Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: приложения к открытому уроку по истории России в 7 классе
план-конспект урока по истории (7 класс)

Приложения к открытому уроку "Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках". 7 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках

Приложения

Приложение 1.

Мордовцев Д.Л. (1830-1905) – русский и украинский писатель, автор рассказов, исторических работ и романов

Отрывок из романа Д. Л. Мордовцева «Великий раскол»

Через час, из открытой двери подземелья, в котором четырнадцать лет высидел Аввакум, ни разу не видав ни неба, ни земли, вышел стрелец с алебардой, а за ним Аввакум, сопровождаемый другими стрельцами. Узник, которому, казалось, лет под восемьдесят, ступив на землю, поднял голову и несколько минут стоял так, глядя на небо, на беловатые облачка, кучившиеся к полудню, на свою землянку, на темную зелень далекого бора, как бы стараясь что-то припомнить и убедиться, так ли все еще сине и глубоко небо, каким оно было четырнадцать лет назад, так ли светит в этой голубой выси солнце, так ли, как прежде, плавают по небу облака, зеленеет лес, порхают в воздухе ласточки, стрижи...

Убедившись, что мир божий остался все таким же прекрасным, каким был и четырнадцать лет назад, он как-то не то горько, не то радостно тряхнул головой и, смахнув со щек выкатившиеся из глаз слезы, широко, размашисто перекрестился. Он хотел было двинуться за передним стрельцом дальше, к выходу из ограды, которою обнесена была его тюрьма, как услыхал позади себя звяканье цепей. Оглянувшись, он увидел, как из трех других таких же, как его, землянок выходили тоже узники с стрелками, и в этих узниках он отчасти узнал, отчасти догадывался, что узнал — так неузнаваемо изменились они в четырнадцать лет! — друга своего, попа Лазаря, дьякона Благовещенского собора Федора и духовника своего, инока Епифания, того самого, которому сейчас только писал в "житии" своем, как "Богородица беса в руках мяла и ему, Епифанию, отдала" и прочее.

Аввакум радостно всплеснул руками.

— Друга мои светы!.. Вместе ко Господу идем!

— Аввакумушко! Протопоп божий!

— Епифанушко, миленький Федорушко, братец!

— Живы еще! все живы! и помрем вместе! Лазарушко! и ты с нами!

Они обнимались и плакали, звеня цепями. Стрельцы, глядя на них, супились и отворачивались, чтобы скрыть слезы.

Звякнула щеколда оградной калитки, калитка распахнулась, и в ней показалось красное, прыщавое лицо "людоеда".

— Эй! лизаться, пустосвяты, вздумали!- закричал Кузмищев. — Еще нацелуетесь с дымом да с полымем...

— Веди их, стрельцы!

Узников развели и повели гуськом к калитке. Впереди всех шел Аввакум. За тюремной оградой глазам арестантов представился большой сруб, наполненный щепами и уставленный снопами сухого сена, перемешанного с берестой да паклей. Около сруба толпился народ.

Кузмищев, взяв у стоявшего около сруба с зажженными свечами монаха четыре восковые свечечки, роздал их осужденным.

— За мною, друга мои, венцы царски ловить! — воскликнул Аввакум,  поднимая  вверх свечу и твердо  всходя на костер.

Товарищи последовали за ним и стали на костре рядом, взявшись за руки.

Кузмищев достал из-за пазухи бумагу, медленно развернул ее, откашлялся. Но в этот момент Аввакум, перекрестившись и поклонившись на все четыре стороны, быстро нагнулся и, подобно старице Юстине в Боровске, в разных местах, сам своею свечою подпалил сено и бересту. Пламя мгновенно охватило костер... В толпе послышались крики ужаса... Все поснимали шапки и крестились...

Подьячий окончательно растерялся...

— Охти мне!.. Ах, изверги!..

Из пламени высунулась вся опаленная чья-то рука с двумя истово сложенными пальцами...

— Православные!  вот так креститесь!  —  раздался  из пламени сильный, резкий голос Аввакума. — Коли таким крестом будете молиться — вовек не погибнете, а покинете этот крест — и город ваш песок занесет, и свету конец настанет!

— Аминь! аминь! аминь! — прозвучал в толпе голос, столь знакомый всей Москве.

Из толпы выделился черный низенький клобучок, а из-под  клобучка светились зеленоватым светом рысьи глазки матери Мелании.

— Охти мне! Ах, злодеи, воры, аспиды! — метался подьячий с бумагой в руках.

Костер, между тем, трещал и пылал, как одна гигантская свеча, от которой огненный язычище с малыми языками высоко взвивался к небу, обрываясь там, развеваясь и расплываясь в воздухе серою дымкою.

Кругом, казалось, все засумрачилось, потемнело, словно бы на землю разом опустились сумерки. Онемевший от страха народ не смел шевельнуться. Сумрак сгущался все более и более. Костра уже не было — оставалась и перегорало огромная куча огненного угля...

Вдруг как из ведра полил дождь...

Батюшки! православные! небо плачет! небушко заплакало  от  эково  злодеяния...   О-о-ох!   —  раздался  в  толпе отчаянный вопль женщины.

Кузмищев встрепенулся, словно его кнутом полоснуло.

— Эй! лови ее, лови! держи воруху! держи злодейку!

