Урок «открытия» новых знаний по теме: «Древнейший Рим»
план-конспект урока по истории (5 класс)

Урок «открытия» новых знаний по теме:

«Древнейший Рим»

                                                          5 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevneyshiy_rim._konspekt_uroka.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «открытия» новых знаний по теме:

«Древнейший Рим»

                                                          5 класс

Цели:

- сформировать представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях;

- способствовать ознакомлению с историей возникновения Древнего Рима и системой управления на ранних стадиях его развития;

- продолжить развитие у учащихся различных УУД в соответствии с запланированными  предметными, метапредметными,  личностными результатами;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся смогут, работая с исторической картой:

определять местонахождение и природные условия Рима, находить моря, реки, горы и на основе природных условий определять основные занятия жителей

- смогут давать определения историческим терминам:

Апеннинский полуостров, латины, весталка, Веста, Марс,  ликтор, Рем, Ромул, сенат, патриции, плебеи.

- сформулируют и назовут основные элементы системы управления в древнем Риме.

Метапредметные: Регулятивные УУД:

-  примут участие в  планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- продолжат формирование умений работать с различными источниками информации (с текстом учебника, с картой, презентацией):

- извлекать необходимую информацию из текста учебника, из прослушанного рассказа, наглядного материала;

-  находить информацию и  преобразовывать ее в таблицу;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

- сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

-примут участие в обсуждении в ходе работы в малой группе.

Личностные: - формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- умение выражать  свое отношение   к  героям, событиям.

Словарь урока: латины, весталка, ликтор, сенат, патриции, плебеи

Даты: 753 год до н. э. – основание Рима.

Ресурсы урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор, презентация;
  • учебник, рабочая тетрадь;
  • рабочие листы с заданиями для групп и индивидуальной работы;

1 этап. Орг. Момент. Проверка отсутствующих в классе, проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя для совместной деятельности на уроке.

2 этап. Актуализация знаний. - На уроках истории в этом году мы с вами познакомились с историей разных стран.

И сегодня мы продолжим с вами  путешествовать по странам древнего мира. А для того, чтобы посетить следующую страну, я предлагаю вспомнить, в каких странах мы уже побывали, отгадав мои загадки. На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Междуречье, Финикия, Македония, Апеннины.

На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли. 
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна.

(Египет)

Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда.

(Междуречье)

На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит.

(Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны.

(Китай)

Был он сильным, нужен был
А не стало больше сил,
Ему место учредили
Для таких, как он, что было.
Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учить
Его всяческим манерам.
Чтобы стал для всех примером.
Со стола не брать кусок,
Смех закрыть свой на замок.
И прилежно всё учить,
Что учитель повелит.

(Педагог. Греция.)

А теперь на экране будут появляться предметы, которые были изобретены в разное время и в разных странах, вы должны вспомнить в каких. (см. слайд)

- Задание №2. 

А это слова, которые мы будем использовать на сегодняшнем и дальнейших уроках. Эти слова были изучены вами на предыдущих уроках, поэтому вашей задачей будет – вспомнить их и вспомнить страну, где использовались эти слова.  (см.слайд )

3 этап. Мотивация

У нас осталось слово - Апеннины.

Как вы думаете, что может означать этот термин?

Представляется  слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров. Задаются вопросы, построенные на интеграции с географией.

Отвечают по ходу презентации на вопросы:

1) На каком материке расположен Апеннинский полуостров?

2) В какой части Евразии находится Апеннинский полуостров?

3) Что такое полуостров?

Определяет местоположение Апеннинского полуострова.

По желанию вызывает к карте ученика и предлагает определить местоположение Апеннинского полуострова.

Показывает следующий слайд презентации и поясняет, что на Апеннинском полуострове расположена страна - Италия. Задаёт вопрос: Определите в какой части Италии находится Рим?

4 этап. Целеполагание и планирование

Задаёт вопрос: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Тема урока - запись на доске: "Древнейший Рим".

Вспомните  с  чего  мы  начинаем  знакомство  с  новой  страной?  (Где  находится, природные  условия). Как вы думаете о чём мы ещё будем говорить сегодня на уроке?

Учитель демонстрирует слайд с полным планом урока.

