ЕГЭ по истории 2023 года: сложные задания и способы для подготовки.
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)

Ирина Арсеновна Гуатижева

     Единый государственный экзамен по истории школьники традиционно считают сложным: на нем проверяется знание большого количества дат, фактов, имен исторических деятелей. Нужно справляться с заданиями по истории русской культуры, работать с исторической картой и документами, уметь аргументировать свою точку зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЕГЭ по истории  2023 года: сложные задания и способы для  подготовки.

     Единый государственный экзамен по истории школьники традиционно считают сложным: на нем проверяется знание большого количества дат, фактов, имен исторических деятелей. Нужно справляться с заданиями по истории русской культуры, работать с исторической картой и документами, уметь аргументировать свою точку зрения.

    В 2023 году структура экзамена несколько изменилась, но основные требования остались теми же. В первой части добавилось задание 8, где необходимо проанализировать изображение, связанное с историей Великой Отечественной войны, и дать ответ в виде слова (к примеру, написать название месяца, географическое название или фамилию).

Кроме задания 8, Великой Отечественной войне  посвящено задание 17. В нем предполагается анализ двух фрагментов исторических текстов и приведение информации в контексте этих документов. Знания по истории Великой Отечественной войны потребуются и при выполнении других заданий, которые входят в программу ЕГЭ.

     Еще одна новация — задание 20, на сравнения двух исторических объектов. При его решении необходимо сформулировать тезис и привести два обоснования этого тезиса, использовав при их построении исторические факты. Основная трудность связана с тем, что многие участники экзамена приводят не оценочный тезис, а просто исторический факт, по сути, начинают сравнивать, не объясняя, какие именно черты или стороны исторических объектов они анализируют.

      Я рекомендую при выполнении задания 20 пользоваться оценочными конструкциями с использованием слов «более» или «менее». Например, оценивая реформы Петра I и Екатерины II, можно написать, что реформы Екатерины носили более либеральный характер по сравнению с Петровскими.  Дальше — привести в качестве доказательств то, что Петр I ввел обязательную службу для дворян, а Екатерина II подтвердила Манифест о вольности дворянства в Жалованной грамоте дворянству. Оба эти документа расширяли объем прав дворянства, вводили для них свободу предпринимательства, снимали многие ограничения, в том числе на выезд за границу. Какие-то действия (например, реформы) были более успешными, какие-то действия — более радикальными. Конечно, использование таких словесных конструкций не обязательно, но в процессе подготовки можно научиться их употреблять и на их основе построить собственный ответ. Главное — приводить исторические факты.

       Большие трудности всегда возникают при выполнении заданий по исторической карте (в 2023 году это задания 9–12)

        Основная проблема — неверная работа с картой при выполнении задания 9, когда участник экзамена соотносит представленное изображение с другой исторической эпохой, а значит, и ответы на другие вопросы (задания 10–12), скорее всего, окажутся неправильными. Рекомендация здесь только одна — при подготовке к экзамену постоянно использовать исторические атласы и контурные карты — они могут быть как в печатном, так и в электронном виде.

Определение подлинности исторического источника, исторической карты.

        Существуют определенные приемы, которые позволяют правильно  определять, оценивать исторический источник — вне зависимости от того, идет ли речь о письменном источнике, изображении или исторической карте. Необходимо найти так называемые маркеры — определенные элементы, которые могут соответствовать только одной исторической эпохе. Для письменного источника это географические названия, фамилии, названия государственных органов власти, термины. Например, если в тексте упоминаются дворяне, то это означает, что документ написан не ранее 1175 года (именно тогда дворяне впервые появляются в письменных источниках). А указание на существование Избранной рады может относиться только к краткому с исторической точки зрения периоду 1549–1560 годов, когда действовало собрание приближенных Ивана Грозного. Точно так же упоминание села Молоди напрямую указывает на 1572 год, Бородино — на 1812 год, а Прохоровка  — на события 1943 года.

      Точно так же проводится изучение исторической карты. Первое, на что нужно обратить внимание, — очертания границ. Необходимо установить, какие города входят в состав изображенного государства, а какие — не входят. К примеру, если территория государства с центром в Москве очень невелика и занимает маленькую часть Восточно-Европейской равнины, то речь идет об эпохе возвышения Москвы. Если в состав этого государства входит Новгород — то это как минимум эпоха Ивана III; если Смоленск, Псков и Рязань — как минимум время правления Василия III; если же в составе этого государства мы видим Казань и Астрахань — речь идет о времени правления Ивана Грозного или еще более поздних эпохах.

Работая с изображениями в  заданиях 15 и 16, тоже нужно проводить их оценивание и определение.