Но Мелании — это она выкрикнула — и след простыл... "В воду, братцы, канула — сгинула, провалилась..." Народ сунулся к залитому дождем костру — собирать напамять "святые косточки", чтоб разнести их потом по всему московскому государству... Аввакум был прав, говоря о сожигаемых:  "Из каждой золинки их,  из пепла,  аки из золы феникса, изростут миллионы верующих..."

Так и вышло...

Приложение 2.

Мясоедов
Григорий Григорьевич
1835-1911

Мясоедов Григорий Григорьевич родился 7(19) апреля 1834 года в селе Паньково Орловской губернии. Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Отец поощрял маленького Григория, рано проявившийся интерес к художеству. Мясоедов учился в Орловской гимназии, где рисование преподавал художник И.А. Волков. После обучения в гимназии, юноша поехал в Петербург, и в 1853 г. поступил в Академию Художеств, где учился у профессоров Т.А. Неффа и А.Г. Маркова.

Время учебы Мясоедова в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса заведения, который закончился "бунтом четырнадцати". Но "бунт" художник не застал, так как к этому времени он уже закончил обучение. В 1861 году, еще будучи слушателем Академии, Мясоедов написал картину «Поздравление молодых в доме помещика», за которую получил малую золотую медаль. В 1862 году за произведение «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» Мясоедов получил большую золотую медаль. В.В. Стасов назвал эти работы одними из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. Далее историческая тематика будет присутствовать в творчестве Мясоедова постоянно, наряду с произведениями бытового жанра. Эти линии на протяжении всего творчества художника очень тесно сближались, переходя друг в друга

Окончив Академию Художеств в 1863 году, Мясоедов отправляется пенсионером за границу. Художник работает в Париже, Флоренции, Риме, Испании. Наиболее известные картины, написанные художником в этот период - «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента».

В 1870 году Мясоедов возвращается в Россию. За картину «Заклинания» он получает звание академика. Творчество у Мясоедова все время сочеталось с активной общественной деятельностью. Именно Г.Г. Мясоедов является одним из инициаторов создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Эта идея возникла у художника еще в 1867 году, когда он находился за границей в качестве пенсионера и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации коммерческих передвижных выставок. 16 декабря 1870 г. состоялось первое собрание членов Товарищества. На собрании было избрано правление, в которое вошел и Мясоедов наряду с В.Г. Перовым, И.Н. Крамским, М.К. Клодтом, Н Н. Ге.

29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась Первая передвижная художественная выставка, показанная затем и в других городах: Москве, Киеве, Харькове. На этой выставке Мясоедов представил картину "Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)", написанную в 1871 году. В марте 1872 г. открылась Вторая передвижная выставка, где было представлено самое известное произведение художника - "Земство обедает" (1872). На этом полотне изображен провинциальный городок. В солнечный полдень у подъезда земской управы собралась группа крестьян. Один, расположившись на каменных плитах и положив голову на котомку, дремлет, другие неспешно едят: хлеб с солью да лук - вот их обед. А в доме, только что обедали чиновники: через открытое окно виден лакей, тщательно моющий посуду. В данном произведении прослеживается критический сюжет: противопоставление земцев чиновников и крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Но самым главным для художника в картине стало воспроизведение самих крестьян. В них Мясоедов разглядел и изобразил разнообразие характеров, своеобразную внутреннюю собранность и красоту.

В конце 1880-х Мясоедов живёт в Украине, в городе Полтава в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Здесь он создает эскиз театрального занавеса и декорации для местного театра, открывает школу рисования, пишет брошюру по садоводству

Умер Г.Г. Мясоедов 18(31) декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой. Похоронен в саду усадьбы.

Приложение 3.

О картине В. Сурикова «Боярыня Морозова»

История создания этой картины наиболее богата материалами, которые рассказывают о таинствах художнической работы Василия Сурикова. Сохранились почти все этапы ее композиционных поисков, зафиксированные в различных эскизах - от самых первых набросков до акварелей, подчас покрытых сеткой графления (то есть рассчитанных на перенос на полотно).

Первый написанный масляными красками эскиз картины «Боярыня Морозова» был сделан Суриковым в 1881 году Замысел картины еще окончательно не созрел, однако В. Суриков уже представлял всю сцену довольно конкретно. Hо другой художественный замысел на долгий срок отодвинул работу над этой картиной: с 1881 по 1883 год Суриков работал над «Меншиковым в Березове», а затем поехал за границу.

Там, вдали от родины, пристально вглядываясь в бессмертные полотна мастеров Возрождения, Суриков продолжал вынашивать образы своего нового великого творения — народной драмы «Боярыня Морозова». Возвратившись летом 1884 года в Россию, он смог, наконец, вплотную приняться за воплощение давнего грандиозного замысла, но только весной 1887 года «Боярыня Морозова» была им закончена. Новое произведение получило название по имени центрального персонажа картины — боярыни Морозовой, одной из видных участниц «раскола».

Момент, избранный им для картины, не менялся: толпа народа и сани с неистовой боярыней во время ее проезда по московским улицам - "позор следования боярыни Федосьи Прокопьевны Морозовой для допроса в Кремль за приверженность к расколу в царствование Алексея Михайловича".

Внешним поводом раскола были, как известно, церковные реформы, начатые патриархом Никоном в 1655 году: исправление богослужебных книг и изменение обрядности (в частности спор шел о том, как креститься — двумя или тремя пальцами).

