восстановление единой и неделимой России
  • Созыв Народного собрания на основе всеобщего избирательного права
  • Установление областной автономии и местного самоуправления
  • Предоставление гражданских свобод, свободы совести
  • Проведение земельной реформы
  • Ввести прогрессивное рабочее законодательство.

Документ № 1. Один из лидеров БД, А.И.Деникин в своих «Очерках по истории русской Смуты» писал: «Мы ждали, пойдёт ли народ за нами или по-прежнему останется инертным и пассивным между двумя надвигающимися волнами, между двумя смертельно враждебными станами. В силу целого ряда сложных причин жизнь дала ответ сначала нерешительный, потом – отрицательный»

Документ № 2

 «На всех железных дорогах, на всех водных путях идут разбои и грабежи».

Документ № 3 Донесение с фронта:

 «Теперь нет больше сил бороться с народом, у которого нет ни совести, ни чести. Проходящие воинские части сметают все, уничтожают посевы, скот, птицу, разбивают казенные склады, напиваются, поджигают дома».

Документ № 4

«Каждый комиссар должен точно знать семейное положение командного состава вверенной ему части для того, чтобы немедленно арестовать членов семьи в случае измены или предательства командира»

Документ № 5    Статья в московских и петроградских газетах «Красный террор»

«…Предписывается всем Советам немедленно произвести аресты правых эсеров, представителей крупной буржуазии и офицерства, и держать их в качестве заложников… При попытке скрыться или поднять восстание – немедленно применить массовый расстрел безоговорочно… Нам необходимо немедленно и навсегда обеспечить наш тыл от белогвардейской сволочи… Ни малейшего промедления при применении массового террора…»

Документ № 6

«Приступить к беспощадной войне со всеми верхами казачества путем их поголовного истребления»

Документ № 7

Командующий американскими экспедиционными войсками в Сибири генерал В.Гревс писал: «Жестокости были такого рода, что они, несомненно, долго будут вспоминаться и пересказываться среди русского народа»

Из приказа № 564 генерала Майковского от 30.09.1919 г. «В каждой деревне района восстания подробно обыскивать, захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте…»

С.А.Есенин «Баллада о двадцати шести»

Пой песню, поэт, пой.

Ситец неба такой голубой.

Море тоже рокочет песнь.

26, 26 их было, 26.

Их могилы пескам не занесть.

Не забудет никто их расстрел

На 207-й версте.

Там за морем гуляет туман.

Видишь, встал из песка Шаумян.

Над пустыней костлявой стук.

Вон ещё 50 рук

Вылезают, стирая плесень.

26 их было 26.

Кто с прострелом в груди, кто в боку,

Говорят: «Нам пора в Баку –

Мы посмотрим, пока есть туман,

Как живёт Азербайджан».

…………………………….

В пески, что как плавленый воск,

Свезли их в Красноводск,

И кто саблей, кто пулей в бок –

Всех сложили на желтый песок.

……………………………………

Ночь как будто сегодня бледней.

Над Баку 26 теней.

Теней этих 26.

О них наша боль и песнь.

Реплики…

«Хотел бы я, чтобы они решили раз и навсегда, какая из банд хулиганов будет править в этой стране». Б.Пастернак. Доктор Живаго.

- Товарищи, от кого вы бежите?- Солдаты.- Красные или белые?- Солдаты! Б.Пастернак. Доктор Живаго

Максимилиан Волошин

«Гражданская война»

Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать.

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас – тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них

В  ревущем пламени и дыме.

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

М.Цветаева 

…Все рядком лежат

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гражданская война в России"

Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...

Гражданская война в России

Методическая разработка урока...

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Разработка урока истории в 7 классе. Тема: "Гражданская война в Англии"

Материал составлен для проведения урока по новой истории для учащихся 7 класса. Главная цель урока: познакомить с важным историческим моментом эпохи Английской буржуазной революции – гражданской войн...

Гражданская война

Презентация к урокам по истории России в 9, 11 классах, содержит причины, ход, этапы Гражданской войны....

Гражданская война в США

Тема: США вXIXв.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...