Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания
статья по истории

Тарасов Владимир Михайлович

В данной статье, на основе личного опыта и применения собственной разработки урока обществознания, рассказывается о использовании технологии диалогового взаимодействия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

Сегодня основные методические приемы в историческом, гражданском образовании связаны с применением активных или диалоговых приемов обучения. Суть их состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, что школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Учебный предмет обществознание как раз дает возможность подростку проявить себя как личность, определить свои социальные роли и место в окружающем мире, сформировать активную гражданскую позицию. Таким образом, с одной стороны учитель сталкивается с необходимостью использования современных педагогических технологий, активных форм обучения, создания на уроках истории и обществознания обстановки, способствующей воспитанию внутренней свободы ученика, раскрытию его личностного творческого потенциала, становлению его активной гражданской позиции становится необходимым условием гражданского образования в школе, но, с другой стороны, учитель недостаточно владеет такими технологиями, которые бы активизировали деятельность на уроке каждого обучающегося. В контексте реализации ФГОС эта сформулированная проблема очень актуальна. Необходимость решения выявленных вопросов, определили применение технологий диалогового взаимодействия на уроках обществознания. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. В современной интерпретации этой технологии – важна не позиция учителя, а возможность воспроизвести изучаемую информацию для превращения ее в свои знания. Объем статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы). С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на все вопросы. Технологии диалогового взаимодействия требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам алгоритма взаимодействия используемой технологии. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной. Технология диалогового взаимодействия готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили посвоему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких 2 уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Практика применения технологии диалогового взаимодействия на уроках обществознания. На изучение темы «Кто стоит на страже закона» в 7 классе отводится 2 урока. (УМК: Обществознание 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2016год - 159 с.: ил., карт.) На первом уроке ставится цель, познакомить учащихся с понятиями законность и правопорядок, с системой правоохранительных органов в нашей стране. Задаю проблемный вопрос классу: «Если с вами или с вашими близкими произойдет сложная жизненная ситуация (нарушение и ущемление прав), то куда вам следует обратиться?» Ученики высказывают свои предположения (как правило, называют не более трех органов правопорядка – полиция, прокуратура, суд.) Для получения более широкого представления с работой правоохранительных органов и их функций, организуется работа с изучением нового материала по методике Ривина в парах постоянного и сменного состава. Организация работы класса. В классе два ученика за одним столом – готовая пара постоянного состава. Они могут начать изучение одной темы. Все пары выполняют разные задания. Вначале объясняется порядок работы – алгоритм работы в паре, на какой результат может выйти каждый ученик. Раздаются учащимся тексты с разными темами и заданиями: 1 пара – работа полиции России 2 пара – работа следственного комитета (СК) России 3 пара – работа прокуратуры России 4 пара – работа Федеральной миграционной службы (ФМС) 5 пара – работа Федеральной службы судебных приставов (ФССП) 6 пара – работа Федеральной службы безопасности (ФСБ) 7 пара – работа Федеральной налоговой службы (ФНС) 8 пара – работа Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) 9 пара – работа Федеральной таможенной службы (ФТС) Весь текст разделен на абзацы. В конце каждого абзаца есть вопросы, на которые учащиеся должны записать ответ в своей тетради. Примерные вопросы: Чем занимается данная служба? Основные направления деятельности? Какие задачи решает? Какими полномочиями обладает? Какие требования предъявляются к сотрудникам? Далее учащиеся должны с помощью своих записей в тетради (не используя текст), пересказать основное содержание текста своему партнеру. Вместе в паре по данным прочитанного текста составить схему (чертеж, рисунок). Когда пара выполнила все задания, они прикрепляют на доску получившийся продукт их деятельности (чертеж, схема, рисунок). Таким образом, на доске появляется разветвлённая схема правоохранительных органов в нашей стране. 