Раскол получил значительное распространение среди крепостного крестьянства и посадского люда. Народу были мало понятны богословские споры о двуперстии и троеперстии, но двуперстие являлось своим, народным, а троеперстие — чуждым и навязанным сверху. В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. В рядах приверженцев раскола встречались и отдельные боярские фамилии, но, как отмечает советская историческая наука, это были лишь единичные случаи, объяснимые тем, что стремление правительства к централизации России наталкивалось на упорную оппозицию реакционного боярства. Раскол же в целом сохранял до конца XVII века живую связь с народным движением и служил внешней оболочкой для стихийного протеста народных масс. Поэтому царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова.

Что знал В. Суриков в те годы о боярыне Морозовой? Общую канву ее печальной истории, которую слышал еще в детстве в Сибири? То, что было написано о ней в романе Д.Л. Мордовцева "Великий раскол"? Возможно, еще читал статью Н.С. Тихонравова в "Русском вестнике" за 1865 год и книгу И.Е. Забелина "Домашний быт русских цариц". Но ни в одной из этих книг, ни в одной из статей и слова не было о толпе народа, провожавшего боярыню Морозову, о ее черном полумонашеском-полуарестантском одеянии, о черной доске у нее на груди.

Семнадцатилетняя Федосья Соковнина, дочь одного из приближенных царя, была выдана замуж за пожилого боярина Г.И. Морозова. Начитанная, своевольная, энергичная, она еще при муже открыто исполняла старые церковные обряды, отличаясь непримиримостью к новой "казенной" церкви.

Эта церковь была узаконена в 1654 году, когда собравшийся в Москве церковный собор принял реформу обрядности, подготовленную патриархом Никоном. Конечно, смысл проводимых реформ был значительно глубже, чем просто новые правила начертания имени Иисуса Христа или предписание креститься тремя перстами вместо двух.

Новые обряды вызвали протест среди значительной части духовенства, прежде всего низшего духовенства, которое увидело в них иноземное влияние, угрозу чистоте истинной православной веры. Вскоре чисто церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. В одном из документов тех лет говорится: "Огонь ярости на начальников, на обиды, налоги, притеснение и неправосудие больше и больше умножался, и гнев и свирепство воспалялись".

Боярыня Ф.П. Морозова тесно связала свою судьбу с ревнителями старой веры, поддерживала неистового протопопа Аввакума - главного врага никониан, а по возвращении последнего из ссылки в 1662 году поселила его у себя. К этому времени она овдовела и осталась единственной распорядительницей огромных богатств мужа. Ее дом все больше стал походить на прибежище для старообрядцев, фактически же он стал своего рода раскольничьим монастырем.

Овдовев на тридцатом году, эта «ярая сердцем» женщина вела суровую подвижническую жизнь, раздавала свои богатства нищим и в 1668 году тайно приняла от раскольничьего старца монашеский постриг .

Вскоре последовали события, которые и стали прологом к эпизоду, избранному В. Суриковым сюжетом для своей картины.

Осенью 1671 года гнев Тишайшего царя Алексея обрушился на непокорную боярыню. Вначале ее, правда, пробовали "усовестить", но на все уговоры подчиниться царской воле и принять новые церковные уставы она отвечала отказом. Вдобавок оказалось, что она и сестру свою, княгиню Урусову, тоже склонила к старой вере.

Их заковали в "железа конские" и посадили под караул. Через два дня, сняв с женщин оковы, их повезли на допрос в Чудов монастырь. Но митрополит Павел ничего не смог добиться ни от Ф.П. Морозовой, ни от сестры ее. Они наотрез отказались причаститься по новым служебникам, твердо стояли на двуперстии и объявили, что признают только старопечатные книги.

Не один раз возили женщин на допрос, а когда их подвергли пытке, Ф.П. Морозова на дыбе кричала: "Вот что для меня велико и поистине дивно: если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте (На Болотной площади в Москве тогда казнили "врагов отечества'), это мне преславно, ибо этой чести никогда еще не испытала".

Ни уговоры, ни угрозы, ни мучительные пытки не могли сломить дух Морозовой.
Друг и наставник боярыни Морозовой, истовый защитник старой веры, протопоп Аввакум писал о ней так: «Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врага, аки лев».

Но их не казнили. Царь Алексей Михайлович побоялся слишком громкой огласки и решил избавиться от непокорных женщин без шума. По его повелению обе сестры были лишены прав состояния и заточены в монастырское подземелье в Боровском. Там они и умерли от голода и холода.

Яркий и сильный характер боярыни Ф.П. Морозовой был в духе Василия Сурикова. Его увлек образ пламенной русской женщины, ее душевная несокрушимость и воля. Если до весны 1881 года художник только обдумывал сюжет, то теперь именно Ф.П. Морозова завладела всеми его помыслами. У В. Сурикова была единственная цель - показать свою героиню не затерянной в толпе, а с предельной художественной убедительностью выделить сильные черты ее характера.

Надо было найти единственную композицию, которая могла бы выразить обуревавшие В. Сурикова мысли, могла бы печальную судьбу боярыни Ф.П. Морозовой превратить в рассказ о народной трагедии. Его не особенно интересовали церковно-догматическая сторона раскола и драматические распри боярыни с никонианцами. Не в одиноком трагическом раздумье, не в муках душевной борьбы хотел художник показать ее, а с народом и на народе.