5 этап. Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

Вопрос 1. Где находится Рим (географическое положение), природные условия

- Разделитесь на группы по четыре человека. Представьте себя в роли исследователей, которые получили задание определить:

1) местоположение древнего государства;

2) его природные условия;

По обозначенным критериям вам предстоит исследовать Древний Рим и сравнить его с Древней Грецией. Затем мы сравним полученные характеристики. Работая над заданием, пользуйтесь картой в учебнике, вступительной статьей к параграфу 44 и представленной информацией на слайде. По ходу выполнения задания составляется сравнительная таблица в рабочих листах. (Приложение №1)

Задание  «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд)

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль  Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

Правильный ответ:   Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском  полуострове. В Италии - теплый  климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль  Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.

Вопрос 2. Основание Рима. Древний Рим – это государство, которое было одним из величайших империй древности. Ее культура и традиции распространились на все захваченные территории, величественная римская архитектура и скульптура до сих пор поражает своим великолепием. Все страны средневековой Европы старались достичь величия Рима, правители возводили свои родословные к римским императорам (слово царь от цезарь) и теперь узнаем как же все начиналось. Для этого давайте обратимся к карте учебника на стр. 213 и посмотрим какие племена населяли Италию?

выписать в тетрадь названия племен населяющих Апеннинский полуостров(этруски, умбры, латины, самниты, апулы)

Какое из племен занимало большую территорию?(этруски)(сообщение ученика).

До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. До сих пор ученые не разгадали тайну их происхождения. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся этрусские надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.

Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели. Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство.

Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения.

Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами - триумфами. Но уже к VIII  веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов.

Какое племя заселяло территорию близ города Рима?(латины)

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима.

Работа по учебнику: читать вслух «Легенду об основании Рима».

После прочтения ответить на вопросы: (см.слайд  )

1.  Как называлось племя, расположившееся на левом берегу реки Тибра? (латины)

2. Как звали царя правящего в одном из латинских городов? (Нумитор)

3.Что вы можете сказать о его младшем брате Амулии? (Он был злой и завистливый. Амулий отнял власть у Нумитора, а его дочь Рею Сильвию насильно сделал весталкой)

4. А кто такие весталки? (Это жрицы богини огня и домашнего очага Весты)

5. Так как же звали богиню, покровительствующую домашнему очагу и семье? (Веста)

6. Как звали сыновей Реи Сильвии? (Рем и Ромул).

7. Как вы думаете, почему Амулий  решил избавиться и от этих крохотных детей? (боялся, что когда они вырастут, то начнут мстить за деда и мать и начнут претендовать на власть)

8. Как звали бога войны у латинов? (Марс)

9. А как звали бога войны у древних греков? (Зевс)

10. Как сумели выжить два брата-близнеца? (их выкормила волчица)

11. Как в дальнейшем сложились отношения двух братьев? (они поссорились из-за строительства города и Ромул убил своего брата Рема)

12. Приходилось ли вам слышать о подобном братоубийстве в других религиях, в других легендах? (да, в христианстве каин убивает своего брата Авеля).

13. Кто из братьев является основателем Рима? (Ромул)

14. Что обозначает на латинском языке Рим? (Рома – именно так звучало имя Ромула)

15. Кого называли ликторами? (вооруженную охрану царя)

16. Зачем ликторы носили с собой всегда связку прутьев и топор? (так как царь мог в любой момент приказать выпороть, или даже отрубить голову провинившимся)

17. Как вы считаете, такая власть могла нравиться народу? Почему?

Работа в тетради:  Выписать в тетрадь основные понятия: (см. слайд )

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники сопровождавшие царя.

Рим  был основан в 753 г. до н.э.  (слайд ) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени»,  сколько лет Риму?

ФИЗКУЛЬТПАУЗА

       Мы решали и писали,

       Дружно мы тихонько встали.

       Раз, два – потянулись,

       Три, четыре – улыбнулись,

       Пять, шесть – все встряхнулись,

       Семь, восемь – повернулись.

       Сели, встали, встали, сели,

        И друг друга не задели.

        Выше руки! Шире плечи!

        Раз, два, три! Дыши ровней!

        От зарядки станешь крепче,

        Станешь крепче и сильней!

Дата  основания считается условной,  т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах

Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. На Авентине, где, по преданию, был похоронен Рем, селился простой народ.

На экране изображена схема Рима и написаны холмы, на которых он расположился.