3 Ученики этой пары готовы к обмену своей информацией с другими учениками. Один ученик остается за своей партой, а другой пересаживается за свободный стол. Ученик из любой другой пары тоже закончил свою работу. Он подсаживается на свободное место. Таким образом образуется новая пара для работы. В классе появилось два свободных места. Их могут занять ученики для работы в паре. При такой организации работы не теряется время на ожидание партнера. В классе всегда найдутся два человека, которые одновременно выполнят работу и могут образовать новую пару. Таким образом, работа продолжается в парах сменного состава. К концу урока каждый ученик, в результате работы в сменных парах, получает представление о системе правоохранительных органов в целом. Какие универсальные учебные действия формируются при изучении нового текста в паре по технологии Ривина? Выполнение задания Формируемые УУД Чтение вслух абзаца Навык беглого чтения, выразительное озвучивание текстов Ознакомиться с предлагаемыми вопросами и заданиями к тексту Самостоятельное формулирование познавательной цели, нахождение способов решения заданий Выписать новые слова, термины и работать над их усвоением Взаимодействие с партнером -контроль, коррекция, оценка его действий Предоставить партнеру в паре сформулировать, обсудить и записать это предложение в тетрадь своему партнеру. Умение выделять главное и второсте - пенное, главную идею текста; умение грамотно выражать свои мысли Работать над усвоением абзаца Построение логической цепочки рассуждений; умение формулировать собственное мнение, аргументировать его; при выработке общего решения уметь выслушивать позицию партнера. Поблагодарить друг друга найти новых партнеров и продолжать работу в новой Умение учитывать разные мнения, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии, аргументировать свою позицию. На втором уроке по изучению темы «Кто стоит на страже закона» ставится задача ответить на вопрос: «В чем состоит основное назначение судебной власти?», и подвести учащихся к пониманию, что независимая судебная власть является гарантией свободы граждан. Для решения вопросов на этом уроке использую метод групповой работы. Групповая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Для сформирования более полного представления о том, как осуществляется судопроизводство, и погружения в профориентацию, предлагается ребятам совершить увлекательное путешествие в «Мир юридических профессий». Класс делится на группы (по 4 человека). Каждая группа получает индивидуальное задание, а затем представляет результаты своей работы графически на доске. 4 1 группа – с помощью текста п.2 пар.7 учебника и рабочего материала в карточке составить словесный портрет адвоката, выделив его главные черты и качества 2 группа– с помощью текста п.2 пар.7 учебника и рабочего материала в карточке составить словесный портрет прокурора, выделив его главные черты и качества 3 группа– с помощью текста п.2 пар.7 учебника и рабочего материала в карточке составить словесный портрет судьи, выделив его главные черты и качества После того, как все учащиеся группы изучат тему и выполнят задания, осуществляется итоговый контроль. Он может проходить в разных формах (в форме игры, дискуссии, виртуального путешествия). Из представленных примеров видно, что использование технологий диалогового взаимодействия целесообразно и эффективно, так как: ▪ позволяет реализовать возможность продвижения каждого ученика во время обучения со скоростью, определяемой его личными способностями; ▪ формирует потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию; ▪ обеспечивает высокую интенсивность обучения; ▪ способствует глубокому освоению материала; ▪ повышает интеллектуальный уровень и культуру; ▪ формирует навыки социального и делового общения; ▪ создает условия для развития творческих способностей учащихся. Таким образом, использование на уроках обществознания технологий диалогового взаимодействия обеспечивает достижение высокого уровня усвоения содержания и высокую познавательность учебного процесса. Это именно тот путь, который позволяет эффективно и гармонично развивать коммуникационные навыки детей, а роль педагога – в создании оптимальных условий для личностной самореализации каждого ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получает...

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейКогда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения ...

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.ользование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания....

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания. Из личного опыта.

Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.Техн...

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Описаны  современные педагогические технологий на уроках истории и обществознания, которые можно использовать....

Использование современных педагогических технологий на уроке Истории и обществознания (из опыта работы)

В данной статье, на основе личного опыта и применения собственной разработки урока обществознания, рассказывается о использовании технологии диалогового взаимодействия.Технология диалогового взаимодей...

План работы над темой самообразования "Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС"

В индивидуальной теме по самообразованию намечены основные направления работы учителя истории и обществознания по повышению мотивации у учащихся к обучению...