Василий Суриков хорошо понимал, что история не делается без народа и даже самая выдающаяся историческая личность беспомощна вне народа. Там, где нет народа, нет и героя. И трагедия Ф.П. Морозовой (как ее видел В. Суриков) это не столько трагедия одной, пусть и такой незаурядной по силе характера женщины. Это трагедия времени, трагедия всего народа.

«Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу», — говорил Суриков. Народ, его думы и чувства в эпоху раскола — вот главное, что привлекало Сурикова в избранном им историческом сюжете и что он гениально раскрыл в своей картине.

...В голубой дымке зимнего утра по рыхлому влажному снегу везут закованную в цепи раскольницу боярыню Морозову. Дровни с трудом пробиваются сквозь густую толпу, заполнившую узкую улицу с низкими домами, с золотыми и синими куполами церковок. Высоко вскинула Морозова окованную тяжелой цепью руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстие. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. Она готова принять любые муки, пойти на смерть.

Исключительный по силе образ Морозовой господствует в картине, но не затмевает собой народной толпы. Более того, он неразрывно с нею связан: он объединяет ее собою и вместе с тем сам благодаря ей приобретает особую выразительность и особое значение. Морозова — источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний, и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Это единство поддерживается в частности тем, что женские лица в народной толпе родственны по типу лица самой Морозовой. Людская масса едина, но ни одно лицо не растворяется в ней, художник достигает удивительной гармонии в изображении массы и отдельной человеческой личности: каждый в толпе по-своему воспринимает событие, каждое лицо — новый голос в едином трагическом хоре.

Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот, и сочувствие посадских людей и «нищей братии» — юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей... Крепко сжав руки, как бы стремясь не поддаться слабости, сохранить в себе мужество и силы, спешит за санями сестра Морозовой — княгиня Урусова. Почтительно склонилась в поясном поклоне молодая горожанка в синей шубке и золотистом платке...

Изображая народную массу на улице, Суриков должен был разрешить сложнейшие композиционные задачи, что он и сделал с замечательным мастерством. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Толпа на нем живет и волнуется; движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Глубокие следы, оставленные полозьями, солома, волочащаяся по снегу, бегущий за санями мальчик — все заставляет зрителя поверить в то, что накренившиеся влево сани действительно движутся по рыхлому снегу. Впечатление движения саней поддерживается и нарастанием движения в фигурах — от правого края к центру: справа — сидящий на снегу юродивый, затем—вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищенка и, наконец, идущая рядом с санями Урусова. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Увлеченный красочностью древнерусского быта, Суриков дает исключительные по звучности цветовые пятна — голубое, желтое, малиновое, черное... Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно; они подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха. Голубые тона, перекликаясь с золотистыми, рассеяны повсюду: и в снегу, как бы сотканном из цветовых отблесков, и в сером небе, и в узорах народных одежд... Цветом выделен и психологический центр картины — фигура Морозовой; трагически звучит подобное тяжелому колоколу черное пятно ее одежды на фоне белого снега. Но яркая красочность, многоцветность народной толпы придают картине мажорное, жизнеутверждающее звучание, выражая веру в народ, в его силы, в конечную победу народного разума над предрассудками, света над тьмой.

Три года писал В. Суриков свою картину. Эскиз следовал за эскизом, в поисках натуры художник был неутомим. Где только ни побывал он за это время, выискивая наиболее характерные персонажи, в гуще самой жизни черпая будущих героев своей картины. Два холста с уже сделанными набросками он забраковал, и лишь третий, изготовленный по специальному его заказу (прямоугольник, положенный на большое ребро) удовлетворил мастера.

Композиция «Боярыни Морозовой» была создана после долгих и трудных исканий. Сам Суриков рассказывал: «Главное для меня композиция. Тут есть какой-то твердый, неумолимый закон, который можно только чутьем угадать, но который до того непреложен, что каждый прибавленный или убавленный вершок холста, или лишняя поставленная точка, разом меняют всю композицию».

В другой раз Суриков говорил: «В движении есть живые точки, а есть мертвые. Это настоящая математика. Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Надо было найти расстояние от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Чуть меньше расстояние — сани стоят. А мне Толстой с женой, когда «Морозову» смотрели, говорят: «Внизу надо срезать, низ не нужен, мешает». А там ничего убавить нельзя — сани не поедут».

С особым упорством «искал» художник образы своих героев. Чтобы собрать нужный материал, найти наиболее характерные типы людей, которые могли бы послужить натурой для персонажей картины, Василий Суриков поселился в Мытищах. Здесь по Ярославскому шоссе "столетиями шли целый год, особенно летом, беспрерывные вереницы богомольцев, направлявшиеся в Троице-Сергиеву лавру. В. Суриков писал, захлебываясь, всех странников, проходивших мимо его избы, интересных ему по типу".

Он всегда и всюду жадно вглядывался в людские лица, стремясь обнаружить среди них необходимый ему социальный или психологический тип, близкий к образам тех исторических персонажей, которые рисовались его творческому воображению. «Девушку в толпе, это я со Сперанской писал, — она тогда в монашки готовилась. А те, что кланяются, — все старообрядочки с Преображенского», — рассказывал Суриков. Помогали художнику и воспоминания прошлого, запечатленные его могучей зрительной памятью: «А священника у меня в толпе помните? Это целый тип у меня создан. Это когда меня из Бузима еще учиться посылали, раз я с дьячком ехал — Варсонофием, мне восемь лет было. У него тут косички подвязаны. Въезжаем в село Погорелое... Купил он себе зеленый штоф, и там уже клюкнул... Отопьет из штофа и на свет посмотрит... Не закусывая пил...»