Палатин;

Авентин;

Капитолий;

Целий;

Виминал;

Квиринал;

Эсквилин.

Вопрос 3. Занятия древних римлян.

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной.  А  чем занимались жители древнейшего Рима?

Работа по учебнику: прочтите текст на  до пункта 3 и скажите, чем занимались римляне, что они выращивали и где жили? (см. слайд).

Вопрос 4. Управление Римом. Римский народ делился также на патрициев и плебеев. Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин - сенат. Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни "патрес", отсюда произошло название "патриции", то есть "потомки отцов". Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

Записать слово в тетрадь: патриции – потомки коренных жителей Рима. (см. слайд )

Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

Записать слово в тетрадь: плебеи – переселенцы из разных частей Италии. (см. слайд )

Управлять Римом могли только патриции. Старейшие представители родов заседали в сенате.

Высшая власть, принадлежа Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Народное собрание также иногда называлось Собрание Патрициев.

Народное собрание выполняло важнейшие функции в государстве:

  1. Выбирало царя, правившего пожизненно;
  2. Объявляло войну;
  3. Заключало мир;
  4. Ведало государственной казной и сбором налогов.

По легендам Римом правило семь царей. Первым был Ромул, а последнего царя звали Тарквиний по прозвищу Гордый. Это царь не был избран, он сам захватил власть, убив шестого царя Сервия Туллия (его называют римским Солоном, так как он проводил в Риме реформы подобные реформам Солона в Афинах).

Захватив власть в Риме, Тарквиний Гордый избавился от выдающихся патрициев, захватив их имущество.

Многим была не по душе власть царя-тирана, поэтому римляне восстали и изгнали Тарквиния из города вместе с его семьей. Больше царей они решили не выбирать. Произошло это в 509 году до н.э. Но об этом событии вы узнаете на следующем уроке.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление).

Выполняем задания в рабочем листе:

Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы викторины. 

- Задание № 1. Вставьте пропущенные слова.

а) В управлении Римом принимали участие только.....

б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......

в) Высшая власть принадлежала .....

г) По легендам, Римом правили  ..... царей, последнего  звали.....

д) Знаками царской власти были .....

Задание № 2. Загадки (1 б.):

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни,  нужно полуостров

Найти,  похожий на... (сапог)

Конечно,  путь туда не близкий,

На полуостров ...(Аппенинский)

Довольно  труднопроходимы

Крутые горы ... (Аппенины)

Там, где Тибр полноводный

Течет в зеленые долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые ... (латины)

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла ... (волчица)

Ромул  дал

Названье  месту,

Это  потому, что  им

Был  основан  город ... (Рим)

7 этап. Рефлексия и оценивание.

Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики:

желтый – я все усвоил, могу поделиться знаниями;

зеленый – было сложно, но с помощью записей смогу рассказать;

синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы.

8 этап. Домашнее задание

  1. Изучить материал параграфа 44.
  2. Выучить новые слова.
  3. Ответить на вопросы после параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "открытия" нового знания по теме "Книга-это друг,советчик" 5 класс

Презентация к уроку по литератруре в 5 классе "Книга-это друг,советчик"...

Урок открытия нового знания по теме:"Причастие как часть речи".

Урок открытия нового знания по теме :"Причастие как часть речи".(7 класс)Цель урока: создание оптимальных условий  для открытия нового знания по теме: "Причастие как часть речи".Задачи:включение ...

Урок открытия новых знаний по теме "Координатная плоскость". Математика 6 класс. Учебник Петерсон Л.Г.

Материал содержит конспект урока математики 6 класса по теме "Координатная плоскость". Первый урок в теме - урок открытия новых знаний....

Конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс

Представлен конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" (с УУД)...

Урок открытия новых знаний на тему «Изъявительное наклонение глагола»

Урок открытия новых знаний по теме «Изъявительное наклонение»Класс: 5Цели: а) предметные– создать условия для понимания учащимися категории изъявительного наклонения глагола, морфемного стр...

Урок открытия нового знания по теме "Измерение углов" 5 класс по учебнику И.И.Зубаревой

При разработке урока учтены требования ФГОС к современному уроку...

Урок «открытия» новых знаний по теме: «Древнейший Рим»

Цели:- сформировать представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях;- спо­собствовать ознакомлению с историей возникновения Древнего Рима и сис...