Конспект урока "Религия Древней Греции"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Баймухаметова Фарзана Аллабирдеевна

Разработка урока содержит тесты по теме "Поэмы Гомера" и готовую таблицу "Боги Древней Греции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_urokov.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени В.К.Сурина г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

Конспект урока по теме

 «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Баймухаметова Фарзана Аллабирдеевна,

                                                      учитель истории и обществознания

                                              МОБУ СОШ №3 г.Белорецк

         

Тема урока: " Религия древних греков»

Класс: 5А

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов развития религиозных представлений людей.

Задачи:

Образовательные: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.

Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания, использовать как источник литературные произведения древности, уметь анализировать их и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к античной культуре.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, эвристически, приемы критического мышления.

Оборудование: тексты древнегреческих мифов, презентация. Карта «Древняя Греция»

Предварительная подготовка: несколько учащихся, по желанию, готовят выступления.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1. Фронтальная беседа:

- Какое государство мы изучаем?

- Покажите на карте и охарактеризуйте его положение.

– Ребята, давайте вспомним какие природно-климатические условия на Балканском полуострове?

Очень тепло.

Мало рек и осадков.

Есть много гор, Эгейское море, Ионическое море.

Мало плодородной земли и богатых пастбищ. (Предполагаемые ответы)

– А теперь назовите основные занятия греков, исходя из природно-климатических условий?

Выращивали виноград и оливки;

мореплавание и морская торговля;

разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);

ремесло;

войны (борьба за господство в Эгейском море).

- О чем шла речь на предыдущих уроках? (Поэмы “Одиссея”, «Илиада»)

- Кто автор этих поэм? (Гомер)

- Когда они были написаны по предположению ученых? (В VIII-м веке до н.э.)

2. Дифференцированная работа с учащимися:

Тест по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». (6 чел)

1.Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают:

А) Эсхила Б) Гомера В) Гесиода Г) Аристофана

2.Укажите, что не поделили между собой Гера, Афина, Афродита:

А) зеркало – подарок Зевса Б) золотую оливку В) золотой апельсин Г) золотое яблоко

3.Спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей» разрешил:

А) царь Приам Б) царевич Парис В) герой Ахилл Г) герой Тесей

4.Кто из богинь помогал троянцам в войне с греками?

А) Афина Б) Гера В) Артемида Г) Афродита

5. Греки одолели троянцев:

А) в честном бою Б) при помощи подкопа под стену В) при помощи деревянного коня

Г) с помощью богов

6. Греки считали, что в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя в виде:

А) путешественника «Одиссея» Б) слепого сказителя Демодока

В) царя Алкиноя Г) царя погибшей Трои Приама.

3. Работа с классом

Задание. Определите, из каких литературных произведений приведены отрывки:

А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой

Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился!

Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!» «Илиада»

Б) «Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко.

Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился» «Одиссея»

В) «Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи…

На стену быстро взошла и, взглянула: по полю

Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони» «Илиада»

Г) «Я называюсь Никто; мне такое название дали

Мать и отец, и товарищи так все меня величают» «Одиссея»

III. Переход к изучению новой темы.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с историей Древней Греции и ее важнейшей частью – религией. Мы уже знакомились с религией первобытных людей, Древнего Востока.

- Дайте определение понятию «религия». (Религия – вера человека в сверхъестественное)

- Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)

- Самая главная черта, характерная для любой религии – вера в бога (богов)

- Закончите предложение: «Бог – это …»

- Мы заговорили о религии, боге, и нетрудно догадаться, что темой нашего урока будет …

1. Объявление темы урока (Слайд 1)

2. Постановка цели урока:

- Что мы сегодня должны выяснить на уроке?

(– Сегодня мы с вами познакомимся с богами Древней Греции, которым поклонялись жители Греции, выясним особенности древнегреческой религии).

- И найдем ответ на вопрос:

Как связаны религия, природные условия и занятия Древних Греков? (Слайд 2)

IV. Изучения нового материала

Рассказ учителя.

Древние греки верили во всемогущество богов.

Они строили им храмы, создавали скульптуры, изображали на вазах, воспевали в поэзии.

О греческих богах мы узнаем из легенд и мифов, сложенных эллинами

Люди в своих рассказах наделяли богов сверхъестественной силой и одновременно человеческими качествами.

Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Хаос породил самое древнее, что было в нашей Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. Хронос породил три стихии - Огонь,Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Затем появились Мрак и Ночь. От них родились Вечный Свет и Сияющий День.

Земля – Гея, Небо – Уран. От их союза родились Титаны

Одним из самых могущественных был титан Кронос.

Кронос боялся, что сыновья захватят власть и каждый раз когда у него и его жены Реи рождались дети проглатывал их.

Но одному из них Зевсу удалось спастись. Он победил отца и освободил своих братьев – Аида и Посейдона.

Три брата вместе стали управлять миром

В Древней Греции единого бога не было.

Греки поклонялись Олимпийским богам во главе с Зевсом.

Греки считали, что местом пребывания богов является гора Олимп.

Работа с картой.

– Показать на севере Греции гору ОЛИМП.

На севере Греции. На границе с Македонией, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Склоны горы обрывисты, на вершине лежит снег. (Слайд 7)

В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов.

Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето. Там обитает Зевс со своей женой Герой и другими богами. ( слайд )

Подобно греческой знати они проводят время в пирах и развлечениях, живут в роскошных дворцах и управляют судьбами людей.