Постепенно были найдены персонажи картины. Вот странник-богомолец - типичная фигура Древней Руси, сохранившаяся почти без изменений на протяжении столетий. Такие странники из года в год меряли шагами необъятные просторы России. Странствующие богомольцы были и проповедниками, и носителями новостей для народа, своим пешим паломничеством они связывали отдаленные уголки страны, бывали очевидцами и народных бунтов, и казней, и покаяний.

Сталкиваясь с различными сторонами русской жизни, соприкасаясь с различными слоями населения, исходив вдоль и поперек российские просторы, они накапливали в себе богатый материал для размышлений и рассказов. Таким был странник на картине В. Сурикова. По всему видно, что пришел он издалека, его сильная, коренастая фигура перепоясана широким ремнем, стянутые на груди веревки поддерживают большую котомку, в руках у него высокий посох с затейливой ручкой - неотъемлемый спутник его странствий.

Этот бродячий философ полон глубокого сочувствия к закованной в цепи боярыне Ф.П. Морозовой. За его широким поясом висит такая же старообрядческая "лестовка" (кожаные четки), как и та, что свисает с руки боярыни. Он с состраданием смотрит на нее и в то же время погружен в себя, как бы следуя за своей скорбной мыслью. Из всей многоликой толпы он более других выражает раздумье по поводу происходящего события, столь важного в трагической судьбе раскола.

А юродивого, этого народного прорицателя, художник нашел на одном из московских рынков.

Решая картину, как сцену на открытом воздухе, Суриков стремился писать и этюды в тех же условиях. «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял»,— как-то заметил художник шутливо.
«А юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу — он. Такой вот череп у таких людей бывает. Я говорю — идем. Еле уговорил его. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Я оглядываюсь, а он качает головой — ничего, мол, не обману. В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер... Он в одной холщевой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели... Так на снегу его и писал», — весело рассказывал Суриков.
Он был в восторге
от этого пьяницы, торговавшего огурцами. Этого забулдыгу и озорника, которых в народе называют "бесшабашной головой", В. Суриков приводит к себе домой, растирает ему босые ноги водкой и торопится запечатлеть его на снегу, наблюдая розовую и лиловую игру пятен. "Если бы я писал ад, - говорил впоследствии художник, - то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял".

Не успел художник справиться с юродивым, как уже понадобилась новая натура. И он смешно и трогательно гонится за старушкой-богомолкой, невольно пугая ее, и с беспредельной жадностью хватает брошенной ею посох, чтобы тотчас же "вставить" его в руки странника, который уже написан на картине.

Потом благоговейно склонилась в поклоне красивая девушка в синей шубке и золотистом платке; вскоре были написаны монашенка и девушка со скрещенными на груди руками; и стрельцы с бердышами, и мальчик в дубленом полушубке; и ощеривший беззубый рот, торжествующе хохочущий поп в шубе и высокой шапке; и тайные староверы.

С увлечением работал художник и над пейзажем картины. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Без устали работал Суриков на натуре.

Для картины был нужен глубокий снег, по которому боярыню Ф.П. Морозову должны были везти в розвальнях. Розвальни оставляют в рыхлом снегу борозды следов, но на раскате получается совсем особый след, и В. Суриков с нетерпением ждет снегопада. А потом выбегает на улицу и долго идет за первым попавшимся обозом.

«На снегу писать — все иное получается, — говорил Суриков. — Вон пишут на снегу силуэтами. А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых, вон как одежда боярыни Морозовой — верхняя, черная; и рубаха в толпе... Все с натуры писал: и сани, и дровни. Мы на Долгоруковской жили (тогда ее еще Новой Слободой звали)... Там в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много. Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать. И чувствуешь здесь всю бедность красок!»

С тех пор он часто ходил за розвальнями, где бы они ему ни встретились, заворачивал их к себе на двор, заставлял проехать по снегу и тут же садился писать колею, как драгоценность, охраняя ее от случайных прохожих. Он писал этюд занесенного снегом московского бульвара с фигурой присевшего на скамейку человека, одетого в черное; он писал темные стволы и сучья голых деревьев, которые гнутся над снежными сугробами; он писал следы полозьев на чистом рыхлом снегу.

Но Суриков ставил перед собой задачу воспроизвести не только зимний пейзаж, но и воссоздать на полотне московскую улицу конца XVII века. Поэтому, по его словам, «...переулки все искал, смотрел; и крыши где высокие. А церковь-то в глубине картины— это Николы, что на Долгоруковской».

Каждая деталь картины была старательно выискана, отобрана, любовно написана. «Всюду красоту любил, — признавался Суриков. — В дровнях-то красота какая: в копылках, в вязах, в санеотводах. А в изгибах полозьев, как они колышутся и блестят, какие извивы у них. Ведь русские дровни воспеть нужно...» Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. Присущее ему глубокое реалистическое чувство неизменно руководило им при отборе и обобщении впечатлений действительности.