       Если речь идет о марке, плакате или афише, то на изображении представлена словесная информация; это может быть лозунг, название или год выпуска. Допустим, если марка содержит надпись «600-летие Куликовской битвы», то несложно догадаться, что она выпущена в 1980 году. Такие изображения обычно многослойны, в них присутствует несколько исторических пластов. У марок, которые используются для составления заданий, всегда есть год выпуска, тема и сюжет .

     Архитектурные сооружения можно определять по особенностям стиля. Выделите время и разберитесь, чем барокко отличается от классицизма или модерна, и вам станет ясно, что собор Василия Блаженного и храм Спаса на Крови, которые так часто путают выпускники, — это совершенно разные сооружения, отличающиеся друг от друга и пропорциями, и декором, и даже цветовым решением. При составлении заданий используются фотографии сооружений, занимающих особое место в истории русской культуры, знать которые, в принципе, должен каждый человек, а не только сдающий ЕГЭ. Почитайте про историю этих зданий, про события, свидетелем которых они стали, и архитектурные памятники в вашем сознании приобретут собственное лицо, так что их невозможно будет перепутать на экзамене.

     С выполнением заданий по истории культуры часто возникают проблемы. Действительно, нужно знать основные архитектурные сооружения, памятники скульптуры, литературные произведения. Лучше всего, на мой взгляд, иметь папку  на  компьютере своеобразную «базу данных», в которой будет собрана информация о наиболее значимых произведениях культуры каждой конкретной эпохи, и время от времени просматривать ее. Тогда сформируется своеобразное художественное представление об эпохе, и вы, например, почти автоматически будете связывать здания, построенные в шатровом стиле, с событиями XVI–XVII веков. Прочитайте литературные произведения, которые чаще всего попадаются на ЕГЭ; тогда их содержание и авторов можно будет быстрее запомнить.

При выполнении задания 18 потребуется указать три причины или следствия заданного события. Если они носят очевидный характер, достаточно указать само событие-причину или событие-следствие, а не прописывать всю причинно-следственную связь. Например, практически в любом учебнике можно прочитать, что опричнина и Ливонская война были предпосылками,  т.е. причинами Смуты. Важно, что при выполнении и проверке этого задания в качестве причин можно указывать как непосредственно причины, так и предпосылки, и даже поводы.

     Бывает, что причинно-следственная связь неочевидна и нуждается в пояснениях, и тогда лучше привести всю логическую цепочку. Учитывайте, что между событием-причиной и событием-следствием может пройти значительное время, и тогда уж точно потребуется объяснить механизм воздействия.

    Задание 19 предполагает, что участники экзамена приведут определение заданного исторического понятия. Основной вопрос — где именно можно ознакомиться со списком таких понятий. Советуем обратиться к Историко-культурному стандарту, на основе которого разрабатывается ЕГЭ по истории. Он содержит все основные факты, списки исторических деятелей и терминов, проверка знания которых входит в задачи Единого государственного экзамена. Каждый термин имеет уникальные признаки, которые необходимо указать в определении. Помните, что у понятий существует хронологическая «привязка» — есть момент, когда они возникают (например, титул «царь» применительно к русским правителям — в 1547 году), и момент, когда они выходят из употребления (названия сословий и всех государственных органов Российской империи перестали быть исторически актуальными в 1917 году, когда Россия была провозглашена республикой, а все сословия отменены).

Всеобщая история

      Особый вопрос — наличие в контрольных измерительных материалах (КИМ) ЕГЭ по истории фактов всеобщей истории. Они используются только в двух заданиях — достаточно несложном задании 2, где нужно установить хронологическую последовательность событий, и задании 21. В последнем необходимо привести аргументы в подтверждение заданной точки зрения, причем один из них должен быть построен на материале всеобщей истории.

      Рекомендую  обратиться к последним страницам Кодификатора ЕГЭ, который можно найти на сайте ФИПИ. Там перечислены основные события всеобщей истории, знание которых проверяется на экзамене. В отличие от событий истории России, знать точные даты здесь не обязательно, достаточно привязки факта к десятилетию или даже веку. Нужно иметь общее представление о том, что происходило в рамках этих событий, к истории,  какой страны они относятся, кто был их инициатором, какими причинами они вызывались и каковы были их последствия. Требования к записи ответа здесь не очень жесткие: необходимо использовать исторические факты и объяснить, как именно они подтверждают изложенную в задании точку зрения.

       Успешность подготовки к экзамену зависит не только от количества потраченного времени, но и от того, как именно человек изучает предмет. Если воспринимать историю только как бессвязный список дат, имен и терминов — ничего хорошего не выйдет. Так историю учить долго и скучно. Помните, что история как наука в первую очередь предполагает историю как рассказ. События очень часто напрямую связаны друг с другом, и если запомнить эту связь, то учить что-то специально уже не нужно.

