Функциональная грамотность на уроках истории в 5 классе
методическая разработка по истории (5 класс)

Егоренко Ирина Ивановна

Формирование функциональной грамотности на уроках истории.

Практико-ориентированные задания на уроках истории как фактор развития функциональной грамотности и мотивации к изучению предмета.

Цель: использовать различные типы заданий, с различными текстами, для формирования  читательской грамотности на уроках истории; воспитывать интерес к историческому прошлому человечества, способствовать нравственному воспитанию, путем знакомства с религиозными ценностями Древней Индии.

Задача: разработка и реализация заданий, которые позволят обучающимся овладеть функциональной грамотностью (читательской).

Задания способствуют формированию у учащихся следующих общих компетенций:

- развивать умения работы с текстом учебник и исторического источника, сопоставлять исторический материал, обобщать, делать выводы, применять полученные знания для заполнения схемы и таблицы; работать над развитием устной речи;

-владение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации,

-составление схем и таблиц,

-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,

-критически анализировать источники,

-устанавливать причинно-следственные связи,

-делать выводы,

-представлять результаты изучения исторического материала в виде таблиц, схем, кластера.

Задания позволят разнообразить формы работы на уроке, вызвать интерес обучающихся к изучению истории и пополнит методическую копилку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок894.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках истории.

Практико-ориентированные задания на уроках истории как фактор развития функциональной грамотности и мотивации к изучению предмета.

Цель: использовать различные типы заданий, с различными текстами, для формирования  читательской грамотности на уроках истории; воспитывать интерес к историческому прошлому человечества, способствовать нравственному воспитанию, путем знакомства с религиозными ценностями Древней Индии.

Задача: разработка и реализация заданий, которые позволят обучающимся овладеть функциональной грамотностью (читательской).

Задания способствуют формированию у учащихся следующих общих компетенций:

- развивать умения работы с текстом учебник и исторического источника, сопоставлять исторический материал, обобщать, делать выводы, применять полученные знания для заполнения схемы и таблицы; работать над развитием устной речи;

-владение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации,

-составление схем и таблиц,

-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,

-критически анализировать источники,

-устанавливать причинно-следственные связи,

-делать выводы,

-представлять результаты изучения исторического материала в виде таблиц, схем, кластера.

Задание: Составьте рассказ по рисунку о занятиях древнейшего человека.

1. Какими умениями овладели первобытные люди?

2. Какие орудия труда они использовали в своих занятиях?[1]

  1. «Занятия древнейшего человека»

 Читательская грамотность

 https://s.edu-advances.ru/pic/2022/2/59/image001.jpg

  1. «Соседская и родовая общины»

Читательская грамотность

Задание:

1. Найдите общие и отличительные признаки в данных рисунках, ответ занесите в таблицу.

2. Объясните, какие факторы способствовали разложению родового стоя и появлению соседской общины.

https://ykl-res.azureedge.net/5c19b98b-19ff-475c-87c0-741a0da43aac/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0communitykopiena.png

 Таблица «Родовая и соседская общины»

Критерии

Родовая община

Соседская община

Владение землёй и угодьями

 

 

Характер труда

 

 

Степень обобществления имущества

 

 

  1. Древнейшая Индия

На юге Азии лежит обширная страна , занимающая территорию полуострова Индостан. Ее отделяют от остальной Азии высочайшие в мире горы Гималаи. Они защищают страну от холодных северных ветров. Берега полуострова омываются теплыми водами Индийского океана. Климат в Индии очень жаркий и влажный. Два месяца в году здесь идут проливные тропические дожди. В это время реки выходят из берегов, заливая все вокруг. Самые большие реки  – Инд и Ганг. В их долинах находятся плодородные почвы.

В древности большую часть страны покрывали болота и кишевшие хищниками непроходимые тропические леса – джунгли. Земледельцы Индии издревле вели настоящую войну с лесами. Им приходилось отвоевывать участки под посевы.

 Находки археологов рассказали нам, что главными занятиями населения долины Инда были земледелие и скотоводство. Люди сеяли пшеницу и ячмень, разводили овец, коз, буйволов и даже сумели приручить слонов. Жители городов вели оживленную торговлю. Изделия их ремесленников находят, например, на территории юга Ирака, где в древности была страна Шумер.