Уже были написаны главки церквей, и сама улица, и дома, и снег, а В. Суриков все продолжал искать главное - образ самой боярыни.

Сам он потом рассказывал своему биографу и писателю Волошину: "...я на картине сначала толпу писал, а ее после.

Долго искал Суриков Морозову: «В типе боярыни Морозовой — тут тетка одна моя, Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Федоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось. В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище — ведь вот где ее нашел. Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю. И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину — она всех победила».

Но и этот этюд не завершил работы. Пробовал писать и лицо жены, а потом как-то увидел он начетчицу с Урала. "И как вставил в картину - она всех победила". С нее и написал этюд, подписанный 1886 годом и носящий название «Голова боярыни Морозовой».

Эта работа, завершавшая настойчивые искания, долгое время хранилась в собрании семьи художника и принадлежала к числу «заветных», не подлежащих продаже. Она была особенно дорога художнику. Рассказывают, что «заветную» голову Морозовой выразил желание купить один из русских великих князей. «Денег у вас, князь, не хватит», — смело и решительно ответил художник. Сейчас «Голова боярыни Морозовой» находится в Третьяковской галерее.

Смертельно бледное, изможденное, с горящими глазами, трепещущими ноздрями и нервными губами, лицо боярыни полно такой страстной убежденности, воли и огня, что от него трудно оторваться. В худощавой фигуре Ф.П. Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как она сидит, судорожно вцепившись одной рукой в сани, а другая рука взметнулась в двуперстном знамении - переданы В. Суриковым ее страстная жизнь и горестная судьба.

Почему часами можно стоять перед этой картиной, все время открывая в ней что-то для себя новое, разглядывая и переживая, удивляясь и восхищаясь ее глубокой психологической достоверностью и любуясь чудесной игрой красок? Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть мученичество? Она склоняется перед ним, и именно в "обаятельной силе чужих мук" (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин притягательности "Боярыни Морозовой", перед которой до сих пор склоняется суриковская толпа. И мы...

Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. Присущее ему глубокое реалистическое чувство неизменно руководило им при отборе и обобщении впечатлений действительности. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию, и по созданным художником образам, и по раскрытым здесь характерам, и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Это произведение, которое могло возникнуть только на русской почве, особенно близкое и понятное именно русскому человеку. И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Заключенное в ней трагедийное, героическое начало, ее живописная гармония волнуют любое сердце, чуткое к искусству.

Приложение 4.

Поучение патриарха Никона священному чину и причетникам, февраль 1654 г.

  1. Вопрос: Кому адресовано «Поучение» Никона? В связи с чем он пишет «Поучение»?

 «Никон божиею милостию патриарх московский и веса Русии сыном [сво]им архимаритом и игуменом, протопопом и всем священником и дияконом и причетником.

Ответ: «Поучение» Никона адресовано архимандритам, игуменам, протопопам, священникам и всем другим лицам духовного сана в связи с проведением церковной реформы в 1653-1655 гг.

  1. Вопрос: Что вменяет в вину священнослужителям Никон?

Ведомо нам учинилося, что во святых церквах небрежение велико есть и житие зазорно, и о преданных евангильских повелении и апостольских предании и святых богоносных отец седми вселенских соборов и прочих святых отец, еж должно вам хранити и не сохраняете той…

Ответ: Никон говорит о нарушениях положений Евангелия, Преданиях Апостолов и Святых Отцов семи Вселенских соборов, допускаемых в русских церквях.

  1. Вопрос: В чем, по мнению Никона, состоит долг священнослужителей?

Иереи должни суть учити причет церковный и вся люди благоверию и божественым повелением; паче ж иных дней, во всякую неделю, всего причта и народа поучати благочестию словесы, яко ж предречеся от божественаго писания… И от ныне клали бы есте сами поклоны и прочим повелевали по уставу святые восточные церкви и по благословению нашего смирения вси вкупе равно тихо. Егда полагаются седмь на десять поклонов по сущую Богородицу поклон земныи и прочих три великие в землю с молитвою “Господи владыко животу моему”, к сем ж два на десять метания в пояс, и последний великий ж поклон в землю…

Ответ: Священослужители должны учить людей благоверию с помощью Священного Писания, а также самим делать и других учить класть поклоны согласно уставу восточных (греческих) церквей.

  1. Вопрос: Как Никон именует себя? О чем это говорит?

А аще кто зело явится прекословен, и вам бы возвещать нам великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и веса Русии. А аще ли ж таковым сам не запретит и нам не возвестит, таковыи о всяким неисправлении сам ответ даст в день праведнаго суда Христова…».

Ответ: Никон говорит об ответе священнослужителей на суде Христовом за неисполнение утвержденного патриархом, за «прекословие» ему. Никон именует себя не просто патриархом московским и всея Руси, но и «великим государем святейшим».

Патриарх Никон, 1658 г. (после низложения)

  1. Вопрос: О каких мнениях на сущность власти светской и духовной говорит Никон?

«Иные думают, что Царь выше архиерея… Другие рассуждают, что архиерей выше Царя… Архиерейская власть духовная, и ей подлежат вещи духовные, а власть Царя мирская, и ей подлежат вещи временные… Господь Бог, когда сотворил землю, повелел двум светилам светить ей – солнцу и месяцу – и через них показал нам власть архиерейскую и царскую… Архиерейская власть во дни, то есть над душами, а царская – в вещах мира сего…

Ответ:

  • Первое мнение – власть светская (царя) выше власти духовной (патриарха).
  • Второе мнение – светская и духовная равнозначны как свет двух светил – Солнца и Луны. Одной власти принадлежат «вещи духовные», другой «вещи временные».