      Например, мы знаем, что при Екатерине II Россия провела две войны с Османской империей, и первая из этих войн шла с 1768 по 1774 год. Когда война началась, Екатерина II распустила созванную незадолго до этого Уложенную комиссию под предлогом того, что ее участникам необходимо ехать к месту службы. Получается, что Уложенная комиссия была созвана накануне, в 1767 году. А в следующем, 1769 году Екатерина II ввела бумажные деньги — ассигнации, и тоже под предлогом военной необходимости (в казне не хватало серебра). В свою очередь, окончание войны можно связать с восстанием Пугачева, которое начинается в 1773 году, когда война еще идет (Пугачев участвовал в войне, но по болезни решил просить о выходе в отставку), а заканчивается в 1775 году — уже после подписания Кючук-Кайнарджийского мира. Так к одной выученной дате сами собой добавляются еще три.

      Как ни странно, но даты в истории — не главное,  чтобы человек понимал связь между событиями и соотносил конкретные действия с эпохами. Бывают случаи, когда для правильного ответа на экзаменационные вопросы знание точных дат вообще не нужно. Например, задание на установление правильной хронологической последовательности событий можно выполнить, имея представления только о веках, когда эти события происходили. Факты из истории культуры чаще всего связываются либо также с веком, либо с правителем, при котором было построено то или иное здание (например, Успенский собор в Москве — при Иване III, и этого знания будет достаточно) или написано то или иное литературное произведение (радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву» — при Екатерине II). Конкретные даты нужно знать при выполнении заданий по истории ХХ века, но и здесь зачастую можно обойтись десятилетиями или соотнесением фактов с конкретными темами

        При подготовке стоит вооружиться сразу несколькими источниками — учебником, хрестоматией,  (при выполнении заданий 13–14), атласами, а если вы оцениваете свое знание географии как слабое — еще и контурными картами. Важно сопоставлять материал учебника с данными хрестоматий и атласов. И, разумеется, лучше сверить список дат, имен и терминов, которые вы собираетесь учить, с историко-культурным стандартом.

       Не стоит бояться экзамена. Можно добавить уверенности в своих знаниях, если регулярно решать задания открытого банка заданий ЕГЭ. Стоит очень внимательно изучить материалы на сайте ФИПИ. Это не только демоверсия, спецификация и кодификатор, но и методические рекомендации, в которых описано, как лучше готовиться к экзамену, и по каким правилам проверяются задания с развернутым ответом. Еще советую поработать с навигатором самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Чем лучше вы будете знать, какие требования предъявляются к выпускникам, тем более высоким будет ваш результат. Найдите и прочитайте интересную книжку по истории — пусть даже художественную, — чтобы не забывать, что история — это не только даты и термины, но и живые образы прошлого нашей с вами страны.

       Для полномерной подготовки к экзамену проводятся  вебинары по особенностям ЕГЭ 2023 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок "Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков целых функций. Описание свойств целых функций, заданных графическим способом."

Конспект бинарного урока по алгебре и информатике.. Данный урок позволяет проверить знания учащихся по теме"Функция. График функции. Описание свойств функции, заданной графически". По информатике на у...

Творческие задания, как способ мотивации детей

Творческие задания, как способ мотивации детей...

Сложные задания 2014 ЕГЭ по информатике

Сложные задания 2014 ЕГЭ по информатике и сравнение с 2015...

" Вопросы истории культуры как пример сложных заданий ЕГЭ."

Вопросы истории культуры традиционно вызывают проблемы в процессе изучения для школьников, обычно превращаясь в простое перечисление фактов и имен выдающихся деятелей .После включения таких вопросов н...

Статья: Использование ИКТ при отработке сложных заданий практической направленности

Статья: Использование ИКТ при отработке сложных заданий практической направленностиАлейникова Лилия Сергеевна,  учитель географии ГБОУ СОШ № 186, СПбПостепенно вводятся новые образовательные стан...

Рабочая программа факультатива по обществознанию 11класс "Работа над сложными заданиями по обществознанию"2021-2022 уч. год

Рабочая программа составлена на основе: демоверсии, спецификации, кодификатора ЕГЭ по обществознанию, методических рекомендаций ФИПИ     2022года....

Практическая работа по теме" Площадь прямоугольника. Сложные задания по площади"

Задача учителя – не только научить, а развить познавательный интерес у учащегося. Поэтому, когда возможно, связываю темы урока с практическими задачами.На занятии учащиеся под руководством учите...