Учебные программы по истории 2022-2023 г.
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8 класс)

Залогина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                                          Приложение к

                                                                                                                                         ООП ООО (приказ от 30.08.2017г. №114)  

Рабочая программа  элективного курса

«История»

9 класс

                                                                                                                                  Составитель: Залогина Татьяна Николаевна,                         учитель истории и обществознания

Ынырга 2022

Пояснительная записка

Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся девятого класса, изучающих историю на базовом уровне. Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов. Объем курса 17 часов. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.  Важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ОГЭ, и в перспективе ЕГЭ.

Цели курса: ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства, осмысление роли великих деятелей в судьбе России;

Задачи курса:

  • расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
  • через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
  • развивать умения составлять характеристику исторической личности;
  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества, патриотические чувства;

Элективный курс по истории    «История России в лицах»,  рассчитан на обучающихся 9 класса. В классе обучаются 10 обучающихся.

        Рабочая программа элективного курса конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов  по темам курса. Изучение элективного курса «История в лицах» отводится 17 часов, из расчета 1 час в неделю.

2. Планируемые результаты. Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков. Ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности важнейших деятелей российской истории, кто оказал влияние на ход истории,  чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.  Определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ОГЭ.

3.Основные компоненты содержания элективного курса  

Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).                                                              

 Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе.

Раздел 1. Становление русского государства (3 часа)

Тема 1. Реформаторы и законодатели Древней Руси. (1 ч.)

Первые Древнерусские князья: люди и государственные деятели. Законодатели Древней Руси.

Тема 2. Носители идеалов православия (1 ч.)

Идеалы православия. Княгиня Ольга святая. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Иконография. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Первый Митрополит из числа русских людей. Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы.

Тема 3. Обособление Северо-восточной Руси. (1 ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

Раздел 2. Московская Русь (6 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.)

Сергий Радонежский. Его роль и значение для русской истории.

Тема 4. Иван III (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.)

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Итоговое повторение (1 час)

.4. Требования к уровню подготовки обучающихся. 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Важнейшие личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны;

- осмысление нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению;

 - уважение к своему народу, своей стране, к своему краю.

 Метапредметные результаты:

- способность организовывать свою деятельность;

- владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах( сообщение, презентация, творческая работа), готовность сотрудничать с соучениками, к коллективной работе.

 Предметные результаты:

- более глубокое понимание истории, новые исторические знания о деятельности и роли исторических личностей в истории России, приобретение социальных знаний, стимулирование учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории, к творческой, поисковой деятельности,  создание творческих работ о ведущих деятелей культуры, политических,  общественных, государственных деятелей России, подготовка к ГИА.

В результате изучения  ученик научится:

- называть, запоминать имена выдающихся деятелей отечественной истории;

- основные события героических страниц истории России, влияние нравственных качеств личности на их конкретную деятельность.

- характеризовать: адоптированные исторические источники, конкретных исторических деятелей,

- объяснять: роль конкретных людей в историческом процессе;

- приводить примеры: различных видов деятельности исторических личностей, их конкретного вклада в развитие страны; героизма и патриотизма людей в тяжелые годы суровых испытаний и мирное время; вклада российских ученых и деятелей культуры в развитие отечественной и мировой науки и культуры;

Ученик получит возможность научиться:

- навыкам поиска и использования исторической информации;

- излагать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях;

- осуществлять творческие работы и проекты по исторической тематике;

- выбирать соответствующие закону формы поведения и действия в типичных

жизненных ситуациях.

5.Методы и формы обучения

- Методы: проблемного обучения, объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный, исследовательский, моделирования, частично-поисковый, повествование, проектов и др.

- Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

6. Календарно-тематический  план

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Введение. Знакомство со структурой курса

1

 

Раздел 1. Становление русского государства

3

 2

 Реформаторы и законодатели Древней Руси.

1

3

Носители идеалов православия

1

 4

Обособление Северо-восточной Руси.

1

Раздел 2. Московская Русь

6

5

Иван Калита

1

6

Дмитрий Донской

1

7

Сергий Радонежский

1

8

Иван III

1

9

Иван Грозный

1

10

Великие живописцы

1

Раздел 3. Россия в XVII веке

6

11

Борис Годунов

1

12

Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский.

1

13

Романов Алексей Михайлович

1

14

Степан Разин

1

15

Патриарх Никон, протопоп Аввакум

1

16

Симеон  Полоцкий, Симон Ушаков, Феофан Прокопович

1

17

Итоговое повторение

1

 

ИТОГО

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 5 класс 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по географии для 5 класса. Пояснительная записка составлена 5-9 класс...

Рабочая программа по литературе 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по литературе 2022-2023 учебный год в соответствии с ФГОС....

Программа воспитания на 2022-2023 учебный год МБОУ "Борисовская СОШ"

Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и с...

Мероприятия по обеспечению комплексной безопасности в рамках модуля «Профилактика и безопасность» рабочей программы воспитания в 2022-2023 учебном году

Подготовка и уточнения документации по безопасности в школе, (Паспорт безопасности школы с приложениями, приказы, инструкции, журналы).Подготовка и проверка  организации пропускного режима в школ...

Рабочая программа по истории 2022-2023

Рабочая программа по обновленным ФГОС ООО...

Учебные программы по обществознанию 2022-2023 гг.

Учебный программы по обществознанию 6,7,8,9 классы...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 2022-2023 учебный год 5-8 класс

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 2022-2023 учебный год 5-8 класс...