  1. Вопрос: Какова, по мнению Никона, власть патриарха? Как Никон определяет церковь, управляемую не патриархом, а светской властью, то есть царем?

В вещах же духовных архиерей великий выше Царя, и каждый человек православный должен быть в послушании Патриарху, потому что он отец наш в вере православной и ему вверена Православная Церковь. И еще: “яко где же Церковь под мирскую власть снидется, нести Церковь, но дом человеческий, вертеп разбойникам”…

Ответ: Власть патриарха – над Православной церковью и во всех духовных делах, в которых патриарх выше царя. Церковь, возглавляемую светской властью, Никон называет вертепом разбойников.

  1. Вопрос: Какое событие имеет в виду Никон, говоря о том, что царь Алексей Михайлович «возгорелся на Самого Бога широтою своего орла»? Как он характеризует решение царя в отношении него?

“Нигде, даже в Царских законах, не написано, чтобы Царю избирать епископов и прочих [церковных] властей… А то правда, что Царское Величество расширился над Церковью, вопреки Божественным законам, и даже возгорелся на Самого Бога широтою своего орла”.

“Не пришло ли ныне отступление от Святого Евангелия и от Предания Святых Апостолов и Святых Отцов?... Какой же больше погибели, когда, оставив Закон и Заповеди Божий, предпочли предания человеческие, то есть Уложенную книгу, полную горести и лести?

Ответ: Никон имеет в виду решение царя Алексея Михайловича о снятии с него сана патриарха. Это событие он определяет как вмешательство светской власти в церковные вопросы, отступление от Святого Евангелия, Предания Святых Апостолов и Святых Отцов, Закона и Заповедей Божьих.

Составить заключение.

В заключении должно прозвучать:

  • Как патриарх Никон объясняет необходимость проведения церковной реформы.
  • Как патриарх Никон определяет сущность своей власти.

Заключение:  

  • Патриарх Никон объясняет необходимость проведения реформы отступлением русской православной церкви от Священного Писания, Священного Предания, устава греческой церкви.
  • Патриарх Никон определяет свою власть как власть духовную над церковью и всеми православными людьми, независимую от светской власти, неограниченную властью царя в решении церковных вопросов.  

Приложение 5.

Патриарх Никон

Патриарх Никон (1605-1681), в миру Никита Минов, - русский патриарх в 1652-1667 гг. Родился в семье мордовских крестьян, принял постриг в Соловецком монастыре, был священником Нижегородского уезда, затем игумен Кожеозерского монастыря в Поморье. Твердая вера, решительный характер, ум, слава чудотворца сделали его известным. Царь Алексей Михайлович приблизил его к себе. В 1646 г. Никон приехал в Москву и стал архимандритом Новоспасского монастыря, а спустя два года митрополитом новгородским. После смерти патриарха Иосифа Алексей Михайлович способствовал тому, чтобы его преемником стал Никон. Именно на Никона царь возложил проведение церковной реформы, которая началась в 1653 г. Церковные нововведения не затрагивали основы русской православной веры и касались лишь обрядовой ее стороны. Никон заменил на новые те старые обряды, которые не совпадали с греческими:

  1. Креститься следовало не двумя перстами, а тремя.
  2. Петь «аллилуйя» во время молитвы не два, а три раза.
  3. Во время крестного хода идти не по солнцу («посолонь»), а против него.
  4. Совершать поклоны не земные, а поясные.
  5. Иначе писать имя Христа – Иисус вместо прежнего Исус.
  6. Отдельные слова богослужения были заменены новыми.
  7. Иконы и богослужебные книги переписывались по греческим образцам.

В годы проведения реформы влияние Никона на царя было практически неограниченным. Он начал претендовать на усилие церковной власти, начал отстаивать идею преобладания церковной власти над светской. Царь, сам стремившийся к усилению личной власти, охладел к Никону. В 1658 г. между ними произошел открытый разрыв, в результате которого Никон заявил о сложении патриарших обязанностей, покинул Москву и удалился в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. После восьмилетнего противостояния царя и патриарха, в 1666 г. начался судебный процесс над Никоном по обвинению в самовольном  оставлении своего поста. В 1667 г. с Никона был снят сан патриарха, а он сам был отправлен в ссылку в Белозерский Ферапонтов монастырь. Только в 1881 г. ему разрешили вернуться в Воскресенский монастырь. Однако престарелый Никон умер в дороге.