- В южной Греции есть место с похожим названием Олимпия. В городе Олимпии возведен храм Зевса в честь его победы над отцом Кроносом. Олимпийские игры.

Работа с учебником

– Найдите в учебнике рисунок «Боги и богини Греции» (стр. 130), внимательно рассмотрите его.

Учитель: На высоком золотом троне сидит Зевс – царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера – царица богов и защитница семейного очага. Здесь же дети Зевса – близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

- Как выглядели боги Древней Греции? Обратите внимание: каждый из них имеет свой символ.

Работа учащихся в рабочих тетрадях. Заполнение таблицы. (Слайд )

Задание:

- Используя иллюстрации, слушая объяснения учителя и выступления ребят, к концу урока заполнить таблицу.

Ученики рассказывают о греческих богах, выступления сопровождаются показом слайдов. Примерный текст выступлений в Приложении 1. (Слайды ).

К концу урока таблица должна выглядеть следующим образом

Боги

Чему покровительствовали

Символы

Зевс

Бог дождя, грома, молний. Бог земли и неба, царь богов и людей.

молния, орел, дуб.

Посейдон

Владыка морей

трезубец, дельфины, кони.

Аид

Правитель царства мертвых. Владыка подземного мира

трёхголовый пёс

Гера

Царица богов, защитница семейного очага.

гранат, павлин.

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

кипарисовое дерево, лань, собаки.

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель искусств.

дерево лавр.

Афина

Богиня порядка и разума, покровительница ремесла, городской жизни.

сова и оливковое дерево.

Афродита

Богиня любви и красоты

розы, голуби, воробьи, дельфины, бараны

Деметра

Богиня плодородия и земледелия

ячменный или пшеничный колос.

Дионис

Бог виноделия

жезл, увитый плющом, виноградными листьями с сосновой шишкой.

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

молот и клещи.

Гермес

Покровитель дорог и путников

крылатый шлем и крылатые сандалии, жезл.

Арес

Бог войны

копьё, горящий факел, собака, коршун

После каждого выступления работа с классом: назвать символы бога.

- Покровителем какой стихии был Зевс?

- Кто из греков испытал на себе гнев Посейдона и почему?

- Покровителем, какой стихии был Аид? и т.д.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать миф о Деметре и Персефоне.

Беседа:

- О каком явлении природы говорится в мифе?( Смена времен года.)

IV. Закрепление изученного материала

«Историческая задача: согласны ли вы с утверждением?»

Ответь «Да» или «Нет»

Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп» (да)

Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. (нет)

Богом всех богов является Гефест (нет)

Подобно греческой знати, олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях (да)

Самая прекрасная богиня – богиня любви Афродита (да)

По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо). (да)

Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и

быстрыми, как спортсмены. (нет)

До воцарения богов миром правили титаны. (да)

Главным среди титанов был Крон. (да)

Боги – дети титанов. (да)

Дионис – бог плодородия (нет)

Персефона была выдана замуж за Аида (да)

Царство Посейдона защищал Цербер, трехглавый пес (нет)

Прометей похитил огонь в кузнице своего друга бога Гефеста и принес его людям (да)

Дети людей и богов назывались «герои» (да)

Задание: Подбери пару – имена греческих богов и их символы

1. Зевс а) лань, золотой лук и стрелы

2. Гермес б) колосья пшеницы

3. Афродита в) крылатые сандалии

4. Гера г) кифара, лавровый венок

5. Артемида д) копье, щит, сова, гранат

6. Аид е) колесница запряженная черными лошадьми

7. Посейдон ж) молот, наковальня

8. Дионис з) голубь, яблоко

9. Гефест и) трезубец, дельфин

10. Аполлон к) молния, орел

11. Афина л) жезл, увитый виноградной лозой

12. Деметра м) гранат

Ключ: 1 – к; 2 – в; 3 – з; 4 – м; 5 – а; 6 – е; 7 – и; 8 – л; 9 – ж; 10 – г; 11 – д; 12 – б

Вот и состоялось знакомство с олимпийскими богами. - Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны.

- Ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

- Как связаны религия, природные условия и занятия Древних Греков? (ответы детей)

- Какие явления отразились в религиозных верованиях греков?

- Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона?

(Это связано с природными и климатическими условиями Греции)

- Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека)

- Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир?

(Евреи)

- Был ли у Египтян бог грома и молний? А в Греции? Почему?

- Был ли у египтян бог моря? А у греков? Почему?

В религиозных верованиях греков получили отражение прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь людей, и боги появились те которые покровительствовали основным занятиям древних греков.

VI. Итог урока:

- Прошли столетия. От веры в олимпийских богов остались только мифы.

- Но почему мы их сегодня изучаем? ( так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки).

Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе).

Рефлексия.

Выставление отметок

Домашнее задание:

параграф 28; подготовить для пересказа один из мифов о богах;

нарисовать рисунок к любому мифу о древнегреческих богах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока "Древняя Греция" 5 класс

Урок в игровой форме.Можно использовать на уроке истории в 5 классе...

Конспект урока "Древняя Греция"

Конспект урока предназначен для обобщающего урока по Древней Греции в 5 классе...

Конспект урока : Древняя Греция от ранних цивилизаций до расцвета полиса.

Древняя Греция от ранних цивилизаций до расцвета полиса....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"

Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

5 класс. Конспект урока "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

План-конспект урока с применением технологии критического мышления....

План - конспект урока "Древняя Греция"

План - конспект повторительно - обобщающего урока всеобщей истории по теме "Древняя Греция"....