Все население делилось на четыре варны – жрецов, воинов, земледельцев и слуг. По легенде, людей на варны разделил один из главных арийских богов Брахма. Каждую он создал из разных частей своего тела. Из уст его вышли жрецы – брахманы, и поэтому только они получили возможность беседовать с богами. Из своих могучих рук Брахма создал царей и воинов – кшатриев. Они должны были править государством и защищать народ. Из бедер он создал земледельцев – вайшиев. А из ступней, запачканных в пыли, Брахма сделал слуг – шудр. Люди, принадлежавшие к разным варнам, отличались не только родом занятий, но и своими домами, одеждой, даже ее цветом. Например, брахманы одевались только во все белое, кшатрии – в одежды красных цветов, а вайшии – в желтое. Презираемые же всеми шудры должны были всегда носить одежду черного цвета.

В этой стране существовало многобожие — жители страны обожествляли животных и поклонялись разным богам. Священными животными считались слоны, обезьяны и коровы. 

1.Составить план озаглавить текст

2. Где расположена эта страна

3. .Какие словарные слова можно встретить в тексте?

Физкультминутка

А теперь ребята давайте прогуляемся по индийским джунглям.

1. Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза, открываем (повторяем несколько раз)

2. Идем по тропинке (ходьба на месте) стараемся высоко поднимать ноги (вдруг нам встретятся змеи)

3. Увидели птицу слева, справа (поворачиваем голову)

4. Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягиваем шею вперед, втягиваем воздух носом)

5. Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя руками)

6. Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивание). Присаживаемся. Ребята,

  1. «Древнейшая Индия»

Задание. Расположите утверждения в схему.  Дети работают в парах.

Оборудование: перечень утверждений, пустая схема

Перечень утверждений:

- Чтобы подготовить участок для поселения жителям приходилось вырубать лес

- Гималаи выше высоты движения туч

- Ветер с юга гонит дождевые тучи в сторону Индии

- На северной границе Индии  находятся Гималаи, которые выше ветра

- Холодные ветра с севера не проникают в Индию

- В Индии бывает много дождей

- Индию покрывают густые труднопроходимые леса - джунгли

- Дождевые тучи не могут идти дальше на север через Гималаи и остаются в Индии

- В Индии очень влажно

- В Индии всегда тепло

Задание 2. Продолжите фразы:
А) Территорию Индии покрывали густые, трудно проходимые-____________
Б) Основные сельскохозяйственные культуры, распространённые в

Индии:___________,___________
В) Священное животное в Индии-____________
Г) Индийцы верили в-___________

Д) Индийский варны (касты)______________________________

Е) Основные индийские варны (касты)_________________

 Ё) Особенности климата Древней Индии (не менее двух предложений)_________
Ж) Периоды жизни брахмана___________________________________________

 З)Отшельник___________________________________________________

  И) Буддизм______________________________________________________

5. Индийские касты. Заполнить таблицу

Жрецы (брахманы).  «Законы Ману»:

- Обучение, изучение (веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.

 - Всё, что существует в мире,- это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.

 - Брахман – учёный или неучёный – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.

Войны (кшатрии) «Законы Ману»:

- Охрану подданных, раздачу( милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и не приверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.

- Для война предписано (ношение) меча и стрелы, для земледельца (рядовые общинники, земледельцы)

 – торговля. - Воин, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвёртую часть ( урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

Земледельцы (вайшьи) «Законы Ману»:

- Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для землевладельцев.

 - Земледельцу, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

 - Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного ( качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

Слуги (шудры) «Законы Ману»:

- Но только одно занятие Владыка указал для слуги – служение этим кастам со смирением.

 -Слуга, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужение; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

 -Слуга не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это). -Местожительство неприкасаемых - должно быть вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.

 - Одеждами- одеяние мёртвых, пища должна им даваться в разбитой посуде, украшение ( их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Жрецы (брахманы

белый

Жертвоприношения,

читали заклинания,

учили учеников

Жизнь делилась на 3

периода: учение,

обзаведение семьёй,

отшельничество

Войны (кшатрии

Красный

Участие в битвах,

охота, состязания в

стрельбе из лука

Имели право забирать

урожай у

земледельцев

Земледельцы (вайшьи

желтый

Работа в поле

Могли заниматься

торговлей

Слуги (шудры

Черный

Служение другим

кастам

Не имели права

накапливать

имущество и

приносить жертвы богам

Неприкасаемые

Не входили

«черная» работа

Спали в жалких

лачугах, питались

отбросами

И все- таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям. Это был Будда, основатель религии буддизма