Протопоп Аввакум

        Протопоп Аввакум (Аввакум Петров) родился около 1620 г. в селе Григорове под Нижним Новгородом. В молодости Аввакум стал священником в одном из сел. Из-за излишней ревности и строгости в обращении с верующими Аввакум навлек на себя гнев местного населения и был вынужден в 1646 г. уехать в Москву, где благодаря своей начитанности, привлек к себе внимание и покровительство духовника царя Стефана Вонифатьева. В Москве Аввакум принимает деятельное участие в кружке ревнителей благочестия, введшего единогласное пение в церквях и устную проповедь. В 1652 г. он был назначен протопопом в Юрьевец, но его проповеди и излишне ревностное введение некоторых преобразований снова восстановили население против него. После начала церковной реформы Никона Аввакум начал борьбу против нее, подавая царю челобитные. Спустя несколько месяцев он был посажен в тюрьму, а затем выслан в Тобольск. В 1662 г. по ходатайству московских друзей он был возвращен из ссылки и снова повел активную проповедь против «ереси Никоновой», как он называл реформу. Царь и многие бояре, симпатизировавшие Аввакуму убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 гг. Аввакум был предан церковному проклятию (анафеме), расстрижен из священников, сослан в Пустозерск и заключен в земляную тюрьму. Но и там он продолжал свои обличения Никона и его реформы. В своем последнем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие». Церковным Собором 1681-1682 гг. был приговорен к казни. 11 апреля 1682 г. протопоп Аввакум и его сторонники были заживо сожжены.

Раскол

        Раскол – религиозно-общественное движение, вылившиеся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу (1653-1656 гг.) патриарха Никона.

Боярыня Ф. П. Морозова

Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна (1632 - 1675), деятельница русского раскола, сподвижница протопопа Аввакума. Морозова была дочерью окольничего П. Ф. Соковнина, родственника Марии Ильиничны - Милославской, жены царя Алексея Михайловича. В 1649 г. она была выдана замуж за боярина Г.И. Морозова. Овдовев в 1662 г., она всецело отдалась религии и делам благочестия и вскоре была увлечена протопопом Аввакумом в раскол. С пламенным энтузиазмом относясь к учению раскольников, она привлекла к нему и сестру свою Евдокию, княгиню Урусову, а сама тайно постриглась в монахини под именем Феодоры. За принадлежность к старой вере, "противление" царю и патриарху она была подвергнута опале, ее огромное состояние было конфисковано. Зимой 1673 г. вместе с сестрой - княгиней Е. П. Урусовой боярыня Морозова была подвергнута пыткам. Позднее она вместе с единомышленницами была отправлена в Боровск, где её уморили голодом в земляной тюрьме.

На смерть Морозовой протопоп Аввакум написал произведение "О трёх исповедницах слово плачевное". В конце 70-х гг. XVII в. о жизни Морозовой была написана "Повесть", неизвестный автор которой тайно посетил опальную боярыню в боровском заключении. Боярыне Морозовой посвящены рисунки и картины В.И. Сурикова, В.Г. Перова, А.Д. Литовченко, К.В. Лебедева и других художников.

Приложение 6.

Тест по теме «Церковный раскол»

  1. Что было причиной церковной реформы XVII веке?
  1. смерть патриарха Филарета,
  2. включение в состав России мусульманских народов
  3. подписание Флорентийской унии между византийским патриархом и папой римским
  4. разночтения в священных книгах и различия в обрядах подрывали авторитет церкви.

      2. Кто был сторонником исправления церковных книг в соответствии с   греческими источниками?

 1) патриарх Никон    2) монах Нестор  3) протопоп Аввакум  4) патриарх Филарет

3. Что было причиной конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем?

1) отказ Никона поддержать церковную реформу

2) выступление Никона в поддержку старообрядцев

3) попытка Никона объединить православную и католическую церковь

4) стремление Никона поставить церковную власть выше царской.

4. Кого называли старообрядцами?

1) язычников

2) сторонников патриарха Никона

3) сторонников объединения с римско-католической церковью

4) верующих, отказавшихся признать церковную реформу.

5. Когда была проведена церковная реформа?

1) в 1632-1634 гг.      3) 1653- 1655 гг.

2) 1645-1676 гг.         4) 1666-1667 гг

6. Вставьте пропущенное имя из сочинения Ключевского В.О.

Друзья рассорились, вследствие чего _________ самовольно покинул патриарший престол, надеясь, что царь воротит его, а царь этого не сделал.

7. Исключи «лишнее»

Никон, Аввакум, Филарет, Плещеев.

8. Что было целью церковной реформы XVII века ?

А) привести церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами.

Б) учредить патриаршество

В) запретить католичество на Руси

Г) поставить церковную власть выше светской.

9. Почему патриарх Никон потерпел поражение в противостоянии с царем Алексеем Михайловичем?

 А) к середине 17 века власть царя заметно усилилась

 Б) против Никона выступали старообрядцы

 В) патриарх Никон приступил к проведению реформы без согласия Алексея Михайловича

 Г) патриарха Никона поддерживал папа римский.

10. Кто выступал за сохранение старых традиций и исправление книг по древнерусским образцам?

 а) патриарх Никон             в) монах Нестор

 б) протопоп Аввакум        г) патриарх Филарет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории России 8 класс

История Отечества. 8 класс. Тема  урока: «Александр II. Отмена крепостного права.» ...

Открытый урок по истории России Крестьянская реформа 1961 года в соответствии с требованиями ФГОС 8 класс

Открытый урок по истории России Крестьянская реформа 1961 года разработан для обучающихся 8 класса в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной...

Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»

У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"

Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: открытый урок по истории России в 7 классе

Презентация для открытого урока по истории России в 7 классе "Реформа Никона в исторических и литературных памятниках"...

Открытый урок по истории России, 8 класс

Презентация к мастер - классу (открытому уроку) для молодых специалистов. Урок истории в 8 классе "Празднование Нового года от Петра I" с применением методов функциональной грамотности....