  1. Работа с контурной картой «Древняя Индия»

Задание 1: Рассмотрите внимательно карту Древней Индии   и продолжите предложение.

https://doc4web.ru/uploads/files/2/1819/hello_html_m516791be.jpghttps://doc4web.ru/uploads/files/2/1819/hello_html_m516791be.jpghttps://fedoroff.net/_ld/3/03278722.jpghttps://doc4web.ru/uploads/files/2/1819/hello_html_m516791be.jpg

  1. Напишите названия двух главных рек Индии
  2. Надпишите название полуострова, на котором расположена Индия,
  3.  Обозначьте на карте водные пространства, омывающие Индию
  4. Обозначьте Гималайские горы и напишите на карте их название.

7. Рефлексия (итог урока)

Ответить «да» или «нет»

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)
2. Из ступней бога вышла каста воинов.  
(Нет)
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. 
(Да)
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. 
(Нет)
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. 
(Да)

  1. Древний Египет

Задание 1: Рассмотрите внимательно карту Древнего Египта  и продолжите предложение.

По территории Африки протекает одна из самых больших рек в мире - __________.

Каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству - это __________.

Дельта – это ___________________________________________________.

Среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени –______________.

Египет – так называется страна, которая располагалась _____________________.

Задание 2.

https://s.edu-advances.ru/pic/2022/2/59/image006.jpg https://s.edu-advances.ru/pic/2022/2/59/image007.jpg

1. Напишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-й порог.

2. Закрасьте зелёным цветом районы земледелия в Египте.

3. Напишите названия двух морей, ближайших к Египту.

4. Закрасьте кружочек, обозначающий древнюю столицу Египта.[3]

  1. Задание «Разливы Нила»

Перед тобой несколько текстов, познакомься с ними. Распредели тексты по темам: 1.Мифологичческое объяснение разлива Нила;

2.Научное объяснение разлива Нила.

3.Подготовь рассказ она тему «Разлив Нила» от имени древнеегипетского земледельца;                                                         от имени ученика 21 века.

D:\Учитель аттестация\фнкциональная\и-5\Hapiw300.png

Текст.1.Почему разливается Нил?

Разливы Нила происходят в связи с притоком воды в период зимних дождей в районе центральных озер в Африке и затем на Абиссинском плоскогорье. Эти воды поступают в Белый Нил, который течет из центра Африки, и Голубой Нил, вытекающий из озера Тана в Эфиопии с высоты 1800 м.

Белый и Голубой Нил сливаются около города Хартума — столицы Республики Судан. Отсюда и начинается собственно Нил. В районе озера Тана берет начало и последний приток Нила — река Атбара, впадающая в Нил в 320 км ниже Хартума.

Рис.1.Бог Хапи

https://otvet.mail.ru/question/67236539

D:\Учитель аттестация\фнкциональная\и-5\i.jpg

Текст.2.МИФ О БОГЕ ХАПИ

Далеко на юге за порогами Нила находится пещера, которую охраняет священный змей. В пещере из подземного царства бьют «ключи Нила» и сидит бог Хапи. Это тучный мужчина, перепоясанный поясом, обутый в сандалии и с венком из папируса на голове. В его руках два сосуда с водой. Когда Хапи сильнее наклоняет сосуды, вода потоками стекает в Нил и река затопляет берега. Праздник бога Хапи был приурочен к началу разлива реки. Богу приносили жертвы, в честь его пели песни, а в Нил бросали свитки папируса с рисунками даров.

 Рис.2.Схема рек

https://trojden.com/books/world-history/world-history-5-class-mihailovsky-2013/7

Вывод: Задания позволят разнообразить формы работы на уроке, вызвать интерес обучающихся к изучению истории и пополнит методическую копилку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории .

Статья по теме "Формитование функциональной грамотности на уроках истории....

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...

Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших класса - как важный фактор подготовки к ГИА.

В статье  рассмотрены вропросы по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. Показаны виды функциональной грамотноти, технологии, методы , приемы и особенности фо...

Финансовая грамотности как составляющая функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

В данной работе, на практическом применении, показано использование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания....

Презентация к мастер-классу по теме «Решения проблем функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Презентация помогает провести мастер-класс по теме  "Решения проблем функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...